Научная статья на тему 'Архитектурно-планировочные решения современных транспортно- пересадочных комплексов г. Москвы'

Архитектурно-планировочные решения современных транспортно- пересадочных комплексов г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
351
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ (ТПУ) / ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ТПК) / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (МФК) / АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ / TRANSPORT AND TRANSFER HUBS (TPU) / TRANSPORT AND TRANSFER COMPLEXES (TPK) / MULTIFUNCTIONAL COMPLEXES (IFC) / ARCHITECTURAL AND PLANNING SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шамаева Т.В., Кувшинов А.В.

Объектом исследования в данной статье стали транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), строящиеся и построенные за последние 5 лет в г. Москве и ближайшем Подмосковье. Предметом исследования являются функционально-планировочные решения данных ТПУ. В статье рассказывается о постепенном расширении функциональной нагрузки на транспортно-пересадочные узлы, приводящей к развитию и становлению современных транспортно-пересадочных комплексов (ТПК). Проводится анализ функционально-планировочных принципов проектирования транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), строящихся и построенных за последние 5 лет. Цель которого выявить характерные черты и особенности современных функционально-планировочных решений данных ТПУ. В результате анализа получены следующие результаты и сформулированы выводы. Сегодняшние строящиеся ТПК это уже не только часть территории, как транспортный элемент, а это комплекс объектов, состоящий из элементов транспортной инфраструктуры и объектов обслуживания пассажиров. В комплексе объектов ТПУ самая важная часть это технологическая часть, которая обеспечивает функционирование всех видов транспорта ТПУ. В комплексе допустимо размещение объектов разнообразного функционального назначения. Анализ объектов выявил, что коммерческие функции преобладают над транспортно-пересадочными. Комплекс объектов ТПУ становится новым объемно-планировочным типом зданий общественного назначения. Типология таких зданий расширена благодаря современным объемно-планировочным и градостроительным решениям. Формируются многофункциональные комплексы ТПК с обязательной функцией транспортно-пересадочного узла. В состав ТПК теперь входят не только транспортно планировочные элементы, объединяющие пешеходные и транспортные коммуникации различного вида, но и дополнительные объекты, работающие на инфраструктуру города. Проектирование транспортно-пересадочных комплексов требует особого внимания, при этом, главное назначение должно оставаться за транспортно-пересадочным узлом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шамаева Т.В., Кувшинов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural and planning decisions of modern transport and transfer complexes of Moscow

The object of the study in this article was transport interchange nodes (TPU), which are under construction and have been built over the past 5 years in Moscow and the immediate Moscow region. The subject of the study are the functional planning solutions of TPU data. The article tells about the gradual expansion of the functional load on the transport interchange nodes, leading to the development and establishment of modern transport interchange complexes (TPK). The analysis of functional planning principles for the design of transport interchange nodes (TPU) under construction and constructed over the past 5 years is carried out. The purpose of which is to identify the characteristic features and features of modern functional planning solutions for TPU data. As a result of the analysis, the following results were obtained and conclusions were formulated. Today’s TPKs under construction are not only a part of the territory, like a transport element, but a complex of objects consisting of elements of transport infrastructure and passenger service facilities. In the complex of TPU facilities, the most important part is the technological part, which ensures the functioning of all types of TPU transport. In the complex, it is permissible to place objects of various functional purposes. An analysis of the facilities revealed that commercial functions prevail over transport and transfer services. The complex of TPU facilities is becoming the new space-planning type of public buildings. The typology of such buildings has been expanded thanks to modern space-planning and urban planning solutions. Multifunctional complexes of TPK are being formed with the mandatory function of a transport and transfer hub. The TPK now includes not only transport and planning elements that combine pedestrian and transport communications of various kinds, but also additional facilities that work on the city’s infrastructure. The design of transportation hubs requires special attention, while the main purpose should remain behind the transportation hub.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-планировочные решения современных транспортно- пересадочных комплексов г. Москвы»

Архитектурно-планировочные решения современных транспортно-пересадочных комплексов г. Москвы

Шамаева Татьяна Вячеславовна

кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектура Института строительства и архитектуры, Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (ИСА НИУ МГСУ), ShamaevaTV@yandex.ru

Кувшинов Александр Валерьевич

студент, ИСА НИУ МГСУ, alex.kuvshinov2017@yandex.ru

Объектом исследования в данной статье стали транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), строящиеся и построенные за последние 5 лет в г. Москве и ближайшем Подмосковье. Предметом исследования являются функционально-планировочные решения данных ТПУ. В статье рассказывается о постепенном расширении функциональной нагрузки на транспортно-пересадочные узлы, приводящей к развитию и становлению современных транспортно-пересадочных комплексов (ТПК).

Проводится анализ функционально-планировочных принципов проектирования транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), строящихся и построенных за последние 5 лет. Цель которого - выявить характерные черты и особенности современных функционально-планировочных решений данных ТПУ. В результате анализа получены следующие результаты и сформулированы выводы. Сегодняшние строящиеся ТПК - это уже не только часть территории, как транспортный элемент, а это комплекс объектов, состоящий из элементов транспортной инфраструктуры и объектов обслуживания пассажиров. В комплексе объектов ТПУ самая важная часть - это технологическая часть, которая обеспечивает функционирование всех видов транспорта ТПУ. В комплексе допустимо размещение объектов разнообразного функционального назначения. Анализ объектов выявил, что коммерческие функции преобладают над транспортно-пересадочными.

Комплекс объектов ТПУ становится новым объемно-планировочным типом зданий общественного назначения. Типология таких зданий расширена благодаря современным объемно-планировочным и градостроительным решениям. Формируются многофункциональные комплексы ТПК с обязательной функцией транспортно-пересадочного узла. В состав ТПК теперь входят не только транспортно - планировочные элементы, объединяющие пешеходные и транспортные коммуникации различного вида, но и дополнительные объекты, работающие на инфраструктуру города. Проектирование транспортно-пересадочных комплексов требует особого внимания, при этом, главное назначение должно оставаться за транспортно-пересадочным узлом.

Ключевые слова: транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), транспортно-пересадочные комплексы (ТПК), многофункциональные комплексы (МФК), архитектурно-планировочные решения.

Введение. В данной статье объектом исследования стали транспортно - пересадочные узлы (ТПУ), строящиеся и построенные за последние 5 лет в г. Москве и ближайшем Подмосковье. Предметом данного исследования являются функционально-планировочные решения данных ТПУ. Тема ТПУ, ТПК актуальна на сегодняшний день. За период с 2005 г. по 2020г. только в Москве 255 объектов ТПУ должны быть реализованы; из них, 134 капитальных ТПУ находятся в работе. По плану до 2020 года было необходимо построить в Москве 92 одноэтажных («плоскостных»), и 163 — капитальных ТПУ. К строительству в области было рекомендовано 390 ТПУ. Спектр функций ТПУ, принятые объемно-планировочные решения имеют большое значение для жителей мегаполиса и ближнего Подмосковья.

Цель исследования - проанализировать и вывить характерные черты и особенности современных функционально-планировочных решений ТПУ на примере построенных ТПУ за последние 5 лет в г. Москве.

В «Концепции строительства транспортно-пересадочных узлов в г.Москве», предложенной НИи-ПИ Генплана г. Москвы (2005г.) было сформулировано определение транспортно-планировочного узла: «узловой элемент планировочной структуры города транс-портно-общественного назначения, в котором осуществляется пересадка пассажиров между различными видами городского пассажирского и внешнего транспорта или между различными линиями одного вида транспорта, а также попутное обслуживание пассажиров объектами социальной инфраструктуры» [1]. Из данного определения следует, что: ТПУ - это городской планировочный элемент; главное назначение ТПУ - пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой; дополнительная функция ТПУ - попутное обслуживание пассажиров. Важно то, что ТПУ в 2005г. являлся, в первую очередь, «планировочным элементом», а согласно Градостроительному Кодексу РФ от 2019 г. (ГрК РФ) [2] в статье 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» приведено определение: п. 35) элемент планировочной структуры -часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). В 2005 году ТПУ являлся планировочным элементом, то есть частью территории, и на тот период, ТПУ не рассматривали как комплекс капитальных зданий и сооружений. Ставили первоочередные задачи по устранению проблем транспортного характера и решению комфортной пересадке пассажиров.

ЦНИИП градостроительства разрабатывал «Рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах» [4], в которых 80% было посвящено градостроительным ас-

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о см

0 см

со

01

о ш т

X

<

т о х

X

пектам и транспортной концепции, остальная часть -общим принципам объемно-планировочных решений зданий и элементов общественно-транспортных узлов. В данных рекомендациях оказалось уже недостаточно использовать только термин ТП узел. Появились новые термины, такие как транспортно-пересадочные центры (ТПЦ), комплексы (ТПК).

В Распоряжении ОАО РЖД №1945р от 22.09.2016 г. [6] утверждены определения ТПУ и ТПК (транспортно-пересадочных комплексов):

Транспортно-пересадочный комплекс (ТПК) -совокупность элементов транспортно-пересадочного узла, объединенных с объектами социальной, сервисной и торгово-развлекательной инфраструктуры с целью обеспечения комфортной пересадки пассажиров, а также оказания комплекса услуг пассажирам и посетителям.

Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) - комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой. Данное определение ТПУ в 2019 году вошло в Градостроительный Кодекс РФ от 2019 г. Статья 1 п.25 (п. 25 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N43-ФЗ) [2].

Мы видим, что произошло расширение функций ТПУ. Сегодняшние строящиеся ТПК - это уже не только часть территории, как транспортный элемент, а это комплекс объектов, состоящий из элементов транспортной инфраструктуры и объектов обслуживания пассажиров.

В нормативной базе с 2019 года впервые появились нормы по проектированию ТПУ [3]. В них представлены термины и определения, связанные с планировочными элементами проектирования ТПУ.

Транспортно-пересадочные узлы бывают двух видов: плоскостные и капитальные. Для плоскостных ТПУ характерна перехватывающая парковка для личных автомобилей, которые можно оставить и пересесть на общественный транспорт.

В соответствии с СП 395.1325800.2018 п.5.3.1 [3] в составе Генерального плана решаются вопросы размещения и формирования системы ТПУ на территории населенных пунктов. Это значит, что на любой проект ТПУ сначала создается проект планировки территории (ППТ). В составе проектов планировки определяются основные параметры ТПУ: технико-экономические показатели застройки, состав технологической части ТПУ (включая размещение: платформ, остановочных пунктов, посадочных мест для наземного общественного транспорта, размещение отстойно-разворотных площадок наземного пассажирского транспорта общего пользования и т.п.), планировочное решение, основные параметры УДС и пешеходных коммуникаций на территории ТПУ, состав и емкость гаражно-стояночных объектов. [3] После разработки и утверждения ППТ, проектирование комплекса объектов ТПУ, как любое здание или комплекс, проходит в две стадии: стадия «Проект» и стадия «Рабочей документации»( Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованях к их содержанию (с изм. На 6.07.2019)»).

Методика исследования. Проведен анализ построенных (с 2005г.) и строящихся московских ТПУ. Рассмотрены архитектурно-планировочные решения 30 транспортно-пересадочных узлов.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить функциональный состав современных ТПУ;

- рассмотреть объемно-планировочные решения;

- вывить принципы формирования ТПУ.

Рис.1. Многофункциональный ТПУ «Столбово»

В комплексе объектов ТПУ самая важная часть - это технологическая часть ТПУ, которая обеспечивает функционирование всех видов транспорта ТПУ. В комплексе допустимо размещение объектов разнообразного функционального назначения, таких как: торговые, деловые, спортивные, гаражно - стояночные и иные объекты, кроме зданий и сооружений технического назначения. Данное насыщение различными функциями зависит от градостроительного размещения ТПУ и существующей ситуации.

ТПУ торговля Питание Ад- министра тив-ные помещения Обра-зова-тельные учреждения Раз вле че-ние Жи лье гости-ни-ца апа рта мен ты пар кинг Расширение транс-портн. функции М Ф К

1. ТПУ «Рязанская» + + + + + + + пассажирский терминал да

2. ТПУ «Са-ларь-ево» + + + + + авто-возал да

3. ТПУ «Стол бово» + + + + + + новое метро да

4. ТПУ «Щербинка» + + + + + да

5. ТПУ «Технопарк» + + + + + + + автовокзал да

6. ТПУ «Рас-ска-зовка» + + + + + + дис-пет-черская, зона отдыха водителей да

7. ТПУ «Селигерская» + + + + + автостанция да

8. ТПУ «Лефортово» + + + + + + + ав-тстан-ция да

9. ТПУ «Дмит ров-ская» + + + + + + + + да

10. ТПУ «Пят-ницкое шоссе» + + + + + да

11. ТПУ «Парк Победы» + + + + + + + дис-пет-черская да

12. ТПУ «Хов-рино» + + + + + + + + меж-дуна-род-ный и междугородний автовокзал да

13. ТПУ «Хо-ро-шёв-ская» + + + + + комплекс с метро «ЦСКА » да

14. ТПУ «Черкизово» + + + + + да

15. ТПУ «Хо-дын-ское поле» + + + + + нет

16. ТПУ «Павелецкий» + + + + + + + да

17. ТПУ «Нага тин-ская» + + + + + да

18. ТПУ «Варшавская» + + + + + + + да

19. ТПУ «Кленовый бульвар» + + + + + + + + да

20. ТПУ «Авиа моторная» + рынок + + + + + да

21. ТПУ «Мо-ло-деж-ная» + + + + + + + да

22. ТПУ «Тро- + + + + + + да

паре-во»

23. ТПУ «Ул. Генерала Тюле-нева» + + + + + + да

24. ТПУ «Лесопарковая» + + + + + + + да

25. ТПУ «Юго - восточная» + + + + + + + да

26. ТПУ «Пет-ровско - Разумовская» + + + + + + да

27. ТПУ «Боровское ш.» + + + + + + + + да

28. ТПУ «Фонвизин-ская» + + + + да

29. ТПУ «Савёловский» + + + + да

30. ТПУ «Лер-мон-тов-ский проспект » + + + + + + да

Рис.2 Транспортно-пересадочные узлы г. Москва Примечание. МФК - многофункциональный комплекс

Анализ принципиальных функционально-планировочных решений ТПУ привел к следующим результатам:

1.ТПУ имеют дополнительные функции, кроме транспортно-пересадочной:

- торговую функцию и функцию питания - 90% рассмотренных объектов;

- паркинг машиномест (подземный и/или наземный) - 100%;

- расширение транспортной функции (автовокзал, автостанция, новая станция метро или железнодорожная станция) - 100%;

- административные помещения, офисы, банки -77%;

- развлекательную функцию - 47%;

- жилую функцию (жилые дома или комплексы на территории ТПУ) - 37%;

- гостиница (13%), апартаменты (24%) (на территории близ ТПУ, относящейся к проекту комплекса ТПУ) - 37%;

- образовательную функцию (школы, детсады, дополнительное образование)- 27%.

о es о es

со

о ш m

X

<

m о х

X

2. Все рассмотренные ТПУ включают в свой состав два и более зданий различного функционального назначения или в составе одного здания присутствуют две и более функций. Можно сделать следующий вывод, что современные ТПУ являются или многофункциональными комплексами, или многофункциональными зданиями [7].

3. Комплекс объектов тПу становится новым объемно-планировочным типом зданий общественного назначения. Типология таких зданий расширена благодаря современным объемно-планировочным и градостроительным решениям. Сформированы многофункциональные комплексы с обязательной функцией транспортно-пересадочного узла. В состав ТПК теперь входят не только транспортно - планировочные элементы, объединяющие пешеходные и транспортные коммуникации различного вида, но и дополнительные объекты, работающие на инфраструктуру города.

4. Все ТПУ, ТПЦ, ТПК выполнены по индивидуальным проектам.

В заключении можно сформулировать следующие выводы. Капитальный ТПУ на сегодняшний день представляет собой многофункциональный комплекс. Столичные власти не будут сокращать инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры Москвы, а программу развития транспортной системы на 2012-2016 годы продлят [5], [8]. Финансирование полностью из средств городского бюджета невозможно; нужны сторонние инвесторы, заинтересованные в быстрой окупаемости краткосрочных объектов. Коммерческие функции преобладают над транспортно-пересадочными. Проектирование и строительство ТПУ на практике становится освоением дорогостоящей земли под коммерческие потребности, а главная цель - создание комфортного, безопасного транспортно-пересадочного узла уходит на второй и третий планы. Пешеходные пути транспортно-пересадочного узла начинают путаться среди площадей, отданных под торговлю, питание и развлечения. Есть вероятность того, что проблема перехватывающих парковок в полной степени может и не решиться, в связи с тем, что коммерческие функции увеличивают потребность в машиноместах, в результате чего, получаем часть паркинга внутри торгово-развлекательных зон с повременной оплатой. Проектирование ТПК требует особого внимания, при этом, не стоит забывать о главном транспортно-пересадочном назначении узла, задумываясь об использовании данных объектов на перспективу.

Литература

1. Распоряжение Правительства Москвы от 1 сентября 2005 г. N 1699-РП. «Об одобрении концепции строительства транспортно-пересадочных узлов в г. Москве и утверждении перечня первоочередных ТПУ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

3. СП 395.1325800.2018 Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования. Дата введения 2019-03-22.

4. Рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах: ЦНИИП градостроительства. - М.: 2000. - 43с.

5. Постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2011 года N 413-ПП О формировании транспорт-но-пересадочных узлов в городе Москве (с изменениями на 5 июня 2018 года)

6. Распоряжение ОАО "РЖД" от 22.09.2016 N 1945р "Об утверждении Единых требований к форми-

рованию транспортно-пересадочных узлов и транс-портно-пересадочных комплексов на сети железных дорог ОАО "РЖД" от 22 сентября 2016 г.

7. СП 160.1325800.2014 Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования (с Изменением N 1)

8. Слободян Е. Развитие транспортной системы Москвы на 2012-2016 годы. Инфографика. Аргументы и факты. [Электронный ресурс] -https://aif.ru/dontknows/infographics/1411268

Architectural and planning decisions of modern transport and

transfer complexes of Moscow Shamaeva T.V., Kuvshinov A.V.

National Research Moscow State University of Civil Engineering

(ISA NIU MGSU) The object of the study in this article was transport interchange nodes (TPU), which are under construction and have been built over the past 5 years in Moscow and the immediate Moscow region. The subject of the study are the functional planning solutions of TPU data. The article tells about the gradual expansion of the functional load on the transport interchange nodes, leading to the development and establishment of modern transport interchange complexes (TPK). The analysis of functional planning principles for the design of transport interchange nodes (TPU) under construction and constructed over the past 5 years is carried out. The purpose of which is to identify the characteristic features and features of modern functional planning solutions for TPU data. As a result of the analysis, the following results were obtained and conclusions were formulated. Today's TPKs under construction are not only a part of the territory, like a transport element, but a complex of objects consisting of elements of transport infrastructure and passenger service facilities. In the complex of TPU facilities, the most important part is the technological part, which ensures the functioning of all types of TPU transport. In the complex, it is permissible to place objects of various functional purposes. An analysis of the facilities revealed that commercial functions prevail over transport and transfer services. The complex of TPU facilities is becoming the new space-planning type of public buildings. The typology of such buildings has been expanded thanks to modern space-planning and urban planning solutions. Multifunctional complexes of TPK are being formed with the mandatory function of a transport and transfer hub. The TPK now includes not only transport and planning elements that combine pedestrian and transport communications of various kinds, but also additional facilities that work on the city's infrastructure. The design of transportation hubs requires special attention, while the main purpose should remain behind the transportation hub. Key words: transport and transfer hubs (TPU), transport and transfer complexes (TPK), multifunctional complexes (IFC), architectural and planning solutions. References

1. The order of the Government of Moscow of September 1, 2005

N 1699-RP. "On approval of the construction concept of transportation hubs in Moscow and approval of the list of priority TPU"

2. "Urban Planning Code of the Russian Federation" dated December 29, 2004

N 190-FZ (as amended on 12/27/2019)

3. SP 395.1325800.2018 Transport hubs. Design rules. Date of

introduction 2019-03-22.

4. Recommendations for the design of public transport centers

(nodes) in large cities: Central Research Institute of Urban Planning. - M .: 2000. - 43s.

5. Decree of the Government of Moscow of September 6, 2011 N

413-PP On the formation of transport hubs in the city of Moscow (as amended on June 5, 2018)

6. The order of JSC Russian Railways dated September 22, 2016

N 1945r "On approval of the Unified requirements for the formation of transport and interchange hubs and transport and transfer complexes on the railway network of JSC Russian Railways of September 22, 2016.

7. SP 160.1325800.2014 Buildings and complexes are multifunctional. Design Rules (as Amended by N 1)

8. Slobodyan E. Development of the transport system of Moscow

for 2012-2016. Infographics. Arguments and Facts. [Electronic resource] - https://aif.ru/dontknows/infographics/1411268

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.