Научная статья на тему 'Региональные транспортно-пересадочные узлы и их планировочное решение (на примере г. Мацумото, Япония)'

Региональные транспортно-пересадочные узлы и их планировочное решение (на примере г. Мацумото, Япония) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
913
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / REGIONAL AND TRANS-REGIONAL TRANSPORT / АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ / TRANSPORT INTERCHANGE HUB / АВТОВОКЗАЛЫ / JAPAN / BUS TERMINALS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Власов Денис Николаевич

Изучены вопросы планировочной организации транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), обеспечивающих межрегиональные поездки на автобусах. На примере ТПУ японского города Мацумото рассмотрен состав ТПУ, зонирование территории ТПУ, подробно проанализированы все элементы ТПУ, включая структуру пешеходных связей, обеспечивающих функционально-пространственное единство узла. Отдельно проанализирован вопрос планировочной структуры автовокзала и размещение объектов торговли и обслуживания входящих в состав ТПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Власов Денис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TRANSPORT INTERCHANGE HUBS AND THEIRPLANNING CONCEPTS (ON AN EXAMPLE OF МATSUMOYO, JAPAN)

The article deals with the planning concept of transport interchange hubs providing trans-regional bus transportation. According to the ever growing passenger traffic and the number of spatial planning documents, trans-regional bus route networks develop very rapidly in Russia. The findings of the poll of passengers demonstrate their high loyalty to trans-regional bus transportation networks due to their convenient arrangement and little time expenditures (compared to other means of transport). However, little attention is driven by specialized domestic sources to the planning concepts of transport interchange hubs having bus terminals within their structure; the regulatory documentation is missing. One of feasible ways to resolve the issue is to study the international practice of design and construction of transport interchange hubs having bus terminals as the key points providing trans-regional bus transportation.In this article, the transport interchange hub of Matsumoto, Japan, serves as the sample. The author considers its composition and functional site division. The author also performs a detailed analysis of the main elements of the hub, including the design of its pedestrian routes ensuring its functional and spatial unity. Moreover, the author considers the planning structure of a bus terminal and arrangement of retail trade facilities and service areas inside it.

Текст научной работы на тему «Региональные транспортно-пересадочные узлы и их планировочное решение (на примере г. Мацумото, Япония)»

УЕБТЫНС

мвви

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ

УДК 656.072.2 + 711(4/9)

Д.Н. Власов

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ И ИХ ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ г. МАЦУМОТО, ЯПОНИЯ)

Изучены вопросы планировочной организации транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), обеспечивающих межрегиональные поездки на автобусах. На примере ТПУ японского города Мацумото рассмотрен состав ТПУ, зонирование территории ТПУ, подробно проанализированы все элементы ТПУ, включая структуру пешеходных связей, обеспечивающих функционально-пространственное единство узла. Отдельно проанализирован вопрос планировочной структуры автовокзала и размещение объектов торговли и обслуживания входящих в состав ТПУ

Ключевые слова: региональный и межрегиональный транспорт, автобусные перевозки, транспортно-пересадочные узлы, автовокзалы.

Модернизация экономики, как основополагающее направление развития страны, определенная Президентом РФ В.В. Путиным, невозможна без улучшения условий перемещений жителей страны внутри России. И здесь на первое место выходит потребность в развитии регионального и межрегионального транспорта, важной составной частью которого является автомобильный — автобусный транспорт.

Нельзя не отметить, что автобусный транспорт является динамично развивающимся сегментом в структуре межрегиональных перевозок. Так, в 1990 г. из Москвы на межрегиональных автобусах отправлялось порядка 2,1 млн пассажиров, к 2000 г. эта цифра возросла практически в пять раз и составила 10,5 млн пассажиров, в 2012 г. пассажиропоток составил порядка 17,5 млн пассажиров1.

Подтверждением перспективности развития межрегионального автобусного сообщения служат данные опросов пассажиров межрегиональных автобусов, проведенные специалистами ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» при разработке «Схемы размещения автовокзалов», утвержденной распоряжением Правительства Москвы2. Установлено, что значительная часть пассажиров использует систему межрегионального сообщения достаточно регулярно (60 % респондентов указали, что пользуются указанными автобусами чаще, чем раз в месяц, а 80 % — чаще, чем раз в полгода). Основными причинами предпочтения автобусного транспорта другим видам регионального транспорта

1 Материалы проработок ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» за 2000—2012 гг.

2 Распоряжение правительства Москвы № 1639-РП от 21 июля 2008 г «О проектировании и строительстве автовокзалов в городе Москве» // официальный сайт Правительства Москвы. Режим доступа: https://www.mos.ru/documents/mdex.php?id_4=119497. Дата обращения: 09.02.2013.

ВЕСТНИК 6/2013

6/2013

(в основном железной дороги) является отнюдь не цена, хотя стоимость проезда на автобусах ниже железнодорожных тарифов. 39 % респондентов указали основной причиной предпочтения удобное расписание движения, а 22 % — удобный маршрут следования и удобное расположение автовокзалов. При опросе многие респонденты отмечали, что поездка по железной дороге связана с большими затратами времени, связанными с необходимостью добраться от железнодорожного вокзала до места проживания.

Главным преимуществом межрегиональных автобусов является возможность оперативной корректировки маршрутной сети и расписания движения в соответствии с потребностями пассажиров.

Важную роль в обслуживании пассажиров межрегионального сообщения играют автовокзалы и автостанции (АВ и АС), которые, по сути дела, являются транспортно-пересадочными узлами (ТПУ), в которых происходит основное обслуживание пассажиров. Формирование системы АВ и АС, в основном, происходило во второй половине XX в., и по многим критериям указанная система не соответствует современным требованиям ни с точки зрения оптимальности и удобства для пассажиров планировочных решений, ни с точки зрения функциональной «начинки» подобных ТПУ. Во многих российских городах АВ и АС расположены на площадях у железнодорожных станций, во многих — на обособленных территориях, расположенных вблизи от парков оператора перевозок. Возможны и другие места размещения: рыночные и центральные площади, иные территории общего пользования поселений. Все эти места объединяет одно — практически полное отсутствие инфраструктуры для обслуживания пассажиров [1].

В отечественной специализированной литературе и нормативной документации вопрос развития подобных типов ТПУ не нашел должного освещения, а количество источников крайне ограничено [2—4]. Тем более интересным для отечественных градостроителей представляется зарубежный опыт развития региональных ТПУ и их функционально-планировочная организация.

В качестве примера для данной публикации выбран ТПУ в японском городе Мацумото. Город расположен в префектуре Нагано у подножия Японских Альп, что диктует его преимущественно туристическую специализацию. Численность населения Мацумото составляет порядка 230 тыс. человек. В соответствии с российской классификацией3 Мацумото относится к категории больших городов.

ТПУ в Мацумото является интегрированным узлом регионального значения [5], в состав которого входят железнодорожный вокзал и автовокзал, от которого обеспечивается отправление как региональных, так и городских автобусов. Кроме того, в состав узла входят муниципальная парковка и крупный торговый центр «Эспа». Схема планировочного решения ТПУ приведена на рис. 1, внешний вид узла — на рис. 2.

3 СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01—89* (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 820) // официальный сайт Министерства регионального развития РФ. Режим доступа: http://www.minregion.ru/activities/771/tehreg/482/484/486/1045.html. Дата обращения: 09.02.2013.

Рис. 1. Схема планировочного решения ТПУ в г. Мацумото

На периферии узла расположены три открытых «перехватывающих» парковки, используемые жителями Мацумото и прилегающих поселений для «комбинированных» поездок с различными целями.

Система стоянок «Р+К» в Мацумото была сформирована в период 2001— 2007 гг. Емкость парковок составляет от 50 до 77 машино-мест. По данным японской стороны, средний уровень загрузки парковок составляет от 60 до 100 %.

Основой планировочной структуры железнодорожного вокзала служит пешеходная платформа, которая соединяет пешеходные зоны двух частей города, расположенные вдоль железной дороги. Кроме того, на платформе находятся все устройства, обеспечивающие функционирование железнодорожного вокзала. На платформе расположены кассы, залы ожидания, административные помещения, входные группы на платформы, информационный центр, кафе и т.д.

ВЕСТНИК 6/2013

6/2013

Рис. 2. Внешний вид ТПУ в г. Мацумото

Связь вокзала с остановочными пунктами ГНПТ и стоянками такси, расположенными на привокзальной площади, осуществляется по системе пешеходных галерей, обеспечивающих защиту пассажиров от атмосферных осадков (см. рис. 2).

Интересной особенностью функционирования ТПУ в Мацумото является то, что прибытие автобусов осуществляется на пристанционную площадь, а их отправление — от автовокзала.

Отстой и техническое обслуживание автобусов обеспечивается на территории автобусного депо, расположенного на удалении порядка 1 км от ТПУ.

Особый интерес представляет автовокзал, входящий в состав ТПУ Мацумото. Автовокзал представляет единый комплекс, состоящий из собственно автовокзала, торгового центра и многоуровневой стоянки. Внешний вид автовокзала представлен на рис. 3.

Собственно говоря, автовокзал занимает подвальный («минус первый») и первый этажи комплекса. На «минус первом» этаже комплекса расположены все службы, обеспечивающие обслуживание пассажиров: кассовые залы, информационный центр, залы ожидания, административные помещения (рис. 4). На первом этаже расположены посадочные перроны на автобусы различных направлений (рис. 5). Интересной особенностью информационного обеспечения пассажиров, отмеченной на рассматриваемом автовокзале, было то, что все автобусы распределены на несколько групп в зависимости от их маршрутов следования, каждой группе маршрутов присвоен свой цвет, далее указанный цвет используется не только во всех указателях, но и в цветных полосах на-

несенных по полу автовокзала, следуя которым, пассажир имеет возможность пройти по кратчайшему расстоянию от касс до посадочного перрона необходимого ему маршрута (рис. 6).

Рис. 3. Автовокзал в г. Мацумото, совмещенный с торговым центром «Эспа»

Рис. 4. Информационный центр автовокзала

ВЕСТНИК

МГСУ-

6/2013

Рис. 5. Посадочные перроны автовокзала

Рис. 6. Информационное обеспечение на автовокзале в г. Мацумото

В целом, если говорить о формировании системы региональных ТПУ в Японии, то она заслуживает самого пристального изучения, а передовой опыт в обеспечении комфортных условий пересадки пассажиров — не только всемерного изучения, но внедрения в планировочную и проектную практику отечественного градостроительства.

Библиографический список

1. Херцег Карой. Проектирование и строительство автобусных и железнодорожных станций / пер. с вен. В.Н. Беляева ; под ред. Г.Е. Голубева. М. : Стройиздат, 1985. 318 с.

2. Гольденберг Ю.А. Автовокзалы и пассажирские автостанции. М. : Транспорт, 1971. 160 с.

3. Пособие по проектирования автовокзалов и пассажирских автостанций. М. : Минавтотранс РСФСР, 1988. 39 с.

4. СеребровБ.Ф. Проектирование автовокзалов. Новосибирск : НГАХА, 2003. 159 с.

5. Официальный сайт города Мацумото. Режим доступа: https://www.city. matsumoto.nagano.jp. Дата обращения: 09.02.2013.

6. Официальный сайт Восточной железной дороги Японии. Режим доступа: http:// www.jreast.co.jp. Дата обращения: 09.02.2013.

Поступила в редакцию в марте 2013 г.

Об авторе: Власов Денис Николаевич — кандидат технических наук, доцент кафедры городского строительства и экологической безопасности, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(499)188-94-54, vlasov_ genplan@mail. ru.

Для цитирования: ВласовД.Н. Региональные транспортно-пересадочные узлы и их планировочное решение (на примере г. Мацумото, Япония) // Вестник МГСУ 2013. № 6. С. 21—28.

D.N. Vlasov

REGIONAL TRANSPORT INTERCHANGE HUBS AND THEIR PLANNING CONCEPTS (ON AN EXAMPLE OF MATSUMOYO, JAPAN)

The article deals with the planning concept of transport interchange hubs providing trans-regional bus transportation. According to the ever growing passenger traffic and the number of spatial planning documents, trans-regional bus route networks develop very rapidly in Russia. The findings of the poll of passengers demonstrate their high loyalty to trans-regional bus transportation networks due to their convenient arrangement and little time expenditures (compared to other means of transport).

However, little attention is driven by specialized domestic sources to the planning concepts of transport interchange hubs having bus terminals within their structure; the regulatory documentation is missing. One of feasible ways to resolve the issue is to study the international practice of design and construction of transport interchange hubs having bus terminals as the key points providing trans-regional bus transportation.

In this article, the transport interchange hub of Matsumoto, Japan, serves as the sample. The author considers its composition and functional site division. The author also performs a detailed analysis of the main elements of the hub, including the design of its pedestrian routes ensuring its functional and spatial unity. Moreover, the author considers the planning structure of a bus terminal and arrangement of retail trade facilities and service areas inside it.

Key words: regional and trans-regional transport, transport interchange hub, Japan, bus terminals.

BECTHMK 6/2013

6/2013

References

1. Khertseg K. Proektirovanie i stroitel'stvo avtobusnykh i zheleznodorozhnykh stantsiy [Design and Construction of Bus and Railroad Stations]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1985, 318 p.

2. Gol'denberg Yu.A. Avtovokzaly i passazhirskie avtostantsii [Bus Terminals and Stations]. Moscow, Transport Publ., 1971, 160 p.

3. Posobie po proektirovaniya avtovokzalov i passazhirskikh avtostantsiy [Guide for Design of Bus Terminals and Bus Stations]. Moscow, Minavtotrans RSFSR Publ., 1988, 39 p.

4. Serebrov B.F. Proektirovanie avtovokzalov [Design of Bus Terminals]. Novosibirsk, NGAKhA Publ., 2003, 159 p.

5. Official website of Matsumoto. Available at: https://www.city.matsumoto.nagano.jp/ Date of access: 09.02.2013.

6. Official website of Eastern railroad, Japan. Available at: http://www.jreast.co.jp/ Date of access: 09.02.2013.

About the author: Vlasov Denis Nikolaevich — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of Urban Construction and Ecological Safety, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected]; +7 (499) 188-94-54.

For citation: Vlasov D.N. Regional'nye transportno-peresadochnye uzly i ikh planiro-vochnoe reshenie (na primere g. Matsumoto, Yaponiya) [Regional Transport Interchange Hubs in Big and Medium-sized Cities of Japan]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 6, pp. 21—28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.