Научная статья на тему 'Архитектурно-планировочная структура малых металлургических заводов Урала начала периода специализации'

Архитектурно-планировочная структура малых металлургических заводов Урала начала периода специализации Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
211
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Яковлев В. Б.

В статье раскрываются предпосылки реорганизации генеральных планов малых металлургических заводов Урала в начале 30-х годов XX века, связанные с социально-экономической политикой государства, формированием первого пятилетнего плана. Показаны способы реконструкции предприятий. Подчёркнута роль природного окружения, жилых образований и транспортной сети в формировании архитектурно-планировочной структуры малых металлургических заводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-планировочная структура малых металлургических заводов Урала начала периода специализации»

УДК 72.036(470.5)

В.Б. ЯКОВЛЕВ, доцент,

УралГАХА, Екатеринбург

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА МАЛЫХ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ЗАВОДОВ УРАЛА НАЧАЛА ПЕРИОДА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

В статье раскрываются предпосылки реорганизации генеральных планов малых металлургических заводов Урала в начале 30-х годов XX века, связанные с социальноэкономической политикой государства, формированием первого пятилетнего плана. Показаны способы реконструкции предприятий. Подчёркнута роль природного окружения, жилых образований и транспортной сети в формировании архитектурно-планировочной структуры малых металлургических заводов.

Пятилетний план 1928-1932 гг. предусматривал строительство предприятий-гигантов и реконструкцию малых заводов, которая велась в пределах заводских площадок или на свободных территориях. Ландшафт определяет направление развития заводов. «Функционализм» как стиль промышленной архитектуры набирает силу. Транспорт нарушает заводские ансамбли и способствует «функциональному» построению генплана. Новым элементом завода становится сеть КБО.

Рассматриваемый период охватывает 1928-1940 гг., которые характеризуются массовой реконструкцией малых металлургических предприятий, качественным изменением их производственной деятельности.

Ещё в конце XIX начале XX века небольшие уральские заводы не выдержали конкуренции с более крупными и технологически совершенными заводами Юга России и стран Западной Европы (особенно Англии), и их, как нерентабельные, вынуждены были закрывать. Развитие главным образом получили металлургические заводы, которые наиболее удачно размещались по отношению к транспортным путям края, особенно к проложенной в конце

XIX века железной дороге.

Зависимость уральских заводов от удалённых рынков сбыта, малая покупательная способность государства привела к тому, что заводы работали на «склад». Некоторый промышленный подъём наметился в 1911 году, а через год вся заготовленная на заводах продукция была распродана. Причиной этого стало участие государства в гонке вооружений перед Первой мировой войной. В 1913 году продукция уральской металлургии лишь немного превышала уровень 1900 года. Во второй половине 1915 года на Урале началась перестройка промышленности на военные рельсы, но велась она медленно, непоследовательно. Действующие заводы были плохо обеспечены сырьём. Выплавка чугуна в 1916 году составила всего 82 % довоенного уровня. Выделка железа и стали повысилась только на 4,6 %.

Октябрьская социалистическая революция, Гражданская война, поставили металлургические заводы Урала в крайне тяжёлое положение. В это время из строя вышло 90 % основного оборудования чёрной металлургии.

© В.Б. Яковлев, 2007

В начале 20-х годов XX века был период, когда на заводах не работала ни одна доменная печь. В дальнейшем началось восстановление предприятий.

В восстановительный период Кушвинский завод переводится на минеральную плавку, так как древесно-топливная база была истощена. Нижнетагильский и Белорецкий заводы продолжили выпуск чугуна, стали и проката, Васильево-Шайтанский завод с 1920 года начал производство труб. С сентября 1920 года предприятие стали именовать «Первый Уральский завод цельнотянутых и катаных труб».

XV съезд партии, состоявшийся в декабре 1927 года, принял решение о составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1928-1932 годы. Планами первой пятилетки намечалось развитие металлургии по двум направлениям: широкая реконструкция существующих заводов в главных металлургических районах страны (Урал, Украина) и строительство новых предприятий. В части развития черной металлургии на Урале предусматривалось строительство новых заводов: Магнитогорского, Челябинского ферросплавного, Первоуральского трубного и других. Только на небольшой группе заводов предполагалась глубокая реконструкция. На них было решено создать новые производства [4, с. 22-23; 27; 31-32].

Внедрение пятилетнего плана в жизнь можно считать началом периода специализации уральских малых металлургических заводов.

Несмотря на сдвиги, достигнутые в металлургической промышленности региона за счет реконструкции и перевооружения существующих предприятий, промышленность Урала в 20-30-е годы двадцатого столетия все же была маломощной и технически отсталой. Производительность заводов была недостаточной. Это вызвало настоятельную необходимость их коренной реконструкции и расширения, т.к. от успехов тяжелой индустрии - металлургии и машиностроения - зависели темпы капитального строительства и становления остальных отраслей народного хозяйства страны.

В 30-е годы металлургическое производство концентрируется на вновь создаваемых металлургических предприятиях-гигантах, достигших к концу

XX века объема производства 3 млн тонн в год (Магнитогорский, Челябинский, ОХМК, НТМК).

Появление крупных предприятий стимулировало реконструкцию старых заводов и в малых городах. Они получили своё дальнейшее развитие как предприятия, в основном, специализированные, поставщиком сырья для которых стали металлургические гиганты.

Экономическая нецелесообразность дальнейшего использования малых металлургических заводов как предприятий полного металлургического цикла (в силу их малой величины, мощности, невозможности большого территориального развития без сноса жилого фонда, близость жилых образований и т.д.) явилась одной из причин, вызвавших дальнейшую переориентацию заводов на выпуск полуфабрикатов и изделий из металла. Так, Верх-Исетский завод начал специализироваться на выпуске электротехнического листа; Лысьвен-ский - на изготовлении белой жести, оцинкованного листа, металлической посуды; Староуткинский, Ашинский и Саткинский - на производстве древес-

но-угольного чугуна; Нижнесалдинский - на производстве металла для транспорта и строительства [5].

Концентрация производства металлургической продукции в послереволюционный период и в период восстановления заводов, разрушенных во время Гражданской войны, на наиболее сохранившихся рентабельных и близких к сырьевым базам заводах, привела к росту промышленной территории этих предприятий.

Специализация повлекла за собой изменение планировочной структуры заводов, появление новых производственных зданий, реконструкцию и приспособление под новые технологические процессы существующих цехов. Строительство производственных объектов осуществлялось в основном в пределах заводской территории, частично на свободных или освобождаемых от селитьбы территориях.

В пределах заводских территорий реконструируются доменные заводы. Примером может служить начавшаяся в 1928 году реконструкция Нижнетагильского завода имени Куйбышева. Реконструируется доменный цех. На месте трёх старых домен сооружаются две более крупные новые, с рабочим объёмом 270 кубометров. Цех приобретает характер здания-агрегата, обстроенного со всех сторон открытыми инженерными сооружениями и технологическим оборудованием.

Реконструкция заводов происходила и за счёт укрупнения размеров основных агрегатов и реорганизации существующих производств. Старые цеха оборудуются мостовыми кранами. Для этого наращивается высота стен. Цеха увеличиваются в размерах, надстраиваются светоаэрационные фонари.

Доменный цех Кушвинского завода подвергся коренной перестройке. Во всех домнах проведена значительная механизация, усилены воздуходувные средства, перестроены и добавлены новые кауперы, установлена разливочная машина.

Постепенно происходит изменение потребляемого предприятиями сырья: из заводов, вырабатывающих металл, часть металлургических предприятий превращается в заводы, получающие металлическую заготовку. Они становятся «спутниками» заводов полного металлургического цикла. Отказ от собственной сырьевой базы способствовал повышению роли внешних грузовых транспортных коммуникационных связей, увеличил объем перевозок и количество поставляемых грузов, а также интенсивность движения транспорта [5]. Основные грузоперевозки производятся железнодорожным транспортом. Появляются новые способы передачи сырья от места добычи к заводам, а также транспортировки полуфабрикатов и продукции по территории предприятий. К ним можно отнести линии канатных дорог, конвейеры.

Примером может служить канатно-подвесная дорога к руднику, с подачей руды прямо в колошники домен Кушвинского завода, строительство которой закончилось к концу двадцатых годов XX века. На предприятии значительно увеличилось общее количество объектов. Появилась целая группа вспомогательных сооружений. Разросшаяся сеть складов потребовала вспомогательной складской зоны, подвода к ней железной дороги. Если старый завод имел форму вытянутого прямоугольника, то на этом этапе генеральный план приобретает форму, близкую к квадрату. Новые виды транспортных устройств внесли существенное изменение в планировочную структуру и архи-

тектурный облик не только предприятий, но и заводского окружения. Ритмический ряд опор, линия висячих конструкций внедряются в жилую застройку, подчёркивают рельеф местности, создают запоминающийся образ инженерного транспортного сооружения.

Определяющим фактором в выборе направления территориального развития заводов в этот период остаются ландшафтные условия местности. Территориальный рост предприятий осуществляется на площадках с незначительным уклоном, вдоль реки, береговой линии пруда, а также окружающих заводскую территорию жилых образований, что определило структуру заводского плана. Расширение и реконструкция заводов сказываются на усложнении функционально-технологической схемы производственного процесса, появлении нескольких направлений технологических потоков. При этом традиционная схема линейной направленности композиции генерального плана на некоторых заводах начинает преобразовываться в другие более сложные схемы. В этот период появляются схемы генеральных планов с разветвлённой, веерной, кольцевой и смешанной видами планировочных структур. Общий рисунок генерального плана завода и новых заводских территорий складывается под влиянием сформировавшейся структуры старой площадки и сложившихся вводов и внутри заводских железнодорожных линий. При вводе транспорта со стороны реки и по берегу пруда заводские территории развиваются вдоль железнодорожных путей, приобретая линейную структуру и форму плана. Примером могут служить генеральные планы Верх-Исетского, Нижнесергинского, Кушвинского, Белорецкого, Первоуральского, Уткинского заводов (рис. 1, 2). При вводе железнодорожного транспорта со стороны пруда (по пруду), а также при расположении предприятий в сложных ландшафтных условиях транспортная сеть на территории приобретает сложный запутанный характер и способствует образованию компактного (центрического), не имеющего дальнейшего территориального развития плана предприятия. К ним можно отнести генеральные планы Михайловского, Лысьвенского, Ревдинского заводов.

Строительство новых цехов на Кушвинском заводе вдоль железнодорожной линии, проходящей к заводской площадке от станции, привело к сносу жилья, размещаемого вдоль левого берега пруда, ликвидации основной городской магистрали, проходящей по телу плотины между равнозначными по занимаемой территории жилыми образованиями, находящимися по правую и левую сторону от реки Кушва.

Внутренняя структура заводов решалась изолированно от внешней среды, определялась сложной сетью транспортных и инженерных коммуникаций и пешеходных дорог. Территория заводов мало обустроена.

В начале 30-х годов законодательство об охране труда предусматривало на территории заводов создание специальных бытовых помещений (гардеробных, душевых, умывальных), развитой сети медицинских учреждений, помещений для занятия физкультурой, сети цеховых столовых-распределителей [2]. Несмотря на появление новых элементов в планировочной структуре металлургических предприятий, связанных с обслуживанием трудящихся, количество их невелико, так как технологическая сторона в этот период довлела над социальной и являлась определяющей.

Рис. 1. Генеральный план и вид на территорию Кушвинского завода, 30-е годы ХХ века

Рис. 2. Влияние ландшафта и транспортной сети на изменение генерального плана Верх-Исетского завода в городе Екатеринбурге

На территории заводов начинает складываться система зданий и сооружений с различными стилевыми особенностями архитектурно-художественного построения. Повсеместно на территории предприятий, специализирующихся на выплавке чугуна и стали, появляются новые виды доменных цехов, представляющих собой открытое со всех сторон крупное инженерное сооружение. В построении объёмно-пространственной композиции этих сооружений решающее значение придавалось функциональной организации технологического процесса металлургического производства, конструкциям и строительным материалам. «Функционализм» как стиль промышленной архитектуры набирает силу [1]. В этот период на территории заводов достраиваются крупные здания мартеновских фабрик, прокатных цехов, фасады которых решены в стиле социалистического реализма. Увеличение габаритов вспомогательных зданий и сооружений, применение открытого технологического оборудования обогатили объёмно-пространственную композицию производственного комплекса. Ритмическое построение композиции доменных цехов усиливает объёмнопространственную выразительность завода и всего промышленно-селитебного образования. В то же время появление на заводах железнодорожного транспорта начинает нарушать сложившиеся в предшествующие периоды заводские ансамбли, уступая место функционально-технологическому «механистическому» построению архитектурно-планировочной композиции генерального плана предприятия.

Рост заводских территорий, хотя и незначительный, в этот период, увеличение масштабов производственных зданий, применение в их строительстве железобетона и металлических конструкций приводит к постепенному усилению контраста между заводской архитектурой и архитектурой жилых образований [3].

Огромное влияние на переориентацию ММЗ на выпуск изделий из металла оказала Великая Отечественная война. В период с 1940 по 1945 годы на уральские заводы было передислоцировано большое количество производств из западных и центральных районов страны. Рост выпуска продукции происходит за счёт интенсивной реконструкции существующих цехов и строительства новых производственных площадей [4, с. 38].

При изменении профиля производственного процесса на предприятиях принцип организации архитектурно-планировочных структур городов и промышленно-селитебных образований остаётся прежним и меняется только с появлением других промышленных предприятий на новых территориях.

Наряду с городами, сформировавшимися на базе предприятий, относящихся к одной отрасли промышленности - металлургической, в довоенный период происходит становление новых городов, объединяющих в себе промышленно-селитебные зоны разной отраслевой направленности (Свердловск, Нижний Тагил, Первоуральск, Каменск-Уральский) [5]. В структуру города Свердловска входит также промышленно-селитебный район, планировочным ядром которого является Верх-Исетский металлургический завод, ведущий свою историю с 1734 года. Для малых городов небольшие металлургические предприятия являются основным местом приложения труда для большинства жителей города.

Выводы

1. Период после революции 1917 года внес значительные изменения в развитие Уральского региона. Социально-экономическая политика государства, потребность страны в большом количестве металла способствовала появлению предприятий-гигантов металлургии. В силу экономической целесообразности производство сохранилось на ряде малых металлургических заводов, которые в технологической направленности становятся предприятиями, специализирующимися на изготовлении изделий из металла или выпуске специфических видов чугуна и железа.

2. Дальнейшее увеличение мощности предприятий шло в основном за счет строительства новых производственных зданий и использования в производственном процессе прогрессивных для того времени технологий. Строительство цехов велось как в пределах существующей заводской площадки, увеличивая тем самым плотность застройки, так и на свободных или освобождаемых от жилых образований территориях, удобных для строительства больших по величине производственных зданий.

3. Элементы ландшафта, водные акватории, сложившаяся транспортная сеть обусловили характер дальнейшего развития предприятий, имеющих «линейную» и близкие к ней структуры генерального плана. Реконструкция «центрических», замкнувшихся в территориальном развитии предприятий, происходила за счет интенсивной перестройки заводских цехов.

4. На предприятиях начинает складываться самостоятельная сеть культурно-бытового обслуживания.

Библиографический список

1. Вершинин, В.И. Эволюция архитектуры промышленных сооружений / В.И. Вершинин. - Одесса : Астропринт, 2006. - 412 с.

2. Десятов, В.Г. Общественные комплексы предприятий тяжелой промышленности / В.Г. Десятов. - М. : Стройиздат, 1981. - 151 с.

3. Лотарева, Р.М. Развитие архитектурно-планировочных структур промышленных городов Урала: дис. ... канд. архитектуры: 18.00.04. - М., 1973. - 199 с.

4. Сергеев, М.А. Чтобы рос стальной поток / М.А. Сергеев, И.С. Плахотин. - Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1983.

5. Холодова, Л.П. История архитектуры металлургических заводов Урала второй половины XIX начала XX веков / Л.П. Холодова. - М., 1986. - 96 с.

V.B. YAKOVLEV

AN ARCHITECTURAL PLANNING STRUCTURE OF URAL SMALL METAL-MAKING WORKS AT THE BEGINNING OF THEIR SPECIALIZATION

The five-year plan 1928-1932 provided for the construction of giant enterprises and reconstruction of small factories. The methods of reconstruction of enterprises were shown in the article. The role of natural surroundings, housing construction and transport system in formation of architectural-planning structure of small factories was stressed. The landscape defined the direction of the development of the factories. «Functionalism» as a style of industrial architecture gained strength.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.