УДК 711.554
ПОПОВ А. В. ДЕМИДОВА Е. В.
Архитектурно-пространственная адаптация промышленной территории ЦХП ВИЗа в Екатеринбурге
Попов
Анатолий
Васильевич
кандидат архитектуры, зав. лабораторией реконструкции промышленных комплексов института «УралНИИпроект РААСН», советник РААСН, Заслуженный работник высшей школы РФ
e-mail: [email protected]
Демидова
Елена
Владимировна
Главный специалист отдела развития секторов экономики Министерства экономики Свердловской области, старший научный сотрудник института «УралНИИпроект РААСН»
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы градостроительной и архитектурно-пространственной адаптации одного из старейших заводов на Урале — Верх-Исетского металлургического завода, расположенного в городе Екатеринбурге. Доказана необходимость комплексного преобразования территории завода, обусловленная как социально-экономическими условиями российской экономики, так и архитектурно-градостроительными требованиями к современной городской среде.
Ключевые слова: промышленная территория, реабилитация пространства, архитектурно-пространственная адаптация, генеральный план города Екатеринбурга.
POPOV A. V.
DEMIDOVA E. V.
ARCHITECTURAL AND SPATIAL ADAPTATION OF THE COMPLEX INDUSTRIAL WORKSHOP OF THE VERH-ISETSKY PLANT IN THE CITY YEKATERINBURG
The article is devoted to the questions of town-planning, architectural and spatial adaptation of the oldest plants in the Urals — the Verkh-Isetsky metallurgical plant located in the city of Yekaterinburg. Authors noted need of complex transformation of the plant’s territory cause of social and economic conditions of the Russian economy, and architectural and town-planning requirements to a modern urban environment.
Keywords: industrial territory, rehabilitation of the urban space, architectural and spatial adaptation, master plan of the city Yekaterinburg.
В общей системе реабилитации промышленных территорий как части городского пространства1 особое значение приобретает необходимость архитектурно-пространственной адаптации наиболее ценных участков городских территорий с расположенными на них крупными промышленными предприятиями, которая, в свою очередь, приведет к качественному преобразованию их производственного потенциала [5, 8—13].
В зарубежной литературе реабилитации городской среды, экономике города и ее динамике посвящены работы Ф. В. Вагнера, Т. Джодера, Дж. Н. Ларсена, Ч. Лэндри, Р. Мерфи, К. Пал-лай, М. Паркинсона, М. Рако, А. О’ Салливана, Дж. Форрестера, И. Хорианопулоса, А. Хоффмана, Д. Юшера и др. Однако данные исследования ориентированы на модели городов западного
1 См.: Демидова Е. В. Реабилитация промышленных территорий как части городского пространства // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. № 1 С. 8-13.
типа и не учитывают особенностей российских городов.
Также в зарубежной литературе широко представлены работы, в которых исследована роль промышленности в структуре города и были предложены методы ее модернизации, во многом отличные от российских. Такие архитекторы, как Е. О. Мосс, Д. Риссе, М. Муха, Н. Фостер, К. Ламотт, П. Эллерман, Й. П. Кляйхуэс, П. Лю-дингхаузен, Нейкес, Дж. Херцог, А. Вайнер, Б. Чуми, Х. Хара, Ж. М. Дюфилье и др. предложили использовать промышленные объекты под городские нужды и выработали различные приемы «рефункционализации».
Таким образом, в настоящей статье авторы еще раз хотят подчеркнуть значимость процесса адаптации промышленных зон, обусловленной современным состоянием большинства крупных промышленных узлов отечественных городов, которое характеризуется высоким процентом износа основных фондов, низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции и нали-
© Попов А. В., Демидова Е. В., 2014
49
Иллюстрация 1. Вид на территорию Верх-Исетского металлургического завода (ВИЗ) с вертолета, г. Екатеринбург
чием обширных нерационально используемых территорий. Кроме того, несмотря на достаточное количество глубоких и многоплановых исследований, сохраняет актуальность ряд специфических проблем, характерных для современного этапа развития российских городов. Вопросы адаптации, реабилитации и реконструкции промышленных территорий в контексте городской среды до сих пор не получили должного освещения в отечественной литературе, особенно с учетом современных тенденций и экономических отношений.
Теоретическая концепция авторского научного исследования опирается на научные разработки, осуществленные в последние десятилетия и ранее:
1 в области градостроительства — работы П. Аберкромби, Г. Форшоу, В. Н. Белоусова, Ю. П. Бочарова, В. В. Владимирова, А. Э. Гутнова, В. А. Лаврова, И. Г. Лежавы, К. Линча, В. Островского, Г. Б. Поповской, А. Л. Путин-цева, Т. Ф. Саваренской, И. М. Смоляра, Г. И. Фильваро-ва, 3. Н. Яргиной, О. К. Кудрявцева, В. А. Колясникова и др.;
2 в области промышленной архитектуры — В. В. Блохина, Н. Н. Кима, В. И. Лукьянова, Е. С. Матвеева, О. П. Мет-ляевой, А. В. Попова, В. А. Рыгалова, В. А. Самогорова, И. Ф. Стального, С. А. Хасиева, Л. Ф. Шубина и др.;
3 в области изучения общетеоретических проблем архитектурной композиции и эстетики города — М. Г. Бар-хина, В. И. Иовлева, А. Иконникова, В. Л. Глазычева, Л. Л. Кирилловой, Т. А. Черемхиной и др.;
4 в области изучения застройки и реконструкции городских промышленных территорий — И. В. Лазаревой, Р. М. Лотаревой, И. С. Николаева, М. В. Панькова, Н. А. Фомина, Л. П. Холодовой и др.
При разработке концептуальных основ реконструкции промышленных образований большую роль сыграли исследования А. И. Масленникова, посвященные деятельности предприятий в условиях трансформационных процессов в экономике.
К сожалению, в одной статье невозможно уместить весь опыт отечественных и зарубежных исследований, направленный на адаптацию и реабилитацию промышленных территорий в городской среде, поэтому авторы сфокусировали свое внимание на примере возможного использования ценной градостроительной территории Верх-Исетского металлургического завода в г. Екатеринбурге при условии переноса его производственной базы на другие площадки, в том числе за пределы городской черты.
Городские промышленные зоны — один из главных градообразующих факторов как в отношении самих перспектив развития каждого конкретного производственного объекта, так и в решении вопросов общегородского территориального развития.
Будучи важными составляющими архитектурно-планировочных структур городов, промышленные зоны оказывают существенное качественное влияние на принципы
организации городского пространства. В свою очередь, формирование промышленных территориальных структур зависит от архитектурно-планировочного каркаса населенного пункта, поскольку последний (каркас) определяет возможности развития производства. Промышленные образования и ткань городского пространства характеризуются неразрывными взаимодействиями на протяжении всей истории человечества [6].
Значение рассматриваемого направления адаптации промышленных зон выходит за рамки настоящей статьи, поскольку со времен распада СССР в стране практически не строится новых предприятий, основные фонды стареют морально и физически и работают сейчас в большинстве случаев на пределе своих возможностей. Кроме того, замедление темпов промышленного производства вкупе с неблагоприятным прогнозом развития экономики России, опубликованным Министерством экономического развития РФ на ближайшую перспективу, готовят нас к тому, что в ближайшее время возможно закрытие многих действующих производств.
Высокие в недавнем прошлом доходы от сырьевого сектора экономики не обеспечили стране должного обновления основных фондов отечественных промышленных предприятий, создание новых современных высокопроизводительных рабочих мест, несмотря на то, что промышленность по-прежнему остается двигателем быстро развивающихся экономик и в этом качестве требует особого отношения к себе.
На протяжении 2000-х гг. Россия оставалась исключением среди стран-членов БРИКС2, которые делали ставку на промышленность, в то время как Российская Федерация — на добычу нефти и газа, торговлю, финансовый сектор, телекоммуникации, строительство. Промышленность в стране остается ориентированной на внутренний рынок, что в условиях членства страны в ВТО3 делает мировой рынок недоступным для местных товаропроизводителей и ослабляет их позиции при наличии жесткой мировой конкуренции. В связи с этим еще раз подчеркнем важность и актуальность качественной модернизации промышленных зон и образований в отечественных городах [8].
Одной из таких зон в городе Екатеринбурге является историческая территория Верх-Исетского металлургического завода (нынче ООО «ВИЗ-Сталь»; Иллюстрация 1) с примыкающей к ней одной из крупнейших в стране промышленной сортировочной станцией «Свердловск-Сортировочный».
Этот завод играет существенную роль в общей структуре промышленно-селитебного комплекса города. Высокая градостроительная ценность данной территории обусловлена благоприятным местоположением. Предприятие находится с наветренной стороны в наиболее чистой зоне города. Его территория характеризуется благоприятным сочетанием открытых ландшафтных пространств с акваторией крупного искусственного водоема, хорошо освещаемого и прогреваемого солнечным светом, в непосредственной прибрежной зоне основного источника питьевого водоснабжения г. Екатеринбурга.
ООО «ВИЗ-Сталь» создано в июле 1998 г. на базе ОАО «Верх-Исетский завод», одного из старейших предприятий черной металлургии в нашей стране, путем выделения из структуры предприятия комплекса цеха холодной прокатки. В настоящее время предприятие является ведущим производителем холоднокатаной электротехнической
2 БРИКС - группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
3 ВТО - Всемирная торговая организация.
стали и крупнейшим производителем трансформаторной стали в России. Доля «ВИЗ-Стали» в мировом производстве трансформаторной стали составляет около 11 %, более 80 % продукции отгружается на экспорт [2, 3].
В проекте нового Генерального плана муниципального образования «город Екатеринбург» на расчетный срок (2025 г. с прогнозом развития до 2050 г.) эта территория рассматривается как зона высокой градостроительной значимости с переориентацией ее в перспективе в многофункциональный общегородской административно-общественный, культурно-деловой и спортивно-оздоровительный центр [4].
Неотложность решения задачи архитектурно-пространственной адаптации данной промышленной территории обусловлена не только решением указанной выше стратегической задачи, но и необходимостью сохранения исторического промышленного наследия, улучшения экологической ситуации в населенном пункте и повышения качества городской среды.
Верх-Исетский завод является ярким примером специфического типа поселения «город-завод» при крупнейших (по тому времени) металлургических заводах — Петровских мануфактурах на Урале. Местоположение территории Верх-Исетского металлургического завода обусловлено исторически. Это был первый металлургический завод, положивший начало новому населенному пункту на Урале, где процесс формирования городов и урбанизации начался значительно позже многих регионов европейской части России, в конце XVII — начале XVIII в., и был очень своеобразен. Политические и социально-экономические особенности того времени диктовали создание городов-заводов, где главным был завод, а только потом — человеческое поселение. Эта концепция просуществовала до середины XX в. Таким образом, Екатеринбург, как и другие города Урала, фактически не знал эпохи «доиндустриального» развития.
Вследствие этого в процессе эволюции завода четко просматриваются три исторических этапа: 1) зарождение завода и формирование первого этапа производства в дореволюционный период; 2) развитие производства в советский период, в довоенное время; 3) послевоенные годы, строительство производственного комплекса цеха холодной прокатки (ЦХП).
ЦХП является уникальным предприятием, это крупнейший в Европе комплекс по производству холодного проката, он втрое мощнее анало-
гичного американского предприятия по производству электротехнической стали и имеет проектную мощность, позволяющую выпускать 250-280 тыс. тонн продукции в год. Именно здесь впервые в истории мировой черной металлургии была введена в эксплуатацию система безотходного водоснабжения (в США, для сравнения, ее внедрили на 10 лет позже) [2, 3].
ЦХП занимает площадь в 25 га. На территории цеха протяженностью более километра и шириной в четверть километра расположены основные технологические агрегаты: прокатные станы, включая травильные отделения, колпаковые и башенные печи, агрегаты резки, лаборатории испытаний и аттестации готовой продукции. В составе современного цехового комплекса наряду с основным производством находится большое количество объектов инфраструктуры, вспомогательные производства и памятники промышленной архитектуры, расположенные в исторической части завода (Иллюстрация 2).
Попутно и параллельно с металлургическим предприятием в этом районе г. Екатеринбурга сформировался крупнейший в России промышленный сортировочный узел железнодорожной станции, представляющий в настоящее время серьезную экологическую угрозу полуторамиллионному городу. Его территория является одним из основных внешних источников загрязнения водохранилища, в том числе шумового, а транспортные перевозки представляют опасность возникновения аварийных ситуаций, как это произошло в октябре 1988 г. в результате крупнейшей на Урале техногенной катастрофы при столкновении составов, в одном из которых перевозились взрывчатые материалы. Городу был причинен значительный
материальный ущерб с человеческими жертвами.
Таким образом, на этой городской территории расположены производственные зоны двух крупнейших предприятий металлургического и транспортного комплексов, подлежащих в обозримой перспективе полной передислокации за пределы городской черты. В связи с этим возникает вопрос о комплексной адаптации в городской среде значительного по размеру и промышленному потенциалу пространства с функциональной переориентацией и выносом большинства производственных функций за городскую черту.
Процесс выноса производственных мощностей ЦХП ВИЗа напрямую затрагивает социальное городское обустройство, ведь в прилегающих к данному промышленно-транспортному узлу жилых районах проживают десятки тысяч жителей, значительная часть из которых трудоустроена здесь. Кроме того, в процессе формирования промышленной застройки в этой зоне города сложилась развитая производственная, социальная, транспортная и инженерная инфраструктура. С выносом предприятия у городских властей возникнут сложности с трудоустройством значительной части горожан и организацией новых рабочих мест. При этом сложность решаемых вопросов будет значительно масштабнее по сравнению с выносом на новую площадку таких локальных предприятий, как подшипниковый завод и фабрика «Уралобувь», на территории которых в г. Екатеринбурге размещены новые жилые комплексы.
Мы считаем, что реабилитация такой многоаспектной зоны городской территории должна рассматриваться как организованное преобразование ткани городского пространства по че-
Иллюстрация 3. Архитектурно-пространственная адаптация промышленной территории ЦХП ВИЗа к городской застройке в г. Екатеринбурге. Общий вид производственного комплекса ЦХП со стороны водохранилища. Арх. Т. В. Николаева, рук. проф. Е. Э. Рыкова, В. М. Поздникин. 2006 г.
Иллюстрация 4. Общий вид производственного комплекса ЦХП со стороны предзаводской площади и главного входного узла. Арх. Т. В. Николаева, рук. проф. Е. Э. Рыкова, В. М. Поздникин. 2006 г
Иллюстрация 5. Архитектурная организация внутреннего пространства центральной зоны здания ЦХП ВИЗа. Арх. Т. В. Николаева, рук. проф. Е. Э. Рыкова, В. М. Поздникин. 2006 г.
тырем направлениям согласно «биологической» схеме реабилитации городского пространства [5]:
• техническое обновление;
• социальное оживление (ревитализация);
• экономическая модернизация;
• экологическое оздоровление [5, 8—13].
Техническим обновлением в данном случае могут
выступать: использование новых форм организации пространства с учетом существующей материально-технической и институциональной базы (в виде бизнес-инкубаторов, технопарков, административно-деловых центров, музейных и выставочных комплексов и др.), модернизация основных фондов, коренное преобразование исторически сложившейся зоны с учетом повышения эстетической привлекательности зданий и сооружений. В качестве социального оживления следует рассмотреть упорядочение транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктур, включение ранее изолированных пространств
в зону общественных интересов, формирование новых социальных центров притяжения, усиление городской активности и т. д. Экономическая модернизация территории подразумевает размещение прибыльных и экономически привлекательных организаций, предлагающих удовлетворение разноплановых потребностей современных горожан, оптимизацию структуры городского хозяйства и механизмов его управления, которые будут обеспечивать необходимый уровень эффективности использования территории, создание новых рабочих мест и увеличение налогооблагаемой базы бюджета населенного пункта. Экологическое оздоровление городской среды будет обусловлено ликвидацией (путем выноса) вредных производств и крупного железнодорожного узла на изучаемой территории, озеленением и благоустройством прибрежной территории, сохранением и улучшением природного ландшафта.
В соответствии с новым Генеральным планом развития г. Екатеринбурга транспортный сортировочный узел будет передислоцирован в южную часть города, в район станции «Сидельниково». Реализация данного направления уже запущена [4].
Самым сложным вопросом архитектурно-пространственной адаптации ВИЗа будет перемещение производственных мощностей ЦХП, который находится в частной собственности. К тому же решение проблемы усугубляется наличием фактора замещения государственных капитальных вложений в развитие городов частными инвестициями, которые подчинены рыночным законам и рассчитаны на получение быстрого коммерческого эффекта.
По выражению академика В. А. Черешнева, «в сфере, где сталкиваются могущественные силы и большие деньги, изменить ситуацию с помощью просветительской работы и моральных призывов невозможно» [15, 6—8]. Заявленную проблему не решить и только административными мерами. Здесь требуется убедительное научно обоснованное экономическое заключение для адаптации и перепрофилирования, возникающее в форме государственно-частного партнерства, предоставляющее серьезные доводы в пользу собственников производственных объектов и местных органов административной власти.
Очевидно, что для реализации грандиозного замысла генерального плана по трансформации исторической промышленной территории в качественно иной формат многофункционального общегородского административно-общественного, культурно-делового и спортивно-оздоровительного центра необходима всесторонняя оценка каждого из аспектов данного стратегического проекта, поскольку вопрос касается в первую очередь производственного комплекса, имеющего чрезвычайно важное значение для электротехнической промышленности в мировом масштабе. На этой территории сосредоточены огромные материальные ценности, сравнимые со стоимостью жилищного фонда крупного города с численностью населения порядка 100-200 тыс. жителей. Исходя из этого, для обоснования возможности реализации проектного замысла потребуется сформировать «дорожную карту» выноса производственных мощностей, которая будет включать в себя:
1 предварительную и достаточно всестороннюю техникоэкономическую оценку перемещения производственного потенциала на другую площадку без длительной остановки производства требуемых объемов трансформаторной стали;
2 предполагаемый временной лаг, необходимый для осуществления планируемых преобразований на базе новых технологий для этого уникального по многим параметрам действующего предприятия;
3 варианты возможного повторного использования строительных конструкций несущего каркаса здания,
Иллюстрация 6. Архитектурно-пространственная адаптация промышленной территории ЦХП ВИЗа к городской застройке в г. Екатеринбурге. План первого этажа. Арх. Т. В. Николаева, рук. проф. Е. Э. Рыкова, В. М. Поздникин. 2006 г.
имеющих высокую материалоемкость, степень сохранности и эксплуатационной надежности, с указанием целесообразности данного использования;
4 проекты обновления инженерной и транспортной инфраструктур территории;
5 варианты трудоустройства или переквалификации высвобождаемых трудовых ресурсов в связи с закрытием предприятий. Архитектурно-пространственная
адаптация структуры ВИЗа была выполнена в процессе дипломного проектирования на кафедре промышленной архитектуры Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Иллюстрации 3-6) с разработкой отдельных экспериментальных проектов по различным направлениям комплексного преобразования территории.
На этом примере в основу концепции преобразования комплекса положен принцип оптимального использования естественных природно-ландшафтных особенностей территории с формированием на базе главного корпуса цеха технопарка — многофункционального научно-исследовательского инженерного центра высоких технологий, включающего спортивно-оздоровительный, выставочный и другие виды экологически чистых объектов.
Для реабилитации производственного образования и его включения в систему городской ткани необходимо кооперирование организаций по отраслевой принадлежности или сопутствующему функционалу с целью создания мультипликативного синергетического эффекта и их взаимодействия внутри единой комплексной структуры.
Планировочное упорядочение, повышение плотности застройки промышленных площадок, переход к многоэтажным модулям, введение современных принципов эффективного развития производства, перепрофилирование предприятий, единое объемно-пространственное композиционное решение, создание комплексов инновационных и наукоемких предприятий позволяют проще и в то же время оригинальнее интегрировать промышленные комплексы в структуру города и целесообразнее использовать городские территории. Подобная структуризация промышленности в городе приведет к упорядочению промышленных зон, планировочная структура приобретет более четкие черты, исчезнет ее хаотичность, транспортные схемы станут более рациональными и т. д. благодаря
оптимальной увязке промышленных планировочных структур с застройкой прилегающих селитебных и других функциональных зон, формированию общей системы городских центров, в состав которых входят, наряду с административными, управленческими и научно-техническими объектами, объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся на предприятиях и жителей прилегающих районов [14, 25-28].
Кроме того, внедрение структуры технопарка дает возможность поэтапной реконструкции предприятия и ввода его в эксплуатацию очередями. В случае нерентабельности предприятия появляется возможность быстро перепрофилировать его за счет мобильности применяемых универсальных зданий, повышения этажности и блокировки. Внедрение комплексных объемно-планировочных решений будет способствовать повышению архитектурно-художественных и эксплуатационных качеств имеющихся производственных зданий и сооружений.
В соответствии с главной целью нового Генерального плана развития города Екатеринбурга архитектурно-пространственная адаптация рассматриваемой территории направлена в первую очередь на сохранение и развитие природного комплекса, имеющего огромное значение для экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды промышленного города с высоким уровнем загрязнения воздушного бассейна [4].
Особое внимание в современных проектах адаптации должно быть уделено природному комплексу города, являющегося единой градоформирующей системой природоохранного, средозащитного, оздоровительного и рекреационного значения.
Подобные экспериментальные проекты соответствуют новым направлениям теоретической и практической урбанистики, учитывающей
изменения в социально-экономической политике общества и необходимость возрождения, сохранения и развития историко-культурной градостроительной среды города Екатеринбурга, оптимизации экологогигиенических условий проживания населения и разработки мероприятий по охране природы и созданию природно-экологического каркаса города. В перспективных направлениях развития человеческих поселений в следующем столетии все более общепризнанным становится направление «неотрадиционализма», которое подразумевает создание более комфортной городской среды, эмоционально и образно насыщенной, взаимосвязанной с природой, с памятниками истории и культуры.
В соответствии с этой установкой в северо-западной части Екатеринбурга согласно Генеральному плану развития города проектируется историко-природный парк «Истоки Исети», занимающий обширную территорию, выходящую за пределы городской черты, статус которой — особо охраняемая территория. И в связи с этим архитектурно-пространственная адаптация рассматриваемой в статье производственной зоны чрезвычайно актуальна. Природные территории города — это водно-зеленый диаметр реки Исеть с Верх-Исетским, Ниж-неисетским, Городским и Парковым прудами, леса и 14 лесопарков, которые зелеными клиньями входят на территорию города, в том числе Оброшинский лесопарк на берегу Верх-Исетского пруда [4].
Перспективы градостроительного преобразования города, нашедшие свое отражение в Генеральном плане развития, подтверждены и проектами утвержденной стратегии развития города Екатеринбурга, согласно которой запланирован:
• вынос за пределы жилых зон более 30 экологически опасных производств;
• сокращение величины санитарно-защитных зон промышленных и коммунальных предприятий за счет проведения природоохранных мероприятий на производствах; оснащения предприятий газоочистным и пылеочистным оборудованием, отвечающим экологическим стандартам [16].
Одним из конкретных направлений улучшения качества жизни населения является создание комфортной среды проживания. Поэтому Генеральный план города Екатеринбурга особое внимание уделяет развитию системы общественных центров, одним из которых должен стать участок ВИЗа. Для более активного и эффективного использования этой территории предлагается максимально наполнить ее объектами обслуживания, скомпонованными в центры рекреационных зон, в которых размещаются культурно-развлекательные, спортивно-оздоровительные комплексы, предприятия общественного питания и бытового обслуживания в зоне Верх-Исетского пруда вдоль южного и северного берегов.
Формирование подобной системы общегородских центров является одной из важнейших функциональных систем города, обеспечивающих его структурное единство и композиционную целостность.
Заключение
Зарубежный опыт предоставляет множество примеров успешной адаптации бывших промышленных территорий к новым условиям среды обитания при постоянном повышении ее качества. Так, на месте заводов открываются общественно-деловые центры, технопарки инновационных производств, культурные учреждения. К сожалению, успешный опыт по адаптации промышленных зон в России является единичным и, как правило, реализуется на территории двух городов федерального значения — в Москве и Санкт-Петербурге.
Вместе с тем очень многие города в стране имеют промышленное наследие. В настоящее время многочисленные промышленные зоны в России находятся в упадке и не представляют интереса для бизнеса. Чтобы предотвратить их дальнейшую внутреннюю и внешнюю деградацию, необходимо реабилитировать промышленные территории путем их интеграции в сложную структуру города, адаптации к новым градостроительным и экономическим процессам. Данный процесс становится все более глобальным и актуальным, особенно при условии ограниченности территориальных ресурсов в мировом масштабе.
Переход России к рыночной экономике обусловил необходимость рационального использования промышленных территорий, отдельных промышленных предприятий, производственных зданий и сооружений. В условиях глобальной конкуренции промышленные концерны вынуждены адаптироваться под влиянием потребительского спроса, что часто приводит к сокращению традиционной производственной функции, расширению аутсорсинговых услуг, развитию производств, зачастую не связанных с текущей отраслевой принадлежностью; образованию деловых, торговых, научных и культурных функций, ориентированных на обслуживание населения и означающих активное включение промышленных предприятий в социальную и культурную жизнь города.
В зависимости от соответствия предприятия требованиям, которые предъявляет к нему город, от его рентабельности и роли в хозяйственно-экономической структуре, от степени его воздействия на окружающую среду, от архитектурно-эстетического качества застройки целесообразны либо частичная, либо полная замена производственной функции промышленного объекта.
В первую очередь это касается предприятий в центральных зонах городов. Здесь вступает в силу ряд факторов, объясняющих неуклонно растущую тенденцию к смене функционального назначения промышленных объектов, а именно: притягательность центра для активности людей; размещение предприятий обслуживания и досуга, торговли и бизнеса в центре; вывод предприятий за счет уплотнения и перераспределения уже существующих площадок в сложившихся производственных зонах города.
Существует проблема реабилитации не только планировочной структуры промышленных зон, но и воссоздания архитектурно-художественного облика и увеличения композиционной значимости. Реабилитация должна обеспечивать преимущества не только экономического, но и социального плана, что особенно актуально в сложившейся застройке городов Уральского региона.
Список использованной литературы
1 Вахитов Т. Р. Проблема реабилитации промышленных предприятий в структуре г. Екатеринбурга // Архитектон: известия вузов. 2005. № 10, июль. URL: http://archvuz.ru/2005_2/ 21 (дата обращения: 04.02.2014).
2 Верх-Исетский завод // Википедия. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki / (дата обращения: 01.11.2013).
3 ВИЗ-сталь. Группа компаний НЛМК. URL: http:// www.viz-steel.ru/ (дата обращения: 24.12.2013).
4 Генеральный план г. Екатеринбурга. URL: http://www. ekburg.ru / construction/ gen-plan/ (дата обращения:
13.09.2013).
5 Демидова Е. В. Реабилитация промышленных территорий как части городского пространства // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. № 1. С. 8-13.
6 Демидова Е. В. Промышленные территории в каркасе городской ткани: понятие, факторы локализации, тенденции развития / / Экономика. Мультимедиа журнал. URL: http://mmj.ru/index.php?id=45&article=998 (дата обращения: 07.12.2013).
7 Змеул С. Г., Маханько Б. А. Архитектурная типология зданий и сооружений : учебник для вузов. М., 2004.
8 Иноземцев В. Война заводам? // Аргументы и факты. 27 марта 2013 г. URL: http://www. aif.ru/money/business/41850 (дата обращения:
30.01.2014).
9 Ковалев А. Я., Ковалев В. А. Промышленная архитектура Советской России. М., 1980.
10 Коротич А. В. Теоретическая модель современной архитектуры // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. № 1. С. 24-29.
11 Лотарева Р. М. Промышленное градостроительство (промышленные предприятия в архитектурно-планировочных структурах городов). Екатеринбург, 1996.
12 Матвеев Е. С. Промышленные зоны городов. М., 1985.
13 Планировка городских промышленных районов. Основные положения. М., 1965.
14 Попов А. В. Архитектурно-пространственное преобразование территорий промышленных предприятий в городской застройке // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. № 1. С. 25-28.
15 Стенограмма круглого стола по проблеме «Архитектурно-градостроительная среда как место столкновения прагматических и духовно-нравственных интересов человека» // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. № 2. С. 6-8.
16 Стратегический план развития Екатеринбурга. URL: http://екатеринбург.рф / officially/ strategy_plan / (дата обращения: 20.08.2013).