Научная статья на тему 'Архитектурно-пространственная адаптация промышленных территорий Урала'

Архитектурно-пространственная адаптация промышленных территорий Урала Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1535
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / АДАПТАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ТЕХНОПАРК / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ARCHITECTURAL AND SPATIAL ENVIRONMENT / INDUSTRIAL TERRITORY / ADAPTATION OF INDUSTRIAL TERRITORIES / INDUSTRIAL COMPLEX / SCIENCE AND TECHNOLOGY PARK / RECONSTRUCTION / FUNCTIONAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Попов Анатолий Васильевич, Демидова Елена Владимировна

В статье авторами анализируется генезис промышленной застройки города Екатеринбурга с изучением конкретных примеров адаптации промышленных территорий к современным условиям развития города, или, наоборот, территорий, нуждающихся в комплексной реабилитации и обновлении своих производственных и общественных функций. © Попов А.В., Демидова Е.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARCHITECTURAL AND SPATIAL ADAPTATION OF URALS INDUSTRIAL TERRITORIES

In the article authors analyze genesis of industrial territories of the city Yekaterinburg with studying of concrete examples of industrial zone’s adaptation to the modern conditions of a city development, or, on the contrary, the zones needing complex rehabilitation and updating their production and public functions.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-пространственная адаптация промышленных территорий Урала»

УДК 711.21

ПОПОВ А. В. ДЕМИДОВА Е. В.

Архитектурно-пространственная адаптация промышленных территорий Урала

Попов

Анатолий

Васильевич

кандидат архитектуры, профессор,

заведующий лабораторией реконструкции промышленных комплексов института

«УралНИИпроект РААСН», Заслуженный работник высшей школы РФ

e-mail: [email protected]

Демидова

Елена

Владимировна

главный специалист отдела развития секторов экономики Министерства экономики

Свердловской области, старший научный сотрудник института «УралНИИпроект РААСН»

e-mail: [email protected]

В статье авторами анализируется генезис промышленной застройки города Екатеринбурга с изучением конкретных примеров адаптации промышленных территорий к современным условиям развития города, или, наоборот, территорий, нуждающихся в комплексной реабилитации и обновлении своих производственных и общественных функций.

Ключевые слова: архитектурно-пространственная среда, промышленная территория, адаптация промышленных территорий, производственный комплекс, технопарк, реконструкция, функциональная реабилитация.

POPOVA. V DEMIDOVA E. V.

THE ARCHITECTURAL AND SPATIAL ADAPTATION OF URALS INDUSTRIAL TERRITORIES

In the article authors analyze genesis of industrial territories of the city Yekaterinburg with studying of concrete examples of industrial zone’s adaptation to the modern conditions of a city development, or, on the contrary, the zones needing complex rehabilitation and updating their production and public functions.

Keywords: architectural and spatial environment, industrial territory, adaptation of industrial territories, industrial complex, science and technology park, reconstruction, functional rehabilitation.

В настоящее время состояние исторически сложившейся промышленной застройки уральских городов характеризуется общим невысоким качеством, не соответствующим современным тенденциям промышленного и экономического развития страны и региона, а также реалиям глобализации мирового хозяйственного комплекса. Поэтому задача выработки единого научного подхода к адаптации промышленных объектов к новым функциям, а также разработка принципов и методики адаптации является актуальной для архитектурной науки.

В качестве основы исследования по заявленной теме статьи были использованы отечественные труды в области теории архитектуры и архитектурной типологии, в которых разработаны вопросы развития городской среды, следующих ученых: А. В. Бабурова, Б. Г. Бархина,

A. Э. Гутнова, В. Л. Глазычева, А. В. Иконникова,

B. И. Иовлева, И. Г. Лежавы, Т. А. Смолиной, И. М. Смоляра, А. А. Старикова, З. Н. Яргиной.

Тем не менее комплексные исследования архитектурно-пространственной организации

промышленных территорий в городах Урала, учитывающие их экономические и историкосоциальные аспекты развития, отсутствуют. Актуальность темы статьи также обусловлена необходимостью организации современного социально-культурно-делового каркаса Екатеринбурга с включением в него промышленных предприятий как центров занятости и обслуживания населения, центров развития науки и инновационных технологий.

Предметом изучения в статье стали закономерности формирования архитектурнопространственной среды промышленных предприятий в исторически сложившейся застройке г. Екатеринбурга и методы их современной адаптации. Под адаптацией промышленных территорий будем понимать комплекс мероприятий, направленных на их приспособление к реальным или ожидаемым изменениям в политической, экономической, природной и социальной сферах жизнедеятельности общества с целью эффективного использования и повышения качества городского пространства.

Такая трактовка адаптации полностью включает в себя два направления:

1 адаптивное: изучение среды, под-страивание своей деятельности под запросы среды, регулирование деятельности с учетом изменения запросов потребителей;

2 адаптирующее: обратное воздействие на среду путем формирования качественного городского пространства. Кроме того, определение дает всеобщее понимание сущности усилий, которое заключается в мультипликативном эффекте полученного результата.

По утверждению народного архитектора СССР, академика РААСН Г. И. Белянкина, «жизнь прошлого оставила нам много реализованных градостроительных идей, которые сегодня надо адаптировать к новым условиям. Это надо рассматривать как процесс комплексный — сплав социальных, технических, экономических, экологических и художественно-эстетических компонентов» [1, 105-110]. В период творческого вакуума архитектурно-градостроительных идей, длившегося почти 30 лет, в полном объеме не рассматривался комплекс архитектурноградостроительных проблем городов и населенных пунктов во взаимодействии с социально-экономическими стратегиями развития — национальными, региональными и локальными. Промышленные территории развивались стихийно, в основном под воздействием экономических условий при отсутствии сбалансированной градостроительной политики. Сейчас данное упущение должно быть устранено, и властям всех уровней следует сконцентрировать свое внимание не на искоренении промышленных территорий, а на их гармоничном развитии с учетом совершенствования технологических процессов, модернизации инфраструктуры и повышения художественно-эстетических качеств застройки.

Промышленная архитектура формирует среду, в которой рабочий человек проводит значительную часть жизни. Она должна оптимально интегрировать все факторы, обеспечивающие комфортные условия его работы. Поэтому главной целью обновления и адаптации промышленных территорий является улучшение качества городской среды, повышение уровня жизни горожан. Факторами активизации решения этих вопросов являются:

• малая плотность застройки промышленных территорий;

• высокая энергоемкость потребления на условную единицу занимаемой территории;

• низкий уровень архитектурнокомпозиционных характеристик застройки с неравномерным физическим и моральным износом зданий и сооружений;

• усиление значимости промышленной застройки в повышении качества архитектурно-градостроительной среды, создание своеобразного архитектурного образа города.

Исследуя генезис промышленности в городах Урала, можно заключить, что в процессе эволюции на каждом социально-историческом этапе формировались различные типы архитектурных комплексов промышленных предприятий в зависимости от схемы решений и параметров застройки. Они в различной степени отражают взаимосвязь архитектуры и экономики, хорошо прочитываемую в структуре генерального плана комплекса. Это дает основание для выявления закономерностей формирования архитектурно-пространственной среды промышленных предприятий в исторически сложившейся застройке и разработки принципов и рекомендаций по формированию архитектурно-пространственной среды промышленных территорий с учетом особенностей каждой типологической группы в процессе их адаптации.

В данной статье авторы рассматривают архитектурно-композиционные аспекты пространственной организации этих типологических групп в исторической перспективе развития промышленного центра Среднего Урала, их специфическое влияние на формирование городской среды и повышение качества городского пространства посредством совершенствования их художественноэстетических характеристик.

Всестороннее изучение социальноисторического генезиса промышленных территорий со сложной архитектурно-пространственной структурой, расположенных в центрах уральских городов, их возникновения и развития на различных исторических этапах является необходимой предпосылкой их успешной адаптации.

Дифференциация жилищ и мест трудовой деятельности зародилась в античную эпоху. В эпоху капитализма отделение мест труда от жизненного пространства начало проходить более интенсивно — склады, фабрики и заводы, производственные мануфактуры обособлялись в крупные архитектурные комплексы [3]. Таким образом, в процессе эволюции

сформировались устойчивые архитектурно-пространственные структуры промышленных территорий с типичными планировочными элементами, которые и определяют принципы архитектурно-композиционной организации и особенности их адаптации.

Рассмотрим наиболее характерные для этих групп планировочные структурные элементы на примере г. Екатеринбурга, в котором отчетливо прослеживается весь путь формирования промышленных территорий на протяжении трех столетий и отражаются основные этапы развития типологических структур промышленных комплексов — от малых компактных предприятий до крупнейших промышленных зон, образующих многосложную взаимосвязь промышленных и селитебных районов в городской среде.

Малые автономные промышленные объекты, расположенные в жилой застройке

В настоящее время они представлены: 1) историческими промышленными территориями, положившими начало расширенному производству на Урале. Функциональной основой большинства из них были металлургические заводы, работавшие на водной энергии; 2) производствами различной отраслевой направленности, возникшими в последующие периоды.

Эта типологическая группа включает в себя компактные промышленные территории с небольшим количеством малогабаритных объектов. В процессе исторического развития они органично включались в городскую среду, не оказывая доминирующего влияния на планировочную структуру города. Определяющим фактором их возведения был экономический, а главной целью — максимально быстрое получение продукции, главным образом металла, при минимальных затратах капитальных вложений. Сегодня многие из них закрываются.

Большинство таких промышленных объектов создавались как целостные композиционно-пространственные образования, которые оптимально соответствовали своим функциональным задачам и являлись основой генерального плана центральной части многих городов. В настоящее время они стали памятниками историко-архитектурного наследия промышленного зодчества ушедшей эпохи.

Как показывают исторический опыт и мировая практика, непременным условием их сохранности является функциональная адаптация с учетом интересов экономики и ар-

Иллюстрация 1. Исторический центр г. Екатеринбурга. Исторический сквер, вид с Пло-тинки. 2010 г. Yekaterinburg. Russia // Cityscapes and Skyline Photos. URL: http://www. skyscrapercity.com/showthread.php?p=66632993

хитектуры. В историческом контексте эти территории всегда являлись стабилизирующим элементом планировочной структуры и сохраняли первоначально заложенный каркас предприятия. В Екатеринбурге представителями этого типа являются территории первых металлургических заводов. Классическим примером удачной адаптации исторического памятника промышленного зодчества является сохранение и возрождение исторического центра г. Екатеринбурга (Иллюстрация 1).

С этого места когда-то и начинался Екатеринбург. Именно здесь, на реке Исеть, в 1723 г. по указу Петра I был построен первый казенный чугуномедеплавильный и железоделательный завод, который был одним

из самых мощных в России и имел около 30 фабрик и мастерских. С 1725 по 1876 г. здесь находился Монетный двор, обеспечивающий монетами всю Россию. Сегодня Исторический сквер приобрел статус рекреационно-музейного комплекса [7].

Общая площадь сквера составляет

8 гектаров. При его планировке учитывались особенности местности: на левом берегу Исети была построена музейная зона, на правом берегу — мемориальная. В музейную зону входят сохранившиеся исторические здания, ворота, фрагменты ограды на верхней террасе восточной части сквера. Здесь же размещена экспозиция старинной техники XIX в. Музея архитектуры и промышленной техники Урала. В старинных постройках,

зданиях железоплавильного завода, находятся музей изобразительных искусств и отдел природы краеведческого музея. В водонапорной башне — музей кузнечного дела. Мемориальная зона — это площадь, которая прилегает к подпорной стене с барельефом. Южнее располагается «сад камней». Там в качестве образцов различных минералов продемонстрированы природные богатства Урала [7].

Другим представителем автономных промышленных предприятий является Верх-Исетский металлургический завод (ВИЗ), основанный в 1726 г. для производства железа. В 1998 г. на базе ВИЗа путем выделения производственных активов по выпуску электротехнических сталей было сформировано ООО «ВИЗ-Сталь», входящее в пятерку крупнейших мировых производителей трансформаторной стали.

Ценность данной производственной площадки в городской структуре имеет территория, на которой размещалось производство начального периода развития предприятия. Инвестиционно привлекательной выглядит возможность застроить площадку жилой или офисной недвижимостью, однако с точки зрения городского планирования предпочтительнее будет придать территории статус музейноисторического комплекса, сохранить уникальные технологии Петровской эпохи и ландшафт в одной из наиболее привлекательных городских зон с учетом той исторической роли, которую сыграл завод в становлении уральского производства и укреплении Российской империи.

Возможные концептуальные направления адаптации этой территории апробированы в процессе экспериментального проектирования студентами Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Иллюстрация 2). На представленном примере общее композиционное решение комплекса принято в виде единого монолитного объема, перекрытого пространственной оболочкой сложной формы, укрывающей многофункциональное планировочное решение с включением в нее сохранившихся исторически ценных конструктивных элементов зданий основных помещений. Этот оригинальный крупногабаритный объем, символизирующий образ горного края, является стабилизирующим знаковым композиционным акцентом значительного по масштабам городского пространства жилого района города.

Общественная значимость адаптации этой площадки ВИЗа возрастает:

Иллюстрация 2. Архитектурно-пространственная адаптация исторической территории застройки в структуре ВИЗа в г. Екатеринбурге с организацией музейного комплекса малых предприятий легкой промышленности и сервисного обслуживания. Схема функционального зонирования. Арх. М. А. Киприна, рук. проф. Е. Э. Рыкова. 2007 г.

согласно новому Генеральному плану г. Екатеринбурга планируется реструктурировать цех холодной прокатки и превратить его в крупный общественно-научный и рекреационный центр Среднего Урала.

В эту же типологическую группу входят малые производства различной отраслевой направленности, возникшие в последующие периоды.

Эти объекты претерпевали неоднократную модернизацию, сопровождающуюся видоизменением их строительных объемов с наслоением разнотипных конструктивных решений. Их производственные здания первых лет постройки, инженерная и социальная инфраструктура в настоящее время находятся в аварийном состоянии, устарели технологически и морально. В данном случае актуальной является проблема комплексной системной реконструкции этих производственных комплексов без остановки их хозяйственной деятельности с последующим переходом на высокоэффективные технологии не выше V класса вредности в связи с размещением таких предприятий близко к жилой застройке.

Такие предприятия в большинстве своем хорошо обозреваются со стороны городской территории, поэтому основным композиционным принципом организации пространства этой типологической группы объектов можно считать планировочное упорядочение территории, формообразование и пропорционирование производственных объемов в сочетании с художественно-эстетическими приемами гуманизации городской среды. Наглядным примером подобного рода реабилитации является архитектурно-пространственная адаптация предприятия «Уралкабель» в г. Екатеринбурге, где показана глубокая взаимосвязь эффективного решения градостроительных и экономических задач [12].

Для этого типа производственных объектов планировочное упорядочение промышленных территорий, повышение интенсификации и увеличение функциональной емкости ее использования должны достигаться за счет повышения компактности застройки с высвобождением отдельных участков для создания развитой социально-производственной инфраструктуры и увеличения площадей озелененных пространств путем разработки рационального архитектурно-планировочного решения и оптимальной объемно-пространственной организации застройки.

Технопарковые комплексы в структуре городской застройки

Город Екатеринбург исторически сложился как компактный индустриальный центр с обилием крупных машиностроительных заводов общенационального значения, которые, являясь базой для проведения региональной политики технологического перевооружения, должны быть сохранены в хозяйственном комплексе областного центра. Пространственная трансформация этих комплексов должна предусматривать формирование производств в компактных объемах с целью максимально возможного высвобождения прилегающих промышленных территорий для города.

Модернизация группы главным образом связана с диверсификацией производств оборонного комплекса, который на Урале является определяющим для многих городов. В настоящее время эти производственные территории подлежат переориентации в технопарки, что вызвано настоятельной потребностью развития инновационной экономики, интеграции академической науки, высшего профессионального образования и наукоемкого производства, а также позиционированием Уральского региона в качестве опорной территории экономического роста России.

Иллюстрация 3. Комплекс научно-производственного технопарка в структуре особой производственной зоны в г. Екатеринбурге. Общий вид застройки и фасады по ул. Блюхера. Арх. С. А. Костюкова, рук.: проф. Р. М. Лотарева, В. М. Поздникин. 2008 г.

Технопарк — это научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных предприятий [14].

Первыми в Свердловской области были зарегистрированы: Уральский лесной технопарк (на базе Уральского государственного лесотехнического университета), ЗАО «Управляющая компания «Химический парк Тагил» (на базе ОАО «Уралхимпласт»), технопарк высоких технологий «Университетский», технопарк «Авиценна», производящий медицинскую технику и медицинские технологии. В 2012 г. зарегистрированы еще пять технопарков: научно-внедренческий парк «Евразийский», научно-внедренческий биомедицинский технопарк «Новоуральский», автономная некоммерческая организация «Управляющая компания «Уральский горно-промышленный научно-технологический парк «ИнтелНедра» (АНО «УК УрГН НТП «ИнтелНедра»), научно-производственный парк «ТЕХНОМЕТ», ЗАО «Управляющая компания «Технопарк Торгмаш».

Принципы пространственно-композиционных решений данного типа объектов рассмотрены на примере особой производственной зоны, расположенной в восточном секторе г. Екатеринбурга, в районе УГТУ-УПИ (ныне — УрФУ), включающей высокотехнологичные производственные территории машиностроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Наличие в этом районе необходимых интеллектуальных, производственных, сырьевых, социальных и территориальных ресурсов, а также существование определенных требований к режиму закрытых производств в части охраны и защиты государственной безопасности являются фундаментальным основанием для создания здесь особой многофункциональной производственной

Многофункциональный транс гюртно-с клал с кон комплекс в системе Южною промышленного района с Екатеринбурга

Щ промышленные территории жилые территории транспортные связи в пределах промышленной территории

----- внешние транспортные евлш

Иллюстрация 4. Многофункциональный транспортно-складской комплекс в системе Южного промышленного района г. Екатеринбурга. Общий вид комплекса и схема генерального плана. Арх. Н. В. Ибатулина, рук.: проф. В. И. Кабаков, В. Б. Яковлев. 2006 г.

зоны, включающей в себя административно-общественную, учебную, научно-исследовательскую, инновационнопроизводственную, жилую, ландшафтно-рекреационную, спортивную подзоны.

Участок научно-производственного технопарка находится в Кировском районе г. Екатеринбурга, в границах улиц Студенческая— Блюхера—Раевского—Комвузовская (территория завода точной механики). Площадь в границах проектирования составляет 25,3 га (Иллюстрация 3). Представленная проектная структура технопарка формируется на основе специальных модулей, адаптирующихся под конкретные производственные процессы с возможностью поэтапной их рефункционализации.

Представленный выше объект проектирования состоит из нескольких объемов зданий-блоков, размещаемых вдоль улиц Блюхера, Студенческой и Раевского. Общая композиция комплекса технопарка имеет динамичное линейное построение; связующей композиционной осью является аллея инноваций. Комплекс смотрится единым в пространстве города, объединяя функционально различные его объекты, что делает образ технопарка ярким и запоминающимся.

Крупные промышленные районы

Типологические особенности этой группы промышленных комплексов обусловлены их значительными территориальными размерами и пространственной сложностью вследствие «скопления» разнохарактерных по функциям, объемам и строительным решениям зданий

и сооружений, а также чрезвычайной неупорядоченностью их планировочных решений.

Процесс эволюции промышленных территорий в Екатеринбурге отражает национальную историческую тенденцию их постоянного роста, укрупнения и усложнения планировочной структуры в системе городской застройки. В России проблема городских промышленных районов возникла в 1930-х гг., в период строительства таких промышленных гигантов, как Уралмаш, Эльмаш, Уральский вагоностроительный, Челябинский тракторный, Магнитогорский металлургический заводы и многих других, ускоренно возводившихся во всех регионах1. До середины 1920-х гг. основной задачей было восстановление довоенного уровня производства, оживление старых заводов. Начиная с 1928 г., в эпоху первых пятилеток, был принят метод проектирования новых промышленных предприятий в составе целостных промышленных районов. Государственная собственность на землю позволила формировать промышленные агломераты, осваивая все новые и новые территории.

Наиболее актуальным решение проблемы размещения производства стало в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в связи с массовой эвакуацией предприятий из европейской части страны на Урал, в Свердловск. В условиях важности скорейшего запуска и выхода на максимальные мощности заводы возводились без соблюдения градостроительных норм и учета дальнейшего развития городов. Впоследствии резкое увеличение объемов жилищного строительства и быстрое разрастание городов привело к тому, что бывшие промышленные окраины стали неотъемлемой частью городской ткани [16]. Восстановление работы предприятий и разуплотнение существующей застройки выдвинуло требование нового уровня территориальной организации пространства. Начало территориальной реорганизации промышленности было положено Советом Министров СССР, который в 1963 г. принял Постановление «Об упорядочении строительного проектирования промышленных предприятий и производственных объектов сельского хозяйства» [10].

Общее направление проектных работ в СССР после 1965 г. определили «Основные положения планировки городских промышленных районов». В решении архитектурных вопросов установились приоритеты четкого функционального зонирования территорий, унификации объемно-планировочных и конструктивных элементов, создания единства в системах транспортных связей и культурно-бытового обслуживания и пространственной взаи-моувязки промышленных предприятий с жилой и общественной застройкой [11].

Промышленные районы имеют компактное концентрированное размещение производственных объектов. В их структуру входят промышленные узлы (комплексы), образующие группы предприятий с общими объектами вспомогательных производств и хозяйств, инженерными сооружениями, коммуникациями и единой системой бытового и других видов обслуживания трудящихся, и стыковые производственно-контактные районы — по-лифункциональные производственно-территориальные образования, создающиеся на стыке промышленных районов и жилой застройки или на участках, расчленяемых промышленным районом, или вдоль городских магистралей.

1 До 1928 г. в Советском Союзе было построено 300 промышленных пред-

приятий, в 1928-1932 гг. — 1 500 (планом первой пятилетки предусматривалось 518 крупных), во второй пятилетке — 4 500, а в третьей — около

3 000 (Ковалев А. Я., Ковалев В. А. Промышленная архитектура Советской России. М., 1980).

В социально-экономическом аспекте укрупненное размещение промышленных предприятий более эффективно по сравнению с автономным. Городские территории под застройку уменьшаются на 8-10%, протяженность инженерных и транспортных коммуникаций сокращается на 15-20%, улучшаются санитарно-гигиенические условия, на 15-20% снижаются строительные и эксплуатационные издержки. При строительстве нового предприятия стоимость строительномонтажных работ может достигать 70% от всех капитальных вложений, при расширении — около 60%, а при реконструкции — в районе 25%. Ускорение окупаемости капитальных вложений происходит в 2,0-2,5 раза быстрее, а общие затраты на единицу производственной мощности в среднем на 30% ниже, чем при новом строительстве. И хотя работы по реконструкции отличаются повышенной трудоемкостью на 25-30%, а иногда на 50% и более по сравнению с новым строительством, общие затраты времени в 1,5-2 раза меньше.

В качестве примера модернизации этого типа можно рассматривать реабилитацию обширной промышленной территории северной зоны г. Екатеринбурга, которая на протяжении ряда десятилетий сформировалась из предприятий различных отраслей промышленности, по большей части не связанных функционально. В результате здесь было образовано несколько промышленных комплексов с хаотичной планировкой (Иллюстрация 4).

Адаптация данного промышленного образования должна происходить преимущественно за счет композиционных приемов формирования каркаса. Упорядочение территории будет формироваться за счет производственных панелей, промышленные кварталы станут более частыми, укрупняясь в местах многофункциональных транспортно-складских терминалов. Представленный выше архитектурно-пространственный каркас должен привнести в застройку города композиционную ось, которая дополнит построение городской структуры, позволяя последней развиваться более динамично во всех направлениях.

Таким образом, каждый из четырех рассмотренных выше типов организации промышленного производства обуславливает свой специфический характер архитектурно-пространственного регулирования промышленной застройки в городе, основанный на принципах экономического, эколо-

гического и художественно-эстетического восприятия пространства.

Заключение

Исследуя генезис промышленности в городах Урала, можно заключить, что в процессе эволюции на каждом историческом этапе здесь формировались различные производственные комплексы, которые по схеме решений и определенным параметрам застройки можно отнести к разным типологическим группам.

Эти группы в различной степени отражают взаимосвязь архитектуры и экономики, хорошо прочитываемую в структуре генерального плана комплекса, и подчиняются определенным принципам архитектурной организации пространства в системе городской застройки.

Сегодня возникла общественноэкономическая потребность в реконструкции и адаптации промышленных территорий, которые будут различаться по применяемым инструментам и комплексу проводимых мероприятий в зависимости от желаемых целей.

Адаптация сложившихся промышленных территорий в городской застройке в связи с быстрым развитием технического прогресса должна основываться на создании гибких универсальных промышленных систем, способных к мгновенной диверсификации технологических процессов, а также создании производственных кластеров, представляющих сложные архитектурные пространства, объединяющие смежные производства с использованием единой вспомогательной инфраструктуры, в целях экономии капитальных и эксплуатационных затрат и рационального использования территориальных ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Архитектурно-пространственная организация промышленных объектов, адаптируемых к городской среде, должна быть ориентирована на перспективное видение принципов композиционного формообразования с учетом динамики развития социально-экономических процессов в развитии общества.

Список использованной литературы

1 Белянкин Г. И. 15 лет Уральскому отделению РААСН: пути и достижения // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2009. № 2. С. 105-110.

2 Бердников Н. Н. Город в двух измерениях. Свердловск, 1976.

3 Демидова Е. В. Генезис теорий размещения производства // Экономика : мультимедиа жур-

нал. URL: http://mmj.ru/index. php?id=45&artide=997&type=98 (дата обращения: 17.03.2014).

4 Демидова Е. В. Проблемы городских пространств // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2009. № 2. С. 52-56.

5 Демидова Е. В. Реабилитация промышленных территорий как части городского пространства // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. № 1. С. 8-13.

6 Егорова Е. Исторический сквер & Плотинка. URL: http://ekbgrad. ru/istoricheskij-skver/(дата обращения: 25.04.2014).

7 Исторический сквер. URL: http:// ru.wikipedia.org /wiki/Истори-ческий_сквер (дата обращения:

16.06.2014).

8 Каленская Н. В. Маркетинг инноваций. Казань, 2012.

9 Куйвашев Е. В. Сохраним опорный край Державы // Официальный сайт Губернатора Свердловской области. URL: http://gubernator96. ru/news/show/id/2173 (дата обращения: 15.04.2014).

10 Лотарева Р. М. Города-заводы России. XVIII — первая половина XIX века. Екатеринбург, 2011.

11 Планировка городских промышленных районов. Основные положения. М., 1965.

12 Попов А. В. Архитектурно-пространственное преобразование территорий промышленных предприятий в городской застройке // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. № 1.

С. 25-28.

13 Сысоева О. И. Реконструкция промышленных объектов. Минск, 2005.

14 Технопарки. Инфраструктура. URL: http://www.innoros.ru/infrastruct ure/tekhnoparki (дата обращения:

02.06.2014).

15 Филиппова М. Г. Анализ современного состояния и развития промышленности России в период реализации федеральной кластерной политики // Молодой ученый. 2013. № 11. С. 495-500.

16 Шолнерчика И. Ю. Исторические предпосылки возникновения процесса рефункционализации // Ар-хитектон: известия вузов. 2004. № 6, апрель. URL: http://archvuz. ru/2004_1/16 (дата обращения:

12.04.2014).

17 Яковлев А. А. Основы формирования архитектурно-пространственной среды промышленных предприятий в исторически сложившейся городской застройке (на примере исторических городов Поволжья). Н. Новгород, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.