Научная статья на тему 'Предпосылки реновации промышленных зон в Баку и Апшероне'

Предпосылки реновации промышленных зон в Баку и Апшероне Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
815
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ РЕНОВАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗОНЫ БАКУ И АПШЕРОНА / ДЕГРАДАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ / УРБАНИЗАЦИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / PRECONDITIONS OF RENOVATION / INDUSTRIAL ZONES OF BAKU AND ABSHERON / DEGRADATION OF INDUSTRIAL AREAS / URBANIZATION / COMPREHENSIVE REHABILITATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Багирова-ибрагимли Гюнай Арзу Кызы

В статье рассматриваются проблемы деградации промышленных зон Баку и Апшерона, на основе анализа современного состояния промышленных зон определяются предпосылки реновации этих территорий. Вместе это поможет определить принципы комплексной реновации промышленных зон исследуемого района в условиях рыночной экономики. ©Багирова-Ибрагимли Гюнай Арзу кызы, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECONDIRIONS OF THE RENOVATION OF INDUSTRIAL ZONES IN BAKU AND ABSHERON

The article describes the degradation of industrial areas of Baku and Absheron, on the basis of the analysis of the current state of industrial zones the preconditions for the renovation of these areas are determined. It will help to determine the principles of the comprehensive renovation of industrial zones in this area in market economy conditions. ©Багирова-Ибрагимли Гюнай Арзу кызы, 2017

Текст научной работы на тему «Предпосылки реновации промышленных зон в Баку и Апшероне»

УДК 725.94

БАГИРОВА-ИБРАГИМЛИ ГЮНАЙ АРЗУ КЫЗЫ

Предпосылки реновации промышленных зон в Баку и Апшероне

В статье рассматриваются проблемы деградации промышленных зон Баку и Апше-рона, на основе анализа современного состояния промышленных зон определяются предпосылки реновации этих территорий. Вместе это поможет определить принципы комплексной реновации промышленных зон исследуемого района в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: предпосылки реновации, промышленные зоны Баку и Апшерона, деградация промышленных территорий, урбанизация, комплексная реабилитация.

BAGIROVA-IBRAHIMLI GUNAY ARZUKIZI

PRECONDIRIONS OF THE RENOVATION OF INDUSTRIAL ZONES IN BAKU AND ABSHERON

The article describes the degradation of industrial areas of Baku and Absheron, on the basis of the analysis of the current state of industrial zones the preconditions for the renovation of these areas are determined. It will help to determine the principles of the comprehensive renovation of industrial zones in this area in market economy conditions.

Keywords: preconditions of renovation, industrial zones of Baku and Absheron, degradation of industrial areas, urbanization, comprehensive rehabilitation.

Багирова-Ибрагимли

Гюнай

Арзу кызы

аспирант кафедры «Архитектурное проектирование и градостроительство» Азербайджанского архитектурно-строительного университета, Баку

e-mail:

[email protected]

На современном этапе градостроительного развития городские власти Баку столкнулись с проблемой старения и ветшания производственных зон, деградацией архитектурно-художественного облика промышленных зданий и среды в целом. На территории Баку промышленные зоны занимают около 40% площади всего города. Это достаточно большая территория в сравнении с крупнейшими российскими городами (в среднем 10%) и зарубежных стран (около 3-5%) [7]. «Старение» производственных зданий Баку, как физическое, так и моральное, порождает ряд проблем, среди которых особую озабоченность вызывает высокий уровень загрязнения среды, перегрузка транспортной инфраструктуры, невозможность использования этих территорий для городских нужд и т. д. Со схожими проблемами сталкиваются многие старопромышленные города [13, 17].

Внутренняя и внешняя деградация промышленных территорий Баку привела к превращению зоны в территорию-«призрак» [3]. Фактически эти зоны не используются полноценно, большинство производств здесь больше не функционирует, часть из них разрушена, что создает предпосылки для неорганизованного жилищного строительства. Проблема оздоровления промышленных образований, их интеграции в структуру города, реабилитации и адаптации к новым градостроительным процессам стоит в Баку и на всем Апшеронском полуострове достаточно остро и определяет ак-

туальность настоящего исследования. В результате деиндустриализации будут освобождены значительные площади для развития городской инфраструктуры, жилищного строительства, совершенствования транспортной системы. Промышленные территории с прилегающими зданиями, производственными помещениями, транспортной инфраструктурой занимают огромную территорию в центре Баку, что делает ее чрезвычайно привлекательной для инвесторов.

Проблема реновации промышленных территорий является не новой, с ней сталкиваются многие индустриальные города. В США, Канаде и Австралии повторное использование промышленных зданий, складских и прилегающих территорий началось около полувека назад [18]. Вследствие глобализации и изменения мировой экономики города стали терять свою изначальную градообразующую функцию, и многие пустующие производственные здания стали адаптировать под новые функции.

Сегодня задачи по реконструкции и реновации промышленных зон Баку нуждаются в теоретическом подкреплении аналитических исследований в данной области. В связи с этим необходимо отметить ряд работ, посвященных преобразованию среды и архитектурного облика промышленных комплексов крупных городов: В. Н. Белоусов, В. В. Блохин, Т. П. Вер-гунов, Н. Н. Ким, Т. Н. Корепина, В. А. Кулага, В. А. Лавров, И. М. Смоляр, Ю. П. Бочаров и др. В работах этих авторов уделялось внимание

Иллюстрация 1. Мельница бр. Скобелевых (начало ХХ в.), Баку. Иллюстрация 2. Старая мельница после реконструкции 1996 г Фото с сайта: https://www.ourbaku.com/ Офис-центр «Landmark», Баку.

(дата обращения: 05.01.2017) Фото Г. А. Багировой-Ибрагимли

обновлению морально и физически устаревших зданий и кварталов, реконструкции промышленных объектов. Однако данные работы не отвечают реалиям современности, когда необходимо трансформировать целые зоны, учитывая социальные, экономические и экологические последствия этих преобразований.

Позже, в 1980-1990-е гг., в работах Н. Бахтина, А. В. Долгова, А. В. Дрогана и др. рассматривались различные подходы и методы проектирования и реконструкции промышленных образований с учетом архитектурно-планировочного фактора и средового подхода [13]. Научные организации в этот период занимаются схемами упорядочения промышленной застройки: решение транспортных проблем, а также планировочных задач посредством расчленения крупных промышленных зон на более мелкие составные единицы. Однако данные предложения редко реализовывались на практике.

Зарубежный опыт использования промышленных объектов под городские нужды и разработка приемов рефункционализации представлены в работах Э. Мосса, М. Муха, Н. Фос-тера, К. Ламмота и др.

Особняком стоят новейшие работы исследователей, которые изучали непосредственно проблемы регенерации и реабилитации старых производственных зон, а также адаптации промышленных зданий к современным условиям: Т. Ю. Быс-трова, Е. В. Демидова, Р. А. Дрожжин, А. А. Кармацкая, А. Р. Короленко, И. А. Котенко, Д. Е. Сафонова, В. В. Си-логаева, Н. Н. Синицына, Н. В. Старкова, Р. А. Тимченко, М. С. Усольцева, А. А. Чадович, А. А. Яковлев и др.

Экономический потенциал Апше-ронского полуострова характеризуется масштабностью и разнообразием отраслей производств и видов деятельности. 60% производимой в стра-

не промышленной продукции, 57% основных производственных фондов сконцентрированы в Апшеронском районе [10].

Апшерон — это первый по величине индустриальный центр Азербайджана с развитой нефтяной индустрией, машиностроением, энергетической, химической, строительной, пищевой промышленностью. Согласно данным государственного комитета статистики Азербайджана, на Апшеронском полуострове (по состоянию на 2015 г.) находится 1 423 промышленных и 980 строительных предприятий [9] (Таблица 1).

Однако переход к рыночной экономике привел к изменению требований к существующим производствам Баку и Апшерона, их количеству и виду производственных работ, что привело к деградации промышленных территорий, утрате их первичных функций и прежней рентабельности. В результате в центральной части города значительные площади территории остаются закрытыми и не интегрированными в городскую среду.

Процессы трансформации городских функций, развитие новых технологий выдвигают новые требования к качеству городской среды. С переходом от индустриального к наукоемкому, технологическому

производству на современном этапе развития Баку и других населенных мест Апшерона возникает необходимость в сокращении промышленных территорий, переносе части из них за территорию города, перепрофилировании производственных зданий. Индустриальные комплексы и их инфраструктура должны стать более динамичными и интегрироваться в трансформирующуюся городскую структуру. Часть из них могут быть заменены селитебными территориями и общественными пространствами, торговыми зонами.

К сожалению, на сегодняшний день нет единой стратегии регенерации промышленных зон Баку и Апшерона. Как правило, старые постройки здесь сносятся, в том числе и объекты промышленного наследия, непосредственно связанные с историей города, в редких случаях реконструируются и отдаются под объекты инфраструктуры и офисы. Одним из примеров реализованных проектов рефункционализации промышленных зданий может служить здание старой мельницы на ул. Низами, которое было построено в начале ХХ в. как вальцовая мукомольная мельница братьев Скобелевых (Иллюстрация 1). После реконструкции 1996 г. здесь находится офис-центр «Landmark» (Иллюстрация 2).

Таблица 1. Промышленные и строительные предприятия Баку и Апшерона (по состоянию на 2015 г)

Строительные предприятия Промышленные предприятия

Баку 884 1 170

Апшеронский экономический район 96 253

В том числе:

Апшеронский район 48 122

Хызы 1 7

г. Сумгаит 47 124

Всего на Апшеронском полуострове 980 1 423

Кроме того, еще три промышленных здания после реставрации поменяли функцию и предстали в абсолютно новом облике: в помещении судоремонтного завода имени Парижской коммуны расположился Музей живописи XX-XXI вв., в стенах бывшей ГРЭС им. Красина открылся Музей каменной летописи, а склад для военных кораблей Каспийской флотилии превращен в Центр современного искусства YARAT (Иллюстрации 3-5). Переделаны два энергопромышленных здания — теперь в них находятся клубы-рестораны с символическими названиями Enerji и Elektra. Последний больше известен как концертный зал: во время первых Европейских игр здесь располагался Дом болельщиков, в котором проходили встречи со спортсменами и концерты.

Но чаще всего подобные здания разрушаются или вовсе не используются. Существенной преградой для их повторного использования и реабилитации промышленных зон Баку является отсутствие законодательной базы и достаточного количества специалистов в этой области.

Единственным комплексным проектом преобразования части промышленной зоны Баку можно считать проект «White City» на территории Черного города (221 га), который рассчитан на 50 тыс. жителей. Здесь предполагается расположить 10 жилых районов (Иллюстрация 6). Главным консультантом проекта Baku White City является компания «Atkins» (Великобритания). К работе над проектом были привлечены также британская компания Fosters + Partners и американское архитектурное бюро F+A Architects [11]. В настоящее время идет реализация данного проекта. Основными идеями проекта являются архитектурное разнообразие, экологическая совместимость и продуманная интеграция нового участка в уже существующий городской контекст. Вызывает сомнение, как за такой короткий промежуток времени рекультивирована обширная территория, где на протяжении более века велась добыча и переработка нефти, где нефтью и нефтепродуктами пропитаны не только почвы, но и водоносные горизонты. В европейских странах для этих целей выделяются огромные инвестиции и требуется достаточно много времени для полного восстановления ландшафтов.

Е. В. Демидова, изучив зарубежный опыт обновления городских пространств, выделила следующие типичные предпосылки реабилитации городских участков [2, 11]:

♦ низкое качество функционирования городских зданий и сооружений, вызванное неблагоприятными погодными условиями и длительным периодом эксплуатации;

♦ нерациональное зонирование территорий, не обеспечивающее экологическую, санитарную и транспортную безопасность населения;

♦ необходимость восстановления исторической ценности памятников архитектуры и старых городских кварталов;

♦ переход на такой тип муниципальной политики, задачей которой является социальная интеграция и стимулирование инвестиционного процесса в качестве рычагов управления экономическим ростом;

♦ смена социальной картины города, изменение местного межрегионального имиджа.

На наш взгляд, целесообразность регенерации и реновации промышленных зон Баку и Апшерона обуславливается следующими факторами (Иллюстрация 7).

Исторические предпосылки

На различных этапах истории общество выдвигает все новые требования к среде обитания, в том числе и к промышленным территориям, расположенным в го-

Иллюстрация 3. Баилов, судоремонтный завод им. Парижской коммуны (Паркоммуна) (1889-2012) — ремонтировал суда сухогрузного флота, Баку. Фото с сайта: https://www.ourbaku. com /index.php/Сдата обращения: 06.01.2017)

-4

Иллюстрация 4. Новый облик судоремонтного завода, Баку. Теперь в нем расположен Музей живописи ХХ-ХХ1 вв. Фото Г. А. Ба-гировой-Ибрагимли

Иллюстрация 5. Центр современного искусства УАЯАТ. Фото с сайта: http://azpress.az/index. рИр?1апд=ги&зес^отс1=пе\^8& id=39565/(дата обращения: 14.01.2017)

родской застройке. Формирование промышленных зон Баку приходится на конец XIX — начало XX в., когда в результате нефтяного бума Баку из небольшого поселения в пределах крепости за короткий промежуток времени превратился в крупнейший индустриальный центр в регионе. На дальнейших этапах исторического развития города нефтяная промышленность играла решающую роль. После распада СССР переход к рыночной экономике, смена направления развития привели к возникновению противоречий между сложившейся городской средой и новыми потребностями общества. Новые требования к производствам и окружающей территории не могут быть решены простым добавлением новых элементов [8, 14]. Необходимо качественное преобразование и регенерация существующих территорий, что является важным условием для решения стратегических задач городского развития.

Иллюстрация 6. Проект Baku White City. Фото с сайта: http://www.bakuwhitecity. com/(дата обращения: 24.12.2016)

Промышленная архитектура во многом формирует своеобразные черты г. Баку, его центральной зоны, но на сегодняшний день многие промышленные здания, потеряв свою первоначальную функцию, изолированы от городской среды. Регенерация промышленных зон Баку и адаптация старых промышленных зданий к новым условиям очень важна, так как именно по ним судят о ценности застройки. Многие из этих сооружений являются памятниками индустриального наследия Баку, свидетельствами его исторического развития [20].

Экономические предпосылки

В современных условиях Азербайджана наблюдается крайняя неравномерность пространственного размещения производственных сил. За последние два десятилетия система расселения развивается архаично, в стране всего два крупных города (Гянджа и Сумгаит) и один мегаполис (Баку). Города Баку (около 4 млн человек) и Сумгаит (320 тыс. человек), располагаясь на Апшеронском полуострове, стягивают инвестиции и трудовые ресурсы со всего Азербайджана. Это, прежде всего, экономическая нагрузка, которую несет этот регион в масштабе государства. На объем общей валовой продукции

региона Большой Баку приходится 77% от общегосударственного показателя. Население, сосредоточенное на площади в 6% от общей площади Азербайджана, составляет 36% от общей численности населения страны. Подобная диспропорция наглядно демонстрирует как значимость региона Большой Баку, так и проблемы, с которыми сталкивается Азербайджан в данной ситуации.

В силу неразвитости транспортных коммуникаций между городами и населенными пунктами (скоростной железнодорожный транспорт, разветвленные автомагистрали и др.) практически не наблюдается устойчивых социальных и экономических связей регионов; мобильность населения сведена к минимуму. В стране отсутствуют высокоэффективные территориальные промышленные кластеры, используемая инфраструктура устарела, в некоторых случаях предельно изношена морально и физически. После распада СССР промышленные кластеры Апшерона до сих пор не восстановили целостность своей структуры по причине возникновения обанкротившихся и бездействующих заводов и фабрик.

В то же время, как и во многих странах постсоветского пространства, в Азербайджане урбанизация перешла из социалистической (го-

сударственной) фазы в фазу капиталистическую, где экономические и социальные интересы частных лиц превалируют над интересами города. Государственные капитальные вложения в развитие территорий сменились частными инвестициями, которые подчинены рыночным законам и рассчитаны на получение быстрого дохода [2, 9]. Вот почему на данном этапе важной задачей государства является улучшение налоговой политики для большей заинтересованности девелоперов во вложение инвестиций с целью регенерации промышленных зон, создания новых технопарков как на Апшероне, так и по всей стране в целом.

Градостроительные предпосылки

Закрытие многих предприятий, сокращение объемов производства обостряет многие градостроительные задачи на территории населенных мест Апшерона, в том числе эффективность использования территорий, создание комфортной селитебной среды, улучшение функционально-планировочных и композиционно-пространственных качеств городов, совершенствование транспортной инфраструктуры и т. д. В структуре Большого Баку с большим количеством промышленных предприятий сложно найти территории для строительства в черте уже сложившихся районов. Анализ структуры земель Апшеронского полуострова позволяет утверждать, что на этой территории ощущается огромный дефицит земли. Поэтому в настоящее время рациональному и эффективному использованию каждого гектара земли должно быть уделено особое внимание [5]. При таком чрезвычайном положении для градостроительных нужд в Баку и на Апшеронском полуострове реабилитация бывших промышленных территорий является весьма актуальной.

Современный город немыслим без развитой структуры безопасного и комфортного общественного пространства. Сложившаяся структура г. Баку на сегодняшнем этапе лишь частично отвечает этим условиям, она характеризуется низким качеством жилья и недостаточностью рекреационных зон, высокой долей промышленно-складских территорий в центре города, неблагоприятной транспортной ситуацией (уровень развития транспортной инфраструктуры не соответствует нагрузке). Таким образом, для промышленного г. Баку регенерация деградирующих территорий с ветхими строениями и нехваткой земли под строительство является выходом из сложившейся ситуации.

Иллюстрация 7. Предпосылки регенерации промышленных зон Баку и Апшерона. Разработано Г. А. Багировой-Ибрагимли

Социальные предпосылки

Планировочная структура г. Баку при всей своей компактности неоднородна, агрессивна и хаотична. Комплексная регенерация промышленных территорий Баку и Сумгаита, которые зачастую примыкают к жилой застройке, приведет к гуманизации среды, увеличению ее социальной и архитектурной значимости, насыщению среды разнообразными функциями (деловой, культурной, жилой), созданию современных типов общественных пространств (арт-пространств, галерей современного искусства, коворкинг-клубов, квартир-лофтов и пр.), потребность в которых испытывает современное общество. Этому способствует также тот факт, что промышленные объекты обладают огромным архитектурным потенциалом: интересные пространства, огромные площади, ярко выраженные конструкции и др.

С развитием наукоемкого и инновационного производства современный промышленный город постепенно превращается в административно-деловой центр [16]. Ранее доминирующие промышленные зоны подавляются современной застройкой [4, 19]. На сегодняшний день многие промышленные объекты Баку оказались отрезанными от городской социальной среды. Возникла необходимость адаптации индустриальных зон города к современным условиям.

Экологические предпосылки

В настоящее время проблема отслуживших свой срок промышленных комплексов, зданий и их инфраструктур остро стоит на повестке дня в Баку и на Апшероне. Многие из них не отвечают экологическим нормам. Кроме того, сосредоточение крупнейших нефтеперерабатывающих, энергетических и машиностроительных предприятий, интенсивно загрязняющих атмосферный воздух, почвы, воду и природно-ландшафтные комплексы, существенно влияет на здоровье людей и на экологию региона в целом [6]. На Апшеронском полуострове нефтью и ее продуктами загрязнено 16 тыс. га земли, а отходами химической промышленности — 2 196 га. Почти половина территории городов Баку и Сумгаит носит характер загрязнения выше опасного.

В связи с этим актуальной становится задача проведения работ по реконструкции промышленных территорий и создания условий устойчивого развития города. Вывод из исторического центра Баку промышленных предприятий и последующая рекультивация освободившихся территорий поможет в значительной мере улучшить экологическую ситуацию в городе, а также значительно снизить транспортную нагрузку центральных районов. Для существенных изменений в рекультивации промышленных зон необходима как финансовая, так и законодательная помощь государства [12, 17].

Эстетические и психологические предпосылки

Получение полноценной в архитектурно-ландшафтном отношении среды — естественная потребность жителей города. Они находятся под его постоянным многообразным влиянием (сенсорным — визуальным, запаховым, звуковым, а также культурным, социально-экологическим и социально-психологическим) [15]. Современная городская застройка не всегда отвечает запросам горожан [12].

На территориях пришедших в упадок промышленных предприятий образовываются территории-«призраки», которые указывают, что здесь когда-то было крупное производство [3]. Подобная проблема сложилась и на Апшероне — в самом большом индустриальном узле Азербайджана, где расположены крупнейшие в стране нефтеперерабатывающие предприятия, а также большое количество других промышленных объектов.

Низкие эстетические показатели промышленных территорий, создающие в городской среде зоны негативного психологического воздействия на человека, являются еще одной предпосылкой регенерации промышленных зон Баку и Апшерона. Многие из заброшенных промышленных предприятий Баку и Апшерона имеют сегодня невыразительную архитектуру, безликие фасады, производственные территории огорожены серыми бетонными заборами, тянущимися вдоль дорог. Вследствие этого создается удручающая жилая среда, ощущение серости, заброшенности и пессимистичности. В этом случае необходимо провести комплекс работ по улучшению интерьера и внешнего облика промышленных зданий

в соответствии с современными требованиями (в том числе для приведения их в соответствие с окружающей застройкой, местными культурными и национальными традициями и особенностями) [1].

Заключение

Основными причинами деградации промышленных зон Баку и Апшерона можно назвать разрыв экономических связей между союзными республиками в результате распада СССР, неудачная адаптация промышленных предприятий Баку и Апшерона к рыночным условиям, утрата их первичных функций и прежней рентабельности, незаинтересованность девелоперов во вложении инвестиций для оживления промышленных зон ввиду непривлекательной налоговой политики и т. д. Выявлены проблемы, которые порождает деградация промышленных зон Баку и Апшерона. Это, прежде всего, высокий уровень загрязнения среды, перегрузка транспортной инфраструктуры, невозможность использования этих территорий для городских нужд и т. д.

Определены и охарактеризованы основные предпосылки регенерации и реновации промышленных зон Баку и Апшерона, которые можно выделить в следующие шесть блоков: исторические, экономические, градостроительные, социальные, экологические, эстетические и психологические предпосылки.

Список использованной литературы

1 Быстров П. Н., Закиров Р. С. К вопросу о редевелоп-менте промышленных территорий в центральной части города // Известия КГАСУ. 2006. № 1 (5). URL: http: // izvestija.kgasu.ru/files/N1 (5) 2006/Beistrov_59-61.pdf (дата обращения: 04.05.2016).

2 Демидова Е. В. Реабилитация промышленных территорий как части городского пространства // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. № 1. С. 8-13. URL: http://uniip. ru / juornal/arhiv/soderghanie/385-av1-2013/ 407-1-2013-demidova (дата обращения: 13.05.2016).

3 Дрожжин Р. А. Реновация промышленных территорий // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2015. № 1 (11). С. 84-86. URL: http://cyberleninka.ru / article/n/renovatsiya-promyshlennyh-territoriy (дата обращения: 13.05.2016).

4 Кармацкая А. А. Реновация промышленных объектов и адаптация индустриальных зон городов к современным условиям // Архитектон: известия вузов. 2012. № 38. Приложение, июль. URL: http://archvuz. ru/2012_22/47 (дата обращения: 17.05.2016).

5 Кахраманова Ш. Ш. Техногенное загрязнение почв Апшерона // Академический вестник УралНИИ-проект РААСН. 2012. № 1. С. 25-30. URL: http:// cyberleninka.ru/ article / n /tehnogennoe-zagryaznenie-pochv-apsherona (дата обращения: 16.08.2016).

6 Кахраманова Ш. Ш. Экологические проблемы Баку. Комплексный анализ и моделирование. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 532 c.

7 Короленко А. Р. Механизмы реорганизации индустриальных зон крупнейших российских городов : авто-реф. канд. дис. М., 2013. URL: http://emsu.ru/face/ dissert/ avtoreferat_korolenkoar.pdf (дата обращения: 21.12.2016).

8 Котенко И. А., Токарева В. А. Реновация бывших промышленных территорий // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2015. № 3 (20).

9 Официальный сайт Азербайджанского государственного комитета статистики. URL: http://www.stat.gov. az/^ата обращения: 04.01.2017).

10 Официальный сайт Азербайджанской Республики. URL: http://www.azerbaijans.com/content_463_ru.html (дата обращения: 04.01.2017).

11 Официальный сайт проекта Вaku white city. URL: http://www.bakuwhitecity.com (дата обращения: 24.12.2016).

12 Сафонова Д. Е. Экореконструкция заброшенных промышленных зон в процессе рефункционализиции // Архитектон: известия вузов. 2012. № 38. Приложение, июль. URL: http://archvuz.ru/2012_22/43 (дата обращения: 22.12.2016).

13 Синицына Н. Н. Адаптация промышленных образований Екатеринбурга к современным изменениям городской среды : дис. ... канд. архитектуры. Екатеринбург, 2005. 215 с. URL: http://tekhnosfera.com/adaptatsiya-promyshlennyh-obrazovaniy-ekaterinburga-k-sovremennym-izmeneniyam-gorodskoy-sredy (дата обращения: 22.12.2016).

14 Старкова Н. В., Грин И. Ю. Эффективные методы комплексного подхода к реновации промышленных территорий // Новые идеи нового века. 2015. Т. 2. С. 230-234.

15 Тетиор А. Н. Социальные и экологические основы архитектурного проектирования. М. : Академия, 2009. 240 с. URL: http://www.docme.ru/doc/1157587/2447. social._nye-i-e-kologicheskie--osnovy-arhitekturnogo-pr... (дата обращения: 27.12.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Тимченко Р. А., Кришко Д. А., Лукаш М. В. и др. Виды использования промышленных территорий с учетом урбоэкологического анализа (на примерах других городов) // Разработка рудных месторождений. 2010. Вып. 93. URL: http://knu.edu.ua/ Files/93_2010/46. pdf (дата обращения: 07.01.2017).

17 Усольцева М. С., Волкова Ю. В. Реновация промышленных зон в Санкт-Петербурге // Строительство уникальных зданий и сооружений. 2015. № 2 (29). С. 98-111. URL: http://unistroy.spbstu. ru/index_2015_29/ 8_usoltceva_29.pdf (дата обращения: 22.12.2016).

18 Чадович А. А. Сохранение или снос? Компромисс! // AMIT. 2013. № 1 (22). URL. https://www.marhi.ru/ AMIT / 2013/1kvart13 / chadovich / chadovich.pdf (дата обращения: 06.11.2016).

19 Чайко Д. С. Современные направления интеграции исторических производственных объектов в городскую среду : автореф. дис. ... канд. архитектуры. М. : МАРХИ, 2007. URL: http://www.marhi.ru/referats/files /chaiko. pdf (дата обращения: 24.11.2016).

20 Яковлев А. А. Архитектурная адаптация индустриального наследия к новой функции : автореф. дис. ... канд. архитектуры. Н. Новгород : ННГАСУ, 2014. URL: http://tekhnosfera.com/ arhitekturnaya-adaptatsiya-industrialnogo-naslediya-k-novoy-funktsii (дата обращения: 27.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.