Научная статья на тему 'Влияние крупных туристических проектов на состояние прикаспийских ландшафтов'

Влияние крупных туристических проектов на состояние прикаспийских ландшафтов Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
262
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / НАРУШЕНИЕ ПРИРОДНОГО БАЛАНСА / УРБАНИЗИРОВАННЫЕ ЛАНДШАФТЫ / CASPIAN REGION / TOURIST INDUSTRY / ECOLOGICAL STATE / NATURAL BALANCE VIOLATION / URBANIZED LANDSCAPES

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Кахраманова Шахла Шехали Кызы

Cегодня во всех прикаспийских государствах предпринимаются шаги по развитию туризма в регионе. Разрабатывают новые проекты курортных зон и целых городов на побережье Каспия. Выдержит ли экосистема Каспия масштабную антропогенную нагрузку от туристической индустрии? Насколько целесообразно инвестирование крупномасштабных туристических проектов в экологически неблагоприятной зоне Каспия? В статье рассмотрены наиболее масштабные проекты, планируемые в Прикаспийском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF LARGE TOURIST PROJECTS ON STATE OF CASPIAN LANDSCAPES

Today in all Caspian States, some steps are being taken to the development of tourism in the region. In spite of the existing environmental obstacles, the tourism industry is actively developing on the coast of Azerbaijan, Iran, Turkmenistan, Kazakhstan and Russia. New projects of resort zones and cities on the coast of the Caspian sea develop. As you can see, the struggle for energy resources in the region is gradually being transformed to fight for the tourist business. However, will the ecosystem of the Caspian sea survive the large-scale anthropogenic load from the tourist industry? How advisable is investment of large-scale tourism projects in environmentally unfavorable area of the Caspian sea? The most grandiose projects planned in the Caspian region are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Влияние крупных туристических проектов на состояние прикаспийских ландшафтов»

УДК 711. (55:504 (479.24)

КАХРАМАНОВА Ш. Ш.

Влияние крупных туристических проектов на состояние прикаспийских ландшафтов

Сегодня во всех прикаспийских государствах предпринимаются шаги по развитию туризма в регионе. Разрабатывают новые проекты курортных зон и целых городов на побережье Каспия. Выдержит ли экосистема Каспия масштабную антропогенную нагрузку от туристической индустрии? Насколько целесообразно инвестирование крупномасштабных туристических проектов в экологически неблагоприятной зоне Каспия? В статье рассмотрены наиболее масштабные проекты, планируемые в Прикаспийском регионе.

Ключевые слова: Прикаспийский регион, туристическая индустрия, экологическое состояние, нарушение природного баланса, урбанизированные ландшафты.

KAHRAMANOVA SH. SH.

INFLUENCE OF LARGE TOURIST PROJECTS ON STATE OF CASPIAN LANDSCAPES

Today in all Caspian States, some steps are being taken to the development of tourism in the region. In spite of the existing environmental obstacles, the tourism industry is actively developing on the coast of Azerbaijan, Iran, Turkmenistan, Kazakhstan and Russia. New projects of resort zones and cities on the coast of the Caspian sea develop. As you can see, the struggle for energy resources in the region is gradually being transformed to fight for the tourist business. However, will the ecosystem of the Caspian sea survive the large-scale anthropogenic load from the tourist industry? How advisable is investment of large-scale tourism projects in environmentally unfavorable area of the Caspian sea? The most grandiose projects planned in the Caspian region are considered in the article.

Keywords: Caspian region, tourist industry, ecological state, natural balance violation, urbanized landscapes

Кахраманова

Шахла

ШехАли кызы

кандидат архитектуры, доцент, ведущий специалист отдела «Генеральных схем и прогнозов», Государственный проектный институт «Азгосстройпроект» при Министерстве чрезвычайных ситуаций Азербайджанской Республики

e-mail: shahlakahramanova@ yandex.ru

shahlakahramanova@gmail.

Проблема оздоровления экологической ситуации на Каспийском море приобретает чрезвычайную остроту. Связанные с природными явлениями (колебания уровня моря, геологические условия, наличие грязевых вулканов) и антропогенной деятельностью человека проблемы (разработка нефтяных и газовых месторождений, промышленные, бытовые и сельскохозяйственные стоки и т. д.) осложняются ограниченными возможностями самоочищения Каспия. Ограниченный объем воды в море (площадь Каспийского моря в настоящее время 371 000 км2, максимальная глубина — 1025 м), замкнутость водного бассейна, отсутствие сильных течений и медленный водооборот в море приводят к накапливанию загрязнений, стекающих в него как с впадающих рек, так и с промышленных, канализационных, сельскохозяйственных и др. стоков, буровых вод и т. д.

Каспийское море является общим экологическим объектом всех пяти прибрежных государств Прикаспийского региона1. В силу

1 Длина береговой линии Каспия составляет: в России —

695 км, Казахстане — 2320 км, Туркмении — 1200 км, Иране — 724 км, Азербайджане — 955 км.

замкнутости бассейна авария, произошедшая в одной из ее частей, станет общей экологической катастрофой всего региона. Нормы загрязнения, выработанные для открытых морей, не приемлемы для Каспия, так как здесь способности к растворению и осаждению загрязнителей сильно ограничены, а особенности течения моря приводят к тому, что загрязнение в одном месте вскоре распространяется на всю акваторию, накапливаясь в основном в центральной части, где преобладают кольцевые течения [6] (Иллюстрация 1).

Основными загрязнителями моря являются нефть и нефтепродукты. За полтора столетия добычи нефти в Азербайджане образовались огромные загрязненные территории. Причиной загрязнения вод Каспия, являются также интенсивные процессы урбанизации, происходящие в прибрежной полосе Прикаспийского региона [2]. Поселения, расположенные в прибрежных зонах Каспия и находящиеся на их территории промышленные и коммунальные объекты, сельскохозяйственные угодья, коммуникации и др. социальные объекты загрязняют среду Каспия тяжелыми металлами, органическими соединениями, нефтепродуктами, промыш-

com

© Кахраманова Ш.Ш., 2013

11

Иллюстрация 1. Схема течений Каспийского моря (В. Н. Зенин, 1942)

ленными и бытовыми стоками и т. д. Высокий уровень загрязнения моря и впадающих в него рек уже давно вызывает опасение по формированию бескислородных зон в Каспии, особенно для районов южнее Туркменского залива.

Береговая линия Каспийского моря оценивается примерно в 65006700 км, с островами — до 7000 км (около 50 крупных и средних островов). В этой прибрежной полосе расположены крупные промышленные, столичные и портовые города, активно влияющие на экологию Каспия, такие как Баку, Сумгаит, Ленкорань (Азербайджан), Махачкала, Дербент, Астрахань (Россия), Актау, Атырау (Казахстан), Туркменбаши (Туркмения), Энзели, Халус (Иран) и др. Если учесть, что каждый крупный город оказывает влияние на окружающую среду в 50 раз больше, чем его собственный радиус, а в водной среде это влияние может быть и больше, то загрязнение Каспия в ближайшие десятилетия может увеличиться в не-

Иллюстрация 2. «Горячие точки» загрязнения в Прикаспийском регионе [1]

сколько раз, что неминуемо приведет к экологической катастрофе. На Иллюстрации 2 показано расположение крупных городов в районе Каспия и их влияние на экологию Прикаспийского региона [8]. В Таблице 1 приведены «горячие точки» загрязнения в Каспийском море.

Как следствие загрязнения моря, ежедневно на Дагестанское побережье Каспия выбрасываются около сотни тюленей. За последние два года на российском секторе Каспия уже погибли более 30 тыс. из менее 270 тыс. особей млекопитающих. Еще 10 лет назад их количество составляло свыше миллиона. Поголовье осетровых за этот период на Каспии сократилось на 90 %. Причиной гибели млекопитающих и рыб является токсикоз, вызванный загрязнением моря выбросами продуктов хозяйственной деятельности человека.

Дальнейший рост загрязнения вод Каспия и прибрежных зон увеличит риск потери этого уникального природного комплекса и сведет на нет

все усилия по продвижению проектов развития туризма в регионе, а также отразится на здоровье населения прибрежных районов.

Для защиты природы Каспия главами правительств пяти прибрежных государств сделаны определенные шаги. Так, в 2006 г. ратифицирована Тегеранская Рамочная конвенция о защите морской среды. В декабре 2012 г. на 4-й сессии министерской конференции Тегеранской конвенции подписан протокол о защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников. Однако на деле потребуется еще долгий период для осуществления этих мер. К тому же природоохранные меры сегодня не могут «тягаться» с экономическими интересами стран региона. Так, развитие Кашаганского проекта2 в Казахстане, а также шельфовых проектов3 и возможное строительство Транскаспийского газопровода в Туркменистане не только не улучшит ситуацию, но еще более усугубит ее.

Параллельно активному загрязнению среды Каспия и прилегающих территорий сегодня во всех Прикаспийских государствах предпринимаются определенные шаги к развитию туризма в регионе. Природная среда Каспийского побережья с песчаными пляжами, минеральными водами и лечебными грязями в прибрежной зоне создает хорошие условия для отдыха и лечения. В то же время по степени развитости курортов и туристской индустрии Каспийское побережье заметно уступает Черноморскому побережью. Возможно, это связано с тем, что Каспий во все времена представлял интерес больше как место добычи углеводородного сырья. Сегодня, несмотря на имеющиеся экологические препятствия, туристическая индустрия активно развивается на побережье Азербайджана, Ирана, Туркменистана, Казахстана и России. Идут работы по созданию туристической инфраструктуры в пяти прикаспийских странах, строятся круизные суда, налаживается портовая инфраструктура.

В Азербайджане в районе Баку активно развивается курортная зона. В настоящий момент создан курорт мирового уровня в Амбура-не, еще один современный туристический комплекс строится в районе поселка Нардаран, большой популярностью пользуется отдых в санаториях поселков Бильгях и Загульба.

2 Проектная добыча в 50 млн тонн нефти в год. Запасы составляют 6,4 млрд тонн.

3 Запасы нефти в Туркменском шельфе составляют 1/3 от минимальных оценок запасов Кашаганского месторождения.

Таблица 1. «Горячие точки» загрязнения в Каспийском море [1]

Страна «Горячие точки»

Азербайджан • Бакинская бухта/Апшеронский полуостров • Сумгаит • Река Кура

Иран • Участки реки Сефид-Руд/Бандар Анзали • Порты Халус/Нау Шахр • Лагуна Горган

Казахстан • Дельта реки Урал • Баутино/Форт Шевченко • Актау

Российская Федерация • Астрахань/дельта реки Волга • Лопатин • Махачкала • Дербент

Также развивается курортная зона в Набрани, на севере Азербайджана. Туркменистан, Казахстан и Россия также разрабатывают новые проекты курортных зон и целых городов на побережье Каспия. Как видно, борьба за энергоресурсы в регионе постепенно трансформируется в борьбу за туристический бизнес.

Однако выдержит ли экосистема Каспия масштабную нагрузку еще и от туристической индустрии? Насколько целесообразно инвестирование крупномасштабных туристических проектов в экологически неблагоприятной зоне Каспия? Для того чтобы ответить на возникшие вопросы, рассмотрим наиболее масштабные проекты в Прикаспийском регионе.

Khazar islands (Азербайджан)

Одним из масштабных строительных проектов, планирующихся на Каспийском море, являются Khazar Islands или «Каспийские острова». Город рассчитан на 1 млн жителей, состоит из 41 искусственного острова различного размера и будет расположен в Карадагском районе, в 23 км к юго-западу от г. Баку (в сторону Приморска) и на расстоянии 4-8 км от берега. Территория города — 3000 га (Иллюстрация 3).

Это довольно смелый и в то же время рискованный мегапроект, который позиционируется как экологически чистый и выдвигает на передний план такие решения, способствующие сохранению здесь природного баланса, как:

• опреснение морской воды и использование ее в качестве питьевой (что связано с отсутствием пресной воды на Апшероне);

• выработка электроэнергии солнечными батареями (есть все предпосылки, учитывая климатические условия Апшерона);

• использование транспорта с электродвигателем [4] и т. д.

Однако для обоснованного экологически чистого проекта здесь нет сведений об утилизации и переработке мусора, производимого мегаполисом, что говорит о неполной продуманности проекта или предполагает утилизацию мусора на Апшероне. Во втором случае это явится дополнительным источником загрязнения полуострова, который на сегодняшний день не в состоянии решить и собственные проблемы по утилизации твердых бытовых отходов [3].

Кроме того, само по себе строительство миллионного города в 23 км от столицы с населением более 4 млн человек и в опасной близости от про-

мышленнои зоны с цементными, химическими предприятиями, судоремонтным заводом, Сангачаль-ским нефтяным терминалом, новым портом и др. сводит на нет все усилия по строительству экологически чистого города с туристической инфраструктурой. Учитывая также, что на протяжении многих лет в этой зоне добывалась нефть и морские воды загрязнены нефтью, нефтепродуктами и тяжелыми металлами, говорить об экологически чистом городе на протяжении многих лет не приходится.

«Жемчужина Азербайджана» на Беюк-Зиря (Азербайджан)

Еще одним проектом, заслуживающим внимание, является проект «Жемчужина Азербайджана» (Иллюстрация 4). Это проект фешенебельного города-курорта на острове Беюк-Зиря в Каспийском море неподалеку от г. Баку (проект Bjarke Ingels Group). Комплекс на площади 1 млн кв. м рассчитан примерно на 10 тыс. человек.

Данный проект, включающий

7 жилых комплексов (по форме семи горных вершин Азербайджана на границе с Грузией), также претендует на громкое название «город-автоном-ная система». Это название должен оправдать ряд мер, в числе которых установка солнечных батарей, фотоэлементов, строительство систем накопления дождевой воды и очистки сточных вод, а также ветряной электростанции. В настоящее время о. Бе-юк-Зиря (быв. Наргин), расположенный в море в 15 км от Баку у входа в Бакинскую бухту, находится в антисанитарном состоянии, замусорен ржавыми кораблями и развалинами армейских построек. Недостатками проекта в качестве города-курорта являются: отсутствие решения по утилизации производимого мусора, использование острова в недавнем прошлом в качестве расстрельного места и места для захоронений (Бакинский Гулаг), а также сильная загрязненность этой зоны в связи с близким расположением к главным

Иллюстрация 3. Проект Khazar Islands (Азербайджан): а — общий вид; б — фрагмент. URL: http://khazarlslands.com/

нефтяным платформам. Существенным препятствием для реализации проекта может стать стратегическое значение острова для защиты Баку с моря и его принадлежность Министерству обороны республики.

Курорт Аваза (Туркмения)

В Туркмении реализуется масштабный проект курортного городка «Аваза» на Каспийском море, названный «Клондайком для туристического золота» [5]. Он расположен в 12 км от г. Туркменбаши (быв. г. Красно-водск) на побережье Каспийского моря. Мегаполис будет иметь развитую инфраструктуру вплоть до собственного аэропорта и принимать одновременно до 3,5 тыс. отдыхающих (Иллюстрации 5, 6). Сведений об экологической составляющей проекта, кроме системы опреснения воды, нет.

Иллюстрация 4. Проект «Жемчужина Азербайджана» на Беюк-Зиря (Азербайджан). URL: http://baku.ws/index.php?newsid=11204

Иллюстрация 6. Проект «Курорт Аваза» (Туркмения): а, б — фрагменты застройки. URL: http://mekdep.com/topic/ 3246-%D0 B0%D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %B7 %D0 %B0

Как и любой курортный комплекс, Аваза станет дополнительным источником загрязнения Каспийского моря и окружающих ландшафтов. Но и сам курорт расположен в экологически неблагоприятной зоне — вблизи двух крупных нефтеналивных портов — Туркменбаши и Экерем, а также рядом с районом шельфовой добычи нефти. На полуострове Челекен, в 60 км к югу от курорта, развернута сеть из нефтепроводов, а в 12 км к востоку от курорта работает один из самых мощных нефтеперерабатывающих заводов в Центральной Азии — Туркменбашинский НПЗ мощностью в 9 млн тонн в год.

Согласно данным международной экологической организации Crude Accountability [9], с 2000 по 2012 г. в туркменском секторе Каспийского моря обнаружено 701 нефтяное пятно, из которых 147 отнесено к категории крупных. Район их распространения находится в 60 км к югу от Авазы. В силу каспийских течений, которые идут вдоль туркменского побережья с юга на север, нефтяное загрязнение быстро достигнет Авазы. Достаточно одной крупной аварии танкера

или платформы, чтобы курорт прекратил свою работу.

Еще одной проблемой является близость Авазы (5-8 км) к бухте Саймонова, куда начиная с 1942 г. сливали промышленные и канализационные стоки и где скопилось около 16 млн кубометров сильно загрязненной рапы. Они постепенно фильтруются в водоносные горизонты, которые несут опасные вещества к морю в район Авазы. Таким образом, морской курорт оказывается в окружении нефтяных скважин, НПЗ, нефтяных пятен и загрязнений [9].

Поселок Курык, Актау-сити, Каспийский энергетический хаб и курортная зона «Кендерли» (Казахстан)

В Казахстане в районе Каспийского моря будет осуществлено сразу несколько крупных стратегических проекта — новый рабочий поселок Курык, Актау-сити, Каспийский энергетический хаб и курортная зона «Кендерли».

Наиболее крупным из них является курорт «Кендерли», рассчитанный на 400 тыс. человек, который имеет развитую инфраструктуру, 500 вилл и собственный аэропорт и будет функционировать круглый год за счет возведения прозрачных куполов над побережьем и Каспийским морем. Безусловно, это будет один из интереснейших градостроительных проектов (Иллюстрация 7), однако насколько он приспособлен к местным климатическим условиям?

Поселок Курык строится в Манги-стауской области на побережье Каспия с жилой площадью 1,4 млн кв. м.

Иллюстрация 7. Курорт «Кендерли» (Казахстан). Общий вид. 1Ж1_: Шр://\ммм ¡^огт.кі/гиз/аг^сІе/2485422

Скромное название «поселок» не совсем уместно для этого поселения, так как заявленная цифра 60 тыс. человек населения скорее позволяет отнести его к категории средних городов.

Проект «Актау-сити» предусматривает строительство нового города площадью 3100 га с развитой городской инфраструктурой.

«Каспийский энергетический хаб» предполагает создание интегрированного многофункционального центра передовых технологий для нефтегазовой отрасли. Строительство сервисного центра для поддержки всех нефтяных операций во всем Каспийском бассейне планируется построить также в Манги-стауской области.

Таким образом, все перечисленные проекты будут реализованы в Мангистауской области Казахстана, которая, судя по Иллюстрациям 8 и 9, является непригодной для расположения туристических объектов с точки зрения экологии.

По исследованиям ученых [10], Мангистауская область с точки зрения районирования территории Республики Казахстан относится к III зоне повышенного потенциала загрязнения (Иллюстрация 9), где существует рост потребности в водных ресурсах, высокий уровень загрязнения воды, загрязнение воздуха и т. д. К тому же в Мангистауской области, в 45 км от Актау, планируется строительство могильника для радиоактивных отходов, рассчитанного на размещение 100 тыс. тонн отходов, а также строительство атомной электростанции в самом Актау [11]. Надо отметить и то, что резко континентальный климат региона ставит под сомнение рентабельность курортных центров.

«Лазурный берег» в Дагестане (Россия)

В России разработан проект нового грандиозного курортного города «Лазурный берег» между столицей Дагестана Махачкала и Каспийском (Иллюстрация 10). Город рассчитан первоначально на 150 тыс. человек, с перспективой развития до 0,5 млн человек. Новый город должен стать разноплановым — научным городком, студенческим кампусом, туристическим кластером и т. д. Общая площадь города составит 100 км2 [7].

Проект этого курортного города обладает теми же недостатками, что и предыдущие, так как изначально расположен рядом с одним из «горячих» точек загрязнения Каспия, а следовательно, не может считаться экологически чистым. К тому же

Иллюстрация 8. Центральная Азия: окружающая среда и безопасность [10]

Иллюстрация 9. Районирование Республики Казахстан по потенциалу загрязнения (I — зона низкого потенциала; II — зона умеренного потенциала; III — зона повешенного потенциала; IV — зона высокого потенциала; V — зона очень высокого потенциала [10])

полумиллионный город внесет существенный вклад в экологическую ситуацию региона.

Таким образом, все перечисленные грандиозные проекты при всей

Иллюстрация 10. Проект «Лазурный берег» в Дагестане. Общий вид. URL: www. newcaspiancity.ru/programmy-i-proekty. html

своей прогрессивности обладают общими недостатками: они расположены в экологически неблагоприятных зонах, в проектах не предусмотрены реальные меры по защите Каспия и окружающих ландшафтов, их реализация и дальнейшее функционирование станут толчком к нарушению природного баланса в Прикаспийском регионе и экосистемы Каспия и нанесут ущерб здоровью местного населения и туристов.

Рассматриваемый регион и без того является чрезмерно населенной и урбанизированной зоной в силу географических особенностей и наличия природных ресурсов. Антропогенное вторжение в экосреду региона нанесло сильный ущерб как окружающим ландшафтам, проживающему здесь населению, так и биоресурсам Каспийского моря. Вот почему необходимо ограничить столь масштабные, порой сомнитель-

ные проекты в данной зоне. На наш взгляд, борьба за энергоресурсы и туристический бизнес в регионе может окончиться безвозвратной потерей этого уникального природного комплекса для человечества.

Заключение

Рассмотренные масштабные проекты в Прикаспийском регионе представляют интерес с точки зрения архитектуры и градостроительства. Их реализация, возможно, будет способствовать определенному экономическому развитию стран регионов, созданию дополнительных рабочих мест и интеграции стран регионов в мировое сообщество. Однако при этом есть большая вероятность перешагнуть хрупкий баланс, который еще существует в экосистеме Каспия, несмотря на многолетние антропогенные вмешательства в нее. Каспийское море является общим экологическим объектом всех пяти прибрежных государств Прикаспийского региона. И это означает, что во имя спасения этого уникального природного объекта все страны региона должны, наконец, отказаться от хищнического использования его ресурсов и прийти к соглашению

0 его спасении не только де-юре, но и де-факто.

Список использованной литературы

1 Каспийская экологическая программа. Каспийское море. Трансграничный диагностический анализ. Второй вариант. Октябрь 2001. 79 с.

2 Кахраманова Ш. Ш. Влияние урбанизации на Апшероне на загрязнение прибрежной полосы Каспийского моря // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 4. С. 7-12.

3 Кахраманова Ш. Ш. Проблема промышленных и бытовых

отходов на урбанизированных территориях Апшеронского полуострова // Международный электронный научно-образовательный журнал «АМІТ». 2013. № 1 (22).

4 Багирзаде Б. Галерея Бахрама Багирзаде. Подробности Khazar Island устами главного архитектора проекта : сайт lnews.az. URL: www.1news.az / authors /122/2012 1017015809863.html.

5 Хэлптн Т. Туркмения хочет

превратиться в Коста-дель-Соль Каспия. 22 октября 2009 : сайт Inopressa. URL: http://www.

inopressa.ru / article /220ct2009/ ti mes/turkm enistan.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Верхотуров Д. Каспий нуждается в защите, чтобы не превратиться в мертвое море : Инфошос. URL: www.infoshos.ru/?idn= 11366.

7 Новый каспийский город. Концептуальное предложение генерального плана застройки : сайт Фонда социального содействия и управления в градостроительной деятельности «Новый Город». URL: www.newcaspiancity. ru /programmy-i-proekty.html.

8 TACIS. Caspian Environment Programme, Phase 2. SocioEconomic Situation Related to Desertification, November, 2001.

9 Что станет последней соломинкой для Авазы? : сайт Д. Верхотурова Илбек Сибирь. URL: http://www. verkhoturov.info / content/view/13 35 / 1 /

10 Саудабай Р. Н., Кенжетаев Г. Ж., Джаналиева Н. Ш. и др. Оценка экологического состояния прилегающих территорий МАЭК, пос. Курык и Баутино : сайт : Конференции России. URL: http://www. ruconf.ru / conf_results / detail. php?ID=1730.

11 Что такое Актау-сити? // Экспресс К. 2007. 15 авг. URL: http:// aqtau.kz/information/aktau-city/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.