Научная статья на тему 'Модернизационные проекты на Каспии: опыт прибрежных государств'

Модернизационные проекты на Каспии: опыт прибрежных государств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / КАСПИЙ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЭНЕРГЕТИКА / ГЕОПОЛИТИКА / MODERNIZATION / CASPIAN / INFRASTRUCTURE / ENERGY / GEOPOLITICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Войко Евгения Викторовна, Симонов Константин Васильевич, Петросянц Даниэл Викторович

В статье рассматриваются модернизационно-инновационные проекты, планируемые и осуществляемые в геолокации Каспийского моря в трех прибрежных государствах — России, Казахстане и Азербайджане. Авторы приводят примеры успешных модернизационных проектов, отмечают существующие ограничители при реализации этих проектов, а также дают рекомендации по наращиванию темпов развития в данном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION PROJECTS CASPIAN: EXPERIENCE OF COASTAL STATES

In the article of modernization and innovation projects are planned and implemented in the geolocation of the Caspian Sea in the three littoral states Russia, Kazakhstan and Azerbaijan. The authors provide examples of successful modernization projects, mark the existing constraints in the implementation of these projects, as well as make recommendations on capacity growth rates in the region.

Текст научной работы на тему «Модернизационные проекты на Каспии: опыт прибрежных государств»

Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_

ВОЙКО Е.В.,СИМОНОВ К.В. ,ПЕТРОСЯНЦ Д.В.

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ НА КАСПИИ: ОПЫТ ПРИБРЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

В статье рассматриваются модернизационно-инновационные проекты, планируемые и осуществляемые в геолокации Каспийского моря в трех прибрежных государствах — России, Казахстане и Азербайджане. Авторы приводят примеры успешных модернизационных проектов, отмечают существующие ограничители при реализации этих проектов, а также дают рекомендации по наращиванию темпов развития в данном регионе.

Ключевые слова: модернизация, Каспий, инфраструктура, энергетика, геополитика.

УО]КО Е. V.,SIMONOV К. V.,PETROSYANTS D.V.

MODERNIZATION PROJECTS CASPIAN: EXPERIENCE OF COASTAL STATES

In the article of modernization and innovation projects are planned and implemented in the geolocation of the Caspian Sea in the three littoral states - Russia, Kazakhstan and Azerbaijan. The authors provide examples of successful modernization projects, mark the existing constraints in the implementation of these projects, as well as make recommendations on capacity growth rates in the region. Key words: modernization, Caspian, infrastructure, energy, geopolitics.

Регион Каспийского моря остается одним из наиболее политически активных водных пространств в мире, что обусловлено как нерешенностью его правового статуса, так и сосредоточием здесь целого спектра разнообразных интересов региональных игроков. Несмотря на разобщенность и наличие острых противоречий в отношениях между отдельными государствами Каспия, существует общий вопрос, скорейшее решение которого в равной степени значимо для всей «каспийской пятерки». Речь идет об актуализации модернизационной повестки, ставшей политическим трендом как минимум в трех Прикаспийских странах — России, Казахстане и Азербайджане.

Длительное время серьезным ограничителем российского присутствия на Каспии были центробежные тенденции в новых государствах, получивших независимость, а с ней и инфраструктурные возможности бывшего Советского Союза. Так, например, в Азербайджане после распада СССР находились такие крупные нефтяные месторождения, как «Гюргяны-море», «Нефтяные камни», «Банка Дарвина». В конце 70-х годов прошлого столетия были открыты месторождения нефти «Азери», «Чираг» и «Гюнешли», сыгравшие позже немаловажную роль в превращении Азербайджана в важный транспортный нефтяной узел на Каспии. Однако вследствие отсутствия у Азербайджана финансовых и кадровых возможностей для самостоятельной добычи углеводородов на имевшихся месторождениях и освоения новых запасов Баку демонстрировал крайнюю степень заинтересованности в привлечении иностранных компаний в свои энергетические районы. Подобная ситуация была типична для большинства новых Прикаспийских государств, осознававших широкие возможности, которые мог обеспечить их энергетический потенциал, но не имевших ресурсов для качественной работы.

Ситуация усугублялась тем, что, покинув общее советское пространство, недавно образовавшиеся республики не смогли решить спорные вопросы о границах, что естественным образом проецировалось на разногласия по поводу принадлежности нефтегазовых месторождений на Каспии. Наглядная иллюстрация затяжного дележа постсоветского нефтяного наследия — туркмено-азербайджанский спор о принадлежности месторождений Азери, Чираг, Капяз. В случае с Россией долгое время спорным было месторождение Центральное вблизи границы с Казахстаном, однако в этом случае стороны всё же пришли к компромиссу путем создания СП с участием трех компаний - «Газпрома», «ЛУКойла», и «Казмунайгаза». Ранее, в 2002 году, президенты двух стран Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев договорились, что Центральное перейдет под юрисдикцию России, а два других каспийских месторождения (Курмангазы и Хвалынское) — под казахстанскую [1].

Переосмысление российской политики на Каспии тесным образом связано с реализацией модернизационного и инновационного проектов, заявленных Д. Медведевым в годы его президентства. Динамика инновационного курса нового российского руководства подробно рас-

1 Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-02-00357а.

Войко Е.В., Симонов К.В., Петросянц Д.В.

_МОДЕРНИЗАЩОННЫЕ ПРОЕКТЫ НА КАСПИИ: ОПЫТ ПРИБРЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ_

сматривается в статье А. Шатилова «Инновационный проект модернизации России и позиция властной элиты». По мнению автора, выбор в пользу развития и роста стал согласованным коллективным решением правящей элиты страны, поставившей цель вернуть Россию в список экономических локомотивов мира [2]. Однако инертность и инновационная апатия значительной части властной элиты, сделавшей ставку на традиционное освоение сырьевой базы, затормозили процесс модернизации в том числе и нефтегазового сектора.

Данный проект в равной степени актуален для всех Прикаспийских государств, особенно для Казахстана и Азербайджана, рассматривающих богатый углеводородными ресурсами Каспийский шельф как важный фактор укрепления своего регионального влияния. Модернизация каспийской инфраструктуры могла бы стать важным предметом переговоров между прибрежными странами как в вопросах межгосударственного сотрудничества, так и в сфере отношений между регионами и деловыми кругами. Обмен технологиями и специалистами позволит укрепить сотрудничество трех стран, особенно актуальное в контексте растущего интереса (как энергетического, так и военного) к Каспию со стороны нерегиональных игроков.

Стратегическая направленность на модернизацию экономико-социального и политического развития Прикаспийских государств четко сформулирована в ряде заявлений лидеров Казахстана и Азербайджана. В частности, по словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, модернизация и обновление составляют основной смысл политики страны, а сам Азербайджан можно рассматривать в качестве удачной площадки для презентации различных национальных опытов в этом вопросе [3]. Модернизационная концепция развития страны также изложена в тезисах главы Казахстана Нурсултана Назарбаева. В 2012 году в своей программной статье казахстанский лидер представил основные принципы социальной модернизации, среди которых — «подтягивание» отстающих сфер экономики страны под стандарты социального развития, что станет частью модернизационного процесса. Базой новой стратегии Казахстана Н. Назарбаев называет индустриально-инновационное развитие страны [4].

Несмотря на то что в период президентства Д. Медведева в России модернизационная стратегия получила широкую общественную поддержку и сопровождалась готовностью властных элит и деловых кругов к конкретным шагам в этой области, впоследствии высокие цены на нефть существенно ослабили темпы инновационно-модернизационного процесса. Свое влияние на динамику данного процесса оказало и переформатирование властной элиты в 2011 году после парламентских выборов, когда термин «модернизация» перестал быть политическом брендом власти, уступив место тезисам о национальном патриотизме и необходимости выполнения социальных обязательств [5].

Тем не менее внимание к задачам модернизации российской экономики со стороны властной элиты после 2011 года сохранилось и нашло отражение в предвыборной статье В. Путина «Нам нужна новая экономика», где автор особый акцент сделал на смещении внимания в сторону технологической модернизации, которая бы позволила сделать промышленность и инфраструктуру России конкурентоспособной [6].

Модернизационные стратегии трех Прикаспийских государств объединяет диверсификация экономики, сильный человеческий капитал, развитие инновационной составляющей и преодоление технологического отставания от ведущих государств Запада. Эту задачу применительно к региональной политике необходимо рассматривать в двойном контексте. С одной стороны, нефтегазовые ресурсы Каспия могут быть использованы в качестве новых точек роста для национальных экономик. С другой — именно Каспийский регион в рамках взаимодействия между тремя странами-партнерами может стать пространством для новой инновационной экономики. Поэтому существует потребность в создании общей стратегии развития региона для превращения его в опорное звено инновационного роста для всей «каспийской пятерки».

Полноценной реализации совместного модернизационного потенциала препятствуют два фактора. Во-первых, нерешенность вопроса о правовом статусе Каспия, а во-вторых, отсутствие сильной региональной интеграционной площадки, в рамках которой упомянутые задачи можно было бы решать на системной основе. Кроме того, еще один фактор тормозит формирование нового взгляда на сотрудничество «каспийской пятерки» — это попытка активного вмешательства в каспийский диалог внерегиональных сил. Рост интереса со стороны внешних сил (прежде всего, США, ЕС и Китая) обусловлен рядом следующих факторов: во-первых, энергетическим потенциалом шельфа и транзитными возможностями некаспийских государств, составляющих его ареал (Грузия, Турция, балканские государства); во-вторых, выгодным стратегическим положением, позволяющим укреплять влияние в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и на Южном Кавказе; в-третьих, возможностью контролировать наркопоток из Афганистана; в-четвертых, проникновением в приграничные потенциально конфликтоген-ные российские регионы (Астраханская область, Дагестан, Калмыкия).

Стоит отметить, что в последние годы активность в отношении Каспийского региона демонстрирует Турция, чьи возможности состоят не только в привлекательности ряда экономических проектов (в частности, Анкара активно поддерживает проект энергетического коридо-

_Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_

ра TANAP как связующего звена между Каспийским шельфом и Адриатикой), но всё больше сопровождаются идеологическими основаниями. Приход в 2002 году к власти в Турции умеренно консервативной Партии справедливости и развития способствовал формированию наступательного характера внешней политики республики. Это особенно ярко проявлялось в стремлении страны стать региональным «энергетическим диспетчером» путем подключения к транзитным проектам Запада в Центральной Азии и на Южном Кавказе. Для самой Турции расширение присутствия в регионе означает возможность выхода на новый геополитический уровень, что в перспективе позволило бы Анкаре решить ряд глобальных задач — энергетической экспансии (прежде всего, на Каспий), а также увеличения политико-экономического влияния в прилежащих регионах (Южный Кавказ и Центральная Азия). Так, в декабре 2012 года Стамбул стал местом проведения Международного Каспийского форума с участием крупных экспертов не только из стран региона, но и внешних игроков — США и Евросоюза.

В этих условиях основой для успешной реализации модернизационного проекта на Каспии могут стать следующие направления.

Во-первых, совершенствование уже имеющейся нефтегазовой инфраструктуры и инфраструктуры портов позволит повысить производительность и экологичность изысканий в Каспийском шельфе. Экономики всех прибрежных стран являются преимущественно сырьевыми, в связи с чем вопросы защиты окружающей среды от губительного воздействия нефте- и газодобывающих сооружений зачастую отходят на второй план, уступая место финансовым перспективам. Однако есть основания утверждать, что отдельные шаги в направлении совершенствования добывающих и перерабатывающих технологий уже совершаются. Так, в частности, нарастить объемы добычи каспийской нефти в скором будущем планирует «Роснефть», — в результате модернизации Туапсинского НПЗ годовой объем переработки там вырастет с 5 до 12 млн тонн нефти.

В Азербайджане уже несколько лет ведется строительство нового международного морского порта Алят. Стоимость проекта составляет 400 млн долларов, а мощность — 11,6 млн тонн в год. На территории порта также предусмотрено создание свободной экономической зоны.

Астраханский морской транспортный узел в России в ближайшей перспективе также ожидают серьезные перемены. Он станет центром морских портов России в Каспийском бассейне. Централизация, которая сегодня осуществляется, позволит усилить портовые мощности и увеличить грузооборот консолидированного морского порта.

В Казахстане активными темпами ведется модернизация порта Актау, обслуживающего треть объема грузооборота на Каспии. Программа модернизации порта предполагает увеличение его пропускной способности путем улучшения логистики и оптимизации условий для стоянки судов. Помимо порта Актау и его филиала в поселке Баутино, морская портовая инфраструктура Казахстана представлена речным портом Атырау, а в перспективе будут развиваться также порты Курык и Сартас.

В то же время есть и немало причин, сдерживающих сотрудничество. К ним следует отнести: моноструктуру экономик стран региона (все государства, по сути, являются сырьевыми), часто несогласованность внешнеторговой деятельности (неодинаковые таможенные пошлины, высокие транспортные расходы, ограничивающие торговые связи), недостаточно благоприятные условия для взаимного доступа промышленного, торгового, инновационного, финансового и страхового капитала, несовершенство национальных законодательств, высокий уровень коррупции и серьезные экологические проблемы, зачастую вызванные интенсивной нефтегазодобычей последних десятилетий.

Вторым консолидирующим Прикаспийские государства направлением модернизации являются проекты в сфере развития человеческого капитала. В 1996 году в Астрахани была создана ассоциация университетов Прикаспийских государств, которая сумела обрести репутацию авторитетного учебного объединения в регионе. Кроме того, важным направлением модерни-зационной политики в прибрежных государствах может стать регулярный обмен молодыми специалистами из всех Каспийских стран, а также в перспективе создание постоянно действующей переговорной площадки, на которой участники могли бы в режиме реального времени «сверять часы» по актуальным вопросам межгосударственного и регионального сотрудничества, обмениваться опытом в сфере образования, бизнеса, управления, имплементировать полученные знания на местах. Стоит отметить, что подобные проекты уже реализуются. В качестве примера можно назвать инициативу Фонда поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова по проведению в 2012 году в Астрахани Каспийской молодежной школы, объединившей молодых специалистов всех пяти прибрежных государств, включая наиболее сложные с логистической точки зрения Туркменистан и Иран.

Третьим направлением становится системная информатизация Каспийского региона. Сегодня есть все предпосылки для формирования единого коммуникационного пространства, тем более что идея каспийского телеканала уже неоднократно рассматривалась на самых разных уровнях, и есть основания полагать, что в ближайшем будущем из области проекта эта идея

Войко Е.В., Симонов К.В., Петросянц Д.В.

МОДЕРНИ&АЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ НА КАСПИИ: ОПЫТ ПРИБРЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

будет переведена в практическое русло.

Таким образом, проблема модернизации каспийской инфраструктуры — это комплексный вопрос, вмещающий в себя как различные аспекты многостороннего сотрудничества прибрежных государств, так и степень вовлеченности внешних игроков, в чьи интересы, как правило, не входит повышение интеграционного потенциала «каспийской пятерки».

Литература

1. Протокол к соглашению между Российской Федераций и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/05/30236.shtml.

2. Шатилов А. Б. Инновационный проект модернизации России и позиция властной элиты // Власть. — № 9. 2013. — С. 16-20.

3. Приветственное письмо И. Алиева участникам конференции «Политика модернизации: новые экономические и социальные вызовы» в Баку. URL: www.trend.az. Дата обращения: 22 декабря 2012 года.

4. Назарбаев Н. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st= 1341904080. Дата обращения: 30 сентября 2013 года.

5. Официальный сайт Президента Российской Федерации. Послание Президента Федеральному Собранию РФ. URL: http://президент.рф/transcripts/17118. Дата обращения: 12 декабря 2012 года.

6. Путин В. В. Нам нужна новая экономика //Ведомости. 30.12.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.