Научная статья на тему 'Формирование единых военно-морских сил прикаспийских государств и роль военных учений в контексте региональной безопасности Каспия 1990-2000-x гг'

Формирование единых военно-морских сил прикаспийских государств и роль военных учений в контексте региональной безопасности Каспия 1990-2000-x гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
277
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Решетникова Людмила Михайловна

Освещаются основные проблемы безопасности региона Каспийского моря в 19902000-е гг. Каспий определяется как один из ключевых стратегических центров современных международных отношений. Рассматриваются этапы формирования единых военно-морских сил прикаспийских государств в постсоветский период и факторы, влияющие на политику национальной безопасности государств и военного сотрудничества в регионе на современном этапе. Уделяется внимание характеристике военно-морских учений в рамках геополитической ситуации, складывающейся на Каспии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Unique Caspian Navy Forces and the Role of Navy Maneuvers in the Security Context of the Caspian Region in the 1990s-2000s

In the article the author analyses problems of the regional security in the Caspian Sea, in concern a multiple cooperation to establish the international naval task force of the riparian states or the operation group called CasFor in the Caspian during the period of 1990s-2000s. The author also brings the attention to the military maneuvers that defend states against terrorism, arm and drug-trafficking in the region. The author represents a picture of the Russian activity in the region that has intentions to subsume Caspian naval forces within a Russian command structure and prevent the littoral states from obtaining Western support in the Caspian.

Текст научной работы на тему «Формирование единых военно-морских сил прикаспийских государств и роль военных учений в контексте региональной безопасности Каспия 1990-2000-x гг»

Л.М. Решетникова

Формирование единых военно-морских сил прикаспийских государств и роль военных учений в контексте региональной безопасности Каспия 1990-2000-х гг.

После распада Советского Союза Каспийское море приобрело международное значение как одна из зон контроля для мировых держав ранее недоступных им нефтяных и газовых запасов. Впоследствии это стало приобретать черты геополитического соперничества и гонки вооружений прикаспийских государств в виде модернизации военно-морских сил для защиты своих политических и экономических интересов. Наличие спорных нефтяных месторождений, неопределенность правового статуса моря и различные военнополитические возможности стран обосновывают наличие конфликтного потенциала в зоне Каспия. На современном этапе в целях обеспечения региональной безопасности развитие военных сил прибрежных государств основывается на укреплении национальных флотов, но создание военно-морских сил в Прикаспии развивается в форме и организации единой флотилии, и проведения коллективных военных учений международного масштаба.

В течение 1990-х гг. вопрос об организации совместного флота не рассматривался среди пограничных стран, за исключением первых трех лет после раздела советской Каспийской флотилии, когда под единым командованием России находились боевые суда Казахстана, Туркменистана и самой Российской Федерации в целях обеспечения безопасности. В 1994 г. РФ и Республика Казахстан (РК) подписали Договор о военном сотрудничестве, согласно которому Москва имеет право на оказание помощи Астане вплоть до военной в случае угрозы территориальной целостности договаривающихся сторон [1]. Предполагалось, что произойдет объединение вооруженных сил (ВС) двух стран. В 2000-е гг. в данном аспекте наиболее интенсивно развивалось многостороннее взаимодействие, но в основном между Россией и Казахстаном в форме проведения совместных боевых маневров вооруженных сил на море. Несмотря на то, что подобная практика не является исключением в области международной безопасности и стратегии развития вооруженных сил, первые межкаспийские учения ВС рассматривались как демонстрация силы и начало процесса наращивания вооружений, что показывает пример маневров «Море мира - 2002».

Крупномасштабные международные учения «Море мира» проводились в августе 2002 г. Участниками данных маневров выступили Каспийская флотилия (КФ)

РФ, войска Западного военного округа ВС РК, 2 судна военно-морских сил (ВМС) Азербайджана - корабль управления Т-710 и малый десантный корабль Д-433, подготовленные для выполнения полного объема поставленных боевых задач [2]. В группировке также были задействованы более 13 тыс. российских и казахстанских военнослужащих, более 400 единиц боевой и специальной техники, в том числе авиация, 60 боевых кораблей и катеров [3]. Азербайджан присоединился к трем эпизодам учений: охрана рыбного промысла от браконьеров, оказание взаимной помощи при возникновении аварии или пожара на кораблях, совместное плавание судов в общем строю [4]. Цель учений - полевая и летно-тактическая выучка подразделений, частей различных родов и видов войск России и Казахстана с целью обеспечения безопасности Каспийского региона от возможных террористических актов, совершенствование слаженности действий органов военного управления и войск Западного военного округа РК. В ходе маневров ракетные войска и артиллерия сил Казахстана приобрели практику по решению огневых задач в акватории Каспия, инженерные войска - в организации и постановке минновзрывных заграждений в прибрежной полосе.

Военные учения «Море мира» проводились для борьбы с терроризмом и распространением наркотиков, однако эти проблемы касаются всего региона. И относительно других стран проведение маневров с участием всех государств на паритетных началах может способствовать стабильности в регионе и недопущению иностранного вмешательства, по мнению иранских экспертов [5]. В Тегеране отнеслись настороженно к учениям, не направляли туда свои суда. Хотя первоначально Иран дал согласие принять участие в сбор-походе своими военно-морскими силами и собирался провести через российские речные пути четыре корабля из Персидского залива, но со стороны Москвы в этом ему было отказано [6, с. 4]. Туркменистан отказался от участия в военных маневрах даже в качестве наблюдателя [7]. Россия явилась основной силой учений «Море мира». Министр обороны РФ С. Иванов не исключил, что в перспективе на Каспии для отражения возможных террористических угроз может быть создана войсковая группировка с участием Казахстана и других государств региона [8]. Подобные учения можно рассматривать как один из первых

этапов совместных действий военно-морских флотов международного масштаба, при этом доминирующая роль принадлежала РФ. Таким образом, в Каспийском море произошло частичное объединение вооруженных сил прибрежных государств.

Но, по некоторым оценкам, такие учения связывают не только с необходимостью координацией боевых тактических действий, но и примером военного давления для решения политических разногласий, существующих между странами Каспийского бассейна. Это, в частности, проблемы определения правового статуса моря, договора о делимитации или как показатель боевого потенциала. Так, 29 августа 2002 г. заместитель министра обороны Ирана М. Шафеи-Родсари заявил агентству «ГЯМА», что учения «могут рассматриваться как шаг в направлении дальнейшего сближения прикаспийских государств» [9]. Однако эксперты по Каспию, например М. А. Талеби Хакиани, высказали точку зрения, что россияне стремятся продемонстрировать свою силу в регионе при помощи подобной тактики, хотя «обеспечение безопасности не достигается с помощью маневров. Цель России заключается в том, чтобы показать свое стремление к обладанию монопольными правами и к расшире* нию зоны своего влияния в Каспийском море» [10].

Москва одной из первых начала предпринимать действия по укреплению военного присутствия для обеспечения безопасности и защиты стратегических экономических интересов, касающихся энергетических объектов в Каспийском море. Для военной активизации важен нефтяной фактор, ведь в связи с началом эксплуатации месторождений шельфа северной части моря Россия выступает гарантом также для нефтеносного Азербайджана в области именно региональной безопасности, в связи с чем милитаризацию в таких рамках характеризуют как «неизбежный и очевидный процесс» [11, р. 9].

После крушения азербайджанского парома на Каспии в 2002 г. вновь заговорили о создании единой морской флотилии, способной обеспечивать безопасность и нести гражданскую службу. Данное событие выявило отсутствие у государств подразделения, способного действовать в чрезвычайных ситуациях. Был поднят вопрос о том, что Азербайджану, Ирану, Казахстану, России и Туркменистану необходимо прийти к соглашению о морских границах и единых морских частях. Была попытка предложить создание международной структуры КАСФОР (СаБРог) по примеру БЛЭКСИФОР (Б1аск8еаРог) - группы сотрудничества стран Черноморского бассейна. Создание подобной организации, по мнению экспертов, позволило бы использовать современное оборудование, благодаря которому объединенные силы могли бы проводить поисковые и спасательные работы, разминирование, оказывать гуманитарную помощь и наносить визиты доброй воли. Подразделения этой

группы базировались бы каждое в своей стране и присоединялись бы к общим силам в случае необходимости. Правильно организованные каспийские военно-морские силы способствовали бы взаимному доверию стран-участниц, что в результате уменьшило бы вероятность гонки вооружений между прикаспийскими государствами [12]. Но в соседствующих государствах, например Иране, расценили первоначально идею создания объединенных ВМС как стремление России получить полный контроль над навигацией всех судов в Каспийском море в условиях неопределенности границ [13].

В 2003 г. в рамках визита двух азербайджанских судов (корабля управления и малого десантного корабля) в Астрахань были проведены совместные учения с Россией по отработке поисково-спасательных операций, борьбе с терроризмом и наркотрафиком. После таких учений командующий Каспийской флотилией контр-адмирал Ю. Старцев заявил, что «Азербайджан - это морская держава, которая имеет достойные ВМС и прекрасно обученные экипажи» [14, с. 3], тем самым признавая равные права соседних государств на создание своих собственных флотов.

В России сделали упор на отказ от политики демилитаризации на Каспии, хотя в 1990-е гг. на официальном уровне высказывались мнения о необходимости сделать зону Каспийского бассейна свободной от влияния военного фактора [15, с. 17-18]. Но в 2000-е гг. подобное стало неприемлемым для Москвы. Эту точку зрения отражает выступление в 2003 г. В. Калюжного, специального представителя Президента РФ на Каспии: «Чтобы на Каспии был мир, мы должны быть боеспособными. Россия и другие государства бассейна должны располагать современными вооруженными силами, способными противостоять агрессии» [16]. Вопрос, как нам представляется, следовало бы ставить по-иному - не о демилитаризации, а о «немилитари-зации, об ограничении вооружений и осуществлении военного строительства в рамках разумной достаточности» [17]. Считая такую точку зрения значимой в условиях борьбы с терроризмом в международных масштабах, но в то же время возражая против наращивания военного потенциала тем или иным прикаспийским государством, РФ отмечает необходимость в выработке договоренностей прибрежных государств о недопустимости присутствия на Каспии вооруженных сил стран, не относящихся к данному региону. Хотя впоследствии российские военные поднимали вопрос о создании совместного флота, способного противостоять террористическим и иным угрозам на море, а также следить за окружающей средой и режимом рыболовства [18].

В марте 2004 г. Казахстан и Азербайджан подписали Декларацию о дружественных отношениях и стратегическом партнерстве. В документе подчеркивается, что эти государства «будут повышать эффективность

двустороннего и многостороннего сотрудничества в целях оказания противодействия новым глобальным вызовам и угрозам, таким как международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, транснациональная организованная преступность, торговля людьми и незаконная торговля оружием» [19]. В 2005 г. Баку и Астаной было заключено Соглашение о сотрудничестве по предотвращению незаконной деятельности в Каспийском море, в котором значится совместная охрана нефтяных объектов на Каспии [20]. И таким образом соседствующие морские силы и их боевые единицы могут быть задействованы в совместных мерах по несению патрульной службы и стать предпосылками для создания в будущем межгосударственных военных морских структур исключительно на двухсторонней основе Казахстана и Азербайджана. Дипломатия Астаны теперь направлена на сдерживание военной гонки и сохранение баланса вооружений в зоне прикаспийских стран. Согласно заявлению министра иностранных дел РК К. Токаева тезис о демилитаризации в Каспийском море не является более актуальным: «Нереалистично требовать разоружения России на Каспии, разоружения Ирана, хотя он обладает гораздо меньшим флотом. Поэтому мы ставим вопрос о контроле над процессом вооружений в Каспийском регионе» [21, с. 7].

В июле 2005 г. Россия продолжила настаивать на формировании единой военно-морской структуры (КАСФОР) уже в качестве официальной Каспийской оборонительной инициативы по созданию сил быстрого реагирования В октябре был разослан проект соглашения. Хотя детальная разработка еще не была выработана, но акцент в осуществлении такой политики сделан на исключении участия других стран, например США, в поставках оборудования, технической помощи, обменом разведывательной информации и проведении учений среди прикаспийских государств. В Тегеране высказали согласие с Москвой на создание сил взаимодействия КАСФОР, выступая с тезисом о «стабильности и доверии в Каспийском море» [22]. Подобную иранскую тактику в некоторой степени можно связать с увеличением масштабов военной активности Вашингтона на Каспии. Наряду с Ираном предложение об участии в КАСФОР было направлено в Туркменистан. Министр иностранных дел РФ С. Лавров пригласил туркменских представителей для участия в рабочей группе по обсуждению перспектив объединения вооруженных сил для включения в КАСФОР военных контингентов всех прибрежных государств [23].

Необходимо было убедить азербайджанскую сторону. Особое внимание этому вопросу уделялось в рамках визитов министра обороны РФ С. Иванова и президента РФ В. Путина в январе и феврале 2006 г. Как декларировалось, участие в КАСФОР предполагает совместные действия на море против терроризма

и контрабанды, обмен информацией, отработку взаимодействия, создание координационных центров, контроль прибрежной зоны, судоходства. Министр обороны России заявил, что это поможет прикаспийским государствам поддерживать «элементарный порядок, которого сегодня пока еще нет» [24]. И помимо этого, Москва займется возможными поставками российских вооружений в Азербайджан, а также расширением военного сотрудничества. Но по оценке азербайджанского военного эксперта Д. Мирзоева, «исторический опыт показывает, что для прикаспийских государств опасность всегда исходила от России и Ирана» [25], а не от потенциально возможной угрозы терроризма. В Баку не решаются примкнуть к данному проекту во избежание критики со стороны США, учитывая свое участие в американской программе «Каспийский страж», этому препятствуют отношения с Ираном [26]. Спустя две недели после январского визита в Баку С. Иванова пограничная служба Азербайджана заявила, что не получила от россиян никаких конкретных предложений участия в такой структуре. И министр оборонного ведомства Азербайджанской республики (АР) генерал-полковник С. Абиев объявил, что «Азербайджан готов участвовать в «КАСФОР», но только, когда будет разделен Каспий» [27]. В то же время сам проект был принят на рассмотрение. По мнению экспертов, это свидетельствует о переменах во внешней политике Баку, о необходимости осуществить стратегический выбор, так как предложение России расходится с долгосрочными планами Азербайджана.

Тем временем отсутствие единых сил частично компенсировалось продолжением проведения совместных маневров на море прибрежных стран, проводимых частями России и Казахстана. В порте Актау в августе 2005 г. были проведены учения «Каспий-Антитеррор - 2005» при координирующей роли Антитеррористического центра СНГ, в котором принимали участие представители спецслужб трех стран: Казахстана, России, Украины. Проводились операции по освобождению условных заложников и нейтрализации условных террористов на объектах топливно-энергетического комплекса [28]. И в июне 2006 г. в Каспийском море проходили совместные российско-казахстанские учения пограничных структур двух стран «Каспий-2006». Цель российских и казахских пограничников заключалась в оперативном обмене имеющейся у сторон информацией, принятием соответствующих мер по поиску, обнаружению и задержанию подозрительного судна, предполагаемое нахождение которого было в южной части Каспийского моря [29].

В преддверии 15-летия Организации договора о коллективной безопасности СНГ крупными маневрами на Каспии стали военно-тактические мероприятия «Рубеж - 2006», проведенные с 23 по 27 августа

2006 г. в 30 км от казахстанского порта Актау. В ходе учений впервые были отработаны вопросы взаимодействия между всеми видами и родами войск вооруженных сил государств-членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в составе Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. Основная цель -это подготовка и ведение совместной операции сил и средств системы коллективной безопасности на приморском направлении Республики Казахстан, управление войсками в трудных условиях. Всего было задействовано около 2,5 тысяч военнослужащих, более 60 единиц бронетехники, около 50 орудий и минометов, свыше 35 самолетов и вертолетов, а также 14 боевых кораблей и судов обеспечения [30]. Россия представила ротную тактическую группу из состава Коллективных сил быстрого развертывания, роту 77-й бригады морской пехоты, звено авиации и 5 боевых судов Каспийской флотилии (КФ). Предполагалось, что Каспийская флотилия РФ всего за час может развернуться и нанести удар по любому объекту на Каспии. От Казахстана в учениях приняли участие батальон морской пехоты и дивизион 5 разнокалиберных артиллерийских кораблей бригады береговой охраны, подразделения аэромобильных сил, группировка фронтовой армейской авиации, а также части тылового и технического обеспечения, от Киргизии и Таджикистана - по одному мотострелковому взводу. Узбекистан, который возобновил свое участие в ОДКБ с 2006 г., направил военных наблюдателей [31].

По сценарию Казахстан стал жертвой международных террористов, напавших на страну после президентских выборов. Рассчитывая на поддержку местного населения, недовольного итогами выборов, террористы хотели захватить власть в Казахстане и на юге России, создав на этих землях исламский халифат. Помогали бандитам некие третьи страны, не входящие в ОДКБ. Как показали учения, в случае нападения Казахстан обратился за военной помощью к Организации договора о коллективной безопасности [32]. Таким образом, для всех участников необходимо было научиться принимать быстрые решения в экстренных ситуациях, а для прикаспийских стран

испытать собственные военно-морские силы в целях защиты своих границ и секторов в море.

Учитывая проводимую комплектацию национальных флотилий в период после 1991 г., следует считать формирование военно-морских сил на Каспии состоявшимся и продолжающимся процессом. В основном ударная сила всех государств, за исключением России, - тральщики. Москва имеет в составе своих ВМС наибольшее число кораблей, среди которых мощный крейсер с современным вооружением.

Следует сделать вывод о различных военных возможностях пяти стран Каспийского бассейна. Равное партнерство и сравнение российской флотилии с силами других государств, по-видимому, пока невозможно. Иран, претендуя на статус региональной державы, пытается усилить свой ВМФ и не участвует полноценно в военном сотрудничестве. Морские силы Азербайджана и Казахстана проходят стадию становления, укрепляя стратегический морской потенциал. Туркмения, несмотря на декларируемый принцип нейтралитета, также приступила к строительству боевого флота и укреплению границ. Это позволяет говорить о наращивании боевых сил и гонки вооружений среди прибрежных государств, получившей развитие в результате таких факторов, как инцидент 2001 г. между Азербайджаном и Ираном по поводу ведения разведки нефти в спорном секторе Каспийского моря, наличие здесь ВМС России и Ирана, оказание военной помощи США Азербайджану и Казахстану для формирования национальных флотилий. Наблюдаются противоречивые действия. Несмотря на процесс милитаризации, среди прикаспийских стран делаются заявлении о разоружении или контроле наращивания военной силы. Хотя возможность открытого военного столкновения между государствами отсутствует, поскольку в дестабилизации не заинтересованы прикаспийские страны, особенно в условиях влияния на их политику нефтяного фактора. Но одновременно имеет место военно-политическое соперничество на Каспии между Россией и США, которые пытаются контролировать Каспийское море с его нефтяными запасами и транспортными возможностями, что отражается на формировании военно-морских сил государств региона.

Библиографический список

1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве от 2В.03.1994 г. // Законодательство России. - 2006. - 16 марта.

2. Караваев, А. Правовой статус Каспия и проблема КАСФОР / А. Караваев; Центр «Аналитика» [Электронный ресурс] // http://www.analitika.org/article. php?story=20060325015703433

3. В Мангистауской области будет создан полигон для вооруженных сил Республики Казахстан // Kazakhstan Today.

- 2002. - 12 авг.

4. Сыроежкин, К. «Море - мира 2002» / К. Сыроежкин // Континент. - 2002. - №17.

5. Азербайджан выполняет распоряжения Америки в Каспийском море // Информационно-аналитический портал «Материк» (3 августа 2005) [Электронный ресурс] Мір://%'%гмг.та1егік.ги/ргт1рЬр?8ес1іоп=ортіош&ііі=1877

6. Плугатарев, И. За раздел Каспия Россия еще повоюет / И. Плугатарев // Независимая газета. - 2002. - 13 авг.

7. Туркмения не будет участвовать в военных учениях на Каспии // Информационно-аналитический портал «Ма-

терик» [Электронный ресурс] http://www.materik.ru/print. php?section=news&id=2254

8. Russian Defense Minister Suggested Establishing Joint Defense Forces // Central Asia - Caucasus Analyst. - 2002.

- August, 12.

9. Благов, С. Политика России на Каспии - союз кнута и пряника / С. Благов [Электронный ресурс] http://www. eurasianet.org/russian/departments/rights/articles/eav090502ru. shtml

10. Азербайджан выполняет распоряжения Америки в Каспийском море // Информационно-аналитический портал «Материк» (16 сентября 2004) [Электронный ресурс] http:// www.materik.ru/print.php?section=opinions&id=1877

11. Kazakh Pundits Says Militarization of Caspian Region Inevitable // Novoye Pokolenie. - 2002. - August, 30.

12. Катик, М. Гибель азербайджанского парома поднимает вопрос о соединенной флотилии / М. Катик [Электронный ресурс] http://www.eurasianet.org/russian/departments/ insight/articles/eav102802ru.shtml (14 ноября 2004).

13. Diba BahmanA. Common Military Force in the Caspian Sea? // Persian Journal. - 2005. - November, 10.

14. Жуперин, Р. С визитом дружбы / Р. Жуперин, С. Шурлов // Каспиец. - 2003. - 2 окт.

15. Пребывание Б.Н. Пастухова в Иране 17-19 июля 1998 г. // Дипломатический вестник. - 1998. - №8.

16. Калюжный: Россия против демилитаризации Каспия // Информационно-аналитический портал «Материк» [Электронный ресурс] http://www.materik.ru/print. php?section=news&id=7657

17. Казахстан выступает за идею необходимости сохранения баланса вооружений в Каспийском регионе // Kazakhstan Today. - 2004. - 28 апр.

18. Caspian States to Create Antiterrorist Flotilla// Central Asia - Caucasus Analyst. - 2005. - July, 14.

19. Президенты Казахстана и Азербайджана подписали Декларацию о дружбе и партнерстве // Kazakhstan Today. -2004. - 1 марта.

20. Погранслужбы Казахстана и Азербайджана готовят договор о совместной охране «нефтяных объектов» Каспия // Kazakhstan Today. - 2005. - 16 марта.

21. Токаев, К. Мы не можем проводить реформы, не учитывая геополитическую ситуацию / К. Токаев // Время новостей. - 2005. - 1 окт.

22. Socor, V. Russia Pressing for Exclusionary Naval Grouping in Caspian Sea / V Socor // The Jamestown Foundation Eurasia Daily Monitor. - 2005. - Volume 2. - Issue 19.

23. Blank, S. The Great Game Goes to Sea: Naval Rivalries in the Caspian / S. Blank // Central Asia - Caucasus Analyst.

- 2006. - January, 11.

24. Куртов, А. Военные исправляют ошибки дипломатов, желая создать военно-морские силы на Каспии // Центр «Аналитика» [Электронный ресурс] http://www.analitika.org/ article.php?story=20060126032952705 (5 февраля 2006).

25. Исмаилов, Р. Азербайджан обдумывает каспийскую оборонную инициативу России / Р. Исмаилов [Электронный ресурс]

http://www. eurasianet.org/russian/departments/insight/ articles/eav020206ru.shtml

26. Cohen, A. Azerbaijan in the Russian - Iranian Vise / A. Cohen, I. Conway // Central Asia - Caucasus Analyst.

- 2006. - March, 22.

27. Караваев, А. Правовой статус Каспия и проблема КАСФОР / А. Караваев; Центр «Аналитика» [Электронный ресурс] http://www.analitika.org/article. php?story=20060325015703433

28. В Актауском морском порту начался второй этап командно-штабных учений «Каспий-Антитеррор-2005» // Kazakhstan Today. - 2005. - 18 авг.

29. «Каспий-2006» // Радио России [Электронный ресурс] http://www.radiorus.ru/news.html?id=166610

30. В Казахстане начинаются учения ОДКБ // Национальная информационная служба «Страна^ш> [Электронный ресурс] http://www.strana.ru/print/290605.html

31. Выброска десантов. В казахстанском Прикаспии начались учения войск ОДКБ «Рубеж-2006» // Центр Азия [Электронный ресурс] http://centrasia.org/newsA. php4?st=1156311780

32. Бельгибаев, С. Оборона на два фронта / С. Бельгибаев // Газета Kz. - 2006. - 29 авг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.