Научная статья на тему 'Архитектурная семиотика: на стыке герменевтики и феноменологической эстетики'

Архитектурная семиотика: на стыке герменевтики и феноменологической эстетики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
56
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семиотический анализ / герменевтика / феноменологическая эстетика / междисциплинарный подход / архитектурный «текст» / архитектурный нарратив / интенциональность / semiotic analysis / hermeneutics / phenomenological aesthetics / interdisciplinary approach / architectural “text” / architectural narrative / intentionality

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Людмила Васильевна Молодкина, Елена Максимовна Моисеева

В представленной статье сделан акцент на необходимости широкого междисциплинарного подхода в сфере семиотической интерпретации и анализа множества смысловых значений архитектурного произведения как «текста».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural semiotics: at the junction of hermeneutics and phenomenological aesthetics

This article focuses on the need for a broad interdisciplinary approach in the field of semiotic interpretation and analysis of the multiplicity of semantic meanings of an architectural work as a “text”.

Текст научной работы на тему «Архитектурная семиотика: на стыке герменевтики и феноменологической эстетики»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 271 —273. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):271 —273.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 378 NIION: 2007-0062-4/21-065

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-271-273 MOSURED: 77/27-004-2021-04-265

Архитектурная семиотика: на стыке герменевтики и феноменологической эстетики

Людмила Васильевна Молодкина1, Елена Максимовна Моисеева2

11 2 Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

1 lmolodkina@hotmail.com

2 moiseeva_25@mail.ru

Аннотация. В представленной статье сделан акцент на необходимости широкого междисциплинарного подхода в сфере семиотической интерпретации и анализа множества смысловых значений архитектурного произведения как «текста».

Ключевые слова: семиотический анализ, герменевтика, феноменологическая эстетика, междисциплинарный подход, архитектурный «текст», архитектурный нарратив, интенциональность

Для цитирования: Молодкина Л.В., Моисеева Е.М. Архитектурная семиотика: на стыке герменевтики и феноменологической эстетики // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 271 —273. doi: 10.24411/20733305-2021-4-271-273.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Architectural semiotics: at the junction of hermeneutics and phenomenological aesthetics

Lyudmila V. Molodkina1, Elena M. Moiseeva2

12 State University of Land Management, Moscow, Russia

1 lmolodkina@hotmail.com

2 moiseeva_25@mail.ru

Abstract. This article focuses on the need for a broad interdisciplinary approach in the field of semiotic interpretation and analysis of the multiplicity of semantic meanings of an architectural work as a "text".

Keywords: semiotic analysis, hermeneutics, phenomenological aesthetics, interdisciplinary approach, architectural "text", architectural narrative, intentionality

For citation: Molodkina L.V., Moiseeva E.M. Architectural semiotics: at the junction of hermeneutics and phenomenological aesthetics // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4): 271-273. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-271-273.

Архитектура обладает семиотическим статусом благодаря уникальной знаковой системе архитектурного языка — языка форм и конструкций; она становится сложным, непревзойденным по своей семантической смысловой насыщенности символическим текстом, который требует своего верного прочтения. В современном социально-культурном континууме профессиональное истолкование архитектуры как таковой и творческого процесса в этой сфере

© Молодкина Л.В., Моисеева Е.М., 2021.

предполагает не только чисто описательный метод морфологических компонентов памятников и аксиологическую интерпретацию, основанную на нормативных критериях проективной деятельности, таких как функциональность, тектонич-ность, пропорциональность, масштабность, эстетика строительных материалов и пр. Архитектурное творчество сегодня очень сложное, многоликое и разноплановое как с точки зрения стилистических векторов, так и утилитарно-потреб-ностных запросов и функционально-строительных возможностей. Поэтому современная архитектура, вновь создаваемая и включающая в свой

Педагогические науки

ландшафт сохранившееся историческое мемориальное зодчество, требует к себе особого аналитического отношения и концентрирует внимание интерпретаторов — историков, искусствоведов, философов и самих архитекторов — на глубоком научном, междисциплинарном анализе, позволяющем увидеть в строении или проекте «текст», который при необходимости можно прочитать, определенным образом истолковать, понять и осмыслить [1]. В этом контексте герменевтика как истолкование и понимание текста открывает перспективу осмысления архитектуры в качестве нарратива, конституированного с помощью особого архитектурного языка, «повествующего» о тех или иных явлениях из прошлого и настоящего, в котором наличествуют (пусть и условно) некие «персонажи»-индиви-дуумы или «персонажи »-события. Эстетическая составляющая архитектурного феномена в процессе его восприятия реципиентом дополняется и существенно углубляется за счет герменевтического истолкования и феноменологического считывания смыслов произведения архитектуры, будь оно историческое или современное. Герменевтика в феноменолого-эстети-ческом выражении раскрывает не только нар-ративность архитектурного «текста», но и расширяет возможности выявления глубоких семантических значений художественного образа архитектуры и его смыслостроения в творческом процессе зодчего.

Архитектурная объективность всегда в той или иной мере субъективно окрашена; архитектура — это переживание, это событие или цепь событий, запечатленных в молчаливом облике сооружения. По сути, любая стилистическая или жанровая интерпретация архитектурного объекта сюжетно очерчена и, следовательно, обременена определенным смысловым содержанием, которое зачастую необходимо мысленно вскрыть и понять. В этом плане научно- герменевтический инструментарий позволяет аналитически зафиксировать исторический процесс порождения объективно-субъективных смыслов и значений в архитектуре, сближает ее с феноменологической эстетикой, анализирующей творческий процесс и его продуктивный результат как законченное архитектурное произведение.

Интеграция смысловых потоков, порождаемых в сознании воздействием архитектурных форм и объемов, их существенное влияние на человека, его жизнедеятельность и творческий потенциал в совокупности представляют собой сложную феноменолого-эстетическую проблему, для понимания и разрешения которой необхо-

димо определить особую методологию и фило-софско-аналитические процедуры. Применение принципов феноменологической эстетики в рамках семиотики архитектуры позволяет заметить, что непосредственно данный архитектурный объект в сознании первоначально не является произведением искусства или памятником архитектуры; он представлен как реальный эмпирический акт, а именно как сооружение или группа построек с окружающим ландшафтом, с дополнительными декоративно-эстетическими элементами и пр. Архитектурное произведение вначале переживается как соотношение вещей, конструкций, объемов, форм, а затем предметом переживания становится значение этих компонентов по отдельности и как целое. В качестве эмпирической данности архитектура всегда представлена через систему связей и отношений с другими явлениями. Ее бытие опосредовано и обусловлено эстетическими вкусами и идеалами эпохи, прагматически-меркантильными предпочтениями и в целом состоянием социокультурной ситуации. Иначе говоря, архитектурный предмет всегда открывается и прочитывается «в оттенках», непрерывно изменяется и предстает все в новом виде.

Под углом зрения классической феноменологии «чистый феномен» архитектурного объекта может быть дан нам как «идея», например, идея художественного произведения или идея памятника и т.п. «Чистая сущность» архитектурного предмета словно вырвана из потока времени, но при этом она остается данной нам в сознании непосредственно. Весь же остальной эмпирический трансцендентный сознанию материал (постройки, природные компоненты, вкрапления скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства и пр.) отходит на «периферию» сознания, становится неактуальным для него, т.е. «выносится за скобки». В сознании остается лишь чистая структура, лежащая в основе нового, рожденного интенционального предмета, например, «художественно-эстетического архитектурного произведения» или «памятника архитектуры» с иным, по сути, новым смысловым наполнением. Это «очищенные» от эмпирии идеальные предметы, которые созданы, конституированы «моим» сознанием после его первоначальной направленности на исходный эмпирический объект [2]. Таким образом, запечатлевается рождение новых — интенциональных — предметов с новыми смыслами.

Понятие интенциональности является ключевым в феноменолого-эстетической интерпретации творческого процесса в архитектуре. Струк-

272

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 4

турно-композиционное бытие архитектурного произведения, эстетическое сочетание его объемов и форм, «пропущенные» сквозь призму ин-тенционального сознания в качестве его коррелята и приобретшие при этом статус интенцио-нальных предметов, получают иное смысловое преображение, требующее нового прочтения и соответствующих видения и понимания. Прежде всего необходимо учитывать, что архитектурная композиция —это многоликий язык, основными знаками которого служат «молчаливость» тяжелых масс и строгое «безмолвие» технически правильных конструкций, грамотная инженерная комбинация которых помогает материализовать утилитарно-эстетическую идею автора, овеществленную как бытийное основание интен-ционально формируемой событийности. Архитектурные «события» в качестве феноменов являются нашему сознанию, запечатлеваются в ин-тенционально «написанном» тексте, в определенной последовательности конституируются сознанием как интенционально структурированный архитектурный сюжет с закрепляемыми в нем смысловыми значениями. Разнообразие культурных концептов, которыми интенциональное сознание субъекта наполняет архитектурное произведение, свидетельствует о диалогичности различных смысловых подходов к ней, каждый из которых предполагает ту или иную интерпретацию архитектурной «событийности», сконститу-

ированную как собственным интенциональным сознанием, так и чужим.

Таким образом, теоретическими научными компонентами архитектурной целостности являются семиотический анализ, герменевтическое истолкование, а также феноменологическая эстетика, способствующие смысловому «считыванию» и глубокому пониманию идейно-проективного и художественно-образного многообразия архитектурной реальности.

Список источников

1. Молодкина Л.В. Феноменологическая эстетика архитектурно-природного объекта в свете междисциплинарных исследований / / Эпистемология и философия науки. Т. XX. 2009. № 2.

2. Смирнова Н.М. Когнитивный анализ феноменологической концепции интерсубъективности / / Интерсубъективность в науке и философии. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2014.

References

1. Molodkina L.V. Phenomenological Aesthetics of an Architectural and Natural Object in the Light of Interdisciplinary Research / / Epistemology and Philosophy of Science. T. XX. 2009. № 2.

2. Smirnova N.M. Cognitive Analysis of the Phenomenological Concept of Intersubjectivity // Intersubjectivity in Science and Philosophy. M.: Canon + ROOI "Rehabilitation", 2014.

Информация об авторах

Л.В. Молодкина — кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин,

декан факультета по переподготовке специалистов с высшим образованием ГУЗ;

Е.М. Моисеева — старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об

отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors L.V. Molodkina — candidate of philosophy, associate professor of the department of social and humanitarian disciplines, dean of the faculty for retraining specialists with higher education GUZ; E.M. Moiseeva — senior lecturer of the department of social and humanitarian disciplines. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.11.2021; одобрена после рецензирования 30.11.2021; принята к публикации 08.12.2021.

The article was submitted 17.11.2021; approved after reviewing 30.11.2021; accepted for publication 08.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.