Научная статья на тему 'НАУЧНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ'

НАУЧНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энвайронментальная эстетика / энвайронмент / экомузей / ассамбляжное феноменологическое восприятие / энвайронментальная политика / архитектурно-ландшафтная культура / музей под открытым небом / мемориально-художественная усадьба / environmental aesthetic / environment / ekomuseum / assemblage phenomenological perception / environmental policy / architectural landscape culture / museum under open sky / memorial-art manor

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Людмила Васильевна Молодкина

В работе предпринята попытка создания теоретической модели отечественного экологического музея под открытым небом в качестве эстетического энвайронмента. Автором подчеркивается научное своеобразие предмета изучения энвайронментальной эстетики, а именно: эстетическая оценка окружающей среды, основанная на феноменологическом восприятии. Акцентируется внимание на формировании особенностей эстетического мировосприятия и вовлеченности наших чувств внутрь окружающей действительности. Концепция экомузея интерпретируется на примерах эстетического анализа земельной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND AESTHETIC VISION OF THE NATIONAL ECOLOGICAL MUSEUM

An attempt is made in the work to create a theoretical model of the national ecological museum in the open air as an aesthetic environment. The author emphasizes the scientific originality of the subject of study of environmental aesthetics, namely: the aesthetic assessment of the environment based on phenomenological perception. Attention is focused on the formation of the peculiarities of the aesthetic perception of the world and the involvement of our feelings inside the surrounding reality. The concept of the ecomuseum is interpreted using examples of the aesthetic analysis of the land area.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ»

УДК 18 ББК 87.8

DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-221-223

НАУЧНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Людмила Васильевна МОЛОДКИНА,

кандидат философских наук, доцент кафедры социально-правовых и гуманитарных наук, декан факультета второго высшего образования Государственного университета по землеустройству

E-mail: Lmolodkina@hotmail.com

Аннотация. В работе предпринята попытка создания теоретической модели отечественного экологического музея под открытым небом в качестве эстетического энвайронмента. Автором подчеркивается научное своеобразие предмета изучения энвайронментальной эстетики, а именно: эстетическая оценка окружающей среды, основанная на феноменологическом восприятии. Акцентируется внимание на формировании особенностей эстетического мировосприятия и вовлеченности наших чувств внутрь окружающей действительности. Концепция экомузея интерпретируется на примерах эстетического анализа земельной территории.

Ключевые слова: энвайронментальная эстетика; энвайронмент; экомузей; ассамбляжное феноменологическое восприятие; энвайронментальная политика; архитектурно-ландшафтная культура; музей под открытым небом; мемориально-художественная усадьба.

SCIENTIFIC AND AESTHETIC VISION OF THE NATIONAL ECOLOGICAL MUSEUM

Lyudmila Vasilievna MOLODKINA,

Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Social, Legal and Humanitarian Sciences, Dean of the Faculty of Second Higher Education of the State University of Land Use Planning and Management

E-mail: Lmolodkina@hotmail.com

Abstract. An attempt is made in the work to create a theoretical model of the national ecological museum in the open air as an aesthetic environment. The author emphasizes the scientific originality of the subject of study of environmental aesthetics, namely: the aesthetic assessment of the environment based on phenomenological perception. Attention is focused on the formation of the peculiarities of the aesthetic perception of the world and the involvement of our feelings inside the surrounding reality. The concept of the ecomuseum is interpreted using examples of the aesthetic analysis of the land area.

Keywords: environmental aesthetic; environment; ekomuseum; assemblage phenomenological perception; environmental policy; architectural landscape culture; museum under open sky; memorial-art manor.

Стремление выработать новую эстетическую оценку природной окружающей среды порождает внутри философской эстетики различные научно-теоретические направления. Так, концепция «эстетического характера» демонстрирует, каким образом понятие эстетической ценности может быть примерено на энвайрон-ментальных предметах и использовано, в той или иной степени, в принятии решений по охране

окружающей среды. Энвайронментальная эстетика представляется как часть практической философии1. Эстетическое оценивание окружающей среды оказывает влияние на энвайронмен-тальную политику и принятие решений, связанных с сохранением природы. Как пример, рассмотрим земельную территорию в качестве му-зеефицированного участка, называемого «экологическим музеем».

Экологический музей — это прежде всего музей под открытым небом, охватывающий достаточно большую земельную территорию со множеством отдельных культурно освоенных человеком ландшафтных локусов. Как культурно-социальный феномен такой музей универсален, так как интегрирует в себе множество разнородных направлений: культурно-экологических, художественно-эстетических, морально-нравственных, социально-экономических и др. Развитие междисциплинарного подхода в этом смысле достигает самого совершенного уровня2. Небезынтересной является попытка сконструировать некоторую теоретическую модель отечественного экомузея, вбирающего в себя созданные человеком материальные атрибуты и окружающую земельную территорию как культурно-природный феномен. Безусловно, в этом не может быть никаких претендующих на радикальный концептуализм решений в силу многих причин как традиционно консервативных, так и сложных социально-экономических. Хотя демократические элементы давно уже начали проникать и в наше музейное дело, постепенно переориентируя его на зрителя, все же отечественный музей громко взывает к помощи в решении немалого множества острых вопросов. На фоне общего кризисного состояния социально-культурных, морально-нравственных ценностей издержки музеев, наверное, наиболее болезненны и трагедийны, так как ни в каких своих новых ипостасях коллекция не может повториться. Памятники гибнут навсегда, и музейные коллекции также пропадают бесследно и уничтожаются. Неустойчивая современная ситуация породила целый класс угрожающих музею (и уже сделавших свое дело) червоточин: пропажи редких фондовых экспонатов, наступление оборотистого коммерческого фронта на музейные помещения, жалкая участь большинства провинциальных музеев, рост цен на посещение музейных выставок, кощунственно показушное отношение к выдающимся двор-цово-парковым музеям и т.д.

Вопрос о неделимости музейных ценностей на сегодняшний день один из самих острых. Существуют экомузеографические приемы, разработанные западными специалистами-музееоло-гами3. Основные положения экомузея потенциально могут быть спроецированы на плоскость отечественной культурной действительности и, таким образом, можно попытаться спасти еще не утерянное достояние. Возникает некоторая парадигма экологического музея как такового, с различной степенью вероятности менявшего формы на любой культурно-социальной почве. Так, воображаемый русский экомузей может

быть создан на основе усадеб или исторических парков. Мемориально-художественные усадьбы способны послужить тем богатейшим живым материальным стимулятором, который может универсализировать будущий экомузей. Интересен опыт скандинавского экомузея в горах Лапландии, созданного на базе национальных парков, а затем разросшегося в музей гор, местности, культурного и социального наследия. То же самое можно сфокусировать и на отечественную земельно-ландшафтную культуру.

Являясь прелюдией, своего рода вступлением к экомузейной действительности, феномен русской усадьбы позволил бы предопределить генезис экомузея в современной отечественной социокультурной среде4. Каким же образом это может произойти? Возникла бы субординирующая «горизонтальная» смысловая динамика чувственно воспринимаемых вещественных экспонатов, словно ведущих «беседу» в глобальном единовременном пространстве. Появилась бы возможность проникнуть в ассоциативно-образном, символическом планах в духовно-культурную и социально-экономическую сущность ушедшего времени и грядущего будущего, опосредованных настоящим моментом. Музеефицируют-ся не только парки как мемории и историко-художествественные реликвии. Процесс музее-фикации захватил бы широкий круг социальных, политических, экономических, национальных и других реалий, универсализированных в коллективной памяти и деяниях народа.

Главным условием функционирования экому-зея является непосредственное участие местных жителей в его работе. Эта динамика может протекать следующим образом. Создаваемый на основе исторических, к примеру, подмосковных усадеб, русский экомузей как культурное учреждение «снабжал» бы посетителей целыми комплексами знаний о природной среде Подмосковья, о его истории, художественной культуре, экономике и т.д. Отдельные экспонаты — сохранившиеся природные, архитектурные, скульптурные памятники — перекликались бы с «натюрмортными» экспонатами-действиями, обобщенной памятью, коллективным творчеством. Все это, в сущности, нашло выражение в истории развития подмосковной усадебной культуры. Зритель получал бы концентрированное как образное, так и понятийное представление о близких ему местах. Специально организованные собрания музейных работников и посетителей содействовали бы такому пониманию.

Тематически экомузей можно дифференцировать на несколько разделов. Хозяйственно-экономическая экспозиционная зона, например, связанная с формированием ботанических садов, зверинцев в Измайлово, несомненно, давала бы

222

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 2

широкое представление об областной экономике в ее историческом разрезе. Если допустимой стала бы имитация функционирования хотя бы одного или нескольких подобных ботанических садов или зверинцев, то со всей очевидностью проявились бы зрительская активность, роль местного населения в музеефикации коллективной хозяйственной памяти. Хорошо известен эксперимент португальского экомузея в Мерту-ле, организовавшего в парке под открытым небом учебную мастерскую, возобновившую древний опыт производства и продажи шерстяных одеял. Такой экспериментальный характер мог бы пере-нять и русский экомузей.

Подмосковную экомузейную экспозицию можно типологизировать следующим образом: «Подмосковная усадьба и художественно-поэтическая палитра России»; «Театр и русский парк»; «Парк как увеселительное учреждение»; «Усадьба и творчество крепостных мастеров»; «Меценатство и русская усадебная культура». В экспозиционной зоне «Театр и русский парк» (в таких «театральных» усадьбах, как Кусково, Архангельское, Шереметьево, Абрамцево) могли стать весьма интересными постановки, осуществляемые по старинным русским образцам на декорированном фоне окружающей природы. Посетитель играл бы здесь двоякую роль: как театральный зритель и интерпретатор-дилетант театрального искусства, как субъект, вникающий в историю русского театра и одновременно защищающий ее в рамках эко-музея от посягательств времени, а значит, продлевающий жизнь драматическому образу прошлого. Эстетически симптоматичны в этом плане ежегодно устраиваемые концерты симфонической музыки в прекрасном парке подмосковной усадьбы Архангельское.

Можно представить и другие тематические зоны, которые входили бы в воображаемый состав русского экомузея. Каждая из них давала бы довольно объемный комплекс знаний о родном крае. Главное отличие экомузея от традиционных краеведческих музеев состоит в том, что неотъемлемой частью его работы предполагается практическое, функциональное участие зрителей-посетителей по осуществлению экологических мероприятий в различных сферах культурной и социальной жизни. Пожалуй, этот симптом дает основание видеть в экомузее один из наиболее приемлемых современных способов, приводящих духовные и исторические пласты к относительному равновесию, так как сама стилистика его позволяет людям максимально приближаться к пространству и времени, к истокам собственного существования.

В связи с этим следует обратить внимание на некоторые мировоззренческие аспекты в раз-

витии экомузея. Экомузей стремится вывести человека из состояния эгоистичного сознания, долгое время узурпирующего социально-культурное и природное пространство и приводившего его к неестественному, «безкорневому» существованию, утратившего целостное восприятие истории и памяти. Функциональность экомузея направлена на формирование у зрителя «ассамб-ляжного» феноменологического восприятия и понимания всех жизненных структур. Стремление к естественному плюралистичному приращению нового к уже существующему и составляет пространственно-временной, мировоззренческий смысл современного экомузея-ассамбляжа, охватывающего не только созданные человеком культурные атрибуты, но и земельную территорию.

Интересный факт, что в Древней Руси наряду с категорией «градоделец» было в ходу слово «градитель» как восстановитель городов. Так и экомузей способен нанизывать, наслаивать, встраивать новизну в старину небольшими порциями, отдельными фрагментами.

В этом смысле энвайронментальная культурная среда должна формироваться на основе адаптирования к естественным самопроизводящимся структурам конкретного места, земельного локу-са, природного фрагмента. Экомузей способен максимально удовлетворять человеческую ностальгию по естественности, искоренять абстрактный концептуализм, воспроизводить зрительную и ассоциативно-воображаемую развертку истории и памяти, почувствовать архитектонику времени. Лишь при такой концентрации условий станет вероятной возможность движения человеческого разума к «малой родине» и далее к мозаичному, многоязыкому, контекстуальному Отечеству. В этом суть межкультурного диалога, который обеспечивается в ситуации массовых коммуникаций актуализированным «культурно иным», выраженным в сохраненном наследии.

1 См.: Carlson A. Aesthetics and the Environment. The appreciation of nature, art and architecture. L.; N.Y., 2002; Breddy E. Aesthetics of the natural Environment. Edinburgh, 2003; Budd M. Aesthetics of the nature //Aesthetics. The Oxford Handbook / Ed. by G. Levinson. Oxford, 2003; Fisher GA. Environmental Aesthetics. Oxford, 2003.

2 См.: Молодкина Л.В. Феноменологическая эстетика архитектурно-природного объекта в свете междисциплинарных исследований // Эпистемология и философия науки. 2009. T. XX. № 2. С. 55—57.

3 См.: Museum Studies. An Antology of Contexts / Ed. by Bettina Messias Carbonell. Blackwell Publishing; Oxford, UK, 2004.

4 См.: Molodkina L.V. Aesthetic and Historical Contours of Russian Manor as a Genre //Art Inspiring Transmutations of Life / Ed. By Patricia Trutty-Coohill. Springer, 2010. P. 109—114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.