Научная статья на тему 'Эстетическое развитие старшеклассников музейными средствами'

Эстетическое развитие старшеклассников музейными средствами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / AESTHETIC DEVELOPMENT / ЭСТЕТИКА / AESTHETICS / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / AESTHETIC CULTURE / МУЗЕЙНЫЕ СРЕДСТВА / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / MUSEUM SUBJECT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL AND UPBRINGING ACTIVITY / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / RESEARCH CONCEPT / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITIES / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL RESEARCH / MUSEUM FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышева Т. П., Евтушенко М. В.

В статье находит свое отражение сущность эстетического развития личности; показывается связь с эстетикой, эстетической культурой. Авторами раскрываются особенности эстетического развития старшеклассников на основе исследований известных педагогов-психологов; рассматривается эстетическое развитие на музейном материале, включающим разнообразные формы и виды музейной социокультурной, образовательно-воспитательной деятельности; приводятся примеры мероприятий, проводимых музеем-заповедником города Таганрога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC DEVELOPMENT OF SENIOR PUPILS BY MUSEUM MEANS

The article reflects the essence of the aesthetic development of the individual person; it shows a connection with aesthetics, aesthetic culture. The authors reveal the peculiarities of the aesthetic development of senior pupils on the basis of the research of well-known pedagogical psychologists; they are considered aesthetic development on museum material, which includes a variety of forms and types of museum socio-cultural and educational activities; the authors give the examples of the events holding by the museum of Taganrog

Текст научной работы на тему «Эстетическое развитие старшеклассников музейными средствами»

редач, прессы и пр. к сотрудничеству, направленному на становление патриотического сознания молодых людей. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию молодого поколения, ведь именно здесь будущее нашей Родины. Воспитание патриотов является стратегической целью школы. Патриотическое сознание - одна из основ духовно-нравственного единства российского общества.

Итак, в своей статье мы представили основные рекомендации для педагогов, направленных на развитие патриотического сознания старшеклассников:

• в патриотической работе со старшеклассниками необходимо опираться на следующие нормативно-правовые документы: Конституцию РФ, Федеральные законы РФ;

• при организации деятельности с использованием СМИ, направленной на развитие патриотического сознания молодежи, необходимо сформулировать задачи как единство трех составляющих;

• опираясь на интерес старшеклассников к кино, можно организовать занятия киноклуба, содержание которого будет представлено следующими разделами (в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития личности старшего школьника, целью и задачами, заключающимися в развитии патриотического сознания молодых людей;

• необходимо отбирать для работы со старшеклассниками передачи СМИ, в которых присутствуют ссылки на реальные исторические примеры - чтобы молодежь знала, что эти данные берутся из реальной практики, являются объективной данностью;

• при организации работы с учениками старших классов, направленной на развитие их патриотического сознания, с использованием программ СМИ важно использовать коллективные и групповые формы деятельности;

• важно учитывать влияние ряд факторов, среди которых выделяют макрофакторы и микрофакторы;

• необходимо включать старшеклассников в общественно-полезную деятельность под влиянием передач СМИ;

• отбирать медиатексты, привлекая позитивную продукцию кинематографа, интернет-сайтов, телевизионных передач, прессы и пр. к сотрудничеству, направленному на становление патриотического сознания молодых людей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамов А.В. Патриотизм как явление политического сознания постсоветской России: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2000. - 24 с.

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации 2003. http://base.garant.ru/6148105/ (дата обращения: 10.02.2018).

3. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс. -. 2006. - №8. - С. 44 - 51.

4. Носович Н.В. Проблема патриотизма современных граждан России. - СПб.: Мысль, 2009. - 278 с.

5. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. -. 2007. - № 4. - С. 63 - 75.

Т.П. Мышева, М.В. Евтушенко

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МУЗЕЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Аннотация. В статье находит свое отражение сущность эстетического развития личности; показывается связь с эстетикой, эстетической культурой. Авторами раскрываются особенности эстетического развития старшеклассников на основе исследований известных педагогов-психологов; рассматривается эстетическое развитие на музейном материале, включающим разнообразные формы и виды музейной социокультурной, образовательно-воспитательной деятельности; приводятся примеры мероприятий, проводимых музеем-заповедником города Таганрога.

Ключевые слова: эстетическое развитие, эстетика, эстетическая культура, музейные средства, музейный предмет, образовательно-воспитательная деятельность, научно-исследовательская концепция, научно-исследовательская деятельность, социально-психологическое исследование.

T.P. Mysheva, M.V. Evtushenko

AESTHETIC DEVELOPMENT OF SENIOR PUPILS BY MUSEUM MEANS

Abstract. The article reflects the essence of the aesthetic development of the individual person; it shows a connection with aesthetics, aesthetic culture. The authors reveal the peculiarities of the aesthetic development of senior pupils on the basis of the research of well-known pedagogical psychologists; they are considered aesthetic development on museum material, which includes a variety of forms and types of museum socio-cultural and educational activities; the authors give the examples of the events holding by the museum of Taganrog.

Key words: aesthetic development, aesthetics, aesthetic culture, museum facilities, museum subject, educational and upbringing activity, research concept, research activities, socio-psychological research.

В настоящее время все чаще приходится сталкиваться с проблемами таких важных составляющих нашего существования, как мораль, нравственность, этика, эстетическое восприятие. Устоявшиеся нормы и ценности претерпевают корректировки, однако общие понятия того, как хорошо, а как плохо являются расплывчатыми и для каждого человека они свои, индивидуальные, в частности это можно проследить в молодежной среде.

Указанные выше составляющие нашего существования неразрывно связаны с эстетическим развитием личности. Что же означает понятие «эстетическое развитие»?

Большой психологический словарь дает следующее определение: «эстетическое развитие (от греч. aisthesis - ощущение, понимание) - развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Эстетическое развитие имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения [1, 598]». И здесь уместно отметить, что «эстетическое развитие - это сложный и многогранный процесс, в котором выявляются многие грани личности, однако чем развитие эстетический кругозор, навыки и способности, тем более разносторонней и насыщенной станет жизнь человека» [7, 392].

Особенностью эстетического развития является то, что чувства и состояния формируются в течение жизни, а не останавливаются на определенном этапе развития личности. «Эстетическое развитие способствует объединению эмоциональной, нравственной, духовной сферы личности, обогащению чувственного опыта, повышению познавательной активности школьников» [7, 394].

Понятие «эстетическое развитие» тесным образом связано с понятием «эстетика». «Эстетика (от греч. aisthesis - ощущение, чувство) - это философская наука о прекрасном» [4, 102]. Таким образом, эстетическое развитие личности предполагает ее знакомство с прекрасным миром и восприятие этого прекрасного мира.

В психолого-педагогических исследованиях Г.И. Щукиной, Л.С.Выготского, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского, Е.В. Квятковского процесс эстетического восприятия личностью и общения с прекрасным является важным фактором ее развития.

Изучение трудов таких ученых, как Д.А. Гусев, Л.П. Гадзао, И.Ф. Исаев, Б.В. Лопаткин, В. П. Рубаева и др. позволяет нам вывести общее определение эстетического развития как целенаправленного процесса формирования эстетического отношения личности к окружающей реальности.

Труды Е.А. Ануфриева, Ш. А. Амонашвили, М. И. Бекоевой, Е. Л Кудриной, В. П. Михалева, О. А. Зоровой посвящены исследованиям эффективных педагогических условий эстетического развития и нравственного становления личности.

К специфическим чертам эстетического развития старшеклассников можно отнести особенности их развития и предыдущий опыт эстетического восприятия личности. Особенностью эстетического развития старшеклассников является «формирование способности к восприятию и пониманию эстетических ценностей будущей профессиональной деятельности, развитие эстетического вкуса» [5, 231]. Несомненно, что эстетическое развитие связано с восприятием и осознанием старшеклассниками прекрасного и действительного, получением удовольствия от объектов эстетики. Можно заметить, что современные старшеклассники находят прекрасное в не столь понятных вещах для общества, у них появляются свои тренды и объекты восхищения, культурная и эстетическая составляющая их поведения зависит как от окружения сверстников, так и от воспитания в семье, в школе. Несмотря на то, что старшие школьники проходят этап взросления и находятся на этапе самоактуализации и профессионального определения, успешность эстетического развития также будет зависеть от деятельности школы. Так как в данном возрасте активно продолжается «процесс формирования общих и профессиональных компетенций, эстетических пред-

ставлений, мировоззренческих основ, поведения», то следует вовлекать школьников в различные виды общественной, образовательной, профессиональной деятельности [2, 245].

При изучении проблемы эстетического развития старшеклассников мы опирались на работы таких выдающихся ученых-исследователей, как Э. В. Бурмакина, С. И. Бортник, В. И. Кузнецова, В. Д. Шадрикова. Психологические аспекты эстетического развития личности старшеклассников были описаны в исследованиях таких педагогов-психологов, как Н.Н. Блонский, И.А. Беско-нова, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Теплов. Как показывают исследования, в современной молодежной среде можно столкнуться с таким феноменом, как «инфантилизм эстетической позиции и вкуса, причина чего определена, как привычка чувствовать и воспринимать окружающую действительность в пределах обыденного» [5, 103].

Многие старшеклассники, на этапе самоопределения, задаются вопросами - какую музыку слушать, как и что носить, какие предпочтения должны быть в языке, манере поведения, внешности. Однако, несмотря на многочисленные вопросы у юношей и девушек уже складывается своя собственная позиция и вкус в выборе музыкальных предпочтений, моды, развлечений. Однако не каждому свойственен хороший вкус, но с другой стороны, каков, же он, этот эстетический идеал и каковы четкие критерии?! И, не находя на эти вопросы достойных ответов, старшеклассники выбирают то, что проще, что нравится им, можно сказать, что они выбирают образцы «развлекательного искусства, не требующего единства работы мысли и чувства, душевных затрат в понимании высокого содержания серьезной музыки и хорошей литературы» [3, 142]. Никто не отрицает, что у современных людей может быть искусство для развлечений, но кроме этого важно и взаимодействовать с таким видом искусства, которое превозвышает и поглощает глубокими мыслями и чувствами. И как же здесь не коснуться животрепещущей проблемы, что современная молодежь слушает бессмысленную музыку, а точнее подобная музыка заполоняет нашу жизнь и волей неволей теряется эстетическая составляющая композиций. Так как в нынешнем мире музыка сопровождает многие наши действия, то и развитие эстетического вкуса зависит от того, что человек слушает, читает, смотрит. Однако композитор Д. Б. Кабалевский отмечал: «Когда развлекательной музыки слишком много и тем более, конечно, когда она плохая, она обладает способностью отуплять сознание человека.. Я не хотел бы быть понятым так, будто я призываю к «крестовому походу» против легкой музыки вообще.. Я думаю, что потребность в такой музыке свойственна всякому нормальному человеку, как свойственны ему потребность в улыбке, в шутке, потребность отдохнуть, развлечься, потанцевать... Я против крайностей. В тысячу раз тот человек неразумнее, который не желает знать никакой другой музыки, кроме легкой. Это уже не просто односторонность - это духовное убожество, духовная нищета! Развлекаться! Только развлекаться! Любым способом развлекаться! - этим исчерпывается его эстетический мир» [3, 158-159].

Психологической особенностью старшеклассников является открытие личностью своего духовного внутреннего мира и достижение духовной близости с окружающими, формирование личной идентичности, нравственной и эстетической составляющей. Поэтому в данном возрасте духовная пища имеет особенное значение в формировании личности, поэтому приведем примеры высказываний педагогов-психологов, подтверждающие наше суждение. Б.Т. Лихачев утверждал, что «старшеклассники начинают эстетически относиться к произведениям, главным содержанием которых является не только увлекательная фабула, но и не менее увлекательный теперь для них внутренний мир человека» [8, 97].

Советский и российский живописец, педагог Б.М. Неменский высказывал такие мысли: «...в этот период осознание всех проблем идет в нерасторжимом единстве чувства и мысли, что является как раз незаменимой силой искусства. Старший школьный возраст - самый оптимальный для слияния с искусством, для формирования им своего духовного мира» [5, 146].

Безусловно, старшеклассникам следует помогать в выборе прекрасного, предлагать различные виды искусства, как для созерцания, так и для непосредственного сотворения, и, как известно, средства и формы эстетического развития различны. Однако, как показывает опыт, на современном этапе благодаря школе юноши и девушки приобщаются к лучшим образцам русского и зарубежного культурного наследия и важной составляющей эстетического развития является музей.

Именно «в музейной среде осуществляется передача духовного, культурного опыта, накопленного веками, сохранение и приумножение историко-культурного наследия народа, развитие музейной коммуникации» [6, 164]. Все эти перечисленные особенности музея являются факторами эстетического развития старшеклассников. Так же можно отметить, что в музеях создаются педагогические условия для усвоения учащимися культуры, быта, ремесла, образования сохранившегося наследия предков.

Процесс эстетического развития старшеклассников происходит с помощью организации различных форм и видов художественно-эстетической деятельности музея, направленной на формирование способностей полноценно воспринимать и точно осознавать прекрасное в жизни и в искусстве. Именно в процессе эстетического развития и восприятия искусства закладывается ха-

рактер эстетических ценностей личности. Воспринимая искусство, личность начинает осознавать критерии оценки воспринятого эстетического материала и тем самым приобщается к художественным, культурным и эстетическим нормам.

Как видим, процесс эстетического развития личности тесным образом связан с музеем, являющимся источником приобщения учащихся к культурно-историческим ценностям прошлого и настоящего. Именно музей позволяет вывести человека из жестких границ общества в среду общечеловеческих ценностей, в эстетический мир. «Именно музей является исторически сложившимся институтом, построенным на принципе «диалога культур», хранящим в подлинных материальных предметах, не существующих уже культурных реальностей общечеловеческие ценности, различные картины мира, отличные друг от друга способы познания бытия» [6, 85].

Процесс эстетического развития старшеклассников предусматривает овладение ими эстетической культурой, позволяющей им создавать прекрасное и реализовывать себя в процессе создания культурных объектов и проведения культурно-массовых мероприятий.

Такие педагоги, как Ю.Б. Борев, В.И. Андреев, В.М. Соловьев, С.А.Герасимов рассматривали эстетическую культуру как «определенный уровень нравственного потенциала, духовного наслаждения, целенаправленности и насыщенности эмоционально-чувственным переживанием, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности» [2, 128]. Несомненно, что от сформиро-ванности эстетической культуры будет зависеть и общей уровень эстетического процветания, поэтому культура школьников и в частности старшеклассников способствует развитию и гармонизации духовной составляющей личности, творческим навыкам, и выражается в общении, в поступках, поведении, в способности ценить прекрасное.

Именно музей способен развивать и воспитывать эстетическую культуру в личности, так как он является средством для обучения и воспитания подрастающего поколения. Однако внутри музея находятся множественные источники познавательного и воспитательного процесса. Одним из них является музейный предмет - источник знания и эмоционального воздействия. Музейным предметом может быть, как сам исторический памятник, так и тот вещественный материал, который передает быт и историю прошлого и оказывает познавательное и эстетическое воздействие на аудиторию. Так в Литературном музее «Гимназия А.П. Чехова» имеется очень интересный эмоционально значимый предмет - пиджак А.П. Чехова. Данная принадлежность Чеховского внешнего туалета передает размер, а вместе с этим рисует комплекцию великого писателя. Вещь говорит о том, что А.П. Чехов, несмотря на свой довольно-таки высокий рост, имел очень субтильную комплекцию, он обладал 44 размером одежды. Таким образом, у аудитории создается образ высокого и худенького писателя, создававшего такие значимые и великие произведения. Следует подчеркнуть, что данный музейный предмет становится средством, элементом «формы».

Следующим наиболее важным музейным средством является музейный праздник, который проводится музейными специалистами, разрабатывающими сценарий и приглашающими к сотрудничеству артистов театра, музыкальных учреждений, художественной самодеятельности, радио и телевидения. Таким образом, это есть не что иное, как комплексная форма культурной образовательно-воспитательной деятельности, объединяющей элементы экскурсии, тематического вечера, круглого стола, театрализованного представления. Таким музейным праздником можно назвать проводимый в музее вечер, посвященный изысканной кухни, описанной в произведениях А.П. Чехова. Праздник передает культуру купечества и мещанства, создает эмоциональную атмосферу общества, его нравы, гастрономические вкусы, создает юмористическую атмосферу обитателей провинциального города, рисует целостный образ Чеховского времени. Все это сопровождается музыкальным сопровождением: игрой на фортепьяно, пением неаполитанских песен, виртуозной игрой на скрипке. Идет эстетическое восприятие Чеховского текста, времени, культуры и музея в целом.

Немаловажное значение имеет научная концепция экспозиции, являющаяся одним из важных музейных средств. Данное средство знакомит старшеклассников с экспозиционным замыслом и дает общее представление об экспозиции. В научной концепции выделяется и обосновывается главная идея экспозиции, показывается принцип создания ведущих разделов и комплексов.

Научная концепция музея связанна с научно-исследовательским музейным средством, предполагающим использование музейных фондов в научных целях, при этом экспозиции ориентированы не только на специалистов, но и на людей разного уровня развития и профессии, на разновозрастную категорию учащихся.

Научно-исследовательская деятельность должна популяризироваться с помощью научно-просветительских музейных средств, предполагающих занятия исследовательской работой. Они ориентированы, прежде всего, на массового посетителя. Их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий.

Чтобы музейный процесс был эффективен, необходимо проводить социально-психологические исследования, изучающие особенности процесса мышления и восприятия в специфических условиях музея, а также проблемы психологического воздействия музея на современного человека.

Аттрактивность и репрезентативность восприятия музейного искусства зависит от художественного проектирования экспозиции, которое предполагает демонстрацию в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея. использование художественно-мифологического метода способствует созданию экспозиции как полноценного музейного произведение искусства посредством музейной инсталляции

Итак, знакомство с эстетической музейной культурой развивает «способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений» [4, 95]. Эстетическая музейная культура представляет собой «совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе относящихся к актуализации, реализации, фиксации эстетического опыта человечества, определенного этапа культурно-исторического бытия» [4, 119]. Несомненен и тот факт, что формирование эстетической культуры начинается с рождения и не прерывается, с опытом приходит осознание норм и ценностей.

На основании выше изложенного мы приходим к заключению, что систематичность усвоения элементов эстетической культуры старшеклассниками могут проявляться в следующих аспектах:

1. В осведомленности сущности эстетического в искусстве и в жизни: верные и неискаженные представления, суждения и убеждения, сопряженные с эстетическим восприятием объектов искусства или непосредственно с жизненными ситуациями.

2. В эмоционально чувственной отзывчивости на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое» в жизни, искусстве, природе, труде, быту.

3. В постижении культурного наследия прошлого, формировании отношений к современным продуктам искусства, выстраивании тенденции в его развитии.

4. В существовании эстетического идеала и способности оценивать окружающую действительность в соответствии с созданным идеальным образцом.

5. В своевременной степени развитости творческих способностей и заинтересованности в стремлении эстетического освоения реальности, а также в воссоздании прекрасного в жизни.

6. В потребности и умении строить жизнь « по законам красоты», утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности» [9, 56].

Изучив основы эстетической культуры старшеклассников, невольно напрашивается вопрос, так как же проходит процесс их эстетического развития в музее, как происходит влияние эстетической музейной культура на их воображение? Как она воспринимается старшеклассниками? Многие могут утверждать, что в музее можно посетить только экскурсии, рассмотреть экспонаты, картины и все?! Но нет, на самом деле это не так. При виде музея человек уже созерцает прекрасное творение архитекторов и эстетически наслаждается красотой, при входе в любой музей ты уже попадаешь в его атмосферу, ведь даже воздух пропитан загадочностью, восхищением, эстетикой прошлых времен. Несомненно, что одной из наиболее старых и популярных форм социокультурной деятельности музея является экскурсия. «Экскурсия - это форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту» [6, 58]. Находясь на экскурсии можно наблюдать за эстетической культурой экскурсовода: правильно поставленная, логично излагаемая речь, эмоциональное оформление информации, одежда, внешность, аксессуары, гармоничный подчеркивающий облик, лаконично смотрящийся на фоне экспозиции и уже с завораживающим состоянием можно любоваться этим человеком. Как упоминалось выше, не только экскурсионная работа проводится в рамках эстетического развития школьников, а так же другие формы социокультурной деятельности.

Так, например, в Таганрогском государственном литературном, историко-архитектурном музее - заповеднике проводятся следующие виды деятельности, направленные на эстетическое образовательно-воспитательное развитие школьников: тематические экскурсии «Чехов-гимназист» по мемориальной части литературного музея имени А.П. Чехова, с показом фондовых экспонатов и элементов муляжирования; тематические квесты; литературно-игровые композиции; уроки-лекции; театрализованные экскурсии; тематический дискуссионный клуб; театрализованные программы; мастер-классы.

Во всех формах культурно-массовой деятельности старшеклассники принимают участие не только в роли зрителей, но и вовлекаются непосредственно в деятельность, переходят на сторону героев представлений, они могут соприкасаться с элементами культурного наследия Чеховского

времени. В ходе театрализованных экскурсий и представлений, старшеклассники знакомятся с традициями и обычаями наших предков, историческими эпохами, их вниманию предоставлены фондовые экспонаты: костюмы, скатерти, расшитые ткани, старинная утварь, шкатулки, различные изделия из дерева, глиняные экспонаты (кувшины, куклы др.), украшения и многое другое. Красоту и роскошь музейных экспонатов невозможно передать словами, поэтому эффективность эстетического развития личности старшеклассников в вышеописанных действах несомненно достигается в ходе их прямой вовлеченности в эти действа, а не простого экскурсионного прослушивания музейного информационного текста.

На уроках-лекциях и мастер-классах школьники вовлекаются в активную деятельность: с помощью муляжирования («метод обработки формы известного изделия для уточнения и корректировки его в натуральную величину» [5, 201].) предоставляется возможность в прописях законспектировать полученную информацию с помощью чернил и пера. На мастер-классах используются различные виды искусства и творчества: лепка из глины, рисование, создание предметов с использованием различных стилей и направлений живописи, работа с бумагой, различные поделки и игрушки, работа с бисером, нитями, тканями и многое другое. В начале занятий демонстрируется фондовая работа, проводится небольшой экскурс по истории создания изделия и непосредственно создание самого продукта искусства. При данной форме работы, процесс эстетического развития эффективен и дает свои результаты, так как у старшеклассников активизированы такие психологические механизмы, как моторика, мышление, логика, воображение, восприятие, позволяющие усваивать моральные, нравственные, эстетические принципы.

Выше изложенный материал позволяет сделать следующие выводы:

1. Эстетическое развитие является важнейшим компонентом современной жизни, несмотря на то, что со временем тенденция прекрасного и эстетического вкуса смещается, однако культурное наследие будет всегда неизменно влиять на личность.

2. Эстетическое развитие старшеклассников является сложным интегративным процессом, который способствует развитию творческого потенциала, гармонизации эмоционально-коммуникативной сферы, расширению познаний мировой культуры, обобщению своего собственного эстетического формирования.

3. Важную роль в эстетическом развитии старшеклассников выполняют такие музейные средства, как: тематические экскурсии с элементами театральных представлений, проведение тематических клубов и круглых столов с использованием фондовых экспонатов, экспозиционных элементов, способствующих созданию творческих произведений искусства; вовлечение школьников в активное взаимодействие с сотрудниками музея с целью их знакомства с предметным миром музея, его научной концепцией, научно-исследовательской фондовой работой, художественным проектированием и оформлением, социологическим и социально-психологическим исследованием, изучающих особенности процесса мышления и восприятия в специфических условиях музея.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещеряковой, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм Еврознак. 2006. - 672 с.

2. Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 с.

3. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. Избр.статьи и доклады. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

4. Куренкова, Р. А. Эстетика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 368 с.

5. Мышева Т, П. Музейно-образовательная деятельность будущих социальных педагогов // Сб. науч. тр. «Теоретические и

практические проблемы социальной педагогики». Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2001. С. 121-125.

6. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: Книга для учителей общеобразовательных учрежде-

ний / Б.М. Неменский. - М.: Просв., 2012. - 240 с.

7. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие /[Текст] // Б. А. Столяров. - М., 2004. -

312 с.

8. Ушкова Н. В. Размышление об эстетическом воспитании // Молодой ученый - 2012 .- №10. - С. 392-394.

9. Харламов И. Ф. Педагогика: Крат. курс: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - 2-е изд., стер. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 272 с.

10. Широкоград Т. В. Критерии эффективности формирования эстетической культуры личности старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть I. -Новосибирск: СибАК, 2011.

В.В. Пирогова

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА В РАБОТЕ С МЕТАФОРИЧЕСКИМИ АССОЦИАТИВНЫМИ КАРТАМИ (МАК)

Аннотация. В статье автор рассматривает внутреннюю структуру работы психотерапевтического метода МАК (метафорические ассоциативные карты), с помощью социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.