Научная статья на тему 'Художественные проекты Олафура Элиассона в контексте современной экологической эстетики'

Художественные проекты Олафура Элиассона в контексте современной экологической эстетики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
548
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА / ЭСТЕТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭНВАЙРОНМЕНТ / ЭНВАЙРОНМЕНТАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА / ОЛАФУР ЭЛИАССОН / А. БЕРЛЕАНТ / ECOLOGICAL AESTHETICS / AESTHETICS OF INTERACTION / ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL AESTHETICS / OLAFUR ELIASSON / A. BERLEANT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Захарченко Ирина Николаевна

Важное место в современных арт-практиках занимает проблема взаимоотношений человека и природы. Художники конца XX начала XXI в., среди прочего, обращаются к моделированию природных сред с целью исследовать разные уровни чувственной реакции зрителя. Эти поиски свидетельствуют о новой мировоззренческой позиции в системе «человек окружающий мир». Они отражают особенности современного экологического сознания, проблематизация которого происходит в рамках экологической эстетики. Экологическая эстетика широкое пространство постмодернистского гуманитарного дискурса, трактующего эстетические аспекты окружающей среды сквозь призму неразрывного единства природного и человеческого. В ставших знаковыми проектах датско-исландского художника Олафура Элиассона с помощью современных технологий генерируется природный контекст существования человека. Созданная искусственно, «природная» среда позволяет современному человеку пережить сильную полисенсорную реакцию. В ситуации нивелирующих индивидуальность интенсивных медийных потоков формируется чувственный опыт, который оказывается мощным импульсом, «возвращающим» посетителей инсталляций О. Элиассона к собственному «Я». Художественные проекты О. Элиассона репрезентируют актуальную модель коммуникации человека с окружающей природой, теоретически представленную нонкогнитивистским направлением в современной экологической эстетике. Нонкогнитивисты ставят вопрос о первичности эмоционально-чувственной составляющей в коммуникации субъекта с природным окружением, настаивают на партиципаторной модели эстетического взаимодействия, в соответствии с которой окружающая среда «навязывает» модели поведения и реакции, рождает ситуацию «непрерывности и вовлеченности». На основе современных форм партиципации формируется постклассический чувственный опыт. Анализ творчества О. Элиассона позволяет прояснить специфику современного этапа художественного исследования взаимоотношений природного и человеческого, выявить его связь с дискурсивным пространством современной экологической эстетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Projects of Olafur Eliasson in the Context of Modern Ecological Aesthetics

The problem of the relationship between man and nature holds an important place in the modern art practice. Artists of the late 20th and early 21st centuries, among other things, turn to the modeling of natural environments in order to explore different levels of the sensory reaction of the viewer. These searches show us a new worldview in the system “man environment”. They reflect the features of modern ecological consciousness, the problematization of which occurs within the framework of ecological aesthetics. Ecological aesthetics is a wide space of postmodern humanitarian discourse, which treats the aesthetic aspects of the environment through the prism of the inseparable unity of the natural and human. The signature projects of the Danish-Icelandic artist Olafur Eliasson generate the natural context of human existence with the help of modern technologies. Created artificially, the "natural" environment allows the modern human to survive a strong polysensory reaction. In a situation of intensive media streams which level individuality the emerging sensory experience turns out to be a powerful impulse, which "returns" the visitors of O. Eliasson's installations to their own "I". O. Eliasson's art projects represent the actual model of human communication with the surrounding nature, theoretically presented by a non-cognitive trend in modern ecological aesthetics. Non-cognitivists raise the question of the primacy of the emotional-sensory component in the communication of the subject with the natural environment, insist on the participatory model of aesthetic interaction, according to which the environment "imposes" patterns of behaviour and reactions, gives rise to a situation of "continuity and involvement". On the basis of modern forms of participation, postclassical sensory experience is formed. The analysis of Eliasson's works makes it possible to clarify the specifics of the current stage of artistic research of the relationship between the natural and human, to reveal its connection with the discursive space of modern ecological aesthetics.

Текст научной работы на тему «Художественные проекты Олафура Элиассона в контексте современной экологической эстетики»

йО!: 10.17805^ри.2017.3.8

Художественные проекты Олафура Элиассона в контексте современной экологической эстетики

И. Н. Захарченко Российский государственный гуманитарный университет

Важное место в современных арт-практикахзанимает проблема взаимоотношений человека и природы. Художники конца ХХ — начала XXI в., среди прочего, обращаются к моделированию природных сред с целью исследовать разные уровни чувственной реакции зрителя. Эти поиски свидетельствуют о новой мировоззренческой позиции в системе «человек — окружающий мир». Они отражают особенности современного экологического сознания, проблематизация которого происходит в рамках экологической эстетики. Экологическая эстетика — широкое пространство постмодернистского гуманитарного дискурса, трактующего эстетические аспекты окружающей среды сквозь призму неразрывного единства природного и человеческого.

В ставших знаковыми проектах датско-исландского художника Олафура Элиассона с помощью современных технологий генерируется природный контекст существования человека. Созданная искусственно, «природная» среда позволяет современному человеку пережить сильную полисенсорную реакцию. В ситуации нивелирующих индивидуальность интенсивных медийных потоков формируется чувственный опыт, который оказывается мощным импульсом, «возвращающим» посетителей инсталляций О. Элиассона к собственному «Я».

Художественные проекты О. Элиассона репрезентируют актуальную модель коммуникации человека с окружающей природой, теоретически представленную нонкогнитивист-ским направлением в современной экологической эстетике. Нонкогнитивисты ставят вопрос о первичности эмоционально-чувственной составляющей в коммуникации субъекта с природным окружением, настаивают на партиципаторной модели эстетического взаимодействия, в соответствии с которой окружающая среда «навязывает» модели поведения и реакции, рождает ситуацию «непрерывности и вовлеченности». На основе современных форм партиципации формируется постклассический чувственный опыт. Анализ творчества О. Элиассона позволяет прояснить специфику современного этапа художественного исследования взаимоотношений природного и человеческого, выявить его связь с дискурсивным пространством современной экологической эстетики. Ключевые слова: экологическая эстетика; эстетика взаимодействия; энвайронмент; эн-вайронментальная эстетика; Олафур Элиассон; А. Берлеант

ВВЕДЕНИЕ

В постижении разноуровневых связей между человеком и окружающей его природой искусство играет чрезвычайно важную роль. Открывая возможности выхода за привычные грани бытия, оно предполагает художественное исследование среды существования человека, а следовательно, и самого человека. В истории классического искусства, как известно, жанр пейзажа был моделью сформировавшейся в новоевропейском сознании мировоззренческой и художественно-эстетической картины мира. Модернизм первой половины ХХ в., превозносивший искусственность, сделанность, настаивавший на необходимости преодоления природного, явился художественной реакцией на новый этап в установлении господства человека над природой. Актуальные практики второй половины ХХ в. отражают резко усложнившиеся взаимоотношения природного и человеческого. Так, представители лэнд-арта помещают искусство в природный контекст, привнося своим жестом в природу новые смыслы. Превращая окружающую среду в огромное художественное пространство, они — в эпоху рожденных техногенной цивилизацией угроз природному миру — символически провозглашают творческое единение с природой, обозначают ее смыслопорожда-ющее начало и креативные энергии.

Арт-практики конца ХХ — начала XXI в. демонстрируют новый вектор взаимодействия человека с окружающим миром. В художественных проектах моделируются природные среды, которые апеллируют к сенсорному опыту современного человека, исследуют разные уровни чувственных реакций. Эти поиски являются отражением современного экологического сознания, проблематизация которого происходит в рамках различных направлений экологической эстетики. Экологическая эстетика — широкое пространство постмодернистского гуманитарного дискурса, трактующего эстетические аспекты окружающей среды сквозь призму неразрывного единства природного и человеческого. Интересующие нас художественные инсталляции датско-исландского художника Олафура Элиассона (р. 1967) вписываются в парадигму экологической эстетики. Его арт-проекты можно отнести к числу наиболее известных и резонансных опытов репрезентации «природы» в неутилитарных художественных пространствах. Так, представленную в лондонской галерее «Тейт Модерн» инсталляцию «Погода» («The Weather Project», 2003) за шесть месяцев посетили более 2 млн человек. Цель статьи — анализ на примере творчества О. Элиассона особенностей современного этапа художественного исследования взаимоотношений природного и человеческого в контексте дискурсивного пространства современной экологической эстетики.

ИНСТАЛЛЯЦИИ ОЛАФУРА ЭЛИАССОНА: ИСКУССТВЕННАЯ ПРИРОДА КАК МЕДИУМ

Начало творческого пути О. Элиассона относится к 1990-м годам. В своей художественной практике он обращается к природной среде как неотъемлемой составляющей человеческого — индивидуального и культурного — опыта. О. Элиассон видит себя среди художников, «которые годами привносили мир природы в выставочное пространство» (Шнайдер, 2011: Электронный ресурс).

Вдохновленный красотой и величием скандинавской природы, прежде всего природы Исландии — родины его предков, художник заявляет о себе сериями фотографий, представляющих природные объекты. Очень скоро он переходит к созданию художественных проектов (как внутри музейно-выставочных пространств, так и во внешней — природной или городской — среде), в основу которых закладывает опыт симуляции природных явлений. На сегодняшний день он автор нескольких десятков подобных инсталляций, многие их которых имеют статус знаковых.

Наиболее известными являются те работы О. Элиассона, в которых он конструирует или моделирует природную среду как контекст человеческого существования. Используя современные технологии, художник создает энвайронментальные пространства, основанные на иллюзии таких природных явлений, как солнечный свет, туман или, к примеру, радуга. Симулированная «естественная» среда превращается О. Элиассоном в медиум, рождающий у посетителей специфический эстетический опыт.

Проекты О. Элиассона позволяют ставить вопрос о художественных моделях современного взаимодействия человека и природы. Так, проект «Опосредованное движение» («The Mediated Motion», 2001) в галерее Кунстхаус г. Брегенца (Австрия) представлял собой систему выставочных помещений, наполненных природными «материалами» — водой, тиной, грибами и проч. (Olafur Eliasson. The Mediated Motion: Электронный ресурс). Художник использовал технологии, позволившие ему создавать туман, менять температуру и влажность в экспозиционном пространстве. В каждом зале посетителей ждал новый опыт, зависевший от запахов, текстуры материалов, уровня влажности, температуры воздуха, мягкости земли или твердости деревянных полов. Перемещение по галерее задействовало у посетителей широкий спектр чувств, активизировало сенсорное восприятие. В проекте «Погода» («The Weather Project», 2003), самой известной своей инсталляции, О. Элиассон, используя систему увлажнителей, заполнил «туманом» турбинный зал британской галереи «Тейт Модерн» (Olafur Eliasson. The Weather Project: Электронный ресурс). Несколько сотен монохромных лампочек, излучавших желтый свет, создавали иллюзию солнца, потолок, закрытый огромным зеркалом, отражал маленькие фигурки людей в подсвеченном искусственным светилом густом тумане, заполнявшем пространство огромного помещения. Надо было поднять голову и увидеть собственное отражение: оно «возвращало» человека к самому себе. Возникавшие иллюзии рождали у зрителей медитативное состояние. Преобразившие пространство эффекты были настолько впечатляющими, что выставка стала одним из самых значимых событий в европейской художественной жизни начала ХХ! в.

В этом же ключе был решен проект «Твое слепое движение» («Your blind movement», Мартин-Гропиус-Бау, г. Берлин, 2010). В наполненном искусственным туманом выставочном пространстве были установлены флуоресцентные лампы, излучавшие интенсивные потоки красного, зеленого и синего цветов; один цвет переходил

в другой, усиливая эффекты погружения в особую иррациональную среду. Стирая границы реального музейного пространства, заставляя посетителя ежеминутно принимать решение о выборе той или иной модели поведения, эта среда формировала суггестивный телесный опыт, активизировала чувственную реакцию (Olafur Eliasson. Your blind movement: Электронный ресурс).

В этих и других подобных работах О. Элиассона, объединенных тегом «Видеть себя чувствующим» («Seeing yourself sensing»), симуляция в художественном пространстве естественных явлений позволяет О. Элиассону генерировать разные уровни значений (Olafur Eliasson. Seeing yourself sensing: Электронный ресурс). Взаимодействие человека с природой опосредовано сегодня сетью сконструированных культурным сознанием дискурсов и ассоциаций. Энвайронментальное, сформированное современными технологиями пространство позволяет мысленно и чувственно преодолеть реалии техногенной цивилизации, вырваться из жесткой системы социальных связей в среду, апеллирующую к естественному состоянию человека, а значит, «возвращающую» индивида к самому себе, к дорефлексивному перцептивному опыту. Последний усиливается эффектами «сгущения», концентрированным воздействием обволакивающей зрителя искусственной среды. Включение разных уровней телесной реакции усиливается благодаря перформативности, возникающей при перемещении человека в столь насыщенном внешними, обращающимися к чувствам импульсами арт-прост-ранстве. В своих многочисленных интервью О. Элиассон настаивает, что «природа» в его проектах не является объектом пассивного созерцания, а служит возможностью интенсифицировать субъективные переживания, формирующиеся по мере перемещения зрителя в выставочном пространстве. Мои работы, говорит художник, рождают чувство, «еще не нашедшее словесного выражения. <...> Это и чувство включенности, сопричастности или, напротив, вытесненности, изолированности, которое часто сложно передать словами» (Плохой художник ... , 2014: Электронный. ресурс). Искусственно созданная природа в его проектах становится медиумом, источником нового перцептивного опыта, в основе которого лежит коммуникация субъекта с ре-контекстуализированной «естественной» средой. Предложенная интерпретация проектов О. Элиассона может послужить художественной моделью ряда ключевых положений экологической эстетики.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА КАК МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

Современная экологическая эстетика сложилась как оппозиция присущей модерну агрессивности в отношении среды обитания человека. Характерный для постмодерна интерес к окружающему миру как контексту человеческого существования, с одной стороны, высокий уровень угрозы исчезновения живой природы — с другой, определили рождение новых форм эстетизированного восприятия окружающей среды, воспринимаемых сегодня как широкое поле экологической эстетики. Экологическая эстетика исходит из понимания природы как эстетической ценности, раскрывающейся в контексте социально-культурной коммуникации, предполагающей разные уровни интерпретации.

Одна из проблем дискурсивного пространства экологической эстетики — модели взаимодействия человека и природы в условиях техногенной цивилизации. В работах современных авторов показано, что экологическая эстетика представлена сегодня двумя основными исследовательскими позициями (Clark, 2010). Одна из них — когни-

тивистская, исходящая из классической идеи о том, что «знание и информация о природе [эстетического] объекта является главным в эстетическом суждении» (Сагкоп, 2015: Электронный ресурс). С точки зрения сторонников противоположной — нон-когнитивистской — линии, предварительное знание препятствует непосредственному, следовательно эстетическому, восприятию природы. Нонкогнитивисты делают акцент на эмоциональном взаимодействии субъекта и среды его обитания, формирующем современный сенсорный опыт.

Нонкогнитивистская позиция соответствует постклассической модели мышления в рамках экологической эстетики. Наиболее полно она представлена в трудах авторитетного американского исследователя А. Берлеанта (р. 1932). А. Берлеант исходит из того, что сама природа является источником эстетического опыта. В работе «Эстетика и окружающая среда» он обосновывает три модели эстетического взаимодействия человека и природы (Вег1еап11, 2005). Первая — созерцательная — модель предполагает ситуацию разделения субъекта и независящего от него пространства; ее репрезентирует классическая пейзажная живопись. С XVIII в. формируется — как альтернатива классической, пассивной — активная модель. От романтиков, пишет А. Берлеант, следует вести отсчет нового опыта эстетического восприятия окружающей среды. Активный характер этого опыта основан на его полисенсорности, включении как эмоционального, так и телесного взаимодействия. На теоретическом уровне прагматическая философия Д. Дьюи и феноменология М. Мерло-Понти обосновывают роль тела как ядра современного эстетического опыта. А. Берлеант настаивает, что именно телесный опыт выстраивает пространственные координаты, заряжает энергией окружающую среду. Пространство, таким образом, раскрывается уже «не как независимая единица, но как интенциональный объект, связанный с воспринимающим телом». Новый перцептивный опыт предполагает не созерцательное, а действенное начало. Его репрезентирует модернистская художественная традиция (там же: 3-16). Наконец, третья модель обозначена А. Берлеантом как партиципаторная или модель соучастия. Она предполагает новую эстетическую ситуацию: восприятие природы зависит не только от субъекта; окружающая среда «навязывает» модели поведения и реакции, рождает ситуацию «непрерывности и вовлеченности» (Вег1еап1, 2005: 11). Эту модель, по А. Берлеанту, репрезентируют современные практики. Дематериализация арт-объекта, стирание границ между художественным артефактом и воспринимающим субъектом демонстрируют «непрерывность» как особенность третьей эстетической модели. Принцип же вовлечения, пишет исследователь, «ставит ударение на активной природе эстетического опыта и его сущностном качестве участия. ...Именно этот фактор участия в наибольшей степени противостоит традиционной эстетике. он отражен в современном функционировании искусства и потому должен быть центральным в альтернативной эстетике» (Берлеант, 1996: 260).

Свои взгляды А. Берлеант определяет как теорию эстетической ангажированности, концептуализирующую ситуацию вовлеченности современной эстетики в жизненные процессы. Демонстрируя нерелевантность постмодернистским художественным практикам кантовской идеи незаинтересованности как модели эстетического восприятия, исследователь делает акцент на целостном контекстуальном характере эстетического опыта. Эстетическая ангажированность, по А. Берлеанту, отрицает прежние границы между арт-объектом и зрителем, подтверждает роль перформатив-ности, настаивает на активной вовлеченности субъекта в генерирование новых художественно-эстетических смыслов и может быть воспринята как чрезвычайно важный

концепт, позволяющий оценивать широкий диапазон современных художественных практик (Berleant, 2013: Электронный ресурс).

Эстетическая ангажированность в контексте экологической эстетики определяется А. Берлеантом как энвайронментальная эстетика, рассматривающая «рукотворные произведения как часть энвайронментального комплекса, в восприятии которого доминируют переживания чувственных качеств в их непосредственной данности» (Бер-леант, 2003: 520). В ее рамках задействованы все чувства, включая мышечные и физиологические ощущения, в целом изменяющие традиционное видение окружающей среды. К примеру, пишет он, «красота сопрягается не только с формальным совершенством объекта, но и с энвайронментальной ситуацией: непосредственностью и глубиной личностного восприятия, его пространственно-временными характеристиками» (там же). Энвайронментальная эстетика А. Берлеанта прокламирует, таким образом, новый перцептивный опыт как результат взаимодействия субъекта и его окружения, личности и среды ее обитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инсталляции О. Элиассона, как представляется, можно считать художественной репрезентацией актуальной модели коммуникации человека с природой, теоретически представленной нонкогнитивистским направлением в современной экологической эстетике. Актуализирующие в неутилитарном арт-пространстве природный контекст, они рождают особый сенсорный опыт современного зрителя, направленный на поиски своего «Я» в ситуации нивелирующих индивидуальность интенсивных медийных потоков.

Проекты художника — созданные технологически энвайронменты, апеллирующие не к визуальному, а к телесному опыту современного человека. Различные «природные» среды, подсвеченный люминесцентным светом туман, масштабное увеличение пространства благодаря искусственному солнцу и зеркальному потолку — эти и другие подобные эффекты призваны стирать границы реального, рационально организованного пространства, нарушать привычные измерения, масштабы, временные потоки. Создаваемые О. Элиассоном иммерсивные ситуации — события, а не зрелища — подобны виртуальному опыту современного человека, являются, по сути, его художественным осмыслением сквозь призму идеи природной бесконечности. Погружение в искусственно смоделированную среду влечет за собой сложную полисенсорную реакцию. С одной стороны, она таит радость узнавания естественных процессов, представленных вне обыденной и текучей повседневности, вне пронизывающих последнюю социальных условностей и ограничений. С другой — она включает в себя концентрированное эмоционально-телесное переживание, рожденное близкими современному человеку технологическими искусственными пространствами. Важно подчеркнуть, что возникающая чувственная реакция дорефлексивна, не структурирована, текуча. Передвижение по созданному художником энвайронментальному пространству создает высокую степень неопределенности. Посетителю выставки необходимо постоянно делать выбор, принимать решения, генерирующие в каждой возникающей ситуации индивидуальную модель поведения, формирующие градации индивидуального восприятия. Так формируется еще один важный импульс, вовлекающий субъекта в симулирующую естественные процессы среду, активизирующий его телесный опыт. Возникающая чувственная реакция «замыкает» человека на самом себе, открывает, по словам О. Элиассона, видение как чувствование.

Таким образом, энвайронментальные инсталляции О. Элиассона возвращают нас к партиципаторной модели эстетического взаимодействия А. Берлеанта. Художник создает псевдоприродные «пространства взаимодействия», соответствующие «неопределенности и вовлеченности» как основополагающим концептам нонкогнитивист-ского направления в современной экологической эстетике, изначально предполагающей техногенную основу человеко-природной коммуникации. Энвайронментальная эстетика А. Берлеанта фиксирует современное мировосприятие, исходящее из убежденности в неразрывной связи субъекта с окружающей его средой — естественной, социальной, виртуальной. На основе этой связи формируется постклассический чувственный опыт. Проекты О. Элиассона являются его художественной моделью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Берлеант, А. (1996) Историчность эстетики // Феноменология искусства / отв. ред. К. М. Долгов. М. : ИФ РАН. 264 с. С. 241-261.

Берлеант, А. (2003) Энвайронментальная эстетика // Лексикон нон-классики: Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В. В. Бычкова. М. : РОССПЭН. 607 с. С. 520-521.

Плохой художник может сделать неплохую карьеру. Олафур Элиассон (2014) [Электронный ресурс] // Interview Россия. 16 декабря. URL: http://www.interviewrussia.ru/art/olafur-elias-son-plohoy-hudozhnik-mozhet-sdelat-neplohuyu-kareru (дата обращения: 2.07.2017).

Шнайдер, Э. (2011) Твое эмоциональное будущее. Олафур Элиассон [Электронный ресурс] // Art Ukraine. 17 мая. URL: http://artukraine.com.ua/a/tvoe-emocionalnoe-buduschaee-olafur-elias-son/#.WVkblIiLTIU (дата обращения: 2.07.2017).

Berleant, A. (2005) Aesthetics and Environment: Theme and Variations on Art and Culture. Ashgate Pub. Limited. 170 р.

Berleant, А. (2013) What is Aesthetic Engagement? [Электронный ресурс] // Contemporary Aesthetics. 30 декабря. URL: http://www.contempaesthetics.org/newvolume/pages/artic-le.php?articleID=684 (дата обращения: 2.07.2017).

Саrlson, A. (2015) Environmental Aesthetics [Электронный ресурс] // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/entries/environmental-aesthetics/ (дата обращения: 25.06.2017).

Clark, S. (2010) Contemporary Art and Environmental Aesthetics // Environmental Values. Vol. 19. Р. 351-371. DOI: 10.3197/096327110X519871

Olafur Eliasson. The Mediated Motion. 2001 [Электронный ресурс] // Olafur Eliasson. URL: http://olafureliasson.net/archive/exhibition/EXH101073/the-mediated-motion (дата обращения: 25.06.2017).

Olafur Eliasson. Seeing yourself sensing [Электронный ресурс] // Olafur Eliasson. URL: http://olafureliasson.net/tag/TEL2470/seeing-yourself-sensing (дата обращения: 25.06.2017).

Olafur Eliasson. The Weather Project. 2003 [Электронный ресурс] // Olafur Eliasson. URL: http://olafureliasson.net/archive/exhibition/EXH101069/the-weather-project; (дата обращения: 25.06.2017).

Olafur Eliasson. Your blind movement. 2010 [Электронный ресурс] // Olafur Eliasson. URL: http://olafureliasson.net/archive/artwork/WEK100082/your-blind-movement (дата обращения: 25.06.2017).

Дата поступления: 01.08.2017 г.

ART PROJECTS OF OLAFUR ELIASSON IN THE CONTEXT OF MODERN ECOLOGICAL AESTHETICS

I. N. Zakharchenko Russian State University for the Humanities

The problem of the relationship between man and nature holds an important place in the modern art practice. Artists of the late 20th and early 21st centuries, among other things, turn to the mode-

ling of natural environments in order to explore different levels of the sensory reaction of the viewer. These searches show us a new worldview in the system "man — environment". They reflect the features ofmodern ecological consciousness, the problematization of which occurs within the framework of ecological aesthetics. Ecological aesthetics is a wide space of postmodern humanitarian discourse, which treats the aesthetic aspects of the environment through the prism of the inseparable unity of the natural and human.

The signature projects of the Danish-Icelandic artist Olafur Eliasson generate the natural context of human existence with the help of modern technologies. Created artificially, the «natural» environment allows the modern human to survive a strong polysensory reaction. In a situation of intensive media streams which level individuality the emerging sensory experience turns out to be a powerful impulse, which «returns» the visitors of O. Eliasson's installations to their own «I».

O. Eliasson's art projects represent the actual model of human communication with the surrounding nature, theoretically presented by a non-cognitive trend in modern ecological aesthetics. Non-cognitivists raise the question of the primacy of the emotional-sensory component in the communication of the subject with the natural environment, insist on the participatory model of aesthetic interaction, according to which the environment «imposes» patterns of behaviour and reactions, gives rise to a situation of «continuity and involvement». On the basis of modern forms of participation, postclassical sensory experience is formed. The analysis of Eliasson's works makes it possible to clarify the specifics of the current stage of artistic research of the relationship between the natural and human, to reveal its connection with the discursive space of modern ecological aesthetics.

Keywords: ecological aesthetics; aesthetics of interaction; environment; environmental aesthetics; Olafur Eliasson; A. Berleant

REFERENCES

Berleant, A. (1996) Istorichnost' estetiki. In: Fenomenologiia iskusstva / ed. by K. M. Dolgov. Moscow, IF RAN. 264 p. Pp. 241-261. (In Russ.).

Berleant, A. (2003) Envaironmental'naia estetika. In: Leksikon non-klassiki: Khudozhestvenno-esteticheskaia kul'tura XX veka / ed. by V. V. Bychkov. Moscow, ROSSPEN. 607 p. Pp. 520-521. (In Russ.).

Plokhoi khudozhnik mozhet sdelat' neplokhuiu kar'eru. Olafur Eliasson (2014). Interview Rossiia, 16 December [online] Available at: http://www.interviewrussia.ru/art/olafur-eliasson-plohoy-hudozhnik-mozhet-sdelat-neplohuyu-kareru (access date: 2.07.2017). (In Russ.).

Shnaider, E. (2011) Tvoe emotsional'noe budushchee. Olafur Eliasson. Art Ukraine, 17 May [online] Available at: http://artukraine.com.ua/a/tvoe-emocionalnoe-buduschaee—olafur-elias-son/#.WVkblIiLTIU (access date: 2.07.2017). (In Russ.).

Berleant, A. (2005) Aesthetics and Environment: Theme and Variations on Art and Culture. Ashgate Pub. Limited. 170 p.

Berleant, A. (2013) What is Aesthetic Engagement? Contemporary Aesthetics, 30 December [online] Available at: http://www.contempaesthetics.org/newvolume/pages/article.php?artic-leID=684 (access date: 2.07.2017).

Sarlson, A. (2015) Environmental Aesthetics. Stanford Encyclopedia of Philosophy [online] Available at: https://plato.stanford.edu/entries/environmental-aesthetics/ (access date: 25.06.2017).

Clark, S. (2010) Contemporary Art and Environmental Aesthetics. Environmental Values, vol. 19, pp. 351-371. DOI: 10.3197/096327110X519871

Olafur Eliasson. The Mediated Motion. 2001. Olafur Eliasson [online] Available at: http://ola-fureliasson.net/archive/exhibition/EXH101073/the-mediated-motion (access date: 25.06.2017).

Olafur Eliasson. Seeing yourself sensing. Olafur Eliasson [online] Available at: http://olafurelias-son.net/tag/TEL2470/seeing-yourself-sensing (access date: 25.06.2017).

Olafur Eliasson. The Weather Project. 2003. Olafur Eliasson [online] Available at: http://ola-fureliasson.net/archive/exhibition/EXH101069/the-weather-project; (access date: 25.06.2017).

Olafur Eliasson. Your blind movement. 2010. Olafur Eliasson [online] Available at: http://ola-fureliasson.net/archive/artwork/WEK100082/your-blind-movement (access date: 25.06.2017).

Submission date: 01.08.2017.

Захарченко Ирина Николаевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории культуры отделения социокультурных исследований Российского государственного гуманитарного университета. Адрес: 125993, Россия, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д. 6. Тел.: +7 (495) 250-68-27. Эл. адрес: inzakh@gmail.com

Zakharchenko Irina Nikolaevna, Candidate of History, Associate Professor, Department of History and Theory of Culture, Department of Social and Cultural Studies, Russian State University for the Humanities. Postal address: 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russian Federation 125993. Tel.: +7 (495) 250-68-27. E-mail: inzakh@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.