Научная статья на тему 'Художественная литература как форма эстетического восприятия (на примере русской литературы ХХ века)'

Художественная литература как форма эстетического восприятия (на примере русской литературы ХХ века) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5516
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА ПРИРОДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕЙЗАЖ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / AESTHETICS OF NATURE / ENVIRONMENTAL ETHICS / HUMANS AND NATURE / AESTHETIC AND MORAL EDUCATION / LANDSCAPE / IMAGINARY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болдонова Ирина Сергеевна, Надагурова Алевтина Александровна

Статья посвящена эстетике природы на материале анализа произведений русских писателей ХХ века. Экологическая проблематика становится все более актуальной в современной художественной литературе, что является примером эстетической рефлексии мастеров слова над темой природы и проблемой сохранения окружающей среды. В работе рассматривается эстетика природы или экологическая эстетика как передовое направление философской мысли и представлен анализ эстетических концепций Ф. Тютчева, К. Паустовского, М. Пришвина, В. Распутина, В. Астафьева и др. Предметом анализа является также эстетизация природы в «деревенской прозе». Русская классическая литература традиционно осмысливает проблемы взаимоотношения человека и природы свойственным ей способом в контексте особенностей русского менталитета и культурной традиции народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Literature as the form of artistic perception (on the example of Russian literature of the XX century)

The article is devoted to aesthetics of nature and based on the Russan writers’ works of the XX century. Ecological issues are becoming more and more popular in contemporary literature, which is the example of aesthetic reflection of writers on nature and the issue of environment’s protection. The article considers aesthetics of nature or ecological aesthetics as the advanced branch of philosophical research and there are aesthetic concepts of F. Tyutchev, M. Pryshvin, V. Astafyev, K. Paustovsky, V. Rasputin, etc. The object of analysis is also aesthetic process in the so-called “rural prose”. Russian classical literature traditionally comprehend issues of interrelations of humans and nature in its specific ways in the context of typical Russian mentality and Russian cultural traditions.

Текст научной работы на тему «Художественная литература как форма эстетического восприятия (на примере русской литературы ХХ века)»

УДК 101 (571.5)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ФОРМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА)

© Болдонова Ирина Сергеевна

доктор философских наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: irina_duncan@mail.ru.

© Надагурова Алевтина Александровна

аспирант кафедры бурятской филологии, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: alevtinanav10@mail.ru.

Статья посвящена эстетике природы на материале анализа произведений русских писателей ХХ века. Экологическая проблематика становится все более актуальной в современной художественной литературе, что является примером эстетической рефлексии мастеров слова над темой природы и проблемой сохранения окружающей среды. В работе рассматривается эстетика природы или экологическая эстетика как передовое направление философской мысли и представлен анализ эстетических концепций Ф. Тютчева, К. Паустовского, М. Пришвина, В. Распутина, В. Астафьева и др. Предметом анализа является также эстетизация природы в «деревенской прозе». Русская классическая литература традиционно осмысливает проблемы взаимоотношения человека и природы свойственным ей способом в контексте особенностей русского менталитета и культурной традиции народа. Ключевые слова: эстетика природы, экологическая этика, человек и природа, эстетическое и нравственное воспитание, пейзаж, художественные средства.

Философия и искусство каждые по-своему отражают и осваивают мир. Философия как мировоззрение оказывала, и будет оказывать значительное влияние на искусство, сама испытывая воздействие литературы, изобразительного искусства, музыки. Береженое отношение к природе веками воспитывалось на примерах художественного творчества: живопись, музыка, литература, танец, театр. В истории развития человеческой мысли возникает потребность в соединении знаний о красоте природы и различных способов репрезентации творчески усвоенной красоты, которая произвела большое впечатление на творца и побудила это выразить в художественной форме. Объективно существующая природа всегда была и есть предметом восхищения со стороны человека.

Литература всегда находилась в русле глобальных процессов и как маяк всегда указывала дорогу для тех, кто находился в нравственном поиске. Когда резко изменяется общественное сознание, литература всегда стремится выполнить свою непосредственную задачу: уловить и передать художественными средствами те глубинные изменения, которые происходят

при этом в человеческих душах, за частными фактами и судьбами разглядеть общую картину и предвидеть будущее. Художественная литература, поднимая проблемы экологии, любви к природе и живому миру, как бы подстраховывает связи между человеком и природой. Поэтому не случайно великие классики художественной литературы, начиная с эпохи Возрождения, романтического направления У. Вордсворт, Дж. Байрон, Г. Гейне, Ф. Тютчев, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Т. Манн, У. Фолкнер, Р. Роллан, А. Камю, Б. Шоу и др. считали природу первоисточником творческого вдохновения и началом всех эстетических критериев.

Так, один из основателей экологической эстетики в российской традиции А. Ф. Лосев, изучая роль природы в творческой самореализации одного из выдающихся французских писателей-реалистов Р. Роллана, писал: «В своих дневниках Роллан не раз говорит о том, как мучила его раздвоенность мысли и действия, как в стремлении к действию он пытался выйти из брони индивидуализма, стать лицом к лицу с окружающим миром, жизнью, действительностью и как помогло ему в этом постоянное общение с природой.

В годы юности, когда Роллан, по его словам, «все время ощущал себя на краю пропасти, под угрозой войны или болезни», природа была его прибежищем и утешением. «Я никогда не смогу полностью выразить, чем стала для меня природа - и в особенности горы - в те опасные годы, годы юности, боровшейся за свою жизнь... Когда открывались двери лета, с какой исступленной любовью приникал я к телу природы!». Это чувство страстной любви к природе сохранилось у Роллана и тогда, когда он стал зрелым мастером. Достаточно познакомиться с отрывками из неопубликованных дневников Роллана, описывающими его путешествие по Германии летом 1906 г., чтобы убедиться в остроте и непосредственности ощущений от природы у Роллана. Поражает необычайно тонкая чувствительность в восприятии формы, света, цвета, звуков, запахов, атмосферы, движения; яркость всех тех первичных жизненных впечатлений от природы, которые легли в основу создававшегося тогда романа «Жан-Кристоф» [3] .

Особенно велика роль литературы в воспитании нового отношения к природе как одного из важнейших условий нравственного и эстетического развития личности XXI века.В истории мировой литературы немало примеров обращения к природе не только как источнику вдохновения, но и как к материалу для создания художественного образа, включения описаний пейзажа в сюжетную мотивировку, композицию, в качестве фона для характеристики персонажей.

Из русских поэтов одним из наиболее ярких личностей, чье творчество служит прекрасным примером эстетического отношения к природе, является Ф. Тютчев.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик-В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... <...>

Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?.. <...>

Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была!

И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Души его, ах! не встревожит И голос матери самой!..

Стихотворение является целостным произведением поэта и посвящено теме взаимоотношения человека и природы. Данное стихотворение является носителем центральной натурфилософской идеи поэта, где Тютчев с горечью признает, что бездушное отношение к природе является синонимом неспособности жить и радоваться жизни, что еще раз подтверждает направленность эстетики природы на проницательных, чувствительных, тонких натур. Природа у Тютчева оживает, дышит, радуется, печалится как живое существо, метафоры, эпитеты и другие художественные средства помогают проводить параллели с чувствами и ощущениями человека. Например, в стихотворении «Альпы» горы дышат, меняются и производят впечатление ожившего персонажа со своим характером и поведением.

Альпы

Сквозь лазурный сумрак ночи Альпы снежные глядят; Помертвелые их очи Льдистым ужасом разят. Властью некой обаянны, До восшествия Зари, Дремлют, грозны и туманны, Словно падшие цари!.. Но Восток лишь заалеет, Чарам гибельным конец -Первый в небе просветлеет

Брата старшего венец. И с главы большого брата На меньших бежит струя, И блестит в венцах из злата Вся воскресшая семья!..

Природа изображается у Тютчева как носительница всего прекрасного и содержательного, так, что автор не устает восхищаться ее величием. Тютчев получает удовольствие от восприятия разных картин и эпизодов из жизни природы, подмечает нюансы естественного бытия, привлекая внимание к великолепным пейзажным зарисовкам и переменчивому настроению ожившей под пером гения природе. Пейзажная лирика занимает в творчестве поэта главное и настолько существенное место, что Тютчева по праву называют «певцом природы».

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все - простор везде, -Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь -И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...

Взаимосвязь природы и человека имеет особый, божественный смысл, когда человек и природа взаимно растворяются друг в друге. Неслучайно в поэзии Тютчева возникает впечатление неразрывного единства всего сущего в мироздании, что стало основой выражения его пантеистической философской позиции. Поэтому лирический герой у Тютчева является органичной частью природы, вместе с природой он переживает смену времен года, грустит или смеется, испытывает энергетический подъем или впадает в меланхолию. Для его поэтического сознания природа обладает абсолютной эстетической ценностью и, выступает чуть ли не единственным критерием прекрасного. Поэзия Тютчева является ценным источником для развития эстетического сознания в современную эпоху глобального экологического кризиса. Великий русский поэт, как и многие творческие гении русской и мировой классики, призывал пристальнее взглянуть на красоту и гармонию в природе, что несет идею истины и добра.

Классики русской литературы XIX века А. Пушкин, Н. Гоголь, Л. Толстой, И. Тургенев, Ф. Достоевский и другие традиционно уделяли описанию природы большое внимание, используя пейзажные зарисовки в качестве

«фона» развития сюжета, либо подчеркивая их самостоятельную эстетическую ценность. Писатели-реалисты золотого века русской классической литературы, безусловно, продолжали славные традиции предшественников.

М. М. Пришвин принадлежит к поколению тех писателей, которые обладают обостренным чувством природы - наряду с А. Чеховым, И. Буниным, А. Грином. В годы всеобщего увлечения идеями И. В. Мичурина, в век покорения природы воле человека и достижений в области коллективизации и индустриализации, М. М. Пришвин занял особую позицию по отношению к ведущим тенденциям своей эпохи. Писатель с сомнением относился к приоритетной теме социалистического строительства, не переставая писать о самоценности природного достояния. Эстетика природы в творчестве Пришвина концентрирует внимание на понимании человеческой души через постижение природных явлений. Он считал, что для того, чтобы понять природу, нужно заглянуть в сокровенные тайны человека. Природа у Пришвина ассоциируется с прародительницей-матерью и источником всех талантов и достижений. Естество питает животворными соками вокруг все развивающееся во имя торжества гармонии и справедливости, и все живое, пишет М. Пришвин, содержит свет и радость:

«Мне принесли белую водяную лилию. Я дождался, когда солнечный луч попал ко мне в окно, и поставил стакан с купавой против луча. Тогда желтое внутри цветка вспыхнуло как солнце, а белые лепестки так ярко белы, что неровности бросили синие тени, и я понял весь цветок, как отображение солнца на небе. Долго смотрел на прекрасный цветок и затосковал по воде».

В данном отрывке Пришвин демонстрирует мастерство художника при описании частного явления природы. Водяная лилия также достойна эстетической оценки, как и величественные горы, пунцовый закат или бескрайний океан. Цветок «как отображение солнца на небе» символизирует один из необходимых элементов биосферы, природы в целом как некоего всеобщего порядка.

В исследованиях М. П. Качаловой объектом изучения стали «Дневники» писателя, предметом анализа - образ природы как художественное единство на документальной основе. Исследовательница выявляет закономерности творческого процесса М. Пришвина для объяснения его эстетических принципов: «Из многообразных композиционных вариантов перехода географического «прототипа» в эстетически ценное явление выделены три: «сиюминутные», «спонтанные» и «долговременные». В них в разной мере факты из жизни природы, впечатления автора о ней наполняются предшествующим опытом, рассуждениями писателя. Говорить о пейзажах как обобщенном образе позволяют единые эстетические принципы -убежденность в точности факта, в объективности красоты натуральной среды. Существенное влияние на создание образа природы в «Дневниках» оказывает разработанное М. М. Пришвиным понятие «родственного внимания» человека к окружающему миру [2].

Творческий подход Пришвина к описанию красоты родного края отражает патриотические чувства, его твердую убежденность в самоценности естества, эстетическое значение которого преумножается в связи с высоким уровнем мастерства писателя, его способностью передавать незабываемые качественные характеристики природы. Несомненно, богатый личный и общественный опыт писателя, его эмоциональные впечатления позволяют выделять в окружающей действительности точные характеристики явлений в их диалектическом многообразии. Глубоко личностный и в то же время достаточно реалистический анализ прекрасного в природе как центральной категории в творчестве Пришвина вносит определенный вклад в формирование и функционирование системы понятий и категорий не только эстетики природы, но и экологической этики. М. Пришвин глубоко убежден в необходимости гармоничного взаимоотношения человека и природы.

Авторская эстетическая концепция по отношению к художественному освоению природы сложилась у К. Г. Паустовского. В его произведениях «Наедине с осенью», «Повесть о лесах», «Мещерская сторона» и других красота природы обладает мощным эстетическим воздействием. Будучи сформировавшимся патриотом, как и М. Пришвин, Паустовский не устает восхищаться среднерусским пейзажем. Центральная идея творчества Паустовского связана с идеей сохранения первозданной природы, которая черпает истоки в эстетической концепции писателя. В послевоенные годы талантливый писатель прогнозировал наступающий век экологического кризиса, подняв одним из первых голос в защиту лесов, живой и неживой природы.

Известно, что К. Паустовский признан непревзойденным мастером литературного пейзажа, где подчеркивается объективное, навевающее родной природой спокойствие:

«Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.

Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду, - ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и ко-зятся журавли, обеспокоенные дымом костра».

В данном отрывке из «Мещерской стороны» описывается мир богатых красок, населенный разнообразными растениями, кустами, деревьями. Каждая деталь обыгрывается с большой любовью и заботой так, что Паустовско-

му удается раскрыть необычное в самом обычном пейзаже среднерусской полосы. Образ природы в творчестве писателя становится всеобъемлющим, он представлен с большим размахом, и поэтому пейзажные зарисовки, смена времен года, штрихи или детали окружающей среды занимают весь хронотоп произведения. Это принципиальная позиция Паустовского как писателя и философа, желающего изображать прекрасную природу как главное содержание произведения.

Из творческой позиции постепенно складывается у Паустовского рефлексия более сложного порядка, что приводит его к натурфилософской концепции, необходимости осмысливать и обобщать выявленные закономерности в наблюдениях природных явлений.

Говоря о натурфилософии К. Паустовского, С. А. Мантрова приходит к выводу о том, что «В "небогатой" природе средней полосы К. Паустовский открывает новые эстетические, а вместе с тем и этические ценности. В аксиологии писателя «природа» ассоциируется с понятиями «родина», «красота», «любовь», «гуманизм». Очарование Мещеры раскрывается художником постепенно, через соприкосновение с живым миром, одухотворенным пейзажем, с жителями этого края. Природа края до поры таит скрытую от мимолетного взгляда красоту и силу» [5].

В творчестве Паустовского реализуется гносеологический принцип эстетической концепции в стремлении познать и показать сокровища нетронутых мест дикой природы, чтобы раскрыть их необычайный эстетический потенциал. Болотистые места Мещерского края заиграли под пером автора сначала как результат наблюдения пытливого ума, далее как овеянные его творческим вдохновением, стали опытом перехода от чувственного восприятия к миру духовности. Безусловно то, что талант писателя повышает эстетическую ценность обычного пейзажа среднерусской равнины. Природа как эстетическая ценность представлена в творчестве Паустовского как тема бесконечно обновляющейся жизни, торжества гармонии во взаимоотношениях человека и природы.

В художественной литературе советского периода тема природы прочно связана с экологической проблематикой. Наиболее ярко проблемы экологии проявились в прозе 60-70-х г.г., которую принято называть "деревенской прозой", и это позволило писателям данного направления сформулировать позицию по отношению к проблеме эстетизации природы. Отличительной чертой советской литературы второй трети ХХ века было осознание органической связи восхищения родной природой с нравственностью человека, с социальной ответственностью. Не заботясь о сохранении естественной среды, нарушая природный баланс, человек тем самым нарушает законы морали, исторически сложившихся в отношениях человека с природой. Все большая степень осознания возврата к естеству, новые требования экологического поведения, сама идея бережного отношения человека к природе находили свое отражение в повестях и романах советских писателей.

Л. Леонов первым из современных писателей заговорил об опасности, грозящей лесу, природе. В 1947 году Леонов опубликовал свою ставшую

39

знаменитой статью «В защиту зеленого друга» - легкий руки писателя так стали называть лес на долгие годы. Он поднимал проблему сохранения лесных ресурсов страны и озеленения больших городов. Не только в редакцию газеты «Известия», где была опубликована статья, но и в другие газеты повалили письма читателей. В 1948 году вышел специальный сборник «В защиту друга», изданный Всероссийским обществом содействия строительству и защите зеленых насаждений. Во многих местах страны стали возникать общества «Друзья леса» и т.п. Именно в это время всегдашние ботанические увлечения Леонова окончательно оформились в конкретный художественный замысел - роман «Русский лес».

Заслуга Леонова в те годы была в том, что он с патриотической страстностью поставил перед общественным мнением проблему разумного и бережного отношения к лесным богатствам, сохранения их для потомков [4].

Профессора Вихрова из романа «Русский лес» называют именно тем героем современной русской литературы, который обладает ярко выраженным экологическим сознанием. У Вихрова имеется в романе оппонент профессор Грацианский, выражающий типичную для технократа и производственника точку зрения, не жалеющего прекрасные сибирские реки. Дискуссия двух центральных героев на страницах романа Л. Леонова стала симптоматичной, поскольку выражала начало актуальной проблематики в русской литературе ХХ века. Механическое, чисто потребительное восприятие природы все чаще становилось поводом для призыва к совести. Становится очевидным, что, выходя на передний край, экологическая проблематика содержательного плана 1970-1980-х все больше служит опорой для выражения эстетических принципов мировоззрения писателя. В эстетической концепции писатели-деревенщики черпали вдохновение и оформляли мысли так, что можно проследить невидимую связь между изображением природы в ее ценностно-эстетическом смысле и внутренними целями произведения.

Нашумевшим произведением в те годы стала повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». В данном произведении встает проблема конфликта общегосударственных интересов и судеб отдельно взятых людей. Ведущий нравственный пафос произведения - несоответствие официальной политики властей и стремления простых людей жить в гармонии с природой в родных местах. Оплакивая свои жилища, свой остров, старики, а вместе с ними и автор, прощаются с традиционным укладом жизни, который уходит под воду вместе с домами и прочими постройками.

Главная героиня Дарья пытается разгадать тайны мироздания и смысла человеческого существования, столкнувшись с катастрофой личного плана. Заслуга В. Распутина в том, что он смог выявить в отдельном случае закономерности современного развития общества и предсказать масштабы будущего экологического кризиса и тенденции развития цивилизации.

С. Залыгин один из тех писателей старшего поколения «писателей-деревенщиков», которые сумели соединить литературную деятельность с практическим делом. Он всегда бил тревогу по проблемам северных рек, занимал активную гражданскую позицию по поводу строительства ГЭС на

40

равнинных реках, строительства ленинградской дамбы, гибели Арала и др. Еще в первом своем романе «Тропы Алтая» писатель размышлял о взаимообусловленности жизни людей и бытия природы. В последующих романах «На Иртыше», «Соленая Падь» он продолжает формировать свое понимание эстетики природы.

В «Царь-рыбе» В. Астафьев с особой силой убедительности говорит об опасности, подстерегающей природу; после «Русского леса» Л. Леонова это был следующий яркий пример произведения, написанного в защиту природы. Главный герой Аким воплощает собой тот тип естественного человека, который привык жить в гармонии с природой и которому доступны тайны природы.

«И мы углубились по Опарихе. Тайга темнела, кедрач подступил вплотную, местами почти смыкаясь над речкой. Вода делалась шумной, по обмыскам и от весны оставшимся проточинам росла непролазная смородина, зеленый дедюльник, пучки-борщевики с комом багрово-синей килы на вершине вот-вот собирались раскрыться светлыми зонтами. Возле притемненного зарослями ключа, в тени и холодке цвели последним накалом жарки, везде уже осыпавшиеся, зато марьины коренья были в самой поре, кукушкины слезки, венерины башмачки, грушанка -сердечная травка - цвели повсюду, и по логам, где долго лежал снег, приморились ветреницы, хохлатки. На смену им шла живучая трава криводенка, вострился сгармошенными листьями кукольник. Населяя зеленью приречные низины, лога, обмыски, проникая в тень хвойников, под которыми доцветала брусника, седьминчик, заячья капуста и вонючий болотный болиголов, всегда припаздывающее здесь лето трудно пробиралось по Опарихе в гущу лесов, оглушенных зимними морозами и снегом.

Идти сделалось легче. Чернолесье, тальники, шипица, боярышник, таволожник и всякая щарага оробели, остановились перед плотной стеной тайги и лишь буерками, пустошами, оставшимися от пожарищ, звериными набродами, крадучись пробирались в тихую прель дремучих лесов.

Опариха все чаще и круче загибалась в короткие, но бойкие излучины, за каждой из которых перекат, за перекатом плесо или омуток».

В данном отрывке очевидна позиция автора по отношению к первозданному естеству: Астафьев с большой любовью и пониманием описывает разнообразие растительного мира тайги. Природные объекты в Опарихе сами по себе не обладают исчерпывающей художественной ценностью, но через восприятие автора все эти мелкие цветы, хвойник, овраги становятся обладателями эстетической ценности, что представлено в каждом отдельном образе, являющемся частью единого всеобъемлющего образа тайги. Такой эффект в эстетике природы достигается за счет придания или приписывания дополнительных оттенков красивости вполне обычным природным явлениям. Процитированный выше отрывок с описанием поздней весны в дремучих лесах является прекрасным примером реализации принципа эстетизации, в результате чего возникают неповторимые образы природы с непреходящими эстетическими ценностями. Проницательный читатель достигает такого уровня катарсиса, что ему хочется приобщиться к

лицезрению и грушанки, и кукушкиных слезок, и хохлатки, и таволожника, и даже почувствовать запах вонючего болотного болиголова.

Главным объединяющим пафосом «деревенской прозы» о русских сибирских крестьянах, является чувство родной природы, глубока связь с землей предков, любовь и уважение к земле, восхищение и гордость красотой родных мест - все это находит отражение в пейзажных зарисовках многих произведений. Люди, веками живущие в гармонии с природой, нравственно чисты и богаты, поскольку питаются живительными соками естества, знают и глубоко почитают законы природного мира. «Писатели-деревенщики» воспевают любовь крестьян к кормилице-земле, природе, призывая тем самым обратить внимание на самые корни исторических традиций, потому что критерием здесь выступает представление о совершенстве живой и неживой природы. Не случайно природа становится мерилом нравственной позиции героев.

Русская классическая литература традиционно осмысливает проблемы взаимоотношения человека и природы свойственным ей способом - в контексте особенностей русского менталитета и культурной традиции народа. Художественная литература воздействует на формирование ценностного отношения к окружающей действительности. В свою очередь, на развитие художественной культуры оказывают влияние идеи охраны окружающей среды. Эстетическая рефлексия природы через творчество помогает выразить ценностную позицию, формировать экологическую культуру, социально ответственное отношение к окружающей среде [1]. Художественная аргументация часто бывает столь же убедительной, сколько доводы рассудка или доказательные факты. Следовательно, эстетические представления о природе могут стать важным источником этических знаний и нравственного поведения в эпоху глобальных экологических проблем.

Статья выполнена в рамках гранта РНФ № 14-18-02006

Литература

1. Болдонова И. С. Эстетика природы и экологическая этика (на примере образования в целях устойчивого развития в университетах Республики Бурятия - ВСГУТУ и БГУ) [Aesthetics of Nature and Environmental Ethics (on the Example of ESD at the Republic of Buryatia's Universities)] // Вестник ЮНЕСКО. - 2013. - № 8. - С. 290-296.

2. Качалова М. П. Природа в «Дневниках» М. М. Пришвина: автореф. дис. .. .канд. филол. наук. - Магнитогорск, 2011. - 25 c.

3. Лосев А. Ф., Тахо-Годи М. А. Эстетика природы. Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана. - Киев: Collegium, 1998. - 242 с.

4. Мантрова С. А. Человек и природа в прозе К. Г. Паустовского 1910-1940-х годов (типология героя, специфика конфликта, проблема творческой эволюции): автореф. дис. .канд. филол. наук. - Тамбов, 2011. - 25 c.

5. Методические рекомендации «Проблемы экологии в художественной литературе». [Электронный ресурс]. - URL: www.herzenlib.ru/ecology/docs/region_center/ hud_lit_1.doc (дата обращения: 05.05.2016).

References

1. Boldonova I. S. EHstetika prirody i ehkologicheskaya ehtika (na primere obrazova-niya v celyah ustojchivogo razvitiya v universitetah Respublik iBuryatiya - VSGUTUiBGU) [Aesthetic sof Natureand Environmental Ethics (on the Example of E S Datthe Republic of Buryatia's Universities)] // Vestnik YUNESKO. - Bulletin of UNESCO. 2013. No 8. Pp. 290-296.

2. KachalovaM. P. Prirodav «Dnevnikah» M. M. Prishvina. Avtoref. diss. ... kand. fi-lol. nauk [The nature in M. M. Prishvin's "Diaries". Author's abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Magnitogorsk, 2011. 25 p.

3. Losev A. F., Taho-Godi M. A. EHstetika prirody. Priroda i ee stilevye funkcii u R. Rollana. [Nature esthetics. The nature and its style functions at R. Rolland]. Kiev: Collegium Publ., 1998. 242 p.

4. Mantrova S. A. CHelovek i priroda v proze K. G. Paustovskogo 1910-1940-h godov (tipologiya geroya, specifka konflikta, problema tvorcheskoj ehvolyucii). Avtoref. diss. ... kand. filol. nauk[The person and the nature in K. G. Paustovsky's prose of the 1910-1940th years (a typology of the hero, specifics of the conflict, a problem of creative evolution). Author's abstract of Cand. philol. sci. diss.]. Tambov, 2011. 25 p.

5. Metodicheskie rekomendacii «Problemy ehkologii v hudozhestvennoj literature» [Methodical recommendations of "Environmental problem in fiction"]. Available at: www.herzenlib.ru/ecology/docs/region_center/hud_lit_1.doc (accessed May, 5, 2016).

LITERATURE AS THE FORM OF ARTISTIC PERCEPTION

(ON THE EXAMPLE OF RUSSIAN LITERATURE OF THE XX CENTURY)

Irina S. Boldonova

doctor of Sciences in Philosophy, associate professor, Buryat State University 24a Smolina Str., Ulan-Ude, 670000 Russia

Alevtina A. Nadagurova

postgraduate, department of Buryat philology, Buryat State University 24a Smolina Str., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article is devoted to aesthetics of nature and based on the Russan writers' works of the XX century. Ecological issues are becoming more and more popular in contemporary literature, which is the example of aesthetic reflection of writers on nature and the issue of environment's protection. The article considers aesthetics of nature or ecological aesthetics as the advanced branch of philosophical research and there are aesthetic concepts of F. Tyutchev, M. Pryshvin, V. Astafyev, K. Paustovsky, V. Rasputin, etc. The object of analysis is also aesthetic process in the so-called "rural prose". Russian classical literature traditionally comprehend issues of interrelations of humans and nature in its specific ways in the context of typical Russian mentality and Russian cultural traditions.

Keywords: aesthetics of nature, environmental ethics, humans and nature, aesthetic and moral education, landscape, imaginary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.