Научная статья на тему 'Философский смысл архитектурного произведения как места'

Философский смысл архитектурного произведения как места Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
791
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
место / локус / «жизненный мир» / интерсубъективность / интенциональный предмет / трансцендентально-феноменологическая редукция / архитектурное пространство / культурные значения и смыслы / конструирующий субъект / конституирование смысла / телесность / place / locus / «life world» / intersubjectivity / intentional object / transcendental-phenomenological reduction / architectural space / cultural meanings and meanings / constructing a subject / constituting meaning / corporeality

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Людмила Васильевна Молодкина

В содержании статьи представлен философский анализ специфически выраженного восприятия архитектурного пространства как культурно-очерченного «локуса» (места) со множеством включенных и включаемых в него социальных и индивидуально-персонализированных смыслов и значений, формирующих фундамент архитектурной интерсубъективности. Автор формулирует собственную позицию на основе феноменологической методологии Э. Гуссерля, Р. Ингардена, М. Хайдеггера и других философов. Научным стимулом написания статьи также явились интересные эвристические суждения представителей архитектурной феноменологии Кристиана Норберга-Шульца, Стивена Холла и других известных современных архитекторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Philosophical Meaning of the Architectural Work as Place

The content of the article presents a philosophical and phenomenological analysis of the specifically expressed perception of architectural space as a culturally defined «locus» (place) with a multitude of included and included social and individual personalized meanings and meanings that form the basis of architectural intersubjectivity. The author formulates his own position on the basis of the phenomenological methodology of E. Husserl, R. Ingarden, M. Heidegger and other philosophers. The scientific stimulus for writing the article was also the interesting heuristic judgments of representatives of architectural phenomenology — C. Norberg-Schulz, S. Hall and other well-known modernarchitects.

Текст научной работы на тему «Философский смысл архитектурного произведения как места»

Социально-гуманитарное обозрение

DOI 10.24411/2346-8408-2018-10004

The Philosophical Meaning of the Architectural Work as Place

Философский смысл архитектурного произведения как места

Lyudmila Vasilevna Molodkina,

candidate of philosophy, assistant professor of social and humanities sciences, Dean of the Faculty of retraining of specialists with higher education, State University of Land Use Planning and Management E-mail: Lmolodkina@hotmail.com

Людмила Васильевна Молодкина,

кандидат философских наук, доцент кафедры социальногуманитарных наук, декан факультета по переподготовке специалистов с высшим образованием Государственного университета по землеустройству E-mail: Lmolodkina@hotmail.com

Annotation. The content of the article presents a philosophical and phenomenological analysis of the specifically expressed perception of architectural space as a culturally defined «locus» (place) with a multitude of included and included social and individual personalized meanings and meanings that form the basis of architectural intersubjectivity. The author formulates his own position on the basis of the phenomenological methodology of E. Husserl, R. Ingarden, M. Heidegger and other philosophers. The scientific stimulus for writing the article was also the interesting heuristic judgments of representatives of architectural phenomenology — C. Norberg-Schulz, S. Hall and other well-known modern architects.

Key words: place, locus, «life world», intersubjectivity, intentional object, transcendental-phenomenological reduction, architectural space, cultural meanings and meanings, constructing a subject, constituting meaning, corporeality

Аннотация. В содержании статьи представлен философский анализ специфически выраженного восприятия архитектурного пространства как культурно-очерченного «локуса» (места) со множеством включенных и включаемых в него социальных и индивидуально-персонализированных смыслов и значений, формирующих фундамент архитектурной интерсубъективности. Автор формулирует собственную позицию на основе феноменологической методологии Э. Гуссерля, Р. Ингардена, М. Хайдеггера и других философов. Научным стимулом написания статьи также явились интересные эвристические суждения представителей архитектурной феноменологии Кристиана Норберга-Шульца, Стивена Холла и других известных современных архитекторов.

Ключевые слова: место, локус, «жизненный мир», интерсубъективность, интенциональный предмет, трансцендентально-феноменологическая редукция, архитектурное пространство, культурные значения и смыслы, конструирующий субъект, конституирование смысла, телесность

Научный интерес к исследованию философских аспектов архитектурного творчества в ракурсе социально-культурных и эстетических измерений позволил сделать скромную попытку приложения методов феноменологии к архитектурному пространству как месту с последующим рассмотрением его в качестве интенцио-нального предмета с особым и неповторимым «жизненным миром». Вдохновляющим источником и побуждающей причиной выбора подобного вектора аналитических рассуждений явилось знакомство с теоретическими трудами некоторых современных архитекторов, весьма

Потеря места — это часть мирового экологического кризиса, который в целом можно обозначить как потерю целостности. Окружающий нас мир стал источником, который эксплуатируется без учета взаимосвязей, последствий и значений. Такое развитие можно, по-моему, изменить только через понимание места, так как почти утерянная целостность — это то, что изначально присуще месту в любом его проявлении — будь то ландшафтное образование или простой дом.

Кристиан Норберг-Шулъц

обеспокоенных сложным положением архитектуры в обществе, охваченном экологическим кризисом, повлекшим потерю уникальности места и тотальное ощущение его исчезновения. Обращенность теоретических взоров зодчих в сторону феноменологического знания свидетельствует о высокой, ценностной роли философии как таковой в современной культуре и науке в целом. Весьма отрадно осознавать, что поиски способов торможения и избавления от деградации в осознании своего «места» привели норвежского архитектора-феноменолога и историка архитектуры Кристиана Норберга-

№3/2018

27

Social-humanitarian review

Шульца к феноменологической интерпретации архитектуры как Genius Loci («гения локуса, или места») [1]. Понятие «Генийместа» в древнеримской религии обозначает «дух места» как покровителя того или иного конкретного места, связывающего интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальным окружением. «Гениальность локуса» в архитектуре видится как своего рода неосязаемая духовная субстанция, пропитывающая и одухотворяющая «место» архитектурных сводов в их слиянии с ландшафтно-природным обрамлением в их уникальной неповторимости. Исторически всегда было рельефно выраженным стремление человека развивать и совершенствовать характерные особенности своей неповторимой среды обитания,приспособиться к духу того места, в котором проходила его жизнь. Индивидуальные качества личности структурировались под влиянием окружающей среды и благодаря неразрывной связи с духом места, наполняя его смыслами как персональной неповторимости, так и социальной значимости.

Пространство как уникальный и самобытный симбиоз географических, социальных, демографических, и др. характеристик требует к себе очень бережного, адекватного и адаптированного отношения в процессе искусственного вмешательства в него с целью преобразования. К Норберг-Шульц обращал внимание современных зодчих на опасные увлечения грандиозностью архитектурных проектов-задумок, в которых потенциально содержится большая степень вероятности предания забвению истории данного места и всех мириад событий, которые когда-либо происходили в нем. По его мнению, любой архитектурно-дизайнерский проект должен быть отражением места, по возможности, максимально оберегающим и рефлектирующим весь смысловой диапазон «местной» событийности. Именно «постижение смысла» позволяют избежать «отчужденности» человека в его окружении, утраты им ощущения единства с природой и рукотворными предметами, что, несомненно, подкрепляется современными строениями, далеко не всегда соответствующими целостности ландшафта, не привязанными к местности, словно существующими в «пустоте». Согласно архитектурно-феноменологическим взглядам К Норберг-Шульца, смысл в архитектуре слагается прежде всего из гармонии и пропорции существования как в самом архитектурном сооружении, так и с окружающим ландшафтом. Ощущение смысловой содержательности своего окружения позволяет человеку чувствовать себя

«дома» и ощущать смысл своего бытия. Определяя смысл в качестве производной психики, К Норберг-Шульц, тем не менее, с уверенностью рассуждающего и ведущего поиски архи-тектора-феноменолога, утверждает, что рождение любых смыслов в архитектуре представляет собой идентификацию личности с «местом» и обостренное чувство «принадлежности».

Оказавшийся под значительным влиянием герменевтической онтологии Мартина Хайдеггера, который один из первых на философском языке обогатил утилитарно-функциональное значение архитектурно-пространственной материи «жилища» смысловой новизной «места» [2], К. Норберг-Шульц выстроил собственную феноменологическую теорию архитектуры, в основе которой также лежит понимание архитектурного пространства как «локуса», насыщенного смыслами человеческого жития-бытия. Целью и основной задачей архитектуры, по К. Норберг-Шульцу, является понимание и конкретизация genius loci, которых можно достигнуть, проектируя и сооружая здания, «которые вбирают в себя качества данного места и приближают их к человеку». «Мы исходим из детского представления об архитектуре и движения к пониманию места, и если этот процесс идет успешно, мы учимся «видеть» свое собственное место, а также ценить и постигать другие места» [3, с. 30].

Все возрастающее число последователей К. Норберг-Шульца свидетельствует о неиссякаемом научно-теоретическом и проектно-техническом интересе к конституированию философской, архитектурно-феноменологической методологии, не противоречащей техническому языку и «диалогу» инженерных конструкций, фундаментирующих архитектурно-пространственную фактуру, но являющейся духовнопсихологической квинтэссенцией интерсубъективного «диалога» теории и практики в зодчестве. Родилось целое поколение знаменитых современных архитекторов таких, как Стивен Холл, Надер Эль-Бизри, Томас Тиис-Эвенсен и многих других, которые, развивая теорию К. Норберга-Шульца, создали философско-феноменологическую школу исследования архитектурного пространства в качестве «места», заполненного множеством выразительных персонализированных смыслов и социально детерминированных значений.

В плеяде увлеченных феноменологическими идеями выдающихся философов и стремящихся серьезно привить философскую феноменологию к архитектурной творческой деятельности без преувеличения следует выделить очень ярко-

28

№3/2018

Социально-гуманитарное обозрение

го и самобытного современного американского архитектора-практика Стивена Холла, который не без оснований может считаться основоположником и апологетом практической феноменологии в архитектуре и автором поэтического подхода к архитектурному проектированию. Понимание архитектуры С. Холлом как мира феноменов цвета, запахов, звуков, текстур и пр., эстетически «играющих» в пространстве, с легкостью наводит на мысль о связи его концепции с энвайронментальной эстетикой, изучающей гармоническую согласованность и целостность всех отдельно взятых энвайронментов в окружающей среде. Восприятие феноменов архитектуры современным реципиентом, «пробуждение чувств» к архитектурным и градостроительным ценностям, в том числе и к такой их идеальной вариации, как «место», — это то, что вызывает переживание пространства. Увлеченный идеями известного французского философа-феноме-нолога Мориса Мерло-Понти архитектор с умом и душой философа признается: «Я сразу же обнаружил связь между текстами Мерло-Понти и архитектурой. И я начал читать у него все, что только мог найти» [4, с.302]. Накладывая феноменологический оттиск на архитектуру, С. Холл апеллирует также к идеям Г.-Г. Гада-мера, который считал феноменологию практической философией. К практическому знанию наряду с архитектурой причислялись также поэзия и живопись которые близки к древнегреческому понятию «техне», обозначающему искусство и ремесло. Именно в контексте обоснования собственной архитектурной практики феноменологические идеи так близки и необходимы С. Холлу.

Феноменологические категории «тела», «укорененности», «ограничения», «неопределенности», «хиазма», «параллакса», «духа места», являющиеся идеальными компонентами «жизненного мира» архитектурного творения, в архитектурно-феноменологической теории С. Холла приобретают концептуальное и методологическое значение. «Место» в архитектуре представлено как «укорененность» и «ограничение» в реальности. Идея «limited concept» (ограниченный концепт) раскрывает широкую смысловую палитру «места» как локальной уникальной ситуации, представляющей собой контекстуально укорененный объект. Такого рода «ограничения» весьма позитивны для архитектора, ибо реально не ограничивая творческие и методологические возможности, позволяют ему выяснять неповторимость «места» в качестве конкретной ситуации. «Дух места» вживается

и укореняется в саму экзистенцию человека, являясь условием его «проживания» в мире, а архитектура непосредственно способна изменить образ и принципы нашей жизни.

«Место» как феномен, считает Холл, всегда требует культурного контекста, в котором концептуальная идея «укорененности» не только рефлектирует специфику местной сложившейся традициональности, но одновременно конституирует ауру места, имманентно проникая в ее квинтэссенцию, тем самым усиливая и задерживая внимание на уникальности «места» в его локально-камерной ситуативности. Важность культурного контекста в архитекторе, с точки зрения Холла, обусловлена не только требованием артикулирования исторической, мемориальной значимости «места», но параллельно четко обозначенная культурная парадигма является мощным стимулятором переживания субъектом ситуации и атмосферы «места». Холл стремится создать эмоциональный контакт с местностью, окружающим ландшафтом и их исторической содержательностью, акцентируя при этом важность чувственного переживания архитектурного-ландшафтного целого: «Важно зацепить идею, которая парит в воздухе каждого места. Это может быть все что угодно: истории, передаваемые из уст в уста, живой фольклор, неповторимый юмор. Ведь оригинальные и аутентичные элементы культуры настолько сильны, что заставляют нас забыть о стиле» [5].

Феноменологическую концепцию «места» Холл обогатил также введением в нее специфического понятия «параллакс», понимаемого им как движение тела в пространстве и смещение восприятия. «Параллакс» описывается как жидкое пространство и изменяющийся пейзаж: «Архитектура — феноменологическая дисциплина, и я считаю, что мы способны понять ее, только осознавая тот момент, когда наши тела движутся сквозь пространство» [5]. Как архитектор-практик С Холл пытается объяснить динамичный и нестабильный характер восприятия пространства архитектуры изменением света в течение дня или возрастом материалов и иными причинами. К примеру, «параллакс» архитектурного пространства Дома как «места» показывает его динамичность и подвижность, темпо-ральность существования во времени. «Дом — это не объект, это динамические отношения местности, восприятия, неба и света с особым вниманием к внутренним сценариям движения... Даже в маленьком доме вы можете восхищаться наложением перспектив, которое возникает бла-

№3/2018

29

Social-humanitarian review

годаря движениям, смещениям, изменениям освещенности» [6, с. 16].

Под влиянием феноменологических суждений К. Норберга-Шульца, С. Холла и других архитекторов-теоретиков и практиков не скроем того немаловажного, на наш взгляд, факта, что своего рода «подстегивающим» импульсом обращения к проблеме феноменологического переживания «жизненного мира» архитектурного пространства как «локуса» также послужили эмоционально-искренние, проникновенные и противоречивые беседы на животрепещущую тему, переполненную зачастую разноликими, «кричащими» антиномиями личностного и социального характера, актуально затрагивающую сегодня многих жителей-москвичей, — тему «реновации жилья». Назревшая необходимость в модернизации устаревающего жилья представила собой сложный процесс кардинального изменения всей утилитарно-значимой структуры объектов персональной недвижимости. Радикальность подобных метаморфоз, несомненно, повлекла за собой превращение данного мероприятия в злободневно выраженный, напряженный социальный контекст с морально-нравственным и эмоциональным окрасом. Жилище, среда обитания (dwelling) в качестве типологической разновидности архитектурного пространства стали предметом нахлынувшего сомнения и страха перед потерей ощущения приватности жилища как «места», как «жизненного мира» в тотальной социальной повседневности с великим разнообразием значимосмысловых вариаций не только первичного утилитарно-потребительского содержания, но и глубочайших индивидуализированных и нос-

тальгически неповторимых интенций-смыслов. Феноменология как метод коммуникации и интерсубъективного измерения социально-культурных процессов в архитектуре является наиболее приемлемым, с нашей точки зрения, так как позволяет находить новые способы репрезентации архитектурного пространства в значении персонально-личностной и социальной реальности.

Список литературы

1. См.: Norberg-Schulz С. Intentions in Architecture. Oslo.: Universitetsforlaget, 1963. Genius Loci: Towards a Phenomenology of Architecture. New York.: Rizzoli, 1980. 213 p. The Concept of Dwelling: On the Way to Figurative Architecture. New York.: Electa/Rizzoli, 1985. Existence, Space and Arch i tec/wre. London.: Praeger Publishers, 1971.

2. Cm.: Heidegger M.. «Building, Dwelling, Thinking».Rethinking Architecture Ed. Neil Leach. New York and London: Routledge, 1997. Heidegger, M. Building dwelling thinking // Poetry, Language, Thought. New York: Harper and Row, 1971.

3. Норберг-Шульц К. Жизнь имеет место// Известия высших учебных заведений. Architecton. 1995. № 1-2.с. 24-31. Перевод с англ. Иовлев В.И. // «Oslo-School of Architecture». Research Magazine. 1991. № 1 // Ed by H. Dunin — Woyseth, Y. Solhein, E. Urheim), p. 24-26.

4. Holl S. Parallax, New York: Princeton Architectural Press, 2000. 353 c.

5. Вин А. Феноменология Стивена Холла // Архидом. URL: http://archidom.ru/content/1170.html.

6. Holl S. House: Black Swan Theory. New York: Princeton Architectural Press, 2007. Questions of Perception: Phenomenology of Architecture. San Francisco: William Stout Books, 2007. 155 c.

30

№3/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.