Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА ВОРОНЕЖА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВВ'

АРХИТЕКТУРА ВОРОНЕЖА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
248
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ПРОТОТИП / ДОМ ТУЛИНОВЫХ / ВОРОНЕЖ / МОСКВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шамардина Д.Ф.

Предметом изучения являются Дом Тулиновых, который располагается в городе Воронеж, и столичный прототип Дом Несвицкой на Смоленской - Сенной, город Москва. Сравнение двух зданий. Влияние объектов на облик городов. Выявить специфику архитектурного декора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА ВОРОНЕЖА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВВ»

Д.Ф. Шамардина

АРХИТЕКТУРА ВОРОНЕЖА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х-НАЧАЛА XX ВВ.

Предметом изучения являются Дом Тулиновых, который располагается в городе Воронеж, и столичный прототип Дом Несвицкой на Смоленской - Сенной, город Москва. Сравнение двух зданий. Влияние объектов на облик городов. Выявить специфику архитектурного декора.

Ключевые слова: архитектура, прототип, дом Тулиновых, Воронеж, Москва.

Введение

Прототип - в переводе с греческого «первый отпечаток», который служит фундаментом для образа.

Прототипом в архитектуре является - внешний вид, объёмно-планировочная структура, или визуализация проектируемого здания или сооружения. Он отражает структуру, внешний вид, пространственные, а иногда и художественные особенности объекта в проекте. С помощью архитектурных сооружение можно определить, как меняется временной период, в какой момент изменились ценности человека, чем он восхищался и кого боготворил, все это показано в работе архитектора.

В основу архитектуры легли такие элементы как: пропорция и сопоставимость. А также такие отличительные особенности в виде: соблюдение гармонии архитектурных элементов, сопоставимость пропорциям человеческого тела, ориентация относительно горизонтали в расположении оконных и дверных проемов и другие детали [1].

1. Стилистическое направление «Ампир»

Слова "ампир" переводится с французского как "империя". Стиль "Ампир" в архитектуре, впервые появился во Франции в первой половине XIX века и развивался первые три десятилетия, в это время страной правил Наполеон Бонапарт. Во время итальянской и египетской экспедиции (1796-1801 года) Наполеон I был поражен архитектурой древнего Египта и Рима, после чего у него зародилась идея превратить Париж в столицу империи, главным украшением стали монументальные сооружения, которые передавали: величие, уважение, могущество страны. Во Франции империя отличалось своим величием и торжественностью мемориальной архитектуры, созданных архитекторами Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.

В начале XIX века стиль получив распространение в странах западной Европы, Французское влияние проникло в русское искусство еще до начала Отечественной войны 1812 года. Это были элементы неоклассицизма, стилей Директории и Консульства.

"Русский Ампир" появился в России во время правления Александра I, поэтому его иногда называют Александровским классицизмом. Архитекторы Персье и Фонтэн с разрешения Наполеона через французского посла в Санкт-Петербурге направили императору Александру I альбомы с видами "всех замечательных вещей, которые строились в Париже». В России основоположником Ампира стал молодой французский архитектор Огюст де Монферран. Появление архитекторов-иностранцев в России было частым явлением. Другой же известный архитектор работающий в России в основном в Санкт-Петербурге был Карл Росси, он знаменит своими постройками как: Триумфальная арка, ансамбль Дворцовой площади со зданием главного штаба.

В данный момент зданий и сооружений, выполненных в стиле ампира, в Воронеже осталось не так много. Среди них можно отметить: Дом книги (пр-т Революции, 33), управление ЮВЖД на проспекте Революции, высотку на пересечении Ворошилова и Кольцовской, дома по улице Депутатской и Воронежский государственный театр оперы и балета.

2. Объект культурного наследия федерального значения «Дом Тулинова - Болдырева».

Для того, чтобы определить индивидуальность Воронежской архитектуры, (Дом Тулинова), нужно использовать комплексный аналитический метод, в виде сравнивания здания с Московским прототипом (Городская усадьба А. И. Несвицкой).

Тем самым появляется возможность сравнить: анализ выбранной территории и существующей застройки, историческую справку зданий, влияние зданий на архитектурный облик города, функционал, архитектурно-планировочное решение, объёмно-композиционную структуру, расположение пластического декора.

© Шамардина Д.Ф., 2021.

«Дом Тулинова - Болдырева» располагается в центральной части города Воронеж, на улице просп. Революции, 30 (бывшая Большая Дворянская улица), на пересечении с ул. Комиссаржевской (ранее называемый Тулиновый переулок) (рис. 1).

Проспект Революции — одна из основных магистралей города, которая берет свое начало от железной дороги на севере города, а заканчивается площадью Ленина. Улица была проложена в соответствии с регулярным планом 1774 г. До 1918 года улица имела название Большая Дворянская

Рис. 1. Исходный материал. Ситуационная схема. Реконструкция автора.

В начале XIX в. к улице примыкали большие усадьбы с садами, где по «образцовым» проектам построили здания и сооружения различных функций, также и такие постройки, как: гостиница Шванвича, дом купцов Капканщиковых, и в том числе исследуемый объект культурного наследия - «Дом Тулинова -Болдырева» (рис. 2).

Рис. 2. Общий вид на Дом Тулинова - Болдырева. Реконструкция авторов.

Кондратьев Тимофей Сергеевич - архитектор, по проекту которого возводилось двухэтажное здание, В 1811-1813 гг, в стиле позднего классицизма.

Тимофей Сергеевич - не имел архитектурного образования, но при этом учился основам архитектуры у И. И. Волкова и В .Б . Белокопытова. Кондратьев стал главным архитектором г. Воронежа в 1805 году и пробыл в этой должности до 1819 года. Также исполнял обязанности губернского архитектора в 1808-1810, 1816-1817 и 1819-1831 гг. Кроме Дома Тулинова-Болдырева, архитектор знаменит своими постройками, как: дом купца Н. Клочкова и Ильина (1818-1819г, утерян.), реконструкция дома губернатора на Большой Дворянской, проект больницы, перестройки здания государственной думы и магистрата в 1830 году.

Историческое описание территории усадьбы Тулиновых. К основному дому присоединялся «чистый двор», с южной стороны (по Тулиновской улице) размещаются два флигеля из кирпича и дерева. На угловом участочке располагался квадратный в плане хозяйственный двор, застроенный по периметру многочисленными кирпичными и деревянными службами. С северной стороны усадьба граничит с соседним участком домовладением провизора Вернера, рядом с главным домом по красной линии Большой Дворянской.

Дом братьев Тулиновых считался красивейшим в городе. Он входит в число лучших усадебных домов города периода классицизма. В 1818 и 1820 гг. в этом доме останавливался император Александр I. В 1832 году в «Доме Тулиновых» жил Николай I, приехавший на открытие мощей Святителя Митрофана.

В 1915 году главный дом усадьбы Тулиновых впервые был назван памятником архитектуры под именем «Дом Болдырева», так как в эти годы им владел отставной поручик нотариус Болдырев.

Эстетический облик здания: первым делом в глаза бросается классический архитектурный облик здания, он просматривается в успешно размеренных пропорциях фасадов, большое количество скульптурных деталей, которые были выполнены с идеальной точностью, мощный подиум на котором стоят четыре колонны, так же на доме Тулиновых просматриваются шесть дубликатов колонн на фасаде.

Рис. 3. Главный фасад и 3D модель дома Тулиновых. Реконструкция автора.

Объемно-пространственная композиция здания не изменила свой первоначальный вид и характеристики, которые были заложены архитектором изначально, на момент проектирования и постройки здания.

Во время ремонтно-реставрационных работ с 1949 по 1951 год по проекту Глотова Владимира Петровича увеличен вынос ризалитов (этот элемент пролегает от фундамента здания до кровли, при всем этом образует с домом единое цело) в сторону переднего двора [2].

Основной принцип пространственной композиции здания — это симметрия. Прямоугольный в плане основной объем дома дополнен со стороны двора симметричными боковыми выступами, что придает плану здания «П-образную» форму [2]. Форма крыши в основном вальмовая, над боковыми ризалитами двускатная, со стороны дворового фасада завершается фронтонами, что можно увидеть на 3D модели здания (рис. 3). Дом Тулиновых был построен из красного керамического кирпича.

Стены фасада выкрашены с выделением цветом декоративных элементов, выступающих из фасадной плоскости, при покраске было использовано два близких друг другу цвета RAL 085-90-20 и RAL 07580-40 (рис.4).

3. Городская усадьба А. И. Несвицкой.

«Дом Несвицкой» располагается в центральном административном округе города Москва на Садовом кольце, Смоленская-Сенная площадь, 30.

Смоленская-Сенная площадь находится в районах Хамовники и Арбат между Смоленским бульваром и Смоленской площадью, зародилась в XIX веке. Названа в честь располагавшегося на ней Смоленского рынка, размещавшегося на протяженной Смоленской площади [3].

Рис. 4. 3Б модель дома Тулиновых. Реконструкция автора.

Впервые территория на которой находится усадьба упоминается и датируется XVIII веке. Дом Не-свицкой впервые появился на плане Москвы в 1775 году, а также на плане застройки квартала в 1777 году. Во временной период 1775-1790 г усадьба принадлежала Н. М. Желябужскому. В 1794 году у территории появился новый хозяин — княгиня Анастасии Ивановне Несвицкая. При ней дом подвергся перестройке в классическом духе, архитектором которого выступал Казаков Матвей Фёдорович [3].

Казаков М. Ф. - знаменитый московский архитектор, был одним из основоположников классицизма. Во время учебы прославился участием в разработке генерального плана Тюмени (после того, как город почти уничтожил пожар). Возвел в Москве более 100, знаменит проектами: Воспитательный дом, Сената в Кремле, Петровский путевой дворец, Усадьба князей Голицыных и тд.

Из-за неоднократных перестроек здание сильно утратило свой изначальный облик, но усадьба поныне несет бесценный историко-архитектурный интерес. Изначально здание было построено в стиле барокко, после того как зданием завладела Несвицкая, здание поменяло стиль на классический, что можно наблюдать на 3d модели (рис. 4).

К основному дому присоединялся «чистый двор», усадьба находится на большом расстояние от улицы, со стороны заднего фасада к заднею была пристроена церковь в 1879 году по проекту архитектора Александра Лаврентьевича Обера.

Рис. 6. Главный фасад Дома Несвицкой. Реконструкция автора.

Главный фасад расположен по красной линии на Смоленской-Сенной площади. В центральной части здания расположен портик большого ордера, который является акцентом композиции здания. Портик с восемью мощными спаренными колоннами, завершенный мощным треугольным фронтоном, с орнаментальной скульптурой в тимпане (рис. 5).

По высоте соответствующий первому этажу и решенный в виде аркады, формирующей главный вход. Пространство за колонами и перекрытие подиума одновременно является большим балконом. Перекрытие над балконом обработано кессонами. Колонны круглые в сечении, с энтазисом, расчленены на основание (базу), ствол (фуст), увенчаны капителями ионического ордера. Все это позволяет включить здание в число интересных образцов архитектуры классицизма [3].

Заключение: За образный прототип Воронежский архитектор взял Московское здание -городскую усадьбу А. И. Несвицкой.

Эти два здания имеют одинаковой стиль, функциональную особенность, основу архитектурных классицистических форм, деталей и схожий силуэт. Благодаря портику, который является осевой композиции здания, акцентирующему симметрию главного фасада.

Библиографический список

1.Акиньшин А. Н., П. А. Попов, "Историко-культурное наследие Воронежа", 2000

2.«ТИЦ Воронежа» ДОМ ТУЛИНОВА-БОЛДЫРЕВА, [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://visit-voronezh.ru/guide

3.Lvejournal. Дом Несвицкой на Смоленской - Сенной [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://vladimirtan.livejoumal.com/287091.html?view=comments

ШАМАРДИНА ДИАНА ФЕДОРОВНА - магистрант, Воронежский государственный технический университет (архитектурный факультет), (филиал в г. Воронеж), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.