Научная статья на тему 'Архитектура главного дома усадьбы Андреевых-Резановых (Вологодский уезд)'

Архитектура главного дома усадьбы Андреевых-Резановых (Вологодский уезд) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
342
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН РУССКАЯ УСАДЬБА / УСАДЬБА НА РУССКОМ СЕВЕРЕ / АНСАМБЛЬ РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ / ГЛАВНЫЙ ДОМ / АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ / АМПИР / RUSSIAN FAMILY NOBLE / THE ESTATE IN THE RUSSIAN NORTH / THE ENSEMBLE OF THE RUSSIAN NOBLE ESTATE / THE MAIN HOUSE / ALEXANDER CLASSICISM / EMPIRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоярская Ирина Константиновна

В статье дается краткий экскурс в становление и развитие социокультурного феномена и архитектурно-градостроительного ансамбля русской усадьбы. Отдельной частью русского зодчества являются ансамбли усадеб Русского Севера. Особенно большое количество усадебных ансамблей было построено в первой трети XIX века, во времена правления Александра I, когда наиболее ярко проявился стиль классицизма в архитектуре. Русский исследователь, художник и искусствовед Игорь Грабарь назвал этот период Александровским классицизмом. Ансамбль дворянских усадеб Андреевых-Резановых Спасское-Куркино сложился в первой трети XIX века вдали от столиц Российской Империи, на территории Русского Севера появился шедевр ансамблевого зодчества. Исследования архитектуры главного усадебного дома позволяют сделать вывод, что он был построен в стиле Александровского классицизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARCHITECTURE OF THE MAIN HOUSE OF NOBLE FAMILY ANDREEVS-REZANOVA (VOLOGDA REGION)

The article gives a short excursion into the emergence and development of socio-cultural phenomenon and architectural and urban ensemble Russian manor. Russian North estates are a separate part of Russian ensemble architecture. Especially a large number of manor ensembles were built in the first third of the XIX century during the reign of Alexander I most clearly manifested itself in the style of classicism in architecture. Russian Explorer, artist and art historian Igor Grabar called the period of the Alexander classicism. The ensemble of the noble estate of Andreev-Rezanov Spasskoye-Kurkino, was formed in the first third of the XIX century, away from the capital cities of the Russian Empire, on the territory of the Russian North there was a masterpiece of ensemble architecture. Studies of the architecture of the main manor house allow us to conclude that it was built in the style of Alexander classicism.

Текст научной работы на тему «Архитектура главного дома усадьбы Андреевых-Резановых (Вологодский уезд)»

АРХИТЕКТУРА ГЛАВНОГО ДОМА

УСАДЬБЫ АНДРЕЕВЫХ-РЕЗАНОВЫХ (ВОЛОГОДСКИЙ УЕЗД)

УДК 728.83:72.035.2(470.12) И.К. Белоярская

Вологодский государственный университет, Вологда, Россия Аннотация

В статье дается краткий экскурс в становление и развитие социокультурного феномена и архитектурно-градостроительного ансамбля русской усадьбы. Отдельной частью русского зодчества являются ансамбли усадеб Русского Севера. Особенно большое количество усадебных ансамблей было построено в первой трети XIX века, во времена правления Александра I, когда наиболее ярко проявился стиль классицизма в архитектуре. Русский исследователь, художник и искусствовед Игорь Грабарь назвал этот период Александровским классицизмом. Ансамбль дворянских усадеб Андреевых-Резановых Спасское-Куркино сложился в первой трети XIX века вдали от столиц Российской Империи, на территории Русского Севера появился шедевр ансамблевого зодчества. Исследования архитектуры главного усадебного дома позволяют сделать вывод, что он был построен в стиле Александровского классицизма.1

Ключевые слова: феномен русская усадьба, усадьба на Русском Севере, ансамбль русской дворянской усадьбы, главный дом, Александровский классицизм, ампир

THE ARCHITECTURE OF THE MAIN HOUSE OF NOBLE FAMILY ANDREEVS-REZANOVA (VOLOGDA REGION)

I. Beloyarskya

Vologda State University, Vologda, Russia Abstract

The article gives a short excursion into the emergence and development of socio-cultural phenomenon and architectural and urban ensemble Russian manor. Russian North estates are a separate part of Russian ensemble architecture. Especially a large number of manor ensembles were built in the first third of the XIX century during the reign of Alexander I most clearly manifested itself in the style of classicism in architecture. Russian Explorer, artist and art historian Igor Grabar called the period of the Alexander classicism. The ensemble of the noble estate of Andreev-Rezanov Spasskoye-Kurkino, was formed in the first third of the XIX century, away from the capital cities of the Russian Empire, on the territory of the Russian North there was a masterpiece of ensemble architecture. Studies of the architecture of the main manor house allow us to conclude that it was built in the style of Alexander classicism.2

Keywords: Russian family noble, the estate in The Russian North, the ensemble of the Russian noble estate, the main house, Alexander classicism, Empire

1 Для цитирования: Белоярская И.К. Архитектура главного дома усадьбы Андреевых-Резановых (Вологодский уезд) // Architecture and Modern Information Technologies. - 2019. - №3(48). - С. 118134 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://marhi.ru/AMIT/2019/3kvart19/PDF/07 belojarskaja.pdf

2 For citation: Beloyarskya I. The Architecture of the Main House of Noble Family Andreevs-Rezanova (Vologda Region). Architecture and Modern Information Technologies, 2019, no. 3(48), pp. 118-134. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2019/3kvart19/PDF/07 belojarskaja.pdf

Русское зодчество внесло огромный вклад в мировую культуру. Важное место в нем занимали городские и загородные усадьбы не только правителей, но и знатных вельмож, приближенных к царствующим особам, дворян, известных военачальников. Позже их владельцами становились люди из купеческого и мещанского сословия. Усадьбы правителей превращались в резиденции и как в Западной Европе, так и в России, представляли собой масштабные дворцово-парковые комплексы. Иногда они занимали не очень обширную территорию, но и тогда их постройки, планировочная композиция решались с заявкой на помпезность и роскошь. В Западной Европе поначалу это были родовые замки, которые со времен средневековья переходили по наследству потомкам. Позже западноевропейские вельможи и важные государственные деятели, получая в награду за службу земли в частную собственность, стали отстраивать свои имения, принимая за образец дворцовые комплексы царствующих особ, только меньших размеров.

В России загородные имения даже отдаленно не были похожи на европейские замки. Русская усадьба - это уникальное явление в мировой культуре. Это были великолепные образцы архитектурных ансамблей, где воедино сливались творения рук человеческих и природный ландшафт. Инфраструктура каждой усадьбы с ее обитателями и укладом жизни была неотъемлемой частью жизнедеятельности огромного государства, являлась одновременно приватным, но не замкнутым многофункциональным пространством, где занимались не только разнообразной хозяйственной деятельностью, но и науками, просвещением, музицировали, рисовали, собирали коллекции и библиотеки, сочиняли стихи, учили крестьянских детей грамоте. С начала XVIII и до конца XIX века русская усадьба была одной из главных составных частей русской культуры. «На огромных российских просторах тысячи усадеб образовывали «каркас» жизни общества. В них рождалась русская мысль, развивалась русская культура» [16, с.10].

В конце XIX века в России появляется интерес к изучению истории, сохранению наследия. Русская усадьба исследуется как часть самобытной русской культуры. С выпуском в 1899 году издания «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» под общим руководством П.П. Семёнова и В.И. Ламанского, в первом томе которого дается описание русских усадеб различных губерний, исследователи связывают впервые проявление научного интереса к русской усадьбе.

После разрушительных последствий Октябрьской революции, разумная часть общества не могла не задумываться о сохранении культурного наследия, в том числе и усадебных комплексов, которые в основном не просто грабили, а варварски уничтожали. Не разбираясь в живописи, скульптуре и других произведениях искусства люди использовали приобретаемые вещи только с утилитарными целями, уничтожая по незнанию настоящие культурные ценности. На картине И. Владимирова «Разгром помещичьей усадьбы», написанной в 1926 году, изображен один из тысячи подобных сюжетов (рис. 1). В 1923 году было создано «Общество изучения русской усадьбы», которое из-за последующих репрессий прекратило свое существование. Возрождение «Общества» произошло лишь в 1992 году. В настоящее время возрождение русской усадьбы стало одной из главных задач сохранения культурного наследия страны в целом.

Понятие «усадьба» приводится в Большом энциклопедическом словаре - «комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих одно хозяйственное и архитектурное целое» [17]. Усадьбой называется также производственный и жилой центр колхоза, совхоза». У Ожегова это «отдельный дом с примыкающими к нему строениями, угодьями» [13, с.381]. Наиболее точное определение русской дворянской усадьбы мы находим в словаре Даля: усадьба это «господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом» [8, с.340].

Рис. 1. «Разгром помещичьей усадьбы», художник И.А. Владимиров, 1924 г.

Русская усадьба как тип поселения появилась еще в средние века, когда европейские феодалы активно строили надежные замки и укрепляли свои владения мощными каменными стенами, превращая их в неприступные крепости. На рубеже XV-XVI веков Великий князь Московский, государь всея Руси, Иван III раздает землю под поместья людям дворянского сословия. Это и явилось началом появления нового типа поселения -помещичьей усадьбы.

Судя по реконструкциям городских усадеб XVI-XVII веков - Строгановых в Сольвычегодске, Поганкиных в Пскове (автор Ю.П. Спегальский) (рис. 2,3), группе жилых усадеб в Неревском конце города Новгорода (автор Г.В. Борисевич) (рис. 4), усадьбы этого периода не представляли собой архитектурного ансамбля. Это были, скорее всего, комплексы жилых и хозяйственных построек, сгруппированные в живописные многообъемные и многоплановые композиции.

Сольвыч«годские хоромы именитых людей Строгановых

Рис. 2. Палаты Строгановых в Сольвычегодске. Реконструкция Ю.П. Спегальского

Рис. 3. Палаты Поганкиных в Пскове. Реконструкция Ю.П. Спегальского

Рис. 4. Хоромы художника XII в. Олисея Гречина в Новгороде. Реконструкция Г.В. Борисевича (1 - общий вид хором (реконструкция); 2 - план двора; 3 - граненый шатер и переплет слюдяной оконницы; 4 - косящатое окно и дверной проем (Радзивилловская летопись); 5- «повалуша о трех житьях» (чертеж XVII в.); 6- изба с вышкой на каменном подклете (Фреска XII в); 7 - бочечное покрытие с клейма иконы Николы с житием XIV в.) (Русский музей)

Преобразования Петра I привели к увеличению количества дворян за счет выходцев из более низких сословий. В результате увеличилось количество имений, которые делись на господские поместья и вотчины. Владельцы поместий назывались помещиками, и было

их гораздо больше, чем дворян вотчинников, поэтому все дворяне-землевладельцы назывались помещиками [14].

«Дворянская усадьба на каждом этапе общественной эволюции обладала определенными социоэкономическими и социокультурными особенностями. В XVI -начале XVIII вв. усадьба представляла собой жилище для служилых людей и средоточие усадебного хозяйства. После манифеста 1762 г. она превращается в постоянное место жительства для среднепоместного и мелкопоместного дворянства, а также представительные резиденции для дворянской верхушки» [9, с.13]. Манифест, подписанный Петром III, «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» позволил освободиться дворянам от обязательной государственной службы. Усадьба стала превращаться в постоянное место жительства для рядовых дворян. Многие дворяне, получившие от власти все права и привилегии, начали проживать в своих имениях круглый год, обустраивать их, создавая там особый мир, соответствующий вкусам и потребностям хозяина.

Помещики, в основном, имели несколько владений, но усадебный дом для проживания семьи строили не везде. Наличие на земельном вотчинном уделе помещика господского дома определяло специфику усадьбы. В типологическом ряду усадебных объектов и природных реалий обязательное наличие «господского дома» отражает специфику усадебного поселения, т.к. для места расположения хозяйственных построек (сад, огород) безвладельческого жилья более применим термин «хозяйственный двор» [4].

Русская дворянская усадьба прошла долгий путь формирования от небольших вотчин и поместий до крупных репрезентативных архитектурно-ландшафтных ансамблей, в которых органично сочетались жилая, хозяйственная, культурная, просветительская, аграрная и производственная функции. Становление и развитие дворянских усадебных комплексов неразрывно связано с историей Российского государства.

Вторая половина XVIII - первая половина XIX века считается временем расцвета русской усадьбы [9]. Этот период хронологически совпадает со временем становления стиля классицизм в России. Основное количество усадебных комплексов было создано именно в этот период. Исследователь В.П. Алявдин говорит о существовании в России до 1917 года около 80 тысячах усадеб [1]. Учитывая, что к началу XX века их количество значительно уменьшилось, особенно после реформы 1860 года, можно предположить, что эта цифра соответствует количеству усадеб, созданных в период второй половины XVIII - первой половины XIX века на территории России. Конец XVIII - начало XIX века отмечены в истории России активным строительством провинциальных усадеб в центральной, а также в северо-западной части страны, которую принято называть Русский Север - природный и культурный феномен, который начинается с Вологодской области. Именно в этот период усадьба определяется как один и трех самостоятельных типов поселений наряду с городом и селом, причем «структура и содержательность города и усадьбы Нового времени, которая до первой половины XIX столетия, до отмены крепостного права оставалась дворянской усадьбой, складывалась в рамках единой культуры образованных (европейски образованных) классов, т.е. дворянского общества». Это был период эпохи классицизма. «В целом, процесс сводится к переходу от господства «городских» начал в усадебном строительстве первой половины XVIII века к равновесию классического и неклассического, рукотворного и нерукотворного, естественного (пейзажного) и регулярного в усадебных ансамблях второй половины XVIII - первой трети XIX столетия» [15, с.24].

Впервые идеи классицизма появились в Англии в конце XVI начале XVII веков, у истоков этой архитектуры был Иниго Джонс - английский архитектор, художник, который «открыл» для себя и для всего мира архитектора позднего Возрождения Андреа Палладио (15081580 гг.). Позже Кристофер Рен в объем лондонского собора Святого Павла вводит ордерную композицию и двухъярусный портик, завершив здание огромным куполом. Во Франции классицизм пришел на смену барокко перегруженному деталями и не менее

вычурному стилю рококо. С середины XVIII века представителем этого стиля во Франции был Клод Никола Леду. Все исследователи классицизма едины во мнении, что зарождению его способствовали идеи просвещения и гуманизма, характерные для мировоззрения европейского общества в этот период, а своеобразным толчком стало открытие в 1755 году древнеримских городов Помпеи и Геркуланума, которые были погребены под огромным слоем вулканического пепла.

В России период развития классицизма начался еще при Екатерине II и продолжался до первой трети XIX века и его принято делить на ранний классицизм (до 1800 г. - это творчество русских зодчих Баженова, Казакова, Старова, Львова), затем зрелый или высокий (с 1810 до 1825 г.), этот период связан с именем хорошо образованного, обладающего великолепным художественным вкусом императора Александра I. При Александре I работали такие известные мастера как Тома де Томон, Захаров, Росси и Стасов. Позже, в Николаевскую эпоху, чистота стиля была утрачена появлением значительного количества декора, нарушением классических пропорций и проникновением в архитектуру элементов эклектики. Именно в период царствования Александра I наиболее ярко проявил себя стиль классицизм в архитектуре. Величайший исследователь этого стиля И.Э. Грабарь назвал этот период «Александровский классицизм». Грабарь отмечает, что характерной особенностью Александровского классицизма, в отличие от раннего классицизма, является обращение не к римской классике, а к греческой, с ее истинно античными пропорциями, минимальным количеством декора, возведении эстетических идеалов к строгости форм и симметрии в архитектуре [5]. Основной цветовой гаммой этого периода выбирается теплый желтый цвет с белыми деталями (рис. 5).

Рис. 5. Санкт-Петербург. Здание Адмиралтейства с дворцовой площади, Архитектор А. Захаров (фото автора)

К началу XIX века во Франции сложился стиль ампир (имперский, от французского empire). Авторство этого стиля приписывают Наполеону, и, если он и не был автором стиля, то идеологом его был точно. Александр I, естественно, хорошо знаком был с французской культурой, в том числе и архитектурой. Придворные архитекторы Наполеона Ш. Персье и П. Фонтен еще до 1812 года присылали русскому императору альбомы своих проектов, но Александр I выбрал О. Монферрана. После войны 1812 года стиль ампир был признан в России, но этот стиль не заменил Александровский классицизм, а развивался параллельно. За основу этого стиля также были приняты основные требования классики к пропорциям, масштабу, но стиль ампир должен был как-

то ассоциироваться с пышностью и помпезностью и претензий на мировое господство империи. И зодчие увеличивают масштаб сооружений, начинают перегружать декором фасады зданий, появляются декоративные элементы с военной символикой. В результате О. Монферран стал представителем русского ампира.

На территории Вологодской области, в современных ее границах, было создано несколько тысяч великолепных усадебных комплексов. В настоящее время сохранилось менее 100, и в хорошем состоянии - лишь незначительное количество. Из них за последние годы были полностью восстановлены с реставрацией главного усадебного дома: усадьба Гальских в городе Череповце; усадьба Брянчаниновых в селе Покровском, расположенном в 15 километрах от Вологды. Появляется интерес к воссозданию и научной реставрации усадебных ансамблей и у коммерческих структур, и у администрации поселений, в которых расположены эти уникальные объекты. В последние годы активно ведутся организационные работы по воссозданию ансамбля усадьбы Куркино, расположенной в бывшем Вологодском уезде Вологодской губернии. Это определило актуальность исследования. В 2015 году в Вологодском государственном университете был защищен диплом специалиста по специальности реставрация памятников архитектуры и архитектурной среды: «Реконструкция усадьбы Андреевых-Резановых Спасское-Куркино с приспособлением под туристические функции», дипломный проект Голубева С.С., руководитель - профессор И.К. Белоярская. В 2019 году проектной организацией АУК ВО «Вологдареставрация» был разработан проект реставрации главного усадебного дома (руководитель авторского коллектива -профессор И.К. Белоярская). Это определяет практическую значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в новизне и достоверности полученных результатов, которые могут быть использованы в исследованиях по данной проблеме при разработке проектов реставрации других усадеб, а также в спецкурсах и факультативных занятиях со студентами, изучающими реставрацию памятников архитектуры, архитектуру, историю и культурологию.

В центральной и северо-западной частях России в конце XVIII - начале XIX веков начинается активное строительство провинциальных усадеб. Создание большей части усадебных комплексов в Вологодской области относится к первой трети XIX века, времени господствующего в России стиля высокого или, по определению И.Э. Грабаря, -Александровского классицизма. Владельцами усадебных ансамблей Вологодского края были представители известных фамилий, которые верой и правдой служили своему Отечеству. Это были люди образованные, творчески одаренные, владеющие несколькими иностранными языками. С усадьбами Вологодского края связана жизнь значительного числа выдающихся личностей России. Поэты и писатели Константин Батюшков и Игорь Северянин, выдающийся русский изобретатель, создатель первого в мире самолёта Можайский Александр Федорович, Епископ Русской православной церкви Святитель Игнатий Брянчанинов, летописец Ферапонтова Рождества Богородицы монастыря Иван Иванович Бриллиантов, известный русский художник Верещагин и его родной брат, сделавший на весь мир известным уникальный вкус вологодского масла.

Поэт Константин Батюшков провел в родовом имении Даниловское детство (17871797 гг.), позже приезжал к отцу уже известным поэтом. «По свидетельству грамот, село Даниловское было пожаловано в 1683 году Матвею Ивановичу Батюшкову, прапрадеду поэта, за службу» [6, с. 171]. Писатель Александр Иванович Куприн подолгу гостил и работал в Даниловском в период с 1906 по 1911 годы у своего друга, последнего владельца имения Федора Батюшкова.

В усадьбу Владимировка, расположенную в живописной местности Нелазской волости Череповецкого уезда, на реке Суде будущий поэт Игорь Северянин (Лотарёв) с детских лет частенько приезжал в гости к своему дяде М.П. Лотареву [3].

Для Русского Севера в целом свойственно строительство из дерева. Уже в первой половине XIX века увеличивается строительство жилых и гражданских зданий из камня,

однако большинство усадебных построек выполнено или из дерева, или в сочетании нижнего этажа из камня и верхнего из дерева. Нижний, обычно хозяйственный этаж из утилитарных соображений строили из «камня» (кирпича). Дерево остается предпочтительным строительным материалом для жилья в северных провинциях не только из-за дешевизны по отношению к камню, но и из-за свойства поддержания комфортного микроклимата внутри постройки. Поэтому особенно ценно строительство законченных масштабных архитектурных ансамблей, включающих здания и сооружения из дерева, выполненных по всем правилам архитектурного стиля классицизм. Ярким представителем стилистического единства ансамбля, гармонии садово-парковой части и архитектурных сооружений является усадьба Андреевых-Резановых в деревне Спасское-Куркино Вологодского района Вологодской области.

Основная целью данной работы является исследование стилистических характеристик главного усадебного дома одной из значительных загородных усадеб дворянских родов Андреевых и Резановых Спасское-Куркино, расположенной в Вологодской области. В рамках исследования также поставлены задачи: проследить историю формирования усадебного ансамбля Спасское-Куркино в первой трети XIX века, рассмотреть особенности (основные стилистические характеристики) стиля Александровский классицизм, показать особенности стиля Александровский классицизм на примере главного дома усадьбы Спасское-Куркино. Метод исследования включает: натурное обследование, фотофиксацию объекта исследования, сбор и систематизацию архивных и библиографических материалов, работу с аналогами.

Каждая русская усадьба, независимо от ее величины, представляла собой законченный архитектурно-парковый ансамбль. Все русские усадебные ансамбли имеют схожие стилистические, типологические или исторические характеристики, но не один из них не повторяет другой, и каждый по-своему индивидуален. На территории Вологодской области ансамбль усадьбы Спасское-Куркино - один из немногих, сохранившихся в большей части своих построек и прекрасного парка. Раньше село Куркино относилось к Несвойской волости Вологодского уезда. Первые упоминания о селе Куркино, принадлежавшего государственной казне, относятся к концу XVI века, а в 1613 году оно было отказано «жене Трусовой» [10]. В середине XVIII века владельцем сельца Куркино был полевой и осадный артиллерист Алексей Михайлович Резанов, после которого сельцо унаследовал его сын Дмитрий Алексеевич. Строителями главных построек усадьбы были сыновья артиллериста - старший Федор Дмитриевич и младший Алексей Дмитриевич Резановы. Но главным строителем барского дома с прилегающим партером, который ограничивали по бокам два жилых флигеля, а с противоположной стороны барского дома здание конюшен, был все-таки Федор Дмитриевич. Алексей Дмитриевич большее внимание уделял строительству каменной церкви во имя Преображения Господня, законченной в 1821 году, которая находилась на другой стороне главного подъезда к усадьбе. С большой вероятностью можно предположить, что хорошо образованный Федор Дмитриевич был автором архитектурных сооружений и всей композиции усадебного ансамбля. Годы жизни Федора Дмитриевича Резанова 22 сентября 1768г. - 8 марта 1838г., что стало известно по надписи на надгробной плите Куркинской церкви. Также известно, что к 30-м годам XIX века строительство основных построек усадьбы и парка было завершено. Характерной особенностью усадьбы Спасское-Куркино является единство замысла и строительство всех архитектурных зданий и сооружений - главного дома, жилых флигелей, хозяйственных построек - в едином стиле Александровского классицизма, который еще часто называют зрелым, строгим и высоким классицизмом.

После революции 1917 года усадьба Спасское-Куркино была национализирована, в мае 1918 года на базе имения был создан совхоз. Последние владельцы усадьбы были людьми образованными, хорошо относились к своим работникам и крестьянам. В сборнике статей об усадьбе есть воспоминания жительницы села Куркино о том, как Андреевы устраивали праздники для сельских детей, платили достойную зарплату работникам, дарили подарки на памятные даты и праздники [2]. Еще до революции

Н.Н. Андреев сдал имение Куркино в аренду немцу Эдуарду Эммануиловичу Лерчеру, который приехал в Россию из Швейцарии. Он был вежлив с крестьянами, особенно нравилась всем его жена Елизавета Михайловна, которая лечила крестьян. Но к усадьбе Лерчер относился потребительски. Не будучи собственником, он ничего не вкладывая в развитие, очень интенсивно эксплуатировал вверенное ему хозяйство. Естественно, что жители села сразу после национализации имения, как члены местной организации рабочих и просветительского кружка, неоднократно обращались к новой власти с просьбой взять под охрану главный дом с сохранением мебели, произведений живописи, декоративного искусства. Особую ценность представляло помещение гостиной с профессионально выполненными росписями на стенах и потолках. Несмотря на все усилия активистов, имущество дворян Андреевых было растащено, в главном доме последовательно размещались конторы треста, клуб, магазин, жилые помещения. В последнее время там располагалась администрация колхоза. В 2013 году администрация совхоза выехала из здания главного дома, и оно не эксплуатировалось. Все это привело не только к значительным перестройкам, достройкам, но и утратам. В настоящее время главный дом с парком находятся в аренде у местного предпринимателя Н.А. Сайкина. Инициаторы возрождения усадьбы Андреевых-Резановых Спасское-Куркино - местная сельская интеллигенция. Главный усадебный дом находится в удовлетворительном состоянии (рис. 6,7).

Рис. 6. Главный дом усадьбы Резановых-Андреевых Спасское-Куркино. Вид на юго-западный и юго-восточный фасады здания. Современное состояние

Рис. 7. Главный дом усадьбы Резановых-Андреевых Спасское-Куркино. Вид на северозападный и северо-восточный фасады здания. Современное состояние

Вологодские помещики Резановы имели городские усадьбы в Вологде, но бывали там наездами, по надобности, жили круглогодично в основном в загородной усадьбе Спасское-Куркино. Жизнь натуральным хозяйством требовала большого количества второстепенных и хозяйственных построек. Жизнедеятельность огромного организма усадьбы нуждалась в постоянном присутствии хозяина, который хорошо разбирался не только в науках и искусстве, но и в сельском хозяйстве и мелкотоварном производстве (рис. 8).

Рис. 8. Графическая реконструкция усадьбы Андреевых-Резановых Спасское-Куркино на начало XX века. Дипломный проект «Реконструкция усадьбы Андреевых-Резановых Спасское-Куркино с приспособлением под туристические функции», диплом Голубевой С.С., руководитель профессор И.К. Белоярская, 2015 г.

Все постройки усадьбы располагались воль подъездной дороги, в результате планировка комплекса имела осевую композицию, ориентированною с северо-востока на юго-запад (рис. 9). Центром композиции являлся почти квадратный в плане парадный («Белый») двор. Регулярная композиция открытого двора предполагала формирование его пространства посредством застройки с четырех сторон одинаковыми по стилю сооружениями. С юго-западной стороны стоял главный дом - доминанта всего ансамбля. Двухэтажное здание с антресольным третьим этажом с дворового фасада. Первый этаж здания кирпичный, второй и антресольный этажи выполнены в дереве. Боковые стороны парадного двора фланкировали два одноэтажных жилых флигеля с мансардным этажом, совершенно одинаковые по архитектуре, но один - северо-западный - каменный. Второй, юго-восточный - деревянный. Все три здания выполнены в стиле Александровский классицизм. С северо-востока двор замыкался зданием конюшен, самое позднее здание из формирующих пространство парадного двора, построено в 1838 году из дерева. Оно имело представительное архитектурное решение фасада. За конюшней располагался обширный хозяйственный двор, где находились также и сыроварня и винокуренный завод.

Не все хозяйственные постройки имели одинаковое значение для формирования архитектурно-художественного образа усадьбы. В данном случае они ранжировались на те, которые прятались подальше от репрезентативной парадной части усадебного ансамбля, состоящего из главного дома, жилых флигелей музыкального павильона -второстепенных построек, а также партерной части и собственно парка. Скотный двор, сеновалы, амбары часто находились за границей основной территории. Особое место

занимала конюшня. Среди домашних животных лошади занимали особое положение. В усадьбах лошади были не только основной рабочей силой, разведение породистых скакунов было одним из самых достойных и распространенных занятий. Владельцы Куркино активно занимались разведением лошадей, у них даже был собственный конный завод, который обслуживал всю округу и город Вологду. «К началу XX века владельцам Куркина стало не по силам содержать огромную конюшню собственными средствами. Поэтому было образовано доходное племенное коннозаводство, обслуживавшее весь Вологодский уезд» [10, с.15]. К архитектурному решению фасадов здания конюшен относились также серьезно, как и другим постройкам, расположенным в парадной части комплекса.

Рис. 9. Генплан территории усадьбы Андреевых-Резановых Спасское-Куркино Дипломный проект Голубевой С.С. «Реконструкция усадьбы Андреевых-Резановых Спасское-Куркино с приспособлением под туристические функции», руководитель - профессор И.К. Белоярская, 2015 г. (1 - барский (главный) дом; 2 - жилой каменный флигель; 3 - жилой деревянный флигель; 4 - дом Культуры, построенный на месте здания конюшен; 5 - парадный («Белый») двор; 6 - парк)

Пейзажный парк с живописной планировкой находился на оси бокового юго-восточного фасада главного дома. В парке было огромное разнообразие видов растущих в нем деревьев. Территория парка спускалась вниз от дома по направлению оси к каскаду из трех прудов. У верхнего пруда была площадка с павильоном. Там находилась купальня, дно пруда в этом месте было выложено плиткой [10].

Доминантой на территории ансамбля всегда был усадебный дом. Главный подъезд к усадьбе представлял собой широкую, обсаженную березами аллею, которая подходила к парадным трехарочным воротам, расположенными с северо-западной стороны усадьбы, за которыми другая широкая аллея, обсаженная акациями, она вела к барскому дому.

Прямая аллея, шедшая от ворот, завершалась широким пространством перед парадным фасадом, обращенным на юго-запад, но главный вход в дом располагался на северозападном боковом фасаде, обращенном к главным воротам. Главный вход, расположен был по оси северо-западного фасада и был украшен по бокам спаренными колоннами тосканского ордера, которые поддерживали небольшую открытую террасу второго этажа (рис. 10а).

а)

б)

в)

г)

Рис. 10. Главный дом: а) северо-западный фасад с главным входом в дом; б) главный юго-западный фасад с портиком по оси; в) боковой ажурный юго-восточный фасад с балконом, на который вели две лестницы. Этот фасад дома был обращен в парк; г) северо-восточный фасад с балконом между двумя ризалитами, покоящемся на колоннах. Этот фасад был обращен на парадный (Белый) двор (проект реставрации выполнен АУК ВО «Вологдареставрация», 2019 г. Руководитель авторского коллектива И.К. Белоярская)

Главный фасад двухэтажный, имеет осевую композицию с сохранением строгой симметрии. Центральную ось поддерживает активно выступающий в виде ризалита портик в два этажа, завершенный треугольным фронтоном. Первый этаж выполнен в виде аркады, поддерживающей шестиколонный портик второго этажа. Колонны тосканского ордера объединяет мощный антаблемент, фриз которого украшен триглифами, карниз - мутулами. В тимпане треугольного фронтона такого же треугольного рисунка окно с решеткой простого рисунка. За аркадой первого этажа на центральной оси находится входная дверь. Второй этаж портика представляет собой широкий балкон с ограждением в виде кованой решетки растительного орнамента, выкрашенной в зеленый цвет. Пять дверей балкона имеют такой же рисунок, как и окна боковых частей главного фасада. Три центральных проема - двери, два боковых -фальшдвери (рис. 10б).

Дворовой северо-восточный фасад является частью фасадов парадного двора. Он имеет два основных этажа и третий антресольный. Имеет также осевую симметричную композицию с двумя выступающими ризалитами по бокам, которые соединялись широким балконом второго этажа с ограждением в виде ажурной кованой решетки рисунка, аналогичного рисунку решетки на главном фасаде. Балкон поддерживали шесть колонн тосканского ордера. Ризалиты завершались треугольными фронтонами с треугольными окнами в тимпанах. Осевую композицию подчеркивает крупное слуховое окно лучковой формы, завершенное треугольным фронтоном (рис. 10г).

Последний, юго-восточный фасад был самым затейливым и нарядным. Боковой фасад ориентирован на парк. Сохраняя общую осевую композицию, он выглядит очень уютным и даже интимным за счет сложной системы лестниц и площадок, по которым спускались из своих комнат в парк жильцы взрослой и детской половин дома. На первом этаже с боков фасада по три колонны дорического ордера поддерживают террасы второго этажа. Диагональные лестницы с этих террас ведут на общую промежуточную площадку, которая поддерживается двумя парами резных колонн. С промежуточной террасы лестницы также диагонально спускаются на уровень земли (рис. 10в).

Все фасады дома выполнены в едином стиле. В настоящее время первый каменный этаж здания оштукатурен и выкрашен в белый цвет. Деревянная часть здания выкрашена в зелено-голубой цвет (рис. 6, 7). Известный искусствовед Иван Евдокимов в 20-е годы XX века начал большую работу по описанию вологодских усадеб, которая не была завершена. Эта работа имеет огромную ценность, так как исследователь, описывая усадебные ансамбли, объективно зафиксировал все основные элементы ансамблей, их цветовую гамму, декоративное оформление и многое другое. Усадьба Куркино оказалась в числе описанных вологодских усадеб. Во время обследования здания были выполнены зондажи, которые подтвердили свидетельства И. Евдокимова о цветовой гамме главного дома усадьбы. «Спокойная гладь стен, лишенная каких бы то ни было украшений, кроме миниатюрных фронтальных наличников над окнами второго этажа и каменных замков над окнами нижнего, прорезана двадцати четырьмя окнами и двумя деревянными стеклянными дверями в середине верхней и нижней террасы. Окна с зелеными раздвижными ставнями. Деревянные части здания окрашены в теплый желтоватый тон, каменные в лёгкий оранжевый. Простота переднего фасада при великолепно найденных пропорциях создает самое выгодное впечатление о художнике-архитекторе, компоновавшем здание» [10].

Для русской усадьбы характерно сочетание репрезентативности, парадности с целесообразностью как для структуры всего архитектурно-ландшафтного комплекса, так и для отдельных строений, в частности, для ядра ансамбля и его доминанты - главного дома. Условия суровой зимы и продолжительного периода низких температур повлияли на планировочные особенности системы небольших входных пространств, выходя из которых, естественным образом разделялись потоки членов семьи (детей на свою половину, взрослых - на свою), прислуги и гостей. Планировочная система этажей была продольно-осевая, в центре по продольной оси находился коридор. Первый и второй этажи дома делились по продольной оси на функциональные зоны. Первый этаж был каменный, а второй и антресольный, третий - деревянными. Для строительства деревянных этажей использовали самую лучшую древесину - лиственницу, которую везли издалека, из Архангельской губернии. Это было чрезвычайно дорого, но Резановы имели значительные владения, большое количество крепостных. Очевидно, лиственница очень нравилась Федору Дмитриевичу. Эти деревья до сих пор растут и в парке и вблизи от барского дома.

На первом этаже дома в северо-восточной части находились хозяйственные, служебные помещения (рис. 11а). С главного входа попадали в обширные парадные сени, из которых налево двери вели к парадной лестнице на второй этаж, направо - в большое по площади помещение бильярдной и прямо в коридор, из которого можно было попасть и в помещения левой, служебной половины дома и в помещения правой половины. По

парадной лестнице поднимались на второй этаж (рис. 11б), который также делился коридором на северо-восточную детскую половину и юго-западную половину, где находились ближе к лестнице зал, гостиная, столовая и, в глубине, спальня и кабинет хозяина. В коридоре второго этажа находилась неширокая деревянная лестница на третий, антресольный этаж (рис. 11в) с уютными светлыми помещениями для прислуги, которые выходили окнами на парадный внутренний двор.

а)

б)

в)

г)

Рис. 11. Главный дом: а) план 1-го этажа; б) план 2-го этажа; в) план антресольного, 3-го этажа: г) поперечный разрез (проект реставрации выполнен АУК ВО «Вологдареставрация», 2019г. Руководитель авторского коллектива И.К. Белоярская)

Уникальный ансамбль загородной дворянской усадьбы Андреевых-Резановых Спасское-Куркино является памятником паркового строительства, памятником архитектуры жилых и хозяйственных построек в стиле зрелого классицизма Отличительной чертой этого ансамбля является единство стиля всех элементов его элементов.

Таким образом, ансамбль дворянской усадьбы Андреевых-Резановых Спасское-Куркино окончательно сложился в первой трети XIX века. Все постройки ансамбля были выполнены в едином стиле и подчинены единому замыслу автора. Вдали от столичных городов Российской империи, на территории Русского Севера возник шедевр ансамблевого зодчества. Даты постройки и цветовое решение фасадов главного

усадебного дома, жилых флигелей и регулярной планировки парадного («Белого») двора подтверждают, что все постройки, в том числе и главный усадебный дом, выполнены в стиле Александровского классицизма, названного так по имени императора Александра I, во время правления которого развернулось широкое строительство зданий и сооружений в желто-белой цветовой гамме.

Источники иллюстраций

Рис. 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://artchive.ru/artists/2039~Ivan Alekseevich Vladimirov/works/512552~Razgrom pomesch ich'ej usad'by

Рис. 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kannelura.info/?p=14876 Рис. 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nathalie-zh.livejournal.com/200148.html

Рис. 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mydocx. ru/3-5434. htm l Рис. 5-7. Фото автора.

Рис. 8-9. Дипломный проект «Реконструкция усадьбы Андреевых-Резановых Спасское-Куркино с приспособлением под туристические функции», дипломник Голубева С.С., руководитель профессор И.К. Белоярская, 2015г.

Рис. 10-17. Проект реставрации выполнен АУК ВО «Вологдареставрация», 2019г. Руководитель авторского коллектива И.К. Белоярская.

Литература

1. Алявдин В.И. Фонд «Русская усадьба»: его цели, программа, проекты // Усадьба как родовое гнездо: материалы Пятых петербургских генеалогических чтений. - СПб., 2001. - С. 215-221

2. Андреевский Л.И. Образование и воспитание в барской семье Вологодской губ. в начале XIX в.: из архива с. Куркино. - Вологда, 1928. - 29 с.

3. Батурин Н.Т. Игорь Северянин и усадьба Владимировка. - Череповец, 1999. - 14 с.

4. Городнова Л.Е. Смысловой континуум понятия «усадьба» // Вестник Тамбовского университета. - 2010. - № 10. - С. 201-206.

5. Грабарь И.Э. Ранний Александровский классицизм и его французские источники [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-90350.html

6. Гура И.В. Усадьба Батюшковых, в которой жил поэт К.Н. Батюшков, а позднее бывал писатель А.И. Куприн: (село Даниловское) // Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР: Вологодская область. - М., 1979. - С. 171-173.

7. Гусева С.Е. Садово-парковый комплекс сельских дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии (типологический аспект): автореф. дисс. ... канд. архитектуры: 18.00.01 / Гусева Светлана Евгеньевна; ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им. С.М. Кирова». - СПб., 2008. - 16 с.

8. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: соврем. версия [авторство версии, обраб. текста: Е. Грушко, Ю. Медведева]. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 735 с.

9. Дубровская Е.А. Эволюция дворянской усадьбы конца XVIII - первой трети XIX века. На примере Архангельского: автореф. дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Дубровская

Евгения.Андреевна; московский государственный педагогический университет. - М., 2009. - 15 с.

10. Евдокимов И.В. Куркино: [рукопись]. - [Б. М.: 192?]. - 24 с. Хранится в ВОУНБ.

11. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830- 1890-х годов. - М.: Искусство, 1978. -399 с.

12. Обрядина В. Утраченная культура: судьба усадьбы Спасское-Куркино в 1920-е годы // Известия Вологодского общества изучения Северного края. - Вологда, 2004. - Вып. 13. - С. 84-88.

13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Пономарёва М.В. Дворянская усадьба в культурно-художественной жизни России (XVIII - XIX вв.): автореф. дисс. ... канд. ист. наук: 24.00.01 / Пономарёва Мария Владимировна; Московский Гуманитарный Университет. - М., 2005. - 23 с.

15. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX -начала XXвека. Книга II. Под общей редакцией Е.И. Кириченко. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 560 с.

16. Ширканова Е. Дворянские гнёзда России // Родина. - 2010. - № 4. - С. 10-11.

17. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/u/usadba.html

References

1. Alyavdin V.I. Fond «Russkaja usad'ba»: ego celi, programma, proekty [Fund "Russian estate": its purposes, the program, projects. The Estate as a family nest: materials of the Fifth Petersburg genealogical readings]. St. Petersburg, 2001, pp. 215-221.

2. Andreevsky L.I. Obrazovanie i vospitanie v barskoj sem'e Vologodskoj gub. v nachale XIX v.: iz arhiva s. Kurkino [Education and upbringing in the lordly family of Vologda lips. in the early XIX century.: from the archive of S. Kurkino]. Vologda, 1928, 29 p.

3. Baturin N.T. Igor' Severjanin i usad'ba Vladimirovka [Igor Severyanin and the estate Vladimirovka]. Cherepovets, 1999, 14 p.

4. Gorodnova L.E. Smyslovoj kontinuum ponjatija «usad'ba» [Semantic continuum of the concept "manor". Bulletin of Tambov University]. 2010, no. 10, pp. 201-206.

5. Grabar I.E. Rannij Aleksandrovskij klassicizm i ego francuzskie istochniki [Early Alexandrovsky classicism and its French sources]. Available at: https://www. bestreferat. ru/referat-90350. html

6. Gura I.V. Usad'ba Batjushkovyh, v kotoroj zhil pojet K.N. Batjushkov, a pozdnee byval pisatel' A.I. Kuprin: (selo Danilovskoe) [Manor Batskovich, where lived the poet K. N. Batyushkov, and later visited the writer A. I. Kuprin: (village of Danilovskoe). Materials of the arch of monuments of history and culture of the Russian Federation: Vologda oblast]. Moscow, 1979, pp. 171-173.

7. Guseva S.E. Sadovo-parkovyj kompleks sel'skih dvorjanskih usadeb Sankt-Peterburgskoj gubernii (tipologicheskij aspekt) [Garden and Park complex of rural noble estates of St.

Petersburg province (typological aspect): author. dissertations for the degree of candidate of architecture]. St. Petersburg, 2008, 16 p.

8. Dal V.I. Tolkovyjslovar' russkogo jazyka: sovrem. versija [Explanatory dictionary of the Russian language: lie. Version]. Moscow, EKSMO-Press, 2002, 735 p.

9. Dubrovskaya E.A. Jevoljucija dvorjanskoj usad'by konca XVIII - pervoj tretiXIX veka. Na primere Arhangel'skogo [Evolution of the noble estate of the late x ХPI - the first third of the XIX century. On the example of Arkhangelsk: autoref. the dissertation on competition of a scientific degree of candidate of historical Sciences]. Moscow, 2009, 15 p.

10. Evdokimov I.V. Kurkino [Kurkino: manuscript]. BM: 192? 24 p., is Stored in the COLLECTION.

11. Kirichenko E.I. Russkaja arhitektura 1830- 1890-h godov [The Russian architecture 1830 -1890 years]. Moscow, Art, 1978, 399 p.

12. Obriadina V. Utrachennaja kul'tura: sud'ba usad'by Spasskoe-Kurkino v 1920-e gody [The Lost culture: the fate of the estate Spasskoe-Kurkino in the 1920-ies]. Vologda, 2004, Issue. 13, pp. 84-88.

13. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Dictionary of Russian language]. Moscow, Azbukovnik, 2000, 940 p.

14. Ponomareva M.V. Dvorjanskaja usad'ba v kul'turno-hudozhestvennoj zhizni Rossii (XVIII -XIXvv.) [Noble estate in the cultural and artistic life of Russia (XVIII - XIX centuries): autoref. the dissertation on competition of a scientific degree of candidate of historical Sciences]. Moscow, 2005, 23 p.

15. Russkoe gradostroitel'noe iskusstvo. Gradostroitel'stvo Rossii serediny XIX - nachala XXveka [Russian town-planning art. The urban planning of Russia in the mid XIX - early XX century. Book II. Under the General editorship of E. I. Kirichenko]. Moscow, Progress-Traditsiya, 2003, 560 p.

16. Shirmanova E. Dvorjanskie gnjozda Rossii [Nest of Russia. Homeland]. 2010, no. 4, pp. 1011.

17. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' [Large encyclopedic dictionary]. Available at: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/u/usadba.html

ОБ АВТОРЕ

Белоярская Ирина Константиновна

Кандидат архитектуры, профессор секции Реставрации и реконструкции архитектурного наследия, Вологодский государственный университет, Вологда, Россия e-mail: irakonstanta@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR Beloyarskaya Irina

PhD in Architecture, Professor, Section of Restoration and Reconstruction of Architectural Heritage, Vologda State University, Vologda, Russia e-mail: irakonstanta@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.