Научная статья на тему 'Главный дом города: между прошлым и будущим'

Главный дом города: между прошлым и будущим Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
282
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лапшина Е. Г.

Каждый исторический город рано или поздно сталкивается одновременно с двумя проблемами: обновлением жилого фонда в своей центральной части и сохранением обветшавшей исторической застройки ее назначения, статуса, архитектурного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Building of the City: The Past and the Future

The problem of architectural object existence within its transformation from traditional culture to contemporary urban civilization environment is being discussed. The existence periods of architectural and historical relic of the past the gubernator's house in the city of Penza (since 1804) are presented. The attempt has been done to find out the meaning and the development direction of this architectural object at present.

Текст научной работы на тему «Главный дом города: между прошлым и будущим»

Главный дом города: между прошлым и будущим.

Е.Г. Лапшина

Каждый исторический город рано или поздно сталкивается одновременно с двумя проблемами: обновлением жилого фонда в своей центральной части и сохранением обветшавшей исторической застройки - ее назначения, статуса, архитектурного образа. Проблема встает особенно остро, когда касается «главного» дома в городе. Таковым, например, можно считать дом, от века принадлежавший главе города и округи -дом губернатора. В данной статье рассмотрены вопросы реконструкции губернаторского дома в городе Пензе.

Пенза расположена в Среднем Поволжье, на взгорке у реки Суры. Более 200 лет парадным фасадом главной исторической - бывшей Соборной - площади города является Дом губернатора (рис. 1). Построенный в конце XVIII века, он пережил двадцать губернаторов царской России и теперь, по прошествии многих лет, должен принять действующего губернатора - главу Пензенской области.

Провести сегодня реконструкцию памятника федерального значения в провинции - действительно серьезная проблема. Нас будет интересовать не столько финансовая или законодательная сторона вопроса, сколько архитектурнознаковая, смыслообразующая роль старинного главного дома города. Должен ли он и далее оставить за собой этот статус? Каким образом это может быть обеспечено? Как глубоко реконструкция должна затронуть структуру домового пространства? Чтобы получить ответы на поставленные вопросы, следует прежде всего попытаться проникнуть в существо исторической жизни здания.

Исторический очерк жизни дома

Здание по улице Советской, 5 (бывшей Губернаторской) было построено в 1790 году как часть усадьбы действительного статского советника и кавалера Аполлона Никифоровича Колокольцова. Автор проекта неизвестен, однако изучение аналогов позволяет предположить следующее. Внешний вид дома повторяет в упрощенном виде очертания Михайловского дворца (рис. 2), возведенного в Санкт-Петербурге по проекту К.Росси в 1819-1825 годах. К.Росси открыл удивительно эффектный вид на главный дворцовый фасад со стройным и изящным восьмиколонным портиком коринфского ордера.

Таким образом, здесь прослеживается связь с направлением развития столичной архитектуры и с образцами дворцовых ансамблей в стиле высокого классицизма или ампир. Следует заметить, что отдельные здания в центре города Пензы были выстроены в XVIII-XIX веках по проектам столичных архитекторов. Так, здание Пензенского художественного училища, выполненное в стиле классицизма, спроектировал в 1894 году петербургский гражданский инженер А.П.Мак-симов, здание крестьянского поземельного

банка, построенное в 1910-1912 годах в стиле модерн, -выдающийся петербургский зодчий, академик архитектуры А.И. фон Гоген.

Существует и другое мнение об авторстве проекта усадьбы Колокольцова. Предполагается, что им мог быть нижегородский архитектор Ананьин, который проектировал также здания первого и второго корпуса присутственных мест в Пензе.

В целом отличительной чертой архитектурного убранства фасадов (рис. 3) главного здания усадьбы явилось использование строенных итальянских окон на втором парадном этаже, а также арочные оконные проемы над ними, отмечающие завершение боковых ризалитов. Центральная часть фасада украшена неглубоким портиком с фронтоном, поддерживаемым шестью пилястрами ионического ордера. На главном фасаде портик был дополнен балконом, огороженным кованой решеткой.

Планировка здания организована в виде анфилады комнат (рис. 4). Их первоначальное назначение, а также отделка пола и стен на планах не указаны.

Однако подобная планировка присуща любой городской усадьбе ХVIII-XIX веков. Подробное ее описание можно встретить у В.Гиляровского в рассказах, передающих атмосферу старинного быта московского общества. Он так рисует дворец М.Хераскова на Тверской, перешедший после 1812 года во владение графа Разумовского, а в 1831 году - во владение Московского Английского клуба: «...Розовый дворец с белыми стройными колоннами, с лепными работами, <...> на фронтоне <...> золоченый графский герб Разумовских» [1, с.237]. Из вестибюля по парадной лестнице автор ведет нас в бывшую приемную, а затем туда, где часто собирались члены Английского клуба - в «кофейную» комнату. Основные события обсуждались в «говорильне», за которой располагалась большая гостиная. Далее «следовала «галерея» - длинная комната, проходная в бильярдную и в читальню, имевшая также выход в сад . В левом углу проходной «галереи» была дверка в «инфернальную» и в «старшинскую» комнату. Рядом со «старшинской» был внутренний коридор и комната, которая у при-

Ш: 11 14

I ■

Рис.1. Пенза. Дом губернатора на Губернаторской улице. Фото начала ХХ века

слуги называлась «ажидация», а у членов - «лакейская»» [1, с. 247]. Упоминается также «портретная», которая была связана со столовой залой.

Интерес представляет уже простой перечень помещений дворянского дома. Отдельно описывает Гиляровский зал читальни, построенный Жилярди: «Входишь - обычно публики никакой. Сядешь в мягкое кресло. Ни звука. Только тикают старинные часы. Зеленые абажуры над красным столом с уложенными в удивительном порядке журналами и газетами, к которым редко прикасаются. Безмолвно и важно стоят мраморные колонны, поддерживающие расписные своды -творчество художников времен Хераскова. Поблескивают золотыми надписями кожаные переплеты сквозь зеркальные стекла шкафов. Окна занавешены. Только в верхнюю, полукруглую часть окна, незашторенную, глядит темное небо. Великолепные колонны с лепными карнизами переходят в покойные своды <...> - по преданиям, здесь был кабинет Хераскова. Сквозь полумрак рельефно выступает орнамент - головы каких-то рыцарей» [1, с. 248].

Подобный ряд помещений был устроен, как представляется, и в доме А.Н.Колокольцова. Однако в качестве главного здания городской усадьбы дом просуществовал недолго, всего несколько лет. Семейные дела Колокольцова были расстроены, и он продал городскую усадьбу.

В 1804 году усадьба (рис. 5) была приобретена казной для жительства гражданского губернатора.

Как известно, в России губернаторство было введено Петром I в 1708 году. Тогда же страна была разделена на 8 губерний. Гражданским начальником губернии был губернатор, который фактически имел статус официального лица министерства внутренних дел и «соблюдал неприкосновенность верховных прав самодержавия» [2], а также интересов государства. Пенза получила статус губернского города 9 сентября 1801 года и сохраняла его до 1928 года, когда губернии в Советской России были ликвидированы. Известны мемуары о жизни пензенских губернаторов, составлен-

Рис. 2. Санкт-Петербург. Михайловский дворец

ные Ф.Ф.Вигелем в виде записок, неоднократно цитируемых.

По имеющимся сведениям, первым губернатором Пензенской губернии 5 сентября 1801 года был назначен генерал-майор Филипп Лаврентьевич Вигель (1742-1812). Он положил начало пути, по которому в течении 116 лет шли его последователи. Ф.Л.Вигель сформировал уездные и губернские органы управления, отремонтировал корпуса присутственных мест. Он же купил для собственной резиденции усадьбу Колокольцова на Верхней (Соборной) площади. С тех пор дом служил постоянной резиденцией Пензенских губернаторов и прочно утвердил за собой имя губернаторского дома.

Среди пензенских губернаторов назовем всеобщего любимца князя Г.С.Голицина (1780-1848), который происходил из знатной фамилии и, будучи богатым и образованным, «жил в Пензе необыкновенно пышно и великолепно» [2], проживая до 100 тысяч рублей ежегодно.

В течение трех лет пензенским губернатором был М.М.Спе-ранский (1772-1839). Для Сперанского (рис. 6) это была почетная ссылка, оставившая, впрочем, в его памяти приятный след и трогательные воспоминания о Пензе как прекраснейшем городе на свете. Этот смелый реформатор вел жизнь скромную, уединенную, имея собственный дом на Лекарской улице.

В Николаевскую эпоху заметным явлением для Пензы было 28-летнее губернаторство А.А.Панчулидзева - с 1831 года. Он был способный и хваткий администратор, живший очень широко. Дважды принимал в Пензе царствующих особ: в 1836 году город посетил император Николай I, в 1837 - цесаревич Александр. По рекомендации царя губернатор в 1939 году распорядился убрать остатки старой крепости и разбить на их месте в южной части Соборной площади сквер. Теперь этот сквер носит имя М.Ю.Лермонтова.

На время губернаторства А.А.Панчулидзева имеются архивные данные, позволяющие дать описание планировки губернаторского дома. В составе помещений первого этажа на декабрь 1836 года находились: входные крыльца, швейцарская, парадная лестница, комнаты губернаторской канцелярии,

Рис. 3. Пенза. Губернаторский дом. Фасад, 1809 год. По материалам РГИА, ф. 1488, оп. 3, д. 157, л. 2

Рис. 4. План 1 этажа Губернаторского дома. 1802 год. По материалам РГИА, ф. 1488, оп. 3, д. 177, л. 4а

задние сени с лестницами, комнаты, занимаемые прислугою, кладовые, холодные сени [3]. В ведомости казенным гражданским зданиям за 1843 год [4] указано, что в верхнем третьем этаже располагался кабинет гражданского губернатора и детские комнаты, в среднем этаже - помещения гражданского губернатора, а в нижнем этаже - канцелярия, прислуга, кладовая с выходом. Упоминается также постройка входного крыльца в 1836 году, неоднократная перекладка голландских и русских печей, каменного забора и другие ремонтные работы, связанные в основном с покраской окон и дверей, побелкой стен, перемосткой и окраской полов.

К этому же периоду жизни Дома губернатора (рис. 7) относится история объяснения в любви между племянницей губернатора Марией Львовной Рославлевой и поэтом Николаем Платоновичем Огаревым в зале на втором этаже. Событие произошло 11 февраля 1836 года, во время ссылки Огарева в Пензу и его службы в канцелярии губернатора. Впоследствии Мария Рославлева стала женой Николая Огарева.

Общественное здание

С балкона губернаторского дома, занятого Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 21 декабря 1917 года было провозглашено установление советской власти в Пензенской губернии. У парадного фасада Дома губернатора, выходившего на площадь, ставшую теперь Советской, в 1918 году был установлен первый в Европе памятник Карлу Марксу, выполненный из гипса и простоявший здесь три дня (рис. 8).

В советский период бывший губернаторский дом, в котором расположилось множество контор и ведомственных квартир, в конце концов сильно обветшал.

Главный вход в здание, устроенный в торце с левой стороны, сохранился. Однако всегда имелось несколько запасных выходов, в частности, со стороны дворового фасада. Изначально к парадному входу были вплотную пристроены

отхожие места, как это обычно делалось в городских усадьбах (рис. 4). О «благоухании», преследовавшем гостей с порога, ярко писал в своих рассказах Салтыков-Щедрин, проживавший в Пензе в 1865-1866 годах.

Со временем в доме был проведен водопровод и устроен слив, печи разобраны и проведена система центрального отопления. Был также разобран подъемник, приспособленный для подачи блюд в столовую на второй этаж.

В 1997 году дом был отдан в распоряжение Детской художественной школы №1, получившей имя Владимира Татлина, первого советского дизайнера, бывшего студента Пензенского художественного училища. В этот период над помещением двухсветного зала был настелен пол и устроен таким образом переход в верхнем этаже из одной половины здания в другую. Вездесущей детворой, посещавшей художественную школу, в центре здания под полом первого этажа был обнаружен вход в подземный коридор, некогда соединявший Дом губернатора с кафедральным Спасским собором. Во избежание несчастных случаев ход был завален и засыпан. Что, впрочем, не помешало ему превратиться в подземную реку, которая и ныне отводит ливневые воды со взгорка, где располагается губернаторский дом, к реке Суре.

Здание №2 картинной галереи им. К.А.Савицкого

В сентябре 2005 года было принято решение о необходимости восстановления Дома губернатора и начались проектные работы по его реконструкции. Однако реанимация трехэтажного здания общей площадью 1760 кв. м (размеры в плане 48,359 м х 14,850 м), имеющего статус памятника федерального значения и находящегося в плачевном состоянии, оказалась для провинциального города непростой задачей. Значительный объем строительных работ требовал соответствующего объема средств и материалов, а статус памятника - соответствующего качества исполнения работ

Рис. 5. План городской усадьбы А.Н.Колокольцова.

1802 год.По материалам РГИА, ф. 1488, оп. 3, д. 177, л. 4

Рис. 6. Пензенский губернатор М.М.Сперанский (1816-1819 годы)

Рис. 7. Губернаторский дом.

С гравюры середины XIX века

46 2 2009

по реконструкции и, следовательно, привлечения высококвалифицированных специалистов. Столичные мастера оказывались не по карману местному бюджету, а федеральный бюджет на все нуждающиеся в реконструкции зарегистрированные памятники истории и архитектуры средств не отпускал. Чтобы спасти памятник, местным властям пришлось снизить его статус до регионального и привлечь к работам муниципальные кадры.

Проект реконструкции выполнялся сотрудниками Пензенского государственного университета архитектуры и строительства под руководством отдела НИР и проректора по науке, профессора, д.т.н. Т.И.Барановой. Архитектурная часть разработана в мастерской АРКА ПГУАС, руководителем которой является автор, а строительная часть - в конструкторском бюро профессора, д.т.н. Г.Г.Болдырева. Строительные работы были начаты местной строительной организацией. При этом был понижен уровень строительных работ до стадии капитального ремонта, а в качестве заказчика выступила Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого, на баланс которой и передано здание. Предполагалось, что все издержки окупятся фактом спасения главного дома города от гибели.

Были проведены натурные обследования дома и работа в архивах. Значительный объем исторического материала,

Рис. 8. Губернаторский дом на Советской площади. Фото 1918 года

использованного в процессе проектирования, получен из личного архива известного в Пензе историка и краеведа А.И.Дворжанского. Было установлено, что Дом губернатора составлял единый ансамбль с сохранившимся до сего дня домом вице-губернатора, который являлся первоначально флигелем в усадьбе Колокольцова. Во двор усадьбы вели общие въездные ворота, которые некогда располагались в ограде, украшенной кованой решеткой и отделявшей усадьбу от улицы. За домом был разбит большой сад и двор со службами. Оба жилых здания усадьбы располагались по красной линии, формируя фронт застройки (рис. 3, 5).

Обследование состояния здания показало значительные обрушения (рис. 9), затронувшие и несущие конструкции. Часть сводов была утеряна. По проекту усиления конструкций было принято решение о смене перекрытий между этажами. Это привело к некоторой сдвижке уровня второго и особенно третьего этажа. Не удалось восстановить высоту двухсветной парадной залы.

Фасады здания в результате длительного отсутствия капитального ремонта пострадали меньше интерьеров, но неквалифицированное вмешательство при производстве строительных работ привело к потере наиболее изящных элементов декора - капителей колон дорического ордера, украшавших окна, и пилястр ионического ордера под фронтоном в центральной части главного фасада. Оставляют сожаления попытки свести реконструкцию к капитальному ремонту не только на бумаге, но и в действительности. Так, для украшения фасада и отделки интерьера производитель работ предложил готовые полиуретановые профили. К выполнению «евроремонта» склоняется и заказчик в лице директора Пензенской картинной галереи, видимо, за неимением средств на воссоздание исторических интерьеров (рис. 10).

Однако на уровне планировки удалось восстановить анфиладу залов второго этажа и парадную лестницу, расположенную в левом торце дома. Правый торец занимает, по проекту, лифтовая шахта для служебного пользования. Сложившееся разделение помещений по этажам, характерное для городских домов и дворцов ХУШ-ХТХ веков, максимально со-

Рис. 9. Губернаторский дом. Фото 2005 года

2 2009 47

хранено. При этом часть залов по проекту предлагается использовать для экспозиции из фондов картинной галереи.

На первом этаже парадная передняя перед лестницей сообщается с большой приемной, стены которой должны быть украшены портретами губернаторов, и гардеробной. В разработанном проекте предлагается восстановить также располагавшуюся на первом этаже кухню со сводчатым перекрытием. Полы необходимо выполнить мозаичными из разных сортов камня.

На втором этаже - наиболее представительная часть дома. Здесь должен расположиться кабинет губернатора, его парадная резиденция. Кабинет сообщается с анфиладой залов - Гербовый зал для приемов, парадная столовая и гостиная. К служебному входу примыкают апартаменты для гостей. Именно здесь проживали некогда императоры, посещавшие город Пензу. Отделка стен залов предлагается в виде росписи по штукатурке «под мрамор», что было характерно для дворцовых помещений Санкт-Петербурга. Полы - наборный паркет из разных пород дерева. Для оформления потолков планируется использовать восстановленную лепнину. В Гербовом зале необходимо восстановление гипсовых пилястр коринфского ордера.

На третьем этаже размещались личные покои губернатора и его семьи. В проекте здесь предусмотрены гостевые комнаты. Помещение над Гербовым залом предлагается использовать как видео- и конференц-зал, место для деловых встреч.

Таким образом, главный дом города может иметь сегодня многофункциональное использование и вернуть себе утерянный исторический статус губернаторского дома.

Мифологизация места

Грядущая годовщина 350-летия города Пензы породила новую волну интереса к ее истории, к тому месту, откуда «есть пошел город». Место крепости Пенза, где расположена главная историческая площадь города, неоднократно мифологизировано. Фасад площади сегодня, после разрушения крепости, а затем - Спасского кафедрального собора, в значительной степени формирует фланкирующий ее губернаторский дом.

Выясняя сегодня значимость для области, города и горожан этого места, можно сказать, что его новая мифология еще не определена. Сам по себе факт начала воссоздания Дома губернатора - в прошлом главного дома города и губернии, говорит о том, что его место своей сакральной, мифологической сущности не утратило. Пока еще жив исторический центр и город как историческое, вековое явление. Чтобы определить значимость этого места, посмотрим, как видится город при взгляде на него из прошлого и из настоящего.

Взгляд из прошлого. 25 апреля 1969 года - Г.Мясников, второй секретарь Пензенского ОК КПСС:

«До революции Пенза - небольшой, хотя и губернский, город, заполненный в основном осколками дворян, мещанами, кустарями... Идеал мещанина - уют своего семейного гнезда, до остального ему дела нет. <...> После революции, особенно

48 2 2009

в годы Великой Отечественной войны, за счет эвакуации начинается бурный рост промышленности. Готовых кадров рабочих нет, их завозят из сел области. Вместе с желанием работать в промышленности они привозят и свои деревенские привычки: равнодушие к грязи на улице, во дворе, избе. Все это переплетается и дает сейчас мучительные отрыжки равнодушия к внешнему облику города, его благоустройству» [5, с. 5].

Взгляд современника. Июль 2008 года - В.Мануйлов, архитектор, главный редактор журнала «Архитектурная Пенза»:

«Если двигаться в направлении Запада и превращать центр города в огромный торгово-офисный центр, то <...>

Рис. 10. Гербовый зал и деталь интерьера. Фото 2005 года

необходимо провести инвентаризацию строений, которые есть в центре Пензы, снести все старые и ветхие дома, которые не представляют исторической ценности, <...> нужно отдельные микрорайоны или кварталы старой застройки расселять и реконструировать <...> Но главное в том, что никому ничего не надо. Никто не хочет кардинально менять ситуацию».

Вывод. Итак, с любой точки зрения видно, что все возвращается на круги своя, и похоже, равнодушие горожан к своему окружению неистребимо. Из записей в дневнике Г.Мясни-кова по поводу споров о городе Пензе явствует, что «есть у его жителей одна противная особенность: понимают, как должно быть, охают и критикуют, дают неплохие советы, но пальцем не шевельнут, чтобы желаемое превратить в действительное» [5, с. 5]. Если так, то, на наш взгляд, «двигаться в направлении Запада» - значит воспитать гордость за то, что создали наши предки. Следовательно, нам просто необходим миф, поддерживающий патриотизм горожан и «традиционную преемственность, освящая социальные установления <...> для поддержания <...> социального порядка» [6, с. 5]. Ведь хранить и лелеять можно лишь то, что свято в душе.

Одними из первых, кто мифологизировал историю родного города, были древние римляне. Они создали миф о вечном городе, который включил рассказы о его первых царях и героях. Римская мифология и культура в целом оказала в дальнейшем значительное влияние на сложившийся европейский менталитет. При этом историками и мифологами установлено, что «центральное место в мифологии римлян занимал сам Рим, его героический народ и тот особый нравственно-этический кодекс римского гражданина, для которого высшими приоритетами были чувство долга и преданности родине, суровое мужество и способность к самопожертвованию, непоколебимая вера в провиденциальную роль Рима, которому покровительствуют боги» [7, с. 115]. Подобный подход к созданию собственных мифов и легенд, как представляется, следует перенять у Запада прежде всего. В этом ключе должна быть написана история любого крупного российского города и тем самым сформировано позитивное направление в развитии менталитета народа и отечественной культуры.

В таком случае и восстановление Дома губернатора в Пензе не нужно прятать под «маску» капитального ремонта. Необходимо проведение подлинной и глубокой реконструкции дома, где проживали и творили закон облеченные властью люди, те, кто отвечает за город. Ложный стыд здесь неуместен - ведь дом восстанавливается не лично для ныне действующего губернатора, а для того, чтоб не прервалась нить истории. А значит - полной должна быть и реконструкция внутреннего пространства дома, его интерьеров, выведенных из качественных и долговечных строительных и отделочных материалов, по индивидуальным проектам и мастерами, работающими в традиционной технологии.

Однако традиционная технология требует прежде всего неторопливых, размеренных работ. А наших современ-

ников не устраивают «долгострои». В связи с этим вспомним поговорку: «Что быстро родится, то быстро умирает». Она, увы, не соответствует духу сегодняшнего времени, когда все подчинено правилам рынка и должно именно быстро «умирать», чтобы многократно восстанавливаться - разумеется, за деньги.

Возникает противоречие между современными технологиями, с помощью которых в сжатые сроки осуществляется строительство, и требованием качественной реконструкции губернаторского дома, выполненного в традиционных материалах и технологиях. Может быть, было бы честнее поступить, как римляне, оставившие в центре Вечного города его руины, развалины, своего рода «исторические дыры», напоминающие о былом величии. Во всяком случае, таким мог бы стать в историческом городе Пензе временный раскоп на месте бывшего кафедрального собора, возвышавшегося некогда в центре Соборной площади напротив губернаторского дома.

Что касается Дома губернатора, то он еще довольно крепко «стоит на ногах», хотя, с точки зрения строителей, проще было бы разрушить старые стены и на том же месте построить дом заново. Обесценилось бы место выросшим на нем «новоделом»? Видимо, следует дать ответ - да, обесценилось бы. Отмечая, например, блеск и лоск заново отделанных стен Московского Кремля и Собора Василия Блаженного на Красной площади, с грустью ощущаешь, что ушел дух старины, и эти шедевры превратились в некую большую игрушку, когда вдруг была стерта с их стен драгоценная для русского сердца «пыль веков».

Литература

1. Гиляровский В.А. Сочинения в четырех томах. Т.4./ Сост. и прим. Б.И.Есина. М., «Правда», 1989.

2. Тюстин А.В. Пензенские губернаторы. Пенза, 2001.

3. РГИА, ф. 1488, оп. 3, д. 157, л. 14.

4. ГАПО, ф. 132, оп. 1, д.230 а.

5. Архитектурная Пенза, №1, июль 2008.

6. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское / Перевод с фр. М., «Ладомир», 2000.

7. Садовская И.Г. Мифология. СПб, «Алатея», 2000.

The Main Building of the City: The Past and the Future.

By Lapshina E.G.

The problem of architectural object existence within its transformation from traditional culture to contemporary urban civilization environment is being discussed. The existence periods of architectural and historical relic of the past - the gubernator's house in the city of Penza (since 1804) - are presented. The attempt has been done to find out the meaning and the development direction of this architectural object at present.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.