ISSN 2542-1468, Лесной вестник /Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 4. С. 11-17. © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018
Архитектурная часть старых усадебных... Исследование исторических объектов ландшафтной архитектуры
УДК 712.03 DOI: 10.18698/2542-1468-2018-4-11-17
АРХИТЕКТУРНАЯ ЧАСТЬ СТАРЫХ УСАДЕБНЫХ АНСАМБЛЕЙ МОСКВЫ
В.А. Леонова, Н.Ю. Гришина
МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), 141005, Московская область, г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, д. 1 [email protected]
В последние годы (2017 г.) во многих странах мира возрос интерес к национальным историческим объектам ландшафтной архитектуры, их сохранению и использованию. В России большое внимание всегда привлекала усадебная культура как неповторимый элемент отечественной самобытности. Усадьбы в России являлись элементарной градостроительной единицей и были широко распространены и в столичных городах, и в провинции. С течением времени сложились определенные приемы и типология структуры усадебных территорий. В статье описаны некоторые из сохранившихся городских усадьб исторического центра Москвы, обследованных в ходе комплексного изучения сохранившихся объектов и процесса их исторической интеграции в структуру столицы. Приведены данные об архитектуре главного дома каждой из 24 исследуемых усадеб, их стилевых особенностях и их трансформации во времени. Упоминаются персоналии, связанные с ключевыми событиями в истории усадеб.
Ключевые слова: городская усадьба, архитектурные стили, главное здание, красная линия
Ссылка для цитирования: Леонова В.А., Гришина Н.Ю. Архитектурная часть старых усадебных ансамблей Москвы // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 4. С. 11-17. DOI: 10.18698/2542-1468-2018-4-11-17
Под усадьбой понимается «комплекс жилых, хозяйственных и других построек, расположенных на одной территории и составляющих единое архитектурное и хозяйственное целое» [1], поэтому процесс изучения наследия усадебной культуры должен проводиться комплексно.
Изначально усадьбы были привилегией дворянского сословия. Воспитанный на идеалах эпохи Просвещения дворянин пытался на своем кусочке земли создать прекрасный и совершенный мир. Усадебное строительство в ХУШ-Х1Х вв. повсеместно охватило Россию. Территории загородной и городской усадеб несколько отличались друг от друга. Загородные усадьбы вначале представляли собой подворье со службами, но со временем они превращались в продуманный ансамбль, имеющий свою четкую художественную структуру. Причем эта структура охватывала многие сферы деятельности человека — от воспитания до науки и сельского хозяйства.
Что касается городской усадьбы, ее утилитарная функция сводилась к минимуму. По мере роста и развития города приходилось подчиняться его правилам. Вследствие недостатка места расположить усадьбу в глубине участка было невозможно, поэтому главный усадебный дом все плотнее приближался к красной линии, становясь частью города. Некоторые здания даже выстраивались непосредственно вдоль красной линии. Выйдя на улицы, московские усадьбы стали украшением города и частью городской архитектуры.
Нас интересовали следующие вопросы: какие усадьбы дожили до наших дней, кто их авторы,
где сохранились озелененные территории и какую роль они сейчас играют. По картографическим материалам были отобраны усадьбы, сохранившиеся в пределах Садового кольца и на расстоянии не более двух километров от него, которые и стали объектом анализа.
Цель работы
Цель работы — обследование части сохранившихся городских усадеб исторического центра Москвы в ходе комплексного изучения сохранившихся объектов и процесса их исторической интеграции в структуру столицы.
Описание обследованных усадеб
Среди исследуемых усадеб выявлены две, у которых главный дом был выполнен из дерева. Это главный дом усадьбы Трубецких в Хамовниках (к сожалению, недавно совсем утраченный), являвшийся наиболее древним объектом деревянного зодчества среди усадебных домов Москвы. Он сгорел во время пожара в 2000 г. На сегодняшний день деревянное зодчество столицы представлено только домом усадьбы Л.Н. Толстого (рис. 1). Ее сходство с простым деревенским домом и небольшой сад, лишенный модных излишеств, сыграли решающую роль в том, что Толстой купил именно эту усадьбу.
Каменные строения московских усадеб представлены творениями многих архитекторов — М.Ф. Казакова и его школы, Р.Р. Казакова, А.Г. Григорьева, Д. Жилярди, О.И. Бове, А.С. Каминского, А.В. Иванова, К.К. Гиппиуса и др.
Рис. 1. Дом-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках Fig. 1. Farmstead of L.N. Tolstoy's in Khamovniki
Автором главного дома графа Остермана считается один из архитекторов школы М.Ф. Казакова. Потомок Ивана Андреевича Остермана в 1827 г. решился продать восстановленную после пожара 1812 г. усадьбу. Ее выкупили для Московской семинарии. Чтобы увеличить площадь помещений для занятий, дворец расширяли в глубину участка и строили новые здания со стороны сада. Такое бережное отношение позволило сохранить памятник архитектуры эпохи классицизма в неизменном виде [2].
Внешний вид усадьбы Долговых—Жемочкиных, возникшей в конце XVII в., через 100 лет изменился. На основе сводчатого подклета был построен трехэтажный дом в стиле раннего классицизма. Пожар 1812 г. нанес строению урон, но дом был восстановлен. Позже у его заднего фасада были сооружены пристройки с открытой террасой и спусками на территорию сада. Некоторые исследователи [3, 4] полагают, что в этих работах принимал участие архитектор О.И. Бове.
Главный дом усадьбы, которая ныне называется усадьбой Черткова, был построен во второй половине XVIII в. для генерал-майора С.Н. Салтыкова московским архитектором С.А. Кариным в строгом классическом стиле. Вид здания постепенно преображался. Спустя почти век, в 1859-1863 гг., по проекту А.В. Булгарина были изменены фасады и сделаны некоторые пристройки. В начале XX в. Ф.О. Шехтель изменил интерьер лестницы. Приблизительно в это же время архитектор Ю.Ф. Дидерикс дополнил ансамбль постройкой павильона, который был снесен в конце XX в. в ходе реставрационных работ как элемент, не соответствующий духу времени [5].
Усадьба Хрущевых — Селезневых за время своего существования побывала в руках разных хозяев. Данный усадебный комплекс складывался постепенно. Как и многие другие здания в
Москве, объекты архитектуры на его территории пострадали при пожаре 1812 г. Авторы не всех строений точно установлены. Доменико Жилярди достаточно продолжительное время считался автором дома с мезонином, построенного на основе послепожарного остова здания XVII в. Однако позже авторство постройки 1814-1816 гг. стали признавать за учеником Жилярди — Афанасием Григорьевичем Григорьевым. Видимо, это одна из их коллективных работ, и выделить личный вклад каждого архитектора непросто. Вся территория усадьбы занимала целый квартал, имелось немало различных служебных построек и садовых павильонов, сгруппированных вокруг небольшого сада. Главный дом имеет два парадных фасада, выполнен в стиле ампир. До 1935 г. ансамбль дополняло здание церкви, на месте которой позже выстроили школу, повредив тем самым стройную законченность всего усадебного комплекса. В 1961 г. в усадебном доме разместился музей А.С. Пушкина, в 1991 г. провели реставрацию территории, часть зданий демонтировали, а в 1999 г. во дворе появилась купольная конструкция [6].
Усадьба Гагариных — это величественный особняк, памятник архитектуры раннего московского классицизма конца XVIII в., построенный для семьи князя С.В. Гагарина по проекту М.Ф. Казакова. Здание пострадало при пожаре 1812 г. В 1821 г. сам корпус дворца и его левое крыло отстроили заново. В 1828 г. здание было приобретено военным генерал-губернатором Москвы Д.В. Голицыным для устройства в нем больницы. Оно было полностью восстановлено архитектором О.И. Бове и приспособлено для нужд лечебного учреждения [4].
Архитектурный стиль главного усадебного здания дачи Строганова на Яузе — ампир. Это объект, выполненный по проекту Родиона Родионовича Казакова. В 1828 г. при новых владельцах — купцах Алексеевых — здание перестроили, позже, во время второй перестройки 1859 г. одноэтажный особняк был увеличен еще на один этаж [7].
Территория Морозовского сада, названного так по фамилии последних владельцев, была усадьбой еще в первой половине XVIII в., когда ею владел сын молдавского господаря Кантемира. Возможно, что история этого места началась еще раньше. По легенде, этот небольшой участок земли был частью садов, существовавших еще при Василии III. При Кантемире здесь уже стоял каменный дом, который был переделан в самом конце XIX в. по проекту свободного художника архитектуры Петра Александровича Дриттенпрейса, много работавшего по перестройке зданий в стиле поздней эклектики [8].
Главное здание усадьбы Д.А. Давыдова было построено во второй половине XVIII в. Территория усадьбы в то время была обширна и занимала достаточно большое пространство, равное целому кварталу. Архитектурный стиль здания — ранний классицизм. Оно построено на основе более древних палат первой половины XVIII в., возведенных для московского полицмейстера Н.П. Архарова. В это же время построены одноэтажные флигели, которые вкупе с главным зданием образовали курдонёр. Усадьба пострадала при пожаре 1812 г., но была восстановлена. В 1830-х гг. крылья главного дома и флигели были надстроены, а в 1869-1874 гг. Александр Лаврентьевич Обер (один из организаторов первого творческого объединения московских архитекторов) выполнил перестройку здания с заменой деревянных строений на каменные [9].
Одним из самых шикарных строений столичной Разгуляевской площади в начале XIX в. считался дворец графа А.И. Мусина-Пушкина. Он был создан в последнее десятилетие XVIII в. М.Ф. Казаковым, поврежден пожаром при наполеоновском нашествии на Москву [10]. После московского пожара 1812 г. при восстановлении дома Мусина-Пушкина его архитектура была дополнена элементами стиля ампир [11].
Усадьба московского генерал-губернатора Т.И. Тутолмина выполняла важную градообразующую функцию при формировании образа Таганского холма (или «Швивой» горки) на рубеже XVШ-XIX вв. Авторы построек не указываются, но так как здание было включено в небезызвестный «Архитектурный альбом Матвея Федоровича Казакова», то, скорее всего, в перестройках участвовал он сам либо его ученики. Работы по постройке усадьбы были завершены в первом десятилетии XIX в. [4]
На территории городской усадьбы Татищева располагалось несколько построек: сам усадебный дом, служебный корпус, традиционные флигели. Как и многие усадьбы из нашей выборки, постройки комплекса относятся к архитектурному стилю московского классицизма, а автором был кто-то из учеников М.Ф. Казакова. В 1860-е гг. усадьбу купил купец первой гильдии Л.И. Катуар, при нем дом и другие постройки были перестроены при участии архитектора А.С. Каминского [4].
Еще одна усадьба Москвы, которой не коснулся пожар 1812 г., это бывший дом князя С.Б. Куракина — двухэтажный жилой особняк. Строительство шло с 1789 по 1792 гг. предположительно. Этот дом внесен в знаменитый каза-ковский список лучших проектов архитектуры московского классицизма [12].
Рис. 2. Усадьба Баташевых Fig. 2. Batashev's farmstead
Архитектор, построивший усадьбу Баташевых (рис. 2), точно не известен. Существует ряд предположений, в том числе называется имя Родиона Родионовича Казакова. История донесла до нас и имя крепостного архитектора, который руководил работами по постройке и выполнил скульптурные украшения, — М.П. Кисельников. Главное здание стоит чуть в глубине территории и вместе с двумя боковыми флигелями образует типичный для московских усадеб курдонёр. Галереи, соединявшие дом и флигели, не сохранились [13]. В сентябре 1812 г. здесь остановился французский маршал Мюрат, но затем он изменил свое местопребывание, а в усадьбе вспыхнул пожар, который нанес ей ощутимый ущерб. После пожара усадьбу реконструировали. Заслуживает внимания и ограда усадьбы Баташевых. Она, вероятно, отлита из чугуна с заводов Баташева, расположенных в г. Вык-са Нижегородской области [14]. По элегантности ее иногда сравнивают с решеткой петербургского Летнего сада [15].
Усадьбу продали московским властям, которые открыли в ней больницу для рабочих [16]. Работы по приспособлению здания для нужд лечебного учреждения выполнил в 1878 г. А.А. Мейнгард. Двадцатью годами позже на территории появилась больничная домовая церковь.
Особняк М.П. Губина построен в 1793 г. Кроме главного дома в стиле ампир, на территории усадьбы располагались флигели, служебные строения, регулярный сад и пруд. Главный дом был ориентирован вдоль красной линии застройки, а все постройки и элементы усадьбы прятались в глубине территории [17]. История строительства усадьбы Губина, как и многих других зданий московских усадеб, была непростой. Время первоначальной постройки точно не установлено; возможно, кроме палат первой половины XVIII в., в основании здания лежат и более древние сооружения. После пожара 1812 г.
Рис. 3. Усадьба Латышевых — Бахрушиных — Бардыгиных Fig. 3. Latyshev — Bakhrushinyh — Bardygin's farmstead
в течение пяти лет (с 1823 по 1828 гг.) усадебное здание реставрировали, возобновили даже росписи интерьеров.
Усадебный дом, находящийся в городской усадьбе Разумовского, был построен в 1803 г. Имя зодчего до сих пор точно не установлено. Им могли быть и Н.А. Львов, и его ученик А.А. Ме-нелас. Иногда авторство, с учетом стилистических особенностей, приписывают М.Ф. Казакову. А.Г. Григорьев, приспосабливая помещения бывшей усадьбы для нужд Воспитательного дома, выстроил двухэтажный корпус слева от главного здания. Размер усадебного сада составлял более 30 га. Боковые флигели, выполненные из кирпича, имели сквозные проезды во дворы. Трехэтажная центральная часть из дубовых брусьев была украшена нишей — лоджией и портиком ионического ордера. Именно здесь располагались личные покои графа, так как жить в каменном помещении Разумовский считал вредным для здоровья. Главный усадебный дом традиционно для Москвы выстроен так, что образует обширный парадный двор, а флигели вытянулись вдоль красной линии застройки [18].
Главный усадебный дом в бывшей усадьбе Небольсиной, ныне входящий в состав построек ансамбля Филатовской больницы, был создан в конце XVIII в., когда территория находилась во владении князей Волконских. Здание в сильно измененном виде сохранилось до наших дней. А.С. Каминский построил церковь и перестроил помещения усадьбы, чтобы приспособить ее здания для нужд больницы. Кроме того, на территории усадьбы присутствует постройка, выполненная по проекту Осипа Бове.
Ф.А. Ардалионов был одним из владельцев усадьбы, расположенной на Дубининской улице, дом построен в конце XVIII — начале XIX в. Другое строение усадьбы относится к первой
трети XIX в. и является памятником архитектуры XVIII-XIX вв. Главный дом представляет собой жилое двухэтажное здание с антресолью и сводчатым цокольным этажом [19].
Строительство усадьбы Барышниковых вел М.Ф. Казаков с 1793 по 1802 г. Главное здание и правое крыло включали в себя палаты XVII-XVIII вв. Усадьба спланирована в форме каре, к портику сходились галереи с колоннами, ныне утраченные. Реставрирована в 1930-е гг. по проекту С.Ф. Кулагина [4].
Усадьба Высокие Горы (Усачевых — Хлудовых — Найденовых) считается последней постройкой, выполненной в Москве Д. Жилярди в 1829-1836 гг. для чаеторговцев Усачевых. Территория усадьбы достаточно велика, но удачно связана с главным зданием при помощи округлого в плане пандуса, плавно спускающегося в парк [20].
Ансамбль строений усадьбы Клаповской состоит из главного дома и двух флигелей. Сохранилась также историческая ограда, обрамляющая территорию. Особняк М.П. Клаповской в основе, возможно, имеет более старую постройку XVII в. Современный вид ансамбля сложился уже к 1816-1823 гг. Усадьба была перестроена по заказу тогдашнего владельца, купца И.С. Ру-ковишникова. Усадебный комплекс был дополнен флигелями и оградой с мощными пилонами ворот, отделившей территорию от улицы, а центральную часть главного дома украсил портик с лестницей и шестью колоннами. Сложившийся ансамбль считается незаурядным образцом по-слепожарной городской усадебной архитектуры московского ампира [4].
До 1812 г. на месте, где теперь находится усадьба Охотниковых, располагалась усадьба Талызиных (она была уничтожена пожаром). Главный дом новой усадьбы П.Я. Охотникова строился с 1817 по 1820 г. Его фасад вытянулся вдоль красной линии улицы Пречистенки. Автором проекта особняка, возможно, был архитектор Ф.К. Соколов, который принимал участие в планировке и застройке центральной части Москвы и был одним из ведущих зодчих периода восстановления Москвы после наполеоновского нашествия [4, 21].
Усадьба Латышевых — Бахрушиных — Бардыгиных — относится к стилю раннего московского модерна. Главный дом усадьбы купцов Латышевых появился до 1821 г. В конце XIX в., в 1896 г. дом приобрел купец А.П. Бахрушин; по его заказу дом перестроил архитектор Карл Карлович Гиппиус. Вдова Бахрушина продала дом своим родственникам — Бардыгиным. В 1911 г. они изменили отделку фасада, и она приобрела черты раннего московского модерна (рис. 3) [22].
Выводы
Анализ данных, полученных при обследовании городских усадеб исторического центра Москвы, позволяет сделать следующие выводы.
1. Пять усадеб выстроены на основании существовавших ранее каменных подклетов. Это усадьбы Долговых — Жемочкиных, Хрущевых — Селезневых, Давыдова, Губина, Барышниковых.
2. Из обследованных усадеб наибольшее число созданы М.Ф. Казаковым и архитекторами его школы — восемь. Это усадьбы графа Остермана, Гагарина, Тутолмина, Мусина-Пушкина, Татищева, Куракиных, Губина, Барышникова. (Не везде имена авторов известны наверняка, но так как эти усадебные дома были внесены в «Архитектурные альбомы Матвея Федоровича Казакова», считается, что автором был либо он сам, либо его ученики).
3. Достаточно большую группу составляют усадьбы, у которых создатели первоначальных построек совсем неизвестны. Это четыре усадьбы: Ардалионова, Клаповской, Л.Н. Толстого и Трубецких. Для некоторых усадеб имеются сведения об авторах проектов перестроек и дополнений, внесенных в архитектуру строений со временем. Так, известны авторы перестроек усадьбы Давыдова и Охотникова: А.Л. Обер и Ф.К. Соколов.
4. По две усадьбы были спроектированы архитекторами Р.Р. Казаковым (усадьбы Строганова и Баташевых) и А.Г. Григорьевым (усадьбы Хрущевых — Селезневых и Разумовского).
5. Постройками в двух усадьбах занимался А.С. Каминский — мастер, работавший в основном в стиле эклектики. Его строения можно найти на территории усадеб князя Куракина и детской Филатовской больницы (бывшая усадьба Небольсиной).
6. Авторами одной усадьбы были: Д. Жилярди (усадьба Высокие Горы), П. Дриттенпрейс (строил здание усадьбы в Морозовском саду), Ф.С. Соколов (усадьба Охотникова). А.В. Иванов строил усадьбу Латышевых — Бахрушеных — Бардыгиных, а перестраивали ее К.К. Гиппиус и И.Т. Барютин.
7. Большинство сохранившихся усадебных строений можно отнести к стилю классицизма (от раннего московского до ампира), хотя имеются усадьбы с элементами эклектики и раннего московского модерна.
Список литературы
[1] Советский энциклопедический словарь / гл. ред.
С.М. Ковалев. М.: Советская энциклопедия,1979. 1600 с.
[2] Дворковский В.Б. Дом графа Остермана (Из истории
здания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства). Памятники культуры.
Новые открытия, 1997. М.: Наука, 1998. С. 547-558. URL: http//www.ostermanniana.ru/house/ house.html#p (дата обращения 15.02.2018).
3] Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафье-ва-Длугач М.И. Москва: архитектурный путеводитель. М.: Стройиздат, 1997. 512 с.
4] Александров Ю.Н. Москва заповедная. М.: Московский рабочий, 1991. 95 с.
5] Данилова Л.И. Улица Москвина, 6: путеводитель. М.: Московский рабочий, 1987. 61 с.
6] Еще одна московская усадьба и ее обитатели. URL: https://galik-123.livejournal.com/92369.html (дата обращения 12.02.2018).
7] Васильев Н. Дача Строгановых на Яузе — дом в стиле ампир. Узнай Москву. URL: http://um.mos.ru/ houses/dacha_stroganovykh_na_yauze/ (дата обращения 12.02.2018).
8] Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. М.: Жираф, 2005. С. 169, 170.
9] Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 годы): ил. биогр. словарь / М.И. Аруин, В.А. Резвин, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Ассоциация инвесторов Москвы, Компания «БАНСО». М.: КРАБиК, 1998. С. 189, 190.
10] Кириченко Е.И. Москва на рубеже столетий. М.: Стройздат, 1977. 184 с.
11] Облюбование Москвы: усадьба Мусина-Пушкина. Репортаж Р. Рахматуллина.
URL: http://www.youtube.com/ watch?v=_-LOskYW1Bw
12] Домашнева Н.А. Белый город в садах. Вып. 1. Путеводитель по Басманному району. М.: Новости, 2007. 96 с.
13] Москва. Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская энциклопедия. 1992.
14] Милова М.Ф., Резвин В.А. Прогулки по Москве. Архитектурные зарисовки: путеводитель. М.: Московский рабочий, 1988. С. 286-292.
15] Лебедева Е. Домовая церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» при Яузской больнице. URL: http://www.el-history.ru/node/1199
16] Либсон В.Я. Возрожденные сокровища Москвы. М.: Московский рабочий,1983. 256 с.
17] Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI в.: проблемы художественного мышления эпохи. М.: Мейкер, 1996, 30 с.
18] Чернявская Е.Н., Бахтина И.К., Полякова Г.А. Архитектурно-парковые ансамбли усадеб Москвы. М.: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, 2004. 248 с.
19] Николаев Е.В. Классическая Москва. М.: Строийиздат, 1975, С. 246.
20] Усадьба Усачевых — Найденовых — Хлудовых. URL: http://apograf.ru/
usadba_usachevyh_hludovyh_naydenovyh/ (дата обращения 30.01.2018).
21] Броновицкая Н.Н., Броновицкая А.Ю. Архитектура Москвы 1920-1960. Путеводитель. М.: Жираф, 2006, 308 с.
22] Распоряжение Мосгорнаследия от 23.04.2013 № 176 «Об утверждении предмета культурного наследия регионального значения «Усадьба Латышевых — Бахрушиных — Бардыгиных».
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=147380;dst=100010 (дата обращения 10.11.2017).
Сведения об авторах
Леонова Валентина Алексеевна — канд. с.-х. наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), [email protected]
Гришина Надежда Юрьевна— канд. с.-х. наук, старший преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), [email protected]
Поступила в редакцию 13.04.2018. Принята к публикации 14.05.2018.
ARCHITECTURAL PART OF MOSCOW OLD FARMSTEAD ENSEMBLES
V.A. Leonova, N.Yu. Grishina
BMSTU (Mytishchi branch), 1, 1st Institutskaya st., 141005, Mytishchi, Moscow reg., Russia [email protected]
In recent years interest in national historical objects of landscape architecture, their preservation and use has increased in many countries of the world. In Russia great attention was always drawn by farmstead culture as the unique element of domestic originality which has really become a phenomenon. Various researchers are engaged in studying of life and customs of farmstead culture, in particular, in the analysis of various collections and heritages of the Russian architects. Estates in Russia were elementary town-planning unit and were widespread also in capital cities, and in the province. Eventually there were certain techniques and typology of structure of farmstead territories. This article covers a part the remained city estates of the historic center of Moscow which have been surveyed during complex studying of the remained objects and process of their historical integration into structure of the capital. In this article the analysis on collecting and synthesis of data on architecture of the main house of each of 24 explored estates, style features and their transformation is provided in time. Milestones are shortly described and the personnel connected with key events in the history of estates is mentioned. Keywords: farmstead, architectural styles, main building, red line
Suggested citation: Leonova V.A., Grishina N.Yu. Arkhitekturnaya chast'starykh usadebnykh ansambleyMoskvy [Architectural part of Moscow old farmstead ensembles]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2018, vol. 22, no. 4, pp. 11-17. DOI: 10.18698/2542-1468-2018-4-11-17
References
[1] Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Soviet Encyclopedic Dictionary]. Ch. Ed. S.M. Kovalev. Moscow: Sovetskaya entsik-lopediya [Soviet Encyclopedia], 1979, 1600 p.
[2] Dvorkovskiy V.B. Dom grafa Ostermana (iz istorii zdaniya Vserossiyskogo muzeya dekorativno-prikladnogo i narodnogo iskusstva). Pamyatniki kul'tury. Novye otkrytiya, 1997. [The house of Count Osterman (From the history of the building of the All-Russian Museum of Decorative and Applied and Folk Art). Monuments of culture. New discoveries, 1997]. Moscow: Nauka, 1998, pp. 547-558. URL: http//www.ostermanniana.com/house/house.html#p (accessed 15.02.2018).
[3] Buseva-Davydova I.L., Nashchokina M.V., Astaf'eva-Dlugach M.I. Moskva: arkhitekturnyyputevoditel' [Moscow: Architectural guide]. Moscow: Stroyizdat, 1997, 512 p.
[4] Aleksandrov Yu.N. Moskvazapovednaya [Moscow reserved]. Moscow: Moskovskiy rabochiy, 1991, 95 p.
[5] Danilova L.I. UlitsaMoskvina, 6: Putevoditel'[Moskvina Street, 6: Guide]. Moscow: Moskovskiy rabochiy, 1987, 61 p.
[6] Eshche odna moskovskaya usad'ba i ee obitateli [Another Moscow estate and its inhabitants]. URL: https://galik-123.livejournal.com/92369.html (accessed 12.02.2018).
[7] Vasil'ev N. Dacha Stroganovykh na Yauze — dom v stile ampir. Uznay Moskvu [The Stroganovs' dacha on Yauza is a house in Empire style. Learn Moscow]. URL: http://um.mos.ru/houses/dacha_stroganovykh_na_yauze/ (accessed 12.02.2018).
[8] Nashchokina M.B. Arkhitektory moskovskogo moderna. Tvorcheskie portrety [Architects of Moscow Art Nouveau. Creative portraits]. Moscow: Zhiraf, 2005, pp. 169, 170.
[9] Aruin M.I., Rezvin V.A., Gosudarstvennyy nauchno-issledovatel'skiy. muzey arkhitektury imeni A.V. Shchuseva, Assotsiatsiya investorov Moskvy, Kompaniya «BANSO». Zodchie Moskvy vremeni eklektiki, moderna i neoklassitsizma (1830-e -1917 gody): il. biogr. slovar' [Moscow architects of the time of eclecticism, modernity and neoclassicism (1830s - 1917): ill. biogr. dictionary]. Moscow: KRABiK, 1998, pp. 189, 190.
[10] Kirichenko E.I. Moskva na rubezhe stoletiy [Moscow at the turn of the century]. Moscow: Stroyizdat, 1977, 184 p.
[11] OblyubovanieMoskvy: usad'baMusina-Pushkina [Moscow's fancy: The Musin-Pushkin Manor] URL: http://www.youtube.com/watch?v=_-LOskYW1Bw
[12] Domashneva N.A. Belyy gorod v sadakh. Vyp. 1. Putevoditel'po Basmannomu rayonu [White city in the gardens. Issue 1. Guide to Basmanny district]. Moscow: Novosti, 2007, 96 p.
[13] Moskva. Entsiklopedicheskiy spravochnik [Moscow. Encyclopedic reference book]. Moscow: Bol'shaya Rossiyskaya Entsik-lopediya [The Great Russian Encyclopedia], 1992.
[14] Milova M.F., Rezvin V.A. Progulki po Moskve. Arkhitekturnye zarisovki: Putevoditel' [Walks around Moscow. Architectural sketches: Guide]. Moscow: Moskovskiy rabochiy, 1988, pp. 286-292.
[15] Lebedeva E. Domovaya tserkov'v chest' ikony Bogomateri «Vsekh skorbyashchikh Radost'» pri Yauzskoy bol'nitse [House church in honor of the icon of Our Lady «Joy of All Who Sorrow» at the Yauza hospital].
URL: http://www.el-history.ru/node/1199
[16] Libson V.Ya. Vozrozhdennye sokrovishchaMoskvy [The revived treasures of Moscow]. Moscow: Moskovskiy rabochiy, 1983, 256 p.
[17] Batalov A.L. Moskovskoe kamennoe zodchestvo kontsa XVI v.: problemy khudozhestvennogo myshleniya epokhi [Moscow stone architecture of the late 16th century: Problems of the artistic thinking of the era]. Moscow: Meyker, 1996, 30 p.
[18] Chernyavskaya E.N., Bakhtina I.K., Polyakova G.A. Arkhitekturno-parkovye ansambli usadeb Moskvy [Architectural and park ensembles of Moscow estates]. Moscow: Department of Nature Management and Environmental Protection of the City of Moscow, 2004. 248 p.
[19] Nikolaev E.V. KlassicheskayaMoskva [Classical Moscow]. Moscow: Stroyizdat, 1975, p. 246.
[20] Usad'ba Usachevykh — Khludovykh — Naydenovykh [Manor of the Usachevs — Khludovs — Naidenovs]. URL: http:// apograf.ru/usadba_usachevyh_hludovyh_naydenovyh/ (accessed 30.01.2018).
[21] Bronovitskaya N.N., Bronovitskaya A.Yu. Arkhitektura Moskvy 1920-1960. Putevoditel' [Architecture of Moscow, 19201960. Guide]. Moscow: Zhiraf [Giraffe], 2006, 308 p.
[22] Rasporyazhenie Mosgornaslediya ot 23.04.2013 № 176 «Ob utverzhdenii predmeta kul'turnogo naslediya regional'nogo znacheniya «Usad'ba Latyshevykh — Bakhrushinykh — Bardyginykh» [Order of the Moscow City Heritage Committee of April 23, 2013, no. 176 «On the approval of the cultural heritage of regional importance «Homestead of Latyshev — Bakhrush-iny — Bardygins»]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=147380;dst=100010 (accessed 10.11.2017).
Authors' information
Leonova Valentina Alekseevna — Cand. Sci. (Agriculture), Associated Professor of the BMSTU (Mytishchi branch), [email protected]
Grishina Nadezhda Yurevna — Cand. Sci. (Agriculture), Senior Lecturer of the BMSTU (Mytishchi branch), [email protected]
Received 13.04.2018. Accepted for publication 14.05.2018.