Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА ТРЁХ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ГОРОДОВ - СТОЛИЦ КАЗАХСТАНА'

АРХИТЕКТУРА ТРЁХ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ГОРОДОВ - СТОЛИЦ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
487
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ / ЭВОЛЮЦИОНИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ / ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ОБЪЕКТЫ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / КОМПОЗИЦИОННАЯ СХЕМА / ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Донченко Семен Александрович, Самойлов Константин Иванович

В статье рассказывается о тенденциях развития архитектуры 3 городов-столиц, общих чертах, формирующих композиционный центр городов, приводятся сведения об архитектурном замысле и тенденции развития отечественной архитектуры в отношении исторических эпох.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА ТРЁХ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ГОРОДОВ - СТОЛИЦ КАЗАХСТАНА»

References

1. Chichagov V.P. History of seasonal-arid plains of the tropics of Southeast Asia. Moscow: Institute of geography of the Russian Academy of Sciences, 2009. 152 p.

2. Arid climate // Great Russian ENCYCLOPAEDIA: [35 T.] / chief editor Yu.S. Osipov. M.: Great Russian encyclopedia, period 2004-2017.

3. Tannenbaum A.S. Adobe walls // Encyclopedic dictionary Brockhaus and Efron: in 86 tons (82 t and 4 extra). SPb., 1890-1907.

4. Helfritz Hans (April 1937), Land without shade, Journal of The Royal Central Asian Society. Vol. 24 (2): 201-16

5. Korzhenkov АМ., Vardanyan A.A., Stakhovskaya R.Yu. Traces of earthquakes in the lost city (Rus.) // Nature. M., 2016. Pp. 37-44. ISSN 0032-874X.

АРХИТЕКТУРА ТРЁХ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ

ГОРОДОВ - СТОЛИЦ КАЗАХСТАНА 1 2 Донченко С.А. , Самойлов К.И.

'Донченко Семен Александрович - бакалавр гуманитарных наук (архитектура), аспирант;

2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассказывается о тенденциях развития архитектуры 3 городов-столиц, общих чертах, формирующих композиционный центр городов, приводятся сведения об архитектурном замысле и тенденции развития отечественной архитектуры в отношении исторических эпох.

Ключевые слова: развитие отечественной архитектуры, эволюционирование архитектурно-художественных форм, градообразующие объекты, генеральный план, композиционная схема, элементы национального стиля.

Развитие архитектуры и стилистических форм определяет вид современных городов, моделируя их общий облик, воспроизводя его на примере строительства и существования конкретных «знаковых» объектов.

В систему городской планировки или Генерального плана, а также при возведении или реконструкции городского пространства закладывается определённый смысл, как продиктованный рациональными потребностями будущего города, так и символизмом определённых отдельных элементов.

Для современного города характерно наличие различных деталей, ассоциирующихся с разными эпохами: это и промышленные зоны, и зоны торговли, и исторические сооружения, вписанные в контекст современной застройки. Сочетание различных элементов из абсолютно разных исторических эпох делают застройку современных городов несколько пёстрой, но тем более представляющей интерес как гармония стилей и элементов городской архитектуры разных эпох.

Для отечественной архитектуры Казахстана характерно выражение идей современности, при этом чётко проводится грань и в деле сохранения исторической застройки старых городов, проводятся мероприятия по изучению и выявлению исторически значимых памятников архитектуры, для включения их в список исторически значимых объектов.

Эволюция архитектурно-художественных форм, так же как и эволюция отечественной архитектуры в целом, переживала в своём становлении несколько основных этапов, связанных с развитием столичной архитектуры, так как каждый исторически являвшийся в определённый период времени город, выполнявший функции столицы, вносил свой заметный вклад в архитектуру столиц, что влияло на архитектуру всей страны в целом.

Развитие отечественной архитектуры проходило поэтапно: изначально это сказывалось и на этажности возводимых общественных и жилых зданий, в том числе и из-за климатических и природных условий, но постепенно этажность зданий начала увеличиваться, в том числе этот фактор может говорить о росте числа населения Казахстана в определённый период.

Закономерности прохождения этапов архитектуры Казахстана были связаны также и с тенденциями, существовавшими во всех остальных регионах и союзных республиках СССР, так как планы и нормативные данные для всех возводимых объектов были едиными.

Исторически архитектура Казахстана и его новой столицы-г. Кзыл-Орда, были связаны с архитектурно-строительными традициями, существовавшими в Средней Азии, и отчасти сохранившиеся в современном Узбекистане. Так, к примеру, для возведения жилых зданий использовались природные материалы: глина, солома, конский волос. Из глины изготавливались кирпичи, обрабатываемые затем на солнце, получившие название кирпича-сырца. Из них возводились жилые, хозяйственные постройки, реже - мавзолеи и мечети, для укрепления внутренних помещений использовался деревянный каркас - он позволял выдержать вес кровли, и таким образом, представлял собой несущую конструкцию. Сама кровля зданий являлась эксплуатируемой, в основном для заготовки сельскохозяйственного сырья. Учитывая рационалистически выгодную взаимосвязь Среднеазиатской архитектурной традиции, некоторые принципы и элементы данной архитектуры были использованы при возведении крупных градообразующих объектов в г. Кзыл-Орда.

В качестве примера можно назвать несколько знаковых объектов, сочетающих в себе элементы традиционной восточной архитектуры и детали современных авангардных стилей -Конструктивизма в частности. К таковым примерам можно отнести здания Сельскохозяйственного банка по ул. Мира (арх. Н. Львов, 1927 г.), с характерными элементами-куполом, и арочной галереей, состоящей из арочных проёмов, имеющих стрельчатую форму, и отсылающие к входным нишам-порталам «Айванам» культовых сооружений Средней Азии [1, с. 42-50].

Следующим зданием является здание клуба, возведённое по проекту архитектора С. Андриевского в 1926 г., имеющее 1 этаж, а 2 этаж функционально предназначен для эксплуатации в тёплое время года. Здесь важным фактом является появление двух принципиально разных стилистических направлений, впоследствии воплотившихся уже в следующей исторической столице Казахстана - г. Алматы (Алма-Ате) [1 с. 42-50].

Поворотным моментом стал конец 1920-х годов, когда авангардные стили постепенно перестали быть актуальными. Следующий период стал уже соотноситься с Нео-Классицизмом, и его различными стилистическими направлениями.

Но изначально первые крупные архитектурные объекты, возведённые в г. Алматы (г. Алма-Ата) после переноса столицы из г. Кзыл-Орда, были возведены именно в авангардном стиле. К таковым объектам относятся здание Дома правительства (арх. М. Гинзбург), здание главпочтамта (арх. Г.Г. Герасимов), здание управления железных дорог ТУРКСИБА, здание «Дома министерств». Дальнейшая эволюция архитектурных стилей привела к созданию так называемого «Национально-фантазийного» стиля, призванного отражать национальные черты в архитектуре столиц союзных республик [4]. Для Казахстана появление «Национально-фантазийного» стиля ознаменовалось широким использованием в декорировании фасадов зданий национальных орнаментов, ставших обязательным украшением фасадов зданий на несколько десятилетий вперёд. С развитием Нео-Классических тенденций в Казахстане также развивается тема социалистического реализма, призванная отображать трудовые подвиги народа, развитие промышленности и т. д. Общая стилистико-композиционная схема в этот период восходит к стилю Ар-Деко, получившему широкое распространение в конце 1920-х-начале 1930-х годов ХХ века. Данные элементы можно увидеть на фасаде здания Государственного театра Оперы и Балета им. Абая-ул. Кабанбай-Батыра (арх. Н. Простаков), на здании Республиканского Музея Книги - уг. ул. Кунаева и Кабанбай-Батыра (скульптор - И.Б. Вахек), административного здания на уг. улиц пр. Абылай-Хана и ул. Толе-Би [2].

К характерным чертам довоенной застройки можно отнести строительство комплексов Жилкомбинатов № 1 и № 5, расположенных вдоль пр. Назарбаева (ранее - ул. Фурманова),

50

наглядно демонстрирующих переход от тенденций и стилистики Конструктивизма к более умеренному но не менее монументальному Нео-Классическому стилю. В довоенный период для многих общественных зданий было характерно наличие не более 2-3 этажей, но в конце 1940-х годов постепенно этажность зданий начинает увеличивается до 4-5 этажей. В этот период возводятся ставшие ныне характерными здания «Казпотребсоюза» (арх. Стесин, Бобович, инженер Лухтанов), жилого дома на пр. Назарбаева - уг. ул. Кабанбай-Батыра (арх. М. Ильенко), здание университета «КИМЭП», расположенного на проспекте Достык - уг. пр. Абая (арх. Ким-До-Сен) [11]. Отличительной чертой данных зданий является наличие шпилей, и появление в архитектурно-градостроительной практике города так называемых «Доминант», фланкирующих или открывающих створы улиц и проспектов. Симметричным является ансамбль жилых зданий на пересечении пр. Абылай-Хана и ул. Д. Жабаева, замыкающий с двух сторон пр. Абылай-Хана и выполняющий своеобразную функцию композиционного «портала» на пути к пр. Абая.

Следующая эпоха обозначалась вновь сменой стилей, и на смену Нео-Классике и «Национально-Фантазийным» стилям пришёл более аскетичный Функционализм и Модернизм, а также сопутствующие эти стилям подобные направления. В архитектурном плане этот период в архитектуре Казахстана продержался достаточно долгий период-с начала 1960-х годов до конца 1980-х годов. Первыми крупными зданиями, ставшими выражением нового стиля в г. Алматы были здание Центральной Республиканской Библиотеки (арх. В.П. Ищенко, К.Н. Кальной, В.Н. Ким, Е. Кузнецов, инженеры В. Ангельский, А. Деев, Г. Стулов) на пр. Абая, с широким Витражным остеклением, раскрывающимся вдоль пр. Абая. Следующими зданиями, являющимися отчасти поворотными для семантики отечественной архитектуры - здание цирка, имеющее крышу, по форме напоминающую перевёрнутую «пиалу» [9], [10]. Также интерес представляет здание Дворца Школьников, расположенное на проспекте Достык, и семантически отводящее нас к культовым сооружениям Средней Азии-Мечетям, хотя функционально купол является лишь световым окном, а напоминающая минарет башня выполняет функцию обсерватории.

Крупным градостроительным ансамблем, акцентирующим на себе внимание является площадь Республики, и ансамбль площади «Астана». Облик площади Республики раскрывают два симметрично расположенных корпуса, семантически отсылающих зрителя к образу двух широко раскрытых крыльев, напоминающих птицу во время полёта. Замыкает пространство площади здание Дома правительства (ныне -акимат г. Алматы). Развитие городов Казахстана, привело к значимому увеличению количества населения, что вызвало необходимость строительства новых жилых микрорайонов. В основном изначально это были 4-5 этажные здания, построенные из кирпича. Но в дальнейшем в качестве ускорения работ по возведению зданий, была применена технология панельного домостроительства. Возведение домов данным способом значительно ускорило технологию строительства, но вместе с тем привело к появлению массовой, серийной застройки, составляющий единый, однообразный пейзаж в черте города. Для решения вопроса об эстетической составляющей данных домов на протяжении 1970-начала 1980-х годов архитекторы изобретали различные способы, наиболее действенным из которых стало нанесение изображений на торцевые стены зданий, в дальнейшем эту роль стали выполнять декоративные элементы, изготовленные из бетона. Для г. Алматы характерным примером стали возведение экспериментальных жилых микрорайонов Орбита-1 и Орбита-2, а также Самал-1 и Самал-2. Это были первые крупные районы, в которых предполагалось реализовать впервые на территории Казахстана новые проектные решения по благоустройству прилегающей территории и территориального зонирования для жителей микрорайонов [7].

Поменялась и этажность - здания стали возводить в 8 - 9 этажей, представляющих отдельно стоящие здания, не всегда следующие правилам поквартальной застройки. В период начала исторических перемен в начале 1990-х годов, и после обретения Казахстаном государственного суверенитета, началась новая эпоха в отечественной архитектуре. Характерным периодом для архитектуры Казахстана стало перенесение столицы из г. Алматы в г. Акмолинск (ранее г. Целиноград). Новый столичный город получил название-Астана -ныне столица Республики Казахстан-г. Нур-Султан.

Новая столица изначально была задумана как современный город-мегаполис, призванный собрать в себе все самые лучшие достижения в области архитектуры и градостроительства [8]. Первыми знаковыми зданиями стали купольные здания, представленные дворцом приёмов президента «Салтанат-Сарайы», здание президентского культурного центра, где оба здания выделены архитектурными доминантами-куполами, являющимися также характерным элементом архитектуры Средней Азии [6]. Центральная часть города состоит из эспланады, представленной тремя крупными площадями - Западной площади, Центральной площади, Восточной площади. Эспланада также носит название «водно-зелёного» бульвара, с рядом фонтанов вдоль зоны озеленения. Интересным решением является полукруглое здание Министерства Энергетики. Также ряд зданий, составляющих ансамбли двух других площадей. Восточную площадь замыкает монументальное здание резиденции президента Республики Казахстан «Ак-Орда». Смысловой доминантой Центральной площади является монумент «Байтерек» (арх. А.И. Рустембеков), семантически символизирующий Тополь как священное дерево [3].

Современная архитектура Казахстана сочетает в себе множество архитектурных стилей, но, несмотря на многообразие стилей, можно выделить некоторые связующие черты, характерные именно для местной архитектуры: использование купольных завершений кровли, декорирование фасадов элементами национального стиля орнаментами, узорами, семантическим отсылом к визуальному сходству с культовыми сооружениями - или использованием отдельных элементов - входных порталов (как у банного комплекса «Арасан» [5], здания Академии наук КАЗССР и т.д.), подчёркивающих архитектурную принадлежность зданий к конкретной эпохе и местности, и при этом сочетающих в себе стилистическую принадлежность к стилю Модернизма, и как его отдельному направлению - Брутализму.

Каждая эпоха способствовала появлению определённого архитектурного стиля, его отдельных элементов, при этом формируя и внося свой вклад в формирование национальной архитектурной школы Казахстана.

Список литературы

1. Донченко С.А., Самойлов К.И. СТИЛЕВЫЕ ИННОВАЦИИ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДОВ-СТОЛИЦ КАЗАХСТАНА, Наука и образование сегодня. № 9 (56). С. 42-50. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stilevye-inmvatsii-arhitektury-gorodov-stolits-kazahstana/viewer/ (дата обращения: 25.09.2020).

2. Донченко С.А.. Самойлов К.И.ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ГОРОДА АЛМАТЫ, Наука и образование сегодня. № 9 (56). С. 37-40. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gradostroitelnye-kompleksy-goroda-almaty/viewer/ (дата обращения: 25.09.2020).

3. Донченко С.А.. Самойлов К.И., ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ГОРОДА НУРСУЛТАН, Наука и образование сегодня. № 9 (56). С. 40-42. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gradostroitelnye-kompleksy-goroda-nur-sultana/viewer/ (дата обращения: 26.09.2020).

4. Самойлов К.И. Архитектура Казахстана ХХ века (Развитие архитектурно-художественных форм). «М-АРи». Москва-Алматы, 2004.

5. Глаудинов Б.А., Сейдалин Г.М., Карпыков А.С. Архитектура советского Казахстана. М. Стройиздат, 1987. 319 с. : ил. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.kz/books/about/%D0%90%D1%80%D 1%85%D0%B8%D1%82%D0%B 5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5% D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE.html?id=NoAjAAAAMAAJ&redir_esc=y/ (дата обращения: 26.09.2020).

6. Иванова O.А. Особенности формирования Астаны-новой столицы Казахстана. Вестник ВГТУ им. В.Г. Шухова, 2017. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-arhitekturnogo-obraza-astany-novoy-stolitsy-kazahstana/viewer/ (дата обращения: 27.09.2020).

7. Микрорайон «Орбита». Управление градостроительного контроля г. Алматы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ugkgov.kz/iz-istorii/69-mikrorajon-orbita.html/ (дата обращения: 27.09.2020)

8. Лаптев В. Как развивается процесс реализации нового ген. плана столицы. Кумбез, 2001. № 3-4. С. 4.

9. Броновицкая А., Малинин Н., Пальмин Ю. Алма-Ата: Архитектура советского модернизма, 1955-1991. Москва. Гараж, 2018.

10. Ромашкина С. Архитектурный гид по 12 советским зданиям южной столицы Казахстана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://archcode.kz/j oumal/view?category=proj ects&sefname=arhitektumyj -gid-po-12-sovetskim-zdaniam-uznoj-stolicy-kazahstana/ (дата обращения: 27.09.2020).

11. Камински Д. Шпили Алматы, ^асть интернет-журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vlast.kz/gorod/26905-spili-almaty.html/ (дата обращения: 27.09.2020).

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АЛМАТИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ Бекболов А.А.1, Самойлов К.И.2

1Бекболов Абылай Аскарулы - магистрант;

2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются и анализируются этапы развития Алматинской агломерации, её формирование и перспективы.

Ключевые слова: агломерация, город-спутник, приоритетное направление, генеральный план, территориальное развитие.

Предпосылки формирования Алматинской агломерации, её планировочная структура и проявление системы ее общественных центров и центральной части взаимосвязаны с основными периодами развития агломерации.

В период после революции и после того как столица была перенесена из Кызылорды в Алматы [1], город резко начал быстро расти [2]. Отдельные аспекты этого развития рассмотрены в трудах Д.Д. Барагина, И.И. Белоцерковского, Ю.Л. Косенковой, М.М. Мендикулова и др. [3, 4, 5]. Первые изменения коснулись северных и западных направлении, между реками Весновка и Малая Алматинка. Самый первый генеральный план города, по реконструкции и перепланировки, был составлен в 1937 году. Им занимались градостроители из Наркомхоз РСФСР (архитектурно-планировочная мастерская №1). Об этом в своей статье писала «Вечерняя Алма-ата» с редкими фотографиями тех лет (рис.1). Главными урбанистами которых были А.И. Репкин и И.С. Гуречев. Главным приоритетным направлением для развития они выбрали Западную часть города: за руслом реки Весновки. Также было принято решение немного расширить территорию в южном направлении, за головным арыком. В связи с неблагоприятными сейсмическими и гидрогеологическими показателями, в северном направлении рост города не рассматривался [6].

Новый генеральный план имел все тот же принцип сложившейся прямоугольной системы планировки. Административно-культурный центр расположился по улицам Гоголя, Кабанбай батыра и Абылай хана. Новый Дом Правительства на центральной площади расположилась по Толе би, на пересечении с проспектом Абылай хана. Также были выбраны места для вокзальных и театральных площадей. Помимо планировки, были запланированы также и реконструкции магистралей, кварталов и скверов. А также

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.