7. Микрорайон «Орбита». Управление градостроительного контроля г. Алматы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ugkgov.kz/iz-istorii/69-mikrorajon-orbita.html/ (дата обращения: 27.09.2020)
8. Лаптев В. Как развивается процесс реализации нового ген. плана столицы. Кумбез, 2001. № 3-4. С. 4.
9. Броновицкая А., Малинин Н., Пальмин Ю. Алма-Ата: Архитектура советского модернизма, 1955-1991. Москва. Гараж, 2018.
10. Ромашкина С. Архитектурный гид по 12 советским зданиям южной столицы Казахстана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://archcode.kz/j oumal/view?category=proj ects&sefname=arhitektumyj -gid-po-12-sovetskim-zdaniam-uznoj-stolicy-kazahstana/ (дата обращения: 27.09.2020).
11. Камински Д. Шпили Алматы, ^асть интернет-журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vlast.kz/gorod/26905-spili-almaty.html/ (дата обращения: 27.09.2020).
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АЛМАТИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ Бекболов А.А.1, Самойлов К.И.2
1Бекболов Абылай Аскарулы - магистрант;
2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,
г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются и анализируются этапы развития Алматинской агломерации, её формирование и перспективы.
Ключевые слова: агломерация, город-спутник, приоритетное направление, генеральный план, территориальное развитие.
Предпосылки формирования Алматинской агломерации, её планировочная структура и проявление системы ее общественных центров и центральной части взаимосвязаны с основными периодами развития агломерации.
В период после революции и после того как столица была перенесена из Кызылорды в Алматы [1], город резко начал быстро расти [2]. Отдельные аспекты этого развития рассмотрены в трудах Д.Д. Барагина, И.И. Белоцерковского, Ю.Л. Косенковой, М.М. Мендикулова и др. [3, 4, 5]. Первые изменения коснулись северных и западных направлении, между реками Весновка и Малая Алматинка. Самый первый генеральный план города, по реконструкции и перепланировки, был составлен в 1937 году. Им занимались градостроители из Наркомхоз РСФСР (архитектурно-планировочная мастерская №1). Об этом в своей статье писала «Вечерняя Алма-ата» с редкими фотографиями тех лет (рис.1). Главными урбанистами которых были А.И. Репкин и И.С. Гуречев. Главным приоритетным направлением для развития они выбрали Западную часть города: за руслом реки Весновки. Также было принято решение немного расширить территорию в южном направлении, за головным арыком. В связи с неблагоприятными сейсмическими и гидрогеологическими показателями, в северном направлении рост города не рассматривался [6].
Новый генеральный план имел все тот же принцип сложившейся прямоугольной системы планировки. Административно-культурный центр расположился по улицам Гоголя, Кабанбай батыра и Абылай хана. Новый Дом Правительства на центральной площади расположилась по Толе би, на пересечении с проспектом Абылай хана. Также были выбраны места для вокзальных и театральных площадей. Помимо планировки, были запланированы также и реконструкции магистралей, кварталов и скверов. А также
53
принялись во внимание мероприятия по улучшению благоустройства в городе. По таким расчетам, уже к 1960 г. Алматы должен был пополниться до 360 тыс. жителей (рис. 1) [6].
Рис. 1. Планировка и застройка центрального городского района. 1937 г. [7]
Великая отечественная война стала причиной не реализации первого генерального плана Алматинской агломерации. На смену к нему был разработан в 1949-50-х гг. второй генеральный план Алматы. Проектом занималось Ленинградское отделение Гипрогора, а авторами стали Д.Д. Барагин, И.И. Белоцерковский и Л.К. Вертоусов. Данный проект почти ничем не отличался от первой, уже готовой планировки города. Но тем не менее второй генплан привнес свои коррективы:
- было спроектировано продолжение Узбекской улицы (нынешняя Сейфуллина) в направлении на Север, вплоть до Алматинского вокзала 1.
- было принято решение сохранить Каргалинский тракт (ныне ул. Жандосова), который в форме диагональной магистрали соединял юго-западную часть города с центральной.
- на восточном полукольце были созданы обходные транспортные магистрали, которые соединяли Каргалинский тракт с Талгарским [6].
Улица Толе би была принята как основная, композиционная ось планировки города. Для раскрытия Дома Правительства, второй композиционной осью была выбрана улица Фрунзе (ныне Назарбаева). Что же касается периферийных районов города, то они развивались по планировке уже старого генерального плана. Главной осью западного района стала бульварная улица - 13-ая Линия (ныне ул. Гагарина). На ее пересечении с ул. Толе би была спроектирована предзаводская площадь.
Главные магистрали города уже сложились к началу 1950-х годов. В те же года сформировались важнейшие архитектурно-планировочные узлы, была по-новому создана система общественной зелени и провелись большие работы по внешнему благоустройству. Центр Алматы сложился в районах улиц Кабанбай батыра, Гоголя, Наурызбай батыра и проспекта Достык.
Главными композиционными осями города и его центра стали улица Толе би и проспект Абылай хана. Все здания на этих двух осях расположились бессистемно, лишь в зависимости от наличия свободных мест от застроенных участков [6].
Еще одной крупной магистралью в городе можно назвать проспект Райымбека. Он берет начало в северо-восточной части города, у реки Малая Алматинка и идёт по северной части границе города до населенного пункта Каскелен.
Следующая одна из самых крупных магистралей Алматы считается проспект Ленина (ныне Достык). Она начинается в центре города, на парке 28-ми панфиловцев и следует в
южном направлении в зону пригорода. В те года основными архитектурно-планировочными узлами города считались театральная, привокзальная, центральная и предзаводская площади, которые ещё находились на стадии застройки. Городская территория немного расширилась: она возросла в юго-западном направлении до поселка Тастак, в южной стороне с поселком «Горный гигант», на севере с посёлком Турксиб.
Уже в 1962-63 гг. был утверждён «Ленгипрогором» третий генеральный план Алматы. Ее необходимость заключалась в быстром росте и развитии города. Авторами на сей раз стали Г.А.Бобович и Т.К.Басенов. Генплан рассчитывался на период 20-25 лет, с прогнозом пополнения до 750 тысяч человек.
Основными нововведениями в новом генеральным плане служили развитие города за счет новых территории на западе, а также реконструкции уже существующих районов. Принялись во внимание меры ликвидирующие приевшиеся недостатки города. Оптимизировались чрезмерно насыщенные участки города, начали создаваться общегородские магистрали, которые соединяли городские районы. Общественный центр города получил логический законченный вид (рис. 3) [4].
По новой городской системе, представленный генеральным планом, город был разделён на четыре планировочных района. Три из которых расположились выше Ташкентской аллеи (ныне проспект Райымбека): Выставочный, Центральный и Западный. Оставшийся четвёртый район расположился ниже Ташкентской. Это район малоэтажного жилого фонда. Кроме всего прочего, также проектировался пятый резервный район перспективного развития Алматы. Он расположился между Талгарским и Кульджинским трактами [6].
Рис. 2. Законченный вид общественного центра города. 1962 г. [8]
В начале 1968 г. на центр Алматы был проведен конкурс, где участвовал весь Советский Союз. Конкурс стал по-настоящему большим событием и предшествовал огромной работе над проектами детальной перепланировки центра города. Оно повлияло на проектирование нового, уже третьего генерального плана Алматинской агломерации. Решение поднять новый генплан пришел с того, что проектные положения старого значительно изменились. Например, расчетная численность населения, прогнозированная на 1980 г., а это 750 тысяч человек, город уже достиг за 10 лет - 1970 г. [8]. Дальнейшее развитие города, связанное со все более тесным взаимовлиянием расположенными невдалеке городами-спутниками Талгаром, Иссыком и Каскеленом, начинает закладывать фундамент формирования крупнейшей в Республике агломерации - Алматинской.
Список литературы
1. Donchenko S.A., Samoilov K.I. The architectural specific of Kzylorda city in the capital of Kazakhstan status (1925-1929). Наука и образование сегодня. № 12 (47), 2019. С. 107-109.
2. Донченко С.А., Самойлов К.И. Градостроительные комплексы города Алматы. Наука и образование сегодня. № 9 (56), 2020. С. 37-40.
3. Барагин, Д.Д., Белоцерковский, И.И. Алма-Ата. Москва: Гос. Изд. арх. и градостр., 1950. 60 с.
4. Косенкова Ю.Л.Советский город 1940-х - первой половины 1950-х годов: От творческих поисков к практике строительства. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 378 с.
5. Мендикулов М.М. Архитектура города Алма-Ата. Алма-Ата: Изд. АН КазССР,1953. 95 с.
6. Капанов А.К., Баймагамбетов С.К. Алматы. Архитектура и градостроительство. Алматы: Изд. комп. «ДИДАР», 1998- 352 с.
7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vlast.kz/gorod, как строилась новая площадь, 1963 год/ (дата обращения: 09.11.2020).
8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vecher.kz/how2rest/, статья газеты «Социалистическая Алма-ата»/ (дата обращения: 09.11.2020).
9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://almaty.genplan.kz/, Генеральный план Алматиснкой агломерации/ (дата обращения: 09.11.2020).