Научная статья на тему 'АНСАМБЛЕВОСТЬ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ-СТОЛИЦ КАЗАХСТАНА'

АНСАМБЛЕВОСТЬ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ-СТОЛИЦ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
321
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / ЗАСТРОЙКА РАЙОНОВ / РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ / СТИЛЬ «МОДЕРН» / НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ / АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ / АНСАМБЛИ ЗДАНИЙ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Донченко Семен Александрович, Самойлов Константин Иванович

В статье даётся описание основных архитектурных ансамблей зданий, формирующих важные градообразующие узлы, расположенных в 3 исторически сложившихся городах-столицах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНСАМБЛЕВОСТЬ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ-СТОЛИЦ КАЗАХСТАНА»

4. Агостон Г. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. Москва: Мир, 1982.

5. Усембаева А.Н., Ходжиков А.В., Самойлов К.И. Цвет в урбанизированной среде и исполнение программ развития городской колористики. Журнал Наука, образование и культура. 8 (42), 2019. С. 58-60. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/color-in-an-urbanized-environment-and-performance-of-the-development-of-urban-colority-programs/ (дата обращения: 30.09.2020).

АНСАМБЛЕВОСТЬ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ-СТОЛИЦ

КАЗАХСТАНА

1 2 Донченко С.А. , Самойлов К.И.

'Донченко Семен Александрович - бакалавр гуманитарных наук, направление: архитектура, аспирант;

2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье даётся описание основных архитектурных ансамблей зданий, формирующих важные градообразующие узлы, расположенных в 3 исторически сложившихся городах-столицах.

Ключевые слова: генеральный план, застройка районов, развитие архитектуры, стиль «Модерн», новые тенденции в архитектуре, архитектурный стиль, ансамбли зданий.

Формирование любого крупного города связано с образованием генерального плана, формирующего систему улиц, площадей, проспектов. Вдоль проспектов характерно разрастаются жилые и общественные массивы зданий, формируя черту застройки кварталов, районов. Важную роль в развитии крупных фрагментов городской застройки играют параметры возводимых объектов, стилистика оформления фасадов зданий, расположение здания в системе застройки окружающего пространства.

Системы застройки того или иного узла образуют определённые группы, складывающиеся затем в полноценные ансамбли.

Развитие отечественной архитектуры прошло своеобразную эволюцию, прежде чем вышло на новый этап, и развитие архитектурных ансамблей было тесно связано с формированием и тенденциями застройки городов, каждый из которых обладал в своё время столичным статусом.

Первым из крупных городов, получивших статус столицы Казахстана, был город Кызыл-Орда. Основу для строительства объектов в новой столице составили уже существующие объекты, но был разработан генеральный план, призванный преобразить город, для соответствия столичному статусу.

Новые объекты архитектуры включали в себя в основном здания административно-общественного профиля, жилые здания для сотрудников правительственных организаций. В этот период в архитектуре Кзыл-Орды преобладали стили, близкие по своей структуре к Модерну, в стилистике которого до революции были возведены некоторые архитектурные объекты, к которым относятся: здание железнодорожного вокзала, здание общественных бань, клуб железнодорожников, возведённый в самом начале 1920-х годов. Здание железнодорожного вокзала выделено тремя ризалитами, симметрично расположенными относительно друг друга, центральный ризалит выполняет роль главной входной группы, к нему ведёт широкая лестница, имеющая с двух сторон сплошные перила, закругляющиеся к основанию лестницы. Плоскость фасада здания прорезают несколько пар крупных окон, имеющих широкое остекление, состоящее из трёх частей, центральная из которых

несколько приподнята над остальными. Центральный ризалит здания увенчан декоративной башенкой, над которой ранее был расположен шпиль, выдержанный в стиле флагштока.

Здание общественных бань акцентировано главным фасадом на улицу, и завершается характерным фронтоном, где плоскость фасада прорезана центральным входным порталом, а боковые плоскости прорезаны оконными проёмами симметрично расположенными относительно центрального входного портала.

Здание клуба железнодорожников также стилистически близко к умеренному, «провинциальному» Модерну, но уже заметен постепенные отход от самого стиля и его форм.

После переноса столицы, в Кызыл-Орде был возведён ряд зданий, выражающий уже поиск новых идей и решений в области оформления фасадов зданий, среди которых можно выделить: здание сельскохозяйственного банка, особенностью которого являются колоннады, примыкающие к одноэтажным корпусам, расположенным по флангам здания, колоннада здания расположена в центре, и как бы соединяет два корпуса, внутри здания был расположен внутренний дворик, сама колоннада оформлена в виде арок, характерных для архитектуры Средней Азии. Центральный ризалит здания увенчан декоративным куполом, акцентирующим внимание на центральной части здания [1]. Интерес представляет архитектура жилых зданий, разделённых на жилые секции и имеющих небольшую встроенную веранду в основном объёме здания. Общая композиция зданий и их характерное деление на жилые секции соотносятся с современным типом домов-таунхаусов.

Особенностью архитектурной застройки периода середины-конца 1920 г. г., являлось разукрупнение существующей застройки, когда новые здания разбросаны по улицам в центральной части города, не образуя единого ансамбля, который мог бы выполнять роль исторической центральной части города, так как с середины 1920-х годов стало определённой тенденцией создание крупных открытых пространств для демонстраций и парадов, создававшихся по аналогии с Красной площадью в Москве [1].

Попытки создать такой центр предпринимались, в конце 1920-х годов было возведено здание горисполкома 1927 года постройки, находящееся в центре города, на улице Айтеке-Би, 11, здание двухэтажное, прямоугольное в плане, южный угол и середина северозападного фасада выделены ризалитами (центральный ризалит образован за счёт выступа лестничной клетки), имеет Г-образный в плане портик с аркадой из стрельчатых арок на круглых колоннах. До реконструкции здание имело капители аркады, выдержанные в тематике «национально-фантазийного» ордера. Архитектура здания является экспериментом в попытке поиска национального стиля, и сочетает традиционные элементы архитектуры Средней Азии и Классики.

В целом развитие уже Классического стиля (Неоклассицизма) в архитектуре г. Кзыл-Орды приходится уже на 1930-е годы, когда столицей стал город Алма-Ата.

Развитие новых тенденций в архитектуре эпохи СССР сильно повлияло на первые архитектурные ансамбли новой столицы. Если в метрополии уже постепенно внедрялся Неоклассический стиль, то в крупных административных центрах можно было ещё встретить авангардные стили начала 1920-х годов.

Одним из первых ансамблей, возведённых в г. Алма-Ата, стала так называемая «Красная площадь», расположенная в центральной части старого города, на месте бывшей военной площади-плаца. Возведённые здания образовали крупный ансамбль в стиле Конструктивизма. Ядро или доминанту площади составляло здание Дома правительства, возведённое в 1937 г., по проекту архитектора Моисея Гинзбурга, состоящее из нескольких крупных объёмов, и имеющее высоту в 3 этажа. С правой стороны площадь замыкало здание центрального Главпочтамта (рис. 1), имеющее вытянутый фасад по ул. Богенбай-Батыра, с характерным закруглением на пересечении с улицей К. Байсеитовой. С левой стороны пространство площади замыкало здание управления железных дорог ТУРКСИБА, фасад которого был оформлен в стиле Пост-Конструктивизма, и представлял собой переходный этап от авангардистких стилей к более монументальному и спокойному

65

Классическому. Здание расположено на пересечении улиц Богенбай-батыра и ул. Панфилова. Следующим знаковым зданием является «Дом-министерств», расположенный на пересечении ул. Казыбек-Би и ул. Панфилова, и ранее имевший П-образную форму, которая соответствовала улицам Панфилова-Казыбек-Би-проспект Назарбаева [2].

Рис. 1. Дом связи (Главпочтамт), арх. Г. Герасимов 1931 - 1934 г.г.

(https://sites.google.com/site/semirechje/alma-ata/alma-ata-dom-svazi-1931-35-gg-arh-g-g-gerasimov)

Здание имеет скруглённые угловые части, что характерно для авангардных стилей, приподнятый цокольный этаж, центральный фасад здания расположен по ул. Казыбек-Би, и акцентирован выступающим ризалитом, выполняющим также функцию главной входной группы. Часть здания, ранее находившаяся по проспекту Назарбаева, была аналогичной сохранившейся части здания расположенной по ул. Панфилова. Высота здания составляет 2 этажа, но из-за перепада рельефа колеблется от 2 до 3 этажей, где функцию первого этажа фактически выполняет цокольный этаж. Здание по своему стилистическому и композиционному принципу является также «переходным» образцом архитектуры, где явно наблюдаются тенденции характерные для классического стиля-симметрия корпусов, акцент на центральный фасад здания, но при этом сохраняются и элементы присущие Конструктивизму - закруглёные линии угловых частей здания, плавные линии на фасаде здания, широкие прямоугольной формы оконные проёмы.

Ещё одним ансамблем имеющим значение для исторического периода Конструктивисткой архитектуры в г. Алматы является так называемый «Городок чекистов», расположенный вдоль улицы Наурызбай-Батыра, где размещались здания управления комиссариата НКВД, жилые дома для сотрудников, и здание клуба НКВД. Особенно характерно выделялся фасад клуба НКВД, имевший ступенчатую систему построения фасада, фасад имел закруглённую форму и был ориентирован на пересечение улиц Карасай-Батыра (бывш. ул. Виноградова) и ул. Наурызбай-Батыра [2].

Фланкировали фасад два крупных пилона, которые также выполняли роль выносных лестничных клеток. Центральная часть здания комиссариата акцентирована выступающим объёмом, который имеет в высоту 3 этажа, где первый этаж имеет открытую галерею, поддерживающую второй этаж на колоннах. Плоскость центрального фасада здания украшают 4 крупных оконных проёма, выполненных в форме окружности. Примыкающие к зданию корпуса имеют неодинаковую высоту - в 5 и 3 этажа. Плоскость фасадов корпусов прорезают на каждом этаже ленты остекления, представляющие собой сплошные полосы, что является чертой функционализма [2].

В конце 1930-х годов разрабатывается более монументальный план центральной площади города, доминантой которой должен был быть новый дом правительства (рис. 2).

Монументальное здание дома правительства должно было соответствовать высокому статусу столичной архитектуры, и являться отображением нового стиля. Здание было возведено в период с 1951 года по 1957 г. Архитектором проекта был Н. Рубаненко, само здание проектировало бюро Моспроекта. В 1972 г. к зданию с северной стороны были пристроены два новых крыла, немного увеличив при этом протяжённость западного и восточного фасадов. Здание расположено на стилобате, со стороны ул. Казыбек-Би расположена широкая парадная лестница, ведущая к серному входу в здание. Здание замыкает собой ось, пролегающую по улице Байсеитовой. Ныне в здании расположен Казахстанско-Британский университет (арх. Н. Рубаненко) [8].

Рис. 2: Панорама площади Астана в г. Алматы (https://yvision.kz/post/791360)

С восточной стороны административный квартал по улице Панфилова должно было замыкать ныне существующее здание театра Оперы и Балета им. Абая. Основной объём театра окружают с двух сторон два сквера, в которых установлены памятники деятелем искусства Казахстана-М. Ауэзову и Д. Жабаеву.

Здание театра было спроектировано коллективом архитекторов, среди которых были Н.А. Круглов, Н.А. Простаков и другие. Здание театра представляет собой прямоугольный в плане объём, центральный фасад которого акцентирован на пересечение улиц Кабанбай-Батыра и Панфилова. Главный фасад здания украшают барельефы и национальные орнаменты, придающие монументальность и звучание главному фасаду здания [12].

Следующим крупным ансамблем города стал ансамбль зданий площади «Астана», состоящий из здания Дома правительства, имеющего развитый южный фасад, подчёркнутый широким аттиком над центральной входной группой здания. Со стороны проспекта Назарбаева площадь визуально замыкает здание Казпотребсоюза, имеющее восьмиугольную башню высотой в 4 этажа и венчающий её шпиль, отсылающий к традициям культовой архитектуры Востока, и в частности архитектуре так называемого «Татарского типа» мечетей.

Левую сторону площади замыкает здание, имеющее 3 этажа, и акцентированное входной группой, развёрнутой на площадь, и расположенное на пересечении пр. Толе-Би и пр. Абылай-Хана. Юго-Западный угол площади замыкают жилые дома, имеющие 3 этажа и относящимися по стилистическому оформлению к Классическому стилю, или так называемой «провинциальной классике». Жилые здания объединены в единый комплекс арками, расположенными вдоль проспекта Толе-Би [6].

Подобный приём встречается и в общей архитектурной композиции зданий, расположенных на пересечении пр. Назарбаева и ул. Карасай-Батыра.

К концу 1940-х годов были возведены жилые дома на пересечении пр. Абылай-Хана и ул. Д. Жабаева, образующие своеобразные «входные пилоны», при движении транспорта вверх по пр. Абылай-Хана.

Середина 1950-х годов ознаменовалась переходом к более функциональным и менее дорогим стилям, что заметно отобразилось на декоративном оформлении многих зданий. В период 1960-начала 1980-х годов были построены многие знаковые объекты, развитие города было продолжено в южном направлении, выше проспекта Абая [7].

Следующим крупным зданием, выражающим суть новой модернисткой архитектуры, стало здание цирка, расположенное на проспекте Абая [5].

Общий облик застройки проспекта Абая от ул. Байтурсынова до ул. Саина образует своеобразный архитектурный ансамбль, частями которого являются здания Казахского драматического театра им. М. Ауэзова, Дом молодожёнов, здание дворца спорта им. Болуан-Шолака, и собственно здание цирка [7].

Здание цирка представляет собой типичный образец советского модерна, но переосмысленный и сочетающий в себе черты национального стиля - так, купол решён в виде своеобразной перевёрнутой «пиалы» (арх. В.З. Кацев). Плоскость купола украшена выпуклыми элементами в виде ромбов [5].

Здание цирка вместе с окружающей застройкой создаёт своеобразный ансамбль, где форму здания цирка подчёркивает цилиндрическое по форме здание дворца молодожёнов. Квадрат театра им. М. Ауэзова завершает этот ансамбль, находящийся вдоль проспекта Абая.

На рубеже середины-конца 1970-х годов создаются другие значимые ансамбли города, определившие дальнейший вектор развития архитектуры г. Алматы. Следующим крупным ансамблем становится площадь Республики (рис. 3), расположенная между пр. Назарбаева и пр. Желтоксан. Новый по своему восприятию ансамбль состоит из двух 6-этажных административных корпусов, расположенных по сторонам от ул. Байсеитовой, и двух жилых 18-этажных зданий, расположенных в створе ул. Байсеитовой. Жилые здания объединены общей стилобатной частью с административными корпусами, сообщая тем самым симметрию всему комплексу.

Рис. 3. Площадь Республики в г. Алматы, расположена на пр. Сатпаева (https://kzaif.kz/society/v_almaty_povyhodnymbudut_perekryvat_nekotorye_ulicy_dlya_peshih_progulok)

Со стороны пр. Назарбаева на пересечении с пр. Сатпаева находится жилое здание, имеющие в высоту 5 этажей, и фланкирующее собой ансамбль площади с Восточной стороны. Плавная, округлая форма фасада здания подчёркивает горизонтальное направление здания [7].

Здание дома правительства замыкает собой ансамбль площади, находясь при этом на возвышении относительно зданий, расположенных в нижней части площади, с Северной стороны. Здание дома правительства расположено на южной стороне площади, фоном ему служат горные вершины, и возведённые в середине 2000-х годов корпуса административно-жилого комплекса «Нурлы-Тау» (арх. Т. Ералиев).

Застройка данной части города предполагала возведение крупных объектов вдоль проспекта Назарбаева, также выдержанных в стилистике Модернизма, что частично было осуществлено. Так, был построено здание Центрального музея Республики Казахстан, сочетающего в себе элементы архитектуры стран Востока и Средней Азии, в комплексе с традициями модернисткой архитектуры.

Так, большой купол, расположенный над центральной частью здания, является и световым окном, и центральной доминантой здания. Пилоны, врезанные в основной объём здания и вмещающие в себя лестничные клетки, являются фланкирующими элементами, замыкающими визуально композицию здания.

Общая архитектура здания отсылает к аналогии с традиционным внешним видом зданий культового назначения-мечетей, что также является характерной чертой некоторых модернистских зданий Алматы. Рядом с Домом правительства находится здание резиденции президента РК, также по высоте равное зданию Дома правительства. Ранее здание задумывалось как музейный комплекс посвящённый музею им. В.И. Ленина, но позднее было достроено и получило функциональное назначение в качестве резиденции президента. Здание резиденции замыкает сквер, расположенный вдоль проспекта Назарбаева. Тенденцию продолжает здание павильона Телевидения, замыкающее собой проспект Желтоксан на пересечении с улицей Тимирязева. Здание оформлено характерным выступом кровли в форме сталактитов, нависающих над основным фасадом.

Логически замыкая ансамбль Дома правительства, располагается здание фонда первого президента, фасад которого оформлен в стилистике архитектуры стран Средиземноморья и, в частности, Турции. Широкая кровля, удерживаемая массивными колоннами, с капителями Дорического ордера, придаёт монументальность основному фасаду здания.

С восточной стороны ансамбль застройки площади граничит с территорией микрорайонов Самал-1 и Самал-2, расположенных вдоль улицы Жолдасбекова.

На пересечении с проспектом Аль-Фараби находится комплекс «Нурлы-Тау», представляющий собой крупный смысловой узел, символически призванный завершить центральную эспланаду, предусмотренную более ранними генеральными планами, и фактически отводившими такую роль улице Байсеитовой.

Фактически комплекс «Нурлы-Тау» отождествляется с горными вершинами, что заметно по форме центральных высотных башен, а пространство между ними является как бы ущельем, раскрывающимся в сторону ансамбля площади Республики.

Застройка современного города Алматы в основном делового характера сосредоточена вдоль проспекта Аль-Фараби, от проспекта Достык, до ул. А. Навои. Следующим крупным ансамблем зданий можно назвать комплекс Есентай-Молл, характеризующийся новой высотной доминантой в центре города - 40-этажным зданием, являющимся гостиницей.

Комплекс зданий состоит из нескольких объектов, имеющих разную высоту, и расположенных вдоль проспекта Аль-Фараби и набережной речки Есентай.

Абсолютно по-новому выглядит центр г. Нур-Султан, соединяя в себе различные архитектурные стили, но при этом следуя чёткой планировке, соответствующей плану архитектора К. Курокавы [9].

Так, центральная часть г. Нур-Султан состоит из 3 основных площадей, нанизанных на эспланаду (бульвар Нурлы-Жол), подобно оси Елисейских полей в г. Париж, столице Франции.

Здания разных стилей образуют тем не менее единый ансамбль, сочетающийся по своим геометрическим качествам и общей форме зданий.

Основными градообразующими элементами центра г. Нур-Султан являются три площади, расположенные по оси центральной эспланады.

69

Застройка этих площадей формируют ансамбли зданий, выполняющих в основном административную функцию.

Самая крайняя Западная площадь окаймлена полукруглым зданием Министерства энергетики, имеющим встроенную «Арку», выполняющую роль въезда на площадь. Структура самой площади состоит из системы перетекающих пространств, расположенных на разных уровнях, что позволяет менять ракурсы площади с различных точек обзора. Роль доминанты на площади отведена зданию Министерства транспорта и коммуникаций, фиксирующем самую Западную точку в силуэте административного центра [11, с. 100-101].

Другой крупной доминантой является монумент «Байтерек», символизирующий растущее дерево как символ развития и процветания, и находящийся на оси пересечения главных перпендикулярных осей Центральной площади. Основной объём Центральной площади представляет собой открытое пространство, ограниченное с севера и юга зданиями министерств, имеющими среднюю этажность.

Пространство площади не имеет больших перепадов, что позволяет фиксировать открытые перспективы эспланады, пространство в перспективе Западных и Восточных площадей, а также застройку расположенную вдоль эспланады, состоящую из разных функциональных пространств: жилых комплексов, Центра международной торговли, Исламского культурного центра [11, с. 100-101].

Вход с эспланады на территорию эспланады обозначен своеобразными «воротами», расположенными симметрично, и состоящими из двух башен, занятыми министерствами, и фланкированными высотными зданиями Сената и Мажилиса Парламента [11, с. 100-101]. Движение по продольной оси площади подчёркнуто рядом высотных сооружений а также значительными сооружениями Верховного суда и Киноконцертного зала [4, с. 833-834]. Перспектива площади завершается зданием резиденции президента РК. Здание резиденции президента представляет собой сооружение средних размеров, но его расположение подчёркивает общий характер всей Восточной площади и ансамбли административного центра. Монумент «Байтерек» (арх. А. И. Рустембеков)и здание резиденции президента «Ак-Орда» расположены строго на центральной градостроительной оси, что визуально закрепляет центр города, и служит ориентиром.

За зданием резиденции президента находится река Есиль (Ишим), на противоположном берегу которой расположен жилой комплекс «Триумф Астаны» (арх. Н. Борискин), возведённый в стиле «Сталинского» ампира. Здание имеет ступенчатую структуру, при которой центральный объём возвышается над остальными и венчается длинным шпилем, имеющим декоративное назначение [3].

Главная ось центра продолжена за пределами его центральной части, и переходит на востоке в возвышенность, на гребне которой расположен Дворец мира и согласия. На западе ось заканчивается площадью, на которой возвышается объём торгово-развлекательного комплекса «Хан-Шатыр», высота которого составляет 150 м, и выполненным в стиле шатра (арх. Норман Фостер).

На левобережной части г. Нур-Султан расположена площадь Независимости (рис. 4), в ансамбль которой входят здания Национального музея республики Казахстан, соборная мечеть Хазрет-Султан (С. Джанбулатов), Национальный университет искусств «Шабыт», стела «Казак; елЬ> (арх. С. Жунусов, Ж. Нуркенов) высотой в 91 м, окружённая колоннадой, облицованной белым мрамором, и прорезанной арками, форма которых имеет характерное полуциркульное завершение [10].

Рис. 4. Площадь Независимости в г. Нур-Султан, в центре - монумент «Цазац елi» (https://kompastour.kz/astana_qazaqelij

Новые объекты, образующие ансамбли г. Нур-Султан, вписывались в уже сложившуюся структуру г. Целинограда, что в некоторой степени усложнило формирование целостного и гармоничного облика столицы.

Несмотря на различие в использовании стилистических приёмов и различного формообразующего облика столицы, сложившийся ансамбль является символом современного мегаполиса, имеющего просторные площади, озеленение, а широкие открытые пространства семантически могут напоминать о родине кочевников-степи, где особой чертой является чувство простора, что также относится к центральному району г. Нур-Султан.

Ансамбли городов-столиц Казахстана исторически развивались постепенно, эволюционируя в соответствии со стилями свойственными той или иной эпохе, и в результате сложилась чёткая тенденция в градостроительстве и архитектуре, сочетающая в себе элементы традиционного для Средней Азии и культуры тюрков стиля - и современной архитектуры, сложившиеся в единый комплекс, дающий свои акценты определённой части города.

Список литературы

1. Donchenko S.A., Samoilov K.I. The architectural specific of kyzylorda city in the capital of Kazakhstan status (1925-1929). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/the-architectural-specific-of-kzylorda-city-in-the-capital-of-kazakhstan-status-1925-1929/viewer/ (дата обращения: 27.07.2020).

2. Donchenko S.A., Samoilov K.I. INNOVATIVE STYLE FORTHE NEW CAPITAL CITY: THE CONSTRUCTIVISM OF 1930S IN ALMATY. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://national-science.ru/innovative-style-for-the-new-capital-city-the-constructivism-of-1930s-in-almaty-9-11/ (дата обращения: 27.07.2020).

3. Донченко С.А., Самойлов К.И. Особенности формирования первых столичных ансамблей города Нур-Султан, VII Глобальная наука и инновация, 2019.

4. Самойлов К.И. Архитектура Казахстана ХХ века (Развитие архитектурно-художественных форм). «М-АРи». Москва - Алматы, 2004.

5. Броновицкая А., Малинин Н., Пальмин Ю. Алма-Ата: Архитектура советского модернизма 1955-1991, справочник-путеводитель, Гараж, 2018. Москва. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archspeech.com/article/kniga-alma-ata-arhitektura-sovetskogo-modernizma-1955-1991/ (дата обращения: 27.07.2020).

6. Камински Д. Несбывшаяся «сталинская» Алма-Ата. Часть II. ^асть. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vlast.kz/gorod/19362-nesbyvsaasa-stalinskaa-alma-ata-cast-ii.html/ (дата обращения: 27.07.2020)

7. Глаудинов Б.А., Сейдалин М.Г., Карпыков А.С. Архитектура советского Казахстана. М.: Стройиздат, 1987. 319 с.: ил. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www-lib.tufs.ac.jp/opac/en/recordID/catalog.bib/BA70654774?hit=-1&caller=xc-search/ (дата обращения: 27.07.2020)

8. Юн И. Здание КБТУ (бывший дом правительства Казахстана): история, архитектура и секреты, BURO, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.buro247.kz/lifestyle/design/dom-pravitelstva-zdanie-kbtu-istoriya-arkhitektura-i-perspektivy-na-budushcee.html/ (дата обращения: 05.10.2020).

9. Момырбаева Б. Архитектура Астаны. Фолиант, 2018. 304 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.kz/en/278-memlekettik-tapsyrys/2260-arkhitektura-astany.html/ (дата обращения: 27.07.2020).

10. Площадь Независимости и монумент «Казак; ет». Apartamenty. Кг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.apartamenty.kz/ru/astana/posts/ploshchad-nezavisimosti-i-monument-aza-el.html/ (дата обращения: 03.08.2020).

11. Иванова О.А. Особенности формирования архитектурного образа Астаны - новой столицы Казахстана, Вестник ВГТУ им. Шухова, 2017. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-arhitekturnogo-obraza-astany-novoy-stolitsy-kazahstana/viewer/ (дата обращения: 03.08.2020).

12. Шупейкин В. Непростая история Оперного театра-казахского дома искусства, 365 info.kz. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://365info.kz/2019/02/neprostaya-istoriya-opernogo-teatra-doma-kazahskogo-iskusstva/ (дата обращения: 05.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.