Научная статья на тему 'Архитектура как пространственная летопись социального развития человека'

Архитектура как пространственная летопись социального развития человека Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
128
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура как пространственная летопись социального развития человека»

Г.Ф. Горшкова

АРХИТЕКТУРА КАК ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В отличие от пространства природы архитектура представляет собой окультуренное искусственное пространство. При этом, можно сказать, что «она ничего не изображает, но просто есть, и в этом смысле она - не картина мира, но просто мир, и в отличие от ландшафта этот мир не молчалив, но, напротив, во всю транслирует идеи и идеологии...» [3].

Многие естественные (природные) условия и закономерности существования и организации среды обитания человека в пространстве связаны с Землей, с физикой планеты, с экосистемами ее поверхности и атмосферы. Вся истории человечества складывается из этапов освоения и исследования свойств этого уникального пространственного феномена: с одной стороны, это плоскость, а с другой - сферический, т.е. трехмерный, объект, являющийся лишь ступенью многомерной пространственной Бесконечности. Архитектура, как созидательное и творческое проявление человеческой цивилизации, зародилась и развивалась по мере созревания и оформления пространственного сознания человека. В ней актуализировались и проявлялись невидимые свойства жизненного пространства на земле.

Исторический экскурс в архитектоническое освоение пространства представляет последовательную картину постоянного изменения в мировоззрении человека (индивидуальном и социальном), в постижении им основ и законов пространственного бытия [4]. Каждая отдельная часть этой картины иллюстрирует три основных аспекта миросозидательной и миропознавательной деятельности человека:

а) человек, его представления о себе самом; б) существовавшее прежде или осмысленное позднее теоретическое и научное знание о законах пространственного построения; в) пространственные формы, освоенные на каждом временном этапе общественного развития. «Человек есть мера всех вещей» - это известное изречение в буквальном смысле выражает принцип построения древних систем измерения длины, ширины и высоты. Закономерности симметрии и подобия миропостроения зашифрованы также в системе пропорций человеческой фигуры,

синхронно отражающей моменты исторического развития человечества.

Мегалиты и Пирамиды. Древнеегипетские зодчие вносили неоценимый вклад в систему тайных знаний мироустройства, тщательно оберегавшихся жрецами как божественное откровение. По этой причине системное изложение основ теории пространственной гармонии записывалось не иероглифическим текстом, а завуалированными приемами геометрии - этим неуничтожимым языком Вселенной. С телом человека было связано происхождение такого «инструмента» измерения и организации пространства, как древнеегипетский канон «локоть фараона». Эта мера выводилась из пропорций «богочеловека» и выражала божественное понимание пространства, поэтому применялась как для явных измерений, так и для тайных исчислений, коими выражалось мистическое единение всего небесного и земного [5]. Эти расчеты, по-видимому, строились так, что числовая эманация всегда сочетала своеобразную «квадратуру круга», объединяя числа иррациональные и рациональные, «кубические», «квадратные», «десятичные». Вместе с тем, при строительстве Пирамид использовалась единица длины, соответствующая одному современному метру. Египетские жрецы сочетали учения о звездах с возвышенным культом Богов. Отсюда - прообраз Вселенной и дар Всевышнего Бога, заключенный в геометрии Великой Пирамиды, или Пирамиды Хеопса [1].

Древняя Греция. На одной из древнегреческих камей изображен Прометей, в виде скульптора, собирающего человеческий скелет, на другой он собирает в одно целое человеческие члены, которые изваял отдельно. На всех изображениях Прометей предстает ремесленником, формирующим только материальную оболочку человека, а не богом, одухотворяющим его. Эта божественная устремленность вместе с пробуждением самосознания человека определила расцвет древнегреческого искусства и архитектуры как гармонии тела и его формы. Платон впервые вводит понятие геометрического пространства -стихии геометрии как некого среднего между идеями и чувственным миром. Многогранники -

© Г.Ф. Горшкова, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006

83

ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Г.Ф. Горшкова

«Платоновы тела» - особые формулы организации пространства. Построение композиции (как в скульптуре, так и в здании) с использованием вписанных квадратов широко использовалось в античном мире. Античное пространственное искусство продолжало себя в единении со средой. Греки не представляли себе здание вне обрамляющего ландшафта и окружающих его других зданий. Симметрия управляет отдельными частями, но целое подчиняется только законам равновесия, которые можно выразить и как физический закон красоты, и как зрительный образ, словом «уравновешенность». Начиная с Пифагора, геометрия фигур оформляется в самостоятельную научную дисциплину.

Древний Рим. Канон человека Витрувия (2-я половина I в. до н.э.) показывает иное, чем в предыдущие эпохи, отношение к пространству. Здесь появляется модульная сетка, как в оценке собственного физического пространства человека, так и в применении к зданиям и территориям городов. В основе модульной сетки - десятичная, троичная и шестеричная системы. Появление новых планировочных и пространственных элементов вело к необходимости создания новых конструктивных систем. Римляне создают свободные от внутренних опор монументальные пространства. Большое значение имела форма сводов и техника их возведения. Появилось умение перекрывать большие пространства, в том числе вытянутые в плане, системой нескольких крестовых сводов. Римские строители умели создавать огромные купольные своды над центральным и многоугольным в плане пространством, гибко соединяли арочную архитектуру с ордерной системой. Храмы становились осевой доминантой городских площадей, окруженных колонными залами. Новые городские пространства - форумы - своей симметрией определили абсолютный закон планировки. Городские и дворцовые построения занимают прямоугольные пространства, укрепленные стенами и башнями, по принципу военных лагерей.

Средневековье Европы. Христианская идеология определила новый этап во взаимоотношениях человека и пространства. Архитектура и искусство соединяли в себе одновременно рациональное и мистическое начала. Место, где развивалась архитектура и связанные с ней искусства, являлся город. Городские соборы и ратуши - наиболее типичные здания средневековых городов.

Помимо этого соборы являлись не только местом для молитвы, но также для общественных собраний граждан, университетских лекций, театральных представлений (мистерий) и маскарадов, деловых соглашений, торга. Соображения вместительности обусловили расширение пространства, что привело к появлению новой пространственно-конструктивной системы. Смысловое выражение религиозного чувства проявилось в пространственном построении готических соборов, а затем и гражданских зданий. Осевая вы-тянутость прежних базилик сменилась крестообразной схемой плана. Пространство поперечного нефа (трансепта) предваряло вход в священное место алтаря (апсиды), формируя большую арку, несущую сакральный смысл входа в «иной мир» [3]. Модульная система пространства обрела новую единицу - квадрат основы и крестообразное перекрытие сводов над ней. Эта единица обеспечивала и оформляла собой все аспекты бытийного пространства: сакральный (возвышение), технический (устойчивость) и ориентированность (страны света).

Возрождение: XV—XVI вв. Архитектура занимает также ведущее место в ренессансном творчестве. Масштабной мерой становится человек. От скульптуры, обратившейся к пластике обнаженной человеческой фигуры, архитектура восприняла красоту и силу человека. По выражению Альберти, «никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет такого же точного членения, как у хорошо сложенного человека». Художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи видел в искусстве и науке средства «объективного познания реального мира». Изучая человека как целостную пространственную систему, он вычислил ее геометрическую совместимость с числовым пропорциональным рядом ф и.

А. Палладио также сосредоточивал свое внимание исследователя на архитектуре, «живущей в мире «вечных» и «чистых» форм, расчисленных и расставленных по своим местам, в мире виртуозной математики пропорций, в мире золотого сечения, не знающего никаких иных истин, кроме истины «вечных чисел».

Новое время: ХУП-ХУШ вв. Интенсивный рост хозяйственной деятельности привел к развитию городов, которые приобретают масштабы, не известные средневековью. Рим создает всемирный центр культурной жизни, Париж формирует

84

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006

новые монументальные пространства, в Версале рождаются ландшафтно-дворцовые комплексы и ансамбли. В архитектуре развивается так называемый динамический принцип, создающий иллюзию движения пространства и формы, усложняются объемы и пространства за счет пересечения геометрических форм, что наиболее характерно для барокко. Классицистическое направление развивает теоретические и практические традиции ренессанса, также стремясь сильно воздействовать на человеческие чувства и эмоции. Со второй половины ХУШ века развитие архитектуры все более обусловлено экономическим и социальным факторами. Возникла необходимость строительства казенных и частновладельческих сооружений, зачастую государственных, зданий. Классицизм воспринял, утвердил и развил геометрически правильные планы, логичность, уравновешенность симметричных композиций, строгую гармонию пропорций. Стала реализовывать-ся новая смысловая триада: «расположение, распределение и благопристойность». Науки, искусства и просвещение как в фокусе сходились на изучении человека, его природы, его социального и индивидуального мира.

Новейшее время: XIXв. Новые общественные требования привели к возникновению новых форм и совершенно новых типов сооружений. К новым типам относятся промышленные и транспортные сооружения, городские многоквартирные, доходные дома, жилые поселки для промышленных и сельскохозяйственных рабочих, новые лечебные и спортивные здания, выставочные павильоны. Изменяется интерьер и его оборудование. Внутреннее пространство становится более функциональным. Перемена вкусов требовала использования новых средств, изделий художественных ремесел, промышленных изделий из стекла и металла. Совершенствование технологии металла и железобетона обеспечивало распространение новой пространственно-конструктивной системы - каркасной многоэтажной - и далее -высотной. Инженерное искусство создало новый зримый образ пространства, где проникающий через стекло свет делает невидимыми границу стен и ажур конструкций, создавая сильный оптический и эмоциональный эффект. Это, в соединении с эффектом непрерывного передвижения по вертикали с уровня на уровень, создает впечатление непрерывности исторического существования, включающего время как четвертое

измерение в континиум урбанизированного пространства. Технологические открытия и технические изобретения, сделав также доступными каждому горожанину единство света (электричество) и цвета (химические краски), способствовали рождению новой, синтетичной и динамичной, архитектурно-социальной среды.

Современность: XXв. Следуя за промышлен-но-технической вспышкой предыдущего столетия, революционный двадцатый век активизировал социальный вектор пространственного развития городов. Градостроитель начал руководствоваться не терминами линейных улиц и «осей», а категориями плотности населения. Поиски жизненной гармонии переводят городские пространства и общественные функции из статического состояния к свободному равновесию. От сверхплотной концентрации городских центров - к децентрализации жилых образований, приближенности к природе. Здания как вместилища человека, отвечают его чувствам и вместе с тем становятся умным и теоретически обоснованным продолжением человека. Кубизм как формально-смысловой образ через искусство и архитектуру выразил одновременно противопоставление и взаимосвязанность городского пространства, жилой и общественной жизни городов. Развитие каркасной строительной технологии, позволяющее спрятать материальную часть архитектурной формы и через сплошные стеклянные стены обеспечить взаимное проникновение внутренних и внешних пространств, позволило еще шире оперировать новыми элементами пространства - вертикальными и горизонтальными плоскостями и уровнями. Создание новой пространственной выразительности достигается путем изображения воображаемого, мнимого, пространства при помощи движения предмета, совершаемого во времени. И время активнее становится составной частью пластического изображения. Визуальное пространство через глаз человека, его культуру, его объективные творческие возможности творит новое видение и изображение пространства, как жизненной основы - как в искусстве, так и в жизни.

Таким образом, через архитектуру, то есть через степень и характер формализации материальной деятельности человека, реализуется эволюция человека в рамках земной цивилизации. Индивид, группа, сообщество и общество являются равноправными участниками единого, целого и непрерывного процесса эволюции созна-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006

85

ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Л.Н. Даняева

ния. С точки зрения геометрических формул-построений, в круге, формой которого представляется цикличность во времени развивающегося сознания цивилизации [2], вычленяются четыре последовательных сектора, или этапа: 1) первобытное сознание на ранних этапах цивилизации;

2) переход от коллективного уровня первобытного сознания к началу индивидуального сознания;

3) переход от индивидуального сознания к фазе коллективной культуры; 4) начало индивидуализации коллективного сознания.

Пространство, как основа жизненной среды для всего существующего на Земле, есть матрица развития любого индивидуального или социального организма. Можно сказать, что по канве невидимых пространственных связей это развитие проявляет и актуализирует те или иные формы сознания и движения, а точнее - скрытые от глаз информационно-энергетические процессы бытия. Геометрические «письмена» архитектуры соответственно фиксируют, отражают и выражают эти процессы.

История архитектуры в последние 5000 лет вмещает и характеризует основные этапы осознания человеческим разумом объективного пространства и овладения свойствами и возможностями пространственного бытия. Жизнь человека - это пространственная материализация движения во

Времени, в цепи которого последовательно взаимодействуют отдельные элементы бытия: ПРОСТРАНСТВО (как сфера сознания) - Космос - Боги (религия) - Человек - Искусство - Социум - Техника (технологии) - Информация (ноосфера) -Космос - ПРОСТРАНСТВО (как форма движения).

Архитектурные объекты - это средство, форма и инструмент моделирования земного пространства, а также проявления земного сознания. Геометрия как основа архитектурного пространства определяет его форму и содержание через линейные образы, помогая человеку с помощью абстрактных понятий продуцировать новые образы и, следовательно, развивать сознание цивилизации.

Библиографический список

1. Зиновьев А.В. Логос египетских пирамид / А.В. Зиновьев, А.А. Зиновьев. - Владимир: Покрова, 1999. - 256 с.: ил.

2. Неаполитанский С.М. Сакральная геометрия / С.М. Неаполитанский, С.А. Матвеев. - СПб.: Изд-во Святослав, 2003. - 632 с.: ил.

3. Ревзин Г.И. Очерки по философии архитектурной формы. - М.: ОГИ, 2002. - 144 с.

4. Труфанов С.Н. // С.Н. Труфанов. - Самара, Гегель-фонд, 2003. - 624 с. - (Наука XXI века).

5. Шмелев И.П. Архитектор фараона. - СПб: Искусство России, 1993. - 95 с.: ил.

Л.Н. Даняева

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕЛОВЫХ КЛУБОВ (на примере Нижегородской архитектуры XIX - нач. ХХ века)

Развитие демократических институтов и социальные преобразования, экономические реформы и оздоровление политического климата создают благоприятную атмосферу для активизации коммуникативной деловой деятельности общества, расширения и углубления общественно-социальных контактов, для зарождения и распространения качественно новых форм делового общения. Динамика современной деловой активности и рост культурного потенциала ведут к естественным преобразованиям социально-общественных отношений и развитию качественно новых клубных форм делового общения, таких как деловой клуб. Деловой клуб представляет собой клубную форму координации потенциального развития деловых отношений, проявления деловой коммуникативной ак-

тивности современного общества и позитивного развития деловой деятельности. Именно понятие «деловой» накладывает на клуб, как досуговое здание, иную смысловую идейную характеристику, формирующую его как социально новый тип клубного здания. Поэтому, деловой клуб как новый тип клуба, определяется, наряду с досуго-вой клубной функцией, деловой функцией, которая диктует его архитектурно-типологическое развитие как органичное взаимодействие типологических признаков досуговых и деловых зданий, что формирует многофункциональную и универсальную архитектурно-пространственную структуру, обеспечивающую его самодостаточность и жизнеспособность.

В настоящее время основными видами общественно-деловых коммуникаций является новая

86

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006

© Л.Н. Даняева, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.