Научная статья на тему 'Принципы идеального города в проектировании новой школы21 века'

Принципы идеального города в проектировании новой школы21 века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1140
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / «ГОРОД СОЛНЦА» / ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД / Н ОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / "НАША НОВАЯ ШКОЛА" / ARCHITECTURE OF CHILDREN'S EDUCATIONAL INSTITUTIONS / "SUN CITY" / "OUR NEW SCHOOL" / IDEAL CITY / NEW EDUCATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макогон Любовь Николаевна

Проблема несоответствия современного среднего образования требованиям времени и задачам реформы образования, поставленным в наши дни правительством РФ, вызвала необходимость новых подходов к проектированию и разработке образовательной модели школы будущего. Автором предлагается модель школы, названная «идеальным городом детей», где главное это внимание к каждой человеческой личности, то есть ребенокученик, стоящий в центре, в основе всех этих построений. «Идеальный город детей» как воплощение мечты «о возрождении общества посредством нравственной или «говорящей» архитектуры, волнующей и воспитывающей восприятием образов, построенных форм и осмысленного пространства». Идеальная образовательная модель это «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», «Храм Согласия» и, конечно, «Храм Науки», что, по мнению автора, должно стать одним из главных критериев формирования новой архитектуры детских образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF AN IDEAL CITY IN DESIGNING THE NEW SCHOOL OF 21st CENTURY

The article discusses the problem of the inconsistency of modern secondary education to the requirements of time and objectives of education reform, set by the Russian government today. This caused the need for new approaches to designing and development of a new educational model of the school of the future. The author proposes a model of school, named the ideal childrens city , where the main thing is the attention to every personality. It means that the childstudent, standing in the center is in the heart of the whole construct. The Ideal Childrens City‖ is like a realization of the dream of the society rebirth through moral, or speaking‖ architecture, exciting and educating by the perception of images, created forms and intelligent space. The ideal educational model includes the House of Brotherhood‖, the House of Virtue‖, the House of Education‖, the Temple of Concord‖ and, of course, the Temple of Science‖, which, according to the author, should become one of the main criteria for the formation of a new architecture of children's educational inst itutions.

Текст научной работы на тему «Принципы идеального города в проектировании новой школы21 века»

брэндов выступают уже не только большие города или города, которые нуждаются в преодолении сложившегося негативного (с точки зрения экологии или качества жизни) образа. Многие небольшие и сравнительно благополучные муниципальные образования начинают работу над своим образом, над тем, чтобы этот образ был современным и привлекательным как внутри города, так и за его пределами. Это особый тип коллективного творчества, сочетающий множество процессов. На сегодняшний день исторический сложившийся образ Ангарска как «маленького Ленинграда» остаётся единственным брэндом города. Более конкурентоспособного ансамбля, чем площадь Ленина, за все годы существования Ангарска создано не было.

Рассматривая и продвигая архитектурную сферу городской среды Ангарска как товар, представляющий интерес и являющийся привлекательным для внутреннего и внешнего потребителя, можно сделать город успешным, чтобы жить, учиться и работать в нём было престижно, чтобы его уважали, чтобы в город ехали туристы, чтобы с ним стремились «иметь дело» инвесторы.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Для повышения конкурентоспособности Ангарска необходимо создание новой содержательной идеи города, которая являлась бы ядром концепции его последующего развития. Это стало тем более актуальным ещё и потому, что Ангарск переживает сейчас переходной период, когда старая идея

«соцгорода в лесу» полностью исчерпала себя, а новая идея еще не сформировалась. Поэтому уже сегодня городу необходимо новое культурное содержание, новое самоопределение горожан. Вместе с тем, в Ангарске не произойдет никаких практических перемен к лучшему без возникновения коллективов людей, заинтересованных в судьбе своего города, без пробуждения в жителях гражданского самосознания, чувства ответственности и желания стать подлинными горожанами - хозяевами своего города.

Поиск идеи города универсального характера вместо идей стандартности и уравниловки соцгорода, а также формирование его нового образа, имиджа и брэнда объединит прогрессивные силы города: специалистов, жителей, политиков и властные структуры - в единый творческий организм и направит их на активное участие в решении вопросов продвижения городской территории. Организовать же такое объединение должна городская администрация, несмотря на то что разработка идеи градостроительного развития есть прерогатива действий жителей, сообществ, коллективов, не зависящих от законодательной и исполнительной власти. Именно администрация города должна поставить и реализовать одну из главных задач маркетинга в интересах продвижения территории и повышения её конкурентоспособности - это создание городского сообщества для привлечения всего населения к разработке маркетинговых программ, планированию собственного будущего и будущего своего города.

Библиографический список

1. Азаренков Л.С. Образ, имидж, продвижение как состав- 3. Савинов Г.Г. Стратегическое маркетинговое планирование части маркетинга города // Архитектон. 2004. ние // Особенности стратегического планирования развития

2. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб.: «Питер», городов в постсоветских странах: сборник. М., 2004. 2006.

УДК 72. ББК 85.118

ПРИНЦИПЫ ИДЕАЛЬНОГО ГОРОДА В ПРОЕКТИРОВАНИИ НОВОЙ ШКОЛЫ 21 ВЕКА Л.Н.Макогон1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проблема несоответствия современного среднего образования требованиям времени и задачам реформы образования, поставленным в наши дни правительством РФ, вызвала необходимость новых подходов к проектированию и разработке образовательной модели школы будущего. Автором предлагается модель школы, названная «идеальным городом детей», где главное - это внимание к каждой человеческой личности, то есть ребенок-ученик, стоящий в центре, в основе всех этих построений. «Идеальный город детей» как воплощение мечты «о возрождении общества посредством нравственной или «говорящей» архитектуры, волнующей и воспитывающей восприятием образов, построенных форм и осмысленного пространства». Идеальная образовательная модель -это «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», «Храм Согласия» и, конечно, «Храм Науки», что, по мнению автора, должно стать одним из главных критериев формирования новой архитектуры детских образовательных учреждений. Ил. 6. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: архитектура детских образовательных учреждений; «Город Солнца»; идеальный город; новая образовательная модель; «Наша новая школа».

1Макогон Любовь Николаевна, старший преподаватель кафедры архитектурного проектирования, тел.: (3952) 405156, 89041325618, е-mail: [email protected]

Makogon Lyubov, Senior Lecturer of the Department of Architectural Design, tel.: (3952) 405156, 89041325618, e-mail: L.Mak.11 @ rambler.ru

PRINCIPLES OF AN IDEAL CITY IN DESIGNING THE NEW SCHOOL OF 21st CENTURY L.N. Makogon

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The article discusses the problem of the inconsistency of modern secondary education to the requirements of time and objectives of education reform, set by the Russian government today. This caused the need for new approaches to designing and development of a new educational model of the school of the future. The author proposes a model of school, named the "ideal children's city ", where the main thing is the attention to ever y personality. It means that the child-student, standing in the center is in the heart of the whole construct. "The Ideal Children's City" is like a realization of the dream of "the society rebirth through moral, or "speaking" architecture, exciting and educating by the perception of images, created forms and intelligent space. The ideal educational model includes the "House of Brotherhood", the "House of Virtue", the "House of Education", the "Temple of Concord" and, of course, the "Temple of Science", whi ch, according to the author, should become one of the main criteria for the formation of a new architecture of children's educational institutions.

6 figures. 9 sources.

Key words: architecture of children's educational institutions; "Sun City"; ideal city; new educational model; "Our new school".

В статье поднимается проблема несоответствия современного образования требованиям времени и задачам реформы образования, поставленным в наши дни правительством РФ, что вызывает необходимость новых подходов к проектированию и разработке новой образовательной модели школы. Такая модель школы предлагается автором и названа «идеальным городом детей».

Почему идеальный город? «Идеальный город» приводится в данном случае как конкретный, наиболее яркий пример совершенной архитектуры. И рассматривается он прежде всего с точки зрения геометрического построения целостного архитектурного пространства, взаимодействия и взаимосвязей его функциональных частей между собой. Особенности и закономерности геометрической структуры и архитектурно-пространственного функционирования идеальных городов выявляются с целью использования принципов их архитектурного формообразования в проектировании конкретного объекта. «Идеальный город» еще потому, что это некая система гармоничного сочетания искусственно созданных сооружений и существующего природного окружения. Это не просто место обитания - это мечта о совершенном мире, совершенном месте, совершенном мироустройстве, взаимоотношениях, построенных на принципах справедливости, гармонии и любви ко всему сущему, что как нельзя лучше подходит к идее формирования образовательной среды современной школы. Мечта об идеальном городе с древнейших времен и по наши дни давала импульс для творческих исканий многих архитекторов в разных направлениях архитектурной деятельности, она вела за собой и освещала путь к гармонии и красоте.

В разное время архитекторы свои идеальные города называли по-разному: Город-Солнца; Новая Гармония; Город-Сад. «Признаки «Города-сада» можно увидеть в ландшафтной архитектуре различных образовательных и религиозных центров, например, в университетских комплексах различных стран мира. «Сад», проникая внутрь, становится «зимним садом», «оранжереей» или «дендрарием». Лекционная аудитория, наоборот, - это «открытый амфитеатр», «терренкур», «экотропа». «Идеальный город» здесь - это «комплекс взаимопроникающих пространств, напол-

ненных образами». В таких пространствах создается ощущение присутствия, когда пространство как бы «говорит с тобой», где само пространство является образовательной средой, обучающей социальным навыкам коммуникации. Там учатся не предметам, а навыкам, и в то же время уважению и трепетному отношению к природному окружению, пониманию того, что человек - сам часть природы. «Это возрождение общества посредством нравственной или «говорящей» архитектуры, волнующей и воспитывающей восприятием образов, построенных форм и осмысленного пространства», как воплощение мечты одного из создателей идеальных городов архитектора К.-Н.Леду1.

В данном контексте можно перефразировать Г.Е. Игнатова [2]: «Идеальный город детей - это компактный и самодостаточный, устойчиво развивающийся социально-пространственный комплекс, стремящийся к идеалу, где большая часть людей занимается благородными занятиями. И в то же время - сад, потому что вся жизнь детей, населяющих этот «город», протекает в культивированном природном ландшафте». Идеальный город детей - это «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», «Храм Согласия» и, конечно, «Храм Науки», как называли школы еще недавно в России и в СССР.

Если рассматривать его как «целостное и одновременно фрагментированное архитектурное пространство, как графически изображенную идею, как поиск оптимальных планов зданий, где планировке свойственны рационализм и геометрическая ясность, центричность композиции и гармония между целым и частями, и где главное - это внимание к каждой человеческой личности, то есть человек (в данном случае ребенок-ученик), стоящий в центре, в основе всех этих построений»2, если добавить от Витрувия: «разумной планировки, соблюдения равномерности ритма и строя, симметрии и соразмерности, соответствия формы назначению и распределению ресурсов», - то все эти принципы можно и сегодня применить к проектированию конкретного архитектурного объекта, в данном случае к новой образовательной модели школы 21 века.

«Главный путь возрождения идеологии гармонии Древней Греции и эпохи Ренессанса, оказавшей огромное влияние на культурное развитие человече-

ства на протяжении нескольких исторических эпох, сегодня должен пролегать через систему образования. Древние греки оставили нам еще одну идею золотого сечения как образную иллюстрацию гармонии, как геометрическую интерпретацию взаимосвязи целого и его частей. Золотое сечение - это характерная геометрическая закономерность природы. Это одна из наиболее устойчивых теорий, ориентированная на идеалы красоты и совершенства, на связь с искусством и архитектурой, ее вполне можно отнести к идеологиям социального значения. «Прорастание» философии гармонии и красоты «снизу», со школьной скамьи окажет благотворное влияние на интеллектуальное сознание подрастающего поколения и вернет человечество к своим истокам. «Красота - для счастливого поколения, несчастное же нужно попытаться растрогать возвышенным» (Шиллер - Зюверпу).

Гармония, естественность, оптимальная геометрия, целесообразность и практическое удобство для человека - главное, на что должен ориентироваться архитектор, в особенности при проектировании детских образовательных учреждений. Все это требует сегодня новой архитектуры, современной с точки зрения применения новейших материалов и технологий, позволяющих осуществить любую утопию3, но основанной на многотысячелетней истории архитектуры, на принципах «идеальной архитектуры природы».

Идеальный город как природная пространственная структура

А.Палладио еще в 16 веке в своем трактате написал: «Город - не что иное, как некий большой дом, и обратно, дом - некий малый город, где Красота является результатом красивой формы и соответствия целого частям, частей между собой и также частей

4

целому» .

Все утопические идеальные города отличаются причудливой красотой своих планов, они похожи на цветы и снежинки, то есть созданы «по образу и подобию» природы. «Они напоминают также графическую поэзию или графические музыкальные партитуры, и там и здесь фигуры, лабиринты, звезды. Только вместо нот или букв внутри каждой фигуры - улицы и дома». Проекты городов и зданий идеальных пропорций в виде цветов, кристаллов, снежинок и звезд как попытка выразить в архитектуре ту самую музыку высших сфер, которую могут услышать только гении от рода человеческого - архитекторы и музыкан-ты...Музыка, застывшая в камне...

Человек - единственное существо на планете, которое пытается создавать то, чего еще не было, чего природа не создавала, но все же «человеческая архитектура осуществляется по тем же пространственным законам универсальной пространственной геометрии, которой подчиняются многие происходящие в природе явления. При этом они связаны исключительно со структурой. Центричные структуры - круги на воде, годовые кольца дерева, планетарные системы, спирали галактик и радиальные структуры городов. Линейные структуры - в руслах рек с притоками, в морозном узоре, в переплетениях ветвей растений, капиллярных системах, разломах земной коры, в архитектурных объектах (жилища, дворцы, храмы, лабиринты). Очаговые (дискретные) структуры мы наблюдаем в организации островов, строении лишайников, звездном небе, пене, клеточном строении живой ткани, кристаллических образованиях, в системах расселения людей5». Структурные закономерности природной среды использовались человеком для своей деятельности еще в глубокой древности и применяются до сих пор во множестве архитектурных объектов.

Город Платона 4 век до н.э.

Идеальный «Город Солнца». Томмазо Кампанелла. 1602 г.

Вилла Адриана в Тиволи. «Морской театр»

Город Морелли, основанный на принципах «Кодекса природы». 1755 г.

Китай. Храм молитвы на Годовую жатву. 1420 г.

Круглое строение на агоре в Силе (Турция)

Круглое строение на Агоре в Сиде. Турция

Храм Василия Блаженного в Москве Город Роберта Оуэна на Город Анришман. Построен для (Покрова на рву) 16 век 2-2,5 тыс. жителей. 1841г.7 гугенотов в 17 веке

Нёф-Бризах, 1698 г., арх. С.Вобан. Джордже Вазари. План Сейчас г.Брейзах-на-Рейне, Германия идеального города. 1598 г.

Храмовый комплекс Боробудур, о.Ява, Индонезия, около 800 г.до н.э.

Идеальный город Т.Мора Амауротум. 1512 г.

Храм Ананды в Пагане, Бирма, - Баган (Мьянма)

(\

■ В ■.к; Ш п. ■ ■ в /Л|р 11

1

в в в в Ч а в в в >

швакюна явввв* авьа:* с ШВВ1^ \ аааг-

■ V н . Ш •

Круглый город Икария - Э. Кабе

Круг и квадрат - в поисках идеальной планировки

«В Природе все есть круг, природа измеряет, сравнивает все «круговыми движениями» (методом наложения), а строит формы пространственных объектов прямыми линиями. Бытие мира - это процесс единства и взаимодействия противоположностей в круговых (циклических) движениях, и развитие мира идет по спирали. Философская суть геометрии идеального города Платона - в «круговом движении».

Большинство идеальных городов в плане имеют центрическую радиально-лучевую планировку. «Сопо-

ставления различных геометрических структур показывают, что радиально-гексагональные структуры, преобладающие в планировке идеальных городов, наиболее оптимальны по критерию компактности и минимизации длины периметров (путей, дорог, коммуникаций), но в них при этом получается максимальная относительная площадь ячеек.... И, следовательно, они не только компактны, но и экономичны, особенно в условиях достаточно сурового климата России. Похожее решение уже было предложено архитектором Антонио Филарете в 15 веке при определении конфигурации идеального города Сфорцинды»6.

Пространственная архитектурная система состоит из множества составных частей-ячеек, связанных между собой; относительно самодостаточная и самостоятельная по функции, она, в свою очередь, сама является частью окружающей ее природной среды.

Архитекторы древности очень часто использовали в построениях планов различных сооружений формы круга и квадрата, считали их идеальными, особенно круг. «Круг и квадрат - вот буквы алфавита, применяемые авторами в качестве основы лучших произведений...», - утверждал К.-Н. Леду. Архитектор должен знать о значениях геометрических фигур, сложившихся за века. «Форма куба - это символ незыблемости. Три колонны олицетворяют понятия: сила, мудрость, красота, четвертая колонна символизирует Совершенство. Сила понимается как прочность сооружения, мудрость определяет пользу для его обитателей, а красота радует глаз и успокаивает сердце. Все вместе составляет Совершенство».

Если считать форму плана школьного здания в виде круга и квадрата оптимальной и проанализировать по параметрам освещенности, удобства внутреннего функционирования, эффективности, экономичности, компактности и устойчивости, то увидим явные преимущества:

Круглый план позволяет эффективнее «поймать солнце», что немаловажно при проектировании школ. И если при круглой форме здания полностью охватываются секторы восток, юго-восток, юг, юго-запад, за-

пад и даже северо-запад и северо-восток, частично инсолируются, то при квадратной форме здания практически не используются секторы ю-в и ю-з (при ориентации юг - слева, север - справа в рассматриваемых примерах).

Минимизируются, становятся более короткими, а значит, и более удобными связи между различными функциональными зонами.

Компактный план и трансформируемые пространства, более эффективное использование всей площади здания вследствие меньшего периметра наружных стен.

Уменьшение эксплуатационных расходов на отопление, энергозатраты и т.п., меньшие теплопотери.

Экономичность строительства, уменьшение расходов на несущие конструкции, на сейсмоустойчи-вость.

Устойчивая конструкция.

Квадратный план обладает теми же преимуществами, что и круглый, за исключением возможностей инсоляции.

«Высшая красота есть «некое врожденное душам знание. Она есть состояние совершенства, цель, к которой стремится природа во всех своих произведениях... Где бы нам ни встретилось что-либо совершенное, мы всегда почувствуем его присутствие, ибо по природе своей нуждаемся в нем, от природы мы стремимся к лучшему...» (Л.-Б.Альберти).

Сравнительный анализ планов идеальной архитектуры разного времени и новых школьных зданий

Идеальный город Тони Гарнье. 1911 г.

Школа-гимназия на 1080 мест в г.Одинцово. Арх. Степанов В.И., Степанов А.В.и др., нач. 21 века.

Идеальный город ШО Клода-Николя Леду. 1773 г.

Идеальный город Витрувия с названиями основных восьми ветров. 1 век до н.э.

Модель школы будущего. Проект 1970-80-х гг. Арх. Степанов В.С.

Начальная школа имени Майкла Фа-радея. 21век. Арх. Уильям Олсоп

Япония. «Акваполис-75». Арх. Кику-таки К.

Школа в Рахолте. Арх. Ярмунд К. Норвегия. Нач.21 в.

Анришман. Идеальный город гугенотов. Построен в нач. XVII в.

Колледж в г. Аальборг. Дания - вРР

Школа будущего. Арх. Порошкин А. Россия

План идеального здания. Леонардо да Винчи. Эскиз

Такие «идеальные города детей», где в той или иной степени реализованы принципы красоты и гармонии, уже строятся по всему миру, активно разрабатываются новые образовательные программы и проекты новых школьных зданий. Какой должна быть архитектура школьных зданий - вопрос спорный. Кто-то считает модульное проектирование оптимальным. Другие считают, что каждое школьное здание должно быть уникальным. Например, учебный центр в г. Аальборге в Дании состоит из четырех зданий и небольшой площади посередине. На первом уровне -

общественное пространство, другие три уровня отданы под учебные помещения.

В последнее время и в России стали появляться новые школьные здания, которые можно отнести к разряду уникальных.

Наряду с этим проводятся различные конкурсы на проектирование «Школы Будущего», на лучшее архитектурно-планировочное решение для творческого, спортивного и интеллектуального развития наших детей.

Проект колледжа Nordjylland в датском г. Аальборге. Дания. Мастерская GPP

Удивительно похожее в плане на идеальный город Шо Клода-Николя Леду здание школы-гимназии на 1080 мест в г. Одинцово. Авторы Степанов В.И., Степанов А.В. и др.

Школа будущего "Приют-уют". Арх. Александр Порошкин

Один из проектов конкурса на проектирование «Школы Будущего» - автор Морозов Р.В. Объемно-пространственная композиция состоит из главной оси, где располагаются спортивный зал, бассейн, столовая и форум. Учебные помещения дифференцируются на образовательные (начальное 1-4 кл., среднее 5-8 кл., старшее 9-11 кл.) и дополнительные (музыкальное, художественное, техническое).

Какое будущее ждет нас? Такое, какое построят наши дети, и поэтому мы должны позаботиться о них сегодня и дать своим детям действительно все самое лучшее: самые красивые здания совершенной геометрии, самое гармоничное природное окружение, научить их трепетному и уважительному отношению к природе. Человек - часть природы, ее творение, и поступать согласно принципами Гармонии Природы -единственно правильный путь, ведущий наш мир к процветанию. Ведь гармоничное сосуществование с природой является важнейшим принципом экологиче-ского7, эстетического и нравственного образования детей.

Обучающее пространство архитектурной среды новой школы, основанной на принципах гармонии идеального города, должно стать одним из главных критериев формирования архитектуры школы 21 века.

Школа - это модель маленького государства

«Идеальный город «призван был воспитывать нравы и чувства, исправлять души и умы» (Л.Б.Альберти).

С точки зрения архитектуры модель, названная автором «Идеальным городом детей» - «это устойчиво развивающийся компактный и самодостаточный социально-пространственный комплекс, стремящийся к идеалу», где «город - не что иное, как некий большой дом, и обратно, дом - некий малый город» и где «красота является результатом красивой формы и соответствия целого частям, частей между собой и также частей целому». Это и внешнее пространство, и интерьеры, и дворы, и их габариты и пропорции» (А.Палладио).

Школа, в сущности, и есть автономная модель маленького города-государства, где дети являются гражданами, сосуществуют в тесной взаимосвязи друг

с другом, проводят большую часть своего времени. Предлагаемая автором образовательная модель школы основана на принципах красоты и гармонии утопического «Города Солнца» Томазо Кампанеллы, 1602 г.8, идеальных городов Платона, Палладио и эпохи Возрождения, К.Н.Леду и др., как нельзя лучше, по мнению автора, отвечает требованиям проектирования и внутренней организации детских образовательных учреждений.

Известно, что пространство формирует сознание. Цель - создать пластичную и сложную объёмно-пространственную структуру школы-города с зонами разнообразного назначения, чтобы обеспечить не только учебно-воспитательный процесс, но и развитие по интересам и склонностям, интересный и развивающий досуг, обширные возможности для занятия спортом. То есть внедрить в традиционную структуру школьного здания школу искусств, зону естественных наук, обширный спортивный комплекс, клубно-театральную часть. Таким образом, идеальная образовательная модель школы 21 ВЕКА включает в себя следующие планировочные и образовательные принципы.

Планировочные принципы:

1. Совершенная геометрическая модель архитектурного пространства, построенная на принципах гармонии, органично связанная с природным окружением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Функциональная организация. Учебные помещения дифференцируются на образовательные (начальное 1-4 кл., среднее 5-8 кл., старшее 9-11 кл.) и дополнительные (музыкальное, художественное, техническое), блок начальных классов может быть автономным и иметь свой двор с игровыми устройствами.

3. Компактный план, короткие связи различных функциональных зон - радиально-лучевая планировка в данном случае идеальна особенно потому, что позволяет создать оптимальное естественное освещение.

4. Центричный тип планировки, органичное распределение архитектурных пространств вокруг центрального атриумного многофункционального пространства, которое является главной площадью города детей. Здесь проводятся выставки творчества детей, общие собрания, награждения, просто общение друг с другом и многое другое. Вокруг центральной площади-атриума как-будто кварталы города располагаются спортивный и театральный залы, музыкальный и художественный факультеты, а также учебные секции со своими площадями-рекреациями, на которые выходят дома-классы.

5. Гибкая планировка, мобильное оборудование, классы различного объема - на 20 человек, для работы малых групп (2-10 человек), лекционные аудитории, информационная зона (медиатека и читальный зал) открытого доступа.

6. Создание эстетически комфортной среды (удобная эргономичная мебель, мягкие стулья), вариативная расстановка мебели и оборудования кабинетов для фронтальной работы, работы в группах и ин-

дивидуальных занятий, а также с учетом создания условий для детей с ограниченными возможностями. Кабинеты среднего и старшего звена оснащены сенсорными партами и новейшими информационно-техническими средствами.

Идеальная образовательная модель - это:

7. Универсальное персонифицированное образование с учетом теории множественного интеллекта Говарда Гарднера9. Современная школа ориентирована только на аудиальную и логическую сторону мышления, то есть только для 2-х типов (из 8-ми) интеллекта: логического (математического) и лингвистического, - которые не являются преобладающими у современной молодежи. Всестороннее развитие каждой личности, выявление способностей и наклонностей каждого ребенка уже на начальном этапе и дальнейшее развитие этих способностей в средней и старшей школе. Музыкальное и художественное образование, обязательное для всех. Учёные разных стран в течение нескольких десятилетий проводили исследования и выяснили, что «чем больше стимулирования получает ребенок через музыку, движение и искусство, тем более интеллигентным человеком он станет. Музыка вносит положительную расслабляющую атмосферу в классы и дает возможность провести чувственную «интеграцию», которая необходима для развития устойчивой, долгосрочной памяти у детей».

8. Проектные междисплинарные методы обучения (в отличие от классно-урочной или предметной системы старой школы). Реальные проекты, такие как, например, подготовка и постановка спектакля. Ребенок сам выбирает - художник он или композитор, музыкант или дизайнер одежды, режиссер или актер. Или исследовательские проекты, позволяющие общаться через интернет со своими сверстниками из разных стран мира и обмениваться результатами исследований, консультироваться у специалистов и получать в результате гораздо больше знаний по предмету.

9. Развитие у учащихся потребности в непрерывном и самостоятельном поиске информации. Работа индивидуально или в команде под присмотром и при участии наставников-преподавателей, которые сами становятся дружественными членами команды данного проекта. Обучение становится интересным, увлекательным и творческим процессом.

10. Наглядная обучающая, в том числе и интерактивная архитектурная среда такой школы становится говорящим, обучающим пространством, например, каждая учебная секция новой школы имеет определенную тематику, где, как в идеальном городе, «все стены, и наружные и внутренние, «расписаны превосходною живописью, где представлены все науки, флора и фауна Земли с краткими пояснениями для наглядного изучения разных наук... и дети без труда и как бы играючи смогут ознакомиться со всеми науками наглядным путем».

11. Это культурно-образовательный центр всего прилегающего жилого района, который во вне учебное

время должен стать для жителей центром отдыха, особенно для родителей с детьми.

Итак, идеальная образовательная модель - это город детей, это «Город Солнца» или «Город-Сад» и это не только идеальный по геометрии и планировоч-

ной структуре план, это также модель идеального мироустройства. Это четко спланированный единый функциональный организм, в то же время компактный, светлый, чистый, упорядоченный, привлекательный по архитектуре.

1 (Д. Рабро, 2003). Идеальный промышленный «Город Шо» Клода-Никола Леду, 1773 г., частично построен при соляных приисках в провинции Франш-Конте. Леду видел в архитектуре средство организации жизни общества, средство воспитания людей, демократические принципы, основанные на разумной логике и справедливости.

2 Идеальный город - «Это «Дом», «Храм», «Город» одновременно. С точки зрения архитектуры, утопия - это компактный, самодостаточный и устойчиво развивающийся социально-пространственный комплекс, стремящийся к идеалу ...схемы идеальных городов Филарете, Скамоцци и других... это не готовые проекты, ...а графически изображенная идея, концепция горо-да...ведутся поиски оптимальных планов...главное, - человек, стоящий в центре, в основе всех этих построений...даже архитектурные сооружения уподоблялись человеческому телу как эталону совершенных пропорций и красоты» [Хромов С.].

3 Утопия (от греч. u - нет и topos - место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от ей - благо и topos - место, т.е. благословенное место. Термин «У.» от книги Т. Мора (1516 г.). «Архетипом утопии стала Атлантида, описанная Платоном (427-347 г. до н.э.)... Государство будущего Платон хотел видеть религиозно-воспитательным учреждением [Мир архитектуры].

4 Андреа Палладио (1508-1580) Итальянский архитектор, зодчий XVI в. Мастер гармонических композиций из крупных объемов, отличающихся тщательной отработкой пропорций. «Четыре книги по архитектуре» - его трактат, где изложена великолепная система пропорционирования, разработанная Палладио и составившая его прижизненную и посмертную славу. Долгое время принципы, изложенные в трактате, воспринимались зодчими как практическое руководство и рекомендации о том, как проектируются все виды сооружений и что делает их облик гармоничным.

5 М.В. Шубенков в своей работе «Структура архитектурного пространства» приводит примеры таких структур... У разных народов в разные исторические эпохи можно найти очевидное сходство в планировочной организации...В каждом из этих примеров мы можем говорить о наличии... целостного ... пространственного образования».

6 «Метод геометрического построения спиральных решеток» А.В.Радзюкевич.

7 Термин «экология» (происходящий от греческого слова ойкос - дом, жилище, местопребывание) был введен в науку нем. биологом Э.Геккелем в 1866 г. в работе «Всеобщая морфология организмов» как учение о взаимосвязях организмов с внешней средой. Позднее экология превратилась в науку, охватывающую взаимоотношения природы и человека, природных экосистем, антропосистем, техногенных систем.

8 Кампанелла (Campanella) Томмазо, итальянский философ, поэт, монах-доминиканец с 1582 г. «Город Солнца» Томазо Кам-панеллы, 1602 г., в форме рассказа мореплавателя опубликован в1623 г., рус. пер. 1906 г. В идеальном «Городе Солнца» Т.Кампанеллы...огромное внимание уделяется развитию науки как «магическому знанию», просвещению и трудовому воспитанию...».

9 В начале 1980-х гг. Ховард Гарднер, профессор психологии из Гарвардского университета, написал книгу «Кадры мозга» -одну из наиболее эффективных книг по образованию современного поколения. В ней он утверждает, что мы обладаем множественным интеллектом. В дополнение к лингвистическому, логико-математическому, пространственному и органо-кинестетическиму интеллекту у нас есть еще межличностный, внутриличностный и музыкальный интеллект, недавно к ним прибавился еще один - натуралист. Кроме того, ученые обнаружили, что дети предрасположены к восприятию музыки гораздо сильнее, чем к базовым элементам речи. Согласно последним данным, полученным детскими психологами, всего существует восемь типов интеллекта и обучение по всем типам требует как специальной подготовки учителей, так и новой инфраструктуры школьных зданий.

Библиографический список

1. Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры. М.: Молодая гвардия, 1990. Новое обличье ГОРОДА-САДА, ГОРОД-САД: рождение идеи - http://architecture.artyx.ru

2. Игнатов Г.Е. Утопии «БАШЕННОГО ГОРОДА» И «ГОРОДА-САДА» в парадигмах постмодернистской философии. УралГАХА, Архитектон. 2004-2009.

3. Рабро Д. Клод-Николя Леду (1736 - 1806) // Архитектура и летопись времени. 2006. Т.2.

4. Радзюкевич А.В. Метод геометрического построения спиральных решеток, 2007. Статья http://www.a3d.ru /агсЬ^есШге^аЬ^

5. Сергиенко П.Я. Геометрия «золотых сечений». Гармония мер и их отношений // Академия Тринитаризма. М., Эл

№ 77-6567,публ.12995, 21.02.2006, http://www.trinitas.ru/rus йос/0232/010aZ02320004.htm

6. Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре / пер., прим. В.Л.Глазычев. М.: Русский университет, 1999.

7. Фото с интернет ресурсов -http://www.archplatforma.ru /?act=1&catg=38&nwid=508, http://kannelura.info, «Школа Будущего» — НОМИНАЦИЯ «Молодежный эскизный архитектурный проект общеобразовательной школы».

8. Хромов С. Мечта об идеальном городе. Статья. http://www.newacropolis.ru/magazines/3_2001/Mecht_o_ideal_g огс^е/;

9. Шубенков М.В. Структура архитектурного пространства: автореф. дис. ... докт.архитектуры. М., 2006. 57 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.