ния. С точки зрения геометрических формул-построений, в круге, формой которого представляется цикличность во времени развивающегося сознания цивилизации [2], вычленяются четыре последовательных сектора, или этапа: 1) первобытное сознание на ранних этапах цивилизации;
2) переход от коллективного уровня первобытного сознания к началу индивидуального сознания;
3) переход от индивидуального сознания к фазе коллективной культуры; 4) начало индивидуализации коллективного сознания.
Пространство, как основа жизненной среды для всего существующего на Земле, есть матрица развития любого индивидуального или социального организма. Можно сказать, что по канве невидимых пространственных связей это развитие проявляет и актуализирует те или иные формы сознания и движения, а точнее - скрытые от глаз информационно-энергетические процессы бытия. Геометрические «письмена» архитектуры соответственно фиксируют, отражают и выражают эти процессы.
История архитектуры в последние 5000 лет вмещает и характеризует основные этапы осознания человеческим разумом объективного пространства и овладения свойствами и возможностями пространственного бытия. Жизнь человека - это пространственная материализация движения во
Времени, в цепи которого последовательно взаимодействуют отдельные элементы бытия: ПРОСТРАНСТВО (как сфера сознания) - Космос - Боги (религия) - Человек - Искусство - Социум - Техника (технологии) - Информация (ноосфера) -Космос - ПРОСТРАНСТВО (как форма движения).
Архитектурные объекты - это средство, форма и инструмент моделирования земного пространства, а также проявления земного сознания. Геометрия как основа архитектурного пространства определяет его форму и содержание через линейные образы, помогая человеку с помощью абстрактных понятий продуцировать новые образы и, следовательно, развивать сознание цивилизации.
Библиографический список
1. Зиновьев А.В. Логос египетских пирамид / А.В. Зиновьев, А.А. Зиновьев. - Владимир: Покрова, 1999. - 256 с.: ил.
2. Неаполитанский С.М. Сакральная геометрия / С.М. Неаполитанский, С.А. Матвеев. - СПб.: Изд-во Святослав, 2003. - 632 с.: ил.
3. Ревзин Г.И. Очерки по философии архитектурной формы. - М.: ОГИ, 2002. - 144 с.
4. Труфанов С.Н. // С.Н. Труфанов. - Самара, Гегель-фонд, 2003. - 624 с. - (Наука XXI века).
5. Шмелев И.П. Архитектор фараона. - СПб: Искусство России, 1993. - 95 с.: ил.
Л.Н. Даняева
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕЛОВЫХ КЛУБОВ (на примере Нижегородской архитектуры XIX - нач. ХХ века)
Развитие демократических институтов и социальные преобразования, экономические реформы и оздоровление политического климата создают благоприятную атмосферу для активизации коммуникативной деловой деятельности общества, расширения и углубления общественно-социальных контактов, для зарождения и распространения качественно новых форм делового общения. Динамика современной деловой активности и рост культурного потенциала ведут к естественным преобразованиям социально-общественных отношений и развитию качественно новых клубных форм делового общения, таких как деловой клуб. Деловой клуб представляет собой клубную форму координации потенциального развития деловых отношений, проявления деловой коммуникативной ак-
тивности современного общества и позитивного развития деловой деятельности. Именно понятие «деловой» накладывает на клуб, как досуговое здание, иную смысловую идейную характеристику, формирующую его как социально новый тип клубного здания. Поэтому, деловой клуб как новый тип клуба, определяется, наряду с досуго-вой клубной функцией, деловой функцией, которая диктует его архитектурно-типологическое развитие как органичное взаимодействие типологических признаков досуговых и деловых зданий, что формирует многофункциональную и универсальную архитектурно-пространственную структуру, обеспечивающую его самодостаточность и жизнеспособность.
В настоящее время основными видами общественно-деловых коммуникаций является новая
86
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006
© Л.Н. Даняева, 2006
информационная культура, современные интернет-технологии и виртуальные формы общения, которые делают доступным обмен информацией и деловое общение в «заочных дискуссиях» и «интернет-конференциях». Неслучайно, большинство современных деловых клубов изначально зарождаются на основе виртуального общения, которое является основным техническим средством деловых коммуникаций, но при всем совершенстве новых технологий такой опосредованный обмен информацией воспринимается только на интеллектуальном уровне, лишается индивидуальной окраски, не обеспечивает полного эмоционального восприятия контактирующих сторон, лишает возможности субъективно оценивать и корректировать ситуацию, как это было бы возможно при личном контакте. Наряду с непрерывным совершенствованием и развитием новых технологий делового общения, все большее развитие получает живое общение и непосредственные многосторонние социальные контакты, позволяющие обмениваться креативными идеями и новыми предложениями, налаживать сотрудничество и партнерские отношения, согласовывать модель своего поведения в новых постоянно развивающихся социально-экономических условиях. Именно деловой клуб создает неформальную неофициальную клубную форму делового общения, обеспечивая тем самым почву для продуктивного сотрудничества, развития и совершенствования культурной деловой политики на всех уровнях общественных институтов, что подтверждается, ставших уже традиционным средством непосредственного общественно-делового общения, проведением и организацией экономических Форумов и международных Са-миттов. Именно клубность деловой коммуникативной деятельности составляет специфику делового клуба и определяет его актуальность в современной общественно-коммуникативной деловой деятельности. Деловой клуб - это новая социально-общественная самоорганизация делового сообщества, доминантой которого является создание новых социально-культурных коммуникаций и инноваций общественного развития, представляет собой инновационную систему делового общения. В современной уникальной ситуации общественного развития, деловой клуб проявляет свои главные «клубные черты» - сохранения и изменения, и как принадлежность досуга, с одной стороны, и делового общения с дру-
гой, это пространство определенного социокультурного взаимодействия самоорганизующегося делового сообщества, деятельность которого представляет собой клубную досуговую форму координации потенциального развития деловых отношений и проявлений деловой коммуникативной деятельности. Именно, в период формирования новых форм общественного развития, деловой клуб берет на себя функции сохранения и закрепления социально-деловых отношений, возрождения и сохранения старых традиций, норм и ценностей - государственность и патриотизм, имперские традиции и идею особого пути России.
Становление деловых отношений в русской культуре и формирование архитектуры досуго-во-деловых зданий происходило при определяющем влиянии в течение длительного времени таких основных факторов, как благоприятная географическая среда (граничное положение России между европейским Западом и азиатским Востоком), торговые коммуникативные связи (исторически сложившиеся торговые пути), развитие народных традиций, ремесел и промыслов, быт и нравы многонационального населения с взаимопроникновением и взаимообогащением культур разных народов.
Сложилась сложная и многогранная система досугово-деловых отношений. Всесторонние социальные контакты создавали благоприятные условия для активного участия людей в общественной жизни, возможности получить социальную оценку своей деятельности и способствовали формированию определенных пространств досу-гово-деловой деятельности.
К середине XIX века деловые отношения органично вписываются в любую сферу деятельности общества, а деловая функция органично входит в любое гражданское здание. В планировочной структуре городов исторически формируются определенные пространства досугово-делового общения, в городской застройке наблюдается появление новых типов зданий и комплексов, в которых происходит свободное общение и всесторонние социальные контакты, которые в последующем окажут влияние на формирование новых типов зданий, ставших прототипами деловых клубов.
С приходом развитого промышленного капитализма в XIX в. претерпевает значительные изменения внутренняя структура многих форм досугового и делового общения, которые неизбежно диктуют новые возможности формооб-
разования, соответствующие узкоутилитарным требованиям капиталистической экономики. В этот период с развитием городской культуры и городского образа жизни складывается универсальный, открытый городской тип деловых отношений, имеющих городской масштаб - свободное предпринимательство.
Обращение к истокам российского предпринимательства дает возможность понять его историческое значение, осознать взаимосвязь прошлого и настоящего в архитектурно-типологическом формировании современных деловых клубов. Развитие деловых отношений в прошлом и настоящем выделяет конкретный социальный класс предпринимательства - сословие российского купечества, который заключает в себе конкретное социально-экономическое содержание и как «заказчик» диктует определенные требования к функционально-пространственной организации своих зданий, создает и формирует их архитектуру.
С приходом промышленного капитализма происходит развитие деловых отношений в России, которые органично вписывается в различные сферы деятельности и становятся характерными для многих гражданских зданий, общение и коммуникативная потребность принимает целенаправленный характер и превращается в организованный процесс. Происходит дифференциация зданий по классовому и сословному признакам, что стало стимулом развития новых типов зданий и разнохарактерности архитектуры, отражающей стилистическую пестроту буржуазной культуры. Организуются собрания «по интересам», которые стимулировали появление специальных зданий - сословные Клубы, Дома собраний и обществ, где наряду с функцией досуга и развлечений предусматривалась деловая функция общественных собраний. Формирование исторических прототипов современных деловых клубов позволяет проследить качественное развитие архитектуры, соответствующей многофункциональным требованиям капиталистической предпринимательской деятельности, которые повлияли на типологическое формирование архитектуры современного делового клуба.
Формируются типологические функциональные составляющие досугово-делового общения, которые функционировали одновременно, доминируя, сменяя и переходя в другие сферы потенциальных возможностей. Среди типового многообразия исторически сложивших-
ся общественных зданий, соответствующих социокультурным признакам и специфике делового клуба, оказавших прямое и опосредованное влияние, следует выделить клубные здания, дифференцированные по социальной значимости, это - дома собраний и сословные клубы (дворянские, купеческие, мещанские).
К концу XIX века Нижний Новгород сформировался как один из крупнейших промышленно-торговых центров России, с его знаменитыми ярмарками и выставками, развивающейся промышленностью и торговлей, что характеризует его как показательную модель развития архитектуры в рассматриваемое время. В архитектуре клубных зданий наглядно многообразие стилистических направлений, характеризующих буржуазную культуру периода капитализма. Стилистическая пестрота, в которой отразилась сложность и противоречивость эпохи, внесла в архитектуру и обилие декора и стилевую лаконичность классицизма, создав впечатление показной роскоши, ярко характеризующей архитектуру капитализма в России и в Нижнем Новгороде.
Согласно законодательному акту от 1785 года дворянству в каждом губернском городе «дозволялось» иметь для проведения выборов в Дворянское собрание собственный дом, который в другое время служил местом общения, отдыха и развлечения представителей дворянства.
Дом дворянского собрания в Нижнем Новгороде (арх. И.Е. Ефимов, 1822-1826 г.) также представляет собой памятник архитектуры русского классицизма. С изданием указов о вольностях дворянству в Н. Новгороде стали регулярно проводиться съезды местных помещиков, а для ведения дел учреждена канцелярия. Дворяне проводили выборы должностных лиц, устраивали балы, спектакли, концерты. Угловое местоположение здания формирует площадь, где разбит общественный сад с беседками, кафе и сценической площадкой, к площади обращен 4-х-колонный портик ионического ордера, а на линию ул. Б. Покровской выведена ионическая 6-колонная лоджия на высоком цоколе, соответствующая размерам коринфского колонного зала 2 этажа, в который ведет широкая парадная лестница. В 1860-1870-е годы главное здание было дополнено корпусом, который использовался как гостиница именитых гостей. В послереволюционный период и по настоящее время здание используется как Дом культуры.
Подобные здания собраний, представляли типичную архитектуру «усадебного типа», они довольствовались повторением форм жилых домов усадебного городского типа, не стремясь к поискам образца нового общественного здания. Главным образом они размещались в частных особняках, легко приспосабливаемых для целей клуба. Архитектура была несколько однотипна и выдержана согласно единому канону, в том числе и ордерному. В основном это была архитектура «фасадничества», имеющая однотипное центрально-осевое построение, каждое здание было своеобразным по деталям наличников и сандриков оконных проемов, по элементам декора и архитектурному орнаменту.
Например, Дом мещанского собрания, арх. Л.В. Фостиков, Н.Д. Григорьев, 1849-1881 гг., это дом купца И. Мокеева, который приобрало Нижегородское мещанское общество. В здании размещались зал общих собраний, канцелярии, мастерские и торговые лавки. Архитектура здания решена в характерном стиле городского особняка купеческого барокко.
Клуб всех сословий, арх. Г.И. Кизиветтер, 18371839 гг., представляет собой городской особняк купца В.К. Мичурина. В залах этого клуба велись заседания и общественные собрания, в библиотеке велась переписка многих известных деятелей того времени.
Архитектурное решение зданий домов собраний объединяется общностью композиционного решения, характерного для городского дворца-усадьбы, который останется ведущим до начала XX века. В архитектуре клубных зданий этого периода воссоздаются главные особенности классицизма: центрально-осевая композиция, поперечная ось парадного вестибюля - зала, выходящего в сад, и перпендикулярная продольная анфилада больших парадных комнат, идущая по обе стороны от вестибюля, украшенные лепниной и росписью, скульптурой, пилястрами и колоннами.
Период эклектики был закономерным периодом, который подготовил возникновение в конце XIX века нового стилевого направления - модерн. В это время существовала свобода выбора форм, что вело к расрепощению от канонов и норм, к переходу на более свободное формотворчество. Модерн можно отнести к декоративно-художественной линии в архитектуре, который характеризуется отсутствием органической связи между тремя основными компонентами стиля - орга-
низацией пространства, конструктивной основы и пластической формы.
На террасе Волжского откоса в 1908 г. располагалось здание Коммерческого летнего клуба (арх. П.П. Малиновский), представляющий образец модерна. Многообъемная динамическая композиция здания соответствовала свободной ассиметричной форме плана, характерного для особняков модерна. Сложный многогранный силуэт здания рассчитан на восприятие с видовых точек набережной и со стороны реки, представляет ступенчатые шатровые конусные покрытия выступающих разноуровневых башенок и крутых скатов кровли.
Общественное клубное здание - Городской концертный зал на ул. Б. Покровская (арх. Ф. Шех-тель, 1912 г.), состоящий из 2 этажей, где на 1эта-же располагался театр «Палас», на 2 этаже - бюрократический коммерческий клуб. Общий парадный вход здания позволял использовать театральный зал для функций клуба, для проведения вечеров, концертов, балов, а некоторые клубные помещения использовались для театральных нужд. Здание представляет образец схематизированного классицизма - использование классического ордера, раскрепованый коринфский ордер, рационалистическая тенденция сблизилась с принципами классицистической. Во внешнем облике здания сказывается влияние рационального модерна - укрупненный масштаб форм, строгая графика и цельность объема.
Примером клубных зданий социально-классовой принадлежности является здание Народного дома (ул. Белинского, ныне театр оперы и балета им. А.С. Пушкина), построенного в 1903 году по проекту архитектора П.П. Малиновского. Инициатором строительства выступило Общество по распространению начального образования в Нижегородской губернии, членами которого были представители передовой интеллигенции, занимающейся просветительской деятельностью среди населения. Архитектурное решение представлено единым лаконичным прямоугольным в плане симметричным объемом, выполненным в красном кирпиче. Композиционным ядром являлся зрительный зал вместимостью 1000 человек. Главный фасад обращен в сторону Острожной площади и акцентирован по оси симметрии треугольным фронтоном и угловыми башнями. В декоре главного фасада читаются элементы модерна - глубокий
рельеф наличников и треугольных сандриков, сегментные очертания оконных проемов, завершения угловых башенок. В 1903 году сцена Народного дома была передана театральному товариществу и был создан общедоступный театр. В 1933-1935 гг. по проекту московского архитектора А.З. Гринберга к зданию были пристроены фойе, вестибюль и другие необходимые театру помещения и изменился внешний облик здания.
В качестве примера культурно-просветительского клубного здания для беднейших жителей Н. Новгорода в благотворительных целях в 19031905 гг. по проекту архитектора П.А. Домбровс-кого был построен Дом трудолюбия (ныне типография). Двухэтажное здание с цокольным этажом было рассчитано на 200 человек, представляло симметричную угловую композицию с главным подковообразным входом, расположенном на срезанном углу. Здание выполнено в красном кирпиче с белыми оштукатуренными деталями, плоскости стен расчленены пилястрами и завершены боковыми ризалитами. В облике здания читается влияние модерна в ассимет-ричном расположении главного подковообразного входа, обрамлении лестничных клеток и венчающих частей здания. Впоследствии здание было надстроено двумя этажами.
В целом социально-исторические тенденции формирования клубных зданий можно представить следующим образом. В промышленно развитых городах России с конца ХУШ века стали возникать клубные формы время препровождения дворян. Своей задачей они ставили организацию отдыха, общения и развлечений представителей дворянских кругов. Начало XIX века - время развития салонов, кружков и обществ различной направленности (музыкальных, литературных, спортивных). Затем социальные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга и с целью изыскания средств стали допускать в свой круг представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Велись поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений - художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и другие. Стали популярны виды
спортивных занятий, требующих больших затрат и специально оборудованных площадок, что требовало объединения средств и формирования клубов: большой теннис, конный спорт, гольф-клуб. К началу ХХ века в организационном и финансовом отношении активно участвует в столичных клубах купечество, породив такую новую форму досуга как совместные обеды в дорогих ресторанах. Стало возрастать число людей в либерально настроенных дворянских кругах, посвящавших свой досуг общественной работе и развитию народного образования, появляются различные образовательные курсы и кружки. Самым многочисленным сословием стало мещанство -ремесленники, мелкие торговцы, мелкие домовладельцы, «работные» люди. Способы времяпрепровождения у мещан были весьма разнообразны, в основном проводили время в офицерских или приказчьих клубах, в которых проводились публичные мероприятия.
Начало ХХ века было отмечено расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга (воскресные и вечерние школы, образовательные курсы и кружки, народные университеты), которые посещали мещане, конторские служащие и рабочие фабрик и заводов. В этой среде стали появляться самодеятельные «общества самообразования рабочих» и первые Народные Дома, где силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались творческие коллективы. Сложилась клубная система, ставившая своей целью обучение и воспитание, просветительство, централизовано внедряемое в жизнь рабочей среды, и служившая под видом благотворительной деятельности культурно-просветительной деятельности, формой активного и целенаправленного воздействия. Но эта клубная рассматривалась как организация агитационно-массовой работы и распространения новой социалистической культуры, что является темой для другой статьи.
Деловой клуб, как новый тип клубного здания, начал свое развитие с каждого из исторически сформировавшихся ранее клубных зданий периода ХК-ХХ вв., органично воспринял и развил типологические черты, приобретенные от каждого из своих предшественников.