Научная статья на тему 'Архитектура и человек - геометрия пространственных отношений'

Архитектура и человек - геометрия пространственных отношений Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
682
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура и человек - геометрия пространственных отношений»

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА И ЧЕЛОВЕК - ГЕОМЕТРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Горшкова Г.Ф.

Архитектурное пространство наравне с природным представляет собой целостное единство двух земных миров - духовного, идеально выстроенного и невидимого глазу, и материального, вещественно проявленного. Современные научные представления определяют первый из них, как «самодостаточное целое духовное живое тело с органами, осуществляющими его жизнедеятельность». Второе - «как орган духовного мира с определенными функциями - целое, самодостаточное неживое тело с зачатками духовности» [5]. Таким образом, духовное (информационное) начало является ведущим в пространстве и определяющим в отношении к материально проявленному, т. е. видимому, объекту.

Информационная структура земного пространства, по сути, есть трансцендентальная матрица идеальных форм, не проявленных очертаний - виртуальных и потенциальных - всех объектов. По выражению архитектора Н. Ладовского, в материализованной архитектурной форме, как и «при восприятии материальной формы как таковой, мы одновременно можем усмотреть выразительность качеств: 1) геометрических - отношения сторон, рёбер, углов, характер поверхностей и т. д.; 2) физических - весомость, плотность, масса и т. д. ; 3) физико-механических - устойчивость, подвижность; 4) логических - выразительности поверхности как таковой и ограничивающей объём» [2].

Как и вся культура в целом, архитектура, развиваясь вместе с человеком и обществом, опирается на многовековые результаты труда человечества, материального и духовного производства прошлых эпох. Картина исторического пути зодчества иллюстрирует эту запрограммированную взаимосвязанность времени и предметно-пространственной реальности. Рождаемые конструктивные, организационные и художественные каноны образуют череду вечных и преходящих архитектурных образов и форм.

Задача архитектуры и в настоящее время определяется как «...структурирование пространства по определенным законам. По этим законам постройка должна находиться в гармонии с тем пространством, в котором существует, - и земным, и небесным» [7]. Архитектура в историческом и реальном времени и в проявленной форме действительно выражает законы природного пространственного построения. Сооружение, здание, как и всякий иной, искусственно созданный объект, есть тело, а «любое тело это целое, такое же целое, как и весь мир» [6]. Как и весь целостный мир, архитектурное тело заключает в себя множество аспектов своего существования: время, место, форму, содержание, значение, символику, пропорции.

Проблемы архитектурного пространства напрямую связаны с законами построения и проявления жизненного пространства человека в целом, о которых наука пока еще не дает точного представления. Определение законов построения и закономерностей проявления жизненного пространства с точки зрения архитектуры предполагает изучение следующих аспектов: геометрических основ модельного пространства и сравнительных характеристик главного его объекта-субъекта, то есть человека, а именно, пространственных очертаний тела и фигуры последнего.

Природную данность пространственного формообразования с помощью графических построений можно проследить, прежде всего, на примере построения фигуры человека. Известный принцип «по образу и подобию» здесь проявляется особенно наглядно на идеально выверенном рисунке человеческой фигуры. Изобразительный канон человека наглядно показывает, что все линейные и функциональные членения пространства совпадают с характерными изломами и членениями человеческого тела.

'дЬ

Канон фигуры человека воспроизводит закономерности создания внешнего пространства человека, называемого его личным или персональным пространством. По выражению архитектора А.Б. Колосова, «канон - один из важнейших разделов в процессе формообразования вещи, т. к. только через него может быть правильно понят механизм определения потенциального в актуальное и только через него реконструирована визуальная связь между Идеей и Вещью, т. е. истинное, абсолютно адекватное вещи Место» [1].

Исторические попытки расшифровать эту информацию, определить законы построения тела человека как «одушевленной вещи» строились или на основе числа (Пифагор, Аристотель), или визуального Канона Леонардо, связавшего натуралистическое изображение человека с отвлеченными смыслами геометрических фигур - круга и квадрата. Современное научное знание говорит, что тело человека, как любой организм, - «это объединенная, действующая, самосущая система взаимоотношений, будь то клетка, человек, общество и солнечная система», и что «геометрический шаблон действительности представляет собой голографическую матрицу..., и принцип голограммы «все в каждой части» позволяет по-новому подойти к вопросу организованности и упорядоченности» [3].

Геометрия, как наука, которая «никогда не обманывает», в качестве метода исследования дает возможность расшифровать и сделать наглядным то, что человеческий опыт и реакция на все вещи происходит из уникальной способности подсознательно признавать геометрический порядок мира. В проведенном автором исследовании неявных свойств архитектурного пространства на основе модели структурированного пространства были рассмотрены основные, важные для архитектурного созидания объектов пространственные аспекты формообразования:

- геометрия формы, где изучаются свойства формы (внешние) по её контурным очертаниям;

- геометрия функции, чтобы увидеть как функциональное (внутреннее) содержание проявляется во внешней форме объекта;

- геометрия пропорций, чтобы понять, как и какими внутренними связями определяется и кодируется внешнее построение объективной формы.

Существующие изобразительные системы человека, представленные в литературе, совмещенные с геометрией предложенной модели структурированного пространства, наглядно подтверждают, что в каждую историческую эпоху в представлениях человека о самом себе проявляются соответствующие ей конкретные частные свойства целостного пространства. Геометрический анализ и сопоставление известных канонов фигуры человека, представляющих ключевые эпохи развития цивилизации на земле, подтверждает, что в различном фигуральном самовыражении человека отражается уровень его пространственного сознания (социального, индивидуального, географического), образ его миросозерцания и миропонимания. С этой точки зрения, человек предстает как мера пространства не только в метрическом, но, прежде всего, в образном смысле.

Определенные при геометрическом построении ключевые точки структурированного пространства, которые номинируются соответствующими семи цветами светового спектра (от красного до фиолетового), участвуют в оформлении всех объектов физического пространства. Тело человека, его фигурные очертания, пропорциональные отношения частей и целого формируются на основе конкретных точек и линий, входящих в состав структурированного пространства. Геометрические схемы построения телесных очертаний, а также пронизывающих тело траекторий информационных и энергетических потоков обнаруживают удивительные линейные и сферические образования, описывающие, ограничивающие или моделирующие его пространство и формирующие его внешнюю и внутреннюю структуру.

В приведенной здесь таблице представлены некоторые изобразительные каноны человека, символизирующие известные вехи в мировом развитии искусства, архитектуры и строительства. Графический ряд, составленный из вертикальных проекций индивидуального модельного пространства человека и вписанных в эти проекции его фигурных очертаний, позволяют наглядно увидеть и убедиться в том, каким образом на протяжении пяти тысяч лет изменялось пространственное сознание и ощущение, и как это отражалось в изображении человеком самого себя.

Объективность пространственной детерминированности в теле человека предопределила и те первоначальные способы в измерении и построении объектов жизнедеятельности, которые человечество создавало на протяжении всего исторического времени. Знаменитый тезис Протагора: «Человек - мера всех вещей», действовал как до, так и спустя века после античности.

Еще в 60-е годы прошлого столетия теоретик кибернетики и информации И. Зееман, освещая проблемы кибернетики и познания информации, предупреждал, что «мы понимаем вещи как что-то, имеющие твердо ограниченные контуры, ограниченные относительно окружающей среды, хотя в действительности вещи переплетаются с окружающей средой, пронизывают друг друга, и только мнимо изолированы от среды. Вещи связаны с окружающей средой и друг с другом, с ними тесно связаны и их свойства и особенности, в свою очередь также взаимосвязанные». Исходя из такого представления об объекте и окружающей его среде, следует полагать, что человеческое тело как бы пронизано множеством связей, как в пределах, так и за пределами своего телесного контура. При этом, человек, двигаясь и перемещая тело в личном пространстве, не отрывается от связующих его с этим пространством «нитей».

Пространство, как основа жизненной среды для всего существующего на Земле, служит матрицей развития любого индивидуального или социального организма. Можно сказать, что по канве невидимых пространственных связей это развитие проявляет и актуализирует те или иные формы сознания или движения, а точнее - скрытые от глаз информационно-энергетические процессы бытия. Геометрические «письмена» архитектуры соответственно фиксируют, отражают и выражают эти процессы.

Исторически известно, что фигура человека вписывается в квадратное пространство, т. е. его рост по вертикали и раскинутые руки по горизонтали очерчиваются линиями сторон квадрата. Представленные графические построения подтверждают это соответствие. Согласно геометрической модели структурированного пространства вокруг квадрата описывается треугольник вершиной вверх, символизирующий границы видимого пространства и одновременно регулирующий все его внутренние линейные отношения. Обратный треугольник - с вершиной вниз - представляет энергетическую часть пространства. Таким образом, графически подтверждается представление о полярности человеческой природы.

Определенные геометрическим построением ключевые точки структурированного пространства, которые номинируются соответствующими семью цветами светового спектра, участвуют в оформлении объектов физического пространства. Прежде всего, тело человека, его фигурные очертания, пропорциональные отношения частей и целого формируются на основе конкретных точек и линий, входящих в состав структурированного пространства.

Существующие изобразительные системы человека, представленные в литературе, совмещённые с геометрией предложенной модели структурированного пространства, наглядно подтверждают, что построение человека предопределено объективными свойствами физического пространства, при этом в каждую историческую эпоху в представлениях человека о самом себе проявляются соответствующие ей представления о пространстве.

Так, в Древнем Египте (1) с телом человека было связано происхождение такого инструмента измерения и организации пространства, как древнеегипетский канон «локоть фараона». Эта мера выводилась из пропорций «богочеловека» и выражала божественное понимание пространства, поэтому применялась как для явных измерений, так и для тайных исчислений, коими выражалось мистическое единение всего небесного и земного. Пространственный приоритет геометрии фиксируется в изображении одеяния углом 52?.

В Древней Греции (2) эта божественная устремленность вместе с пробуждением самосознания человека определила расцвет древнегреческого искусства и архитектуры как гармонии тела и его формы. Платон впервые вводит понятие геометрического пространства - стихии геометрии как некого среднего между идеями и чувственным миром. Пластика движения и пропорций доминирует в объемном теле.

В Древнем Риме (3) канон человека, представленного Витрувием, вызывает иное, чем в предыдущие эпохи, отношение к пространству. Здесь появляется модульная сетка, как в оценке собственного физического пространства человека, так и в применении к зданиям и территориям городов. Проявление рационалистического характера в отношении к пространству сказывается на появлении новых планировочных схем и конструктивных систем в организации и строительстве крупных по объему, вместимости зданий и сооружений.

В средневековой Европе (4) христианская идеология определила новый этап во взаимоотношениях человека и пространства. Архитектура и искусство соединяли в себе одновременно рациональное и мистическое начала. Смысловое выражение религиозного чувства проявилось в пространственном построении готических соборов, а затем и гражданских зданий. Осевая вытянутость прежних базилик сменилась крестообразной схемой плана. Модульная система пространства обрела новую единицу - квадрат основы и крестообразное перекрытие сводов над ней. Эта единица обеспечивала и оформляла собой все аспекты бытийного пространства: сакральный (возвышение), технический (устойчивость) и ориентированность (страны света).

В эпоху Возрождения масштабной мерой снова становится человек. От скульптуры, обратившейся к пластике обнаженной человеческой фигуры, архитектура восприня-

4/2007 МГСУТНИК

ла красоту и силу человека. По выражению теоретика Ренессанса Альберти, «никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет такого же точного членения, как у хорошо сложенного человека». Художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи видел в искусстве и науке средства «объективного познания реального мира». Изучая человека как целостную пространственную систему, он вычислил ее геометрическую совместимость с числовым пропорциональным рядом Фи. Одновременно он соединил гармонию земного пространства с одухотворенностью небес (5).

В новое время (XVII - XIX вв.) классицистическое направление развивает теоретические и практические традиции ренессанса, также стремясь сильно воздействовать на человеческие чувства и эмоции. При этом классицизм воспринял, утвердил и развил геометрически правильные планы, логичность, уравновешенность симметричных композиций, строгую гармонию пропорций. Науки, искусства и просвещение как в рационалистическом фокусе сходились при изучении тела человека (6), его природы, его социального и индивидуального мира.

В промышленном XIX веке и индустриальном XX веке перемена вкусов требовала использования новых средств и материалов - стекла и бетона. Инженерное искусство сформировало новый зримый образ пространства, где проникающий через стекло свет делает невидимыми границу стен и ажур конструкций, создавая сильный оптический и эмоциональный эффект. Технологические открытия и технические изобретения, сделав также доступными каждому горожанину единство света (электричество) и цвета (химические краски), способствовали рождению новой, синтетичной и динамичной, архитектурно-социальной среды. С одной стороны, пространственное сознание человека углубляется в детальное изучение внутренних структур своего физического тела (7), с другой, - через язык математики и архитектуры возвышается до абстрактных уровней небес (8). Буквально это возвышение реализуется в строительстве высотных зданий.

Таким образом, через архитектуру, то есть через степень и характер пространственной формализации идеальной и материальной деятельности человека, реализуется его познавательная и цивилизационная деятельность. Архитектурные объекты - это средство, форма и инструмент моделирования земного пространства, а также проявления земного сознания. Геометрия как основа архитектурного пространства определяет его форму и содержание через линейные образы, помогая человеку с помощью абстрактных понятий проецировать и продуцировать новые образы и, следовательно, развивать сознание цивилизации. Пространство, точнее, его структура - Пространственное Сознание, реализует все возможные на земле виртуальные и материальны образы - архетипические и инновационные.

Литература

1. Колосов, А.Б. Утверждения о началах ментального мира и природе иного / А.Б. Колосов. - М.: Альянс, Аграф, 2001. - 432 с.: рис., табл.

2. Мастера советской архитектуры об архитектуре: Избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. В 2-х т. Т.1 / Под ред. М.Г. Бархина. - М.: Искусство, 1975. -544 с.: ил.

3. Труфанов, С.Н. Грамматика разума / С.Н. Труфанов. - Самара: Гегель-фонд, 2003. - 624 с. - (Наука XX века).

4. Черняев, А.Ф. Духовные основы науки / А.Ф. Черняев. - М.: Принтер, 2003. -108 с.

5. Черняев, А.Ф. Золото древней Руси. Русская матрица - основа золотых пропорций / А.Ф. Черняев. - М.: Белые альвы, 1998. - 144 с.: ил.

6. Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов / Е.Я. Шейнина. - М.: Изд-во АСТ; Харьков: Торсинг, 2003. - 591 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.