АРХИТЕКТУРА ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА
Г. Ф. Горшкова
Жизненное пространство человека имеет геометрию иерархической структуры. Тело человека включено в эту структуру по законам физического и метафизического построения. Перемещением человека в личном пространстве моделируются и актуализируются его религиозное, логическое и психическое сознание и поведение.
В отличие от пространства природы архитектура представляет собой окультуренное искусственное пространство. При этом «она ничего не изображает, но просто есть, и в этом смысле она - не картина мира, но просто мир, и в отличие от ландшафта этот мир не молчалив, но, напротив, во всю транслирует идеи и идеологии...» [3].
Исторический экскурс в архитектоническое освоение пространства представляет последовательную картину изменения в мировоззрении человека (индивидуальном и социальном), в постижении им основ и законов пространственного бытия, включающую три аспекта : а) человек, его представления о себе самом; б) научное знание о законах пространственного построения; в) пространственные формы, технологически освоенные на каждом временном этапе общественного развития.
Через архитектуру, то есть через степень и характер формализации материальной деятельности человека, реализуется эволюция человека в рамках земной цивилизации. Индивид, группа, сообщество и общество являются равноправными участниками единого целого и непрерывного процесса эволюции пространственного сознания. Пространство, как основа жизненной среды для всего существующего на Земле, есть матрица развития любого индивидуального или социального организма. Можно сказать, что по канве невидимых пространственных связей это развитие проявляет и актуализирует те или иные формы сознания или движения, а точнее - скрытые от глаз информационноэнергетические процессы бытия.
Скрытая от глаз человека «работа» пространства связана его объективной геометрией планетарного и более высокого порядков. С помощью геометрических построений глобального пространства Земли, например, можно определить, почему, как это замечено в литературе, именно в пределах широтного пояса между 20° и 40° северного полушария зарождались все известные историкам цивилизации. Согласно авторской геометрической модели структурированного пространства, эти параллели соответствуют конкретным уровням глобального пространства, которые в понятийном смысле можно обозначить как «стремление к логике», или «ум Земли».
Существует профессиональная точка зрения, что пространство как центральная проблема архитектуры, не поддается измерениям и оценкам для всех искусств, так как в нем происходят движение человека и его деятельность. Действительно, проблемы архитектурного пространства напрямую связаны с законами построения и проявления жизненного пространства человека в целом, о которых наука пока еще не дает точного представления. Определение законов построения и закономерностей проявления жизненного пространства с точки зрения архитектуры предполагает изучение следующих аспектов: геометрических основ модельного пространства и сравнительных характеристик главного его
объекта-субъекта, то есть человека, а именно: пространственных очертаний тела и фигуры последнего.
Пространственный канон фигуры человека. Прежде всего предстоит рассмотреть закономерности создания внешнего канонического пространства человека, связанного с очертаниями его фигуры. По выражению архитектора А.Б. Колосова, «канон - один из важнейших разделов в процессе формообразования вещи, т.к. только через него может быть правильно понят механизм определения потенциального в актуальное и только через него реконструирована визуальная связь между Идеей и Вещью, т.е. истинное, абсолютно адекватное вещи Место».
Исторические попытки расшифровать эту божественную информацию, определить законы построения тела человека как «одушевленной вещи» строились или на основе числа (Пифагор, Аристотель), или визуального Канона Леонардо, связавшего натуралистическое изображение человека с отвлеченными смыслами геометрических фигур - круга и квадрата. В известном рисунке он поставил своего идеального человека на основание круга, употребив при этом круг, как фигуру, «наиболее полно отражающую сущность Вечности, в основании которой человек, Сын Божий, Господин времени и пространства. При этом он уподобил пространство квадрату, а взаимосвязь последнего с первым представил как связь времени и пространства в актуальном мире» [1].
Современное научное знание говорит [2], что тело человека, как любой организм, - «это объединенная, действующая, самосущая система
взаимоотношений, будь то клетка, человек, общество и солнечная система», и что «геометрический шаблон действительности представляет собой голографическую матрицу. и принцип голограммы «все в каждой части» позволяет по-новому подойти к вопросу организованности и упорядоченности».
Геометрия, как наука, которая «никогда не обманывает», в качестве метода исследования дает возможность расшифровать и сделать наглядным то, что «человеческий опыт и реакция на все вещи происходит из уникальной способности подсознательно признавать геометрический порядок мира» [2]. В проведенном автором исследовании по изучению и объективизации неявных свойств архитектурного пространства была использована геометрическая модель структурированного пространства.
Существующие изобразительные системы человека, представленные в литературе, совмещенные с геометрией предложенной модели структурированного пространства, наглядно подтверждают, что построение человека предопределено объективными свойствами физического пространства, при этом в каждую историческую эпоху в представлениях человека о самом себе проявляются соответствующие ей конкретные частные свойства целостного пространства. Геометрический анализ и сопоставление известных канонов фигуры человека, представляющих ключевые эпохи развития цивилизации на Земле, подтверждают, что в различном фигуральном самовыражении человека отражается уровень его сознания (социального, индивидуального, географического), образа его миросозерцания и миропонимания.
Человек как мера пространства. Определенные при модельном построении ключевые точки структурированного пространства, которые номинируются соответствующими семью цветами светового спектра (от красного до фиолетового), участвуют в оформлении всех объектов физического пространства. Тело человека, его фигурные очертания, пропорциональные отношения частей и целого формируются на основе конкретных точек и линий, входящих в состав
структурированного пространства. Для графического анализа построения физического пространства человека принято академическое изображение человека, составленное как идеальное представление о телесной гармонии еще в конце XVIII века в Российской академии художеств. Геометрические схемы построения телесных очертаний, а также пронизывающих тело траекторий информационных и энергетических потоков обнаруживают удивительные линейные и сферические образования, описывающие, ограничивающие или моделирующие его пространство и формирующие его внешнюю и внутреннюю структуру.
Определенные визуально совпадения между известными изломами в конфигурации тела человека и функциональными уровнями структурированного пространства позволяют еще раз согласиться с известным библейским утверждением о создании человека «по образу и подобию». С другой стороны, -проследить «четкую связь между потенциальным и актуальными мирами, т. е. проиллюстрировать связь между Микрокосмом Тела и Макрокосмосом Вселенной как связи между частным и общим, первое из которых является ключом к пониманию второго» [1].
Голова человека, внешне отличная по своей форме часть фигуры человека, подчиняется тем же структурным отношениям пространства, что и тело в целом. По выполненным в исследовании схемам можно убедиться, как целенаправленно природа распределяет пространство и его части, «рисуя» эту сложную форму теми же геометрическими средствами, что сферическую поверхность планеты Земля. Совмещение проекций глобуса Земли и человеческого черепа позволяет увидеть множество их связей и подобие отношений.
Пространственная детерминированность в теле человека предопределила и те первоначальные способы в измерении и построении объектов жизнедеятельности, которые человечество создавало на протяжении всего исторического времени. Определяя любые количественные исчисления, мы на самом деле всегда уже предполагаем их конечной целью определение меры. На это указывает и наш язык, который саму процедуру нахождения какого-либо количества называет измерением. Да и сам наш мир во всем является мерой. Неслучайна, видимо, и этимологическая близость самих этих слов: мир и мера [5].
Происхождение древних мер - божественное. Так учили Жрецы всех религий откровения. Поэтому применяли их как для явных измерений, так и для тайных исчислений, коими выражалось мистическое единение всего небесного и земного. По словам исследователя древнеегипетских графических изображений архитектора И. Шмелева, в Древнем Египте, например, «центральное божество Гор («высокий, «небесный») олицетворял и принцип гармонии и одновременно выражал творческое начало, которое в Природе всегда преодолевает инертные силы «зла». Вот почему в мифологических сентенциях Гор всегда одерживал победу над врагами творящих космических божеств. Гор - Гармония - Человек есть эталон организационной устойчивости и совершенства. Поэтому-то, спустя века, античность и взяла на вооружение знаменитый тезис Протагора: «Человек -мера всех вещей».
Ценность любой «пространственной» идеи измеряется человеческим телом, как мерилом ценности любой идеи. Канон есть наука о пропорциях человеческого тела. Пропорции - это всегда числа, а числа сами по себе - это прежде всего сущность любой вещи. С одной стороны, «человеческое тело есть по природе своей также вещь, хотя и наделенная душой, а это означает, что, как всякая вещь,
тело занимает место, именуемое нами пространством» [1]. С другой стороны, «в формах тела человека, в чертах его лица запечатлена формирующая его внешний облик внутренняя деятельность его духа. Тело человека является самым прекрасным из всех существующих тел природы именно потому, что в нем имманентным образом выражено богатейшее содержание его духа. Отсюда повсеместное распространение в древнем мире изображение человека» [5]. Таким образом, пространственная гармония исторически определилась как «мера антропоподобной (биоморфной) организованности системы» [6]. В современном понимании - это гармонизированное личное пространство человека.
Взаимодействие человека с пространством. Еще в 60-е годы прошлого столетия И. Зееман, освещая проблемы кибернетики и познания, предупреждал, что «мы понимаем вещи как что-то, имеющее твердо ограниченные контуры, ограниченное относительно окружающей среды, хотя в действительности вещи переплетаются с окружающей средой, пронизывают друг друга и только мнимо изолированы от среды. Вещи связаны с окружающей средой и друг с другом, с ними тесно связаны и их свойства и особенности, в свою очередь также взаимосвязанные».
Исходя из того, что «человек есть мера всех вещей», следует полагать, что человеческое тело также пронизано множеством связей, как в пределах, так и за пределами его телесного контура. При этом человек, перемещая тело в личном пространстве, не отрывается от связующих его с этим пространством «нитей». Принимая различные позиции в границах личного пространства, человек с помощью своего перемещающегося тела затрагивает различные части этого пространственного модуля. Происходит временное (актуальное) совмещение различных по смыслу и энергетике уровней или точек (их совокупности), как внутри очертаний тела, так и за пределами. Человек постоянно взаимодействует с собственным же пространством через движение.
Рис.1. Тело и движение человека в структурированном пространстве
Пространственное перемещение человека. На примере самых характерных пространственных позиций человека (рис. 1) можно проследить, как это происходит, как работает информационная часть пространства с сознанием человека. Стоящий человек совпадает по вертикали пространства со всем комплексом иерархических уровней, и проекционные потоки информации пронизывают все соответствующие энергетические центры. И это определяет потенциальную свободу пространственного поведения человека.
У сидящего на стуле (подиуме) человека автоматически происходит перенос той части тела, где концентрируется его знание, в ту часть пространственного модуля, где проходит траектория логического информационного потока. Одновременно подсознательная траектория пространства совмещается с «золотой» (божественной) точкой в теле человека и через нее приходит в центр
телесной памяти (генетической) самого человека. Именно поэтому сидящий на стуле человек более приспособлен к пространству восприятия и усвоения информации.
Лежащий на ложе (подиуме) человек, принимая горизонтальное положение в своем пространстве, локализует почти все информационные потоки в уровне подсознания своего тела. Пространственные информационные потоки входят в тело человека в трех важных точках: в области темени (фиолетовый центр знаний), в области сердца (зеленый уровень), в области живота (серебряный уровень). Два последних потока соединяются в подсознательном уровне тела. В состоянии сновидения происходит внутреннее взаимодействие всех информационных уровней человека.
Современная наука о человеке свидетельствует [4], что «сон - это тоже другое состояние сознания, с другими возможностями». А медицинские исследования мозга человека подтверждают, что активизация подсознания обычно присутствует при глубоком сне. С точки зрения физиологии волновое состояние мозга при этом характеризуется самым низким энергетическим уровнем колебаний. Интересно заметить, что высотный уровень ложа также объективно связан с одним из энергетических уровней структурированного пространства, а именно: зеленоголубым, где формируется импульс двигательной активности. Горизонтальная плоскость этого уровня как бы отчленяет собой двигательную часть пространства человека, и тело становится обездвиженным.
Поза сидящего на полу человека соответствует медитативному состоянию сознания, то есть погруженности в подсознание. При этом через мыслительный уровень человека проходит траектория пространственного подсознания. Желтая траектория пространства (управление сознанием) описывает сферу информационного (духовного) поля - «поля гения», размещенного над головой человека. В восточных культурах такое соединение пространства с духом человека определяется как «уход в нирвану».
Таким образом, мы видим, что телесные очертания человека в структуре пространственного модуля как бы проявляют характерный рисунок их обоюдного взаимодействия. А «всякий рисунок по своей природе есть магия преображения, кодификации пространства или вещей, как знаков последнего» [1].
Жизнь в религиозном пространстве также связана с практикой, в которой задействовано телодвижение человека, его целенаправленное передвижение в границах магического действия. В языческих системах поведенческое сознание отражалось в характере групповых телодвижений - хороводах, танцах вокруг огненного пламени костра. Здесь очерченное телами людей магическое пространство имело свою круговую проекцию на плоскость земли. Конус огневого пламени поднимал энергетику пространства с земной поверхности на более высокие уровни, устремляя к божественным небесам чувства и помыслы человека. Суммированная энергия движения достигала информационных (духовных) уровней природного бытия.
Рис. 2. Языковое пространство человека
С приходом монотеистических отношений происходила индивидуализация религиозного сознания. Человек все чаще оставался сам наедине с Богом, связываясь через посредников (священников, духовных учителей) с духовными сущностями, приходящими к нему из высот и глубин бытийного пространства.
Как утверждается современным научным знанием, пространство заполнено громадным количеством энергии, управлять которой можно информацией, формируя различные материальные потоки. Информация невещественна и является пусковым механизмом вещественных проявлений энергии, по сути являясь некой программой. Но люди почти никогда не видят причин и мотивов того или иного действия, а видят только следствия вещественных взаимодействий в природе.
Изменение исторического сознания человека, характера восприятия им мира происходило с помощью медитации, которая является одним из наиболее простых и эффективных методов, в том числе и молитвой, представляющей собой одну из форм медитации. Абсолютно вся информация о Боге и о Тонком мире, которой владеет человечество, была получена из единого источника знаний - из информационного поля, независимо от того, получал ли ее сторонник христианства, мусульманства или же адепт буддизма.
Положение тела во время медитации, то есть в общении с Богом, как раз и связано с освоением человеком своего индивидуального пространства, с постижением своего личного пространственного контакта с божественным началом. Еще апостол Павел в своем послании к ефесянам говорил (3,18):
«.Чтобы вы, укорененные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота».
Графические примеры различных, наиболее характерных медитативных положений человека в пространстве позволяют убедиться в правоте высказывания великого Платона: «Бог действует по геометрическим линиям». В графических построениях самым важным открытием является то, зачем в любой известной религиозной системе предполагается наличие и устройство храма, то есть создание духовного тела земного пространства. В каждом из случаев видна необходимость общего высотного положения точки, завершающей построение любого храма - точки его венчания, совпадающей с уровнем присутствия Божественной Воли в пространстве Земли.
Кроме того, во всех известных исторических изображениях божества размещаются на более высоких ступенях, чем фигура человека, чаще всего они сидят на троне, подиуме или скамье. Фиксируется как бы историческая подсказка человеку, которой впоследствии он воспользуется. Так, мы видим, что постепенно телесный медитативный контакт с Богом вытесняется вербальным контактом через Слово проповеди (чтением Евангелия), и во время молитвенной медитации человек, как правило, занимает сидячее положение.
Синхронно с развитием цивилизации происходили изменения в сознании и мировоззрении: «.подобно как искусство подвело интеллект человека к необходимости перехода на ступень представления и создания религиозной картины мироздания, так и религия в свою очередь приводит его к необходимости восхождения на ступень мышления и построения научной картины мира. Религиозное представление. не только не противоречит знанию, но и само является одной из его форм, находящейся между искусством и наукой» [5].
Логическое пространство человека. Знаки, воплощенные в материале окружающей нас природы, посредством которых человек сообщает себе подобным субъективные представления, занимают для своего созерцания определенное место в пространстве человека. Но, помимо материального, существует еще и текстовое пространство, посредством объективных законов которого «слово становится плотью», а идея - словом. Все слова - это знаки идей, а буквы - знаки слов, стоящих за ними. Письмена есть видимое выражение божественных сил, в лице которых небо открывается земле [5]. Алфавит, как способ фиксации мыслей и звуков в виде знаков, имеет глубокое метафизическое и священное значение. На рисунке 2 приведен сравнительный анализ самых известных исторических примеров алфавитных систем в привязке к координатной сетке структурированного пространства человека. Здесь мы видим определенные закономерности построения мыслительного (логического) пространства в историческом пространстве - времени.
Со временем не только увеличивалось число буквенных и звуковых знаков, но и росло количество проявляемых ими пространственных уровней сознания человека. По выражению архитектора А. Б. Колосова, изучавшего природу ментального пространства человека, «. алфавит есть арифметика мысли, ведь иерархия букв порождает иерархию слов». Как показывает представленное в нашем исследовании графическое совмещение языковых алфавитов с уровнями структурированного пространства, алфавит является также знаковым выражением «геометрии мысли» человека.
Прежде всего замечается неизменное постоянство в положении и чередовании некоторых букв, переходящих из одного языка в другой, что указывает на
предопределенность их смыслового и знакового иерархического построения. Иерархическая вертикаль всех алфавитов привязана к вертикали уже проверенного нами структурированного пространства человека. И здесь видно, что вместе с соответствующими уровнями пространства буквы группируются в пространственно-смысловые блоки: духовное пространство над головой человека (иногда называемое полем гения человека), пространство души (то есть ментальной части сознания), пространство плоти (ее энергетика и генетическая память) и пространство движения (передвижения в пространстве и времени).
Рис. 3. Мыслительное пространство человека
Всякий мыслительный процесс - это процесс усвоения идей, а вовсе не творения последних. То, что мыслится, прежде чем реализоваться, проходит последовательно в пространстве человека через его тело. При этом энергия идеи (информации) может быть трансформирована (усвоена и реализована) в актуальные формы той частью тела, в зоне действия которой идея находилась в момент ее усвоения сознанием, т. е. пространством тела. Траектория движения идеи в пространстве тела, составленная архитектором А.Б. Колосовым, вписанная в границы геометрической модели пространства, представлена на рисунке 3. Здесь наглядно подтверждается, насколько неразделимо и точно связаны между собой идеальная и материальная части единого пространства человека, его энергетическая и информационная составляющие.
Л и т е р ат у р а
1. Колосов А.Б. Утверждения о началах ментального мира и природе иного / А.Б. Колосов. - М.: АЛЬЯНС, АГРАФ, 2001.
2. Неаполитанский С.М. Сакральная геометрия / С.М. Неаполитанский, С.А. Матвеев. - СПб.: «Святослав», 2003. - 632 с.
3. Ревзин, Г.И. Очерки по философии архитектурной формы / Г.И. Ревзин. -М.: ОГИ, 2002. - 144 с.
4. Тихоплав В.Ю. Кардинальный поворот / В.Ю. Тихоплав, Т.С. Тихоплав. -СПб.: ИД «Весь», 2004. - 297 с.
5. Труфанов С.Н. Грамматика разума / С.Н. Труфанов. - Самара, Гегель-фонд, 2003. - 624 с. - (Наука XXI века ).
6. Шмелев И.П. Архитектор фараона / И.П. Шмелев. - М.: Искусство России, 1993. - 95 с.
The vital space of the person has geometry of hierarchical structure. The body of the person is included in this structure under laws of physical and metaphysical construction. Moving of the person in personal space models and staticizes his religious, logic both mental consciousness and behaviour.