Научная статья на тему 'Принцип «Coincidentia oppositorum» как парадигма культовой архитектуры'

Принцип «Coincidentia oppositorum» как парадигма культовой архитектуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
246
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ / ПРОПОРЦИИ В ИСКУССТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ / ТРАДИЦИИ ХРАМОСТРОЕНИЯ / UNIVERSAL PARADIGM / THE PROPORTIONS IN ARCHITECTURE / TRADITION TEMPLE CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Городова Маргарита Николаевна

Закон аналогии, постулированный концепцией «сoincidentia oppositoum», выстраивает цепочку связей, в которых число, мера, геометрия, архитектурные формы и образы, художественные произведения, мифы и предания доносят единую парадигму. Действие «по аналогии» и является формой жизни традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLE OF «COINCIDENTIA OPPOSITORUM» AS THE PARADIGM SACRAL ARCHITECTURE

Law analogy postulated the concept of «coincidentia oppositoum» builds a chain of relationships in which the number, measure, geometry, architectural forms and images, works of art, myths and legends convey a unified paradigm. This may not be a literal repetition, but action «in analogy». Namely, it is a form of living tradition.

Текст научной работы на тему «Принцип «Coincidentia oppositorum» как парадигма культовой архитектуры»

УДК 7.013; 7.033; 7.045; 7.046 ББК 85.101; 85.103

принцип «COINCIDENTIA OPPOSITORUM»

как парадигма культовой архитектуры

Городова маргарита николаевна,

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, Музей современного декоративного и промышленного искусства «АрДеко», Лужнецкая наб., д. 2/4, стр. 4, г. Москва, Россия, 119270,

e-mail: kvadr-7@mail.ru

Аннотация

Закон аналогии, постулированный концепцией «сoincidentia oppositoum», выстраивает цепочку связей, в которых число, мера, геометрия, архитектурные формы и образы, художественные произведения, мифы и предания доносят единую парадигму. Действие «по аналогии» и является формой жизни традиции.

Ключевые слова

Универсальные парадигмы, пропорции в искусстве и архитектуре, традиции храмостроения.

Древняя идея о соответствии мира Небесного миру Земному считается традиционной парадигмой. С нею люди жили и творили многие поколения, поскольку она лежит в основе человеческой культуры в целом. В античное время Платон по-своему трактовал эту идею аналогии Миров, которая в дальнейшем легла в основу учений его последователей. Парадигмы и архетипы постоянно сосуществуют с естественно-научными концепциями, давая импульс в решении сложнейших задач. Если обратиться к аналогии как к методу, то возможно осуществить актуализацию мощнейшего космогонического мифа, в результате чего не исключаются действительно серьёзные возможности реконструкции древнейших моделей мировосприятия.

Метод аналогии может оказать содействие при осуществлении межсмысловых связей, став необходимым средством междисциплинарных исследований. В этом случае возникает важная связка, в которой архаичная система мышления и познания мира выступает в качестве адекватного исследовательского приёма в современном

мире. В опыте осмысления творческого языка предшествующих поколений использование метода аналогии может стать удобным дешифратором смыслов и значений. Кроме того, этот метод может быть рассмотрен как опыт обучения по аналогии с изучаемым, поскольку избранный язык-дешифратор оказывается по существу близок самой архаичной ментальности. Однако можно отметить, что закон соответствий для современного научного мира представляет собой активный инструмент как исследовательского, так и инновационистского ума. Интрига складывается только лишь из игры терминов, которые маскируют старый метод под новые исторические условия, давая новые имена старым принципам. По Рабиновичу В., «здесь узнаётся всё во всём: ...свойства земных объектов в принятых на веру свойствах объектов небесных (когда-то, разумеется, узнанных в объектах земных по их земному подобию). Это и аналогия, и средство всякого доказательства: ведь земное подобно небесному, и узнано в небесном же» 1.

1 Рабинович В. Алхимия. СПб., 2012. С. 136.

29

30

«Сотаёепйа оррозИогиш» 2 — эта парадигма представляет собой способ решения уникальной задачи, которая всегда стояла перед культовым искусством, занимающимся «преображением» мира невидимого в мир видимый средствами символа, образа, аналогии.

Основой геометрии храма стали две фигуры — круг и квадрат, воплотившие значение вечности и цикличности неба. Первая — стабильности и вторая — фундаментальности земли. «Эти две наиболее простые геометрические формы,— говорится в "Настольной книге священнослужителя" 3'— шар (круг) и куб (квадрат), охватывающие в древнем сознании Вселенную, должны были отражаться в искусстве».

«Сотаёепйа оррозИогиш» как система-парадигма встречается повсюду в мире и на всех уровнях культуры. «Творение Божие состоит из двух частей: небесного и земного... Небесное и земное, то есть и то, что вне времени и то, что имеет время, сосуществуют проникая друг в друга, но не сливаясь и не переставая быть отличными друг от друга областями бытия»4. Значимость этой пары обусловлена тем, что «она не только послужила моделью универсальной классификации, но и, сверх того, развернулась до уровня космологии, которая, с одной стороны, систематизировала и узаконила многочисленные приёмы физического и духовного совершенствования, а с другой подтолкнула к философским построениям всё более строгим и систематическим» 5. Взаимоединство пары «сотаёепйа оррозИоиш» явилось манифестацией церковного догмата о единении небесного и земного, соответственно. В культовом зодчестве эта метафора представляет собой опорную аналогию на всех уровнях организации структуры и образности.

Мы используем возможности архаичного закона аналогии, в рамках которого допустимы сравнение и параллели от геометрии форм к числу, от образа человека к образу храма, равно как от геометрической формы к об-

2 «Сот^епИа оррозйошш» — соединение противоположностей (лат.).

3 Настольная книга священнослужителя. М., 1985. Т. 4. С. 187.

4 Небесное и земное в символике православного храма // Настольная книга священнослужителя. М., 1985. Т. 4. С. 5.

5 Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3-х т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2009.

С. 24.

разу человека, Вселенной или храма. Эта вариативность — основа Церковного догмата о соответствии Земного и Небесного. На языке геометрии — это знаковое соответствие круга и квадрата, или, иными словами, правило «квадратуры круга», понимаемое как аналогия смыслов и форм (Рис. 1).

Рис. 1. Таблица «Образ мира — Imago Mundi».

Построение идеального круга к заданному квадрату со стороной, равной 10 единицам измерения. В результате построения, диаметр окружности соответствует стороне квадрата в пропорции 12:10. Рисунок Городовой М.

Стоит сказать о том, что сопоставление, которое мы предлагаем, а именно, сравнение принципа геометрического языка на схеме Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» и геометрической схемы с изображением древнерусских церквей, представляет собой обычный опыт выстраивания связей и соответствий в древнейшей системе аналогий. В изображении «Витру-вианского человека» отношение диаметра круга к длине стороны квадрата соответствует пропорции 12:10 (Рис. 2).

Анализ пропорций культовой архитектуры с применением аналогии 12:10 убеждает нас, что в совпадении нет случайности. Это — проявление единого принципа, по которому выстраивались аналогии с глубокой древности, и в эпоху Средних веков об этом не было забыто. Отсутствие прямых комментариев говорит об элементарности транслируемого принципа, не требующего дополнительных разъяснений кроме рисунков и общих схем. Пропорция 12:10 остаётся

Рис. 2. Витрувианский человек Леонардо да Винчи. Отношение диаметра круга к стороне квадрата соответствует пропорции 12:10. Геометрический анализ Городовой М.

12

Рис. 3. Последовательное выстраивание идеограммы «Образ мира — Imago Mundi», лежащей в основании индуистского храма.

Построение идеального квадрата к заданному кругу. В результате построения, как и в описанных ранее примерах, диаметр окружности соответствует стороне квадрата в пропорции 12:10.

внутренней музыкой этого изображения, единством микрокосма и макрокосма, Земного и Небесного (Рис. 3).

Связующим компонентом в ряду этих аналогий будет схема квадратуры круга, которая даёт пример соответствий Небесного и Земного мира в пропорции 12:10. Красота символа квадратуры круга, а это изображение именно так следует понимать, состоит в том, что его аналогии работают как минимум на трёх уровнях. Первый — это мифологема Образа Мира в его неразрывном

единстве, которая приводит к теме Софии, Премудрости Божьей. Второй — символика чисел, которая имеет свои основы в богословии, математике, астрономии, музыке, физике и метафизике — говорит в унисон с мифологемой о квадрате и круге как imago mundi. И третий — это символика геометрических соответствий, благодаря которой становится очевидным, что универсалии микрокосма и макрокосма красноречивы и в языке графических подобий, и в языке предметных подобий. Всё это свидетельствует

31

32

о парадигме «сотаёепйа оррозИогиш», понимаемой в нашем случае через геометрию квадратуры круга 6, поскольку его аналогии уходят корнями в глубокую древность. Необходимо заострить внимание на общей мерной единице, которая образуется в результате объединения трёх фигур: круга, квадрата и человека. Проведём интересную и крайне важную параллель, замеченную нами в древнейших ведических правилах построения геометрии храма Васту-шастра 7, описанных в трактате «Маносара Шилпа ша-стра». Идеограмма построения взаимозависимых круга и квадрата, приведённая в этом трактате, совершенно аналогична кругу и квадрату Витрувианского человека Леонардо да Винчи, и, как мы увидим далее, — традиционной схеме формирования структуры древнерусского храма. Вся эта цепочка аналогий воспроизводит одну и ту же числовую и геометрическую схему, заключённую в пропорции 12:10 или 6:5, и манифестирующую разными эпохами соответствие макрокосма и микрокосма.

В нашем случае парадигма «сотаёепйа оррозИогиш», выраженная через квадратуру круга, является фигуративным отображением идеи творческого единства, лежащего в основе Мира. Геометрический символ представляет графический способ выражения, язык рисунка определяет принцип антропоморфизма как основное правило считывания аналогии, а мифологема определяет диапазон преданий и описаний, словесно раскрывающих главную идею. В этом осуществляется сам принцип символики, которая, по утверждению Р. Генона, может существовать во множестве различных форм, поскольку она «основана на отношениях аналогии или соответствия между идеей, которую надо выразить, и образом графическим, словесным или иным, посредством которого его выражают. Можно было бы говорить не об идее и образе, которые мы только что выразили, а о двух реальностях различного порядка, между которыми существует соответствие, имеющее осно-

6 Знания трансцендентального порядка «воплощаются в символы, которые передаются через столетия; им нельзя приписать никакого «исторического» происхождения, и процесс этого символического воплощении аналогичен, на своём уровне, процессу проявления». Генон Р. Символика креста. М., 2004. С. 467.

7 Неаполитанский С. М., Матвеев С. А. Секреты веди-

ческой архитектуры. Сакральная архитектура города бо-

гов. М., 2013. С. 232.

вание одновременно и в той и в другой; в этих условиях реальность одного уровня может быть выражена в реальности другого уровня, становящуюся когда-то символом другой...» 8.

Необходимо подчеркнуть ещё раз, что пропорция Небесного и Земного 12:10, выраженная парадигмой «coincidentia oppositorum», позволяет расширить наше понимание принципов осмысления сакрального пространства храма и реконструировать методы креативного мышления. Основываясь на архаичной космогонии, именно «coincidentia oppositorum» как целостность бытия стихий определяет жизнь космоса, все законы существования духовных и физических структур. Квадратура круга — это модель сотворённой Вселенной, Imago Mundi, таинство союза Земли и Неба. Квадратное основание — это земля, и округлость кровли — небо; мечта о рае — восстановление связи Неба с Землёй.

Соединение Земного и Небесного «как на Небе, так и на Земле» — главная задача трансформации формы квадрата в форму круга, и главная парадигма церковного зодчества. Линейность восприятия земного пространства трансформировалась средневековым сознанием в устойчивую парадигму, транслирующую схему: квадрат на Земле, по подобию человека совершённого, по Аристотелю «совершенно квадратного». Круг — на Небе, в обители вечности, пакибытии. В решении вопроса соответствия модели Мира и модели Человека кроется способ построения пропорций архитектуры храма. Квадратура круга — это принцип соединения двух противоположностей, и весь мир является производной от этих принципов. По сути, это символ тела Вселенной, символ Первопринципа. Поэтому — это символ Храма как тела Вселенной.

Геометрия, представляющая своим языком возможность универсального познания мира, даёт геометрическое соответствие Земного и Небесного мира в числовой пропорции 10:12. Чтобы линейно отобразить небесную сферу на земной поверхности, на рисунке образ квадрата был приведён к соответствию круга. На земле, в квадрате используется десятичная система. Всё что в круге, под сферой — 12-, 24-, 60-ричная система. и т.д. Все знания о Небесном мире.

Числа 12 и 10 были священными у этрусков, иудеев, египтян. Задача круга — это необходи-

8 Генон Р. Символика креста. С. 456.

мость отобразить законы времени, сроков и абсолютной вечности. Поэтому окружность такого простейшего для современности предмета, как часы, поделена на 12 делений. Круг небесных сфер, составляющий Вселенную, поделён на 12 периодов. Календарь и исчисление времени архаики основан на двенадцатичастном делении круга. Двенадцатичастное строение Небесного мира постулировано двенадцатичаст-ным Зодиакальным кругом, двенадцатичастным Годовым кругом, двенадцатичастным делением суток на день и на ночь, двенадцатичастной структурой Небесного Иерусалима и т.д. Христианская культура принимает «церковный год как замкнутый литургический цикл. Ритм его жизни определён праздниками, которые, преодолевая текучесть временного потока, открывают мир вечного. Символика числа 12 глубоко обоснована в христианстве, будучи числом, олицетворяющим духовную полноту и гармоническую завершённость: двенадцать колен Из-раилевых, двенадцать судей, двенадцать апостолов. Святая Пасха — духовный центр 12 великих праздников» 9.

Десятичная система счисления антропоморфна. Строение земного мира понимается соответствующим строению человека, который в теории закона аналогий принят «мерой всех вещей». Отсюда десятичастность — как образ земного совершенства. Его образцом стало тело человека, микрокосм, простейшая счётная система которого определена числом пальцев на руках и ногах. Декада содержит в себе все гармонические и числовые соотношения, все свойства предшествующих чисел. Она завершает абаку или пифагорейскую числовую таблицу, совокупность таинств Вселенной 10, число заповедей Ветхого Завета, число Древа Сефирот и десяти стран света. К ним относятся — Восток, Запад, Север, Юг; четыре промежуточных — Северо-Восток, Юго-Восток, Северо-Запад, Юго-Запад; Зенит и Надир.

Число 10, возведённое в степень, даёт число 100. Число Софии — Премудрости Божией. Таким образом, глубинный смысл этого числа содержит в себе глубинное единство Земного и Небесного. Сторона квадрата представляет отрезок с началом и концом. Это — аллегория пути от рождения до смерти. Поэтому образ

9 Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 18.

10 Пайк А. Мораль и догма. М., 2007. Т. 3. С. 72.

земной жизни человека может быть представлен как аналогия квадрату. В античности совершенным считался человек «квадратный». Знаменательно, что размах рук человека соответствует, с небольшой поправкой, высоте роста человека. Эта закономерность остаётся основной опорой «квадратной» аналогии человеческого тела.

Схема Леонардо да Винчи, демонстрирующая человека «совершенного», «квадратного» (по Аристотелю), представляет пример соответствия круга и квадрата в пропорции стороны квадрата 10:10 (вариация 5:5) к диаметру круга 12:10 (вариация 6:5). Человек «совершенный» с поднятыми руками относительно своего роста (сторона квадрата) определяет диаметр совершенного круга в соответствии 12:10 11. По сути, перед нами, подобная нашей, геометрическая схема соответствия круга и квадрата в пропорции 12:10. Таким образом, можно утверждать, что парадигма квадратуры круга состоит в аналогии круга и квадрата, понимаемой как аналогия Небесного и Земного, макрокосма и микрокосма. Мир или Вселенная уподоблялись человеку. Поэтому Пифагор называл человека микрокосмом, то есть «маленьким миром», в миниатюре представляющем собой совокупность всех качеств, которые можно встретить и в «большой», то есть внешней, Вселенной 12. По теме «макрокосм-микрокосм» в иудейской среде обнаруживаются аналогичные умозрения по поводу имени Адам. Один из текстов «Сивил-линых книг» (III, 24-26), датируемых II или I в. до н.э., объясняет имя Адам как символ Космоса: А = anatole, Восток; Б = dusis, Запад; А = arktos, Север; М = mesembreia, Юг 13.

Парадигма земного и небесного постулируется в геометрической схеме построения круга на основе квадрата, в пропорции 12:10. Это символическое соответствие небесного и земного, макрокосма и микрокосма. Соответствие 12:10 можно считывать как 6:5. Толкование значения пропорции даёт совершенно аналогичные смыслы. На схеме приведено построение круга с диаметром в 12 частей на основе квадрата 33 со стороной равной 10 частям. Стоит заметить, что число пять считалось символом материального мира — знаком микрокосма. Число 5 —

11 Генон Р. Великая триада. М., 2010. С. 58.

12 Пайк А. Мораль и догма. Т. 3. С. 104.

13 Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 2.

С. 600.

34

пирамида, объёмная фигура, означающая вселенскую идею бессмертия. Пять — это квинтэссенция в ряду четырёх стихий, знаменуемых квадратом; шесть — знак макрокосма, символизирует шесть измерений, составляющих любую физическую форму пространственного тела, правильный шестиугольник, звезда Соломона и геометрическая основа круга. «Пятеричная космологическая основа — четыре стороны и центр — является образцовой моделью классификации и в то же время утверждением универсальной гомологичности» 14.

Метафизическая задача совмещения небесного и земного в христианской культуре осуществлена в образе Христа Спасителя — совершенного Бога и совершенного Человека. Культовая архитектура постоянно демонстрирует решение этой же задачи. Храм как образ макрокосма и микрокосма в своём единстве представляет символический «образ мира». Квадратура круга это парадигма храма, акцентировано выявленная в его ядре — подкупольном квадрате — который проявляет своей структурой совмещение круга и квадрата. В христианской традиции эта структура сложилась в целом в Византии к 1Х-Х в. и была наследована Киевской Русью.

Опыт анализа пропорций Софийского Собора в Новгороде позволяет предположить наличие связи символики квадратуры круга и посвящения храма Софии (1045-1050 гг.). Не исключено, что именно в посвящении храмов образу Софии наиболее полно проявится тема «Сотаёепйа оррозИогиш». Столь характерное для «софийного» посвящения число 100 (или кратные вариации к 10) в размерах храмов определяет наличие второго числа квадратуры круга — 120 (или кратные вариации к 12). В Новгородской Софии 100 футов (в 1 футе — 0,3150,325 м) соответствует полной длине собора по оси восток-запад и высоте от уровня пола до центральной точки свода центральной главы, 120 футов соответствует ширине собора по оси север-юг и высоте собора «с верхом».

Становится очевидным, что древние мастера осознанно подчинили структуру храма числам, в которых осуществляется аналогия Земного и Небесного. Аналогия, обозначающая творящую силу Бога. В целом, соответствия круга и квадрата в пропорциях древнерусских храмов

14 Там же. С. 23.

могут быть интерпретированы как «софийная» пропорция, дающая такие числовые закономерности: 100:120; 75:90; 50:60; 25:30.

Творческий аспект, проявленный символикой «квадратуры круга», в богословии ярко представлен творящей деятельностью Бога — Софией 15. София — персонификция Премудрости. «Премудрость создала Себе дом» священнодействием сотворения мира, человека и храма. В связи с этим приёмы уподоблений очень важны как примеры осмысления образа храма как «Дома Премудрости» в целом, и храмов, по-свящённых образу Софии Премудрости Божьей. «В Новгородском Софийском соборе связь посвящения со смыслом Притчи о Премудрости прямо выражена на свитке пророка Соломона, изображённом на барабане центрального купола: "Премудрость созда Себе дом". (Притч. Сол. 9, 1-11)» 16.

Правило «квадратуры круга» наиболее чётко считывается в храмах «софийного» типа, наследственные черты которых носят чистую аналогию византийской традиции. Явление нового канона в архитектуре, ознаменованного строительством Великой Успенской церкви Киево-Пе-черской лавры в 1073 г., определило уникальные для архитектурной традиции Руси системы пропорций, запечатлённые в Киево-Печерском Патерике, которые заняли главное приоритетное место в структурировании храмов. Пропорции модели «сотаёепйа оррозИоиш» 12:10 с этого периода уступили место Киево-Печерскому канону, определяемому числовым рядом 20:30:50.

Иррациональные, но геометрически выразимые соотношения мира, константы бытия, как гармонические принципы использовались в искусстве разных эпох. Парфенон в Греции и японская пагода, пирамиды в Египте и древнерусские храмы — выглядят по разному, но воплощают одни и те же гармонические константы, единую математику универсального мира.

15 «Храм воплощает в архитектурных формах образ мира, «состоящего из невидимых и видимых существ». Будучи единым строением, храм по своему строению подразделяется на алтарь и собственно храм. Это членение — символ деления единого в основе мира на видимое (земное) и невидимое (мир духовный) ... Архитектура храма символизирует и образ мира чувственного, сотворённого Премудростью Божией». Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 14.

16 Квилидзе Н. В. Новгородская икона Софии Премудрости Божией // Православная икона, канон, стиль. К богословскому рассмотрению образа. М., 1998. С. 389.

Список литературы

1. Генон Р. Великая триада. М., 2010.

2. Генон Р. Символика креста. М., 2004.

3. Квилидзе Н. В. Новгородская икона Софии Премудрости Божией // Православная икона, канон, стиль. К богословскому рассмотрению образа. М., 1998.

4. Настольная книга священнослужителя. М., 1983.

5. Неаполитанский С. М., Матвеев С. А. Секреты ведической архитектуры. Сакральная архитектура города богов. М., 2013.

6. Пайк А. Мораль и догма. М., 2007.

7. Рабинович В. Алхимия. СПб., 2012.

8. Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2009.

9. Городова М. Н. «Яко на небеси и на земли» или размышления о круге и квадрате [Электронный ресурс] // Архитектура и современные информационные технологии: AMIT 2 (15) 2011. URL: http://www.marhi.ru/AMIT.

PRINCIPLE OF «COINCIDENTIA OPPOSITORUM» AS THE PARADIGM SACRAL ARCHITECTURE

Gorodova Margarita Nikolaevna,

PhD in Arts, Leading researcher, Museum of Modern Decorative and Industrial Arts «ArDeko», Luznetskaya nab. 2/4, str. 4, 119270 Moscow, Russia,

e-mail: kvadr-7@mail.ru

Abstract

Law analogy postulated the concept of «coincidentia oppositoum» builds a chain of relationships in which the number, measure, geometry, architectural forms and images, works of art, myths and legends convey a unified paradigm. This may not be a literal repetition, but action «in analogy». Namely, it is a form of living tradition. Keywords

Universal paradigm, the proportions in architecture, tradition temple construction.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.