Научная статья на тему 'Архитектура истории: истоки мемориально-музейных комплексов (часть 1)'

Архитектура истории: истоки мемориально-музейных комплексов (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
854
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / РИТУАЛ / МЕГАЛИТ / КУЛЬТ / ЯЗЫЧЕСТВО / АНТИЧНОЕ СВЯТИЛИЩЕ / СВЕТСКИЙ ХРАМ / ФОРУМ / ТРИУМФАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / MEMORIAL AND MUSEUM COMPLEX / RITUAL / MEGALITH / CULT / PAGANISM / ANCIENT SANCTUARY / SECULAR TEMPLE / FORUM / TRIUMPHAL ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хомяков Александр Иванович

Статья посвящена вопросам возникновения, истории и этапов формирования мемориальной архитектуры, и в частности, мемориально-музейных комплексов (ММК) как типа общественных сооружений, являющихся, по сути, «светскими храмами» Нового и настоящего времени. Используется прием сопоставления аспектов влияния и воздействия мировых религий, философских систем и социокультурных практик и появления под их воздействием конкретных архитектурных результатов прототипов основных архитектурных компонентов современных мемориалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE OF HISTORY: MEMORIAL-MUSEUM COMPLEXES (Part 1)

The article is dedicated to the history of the emergence and stages of the formation of memorial architecture, and in particular, memorial and museum complexes (MMK), as a type of public facilities, which are in fact «secular temples» of the new and present time. The aspects of influence and impact on this process of world religions, philosophical systems and sociocultural practices are considered. The article analyzes historical prototypes of the main architectural components of modern memorials. ©Хомяков А. И., 2017

Текст научной работы на тему «Архитектура истории: истоки мемориально-музейных комплексов (часть 1)»

УДК 72.01 ХОМЯКОВ А. И.

Архитектура истории: истоки мемориально-музейных комплексов

(Часть 1)

Статья посвящена вопросам возникновения, истории и этапов формирования мемориальной архитектуры, и в частности, мемориально-музейных комплексов (ММК) как типа общественных сооружений, являющихся, по сути, «светскими храмами» Нового и настоящего времени. Используется прием сопоставления аспектов влияния и воздействия мировых религий, философских систем и социокультурных практик и появления под их воздействием конкретных архитектурных результатов — прототипов основных архитектурных компонентов современных мемориалов.

Ключевые слова: архитектура, музейно-мемориальный комплекс, ритуал, мегалит, культ, язычество, античное святилище, светский храм, форум, триумфальная архитектура.

HOMYAKOV A. I.

ARCHITECTURE OF HISTORY: MEMORIAL-MUSEUM COMPLEXES (Part 1)

The article is dedicated to the history of the emergence and stages of the formation of memorial architecture, and in particular, memorial and museum complexes (MMK), as a type of public facilities, which are in fact «secular temples» of the new and present time. The aspects of influence and impact on this process of world religions, philosophical systems and sociocultural practices are considered. The article analyzes historical prototypes of the main architectural components of modern memorials.

Keywords: architecture, memorial and museum complex, ritual, megalith, cult, paganism, ancient sanctuary, secular temple, forum, triumphal architecture.

Хомяков

Александр

Иванович

кандидат архитектуры, профессор кафедры «Архитектура общественных зданий», Московский архитектурный институт (Государственная академия), докторант филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» НИИТАГ

e-mail: a.khomyakov@mail.ru

В середине XIX в. появились первые мемориально-музейные комплексы (далее ММК). С этого момента их создание всегда является крупным событием в архитектурной практике, но в последние годы события такого рода привлекают особое внимание. Такие мемориальные комплексы, как Яд ва-Шем (Yadvashem) в Иерусалиме, Мемориал жертвам холокоста (Denkmal für die ermordeten Juden Europas) в Берлине, Национальный музей и мемориал 11 Сентября (National September 11 Memorial & Museum) в Нью-Йорке вызывают небывалый ранее интерес у общественности и медиа. Это во многом вызвано реакцией на процессы мультикультурализма, унификации форм общественного сознания, стиранием культурной и исторической идентичности. Растущее сопротивление этой тенденции резко повышает интерес к этому типу общественных сооружений. Доказательством служат проведение конкурсов проектов исторических музеев и мемориалов (мемориал Холокоста и Второй мировой войны в Лондоне, 2016; музей обороны и блокады в Ленинграде, 2017), выделение значительных бюджетов на создание мемори-

альных парков, исторических пространств и памятных обозначений.

Тема возникновения и история развития мемориальной архитектуры мира наиболее всесторонне рассматривалась в незаконченной монографии теоретика и историка искусства А. Габричевского «Мемориальная архитектура». Отдельные работы, посвященные мемориальным пространствам, принадлежат Т. Г. Малининой. Памятникам и монументам императорской России посвящена двухтомная монография Е. И. Кириченко. Существует ряд монографий, посвященных советским мемориалам Великой Отечественной войны. Но исследования эволюции мемориально-музейных комплексов как типа общественного сооружения сегодня отсутствуют.

Мемориальная архитектура своими истоками уходит в мышление и сознание первобытного коллектива, которому принадлежат ее первые проявления: сознательно обработанные скальные фрагменты. Единственное, что можно утверждать на основе соответствующих исследований, это то, что культура периода была синкретичной, т. е. слитной и единой;

Иллюстрация 1. Черемисское капище. Художественная реконструкция. Из архива А. И. Хомякова

в ней прослеживаются общность и неразрывность всех жанров и форм искусства — изобразительного, драматического, музыкального, кулинарного и др. [1]. К этому перечню можно добавить некоторые бытовые ритуальные действия, связанные с верованиями и прикладными представлениями о средствах лечения, земледелия, управления климатом и др. Сегодня историки не берутся точно определить сочетания и соотношения всех этих, явно не единичных, практик. Есть только отдельные предположения об их назначении, характере и технике проведения ритуалов, досконально не подтвержденные археологами и искусствоведами. Ясно, что существуют и сооружения, принадлежащие синкретичным культурам, коллективные объекты с социализирующей функцией.

Выбор особо долговечных материалов, трудных в обработке, указывает, что выполнены эти объекты с целью создания «на память» (о событии или идее), донести ее до следующих поколений, используя художественные средства. «Искусство в период первобытности выполняло функции, которые в более поздние эпохи возьмут на себя философия, наука, идеология. Поскольку сознание людей, живущих в мифе, было допонятийным, чувственно-образным, искусство выступало для них способом познания мира, отношения к нему, выражением чувств и эмоций» [2, 11].

Первое известное и сохранившееся наскальное изображение находится в национальном парке Убирру (Австралия) и датируется 40 тыс. лет до н. э. Здесь находится исходный пункт появления синкретического искусства, компоненты которого и стали прототипами мемориальной архитектуры, ее истоками [3]. Наскальные памятные изображения заменялись объемными.

Коллективные магические ритуалы совершались на высоких холмах. Археологические раскопки дают представления о таких местах. В славянском мире эти «капища» (от слова «капь» — идол), «требища» (жертвенники), «кумирни» (языческие молельни с кумирами) окружались валами, рвами и частоколами. Ритуалы сопровождались радениями вокруг священных костров (Иллюстрация 1).

Археологи определяют время создания самого древнего идола — около 10 тыс. лет до н. э. (Шигирское оз., Урал). Базальтовые воины-пирамиды в Туле (Мексика) датируются 900-1200 гг. н. э., идолы острова Пасхи (моа-ны — истуканы) созданы между 1250 и 1500 гг. н. э. [4].

Условно все мегалитические сооружения можно разбить на следующие типы: менгир, кромлех, дольмен, таула, трилит, сейд, каирн, маунд, лабиринт, рондел [5].

Иллюстрация 2. Кромлех в Ирландии. 1-е тыс. до н. э. Источник: commons.wikimedia.org (дата обращения: 14.03.2017)

Иллюстрация 3. Циклопическая кладка стены в Микенах. XIV—XI11 вв. до н. э. Фото А. И. Хомякова

Несмотря на то, что утилитарное, практическое предназначение этих объектов точно не идентифицировано, все они, так или иначе, повлияли на формирующийся позднее язык мемориалов. Этот язык, или набор средств как отдельное самостоятельное явление, выделялся из опыта культовых ритуальных практик постепенно. Влияние на этот процесс оказывали усложнение и дифференциация трудовых и бытовых процессов, пробуждение и рост сознания и духовных потребностей.

Поскольку мегалитические объекты, их облик, форма косвенно явились источником и основой сооружений последующих эпох от древнего мира до настоящего времени, целесообразен их краткий анализ.

Менгир — простейший мегалит в виде одиночного вертикально стоящего камня. Его вертикальные размеры многократно превышают горизонтальные. Высота их разнообразна, от 1-2 до 20 м, устанавливались одиночно, группами, аллеями (Франция, Англия, Южная Европа, Кавказ).

Дольмен — сооружение из горизонтального камня, покоящегося на нескольких других вертикальных камнях или двух-трех плоских валунах, образующих прямоугольную камеру (Южная Европа).

Трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня, напоминающее ворота. В некоторых случаях все три камня стоят параллельно. Трилиты часто стоят группами или выстроены в ряд.

Кромлех — группа менгиров (или трилитов), образующая круг или полукруг, диаметром до 150 м (Иллюстрация 2). К большим кромлехам обычно ведут аллеи кам-

Иллюстрация 4. Пергамский алтарь. 170 г. до н. э. Источник: Иир8://т1аиаПа.Мо^е\^_пе\^8_иа1у.рИр?1с1=1782 (дата обращения: 15.06.2017)

Иллюстрация 5. Колосс Родосский. Компьютерная реконструкция. 290-е гг. до н. э. Источник: https://miaitalia.info/view_news_italy. рИр?И=1782 (дата обращения: 15.06.2017)

ней, образованные параллельными рядами вертикально поставленных камней высотой от 1 до 7 м (Англия, Северная Европа).

Таула — каменное сооружение в форме буквы Т, состоит из вертикального столба (монолита или нескольких небольших камней, расположенных друг на друге) и горизонтального камня, помещеного над ними (острова Майорка и Ме-норка).

Сейд — каменная глыба, установленная на нескольких камнях («каменных ножках»), чаще всего расположенная на скальных выступах, нередко пребывают в неустойчивом состоянии (Скандинавия, Сибирь).

Каирн — комплекс протяженных анфиладных пространств, образованных лежачими мегалитами, над которыми сооружен земляной курган (Северо-Западная Европа, Средиземноморье).

Маунд — земляной курган, сложных очертаний в плане, изображающий в геопластике тотемное живот-

ное (змею, крокодила, оленя и др.). На плоской поверхности прорисовывался его контур, обозначенный земляным валом или рвом. В длину достигали нескольких сотен метров (Северная Америка).

Лабиринт — каменное сооружение в виде лабиринта, выложенного на поверхности земли крупными либо мелкими камнями. В центре часто содержит небольшое дольменоподоб-ное сооружение.

Рондела (кольцевая канава) — земляное сооружение раннего неолита, характерно преимущественно для Центральной Европы. В доколумбовой Америки известны как «круги совета». В плане представляет собой круг или эллипс, обозначенные каменными глыбами, валунами, стелами.

В этом ряду можно упомянуть также геоглифы на плато Наска (Перу), простирающиеся на сотни метров плоскостные земляные полосы и геометрические фигуры, которые визуально воспринимаются только с вы-

соты. Исследователи затрудняются определить их принадлежность к той или иной группе древних сооружений, равно как и определить время их происхождения.

Приведенные описания позволяют утверждать, что все перечисленные объекты были призваны не только выделить и организовать место для проведения культовых ритуалов, но и зафиксировать, запечатлеть явление или факт.

Можно выделить вероятные назначения и роли мегалитических сооружений, среди которых:

♦ социально-мемориальные, т. е. совместное созидание, объединяющее социум, формирующее, утверждающее общие ценности;

♦ церемониально-культовые, предполагающие необходимость регулярного общения с высшими силами;

♦ эстетические, связанные с желанием качественно обустроить место смысловой композиционной доминантой, центром мира;

♦ познавательные, как определение границы между

познанным и непознанным, своим и чужим, живым

и мертвым.

Все это сопоставимо с задачами современных ММК. Они также проектируются как уникальные объекты, посвящены памятным и важным событиям и фактам, познанию и изучению их смыслов.

Краткий обзор показывает, что принципиальные пространственные характеристики различных видов мегалитических сооружений легли в основу всех будущих мемориальных ансамблей XIX и ХХ вв. Менгиры трансформируются в обелиски, трилиты — в триумфальные арки, дольмены — в пантеоны, кромлехи — в мавзолеи, таулы — в триумфальные и ростральные колонны.

Бронзовый век, в котором создавались мегалитические сооружения, сменялся железным веком (начиная с VIII в. до н. э.). Строительные возможности совершенствовались. По мере систематизации и углубления языческих представлений и верований, появления широких персоналий богов, божеств и мифологических героев усложнялась практика их канонизации и почитания. Возникали сооружения совсем другого уровня смысловой и пространственной сложности. Этому усложнению способствовало появление религии и письменности, возникавших почти одновременно, стимулирующих формирование базовых принципов искусства и культуры среды обитания. Капища преобразуются в колонные храмы, идолы — в статуи, священные костры — в священный огонь в алтаре. Первыми наиболее известными центрами мемориального строительства становятся регионы Средиземноморья, в первую очередь Египет. Архитектура Древнего Египта, которая искусствоведами условно делится на Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства, наиболее известна своими пирамидами и храмами. Но сначала появилась мастаба — гробница должностных лиц или двора фараона. В отличие от пирамиды и храма, она менее известна и заметна, так как полностью заглублена в землю, за исключением входной части. Про пирамиды — усыпальницы фараонов — написано немало, в том числе о множестве смыслов пирамид. Впрочем, вопросов также остается немало. В частности, исследователи говорят о множественных смыслах древнеегипетских пирамид, сакральных и практических [6, 12].

Во времена Нового царства, по мере усиления художественного влияния Азии, на смену пирамидам приходят светские храмы. Один из самых знаменитых — это храм Рамзеса II (VI в. до н. э.). Храмовая архитектура Древнего Египта привносит в мировую монументальную архитектуру свои главные открытия — аллеи с памятниками и обелиски. Силуэты гигантских пирамид, перспективы аллей сфинксов и пронзительные вертикали больших и малых обелисков будут часто встречаться в монументальных мемориальных комплексах ХК-ХХ вв.

В архитектурном наследии древних цивилизаций особое место занимает греко-римская античная культура. Ее начальный архаический период, искусство Крита и Микен (эгейская культура — 3-2-е тыс. до н. э.), известен появлением первого в мире произведения монументальной архитектуры — «Львиных ворот» (XIII в. до н. э.) в Микенском акрополе, широкий пролет которых венчал треугольный рельеф с изображением двух львиц, поставивших передние лапы на пьедестал колонны. В это время появились еще два базисных компонента из интернационального монументального архитектурного словаря. Это, во-первых, «циклопическая кладка» — стены из неотесанных плит (Иллюстрация 3), достигавших по диагонали 7 м [7].

Иллюстрация 6. Трофей Августа в Турби. 7-6 гг. до н. э. Источник: http://nastyha.ru (дата обращения: 14.03.2017)

Иллюстрация 7. Алтарь Августа Миротворца в Риме. 9 г. до н. э. Источник: http://nastyha.ru (дата обращения: 14.03.2017)

Во-вторых, это храм как главный бесспорный продукт греческой архитектуры. Прямоугольный в плане, он окружен одним (периптер) или двумя (диптер) рядами колонн. Греческий храм не был местом собрания верующих, он предназначался для защиты культового образа (и его сокровищ-святынь) и располагался на вершинах холмов. Его размеры не были грандиозными.

Древнегреческая классика вв. до н. э.) — это,

в первую очередь, афинский Акрополь. Его доминанта — Парфенон, дорический периптер, здание, окруженное колоннадой, с внутренним разделением на два зала, в главном из которых находится статуя Афины-Парфенос. Самое впечатляющее новшество — сплошной скульптурный фриз по фасадным фронтонам. Этот прием, скульптурный фриз, идущий по периметру стилобата, получил свое развитие в комплексе Пергамского алтаря (Иллюстрация 4), построенном в честь победы пергамского царя Аттала I над варварами-галатами (II в. до н. э.) и являющемся, по существу, одним из первых прототипов современного мемориала как типа общественного комплекса [8].

В это же время появляется Гали-карнасский мавзолей (IV в. до н. э.), который своим великолепием заслужил в древности славу одного из чудес света. Это была двухъярусная постройка: на украшенном рельефным фризом высоком цоколе стоял ионический периптер со статуями в интерколумниях. Вместо двускатной крыши с фронтонами над мавзолеем возвышалась ступенчатая пирамида, в силу чего все фасады выглядели одинаково торжественно. Со всех сторон здание имело почти идентичный облик. Аналогично решался так называемый «Памятник Нереид» в Ксан-фе, где наблюдается тот же высокий цоколь и статуи морских богинь Нереид в интерколумниях.

Три сооружения — Пергамский алтарь, Галикарнасский мавзолей и Памятник Нереид — формулируют главные особенности мемориальной архитектуры античной Греции: высокий, украшенный сплошным скульптурным фризом цоколь, симметричные фасады, многоступенчатая, многоярусная вертикальная композиция. Эти мотивы получили дальнейшее развитие в архитектуре многочисленных мавзолеев и мемориалов ХК-ХХ вв.

Еще одним чудом света был знаменитый военный монумент эллинизма — грандиозная бронзовая статуя Гелиоса на острове Родос, известная как «Колосс Родосский» (III в. до н. э.). Полая каркасная скульптура высотой 31 м была воздвигнута в память об успешном отражении осады македонских завоевателей в 305 г. до н. э. на средства, вырученные от продажи вражеской оборонительной техники (Иллюстрация 5).

Достижения и открытия античной Греции последовательно развиты Древним Римом, в свою очередь, обогатившим мировую архитектуру огромным числом торжественных и грандиозных ансамблей, неведомых древним грекам. Античный Рим выстроил стройную иерархическую систему «всех богов» [9]. Эта картина мира породила особый тип культового сооружения — пантеона. Пантеоны возникали во всех областях империи, но главным и первым среди них стал римский Пантеон (126 г.), прототип одного из главных компонентов мемориалов ХХ в. Пантеон — «храм всех богов». Пантеон явился пространственным и художественным прообразом бесконечного ряда мемориальных и культовых архитектурных ансамблей последующих периодов европейской архитектуры.

В области светской гражданской жизни Рима идеология эпохи опреде-

ляла архитектуру. Тотальное стремление к общественной, воинской славе и почестям диктовало векторы развития архитектуры и изобразительного искусства. «Памятники Римской империи отражают ее культуру в пору наивысшего расцвета, когда сама идеология необычайно способствовала развитию мемориальных жанров зодчества и репрезентативному его характеру в целом» [10, 332]. Так мировая мемориальная архитектура обрела самые известные и популярные компоненты — триумфальную арку, триумфальную колонну, алтарь, пантеон.

Триумфальные арки ставились на главных дорогах сначала как атрибут военных триумфов, позже в знак основания и освящения новых городов, по случаю и для проведения каких-либо гражданских празднований и торжеств. Триумфальные арки, предназначенные для въезда и проезда героев-победителей, связаны с ритуалом, порожденным всем складом жизни императорского Рима [11]. Триумфальные арки имеют, как правило, один, три и, редко, пять пролетов, перекрытых цилиндрическими сводами. Их завершения решаются в форме антаблементов и аттиков, украшенных рельефами и статуями. Иногда в триумфальной арке (в аттике) устанавливался прах того, в честь кого она сооружалась.

Тогда же появляются первые триумфальные колонны. Они также являются знаками увековечивания торжественных событийных поводов. Самые известные из них — это колонна Траяна (113 г.), колонна Марка Аврелия в Риме (176-180 гг.).

Как особый тип триумфальной, парадной колонны нельзя не упомянуть ростральную колонну (посвящаемую победам в морских сражениях), украшенную носами кораблей (рострами), появившуюся тогда же в императорском Риме, получившую широкое распространение в ХГХ в., в эпоху архитектуры ампира (Александрийский столп в Санкт-Петербурге (1834) и др.).

Если триумфальные арки и триумфальные колонны античности и позднего времени широко известны, освещены в научной и художественной литературе и вошли в обиходную речь, то так называемые «трофеи» и «алтари» менее популярны, хотя являются не менее ценным наследием античности и значимыми компонентами ММК.

Трофеи — это архитектурные монументы, состоящие из высокой цокольной части с завершением из колоннады в виде ротонды, которая,

в свою очередь, служила подиумом для скульптурной группы или одиночной статуи. Это были чисто мемориальные сооружения, посвященные победам в битвах, напоминающие покоренным народам о могуществе победивших их полководцев. Как правило, они устанавливались на границах завоеванных стран в качестве напоминания и предостережения. В натуре их сохранилось немного, так как именно они являлись первым объектом «справедливого вандализма» побежденных народов. Одно из немногих сохранившихся сооружений — Трофей в Турби (Иллюстрация 6), воздвигнутый императором Августом после его перехода Альп (7-6 гг. до н. э.).

Алтарь — это греческое изобретение, получившее развитие в императорском Риме. Не сохранившимся, но недавно восстановленным из найденных оригинальных частей и включенным в специально созданный музей является Алтарь Мира (Иллюстрация 7), воздвигнутый в честь Августа Миротворца на Марсовом поле (конец I в. до н. э.). Это прямоугольное открытое пространство 10 х 11 м с алтарем-трибуной и ограждающими пространство вокруг него стенами, украшенными рельефами [12]. Мавзолей на Красной площади в Москве является его отдаленным, но родственным аналогом.

Не менее характерна римская трактовка греческого мавзолея. В императорском Риме мавзолеи получили новое архитектурное воплощение, стали разнообразнее по форме — пирамидальными, ортогональными, составными и др. Расширился их спектр назначения, они строились не только для императоров, но и для зажиточных горожан. Императорские мавзолеи строились в основном цилиндрическими, иногда в форме усеченного конуса, более массивными и закрытыми. На их верхних уровнях создавались видовые террасы и бельведеры. На мавзолее императора Адриана был разбит сад (диаметром 90 м) в виде холма со статуей императора на его вершине (139 г.). К этому архитектурному приему часто обращались при проектировании военных мемориалов середины ХХ в.

Древняя архитектура других континентов (Америки, Азии, Африки), по терминологии профессора Ренн-ского университета К. Барраль-и-Альтэ, хотя и относится к «незападным видам искусства», подчиняется «общему движению народов, идей и материальных богатств, объединяет человечество изнутри с самого нача-

ла» [см.: 13]. Эти культуры не менее богаты практикой развития культовой архитектуры, в которой мемориальной архитектуре принадлежит особое место. Комплекс террасированных пирамид Теотиуакан (Мехико, Мексика, 150 г. до н. э. — 150 г. н. э.), напоминающих ступенчатую пирамиду Джоссера в Египте (2500 г. до н. э.), ряды идолов ацтеков, перекликающиеся с китайской «глиняной армией императора Цинь Шихуаньди», сооружения инков, в чем-то сходные с объектами Междуречья, подтверждают существование общечеловеческих, общекультурных корней мемориальной архитектуры.

Особняком стоят лишь некоторые памятники древней архитектуры Востока. Индокитайская чайтья (храм-молельня III в. до н. э.) не имеет прямого сходства с мемориальными сооружениями Европы и представляет собой рукотворную скальную пещеру, удлиненную в плане, с двумя боковыми рядами колонн и жертвенным алтарем-релик-варием (ступой) в конце зала посередине. Значительно позднее их начали строить как отдельно стоящее здание (V-VI вв. н. э.).

Разновидностью ступы исследователи считают пагоды («башня сокровищ»), многоярусные башни, используемые как храмы. В архитектуре пагоды запечатлен принцип цикличности, круговращения по спирали, который является универсальным для Дальнего Востока, который можно обнаружить и в храмовой архитектуре, и в классических повестях, и в знаменитых поэтических антологиях, и в структуре стихотворения, потому что таков принцип видения мира [14].

Архитектура исламского мира также имеет свои специфические черты, вполне сочетающиеся с заимствованиями. Из Египта пришли колонные галереи, из Ирана — купола. Византийская империя подарила искусство мраморной облицовки и мозаики. Ислам не признает изображений, и ему неизвестна практика чисто мемориальных сооружений. Единственным, близким мемориальному, типом сооружения является так называемое «дюрбе» — массивное, центрическое, купольное сооружение — гробница знатных персон городской элиты. Для крупных государственных деятелей строились более значительные мавзолеи, самым известным из которых является мавзолей Тимура в Самарканде (XIII в.).

Заключение

Завершая рассмотрение истоков и прототипов мемориальной архитектуры, следует отметить, что именно на ранних этапах истории, в условиях синкретического сознания и существования ранних религиозных и социальных систем (тотемизма, зороастризма, языческих пантеистических верований античного мира и др.), сформировались основные компоненты и выразительные средства мемориально-музейного комплекса в том виде, как он существует сегодня. Дальнейшее развитие и формирование ММК связано не с расширением арсенала средств, а с их качественным совершенствованием,

0 чем пойдет речь во второй части статьи.

Список использованной литературы

1 Костанян А. Синкретизм первобытного искусства [Электроный ресурс]. URL: http://mostga.

am /kultura / sinkretizm-pervobytnogo-iskusstva- 1068.htm.

2 Петкова С. М. Справочник по мировой культуре

и искусству. 4-е изд. Ростов н/Д : Феникс, 2007. 507 с.

3 Буссальи М. Энциклопедия архитектуры/пер. с итал.

М. А. Бедяева. М. : ЗАО «БММ», 2011. 384 с.

4 Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М. : Современник, 1999. 496 с.

5 Кочергин В. В. Кольца каменного века. Архитектура древнейшего времени. М. : Архитектура-С, 2016. 192 с.

6 Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М. : Изобразительное искусство, 1972. 200 с. (Сер. «Искусство стран и народов мира»).

7 Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. Репринт. изд. 1937 г. М. : Архитектура-С, 2006. 288 с.

8 Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М. : Искусство, 1987. 224 с.

9 Сайт MC Mystic Chel. История древнего мира. Религия Рима. URL: http://www.mystic-chel. ru / europe/rom e/ 163.html.

10 Маркузон В. Мемориальная архитектура античного Рима // Память и время. М. : Галарт, 2011. С. 332-334.

11 Турчин В. С. Монументы и города. М. : Советский художник, 1982. 160 с.

12 Ревзин Г. Вызов. Ричард Майер. Музей Алтаря Мира в Риме [Электронный ресурс]. URL: http://www. projectclassica.ru/v_o/22_2007/22_2007_v_02.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Барраль-и-Альтэ К. История искусства/пер. с франц. Н. Ю. Лебедевой. М. : Астрель : АСТ, 2009. 192 с.

14 Емохонова Л. Г. Художественная культура буддизма. М. : Русское слово, 2011. 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.