УДК 712 ББК 85.118
Коляда Екатерина Михайловна
кандидат искусствоведения, доцент
кафедра художественного образования и музейной педагогики
РГПУ им.А. И. Герцена г. Санкт-Петербург Kolyada Ekaterina Mikhailovna Candidate of Art History,
Assistant Professor Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
St. Petersburg
Типологическая характеристика русских мемориально-ландшафтных
композиций
Typological Characteristics of the Russian Memorial Landscape Compositions
Среди специализированных парков особое место занимают мемориальноландшафтные комплексы. В статье представлена типологическая характеристика русских мемориально-ландшафтных ансамблей, созданных в XVIII - ХХ столетиях, дан анализ ряда мемориальных объектов.
Among specialized parks the special place is occupied by memorial landscape complexes. The article presents typological characteristics of the Russian memorial landscape ensembles created in XVIII - ХХ centuries; gives the analysis of some memorial objects.
Ключевые слова: ландшафт, мемориал
Key words: landscape, memorial.
История возникновения произведений мемориального характера восходит еще к древним временам [S]. Однако процесс формирования приемов и принципов создания мемориально-ландшафтных композиций начинается в Европе и России лишь во второй половине XVIII столетия. Именно тогда возникают пейзажные парки героико-романтического характера, в объемнопространственной композиции которых используются мемориальные объекты.
В русской архитектурной практике мемориальная тема наиболее ярко реализовалась на территории дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: Павловске и Царском Селе. Именно, здесь в парках
принадлежавших императорской фамилии начинает создаваться будущая мемориальная программа русского паркостроения.
Наибольший интерес представляют объекты мемориального характера, расположенные на обширных территориях Царскосельских парков [S, 9]. Из Вестник ЧГПУ42011 220
них основную группу составляют произведения, в образе которых нашла воплощение военная тематика. К числу этих памятников относятся павильоны разной стилистики, обелиски, триумфальные колонны, арки и др. В 1771 г. «на память войны, объявленной турками России» Ю.Фельтеном были поставлены «руины» готического замка, напоминающие огромную дорическую колонну, почти полностью ушедшую под землю. Это произведение своим обликом далеко от мемориальных творений следующего столетия и отражает свойственную второй половине XVIII в. любовь к романтическим руинированным постройкам. В XIX веке традиция возведения павильонов в честь знаменательных событий будет продолжена. В память о русско-турецкой войне 1828-1829 гг. архитектором И.А.Монигетти в середине XIX в. была сооружена так называемая Турецкая баня. Она явилась не только символом военных событий, но и красивой павильонной постройкой эффектно расположенной на берегу в окружении русской растительности [8].
Среди мемориальных объектов царскосельских парков чаще других встречается триумфальная колонна. На Большом озере по проекту А.Ринальди в честь разгрома русскими в 1770 г. в Чесменской бухте турецкого флота была установлена ростральная колонна, украшенная барельефами и увенчанная бронзовым орлом. Возвышающаяся над водой колонна подчеркивала значимость исторического события и стала на многие десятилетия одной из ведущих тем в русском мемориальном строительстве. Еще одна колонна -Морейская, посвящена военно-морской победе русского флота при полуострове Морее в Средиземном море. Памятник, так же созданный по проекту А.Ринальди представляет собой дорическую колонну на высоком пьедестале, увенчанную конусообразным обелиском с рострами, символизирующими морское сражение. Еще одна триумфальная колонна Царского Села, именуемая «Крымской колонной», явилась символом завоевания Россией Крыма.
Помимо павильонов и триумфальных колонн, в мемориальной тематике царскосельских парков имеет место такая архитектурная форма как обелиск. В ознаменование победы русских войск над турками в Молдавии при реке Кагуле в 1771 г. А.Ринальди возвел Румянцевский или Кагульский обелиск. В отличие
от других мемориальных памятников Царского Села, которые были украшены рельефами, представляющими символы войны, Кагульский обелиск лишен декора, имеет строгие формы и лишь лаконичный текст раскрывает его связь с конкретными историческими событиями.
Еще одна мемориальная форма того времени - триумфальные ворота, к их числу относятся величественные ворота «Любезным моим сослуживцам», сооруженные В.П.Стасовым в память военных событий 1S12-1S15 гг.
К другой группе объектов мемориального значения в Царском Селе относятся памятники, посвященные не военным датам, а мирным событиям русской истории. Среди них значительный интерес представляют Гатчинские (Орловские) ворота, созданные по проекту А.Ринальди в честь успешных действий по борьбе в 1771 г. с чумой в Москве. Ворота имеют вид римской триумфальной арки, отличаются идеальными пропорциями и тщательностью в подборе мрамора, которым декорирована конструкция.
В Царском Селе были созданы мемориалы и в честь отдельных личностей. Мраморный, увенчанный урной «Памятник заслугам» был посвящен А.Д.Ланскому - фавориту императрицы Екатерины II и являет собой образец монументального искусства, отличающийся изысканными пропорциями и прекрасными рельефами. На Казанском кладбище Царского Села есть еще один интереснейший объект мемориального значения, тип которого восходит к глубочайшей древности - это мавзолей А.Д.Ланского, сооруженный по проекту Д.Кваренги в виде восьмигранного объема увенчанного куполом.
Отдельную группу мемориальных объектов представляют кладбище собак Екатерины II с надгробиями и памятными надписями, устроенное вблизи гранитной пирамиды на территории Царского Села и кладбище лошадей, созданное неподалеку от пенсионерских конюшен.
Не менее значительны мемориальные сооружения Павловска [S, 10]. К их
числу относятся павильонные постройки, обелиски, мавзолеи и т.д. Одним из
первых мемориальных объектов, появившихся на территории Павловского
дворцово-паркового ансамбля явился гранитный обелиск, установленный в
память основания императорской резиденции.
Вестник ЧГПУ42011 222
Мемориальные объекты Павловского комплекса своим появлением в основном обязаны событиям в жизни семьи императора Павла I. Когда-то на «Острове под флагом» в память о дочери императора Елене Павловне была установлена мраморная призма, увенчанная порфировой вазой. На одной из сторон призмы в углублении размещался мраморный барельеф, исполненный И.П.Мартосом. Барельеф изображал гения смерти опирающегося на перевернутый факел.
Среди мемориальных построек павильонного типа Павловского ансамбля обращает на себя внимание сооружение в виде малого римского храма, именуемый «Памятник родителям», созданный Ч.Камероном в 1786-1787 гг. честь родственников супруги императора Павла I. В павильонной нише в начале XIX в. И.И.Мартосом был создан монумент, представляющий собой сложную композицию в виде скульптурной группы размещенной на трехчастном постаменте, за которой на фоне широкого и плоского обелиска помещаются две беломраморные урны, украшенные гирляндами. Скульптурную группу дополняли барельефы, аллегорического содержания, украсившие постамент. В объемно-пространственную композицию павильона в начале XIX столетия вошел мраморный жертвенник, декорированный бычьими головами и гирляндами и чугунные ворота, на столбах которых изображены стянутые венками эмблемы смерти и скорби. Жертвенник и ворота были созданы Тома де Томоном и придали всей композиции законченный вид.
Одним из красивейших павильонов мемориального значения является павильон с памятником Марии Федоровне, построенный по проекту К.И.Росси в виде открытой полуротонды. Несмотря на то, что павильон был выстроен лишь в начале ХХ в. и с использованием новых материалов, он органично вошел в композицию всего ансамбля, нисколько не нарушив стилистическую концепцию его парковых построек.
Среди построек мемориального характера в Павловске выделяется мавзолей «Супругу благодетелю». Подобный античному храму с четырехколонным портиком перед главным фасадом, воздвигнутый Тома де Томоном в память Павла I на территории Новой Сильвии этот мавзолей имеет величественный траурный вид, который дополняют траурные ворота. В
таинственном полумраке мавзолея помещался монумент в виде широкого плоского обелиска из темно-красного гранита, в верхней части которого был помещен медальон с профилем императора. Перед обелиском скульптура коленопреклоненной женщины припавшей к скале с погребальной урной являла собой аллегорический образ императрицы. Созданный в тесном содружестве Тома де Томона и И.П.Мартоса, ансамбль мавзолея являл собой выдающийся образец синтеза искусств.
Русские произведения мемориального назначения в парках загородных резиденций русских самодержцев явились составной частью общеевропейской тенденции. На примере царскосельских и Павловских памятников мемориальные произведения России второй половины XVIII - начала XIX в. можно классифицировать следующим образом: обелиски, колонны,
триумфальные арки и ворота, архитектурные формы, стилизованные под постройки разных стран и эпох, и носящие в своей образной структуре не идею исторического путешествия или игры, а мемориальную суть.
В XIX столетии расширяется парковая типология, мемориальное паркостроение обретает новую образность благодаря осмыслению ряда исторических дат и определению новых путей развития садово-паркового искусства. К числу событий, давших мощный импульс формированию мемориально-ландшафтной проблематики в русской архитектуре, относятся Отечественная война 1812 г. и Крымская война 1853-1856 гг. В XIX в. мемориальные парки устраивают на территории городов, в которых велись активные боевые действия. Так, героическая оборона г. Севастополя нашла воплощение в ряде мемориально-ландшафтных произведений, устроенных на месте бывших бастионов. Среди севастопольских мемориалов наибольший интерес представляет Исторический бульвар, устроенный на городском холме и мемориальное Петропавловское (Братское) кладбище [4].
Поскольку Российское государство было в центре многих общеевропейских событий, то русская тема не стала исключением и для мемориальных парков, разбивавшихся в Европе. Большинство таких парков было посвящено освобождению Европы от Наполеона. В 1913 г. в Лейпциге был открыт мемориальный парк, символизирующий битву народов. В
композицию комплекса вошел, построенный В.Покровским храм-памятник, посвященный погибшим в этой битве русским воинам. Следует указать, что большинство военных событий, происходивших в XIX в. нашло воплощение в грандиозных мемориально-ландшафтных комплексах, возводимых в начале ХХ столетия. Причиной этому является необходимость сразу после военных действий вести, прежде всего, жилое строительство, да и средства для создания мемориального парка в XIX веке собирались не сразу. Самым главным все-таки являлось то, что хоть процесс формирования парковой типологии в XIX в. был интенсивным, разработка приемов и принципов формирования парковых объектов мемориального значения не была завершена. Именно архитекторам, скульпторам и садоводам ХХ в. предстояло проложить новые пути создания подобных парков, разумеется, на основе лучших традиций мемориального строительства предшествующего периода.
В ХХ столетии в русской архитектурной практике не только совершенствуются приемы организации мемориально-ландшафтных комплексов, но и расширяется типология мемориальных парков. Стимулом этому явились важнейшие события в истории нашего государства, такие как октябрьская революция и Великая Отечественная война. В ХХ в. многие исторические парки получают завершение, обретая новое символическое значение. Самым ярким примером этого является история формирования и развития ансамбля Марсова поля в Санкт-Петербурге. Свое мемориальное значение и нынешнюю объемно-пространственную композицию Марсово поле получает в начале ХХ столетия, когда память о погибших в первых боях за революцию была увековечена в грандиозном монументе, созданном по проекту И.А.Фомина [3, 8]. Памятник решен в виде уступообразного гранитного объема разделенного широкими проходами. На стенах монумента мемориальные надписи, раскрывающие идейное содержание монумента. В центре площади горит Вечный огонь.
Тема октябрьской революции в русском паркостроении была персонофицированна через создание парков, увековечивавших имена отдельных деятелей революции. Важной для паркостроения ХХ в. стала тема лидера революции В.И. Ленина. В честь главного деятеля революции
устраивались парки, организовывались площади и проспекты, мемориальный статус получали памятные места, связанные с его жизнью и деятельностью. Крупнейшим парком, связанным с юбилейными датами в жизни вождя революции являлся Южно-приморский парк В.И.Ленина в г. Ленинграде. Центром его композиции является мемориал, в композицию которого входит обелиск, площадь с бассейном и памятная роща. Поскольку парк предназначался для отдыха жителей, в его композицию вошли обширные зеленые территории, а также детский городок.
Особую актуальность мемориальное паркостроение получает после Великой Отечественной войны [5, 8]. Она породила в русском ландшафтном проектировании парки не только торжественного и траурного содержания, но и привела к строительству полифункциональных парковых комплексов, в композиции которых реализовалась тема Мира, Дружбы народов и др. В 1945 г. в Ленинграде жителями города были разбиты Московский парк Победы и Приморский парк Победы на Крестовском острове. Приморский парк Победы занимает значительную площадь и сочетает в своей образной структуре, территории отражающие темы Великой Отечественной войны и сохранения мира. Последнее, воплотилось в обширных территориях предназначенных для прогулок, уединенного отдыха, занятий спортом и т.д.
Подвиг русского народа нашел воплощение как в крупных мемориальных комплексах городов-героев. Одним из произведений стал мемориальноландшафтный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде. Мамаев курган, господствующий над городом, стал символом героической борьбы советского народа и местом упокоения тысяч защитников города. Доминантой комплекса явился монумент - Родина-мать, который является апогеем развития композиционно-пространственной идеи. Монумент задает основную ось ансамбля, на которую «нанизаны» отдельные части архитектурно-скульптурноландшафтной композиции. Ансамбль создавался под руководством Е.В. Вучетича. Со временем в композицию мемориально-ландшафтного комплекса вошли: воинское мемориальное кладбище, храм, музей-панорама
«Сталинградская битва», многочисленные памятники-свидетели сражений (дзоты).
Памятники советским воинам создавались и в других странах. Всемирную известность получил комплекс «Трептов-парк» в Берлине с монументом воинам Советской Армии, сооруженный в 1946-1949 гг. Я.Белопольским и Е.Вучетичем.
В конце ХХ в. в России стали появляться парки посвященные воинам-интернационалистам. Архитектурными доминантами таких парков нередко становились православные храмы. Здесь необходимо упомянуть, что на рубеже ХХ-ХХ! вв. возродилась старинная русская традиция увековечивать память о павших воинах в культовых памятниках, и на местах сражений все чаще стали возводить часовни.
Следует указать, что в число мемориально-ландшафтных комплексов ХХ в. входят историко-культурные памятники и памятные места, связанные с жизнью выдающихся людей науки и культуры, природные ландшафты и т. д. Так, в России ХХ столетии мемориальный статус получили усадебные комплексы [7], памятные места, дома, квартиры и другие объекты архитектуры и садово-паркового искусства, чья история связана с именами великих деятелей культуры, науки, политики.
В русской культуре одно из важных мест занимают мемориальные места, связанные с именем А.С.Пушкина. К числу таких парков принадлежит Пушкинский заповедник с селом Михайловским. Подобные заповедники можно также назвать парками-музеями. Среди мемориальных усадеб русских писателей широкую известность получили: Карабиха Н.А.Некрасова, Спасское-Лутовиново И.С.Тургенева, Абрамцево С.Т.Аксакова, Середниково и Тарханово, где жил М.Ю.Лермонтов, Мелехово А.П.Чехова. Для большинства усадебных парков, имеющих мемориальное значение характерно сохранение исторического архитектурно-паркового ядра, создание просветительских структур и организация новых территорий с разнообразным зонированием для прогулок и отдыха посетителей.
Подводя итоги, следует отметить, что в современном проектировании имеет место широкая типология мемориальных парков. Они различаются по площади и рельефу застраиваемой местности, по идейно-тематическому и
эмоциональному содержанию, истории бытования, принципам организации объемно-пространственной композиции, характеру размещения архитектурных, скульптурных и других объектов, растительных групп. Значение мемориальноландшафтных комплексов в городской структуре и роль в развитии общества делают их одними из важнейших объектов современного ландшафтного проектирования.
Библиографический список
1. Агальцова В.А. Сохранение мемориальных лесопарков [Текст]/ В.А. Агальцова. -М.: Лесная промышленность, 1980. - 254 с.
2. Анциферов Н.П. «Непостижимый город...» [Текст]/ Н.П. Анциферов.- Спб.: Лениздат, 1991. - 335 с.
3. Аркин Д.Е. Монументальная скульптура Ленинграда [Текст]/ Д.Е.Аркин. - Л.: Изд-во Академии Архитектуры СССР. 1948. - 105 с.
4. Веникеев Е.В. Архитектура Севастополя [Текст]/ Е.В.Веникеев. - Симферополь: Таврия, 1983. - 208 с.
5. Залесская Л.С. Ландшафтная архитектура [Текст]/ Л.С. Залеская.- М.: Госстройиздат, 1979.- 242 с.
6. Ильинская Н.А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры [Текст]/ Н.А.Ильинская. - Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1984. - 145 с.
7. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы [Текст]/ Т.П.Каждан. - М.: Традиция, 1997. - 320 с.
8. Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры: краткий очерк [Текст]/ С.С.Ожегов. - М.: Стройиздат, 1993. - 237 с.
9. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга [Текст]/ М.И.Пыляев. СПб.: Паритет, 2003. - 528 с.
10. Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства [Текст]/ О.Б.Сокольская. -Учебник для ВУЗов - М.: Инфра-М, 2004.- 350с.
Bibliography
1. Agaltsova, V. A. Preservation of Memorial Forest Parks [Text] / V.A.Agaltsova. - М: Wood Industry, 1980. - 254 p.
2. Antsiferov, N.P. « Incomprehensible City ...» [Text] / N.P.Antsiferov. - SPb.: Lenizdat, 1991. - 335 p.
3. Arkin, D.E. Leningrad Monumental Sculpture [Text] / D.E.Arkin. - L.: Publishing House of the Architecture Academy of the USSR, 1948. - 105 p.
4. Ilinskaya, N.A. Historical Objects Restoration of the Landscape Architecture [Text] / N.A.Ilinskaya. - L.: Stroyizdat, Leningrad Department, 1984. - 145 p.
5. ^zhdan, T.P. The Art World of a Russian Manor [Text] / T.P.Kazhdan. - М: Tradition, 1997. - 320 p.
6. Ozhegov, S.S. Landscape Architecture History: A Short Sketch [Text] / S.S. Ozhegov. -М.: Stroyizdat, 1993. - 237 p.
7. Pylyaev, M. I. Forgotten Past of Petersburg Vicinity [Text] / M.I.Pylyaev. - SPb.: Parity, 2003. - 528 p.
8. Sokolskaya, O.B. History of Landscape Gardening Art: Textbook for Higher Schools [Text] / O.B. Sokolskaya. - М.: Infra-M, 2004. - 350 p.
9. Venikeev, E.V. Sevastopol Architecture [Text] / E.V.Venikeev. - Simferopol: Tavriya, 1983. - 208 p.
10. Zalesskaya, L.S. Landscape Architecture [Text] / L.S. Zalesskaya. - М: Gosstroyizdat, 1979. - 242 p.