Научная статья на тему 'Башни: исторический экскурс'

Башни: исторический экскурс Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
681
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШНЯ / СИМВОЛИКА / ИСТОРИЯ / ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ / АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / TOWER / SYMBOLS / HISTORY / VAVILON TOWER / ALEXANDRIA BEACON / TOURISTIC DESTINATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколова Марина Валентиновна

В статье раскрывается история возникновения башен. Дается характеристика ряда мегалити­ческих сооружений. Анализируется символика и значение наиболее известных башен Древ­него мира — Иерихонской, Вавилонской и Александрийского маяка. Показано их воздей­ствие на культуру, а также востребованность этих объектов, либо их архитектурных реплик, как туристских дестинаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of towers formation is presented in the article. Some megaliths are characterized. Sym­bols and significance of the most famous tow­ers of Ancient world are analyzed: Jericho tower, Vavilon tower, Alexandria beacon. There is shown their influence on culture and demand on these objects or their architectural replication as touris­tic destinations.

Текст научной работы на тему «Башни: исторический экскурс»

Башни:

исторический экскурс

Соколова М.В.

В статье раскрывается история возникновения башен. Дается характеристика ряда мегалитических сооружений. Анализируется символика и значение наиболее известных башен Древнего мира — Иерихонской, Вавилонской и Александрийского маяка. Показано их воздействие на культуру, а также востребованность этих объектов, либо их архитектурных реплик, как туристских дестинаций.

Ключевые слова: башня, символика, история, Вавилонская башня, Александрийский маяк, туристская дестинация

History of towers formation is presented in the article. Some megaliths are characterized. Symbols and significance of the most famous towers of Ancient world are analyzed: Jericho tower, Vavilon tower, Alexandria beacon. There is shown their influence on culture and demand on these objects or their architectural replication as touristic destinations.

Keywords: tower, symbols, history, Vavilon tower, Alexandria beacon, touristic destination

Башни как достопримечательности, были известны с глубокой древности. Практика возведения протобашенных крупногабаритных сооружений возникла еще в доцивилизационный период. Хорошо известны мегалитические объекты, существующие во многих местах Земного шара, которые можно рассматривать как прообразы башен. Это менгиры — каменные столбы,

врытые в землю, чья высота варьируется от 1 до 17 м.

Менгиры, что в переводе с нижнебретонского означает «длинный камень», по всей вероятности, были культовыми объектами. Они выступали в качестве символов плодородия, имели мемориальное значение, были задействованы в ритуалах посвящения и перехода. Но некоторые из них, возможно, имели и утилитарное значение, были астрономическими визирами, межевыми вехами (или маркировали центр территории), составляли целые сигнальные системы (сухопутные или морские). Так как менгиры иногда размещали группами таким образом, что от одного можно было видеть следующий. Мегалитические объ-

Менгир Шан-Долан (Бретань) [9]

екты подчас составляют сложные ансамбли (алиньеманы, дольмены, лабиринты, кромлехи), такие как, например, Стоунхендж.

Со временем на менгиры стали наносить петроглифы. Но не только значение петроглифов, но и точное назначение самих менгиров вряд ли удастся установить. Наиболее ранние из них относятся к эпохе неолита и бронзового века. Мегалитические сооружения, как правило, окружены бесчисленными легендами местного населения и до сегодняшнего дня представляют огромный интерес для туристов, поражая воображение современного человека своей загадочностью, монументальностью и лаконичной выразительностью. С возникновением первых цивилизаций усложняется и изменяется инженерно-технический подход к возведению башен, конкретизируется и их назначение. Самой древней из ныне известных считается башня, возведенная в Иерихоне в период неолита в VIII тысячелетии до н.э.

Она была обнаружена в 1907 г. проводившим здесь раскопки немецким археологом Зеллином. Ее высота некогда составляла 8 м. Это было мощное оборонительное сооружение, являвшееся частью городской

Лестничный проем Иерихонской башни [10]

стены. Но проведенные израильскими учеными компьютерные исследования дают достаточно оснований считать ее одновременно и культовым сооружением.

Компьютерная реконструкция показала, что во время летнего солнцестояния, когда вечерняя тень от стоящей рядом горы накрывает башню, лестничный внутренний проем с широкими метровыми ступенями строго ориентирован навстречу этой тени. Данный факт не может быть случайным. Он указывает не только на наличие солярного культа у жителей, но также и на то, что они пытались посредством этого сооружения показать и установить взаимосвязь между небом и землей. Эту башню достраивали, реконструировали и укрепляли на протяжении трех тысяч лет. И ныне она является одной из туристских достопримечательностей, которую обязательно демонстрируют туристам, посещающим руины древнего Иерихона, бывшего, как полагают, первым городом, возведенным человеком.

В Междуречье, начиная с III тыс. до н.э., стали строить зиккураты — огромные ступенчатые башни-пирамиды. Они, олицетворяя миропорядок — космос, были строго ориентированы по сторонам света. Сама форма зиккурата, его архитектурный облик были связаны с идеей мировой горы, с той самой осью, которая связывала все три мира: небеса, землю и подземный мир. По сути, данные башни-пирамиды были моделями вселенной.

Функции зиккуратов, как и их символика, были многогранны. С одной стороны, подобные сооружения, являясь градообразующим элементом, одновременно были и его амулетом, и его талисманом. Ведь на самой вершине зиккурата всегда располагался небольшой храм главного божества-покровителя данного города-государства. На ярусы башни вели пандусы и лестницы, иногда они располагались спиралевидно, что являло собой символ духовного развития. Очевидно, что во внутренние помеще-

ния и в собственно святилище храма могли попасть либо правители, либо жрецы, либо особо значимые гости: простым паломникам путь туда был закрыт. Это символично подчеркивало, что подняться на новый духовный уровень, в «сферу чистоты», и возвыситься над скверной жизни могли лишь избранные.

Но также зиккурат служил и дозорной вышкой, будучи самым высоким сооружением в городе. А, учитывая равнинную местность Двуречья, пространство просматривалось на очень большое расстояние. Нельзя забывать и о том, что зиккураты были прекрасными площадками, с которых наблюдали за небесными светилами, т.е. обсерваториями.

Трудно переоценить теоретический и практический вклад жрецов Междуречья в развитие протонаучных и паранаучных знаний. Именно там зарождается не только астрология и составляются первые натальные карты, но и появляются астрономические таблицы. Так, халдейские жрецы составляли звездные карты и описывали свои астрономические наблюдения на протяжении трех с половиной веков. Ими было установлено, что год равен 365 дням 6 ч 15 мин и 41 с. А так как они использовали 60-ричную систему счисления, то именно на ней базируется деление окружности на 360°. Слово «градус» в переводе с латинского означает «шаг»; ровно 180 «шагов» делало Солнце, проходя по небу. Данную систему счисления мы используем и в настоящее время.

Даже 7-дневная неделя своим возникновением обязана воззрениям жителей Древнего Междуречья и косвенно связана с зиккуратами. Последние насчитывали, как правило, 7 этажей-ступеней. Каждый из них был магически связан с одним из богов, олицетворявших известные на тот период крупнейшие небесные тела нашей солнечной системы, а их было семь. Солнце ассоциировалось с Шамашем — день воскресенье, цвет золотой; Луна с Сином —

день понедельник, цвет серебристый; Марс с Нергалом — день вторник, цвет красный; Меркурий с Набу — день среда, цвет синий; Юпитер с Мардуком — день четверг, цвет коричневый; Венера с Иштар — день пятница, цвет белый, а Сатурн с Нинуртой — день суббота, цвет черный. Современные названия дней недели в германских и романских языках также соответствуют этим планетам.

Самой известной в истории башней древности была, безусловно, Вавилонская башня (зиккурат Этеменанки), воздвигнутая около 1000 г. до н.э. и восстановленная в правление вавилонского царя Набо-паласара (626—604 гг. до н.э.). Ее писание оставил один из наиболее выдающихся путешественников и писателей древности — Геродот. В настоящее время это единственное из известных ее описаний, сделанное очевидцем-европейцем. Время путешествий Геродота приходится на 455—445 гг. до н.э.

Геродот сообщает, что башня возведена на огороженном храмовом священном участке. «Храмовый священный участок — четырехугольный, каждая сторона его длиной в 2 стадии (стадия — 184,98 м. — М.С.). В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в 1 стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней — еще башня, в общем восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет» [5; I, 181].

И хотя данные, которые приводит Геродот, расходятся с данными современной археологии (квадратное основание этого сооружения было 90х90 м при высоте 90 м), они чрезвычайно важны. По всей вероятности, во времена Геродота башня стояла на

Зиккурат Этеменанки. Реконструкция [11]

террасе, со временем сравнявшейся с землей. Видимо, поэтому он упоминает 8 ярусов башни, причем сторона нижнего (т.е. платформы, террасы, на которых возводились все сколько-нибудь крупные строения в Междуречье) составляла около 180 м. Важным представляется и тот факт, что Геродот упоминает башню в числе наиболее выдающихся для обозрения путешественников и значимых объектов Вавилона — городскими стенами и святилищем Зевсу-Беллу (Мардуку — М.С.). Время оказалось безжалостным к этому неповторимому архитектурному сооружению. Причиной тому не только разрушительные войны, но и разливы Евфрата, подтачивавшие и разрушавшие основание башни, а также сам строительный материал, весьма недолговечный. Ведь башня была построена из глиняных кирпичей...

Но поистине мировую известность Вавилонская башня приобрела после включения соответствующего сюжета в Библию. В книге Бытие говорится: «На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали друг другу (люди — М.С.): наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили

сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смещаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле.» [1; Быт., 11, 1—8].

Назидательность данного сюжета очевидна. Во-первых, даже сам замысел подобной постройки носил характер вызова богам. Во-вторых, данный вызов имел оттенок тщеславия. Ведь великолепная архитектура башни, пышные и таинственные, не всегда понятные для простых людей богослужения, отправлявшиеся там, имели целью подчинить себе чувства и разум человека, поработить его. Но вместе с тем возведение зиккуратов можно рассматривать как символ могущества человека, прославление его разума. Сооружение зиккуратов также указывало на то, что человек может сам «дойти до неба», уподобившись богам, ибо башня в представлении людей связывала небо и землю. Само название башни в древности переводится следующим образом: «там, где сходятся небеса с землей», что также символично.

Таким образом, символизм Вавилонской башни дихотомичен: это и знак могущества человека (материальной цивилизации, господства над природными силами), а также и вызов этим природным силам, олицетворявшимся в божественных ипостасях. В Древнем Египте, например, иероглиф, изображавший башню, означал возвышение человека.

Таким образом, символика башни еще в древности была также и амбивалентна. Она одновременно рассматривала башню (зиккурат, пирамиду) как вместилище рационального и иррационального. Так как же все-таки трактовать идею башни в древности? Что это: знак возвышения человека, «лестница в небо» и вознесение его разума, скрытая истина, перспектива, движение, незаурядность, суверенность, защи-

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 [12]

та и твердыня, богатство и власть, или все же предостережение его гордыне? Библейский миф четко дает указание на последнее. Человечество наказано за гордыню разобщенностью. А сама гордыня в христианстве рассматривалась как один из семи смертных грехов.

Но современная материальная цивилизация вновь делает вызов высшим силам. В Страсбурге (Франция) в 2000 г. было построено здание Европарламента.

За основу этого архитектурного сооружения была взята одна из реплик картины Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня», написанная им в середине XVI в. Очевидная аллегория, заложенная авторами проекта, отражена и в девизе Евросоюза: «Много языков — один голос». И хотя 60-метровая круглая башня полностью достроена, эффект незавершенности четко выражен. Это аллюзия подчеркивает, что еще много предстоит сделать для реального объединения народов Европы, преодоления их национальной розни. Т.е. завершить то, чему было положено начало в древнем Вавилоне. Здание не зря называют архитектурной жемчужиной Европейского квартала Страсбурга, оно очень эффектно отражается в водах реки Иль, являясь известной туристской достопримечательностью города.

Здание Европарламента. Страсбург [13]

Необходимо остановить внимание на еще одной известной башне древности — Александрийском (Фаросском) маяке. Александрия обогатилась этим архитектурным шедевром при Птолемее II Филадель-фе (285—245 гг. до н. э.), который получил свое второе имя за любовь к наукам и искусствам. Маяк не зря причислили к одному из «семи чудес света». По свидетельству древних авторов, он был выше пирамид, а высота пирамиды Хеопса — 147 м (возможно, при строительстве и ориентировались на эту высоту).

Маяк был необходим Александрии по чисто утилитарным соображениям. И хотя сигнальные прибрежные огни были известны с глубокой древности, но они, во-первых, иногда использовались пиратами и мародерами для заманивания кораблей на мелководье. А во-вторых, специальных сооружений для этих целей не возводили. Поэтому Александрийский маяк удивлял не только своими размерами и чудесным декором, но и был уникальным инженерно-техническим сооружением.

О необходимости постройки маяка очень точно написал Страбон (64 г. до н.э. — после 21 н.э.), посетивший во время своих путешествий и Александрию: «Фарос — это

Гавани Александрии в эпоху эллинизма [14]

продолговатый островок, почти что примыкающий к материку, образующий гавань с двумя входами; побережье материка образует бухту... Из оконечностей Фароса восточная лежит ближе к материку... и сужает устье гавани; вдобавок к узости прохода в гавань там есть еще и скалы, одни подводные, другие же выступающие над поверхностью моря; эти скалы постоянно превращают в буруны волны, низвергающиеся на них из открытого моря. Самый мыс островка — это скала, омываемая морем; на этой скале находится удивительной постройки многоэтажная башня из белого мрамора, одноименная с островом. Эту башню принес в дар Сострат из Книда, друг царей, ради спасения мореходов, как гласит надпись.» [7; XVII, I].

Таким образом, мореходам был необходим очень четкий ориентир, чтобы избежать возможного кораблекрушения и войти в безопасную гавань. Между островом и материковой частью выстроили каменную дамбу. Это сооружение являлось не только мостом к острову, но и водопроводом в то время, т.к. на Фаросе находился воинский гарнизон. Ведь не надо забывать, что маяк использовался и как смотровая башня для отслеживания приближения вражеских флотилий.

Кроме того, Александрия, основанная Александром Македонским, в правление первых Птолемеев не без основания претендовала на ведущее место на всем эллинизированном пространстве. И поскольку подавляющее количество людей прибывало в Александрию водным путем, она должна была уже своим видом с моря производить на всех ошеломляющее впечатление неповторимостью и красотой. Надо учитывать и то, что город располагался на плоской местности, а маяк был бы той архитектурной доминантой, которая бы создала неповторимый городской силуэт. Кроме того, данное сооружение подтверждало бы и могущество правящей династии.

Строительство грандиозного сооружения было поручено Сострату Книдскому. Выбор не был случайным. Сострат Книдский был не только известным и успешным архитектором он, например, «самым первым построил висячую площадку для прогулок в Книде» (аналог «висячих садов Семирамиды» — М.С.) [6; XXXVI, XVIII, 83], но и весьма приближенным ко двору человеком. Известно, что он выполнял дипломатические поручения Птолемеев. Думается, что архитектор лоббировал это строительство, вкладывая в него и собственные деньги, и не прогадал. Весь проект обошелся казне в 800 талантов [6; XXXVI, XVIII, 83], а это почти 21 т золотом. Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кг [8]. Таким образом, выиграв тендер, если таковой проводился, Сострат Книдский приступил к строительству. Оно продолжалось более 20 лет, включая подготовительные работы, связанные с возведением дамбы. А собственно маяк возвели ударными темпами за 5 лет. И он начал действовать в 283 г. до н.э.

Оригинальным архитектурным решением можно считать строительство маяка «изнутри». Для доставки всех необходимых строительных материалов внутри возводимых стен башни строился широкий пандус

вместо насыпей, которые обычно использовались при строительстве грандиозных сооружений. Тем более что и размеры небольшого острова не давали возможности для возведения 150-метровой насыпи. Удобство пандуса проявилось и после завершения работ: по нему стали доставлять уже горючие материалы, используя вьючных животных, что было бы крайне сложно, если бы там построили лестницы.

Высота маяка различными источниками указывается от 180 до 120 м. В основании он имел квадрат со стороной в 180 м. На нем стоял дворец с четырьмя башнями по углам, на которых установили фигуры богов. Стены дворца были четко ориентированы по сторонам света и сложены из крупных плит известняка. Из центра поднималась восьмигранная пятая башня, облицованная мрамором. Ее высота была около 80 м, она постепенно сужалась и сверху по ее периметру разместили фигуры людей и морских животных. На ней была возведена еще одна более узкая башня, заканчивав-

Фаросский маяк. Реконструкция. Рисунок археолога Г. Тирша 1909 г. [15]

шаяся каменной площадкой. По периметру площадки стояли колонны из полированного гранита, которые поддерживали последнюю башню с куполом, увенчанным 8-метровой статуей Посейдона, которая, в свою очередь, обрамлялась колоннами и имела площадку для костра, с разных сторон окруженную бронзовыми зеркальными отражателями для предотвращения рассеивания света [5, 134]. Огонь маяка, «освещающий мореплавателям дорогу, был виден на триста стадий (55 км — М.С.), как указывал Иосиф Флавий [3; IV, X, 5], а по некоторым источникам его свет распространялся практически на расстояние до 100 км.

Зеркала маяка использовали и для наблюдения за акваторией на случай приближения вражеского флота. Большинство статуй было снабжено механизмами. Некоторые из них служили «простыми» флюгерами. Но были и гораздо более сложные конструкции. Так, например, одна из статуй «всегда указывала рукой на солнце на всем пути его движения по небосклону и опускала руку вниз, когда оно заходило. Другая отбивала каждый час днем и ночью. Была будто бы и такая статуя, которая указывала рукой на море в случае, когда появлялся вражеский флот, и издавала предостерегающий крик при подходе врагов к гавани [5, 136].

Вполне вероятно, что некая сложная механика была использована, но рассказы о чудесном декоре маяка слишком разнятся, чтобы можно было с уверенностью что-либо утверждать.

Лукиан отмечал, что «построив такое сооружение, строитель внутри на камнях написал собственное имя, а затем, покрыв его известью, написал поверх имя тогдашнего царя, предвидя, как это и случилось, что оно очень скоро упадет вместе со штукатуркой и обнаружится надпись: «Сострат, сын Дексифана, книдиец, богам-спасите-лям за здравие мореплавателей». Он считался не со своим временем, а с вечностью,

пока будет стоять маяк — произведение его искусства» [4; 62]. И хотя это, скорее всего, очередной миф, связанный с этой башней, т.к. Сострату не было необходимости прятать свое имя, но мифологема придает еще больше загадочности этому трудно постижимому прорыву технической мысли эпохи Античности.

Маяк простоял почти полторы тысячи лет, хотя после землетрясения IV в. н.э., его огонь погас навсегда. Но он еще долгие годы служил дневным маяком. Только в XIV в. его камни пошли на строительство крепости, и одно из «семи чудес света» исчезло с лица Земли, став именем нарицательным и обогатив многие языки словом «фара». А также Александрийский маяк дал начало строительству подобных сооружений во всем мире. Он превратился практически в легенду. Но первые реальные следы маяка были обнаружены в 1994 г. французскими подводными археологами. В настоящее время власти г. Александрии приняли программу по воссозданию маяка в первоначальном виде. Но и сейчас, как и в далекой древности, эта башня привлекает к себе

Маяк Абусира [16]

внимание большого количества туристов. Остатки маяка, поднятые со дна моря, экспонируются в музеях города, а восточная часть гавани Александрии — излюбленное место для дайверов. Не только огромное количество сувениров с эмблематикой маяка можно приобрести в современной Александрии, он был и остается реальным символом города. Его изображение присутствует на гербе и флаге города.

Но «вторая» жизнь маяка продолжается, как это уже и бывало в случае с другими выдающимися памятниками культуры древности, например, мавзолеем в Галикарнасе и храмом Артемиды в Эфесе. В египетском городе Абусир также в правление Птолемея II была сооружена гробница, повторявшая очертания Александрийского маяка. Эту 20-этажную башню называли и называют маяком Абусира.

Кроме того, очертания маяка можно узнать во многих египетских минаретах, построенных при исламских мечетях. Это свидетельствует о широком влиянии маяка как сооружения на последующий архитектурный стиль.

Копия Александрийского маяка в парке «Окно в мир» Китай, Шэньчжэн

В настоящее время копия маяка Александрии построена в одном из крупнейших тематических парков Китая «Окно в мир», где представлено около полутора сотен миниатюр самых известных архитектурных памятников и достопримечательностей мира. Идея устроителей парка заключается в попытке соединения культур стран мира. Парк «Окно в мир» — необычайно востребованный интерактивный туристский объект.

Итак, ведущими мотивами при возведении башен были идеи духовности и сакральных традиций, мощи и могущества,

Литература

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М.: Российское библейское общество, 1992. 1223 с.

2. Геродот. История в 9-ти кн. М.: Ладомир, ООО «Фирма Издательство АСТ», 1999.

752 с.

3. Иосиф Флавий. Иудейская война. СПб., «Орел», 1991.546 c.

4. Лукиан. Как следует писать историю // Лукиан. Избранное. — М., «Художественная литература», 1987. 624 c.

5. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес света. Л.: Учпедгиз, 1960. 144 с.

6. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М.: «Ладомир», 1994. 942 с.

7. Страбон. География. М.: Наука, 1964. М.: «Ладомир», 1994. 941 c. 792-793.

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0% B0%D0%BB%D0%B0%D0 (дата обращения:

10.05.2013)

9. http://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%9C%. (дата обращения: 10.05.2013).

10. http://kubmat.ru/kubmat.ru/news/ Nerikhonskaia-bashnia-byla-khramom-nieizviestnogh.html (дата обращения:

10.05.2013) .

неприступности и торжества мысли. В них вкладывали и философский смысл, и сугубо утилитарный. Башни символизировали алтарь божества, величие, вознесение, предостережение и твердыню, скрытую истину и сомнение, время и безопасность... Но одно очевидно, каждая башня — это загадка и откровение. Они всегда вызывали и вызывают неподдельный интерес. Даже давно прекратив свое существование, как Вавилонская башня и Александрийский маяк, они прямо или косвенно продолжают оставаться востребованными туристскими де-стинациями.

11. http://www.google.ru/search?q=зиккурат%20 этеменанки&um=1&ie=UTF-8&hl=ru&tbm=isch&source=og&sa=N&tab=wi &ei=MfSNUZD2MarI4ASRtYH4Dg&biw=1280& bih=915&sei=Qf (дата обращения: 11.05.2013).

12. http://www.google.ru/search?hl=ru&gs_ rn=12&gs_ri=psy-ab&pq=ru. гипподам&cp=8&gs_id=z&xhr=t&q=вавил онская+башня&newwindow=1&bav=on.2, or.r_qf.&bvm=bv.4647102 (дата обращения:

16.05.2013).

13. http://www.google.ru/search?hl=ru&gs_ rn=12&gs_ri=psy-ab&pq=ru. гипподам&cp=8&gs_id=1q&xhr=t&q=евро парламент&newwindow=1&bav=on.2, or.r_qf.&bvm=bv.46471029,d

(дата обращения: 16.05.2013).

14. http://www.demetrius-f.narod.ru/ alexandria/lighthouse.html (дата обращения: 17.05.2013).

15. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%

(дата обращения: 17.05.2013).

16. http://lifeglobe.net/entry/1624 (дата обращения: 19.05.2013).

17. http://www.chinatrips.ru/shenzhen/ attraction/shenzhen-window-of-the-world. html (дата обращения: 19.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.