АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ
УДК 72.03
Е.Н. Поляков
ФГБОУВПО «ТГАСУ»
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК — СЕДЬМОЕ ЧУДО СВЕТА
Освещена история создания Фаросского маяка в Александрии Египетской. Рассмотрена градостроительная функция маяка, его композиционные и конструктивные особенности, наиболее вероятные версии его гибели. Приведен ряд оригинальных фактов и письменных свидетельств, позволивших по-новому взглянуть на события той далекой эпохи.
Ключевые слова: Древний Египет, Александрия, Фаросский маяк, зодчий Сострат.
В конце 1994 г. группа археологов отправилась исследовать прибрежные воды вблизи египетского города Александрия. Используя подводное снаряжение, ученые принялись изучать морское дно. Огромные каменные блоки, обнаруженные там, они пометили «маяками». Так были найдены фрагменты Александрийского маяка — последнего из семи чудес античного мира.
История создания этого уникального сооружения связана со строительством города Александрии в 332 г. до н.э. Александр Македонский очень тщательно подбирал место для будущего поселения. Он выбрал участок средиземноморского побережья, расположенный в 20 милях к западу от дельты Нила, чтобы воды великой реки не засоряли гавань (рис. 1).
Рис. 1. Александрия Египетская (схема генерального плана по В.С. Сергееву1)
1 Сергеев В.С. История Древней Греции. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.А. Машкина, А.В. Мишулина. М. : ОГИЗ, Гос. изд-во полит. лит., 1948. 414 с.
ВЕСТНИК
В 323 г. до н.э. великий завоеватель умер. Основанный им город перешел под власть сначала сатрапа, а затем царя Птолемея I Сотера (305—283 гг. до н.э.). При нем и его преемниках Александрия превратилась в процветающий город-порт с двумя гаванями. В первой гавани речные суда выгружали зерно и овощи, привезенные из Верхнего Египта. Вторая гавань предназначалась для торговых судов, прибывающих с моря. Здесь причаливали греческие корабли, нагруженные амфорами, вином и оливковым маслом. Другие суда везли благовония, драгоценные ткани и оружие из стран Ближнего Востока, свинец и олово из Испании, прочие экзотические товары со всех концов ойкумены. В Александрию приезжали юноши, желавшие изучать астрономию или философию в недавно открывшемся университете, а также больные, надеявшиеся получить исцеление у знаменитых александрийских врачей. Сюда стремились дипломаты, купцы и путешественники, которые желали своими глазами увидеть сказочной красоты город, выросший на берегу Нила. Египет экспортировал в другие страны зерно, финики, изделия из стекла, свитки папируса и льняное полотно. Международная торговля набирала обороты, морякам и купцам приходилось работать круглосуточно. Поэтому в 290 г. до н.э. Птолемей I велел построить на небольшом скалистом островке величественный маяк (рис. 2).
Рис. 2. Панорама Александрийского порта (фрагмент реконструкции)
Наиболее подробное описание тех давних событий оставил в своей «Географии» Страбон: «Фарос — это продолговатый островок, почти примыкающий к материку, образующий гавань с двумя входами; побережье материка образует бухту, так как оно выдается двумя мысами в открытое море; между ними расположен остров, запирающий бухту, так как он тянется в длину параллельно берегу. Из оконечностей Фароса восточная лежит ближе к материку и
к мысу напротив него (мыс называется Лохиадой) и сужает устье гавани; вдобавок к узости прохода в гавань там есть еще и скалы, одни подводные, другие же выступающие над поверхностью моря; эти скалы постоянно превращают в буруны волны, извергающиеся на них из открытого моря. Самый мыс островка — это скала, омываемая морем; на этой скале находится удивительной постройки многоэтажная башня из белого мрамора, одноименная с островом. Эту башню принес в дар Сострат из Книда, друг царей, ради спасения мореходов, как гласит надпись; так как на плоском побережье по обеим сторонам нет гаваней, а перед ним находятся подводные скалы и мели, то для мореходов, плывущих из открытого моря, был необходим какой-то высокий и светящийся знак, чтобы они [могли] точно достигнуть входа в гавань...» [1, с. 731].
Ему вторит Аммиан Марцеллин: «А прежде мореходы, прибывавшие из Парфенийского и Ливийского морей, не имея для ориентировки ни гор, ни холмов на широком и плоском берегу, попадали на мягкие и засасывающие отмели и терпели крушение.» (XXII, 16, 9) [2, с. 415].
Таким образом, градостроительная роль Фаросского маяка была определена с самого начала. Гигантскую башню возвели на одном из скалистых островков, расположенных к востоку от Фароса. Для удобства подвоза строительных материалов и для защиты гавани от морских бурь и пиратов в 285 г. до н.э. остров Фарос соединили с берегом огромной дамбой. Акваторию Большого порта защитили с севера плавучими заграждениями (понтонами). В 280 г. до н.э. строительство маяка в целом была завершено.
Создателем его считается зодчий Сострат, уроженец города Книда (область Кария, Малая Азия). Гордый своим творением, он пожелал увековечить свое авторство. Вот что об этом пишет Лукиан: «Посмотрите, как поступил книдский архитектор [Сострат]: построив величайшее и прекраснейшее сооружение — маяк на Фаросе, ... строитель внутри на камнях написал собственное имя, а затем, покрыв его известью, написал поверх имя тогдашнего царя, предвидя, как это и случилось, что оно очень скоро упадет вместе со штукатуркой и обнаружится надпись: «Сострат, сын Дексифона, книдиец, богам-спасителям за здравие мореплавателей». Он считался не со своим временем, а с вечностью, пока будет стоять маяк — произведение его искусства.» (Как следует писать историю, 62) [2, с. 317].
Плиний Старший подтверждает этот факт: «Царем [Птолемеем Первым, Лагидом, ум. в 283 г. до н.э.] была построена башня на острове Фаросе у входа в Александрию, обошедшаяся, как передают, в восемьсот талантов. Не умолчим о великодушии царя Птолемея, который дозволил зодчему Сострату Книдскому написать на сооружении свое имя.» (Плиний, XXXVI, 12, 18) [2, с. 413].
Александрийский (Фаросский) маяк стал самым высоким строением древнего мира, не считая Великих пирамид в Гизе. Весть о нем быстро разнеслась по всему свету. Он представлял собой монументальную трехъярусную башню, сложенную из огромных блоков известняка. Рассмотрим эти ярусы по порядку.
Как известно, маяк входил в состав крепости, запиравшей вход в гавань. Поэтому он стоял в центре квадратного двора и был окружен по периметру стеной высотой 6,5 м с четырьмя угловыми башнями. В плане этот крепостной
ВЕСТНИК
МГСУ-
комплекс имел форму квадрата 85^85 м. Здесь в казематах размещался военный гарнизон. В подвале крепости была устроена цистерна, в которой хранилась питьевая вода на случай осады.
Высота первого яруса башни превышала 200 футов (около 60 м)2, а длина его стороны — 100 футов (около 30 м). Этот ярус имел форму усеченной пирамиды, ориентированной своими гранями по сторонам света. Сложен он был из крупных блоков известняка. Здесь находились служебные помещения, в которых жили рабочие и стражники, хранился технический инвентарь. По периметру вестибюля был устроен пологий пандус, по которому могла ехать наверх повозка, запряженная мулами (рис. 3).
Второг! ярус представлял собой восьмигранную башню высотой около 40 м, облицованную белыми мраморными плитами. Грани башни были ориентированы по направлениям восьми главных ветров. Вдоль стен ее к вершине маяка вела винтовая лестница, по которой посетители и обслуживающий персонал поднимались на площадку, где горел сигнальный костер. А.А. Нейхардт предположила, что там «была устроена шахта с подъемным механизмом (лифтом), позволяющим поднимать на третий ярус топливо для костра и людей, обслуживавших маяк...» (см.
Рис. 3. Внешний вид Александрийского маяка. Петровский Я., Матвеев В. Вариант реконструкции Египет — сын тысячелетия.
Л., 1959) [3, с. 114].
Восьмигранную башню украшали бронзовые статуи. Современники писали, что одна из этих статуй указывала рукой на Солнце на всем пути продвижения его по небосводу и опускала руку в момент, когда светило исчезало за горизонтом. Вторая статуя служила хронометром, круглосуточно отсчитывающим часы. Третья в туманную или ненастную пору трубила в изогнутый золотой рог, предупреждая мореходов о близости отмелей и подводных скал. Упоминалась также статуя, которая при появлении вражеских кораблей указывала рукой на море. При этом она издавала предупреждающий сигнал. Возможно, какая-то доля правды в этих свидетельствах есть. Подтверждением этому могут служить уникальные механические автоматы, придуманные Героном Александрийским (10—75 гг. н.э.) (рис. 4).
1 античный фут = 29,62 см
Рис. 4. Александрийский маяк. Версия А.А. Нейхардт [3, с. 113]
Третий ярус (фонарь) — стоящая на цилиндрическом цоколе ротонда из восьми гранитных колонн. В центре ее горел костер, свет которого усиливался за счет отражения в целой системе изогнутых зеркал из полированной бронзы, стекла или кварца. Этот огонь, по словам Иосифа Флавия (Иудейская война, IV, 10, 5), был виден со стороны моря на 300 стадий (53,6 км)3. В ротонде хранились флюгеры, астрономические приборы, часы.
Ротонду венчал конический шатер с семиметровой бронзовой статуей Посейдона — бога-покровителя античных мореходов.
Древний мир не знал подобных построек. Огромный маяк казался современникам настоящим чудом. Об этом пишет Ахилл Татий: «Сперва Херей повел нас к башне и показал строение удивительное и причудливое. Гора, посреди моря лежавшая, доходила до самых облаков, а вода протекала под этим сооружением; и оно высилось, вися над морем, а над вершиною горною взошло солнце, кормчий для кораблей.» (Левкиппа и Клитофонт, V, 6) [2, с. 414].
Более поздние маяки были всего лишь бледными подобиями Фароса. В книге А.А. Нейхардт и И.А. Шишовой приведена эпиграмма неизвестного автора. Он описывает маяк, стоявший в гавани малоазиатского города Смирны. Сведений о его архитектурных или конструктивных особенностях в эпиграмме нет:
«Больше уже не пугаясь зловещего сумрака ночи,
Смело плывите ко мне те, кто вдали от земли.
Всем потерявшим дорогу я огненный луч зажигаю —
Славит сияющий знак Асклепиадов труды.» [3, с. 119].
В следующем фрагменте Страбон говорит о Цепионовой башне — маяке, построенном римлянами в Испании: «В устье Бетиса [в Испании]. (находит-
3 1 стадий = 178,6 м
ВЕСТНИК
ся) ... Цепионова башня, воздвигнутая на скале, со всех сторон омываемой волнами. Эта башня построена с удивительным искусством (подобно Фаросу) для спасания мореплавателей. Ведь не только наносные отложения реки образуют здесь мели, но и местность перед ней усеяна подводными камнями, так что необходим какой-нибудь далеко заметный знак.» (III, I, 9, р. 140) [1, с. 138].
Свой вклад в это дело внес император Калигула (37—41 гг.). Об этом говорит Светоний: «В память победы (над германцами) он воздвиг высокую башню, чтобы она, как Фаросский маяк, по ночам указывала пути кораблям.» (Гай Калигула, 46) [4, с. 163].
Конечно же, содержание и обслуживание Фаросского маяка требовали огромных усилий и затрат. Сильные ветры и влажный морской воздух понемногу разрушали несущие конструкции и мраморную облицовку здания. В эпиграмме неизвестного автора говорится, что знаменитому маяку даже грозила опасность разрушения, которой, к счастью, удалось избежать:
«Башня — помощница я морякам, потерявшим дорогу.
Здесь по ночам зажигаю я светлый огонь Посейдона.
Рухнуть вот-вот угрожала от глухо шумящего ветра,
Но укрепил меня вновь своими трудами Аммоний.» [3, с. 120].
Нижний ярус маяка простоял до XIV в. Высота его к этому времени сократилась до тридцати метров. Но и полуразрушенный памятник вызывал восторг средневековых ученых и путешественников, описавших красоту и величие его руин.
Каким образом фрагменты знаменитого маяка оказались на дне Средиземного моря? Скорее всего, он стал жертвой землетрясений. Ему очень серьезно повредили подземные толчки 365 и 956 гг. Наиболее сильные землетрясения, произошедшие в 1303 и 1323 гг., разрушили маяк настолько, что арабский путешественник ибн Баттута (1304—1377 гг.) уже не смог в него войти.
Но даже эти руины не сохранились. В конце XV в. на месте маяка была построена крепость Кайт Бей. Для этого были использованы огромные каменные блоки, из которых некогда был сложен нижний ярус маяка. Даже сейчас их можно различить в кладке крепостных стен.
Современная Александрия имеет другой маяк. Он возведен в западной части Фароса и абсолютно ничем не напоминает своего знаменитого предшественника.
Библиографический список
1. Страбон. География в 17 книгах : пер. Г.А. Стратановского. М. : Наука, 1964. 941 с.
2. Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры. М. : Изд. Академии архитектуры СССР, 1940. 519 с.
3. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес древней Ойкумены. М. : Наука, 1990. 128 с.
4. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей : пер. с лат. М. : Правда, 1991. 512 с.
Поступила в редакцию в феврале 2013 г.
О б а в т о р е: Поляков Евгений Николаевич — кандидат архитектуры, доцент, доцент кафедры теории и истории архитектуры, ФГБОУ ВПО «Томский государственный архитектурно-строительный университет (ФГБОУ ВПО «ТГАСУ»), 634003, г. Томск, площадь Соляная, д. 2, canc @ tsuab.ru.
Д л я ц и т и р о в а н и я: Поляков Е.Н. Александрийский маяк — седьмое чудо света // Вестник МГСУ 2013. № 4. С. 7—13.
E.N. Polyakov
LIGHTHOUSE OF ALEXANDRIA, ONE OF THE SEVEN WONDERS OF THE ANCIENT WORLD
The article represents a brief overview of design and construction of Pharos of Alexandria. The author speaks about the establishment of the city by Alexander the Great, its economy and culture. The lighthouse occupied a special position in the city. The tower was constructed in the extreme eastern section of the Pharos island, and it was connected to the coastline by a huge dam. Construction works were completed in 280 B.C.
Lighthouse of Alexandria was the highest ancient structure, except for Great Pyramids in Giza. It was a three-storey tower made of marble blocks. The lighthouse served as a fortress and protected the harbor. A detailed description of the functional design of the lighthouse, composition of its facades, peculiarities of its sculptural decorations are available now, and the same about the mechanism of delivery of fuel needed for the flashlight on the tower top. The author also discusses the technical problems of its maintenance and the most probable reasons for its destruction (earthquakes, etc.).
Many ancient authors, including Strabo and Suetonius, mentioned this tower in their works. This architectural piece had a lot of second-rate «imitations» in Ancient Greece and Rome.
Key words: Ancient Egypt, Pharos of Alexandria, Strabo, lighthouse, history of architecture.
References
1. Strabo. Geografiya v 17 knigakh [17 Books of Geography]. Moscow, Nauka Publ., 1964, 941 p.
2. Zubov V.P., Petrovskiy F.A. Arkhitektura antichnogo mira. Materialy i dokumenty po istorii arkhitektury. [Architecture of the Ancient World. Works and Documents on History of Architecture]. Moscow, Akademii arkhitektury SSSR publ., 1940, 519 p.
3. Neykhardt A.A., Shishova I.A. Sem' chudes drevney Oykumeny [Seven Wonders of Ancient Oecumene]. Moscow, Nauka Publ., 1990,128 p.
4. Suetonius. Zhizn' dvenadtsati tsezarey [Lives of Twelve Caesars]. Moscow, Pravda Publ., 1991, 512 p.
About the author: Polyakov Evgeniy Nikolaevich — Сandidate ofArchitecture, Associate Professor, Department of Theory and History of Architecture, Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering (TGASU), 2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russian Federation; [email protected].
For citation: Polyakov E.N. Aleksandriyskiy mayak — sed'moe chudo sveta [Lighthouse of Alexandria, One of the Seven Wonders of the Ancient World]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 4, pp. 7—13.