стический вкус, с которым художник решил это «мягкое возникновение» самой сияющей фигуры в картине. Волей художника, его непогрешимым глазом грязносизая среда формовочной земли, окалины, чугунных деталей превращена в незаменимый фон для мерцающих серых, розовых и охристых красок старой, давно немытой рубахи рабочего, блеска его лица.
То артистическое обобщение, в котором дана фигура рабочего от колен до пола, обобщение, в котором чуть намечены передник, онучи и лапти, помогает верхней освещенной части фигуры приобрести мощную пластическую лепку, силу, красоту и выразительность. Не только рабочие на втором плане, но и приказчик, нашептывающий что-то хозяину, воспринимается уже во вторую очередь. Дальше возникают фигуры старика с лопатой, мальчика и кочегара. Даже эффект огненных отсветов на всей фигуре кочегара не может вырвать его из тоновой среды, куда увела его режиссура художника.
И, наконец, вы различаете согбенных над работой формовщиков. Цвета, из которых слагаются их фигуры, - это только сгусток цветовой среды, а они - ее заключительный аккорд». И в этом последнем примере живопись показывает свою способность к последовательному раскрытию действия, выраженного через колорит и мощную пластику фигур, причем эта пластика помогает прочтению сюжета, усиленная на главном персонаже произведения, постепенно смягчается и сливается с фоном на дальних второстепенных планах.
Библиографический список
В передаче живописной пластики значительная роль принадлежит общей выразительности образа, хотя в произведениях разных художников она имеет неодинаковый характер и содержательность. У одних пластическое начало превалирует и определяет собой существо образа, у других образ строится больше на выразительности цвета, третьи свободно владеют и пластикой, и цветом.
В истории живописи известны мастера, к которым применим термин «пластик». Среди них есть западные и русские живописцы: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Корреджо, Тициан, Жорж де Ла Тур, Рембрандт, Гальс, Репин и другие. И цвет и колорит в их произведениях не имеют самостоятельного значения, и не по своей слабости, а по полной слитности с формой, пространством и смысловой композицией картины. Если вспомнить картины Рембрандта «Таинство брака» или «Причащение», то они написаны тремя-четырьмя красками, но пластика фигур совершенна в своей свободной лепке. Эти картины полны самого сильного художественного воздействия и не без цвета, а при помощи гениально сжатых его средств, повышенных мощью и свободой пластики.
Живописная пластика произведения объединяет в себе все стороны живописи: цвет, как одну из необходимых ее основ, светотень, пропорцию, перспективу. Живописцы обязаны сразу с самого начала установить все, что присуще и существенно для их искусства. Они должны лепить краской, как скульптор лепит глиной, мрамором, камнем.
1. Срезневский, И.И. Материалы для словаря среднерусского языка. - М.: Книга, 1958. - Т. 1.
2. Фейнберг, Л.Е. Секреты живописи старых мастеров / Л.Е. Фейнберг, Ю.И. Гренберг. - М.: Изобразительное искусство, 1989.
3. Зайцев, А.О понятии живописность // Искусство. - М.: Искусство. - 1981. - №5.
4. Шегаль, Г.М. Колорит в живописи: Заметки художника. - М.: Искусство, 1957.
5. Волков, Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.
6. Аполлон: Терминологический словарь // Изобразительное и декоративное искусство архитектура. - М.: Эллис Лак, 1997.
Статья поступила в редакцию 07.03.10
УДК 72.01.:378+7.03(075.32)
В.И. Наумова, канд. архитек., проф. Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск, E-mail: [email protected]
АРХИТЕКТУРА И АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ИСКУССТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Проблеме образования сегодня уделяется особое внимание. Процесс подготовки специалистов в школе, а затем в ВУЗе стал для многих государств одним из национальных приоритетов, одной из главных задач «национальных проектов». От уровня образования, профессионализма, общекультурного уровня и экологического развития молодых индивидуумов во многом зависит будущее наций и государств. Эти личностные качества соотносятся между собой в жизни любого человека, а особенно, подрастающего поколения будущего.
Ключевые слова: Непрерывность творческого образования, специфика творческого образования, искусство образовательного процесса и практики архитектора, синтез архитектурной практики и образования.
Общепризнано, что только высокообразованные люди, среди которых в достаточном количестве и специалисты высшего класса, по призванию обеспечивают процесс общественного развития. Задачей любого государства становится создание условий для такого процесса и умелое его регулирование. Высшая школа позволяет получать требуемый уровень образования в любой форме, в любом возрасте и в любое время. Не зря говорится, что мудрость - это основа свободы человека. Когда общество располагает множеством мудрых людей, то это признак свободы этого общества. Иначе говоря, свободное общество располагает свободными личностями. Таким образом, общественное развитие любого государства будет напрямую зависеть от состояния системы образования.
Вплотную эта проблема затрагивает многие творческие профессии, к которым можно отнести их большое количество: архитекторы, дизайнеры, художники, музыканты, поэты, актеры, деятели балетного искусства и многие другие. Архитектурное образование в авангарде этого большого перечня творческой подготовки.
В настоящее время архитектурное образование, процесс и методика подготовки специалистов творческой профессии
подошел к моменту бифуркации. Термин привычен для физиков, но он достаточно точно отражает состояние архитектурного образования вот уже последние 5-7 лет, особенно для специалистов стран СНГ. Суть этой проблемы очевидна и вкратце сводится к тому, что либо держаться за прошлое, хотя оно перестало отвечать современным требованиям (происходит момент «прокрутки» разнообразия в единообразии), либо коснуться непривычно нового и отбросить какие-то неработающие десятилетиями ориентиры. Проблема не однозначная, убедительно продиктована современным обществом как неудовлетворённость существующей подготовки архитекторов, дизайнеров и других специалистов творческих профессий.
Попытки реформирования высшего образования, чтобы оно соответствовало современным требованиям, были, будут всегда и везде, поскольку общество всегда и везде ставит все новые задачи, а высшее образование должно быть готовым выпускать специалистов, способных эти задачи решить. Поэтому сегодня актуализируется понятие «пожизненное образование» и оно отражается и фигурирует в официальных до-
кументах, в частности, в Болонской декларации и Хартии МСА-ЮНЕСКО.
С середины 90-х годов фактически во всех государствах постсоветского пространства практически было утеряно государственное регулирование не только развитием сети высшего и среднего специального образования, но и качеством обучения вообще. Отечественное архитектурное образование демонстрирует заметное отставание от динамичного хода времени, вполне очевидно, что современное состояние архитектурного образования нуждается в адекватном реагировании на ситуацию, связанную с потребностями времени. Одной из потребностей становится потребность в непрерывном последовательном процессе творческого образования. Этот процесс ускоряется во времени, идёт наполнение информации во всех областях знаний и достижений.
К настоящему времени существует достаточно много определений, касающихся термина «образование» как многокритериальной категории, которая подразумевает процесс, деятельность, имеет цель, задачи и их результат. Все эти определения, несмотря на существенные различия, являются общими, когда образование рассматривается как процесс.
Официальные документы, например, Закон Республики Казахстан «Об образовании» формулирует понятие «образование» как непрерывный процесс воспитания и обучения, целью которого является достижение высшего уровня нравственного, интеллектуального, культурного и физического развития и профессиональной компетентности членов общества.
Российские специалисты, изучающие проблему образования (А.П. Егоршин, Н. Новгород) дают определение в более расширенном варианте и констатируют, что образование -это: 1) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством (образовательных цензов); 2) общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально-значимого опыта, представляющего в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социокультурной программами; 3) процесс трансляции культуры в системе социума с целью социализации личности (единичного представителя поколения); 4) синтез обучения и учения (индивидуальная познавательная деятельность), воспитания и самоопределения личности и индивидуальности; 5) процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе.
Совершенно очевидно, есть некоторые существенные различия даже представленных двух определениях. Анализируя и другие достаточно интересные определения, можно сделать вывод, что существует и общепризнанный международный термин, который структурно определяет и классифицирует его, даёт возможность любому обществу (государству) ставить цель и приоритеты в сфере образования. Пример тому, это Международная стандартная классификация образования, которая определяет:
- образование, как организованную и обладающую преемственностью коммуникацию, преследующую цель обучения;
- обучение - любое улучшение в поведении, информативности, знаниях, понимании, взглядах, ценностях или навыках;
- коммуникация - отношения (деятельность) между двумя или более лицами, связанные с передачей информации: мысли, идей знаний, стратегий;
- организованная коммуникация - структурно-спланированная, имеющая определённую последовательность деятельности организации образования, создающей учебную среду и использующей методы обучения, посредством которых организуется коммуникация;
- преемственность коммуникации - образовательная деятельность, элементы которой обладают определенной деятельностью и непрерывностью.
В рамках менеджмента качества образование - это непрерывный, целенаправленный и устойчивый процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Стоит задуматься, что интегрируя понятие «образование», необходимо его трактовать только как образовательный процесс в сложной многоуровневой и многофакторной сфере образования. Круг задач, возникающих в такой специфичной деятельности, достаточно обширен. Структурным ядром образовательного процесса является высшее образование, а предшествующее ему - довузовская подготовка и последующая ему - профессиональная компетентность в рамках идентификации входов и выходов образовательного процесса. Где непрерывность будущего образования, должна обеспечивать творческий и новаторский характер, дальнейшее развитие системы оперативного обновляемого образования в течение всей жизни человека, практическую направленность образования, её адекватность потребителям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий.
Последовательность же обеспечивается условиями и гарантией качественного образования, фундаментальностью и глубиной общеобразовательных основ образования с учётом международных требований к образованию, специфической особенностью которого является целенаправленность, организованность (структурно-спланированная коммуникация) и устойчивость совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности по обучению и воспитанию.
И, наконец, рассматривая категорию «архитектурное образование» в разрезе профессиональных проблем, необходимо отметить, что Международный Союз архитекторов, как организация, которая сближает национальные профессиональные институты, имеет непосредственный интерес и несёт ответственность за качество архитектурного образования в мире, учитывает существование сложных и многосторонних изменений в мире и рассматривает этот процесс как непрерывное усовершенствование архитектурного образования.
Хартия ЮНЕСКО-МСА Архитектурного образования была основана в 1948 году, с целью добиваться установления международных стандартов компетентности в практике и международного признания квалификаций, защиты прав и статуса архитектора и признания их функций в обществе, продвигать и поощрять развитие архитектурного образования во всех его аспектах. В результате работы Хартия в ходе международных семинаров, встреч, аналитического исследования, определяет точную структуру образования архитекторов, работая для его развития с учётом различного культурного наследия, признавая важность разнообразия архитектурного образования.
Параграф третий Всемирной Декларации о Высшем образовании в двадцать первом столетии. Видение и Действие. гласит: «Высшее образование дало вполне достаточное доказательство своей жизнеспособности за столетия и своей способности изменить и привести к изменениям и прогрессу в обществе. Благодаря величине и темпу изменений общество стало всё более и более зависеть от знаний, и поэтому высшее образование и исследования теперь являются существенными компонентами культурного, социально-экономического и экологического развития индивидуумов, общин и наций. Поэтому высшему образованию самому предъявляют огромные требования, и оно должно претерпеть более радикальные перемены и обновление, чем когда-либо требовалось от него для того, чтобы наше общество, которое в настоящее время испытывает глубокий кризис ценностей, могло переступить через простые экономические соображения и включить более глубокие понятия этики и духовности».
Рассматривая Университет как основную структурную единицу учебных заведений в подготовке специалистов, в процессе становления любого образовательного учреждения, в настоящее время принимают формы такие как: предпринимательские, инновационные, национальные, неизбежно происходит процесс обрастания многочисленными периферийными структурами: научно-исследовательскими лабораториями и институтами, производственными, внедренческими,
консультативными, довузовскими центрами, научно-технологическими парками и т. д. Новые подразделения и центры могут быть связаны с руководящим ядром и внутренними академическими элементами либо тесной, либо относительно свободной связью. Результат общий: они ведут университет по направлению к двойной организации основных подразделений, в которых помимо традиционных кафедр и факультетов существуют дополнительные их центры, тесно связанные с внешним миром. Управляя процессами и постоянно их совершенствуя, можно выстраивать их такими, какими они нужны предприятию. Переход от функционального подхода к процессному - специфика современных международных требований в управлении качеством подготовки специалистов, результативности предприятия, оптимальности использования количественных и качественных ресурсов предприятия, наконец, качества самого процесса. Управление процессами неизбежно требует развития структуры предприятия (университета и всего комплекса, связанного с ним). Можно выделить лишь неполный ряд процессов, которые целесообразно идентифицировать как относительно самостоятельные центры.
Программа непрерывной последовательной профессиональной подготовки интегрируется по принципу опережающего профессионального развития, может быть эффективной лишь в случае системного её освоения. Вузы, выполняющие эту программу, убеждаются в целесообразности и эффективности данного стратегического направления. Это позволяет преподавательскому коллективу и студентам по-разному выйти из традиционных тисков усредненного образования, проявить свои творческие способности, волю и энергию.
В современном мире непрерывное последовательное архитектурное образование рассматривается как важнейший фактор политического, экономического и научно-технического прогресса. Постоянно идёт накопление научно-технической информации, приращение знаний в гуманитарной сфере, культурных знаний и, одновременно, увеличивается разрыв с производственной деятельностью человека. Зачастую становится очевидной неудовлетворенность руководителей предприятий - практиков в подготовке молодых специалистов, отказ от понимания образования как получения готовых знаний, где вузовская программа - это единственный его носитель.
Процесс последовательного непрерывного архитектурного образования призван совершенствовать существующую систему образования (юридически сегодня это независимые единицы процесса: довузовские - школа, лицей, колледж, изостудия, детская художественная школа; послевузовские - курсы повышения квалификации, школа высшего профессионального мастерства, магистратура, аспирантура, докторантура). Такая цепочка рассматривается как:
-довузовские образовательные услуги; -средне-специ-альная подготовка (колледж); -дополнительные образовательные услуги (военная подготовка, смежные области науки); -бакалавриат, магистратура (с возможными формами обучения: очное, заочное, дистанционное, сокращённые курсы и т.д.); послевузовская подготовка; -подготовка кадров высшей квалификации;-научно-исследовательские центры и научно-производственная деятельность; -материально-техническое обеспечение (издательства, библиотеки, электронные информационные ресурсы и др.).
Выдающийся архитектор-новатор XX века Мисс Ван дер Роэ сказал: «Архитектура должна рождаться от поддерживающих и направляющих сил цивилизации». Цивилизация стремительно развивается. Пожизненное образование - дик-
Библиографический список
тует время, выдвигает современное общество, убедительно подталкивает научно-технический процесс и ускоренное развитие постиндустриальной эпохи и всё ускоряющийся поток информации.
Актуальным для архитекторов становится разговор о непрерывном последовательном процессе творческого (архитектурного) образования. Причина достаточно просто формулируется - это потребность рынка труда. Программные документы многих государств компонент образования ставят в ряд одних из приоритетов своего дальнейшего развития.
Одной из специфических особенностей творческого (архитектурного) образования является то, что, для того, чтобы обучаться в ВУЗе одной из этих профессий, необходимы элементарные умения и навыки будущей профессии, определённый уровень самодисциплины, находиться в соответствующей социальной и материальной среде и, наконец, иметь талант. А закончив ВУЗ - совершенствовать свой профессиональный уровень. Учиться по-новому, видеть повседневные проблемы, нестандартно подходить к решению проблемы, быть на пике достижений новых технологий в разных областях знаний и умело их применять, опережать время, глубже понимать роль культурного наследия и его ценность. Другой спецификой творческого последовательного непрерывного образования можно назвать индивидуальный подход к процессу образования личности, который предопределяет наращивание творческого потенциала и формирует личность.
Специфический характер архитектурного как творческого образования с его уникальными требованиями прописывается в официальных документах (Стандарт образования специальности, Строительные нормы и правила проектирования учебных зданий), например, помещения, в которых обучается студент, будущий специалист; время обучения каждого этапа, по годам, как правило, превышающее любые другие технические специальности; соотношение преподаватель/студент, специалистов нельзя готовить массово - тенденция к индивидуальной подготовке - верный путь, и соответственно - затратная, финансовая сторона получения творческого образования, однако, каким бы не был уровень и вид финансирования, необходим более широкий доступ к архитектурному образованию - это не только важно для потенциала государства, но также выгодно и для общества в целом, освещая вклад архитектуры в создание гуманитарных и эстетических ценностей в течение веков.
Человек никогда не бывает слишком молодым, чтобы учиться и никогда не чувствовать себя уже ненужным, если он понимает своё участие в окружающем его мире, вне зависимости, является ли он архитектором, заказчиком, строителем, пользователем или просто информированным гражданином, рассматривая проблему устойчивого развития окружающей жилой среды.
Ввиду специфики творческого (архитектурного) образования, фактически последовательное непрерывное образование и знания в областях дисциплин, которые интересуют общество в целом (технические, искусства и сферы услуг), их способность учитывать экологические последствия своих действий, их этика и способность поставить социальные, экономические и культурные вопросы, позволяют им предлагать последовательный выбор политики или, формулировать проблемы и определять последствия принятых решений. И, наконец, специалисты творческих профессий обладают способностью вдохновлять других своим творчеством, новаторским подходом к любой, даже незначительной проблеме, своей неповторимостью.
1. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования. - М.: Стройиздат, 1993.
2. Степанов А.В. Глобальное и региональное в архитектурном образовании // Глобальное и региональное в архитектурно-художественном образовании: материалы международной научной конференции МАПАШ. - Казань: КГАСА, 1990.
3. Архитектурное образование на перепутье: выбор траектории: Материалы международной научной конференции. - Вологда, 2007.
4. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие / под ред. А.П. Егоршина. - Н.Новгород: НИМБ, 2001.
5. МСКО - 1997. Международная стандартная квалификация образования.
6. МСА-ЮНЕСКО. Международный Союз Архитекторов. МСА и Архитектурное образование. Соображения и рекомендации. - М., Изд-во «Архитектура - С», 2004.
Статья поступила в редакцию 26.02.10