Научная статья на тему 'Диверсификация творческого образования в изменяющихся условиях'

Диверсификация творческого образования в изменяющихся условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / DIVERSIFICATION / THE TENDENCY OF CREATIVE ARCHITECTURAL EDUCATION / THE PRINCIPLES OF TRAINING / CRITERIONS OF EDUCATION / THE EDUCATION INNOVATE PROGRAMMERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова В. И.

Модернизация, развития и повышение конкурентоспособности творческого образования в изменяющихся условиях являются одним из важнейших приоритетов развития страны. Показана реализация тенденции развития архитектурного образования в общей системе образования, которая является её составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE EDUCATION UNDER CHANGING CONDITIONS

Modernization, development and the level of creative education competition under changing conditions is one of the most important of the country development. The stage realization of creative education development tendency in higher education is shown in this article and its components are enumerated.

Текст научной работы на тему «Диверсификация творческого образования в изменяющихся условиях»

ное (единство этнического, межэтнического и иноэтнического), в качестве особенного - национальное (может быть и моно-, и полиэтничным), в качестве частичного - этнорегиональное. Развивая идеи А.А. Федорова-Давыдова, Ф.С. Мальцевой,

В.С. Манина, В.А. Леняшина, этноискусствоведы утверждают, что на формирование образности русского национального пейзажа оказывают воздействие две пространственно-временные модели: архаически-мифологическая, или фольклорная модель и национальная пространственная модель [4]. Главное, что характеризует архаически-мифологическую (фольклорную) модель, - связь со славянской языческой мифологической традицией. Материал для ее реконструкции дает анализ фольклорных произведений и изучение наиболее архаичных и устойчивых образов в народном декоративно-прикладном искусстве. На формирование национальной пространственной модели оказала влияние совокупность ряда факторов природно-социальной реальности: 1) природно-географические факторы (характер ландшафта, особенности климата, длина светового дня, своеобразие растительного покрова), которые формируют не только объект изображения, но и ряд архетипических установок национальной пространственно-временной модели и соответственно характер мировосприятия русских художников; 2) исторические факторы (специфика расселения на данной территории, плотность населения, преимущественные виды трудовой деятельности, постоянные факторы угрозы выживания этноса, специфика государственности и т.д.). Вплотную к проблеме национальной специфики русской художественной традиции примыкают вопросы выявления особенностей исторических условий возникновения национального пейзажа, этапов его сложения, взаимодействия отечественной пейзажной живописи с инонациональными школами и разными стилистическими направлениями [4]. В рамках такого методологического подхода, построенного на основе моделирования, развитие получает и теория, которая строится на изучении реального географического пространства, где функционируют различные национальные культуры, создается и живет живопись каждой национальной школы (В.М. Петров, И.Н. Киселев и др.). Привлекая методы точных наук в исследовании цветовой специфики национальных школ живописи, ученые выдвинули гипотезу, согласно которой национальные особенности цветовых предпочтений русской пейзажной школы зависят от географических обстоятельств, определяющих свойства национального светоц-

Библиографический список

ветового эталона. Этот "светоцветовой эталон" отвечает центральному положению солнечного света во всей системе нашей визуальной жизни. С точки зрения географических особенностей солнечного света, Россия характеризуется как северный домен, где свойства светоцветового эталона определяются рассеянным солнечным излучением, следовательно, соответствующий эталон должен отвечать белому цвету. Русская школа, по мнению ученого, может быть охарактеризована триадой из белого, красного и зеленого цветов [5]. Художественная практика не позволяет буквально воспринимать эту гипотезу, так как художническое восприятие окружающего мира характеризуется многообразием, индивидуальностью восприятия, творческого метода и стиля.

Исследования в области современного этноискусствознания показывают, что русская пейзажная традиция является своеобразным "культурным стержнем", выступающим важнейшей качественной характеристикой русской национальной школы.

С.В. Лурье отмечает, что понятие "культурный стержень" по своему смысловому наполнению близко понятию "культурный код" (код культуры), под которым понимается система моральных, эстетических и правовых идеалов, социальных установок и норм, верований, чувств и эмоциональных реакций, которые передаются из поколения в поколение [6]. Для современной художественной практики значение кода культуры велико, так как он, по выражению А.И. Шендрик, определяет "душу народа", позволяет идентифицировать ту или иную национальную школу в искусстве, выяснить ее сходство или отличие от других национальных художественных образований [7].

Таким образом, пейзажная школа - это исторически сложившаяся устойчивая общность художников-пейзажистов, формирующаяся на базе единой территории, проявляющаяся в близости мировоззрения, творческого метода и стиля; как категория историко-художественного процесса пейзажная школа, локализуясь во времени и пространстве по хронологическому, территориальному и географическому принципу, находит свое яркое выражение в национальном искусстве. Русская пейзажная школа уникальна, самоценна и вместе с тем интернациональна, является частью мирового искусства, представляя в нем "культурный код" России. Русские художники второй половины XIX в. положили начало развитию художественных традиций русского реалистического пейзажа, которые до сих пор находят воплощение в творчестве современных живописцев.

1. Каменский, А.А. О смысле художественной традиции // Критерии и суждения в искусстве. - М.: Искусство, 1986.

2. Каган, М.С. Эстетика как философская наука. - СП б, 1997.

3. Степанская, Т.М. Экспозиция. Типы экспозиций // Искусствоведение: учебное пособие для студентов бакалавриата по направлению "Искусство" (521800). - Барнаул, 1998.

4. Медкова, Е.С. Русский национальный пейзаж. Две пространственно-временные модели // Институт художественного образования российской академии образования. Электронный научный журнал "Педагогика искусства". - 2009. - №1.

5. Петров, В.М. Количественные методы в искусствознании. - М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2004.

6. Лурье, С.В. Историческая этнология. - М., 1997.

7. Шендрик, А.И. Национально-культурная идентичность как проблема современной культурологии // Искусство и цивилизационная идентичность. - М., 2007.

Статья поступила в редакцию 18.09.10

УДК 72.01.:378

В.И. Наумова, канд. архитек., проф. кафедры "Архитектура и дизайн" Восточно-Казахстанского государственного технического университета им Д. Серикбаева, Казахстан, г. Усть-Каменогорск, E-mail: [email protected]

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ

Модернизация, развития и повышение конкурентоспособности творческого образования в изменяющихся условиях являются одним из важнейших приоритетов развития страны. Показана реализация тенденции развития архитектурного образования в общей системе образования, которая является её составляющей.

Ключевые слова: диверсификация, тенденции развития высшего архитектурного образования, принципы обучения, критерии образования, инновационные образовательные программы.

В современном мире происходят глобальные трансформационные процессы, затрагивающие философию, мировоззрение человека, миссию образования, все его значимые аспекты, качественные и количественные характеристики. Так же как наступают изменения, которые никогда не приходят вдруг. Субъективно-объективно человек изменяет природу, создает искусственную в разной степени наиболее стабильную и устойчивую часть человеческого окружения - архитектуру. Закономерно меняется мир вокруг нас, восприятие окружения, предпочтения, ценности, ориентиры. Качественное образование - приоритеты будущей архитектуры, то есть, образование можно будет считать рыночным, жестко конкурирующим в сфере образовательных услуг, если оно начнёт успевать за темпами экономического развития и опережать их.

Кардинально новой чертой эпохи является формирование экономики знаний, где образование, наука, бизнес, производство должны быть интегрированы в целостную саморазвивающую систему. Решение важных задач по модернизации экономики активно развивающейся страны невозможно без последовательной программы подготовки кадров новой формации. И поэтому одним из важнейших приоритетов развития страны остаются модернизация и повышение конкурентоспособности национальной модели творческого образования. Темпы развития высшего образования с многоуровневой системой подготовки специалистов по новейшим инфокоммуникационным методикам приводят к обоснованным выводам о значительных социальных ресурсах общества, перспективности избранной стратегии.

Опережающая подготовка на основе системного подхода необходима для преодоления противоречий между быстрым развитием научно-технического прогресса и новых технологий, инертностью, присущей существующей системе образования, которая недостаточно быстро реагирует на поступающие извне запросы, между необходимостью использования соответствующих инновационных, информационных, телекоммуникационных и иных новых технологий и высоким уровнем их научно-методического обеспечения на различных этапах профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Разрешение указанных и иных противоречий возможно лишь при условии концептуального обоснования и разработки организационно-педагогической системы эффективного использования инновационных (в том числе информационных и телекоммуникационных) технологий в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов творческих профессий [1-5].

В Законе "Об образовании" одной из задач является обеспечение опережающего развития технического и профессионального образования. При этом, цель эта должна быть достигнута путём активного взаимодействия с работодателями и другими социальными партнерами. Сегодня важно не только актуализировать проблемы опережающего образования, но и скорейшим образом приступить к их решению. Целенаправленная преемственность опережающего образования в системе "школа -вуз - область деятельности выпускника" позволит отстроить целостную систему адекватного опережающего развития личности и подготовки квалифицированных и конкурентоспособных специалистов.

Опережающее образование творческих специальностей способно существенно преобразовать всю систему образования, обуславливая развитие и внедрение прогрессивных инновационных методов, технологий, форм и средств эффективного и качественного обучения.

Для того чтобы опережающая подготовка специалистов состоялась, важно объединить усилия ученых и практиков как для создания необходимых методических, теоретических, дидактических, методических, технологических и иных основ и средств, так и реального воплощения всего этого в системе образования. В настоящее время необходимы также комплексные научные исследования опережающего творческого образования в целом и разработка соответствующей концепции.

Для реализации основных тенденций развития высшего архитектурного образования должна быть сформирована целостная система образования [2]. Но подобная система будет целост-

ной только в том случае, если в ее структуру в качестве первой составляющей будут включены субъекты образования. Структуру системы образования в настоящее время составляют: государственные стандарты образования и образовательные учебные программы, обеспечивающие преемственность уровней образования; организации образования, независимо от форм собственности, типов и видов, реализующие образовательные программы; органы управления образования и соответствующая инфраструктура, в том числе организации научного и учебнометодического обеспечения, осуществляющие мониторинг качества высшего архитектурного образования. Основу опережающего развития образования составляют опережающее формирование и развитие личности. Это можно считать основным приоритетом страны в образовательной сфере.

Многие архитектурные школы практикуют систему сквозной архитектурной подготовки. Основным смыслом является то, что студент с самого начала обучения по выбранной образовательной траектории занимается темой, проблемой, которую изучает; систематизирует и прорабатывает в курсовых проектах. Смежные дисциплины дают необходимую профессиональную информацию и помогают нестандартно решать данную проблему. Завершением обучения становится вполне логический выбор и защита данной темы дипломной работы, которая приобретает статус и рекомендуется в производство либо хорошим началом научной диссертации.

Знакомый опыт революционных преобразований, радикального реформирования образовательной системы, как правило, приводит к утопии, в отличии с другим, который внедряет инновационные технологии с учетом историко-культурного наследия региона, сохранением ценностных ориентиров, гуманистического подхода к природе и проектированию искусственной архитектуры. Что волновало нас десять лет назад? Надо ли вводить бакалавриат и магистратуру, что даст кредитная технология обучения и зачем это все нужно? Мы скрупулёзно подсчитывали процент окончивших вуз с отличием и процент "отсева", не увязывая всё это с требованиями рынка труда. Но это критерии прошлого века! Сегодня главное - экономика. Она тянет за собой все остальные сферы жизни страны. Университеты должны поспевать за бурно развивающейся экономикой стран мира. Есть ещё много нерешённых проблем, но всё это надо познавать в сравнении. Что было и что есть. За всем надо видеть исходные позиции и первоначальный замысел.

Для дальнейшего развития высшего архитектурного образования пришла пора подтянуть правовую базу. Введение многоступенчатой формы обучения - Бакалавриат, магистратура, PhD, а также кредитную технологию образования, позволит студенту самостоятельно выбирать предметы и преподавателей, то есть, в данном случае, необходима адаптация и переход в режим работы по западным стандартам. Но многогранность системы сложна и сразу неразрешима. Для того чтобы не попасть в "ловушку времени", необходимо поднять качество высшего архитектурного образования до международного уровня, ведь в условиях всеобщей глобализации от специалистов требуется высокая квалификация, адекватная реакция на происходящее. Поэтому основополагающей задачей вуза становится не просто передача знаний, которые быстро утрачивают свою новизну и актуальность, но, в первую очередь, вооружение студентов четкой методологией познания, формирование у них умения работать в условиях постоянно изменяющейся действительности. В течение пяти и более лет в странах СНГ происходит целенаправленное и активное внедрение передовых принципов обучения, признанных в наиболее развитых странах мира. Вхождение в единое международное образовательное пространство - процесс неотвратимый, но неоднозначный и трудный. Кредитная система обучения завоевывает своих последователей уже и в студенческой среде.

ВУЗы получают сертификат соответствия СМК международным стандарта качества ИСО серии 9000. Система менеджмента качества не только способствует улучшению учебного процесса, но и формирует корпоративный дух, особый дух ВУЗа. Основной целью университетов по-прежнему остается создание

системы подготовки элитных специалистов, способных решать злободневные задачи экономики страны. Благодаря стремлению постоянно повышать академическую мобильность преподавателей и студентов, вуз становится крупнейшим региональным образовательно-научным центром, соответствующим всем критериям классического университета.

Великая Хартия университетов, объединяющая 600 лучших университетов мира в области национального образования - одна из авторитетнейших образовательных организаций мира. Быть принятым в ее состав, значит быть признанным в мировом образовательном пространстве. За последние 2 года в нее вошли более 40 ВУЗов из 12 стран. К примеру, в 2007 году в нее вошли 26 вузов из 12 стран, в том числе из Австрии, Испании, Великобритании, США, Грузии, России, Казахстана и др.

Когда посвященный человек говорит о Болонье, он имеет в виду символ, давший название международному процессу, направленному на создание стандартов евро-пейского высшего образования. В 1988 году здесь собрались 388 ректоров европейских вузов и впервые подписали Великую Хартию университетов. Именно этот документ стал основой Болонского процесса. В следующем 1989 году министры образования 29 стран мира подписали Болонскую декларацию о создании единой зоны высшего образования в Европе.

Сейчас многие вузы и предприятия сертифицированы на соответствие системе менеджмента качества, но внедрить систему менеджмента качества - одно, а заставить ее работать как хорошо настроенный механизм - задача куда более сложная. Необходимо объединение ряда академических научных учреждений с передовыми вузами страны. Однако, учитывая, что не все научные структуры стремятся к такому сотрудничеству, необходимо четко обозначить его формы. Это могут быть инновационные учебно-научно-производственные центры, научно-прикладные центры точных и инженерных наук, бизнес-инкубаторы, технопарки, малые предприятия и ТОО, проектно-конструкторские бюро, научно-производственные лаборатории креативных технологий.

Для полной интеграции образования с производством необходим тщательный анализ данной проблемы на государственном уровне, так как ученые вузов могут предложить производствам уникальные технологические разработки по различным отраслям промышленности. В связи с этим необходимо придать новый импульс партнерству высшей школы и бизнеса. Крупнейшим

Библиографический список

компаниям принимать активное участие в формировании программ, предоставлять базы для прохождения практики, кадровый потенциал этих предприятий формируют наши выпускники. Участие союза предпринимателей и работодателей, творческих Союзов, Ассоциации промышленников крупных национальных компаний в организации профессионального образования очень важно. Эти компании и Союзы могут привлекаться и к формированию государственных стандартов, и к проведению оценки качества подготовки специалистов. Настало время все-таки на законодательном уровне обязать их взаимодействовать с отечественной вузовской наукой.

Обязательным условием нового этапа развития образования и науки является развитие в учебных заведениях естественных наук, особенно математики и информатики, экологии, географии человека, инженерных наук, внедрение высоких технологий и использование инноваций. Возникла настоятельная потребность возрождения культа математики во всей системе образования. На базе региональных вузов научно-методических центров по обеспечению единого подхода к определению содержания педагогического образования. В университетах необходимо расширять сферы применения современных интерактивных технологий обучения, а 1Т-технологии должны быть обязательным атрибутом каждого выпускника вуза.

Необходима переориентация психологии профессорско-преподавательского состава для успешного обучения и воспитания конкурентоспособных специалистов творческих профессий со знанием трех-четырех языков. Планировать расширение и углубление преподавания по ряду технологических и экономических дисциплин, переход на полное обучение на иностранном языке. Для этого должна разрабатываться ресурсная база: создавать лингвистические центры, привлекать специалистов из ближнего и дальнего зарубежья. Но это требует значительных финансовых затрат. Для реализации этой цели требуется увеличение финансирования со стороны министерств, также создавать многоканальную систему финансирования, которая предполагает привлечение собственных средств вуза, поиск донорских организаций, привлечение партнеров-университетов и участие частных инвесторов. Эта схема финансирования может быть использована и для переоснащения материальной базы, а также при реализуемых программах сотрудничества университетов с ведущими зарубежными образовательными и научными центрами. Все это делается для создания университета нового типа, где студенты и преподаватели являются партнерами. Вузы должны не просто соответствовать требованиям времени, но и опережать его, иначе, можно оказаться в "ловушке" старого мышления.

1. МСА-ЮНЕСКО. Международный Союз Архитекторов. МСА и Архитектурное Образование. Соображения и рекомендации: - М., Архи-тектура-С, 2004.

2. Каган, М.С. Системность и целостность / 1996. - Режим доступа: http: //psylib. ukrweb.net /books/_kadan 01.htm.

3. Jonson, Paul-Alan. The theory of architecture: concepts, themes and practices. - New York: Van Nostrand Reinhold, 1994.

4. Кудрявцев, А.П. Архитектурное образование: Проблемы развития / А.П. Кудрявцев, А.В. Степанов, Н.Ф. Метленков, Ю.П. Волчок. - М.: Эдиториал УРСС, 2002.

5. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования. - М.: Стройиздат, 1993.

Статья поступила в редакцию 12.08.10

УДК 82

Г.А. Доброзракова, доц. кафедры связей с общественностью ПГУТИ, г. Самара, E-mail: [email protected]

ПУТЬ СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА К ПРОЗЕ

Статья посвящена малоизученной в довлатоведении проблеме - стихотворчеству писателя-прозаика С. Довлатова. Рассматривается вопрос о влиянии ранних поэтических опытов Довлатова на его прозу. Выявляются характерные для довлатовской прозы элементы стихового начала. Прослеживается рецепция В. Набокова и Н. Олейникова в творчестве Довлатова.

Ключевые слова: стиховое начало в прозаическом произведении, эпиграмма, парафразирование, автоинтертекстуальные связи, метризованная проза, С. Довлатов, Н. Олейников, В. Набоков.

И. Бродский был одним из первых, кто заметил, что довла- и литературоведы. Так, И. Сухих считает, что "стилистическими товские прозаические произведения "написаны как стихотворе- аналогами" прозы Довлатова "будут Пушкин, Мандельштам или ния" [1, с. 67]. Об этом же впоследствии стали писать критики Кушнер" - "это проза выделенного слова, четких контуров, ров-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.