УДК 72.01:728.728.1
DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-777-12-13-17
С.В. НОРЕНКОВ1, д-р филос. наук, архитектор ([email protected]), Е.С. КРАШЕНИННИКОВА1, канд. филос. наук, архитектор; А.В. КРАШЕНИННИКОВ2, главный архитектор проекта
1 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65)
2 ООО «СинАРХия» (603109, г. Нижний Новгород, ул. Нижегородская, 6, кв. 37)
Архитектор мыслит «кирпичным стилем», а производитель кирпича - кубатурой: о смягчении рисков взаимонепонимания
Авторы показывают, что в послереволюционной и послевоенной истории России штучным стеновым материалам, в частности кирпичу (силикатному и керамическому), отводилась в основном утилитарная функция материала для создания объема строительных объектов. Практически все советские годы, когда происходило становление силикатной и керамической промышленности, производители кирпича были ориентированы на выпуск массовой продукции с максимальной производительностью. Архитектурных задач выпуска, цветного, фигурного, фактурного кирпича перед производителями практически не ставились. Постепенно между архитекторами и производителями кирпича сформировалось определенное непонимание места и роли кирпича в современном строительстве архитектурно разнообразных и привлекательных зданий. В настоящее время технология и техническое оснащение кирпичных заводов позволяют переходить на выпуск продукции, которая будет востребована архитекторами. Смягчение рисков взаимонепонимания между проектировщиками и заводчанами в отношении штучных строительных материалов, увиденных глазами архитектора, мыслящего «кирпичным стилем», позволяет во взаимодействии специалистов и строителей поворачивать сознание производителей силикатного кирпича к заказам архитекторов и дизайнеров инновационных проектов, уточнению технических решений, получению предложений при разработке генпланов территорий и продавать больше кирпича.
Ключевые слова: архитектура, проектирование, кирпичный стиль, строительный модуль.
Для цитирования: Норенков С.В., Крашенинникова Е.С., Крашенинников А.В. Архитектор мыслит «кирпичным стилем», а производитель кирпича - кубатурой: о смягчении рисков взаимонепонимания // Строительные материалы. 2019. № 12. С. 13-17. DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-777-12-13-17
S.V. NORENKOV1 Doctor of Sciences (Philosophy), Architect ([email protected]), E.S. KRASHENINNIKOVA1, Candidate of Sciences (Philosophy) Architect; A.V. KRASHENINNIKOV2, Chief Architect of Project
1 Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (65, Il'inskaya Street, 603950, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation)
2 OOO "SinARKHIya" (6, ap. 37 Nizhegorodskaya Street, Nizhny Novgorod, 603109, Russian Federation)
The Architect Thinks "Brick Style", and the Brick Manufacturer - Cubature: About Mitigation of Risks of Mutual Misunderstanding
The authors show that in the post-revolutionary and post-war history of Russia, piece wall materials, in particular brick (silicate and ceramic), were given mainly a utilitarian function of the material for creating the volume of construction objects. Practically all Soviet years when there was a formation of the silicate and ceramic industry, brick producers were focused on release of mass production with the maximum productivity. The task to release the architectural, color, figured, textured brick before producers practically was not set. Gradually, a certain misunderstanding of the place and role of brick in the modern construction of architecturally diverse and attractive buildings was formed between architects and brick manufacturers. Currently, the technology and technical equipment of brick factories make it possible to switch to the release of products that will be in demand by architects for the construction of diverse and unique buildings. Mitigation of risks of mutual misunderstanding between designers and factory workers in relation to piece building materials, seen through the eyes of the architect, thinking "brick style", makes it possible in the interaction of specialists and builders to turn the minds of manufacturers of silicate bricks to the orders of architects and designers of innovative projects, specification of technical solutions, obtaining proposals when developing general plans of territories and sell more bricks.
Keywords: architecture, design, brick style, building module.
For citation: Norenkov S.V., Krasheninnikova E.S., Krasheninnikov A.V. The architect thinks "brick style", and the brick manufacturer - cubature: about mitigation of risks of mutual misunderstanding. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2019. No. 12, pp. 13-17. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-777-12-13-17
Национальные государственные и региональные программы, ориентированные на массовое строительство, в том числе малоэтажного жилья, способствуют развитию производства штучных стеновых материалов, среди которых силикатный кирпич. К позитиву стратегических инициатив, идущих сверху и снизу, следует отнести документ по стандартизации архитектурно-планировочного развития городов и проходящие апро-
бирование около трехсот нормативных параметров, включаемых в своды обновляемых правил [1, 2].
Посмотрим на взаимодействие архитекторов, строителей и производителей строительных материалов со стороны архитекторов, а также градостроителей и дизайнеров. При вузовской подготовке архитекторов в курсах исторических дисциплин, затрагивающих отечественное зодчество с позиций «кирпичного стиля»,
Рис. 1. Фрагмент исторической стены Нижегородского кремля, которому более 500 лет, и современное брусчатое замощение
утверждается, что проектировщик изначально должен мыслить не просто кирпичом, а его подвижным моду-лором, стилем и авторским почерком формообразования (стиль (лат.) — палочка для письма). История современной и новейшей архитектуры все больше удаляет архитекторов от заветного идеала, оставленного нам предками в их безмерно прекрасных произведениях храмов, царских палат и ансамблей благоустроенных кремлей.
Истории зодчества русских кремлей и поселений вокруг них дают блестящие примеры «кирпичикострое-ния» древних городов нашего Отечества. Многометровые по толщине кремлевские стены представляют собой образцы грамотной многослойной конструкции, в которой между внешними и внутренними сторонами прясел и башен помещался забутовочный слой из смеси камней разного размера и песка. Не это ли пример для возможных комбинаций керамического и клинкерного кирпича с силикатными, газосиликатными, бетонными блоками. По высоким стандартам прошлого и будущего «кирпичного стиля» расходящиеся от Московского Кремля на север и юг, на запад и восток цепочки выдающихся оборонных сооружений России еще ждут своих исследователей, реставраторов (рис. 1).
Нынешние производители кирпичной продукции, верные традиционным взглядам русских заводчиков, преимущественно стремятся максимально нарастить кубатуру производства, что, конечно, объяснимо. Ведь после Великой Октябрьской социалистической революции строительных материалов всегда не хватало. Главной задачей предприятий было выполнение плана по производительности. Архитектор, идущий в своей деятельности от искусств и науки, и производители материалов, идущие от техники и технологии, подвергают себя взаимным рискам недопонимания не только между собой, но и с главными «судьями» — потребителями и инвесторами. Хотя в советской истории также были прекрасные образцы использования кирпича (рис. 2).
Поскольку для архитектора за «кирпичным стилем» стоит не просто кирпич с привычными параметрами, а человек, главным вектором его интересов становятся люди, их ценности и устремления. В приоритетах про-
изводителей кирпичной продукции — повышение производительности и улучшение показателей качества, повышение долговечности, оптимизация цены. Гонка в технологических инновациях также обусловливает предпочтения в механизмах работы передовых предприятий, в том числе и с оборудованием иностранных фирм. Если находиться только в этих рамках, то непонятно, откуда наступают сбои, уход в кризис. Тем более надо понимать, что в условиях рыночной экономики и архитекторов, и предпринимателей, для разъединяющих и объединяющих их начал, главными ценностными ориентирами служат люди разного уровня достатка. Попробуем далее разобраться в разностороннем прямоугольнике: инвесторы — архитекторы — производители кирпича — потребители.
Первые заводы силикатного кирпича в Нижегородской области были построены в 1930-х гг. (Дзержинский и Борский) с целью обеспечения стратегических всесоюзных строек химических предприятий в Дзержинске и автогиганта ГАЗ. Темп строительства был запредельный, требовались миллионы и миллионы штук кирпича. Строились не только цеха и производственная инфраструктура, но и заводские поселки. Архитектура зданий за редким исключением была утилитарной.
В послевоенный период было построено еще два завода силикатного кирпича (Навашинский и Сормовский), а также существенное развитие получило крупнопанельное домостроение. Например, в Нижегородской области было четыре ДСК, которые обеспечивали основной объем строительства жилья. Объем строительства из силикатного кирпича при этом заметно снизился. На его долю вновь остались в основном утилитарные хозяйственные постройки, в том числе в сельской местности.
Однако надо отдать должное руководителям силикатных предприятий, которые смогли провести их через тяжелейшие годы структурной перестройки всей экономики России, реализовать техническое перевооружение, нарастить объемы производства и занять достойное место среди производителей строительных материалов Нижегородской области, надежно удерживая свой переменный рыночный сегмент. При этом наблюдается обострение конкуренции в самой отрасли производства кирпича как единицы отсчета «кубатуры». В конце 1980-х гг. в области построен завод «Керма», выпускающий широкий ассортимент керамического кирпича. Поскольку в определенное время завод «Керма» сосредоточился на выпуске широкого ассортимента высококачественой лицевой продукции, в этом сегменте конкурентоспособность предприятий существенно обострилась.
Статистикой сейчас мало кто интересуется, хотя баланс материалов при общем выходе отчетности по жилищному строительству играет важную роль в определении перспектив. В плановой системе жилищного строительства все прогнозировалось, мониторилось и конкретизировалось. Например, Сормовский завод крупнопанельного домостроения «ЗКПД—420» был
Рис. 2. Чкаловская лестница у Нижегородского кремля, выполненная в послевоенные годы горьковскими строителями и немецкими пленными из кирпича и «искусственного брускового камня» по проекту архитекторов А.А. Яковлева, Л.В. Руднева, В.О. Мунца. 1949 г.
построен в конце 1970-х гг. и имел проектную производительность 420 тыс. м2 в год. После ввода в строй завод, в частности, обеспечивал застройку огромного Мещерского района, находящегося рядом со Стрелкой на слиянии рек Волги и Оки. Качество его продукции соответствовало панельным домам, выпускаемым дружественным заводом в г. Магдебурге (ГДР), построенным для решения аналогичных задач. В 1990-е гг. панельное домостроение стало менее популярным, что вновь дало толчок развитию силикатного строительства, однако в настоящее время новые технологии начинают его теснить.
С точки зрения архитектуры интересен нижегородский опыт квартальной застройки современного массива между улицами Невзоровых и Белинского в районе торгового центра «Этажи» и жилого комплекса между улицами Белинского и Славянской. Эти кварталы внед-рены в историческую застройку Нижнего Новгорода и выполнены преимущественно из силикатного кирпича. Переход к рыночной экономике перевернул многие прежние правила, иногда ставя их с ног на голову. Например, «город наизнанку» по Г. Ревзину дал карт-бланш кирпичу не только на перифериях и окраинах городов, но и в исторических центрах рядом с главными площадями (рис. 3, 4).
В волнах планового и рыночного времени объемы производства в нашей стране сильно зависят от социально-экономических возможностей административных территорий и платежеспособности населения. В частности, давшая всплеск жилищному строительству «народная стройка», которая в 1950-е гг. доминировала, в 1960-е гг. переросла в силикатные «хрущевские» микрорайоны, а в 1970-1980-е гг. — в «брежневские» районы застройки. Интерес к тому, что нарисуют и переведут в рабочую документацию архитекторы в соответствии с возможностями инвестора, ориентирует и выстраивает всех, кто задействован в созидательном процессе. Это касается продукции, которую предстоит производить кирпичным заводам, а также компаниям, выпускающим блоки, панели, объемные модули.
Поэлементная база изделий из кирпича раньше повсеместно определяла особенности большинства стилей и мод на циклы архитектурных умонастроений (классика, ампир, псевдоготика, модерн, эклектика). В настоящее время все более преобладают не традиционные стили, а фирменные и авторские бренды. Так называемая постмодернистская и «параметрическая» архитектура перекочевывает к нам с Запада и Востока [3].
При закономерном движении всякой цивилизации от штучности к комплексности и системности идеология кирпича как первоэлемента созидания перерастает в «модульную и контейнерную архитектуру». Эти векторы требуют новейшей инфраструктуры коммуникаций, инновационного строительства дорог, переосмысления габаритов модульности, мо-дулорности и контейнерности перемещаемых объектов. Архитектору нужны кирпичи в виде блоков, сложных фигур, с необычной фактурой, чтобы была возможность сложить из них уникальный объект или сложный фасад. Здесь же возникают проблемы мобильности, гибкости и трансформативности заводских производств типа «линии Лещикова» [4, 5].
Стильная арт-архитектура с точки зрения современных архитекторов и дизайнеров имеет особую визуальную ценность [6]. Контейнеры для жилья, разбираемые и собираемые мобильные дома, трансформируемые гибриды из полимеров с динамичными и гипокинематическими поверхностями с переменной топологией проектировщикам тоже интересны. В разных рядах их интересов находятся дома от «кубиков» до дома-«яйца» (мастерская Сергея Ткаченко).
Архитектурная колористика и пластические искусства порождают самые невероятные виртуальные интернет-арты домов, они как грибы растут в воображении архитекторов-дизайнеров в фантастических дигитальных пространствах [7]. Они могут быть и не быть с «жалюзи и зигзагами» из комбинаций самых разных материалов (железобетон, дерево, металл, стекло, бетон, пластик). Арт-профи интересны и многоэтажные фанерные дома как одна из реальностей западной архитектуры, с вкраплениями «воспоминаний о кирпичном стиле» [8].
^ научно-технический и производственный журнал
х/] ® декабрь 2019 15
Рис. 3. Жилой дом на ул. Ильинской, архитекторы С.А. Тимофеев и С.Л. Туманин
«Экстрим-архитектура» становится все менее экзотической, но более реально прогностической не только в связи с «неврозом» первой природы. Она лавинообразно нарастает по кризисам технологических волн меньшего интервала времени, отпущенного на «раскачку», и все большего размера по последствиям. Изменения также связаны с военными конфликтами, приводящими к жизнеустройству многомиллионных передвижений беженцев, нуждающихся во временно-постоянных жилищах.
Для нашей страны значительные перспективы новых элементов расселения связаны с восточной доминантой евразийства, освоением Северного морского пути, разрастанием мегаполисов, агломераций и кластеров, с пригородным и загородным, «одногектарным» и садовым строительством.
Из кирпича мастера архитектонических искусств готовы делать скульптурные инсталляции и перфор-мансы [9]. Интересна им и поэлементная пластика ландшафтной архитектуры замощения (типа бессмертной «булыжной мостовой»). Орнаментальные структуры типа традиционных арабских решеток — машрабий столь популярных на Востоке плюс визуально-динамических за счет цветового света, также перспективны. К архитектурным новациям добавляется флекси-архитектура. Флекси(я) (от лат. йехю — сгибание, изгиб) позволяет специалистам изготавливать огромные барельефы, динамически перфорированные кассеты с кирпичом, которые готовы уйти, а точнее, перейти с фасадов в интерьеры, на крышу и под землю. Хотя даже имиджевые панели «под кирпич», напоминающие облицовочный кирпич, ближе и понятнее людям, чем новейшие материалы, сомнительные по (не)экотехнологиям, но привлекательные за счет выполнения «невозможных фигур» организации пространства.
В связи с вышеописанным обозначим некоторые подходы к смягчению рисков взаимонепонимания архитекторов и производителей кирпича разного вида и типоразмера и конечной судьбе в пропорциях застройки с памятью о достижениях исторических, столичных и обычных городов и сел нашей страны.
Рис. 4. Пластически решенный фасад офисного здания в исторической среде на ул. Грузинской под руководством архитектора В.В. Никишина
1. Уже обозначенная типология путеводителя по местам застройки начинает разделять производителей кирпичной продукции по своеобразным нишам, обращенным на три пути: сохранения и воспроизводства достояний культурного прошлого, сиюминутного реагирования на требования рыночной конъюнктуры и выявления перспективных тенденций возвращения в достойное русло передовиков через ниши постиндустриальных производств, применяющих новейшие инновационные технологии.
2. Пограничные риски взаимонепонимания архитекторов и производителей кирпича должны сниматься в активной совместной работе друг с другом, инвесторами и смежниками.
3. Общая угроза для производителей кирпича и архитекторов в том, что эта ниша, которую они обеспечивали своими компетенциями столетиями, может быть занята новыми технологиями, с более высокими качествами и более длительным сроком службы.
4. Главный внутренний «кирпичный конкурент» для производителей силикатного кирпича — его проигрывание по сроку службы керамическому кирпичу: силикатный кирпич 50 + + лет, а керамический 100 +++ и столетия +.
5. Конкуренты под флагом клинкерного кирпича при определенных подходах могут стать главными парт-нерами в кооперации с иными технологиями при сверхбольших объемах производства для массового жилищного строительства.
6. Для наращивания объемов заказов нужны сильные бренды, а это активизирует конкуренцию и кооперацию, как исключающие, так и дополняющие друг друга, в зависимости от мудрости участников общего дела.
7. Вместе с архитекторами следует лучше понять свои сильные и слабые стороны, особенно в русле проявляющихся и намечающихся тенденций развития «кирпичного стиля»: укрупнения и измельчения элементов, особенно в интерьере панельно-блочного вектора, обозначенного в развитых странах, вполне вероятной новой волны «народной стройки».
Список литературы
1. Стандарты комплексного развития территорий. В 6 кн. Кн. 6: Руководство по реализации проектов. Москва: КБ Стрелка, 2019. 268 с.
2. КАТАЛОГ 1. Элементов и узлов открытых пространств. URL: http://www.minstroyrf.ru/ docs/18289.
3. Орельская, О.В. Постмодернизм / О.В. Орельская, А.А. Худин. Н. Новгород: Бегемот НН, 2019. 240 с.
4. Семенов А.А. Силикатный кирпич и газосиликат. Некоторые тенденции рынка в 2018—2019 гг. // Строительные материалы. 2019. № 8. С. 3—5. DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-773-8-3-5
5. Пономарев, О.И., Горбунов А.М., Корнев М.В. Особенности проектирования несущих и ограждающих конструкций из силикатных кладочных изделий // Строительные материалы. 2019. № 8. С. 39-41. DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-773-8-39-41
6. Хопкинс О. Визуальный словарь архитектуры. СПб.: Питер, 2017. 168 с.
7. Ефимов А.В., Панова Н.Г. Архитектурная колори-стика и пластические искусства. 2-е изд. М.: БуксМАрт, 2019. 424 с.
8. Ефимов А. Цвет + форма. Искусство 20-21 веков (живопись, скульптура, инсталляция, лэнд-арт, дигитал-арт). М.: БуксМАрт, 2014. 616 с.
9. Норенков С.В., Крашенинникова Е.С. Архитектоническое искусство: культура проектного творчества. Н.Новгород: ННГАСУ, 2019. 295 с.
References
1. Standards of complex development of territories. In 6 books. kN. 6 : Guidance on the implementation of projects. - Moscow: Strelka KB, 2019. 268 p.
2. CATALOGUE 1. Elements and nodes of open spaces. URL: http://www.minstooyrf.ru/docs/18289-Text: electronic.
3. Orelskaya O.V., Khudin A.A. Postmodernism. Nizhny Novgorod: Behemoth NN, 2019. 240 p.
4. Semenov AA. Silicate Brick and Gas Silicate. Some Trends at the Market in 2018-2019. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2019. No. 8, pp. 3-5. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-773-8-3-5
5. Ponomarev O.I., Gorbunov A.M., Kornev M.V. Design specialties of load bearing and separating silicate units masonry structures. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2019. No. 8, pp. 39-41. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-773-8-39-41
6. Hopkins O. Vizual'nyi slovar' arkhitektury [Visual dictionary of architecture]. Saint-Petersburg: Piter, 2017. 168 p.
7. Yefimov A.V., Panova N.G. Arkhitekturnaya koloristika i plasticheskie iskusstva [Architectural coloristics and plastic arts]. 2nd ed. Moscow: Booksmart, 2019. 424 p.
8. Efimov A. Tsvet + forma. Iskusstvo 20-21 vekov (zhivo-pis', skul'ptura, installyatsiya, lend-art, digital-art) [Color + form. Art of 20-21 centuries (painting, sculpture, installation, land art, digital art)]. Moscow: Booksmart, 2014. 616 p.
9. Norenkov S.V., Krasheninnikova E.S. Arkhitek-tonicheskoe iskusstvo: kul'tura proektnogo tvorchestva [Architectonic art: culture of project creativity]. Nizhny Novgorod: NNGASU, 2019. 295 p.
16-17 сентября 2020 г.
г. Воронеж
Оргкомитет: 140050, Московская обл., п. Красково, ул. К. Маркса, д. 117, РГА Телефон: +7 916-501-36-56 E-mail: [email protected] www.rosgips.ru
Российская гипсовая ассоциация Московский государственный строительный университет Научно-исследовательский институт строительной физики Воронежский государственный технический университет
Десятая Международная конференция
«Повышение эффективности производства и применения гипсовых материалов и изделий»
Тематика конференции:
■ технический прогресс в области гипсовых материалов и изделий (исследования, производство и применение)
■ ангидритовые вяжущие
■ гипсовые материалы в малоэтажном строительстве
■ привлекательность и механизмы инноваций в гипсовой отрасли
■ современное оборудование для производства гипсовых вяжущих, материалов и изделий на их основе
■ лаборатории, менеджмент качества, экологический менеджмент и их роль в обеспечении качества и долговечности гипсовых материалов
■ нормативно-техническая документация в соответствии с современными требованиями
■ обучение и переподготовка специалистов в области производства и применения гипсовых материалов и изделий
Генеральный информационный спонсор: журнал
Строительные Материалы-