УДК 008.009
АРХИТЕКТОНИКА ПЛОСКОГО ЛИСТА
Н. Б. Быкова1
Санкт-Петербургский государственныйуниверситет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),
191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
В статье рассматриваются основные приемы трансформации плоского листа бумаги и создание структурированных поверхностей.
Ключевые слова: архитектоника, структура, поверхность, трансформация.
VERY TECTONICS OF THE FLAT LEAF
N.B. Bykova
St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7 A; in article the main receptions of transformation of a flat sheet of paper and creation of the structured surfaces are considered.
Keywords: very tectonics, structure, surface, transformation.
Архитектоника является сутью, сердцем основополагающих принципов формообразова-ния предметов пластических искусств, к которым относится дизайн.
Не употребляя термин «архитектоника», многие мыслители с древнейших времен формулировали в своих трудах ее основные принципы. По существу, архитектоника раскрывает диалектический характер взаимоотношения формы и содержания, а эта проблема является основополагающим философским вопросом. Каким образом взаимодействуют форма и содержание? Как содержание определяет характер формы? Каковы закономерности изменения формы и содержания? Какая форма отвечает своему содержанию и способствует его развитию, а значит, является совершенной?
Поскольку архитектоника является объективным свойством и основополагающим принципом построения любого художественного объекта, имеющего одновременно эстетическое и утилитарно-функциональное значение, сущность ее, хоть и в косвенной форме, но довольно широко и полно рассматривалась в трудах архитекторов и художников-дизайнеров на протяжении всей истории развития материально-художественной культуры - от античности до наших времен. Первостепенное значение в этом смысле имеют фундаментальные теоретические исследования Витрувия, первым определившего архитектонику как единство «пользы, прочности и красоты», работы В.Гропиуса, Х.Ван де Вельде, Д.Нельсона, Ле Корбюзье, наших современников и соотечественников -В.Глазычева, С.Михайлова, К.М.Кантора и др.
В своих научных трудах они приходят к главному выводу, на котором базируются принципы архитектоники - только гармоническим единством художественно-эстетического и утилитарно-практического обеспечивается совершенство формы, созданной человеком.
Архитектоника (от греческого АгсЫйекошке - строительное искусство) - художественное выражение структурных закономерностей конструкции, предмета (здания, костюма, мебели и т.д.) Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм. Отчасти она проявляется и в пропорциях, в цветовом решении произведения. В широком смысле архитектоника - композиционное строение любого произведения искусства, обуславливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.
Архитектоника определяет общие закономерности построения формы в дизайне одежды. Красота в дизайне не является свободным полетом фантазии, а всегда обусловлена утилитарными требованиями. Целью архитектоники является получение утилитарно оправданной формы вещи, которая имеет функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.
Если живопись, графика, скульптура имеют только одну функцию -эстетическую, то в промышленном искусстве (дизайне) красота и польза взаимосвязаны. Так, особенностью произведений архитектонического творчества является их бифункциональность, т.е. все они, от архитектурного сооружения до аксессуаров к костюму, служат для удовлетворения практиче-
ских и духовных потребностей человека.
Бифункциональность проявляется в соотношении утилитарной и художественной функций. Проектируя костюм, конструктор или. дизайнер должен учитывать не только тенденции моды, но и принцип слияния двух качеств -содержательность (единство утилитарных и эстетических функций) и тектоничность (единство конструкции и формы).
Архитектоника является важнейшей категорией композиции, основным её началом. Значение архитектоники в художественном проектировании обуславливается тем, что она определяет соответствие между формой предмета, со всеми ее деталями и способами их соединения, свойствами материалов, из которых этот предмет создан, и его конструкцией. Особое внимание следует уделить изучению законов композиции, , таких как: симметрия, асимметрия, ритм, метр, контраст, нюанс, подобие, тождество, пропорции ит.д..
В группе архитектонических искусств наблюдается самое широкое разнообразие используемых материалов. Тектоникой называют зримое отражение работы конструкции и материала в форме. Например, конструкция шифоновой юбки должна быть такой формы, чтобы не возникало сомнений, что это шифон. Поэтому можно говорить о тектонике «шифоновой юбки», тектонике кожаных изделий и т.д. Образно говоря, тектоника - это искренность формы в отношении конструкции и материала.
Изучая архитектонику костюма, объектом исследования становится облеченная в материале форма, которая должна ясно ответить на следую -щие вопросы:
1. Сборная это конструкция или монолитная?
2. Легкая тонкостенная или тяжелая и массивная?
3. Несущий это элемент или ненагружен-ный?
Архитектоника одежды обусловлена тектоникой человеческой фигуры. Костюм при всем многообразии форм - это оболочка, подчиняющаяся логике строения фигуры. Таким образом, одежда приобретает смысл, когда работает взаимосвязанная система «костюм-фигура» как единая обьемно-пространственная структура.
Обучение предмету «Архитектоника» на начальной стадии проходит одинаково для всех специальностей будущих дизайнеров: модельеров, графиков, дизайнеров городской и предметной среды, графических дизайнеров. Задача этого предмета - создавая поверхности и объёмы из бумаги, научиться организовывать
и структурировать заданное пространство. Это пространство может быть и ничтожно малым (лист бумаги), и огромным (ландшафт).
Начинать надо с элементарных упражнений: мять, резать, рвать, скручивать бумагу, чтобы почувствовать. Бумага разной плотности и структуры ведет себя по-разному. Деформируя бумагу, студент понимает разницу ее свойств и качеств.
Затем можно приступать к выполнению небольших заданий по деформации листа бумаги, базируясь на различных выразительных средствах (симметрия, асимметрия, статика, динамика, ритм, масштаб и др.) и принципах композиции (контраст, нюанс, тождество). Для выполнения заданий необходимы также сведения о видах ритма (метр, ритм простой, сложный, убывающий, нарастающий и т.д.). Работа с бумагой требует знания ее текстурных особенностей. Бумага по-разному поддается сгибанию в зависимости от направления волокон. В основе любой структуры лежит конструкция, представляющая собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. В целом структурные и конструктивные свойства всякого изделия из бумаги зависят от характера, количества и направления ребер жесткости.
Самые первые задания на создание структурированных поверхностей можно построить на ритмически повторяющихся ребрах жесткости, т.е. сгиба бумаги по надрезанной линии. Студент должен преобразовать плоский лист бумаги в различ -ные складчато-надрезные структуры и рельефные формы (складки, гармошки, «бревнышки», «листик», полусферу). Получить рельефные поверхности разнообразных ритмических решений. Для выполнения заданий необходимо использовать различные ритмы (метр, ритм простой, сложный, убывающий, нарастающий и т.д.).
Студент преобразует плоскости в рельеф , используя различные типы сгибов. Сгибать бумагу можно по надрезанной прямой линии, по надрезанной кривой линии и без надреза, просто мягко сгибая без использования инструментов.
После того, как первые приемы работы с деформацией плоскости листа при помощи ритма освоены, можно приступать к следующему шагу: к созданию более сложных структурированных поверхностей. Структурирова -ние листа происходит при помощи надрезания линий сгиба по геометрической "сетке", которая строится студентом по заданному шаблону.
Лист, деформируемый таким геометрическим способом, прекрасно образует сложную поверхность-оболочку, которая очень пригодится для последующих учебных проектов, таких,
Архитектоника плоского листа
как бумажное платье, например
А в костюме обязательно должна присутствовать возможность "одевания-снимания" объекта: т.е. одна из основных функций одежды. А значит, используются приобретенные ранее приемы трансформации плоскости, из которой строится объём(костюм).
Проектируя форму костюма, следует помнить, что поверхность формы модели одежды может полностью или частично повторять рельефный контур поверхности тела человека. В соответствии с этим формы моделей одежды разделяют на: топографические поверхности, (обол очки) повторяющие контур поверхности тела человека, геометрические, отличные по форме и не прилегающие к фигуре. Так, форма костюма содержит в себе взаимосвязь не только с пространством, но и всех ее элементов между собой, она может быть предельно простой, и очень сложной. Архитектоника костюма устанавливает систему связей всех его структурных элементов и имеет решающее значение для достижения подлинной гармонии, что должно являться основной задачей при создании современной одежды.
Итак, возвращаясь к создаваемым поверхностям, созданных при помощи трансформации листа , отметим, что мы можем создать два вида поверхности: оболочку и геометрическую структуру. Оболочку мы получаем, сминая, скручивая, надрезая лист бумаги. Геометрическую -выстраивая. Оболочка «обнимает» фигуру, геометрическая структура - строит.
Существуют еще способы создать поверхность, пригодную для функции оболочки: создать ее из отдельных элементов. Мы сами создаем плоскость (лист). В процессе обучения студенты осваивают три приема создания поверхности: первый - трансформация листа бумаги, второй - плетение, третий - подвижное соединение элементов. Любая из этих поверхностей может служить в дальнейшем материалом для создания объёмных форм.
Для создания поверхности плетением изготавливается примитивный ткацкий станок: планшет с набитыми гвоздиками по двум сторонам планшета. Материал, из которого плетется поверхность ,может быть нетрадиционным для плетения: бумага, полиэтилен, проволока и т.д. Поверхности, получаемые таким образом, отлично подходят для роли оболочек. А значит идеальны для создания костюма.
Еще один способ создать поверхность : собрать ее из отдельных элементов. Это могут быть подобные плоские элементы из бумаги, картона, фетра, пластмассы и т.д., подвижно соединенные между собой. Также это могут быть
объёмные элементы, соединенные между собой подвижно. Таким образом получается «сетчатая» структура, которая может работать и как оболочка, и как геометрическая структура. Оболочка это или структура будет зависеть от шага сетки, т.е. от соотношения размера поверхности и размера элемента, из которого собирается поверхность.
Особенно хочется остановиться на кратковременных заданиях-клаузурах, которые закрепляют и обогащают приемы трансформации плоскости. Эти задания строятся на создании образа , поэтому воспринимаются эмоционально и делаются с живым интересом.
Первое и особенно любимое студентами задание - маска. При выдаче задания ставится четкая задача: деформируем лист бумаги формата А4. Добавлять какие-либо детали нельзя, а только использовать возможности листа: мять, складывать, рвать, формовать по мокрому... Полученный результат фиксируем на лист картона чуть большего формата, чем А4.В результате получаются очень выразительные объекты, так как задействованы минимальные выразительные средства. Собственно, задача дизайнера и состоит в том, чтобы используя минимум средств, достигать максимальной выразительности.
Вот здесь, говоря о минимализме, самое время перейти к оригами: еще одному способу деформации листа.
В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники ори -гами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным. Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала - китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.
Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.
Оригами в его классическом варианте (только квадрат, никаких надрезов) не случайно
родилось в древней Японии. Это занятие органично вписывалось в систему восточных взглядов на мир, присущих философии дзен-буддизма. Квадрат в качестве рамки для иероглифов-символов и как основа для складывания фигурок выбран не случайно. На Востоке он является не только геометрической фигурой, но и важным моровоззренческим символом. В древнем Китае квадрат олицетворял смыкающуюся с космосом землю, пределы которой необозримы. Необъятность Вселенной, в основе которой лежит квадрат, блестяще подчеркнута в афоризме Лао-цзы: «У великого квадрата нет углов». В геометрии квадрата действительно кроются гораздо большие возможности, чем, например, в круге или в треугольнике. И извле-кание разнообразных форм из обыкновенного бумажного квадрата для последователя дзен-буддизма воспринимались совершенно естественно. Более того, обратимость этих форм, возможность вернуться к исходному квадрату и превратить его в иную фигурку очень наглядно иллюстрировала взгляд дзен-буддизма на взаимопроникновение земных форм бытия. Оказывается, складывая оригами, мы иллюстрируем знаменитое высказывание дзен-буддизма: «В мире постоянны только перемены». Оригами занимается трансформацией исходной формы, не отнимая и не прибавляя к ней ничего. Более того, в отличие от скульптуры, где глина вытерпит почти любую прихоть ваятеля, оригами позволяет извлекать из квадрата лишь те формы, существование которых в принципе возможно. Таким образом, каждый раз, извлекая из листа новую форму, мы по сути даже не творим, а лишь позволяем проявиться тому, что заранее существовало в Пустоте листа.
Найти что-то, что более наглядно демонстрировало превращение листа в форму, чем приемы оригами, сложно. Поэтому зада -ние, построенное на этом принципе, необходимо. Студентам предлагается решить несколько задач, связанных со складыванием на развитие пространственного мышления, затем изготовить несколько складчатых структур и сложить одну из предлагаемых оригами фигуру.
Еще одно задание на деформацию листа бумаги - бумажные звери. Выкройка будущего животного делается из одного листа. Ничего не добавлять, только удалять лишние части бумаги. Линии сгиба надрезаются, сгибаются и таким образом собирается объём, представляющий из себя конкретный образ.
Очень любимое студентами задание -«История Бумажки». Это задание немного напоминает работу аниматора. За пять шагов (кадров) студенту предлагается «рассказать», что происходит с простым кусочком бумаги, когда на него воздействуют вполне определенные силы, деформирующие его. Это может быть сминание, скручивание, складывание: все то, с чем студенты уже неплохо знакомы. Тут важно последовательно показать этапы деформации, начиная с почти гладкого листа и заканчивая тем, что стало с этим листом, после четырех шагов трансформирования. Получаются самые разные истории: грустные и смешные, поучительные и серьёзные. Минималистиче-ский мультфильм, своего рода, вернее, заготовка для анимации.
Ну и еще одно задание из листа бумаги: башня. Студентам ставится задача путем надрезания, вырезания и складывания по линиям надреза сложить вертикальный объём, представляющий из себя сквозную «ажурную» вертикальную конструкцию. Принцип такой же, как и в большинстве предыдущих заданий: ничего не добавлять, только отнимать.
Таким образом, вдумчиво и с интересом исполняя предложенные задания, студенты приобретают неоценимый опыт в создании различного рода поверхностей, структур и форм, используя основные приемы деформации листа бумаги..
Литература
1. Аалто А. Архитектура и гуманизм. - М.: Прогресс, 1978. - 219 е.: ил.
2. Архитектурная бионика / Под ред. Ю.С. Лебедева. - М.: Стройиздат, 1990. - 26 с.
3. Бердник И.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. - Ростов н/д: Феникс, 2000.
4. Божко Ю.Т. Архитектоника и комбинаторика формообразования.- Киев: Выща шк., 1991. - 245 с.
5. Данилова О.Н., Зайцева Т.А., Кравцова Т.А. Учебная программа курса «Архитектоника объемных форм». - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. -15
6. Кунихико Касахара и Тоши Такахама. Оригами для знатоков. - Japan Pablications, Inc., «ALSIO», 1987.
7. Михайлов C.M. История дизайна. Учеб. для вузов. 2-е изд. исправл. и доп. - М.: Союз дизайнеров России, 2003. Т. 2. - 393 е., ил.
1 Быкова Наталия Борисовна - доцент кафедры «Дизайн костюма» СПбГУСЭ, моб. :+7 921 993 43 44.