Научная статья на тему 'Архимандрит Иннокентий (Фигуровский) и духовная миссия в Китае: восстание ихэтуаней и пути преодоления кризиса'

Архимандрит Иннокентий (Фигуровский) и духовная миссия в Китае: восстание ихэтуаней и пути преодоления кризиса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
209
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИМАНДРИТ ИННОКЕНТИЙ ФИГУРОВСКИЙ / НАЧАЛЬНИК ДУХОВНОЙ МИССИИ / ВОСЕМНАДЦАТАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ / ВОССТАНИЕ ИХЭТУАНЕЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИССИИ / КИТАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ / ARCHIMANDRITE INNOKENTI FIGUROVSKY / HEAD OF THE CHURCH MISSION / THE EIGHTEENTH SPIRITUAL MISSION / THE BOXER UPRISING / MISSION / CHINESE MARTYRS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курлыкин Андрей Романович

В данной статье мы рассматриваем деятельность восемнадцатой Духовной Миссии в Китае, которую возглавил архимандрит Иннокентий (Фигуровский). Особое внимание в статье обращается на те трудности, с которыми пришлось столкнуться членам Миссии, после восстания ихэтуаней. К основным вывода можно отнести следующие: данный период оказался весьма неоднозначным: с одной стороны в связи с восстанием на долю Миссии выпали значительные материальные и человеческие потери, которые на несколько лет притормозили ее деятельность. Но, с другой стороны, именно эти проблемы позволили вывести Российскую Духовную Миссию в Китае на абсолютно новый уровень, который придал ей более высокий статус миссионерского учреждения Русской Православной Церкви в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archimandrite Innokenty (Figurovsky) and the Church Mission in China: the boxer uprising and ways of overcoming of a crisis

In the article activities of the eighteenth Church Mission in China is examined, headed by Archimandrite Innokenty (Figurovsky). Particular attention is paid to difficulties faced by members of the Mission after the uprising of the Yihetuan. The main conclusion is as follows: this period was very ambiguous: on the one hand in connection with the uprising the Mission suffered significant material and human losses, which slowed down its activities for several years. But, on the other hand, these problems allowed to bring the Russian Church Mission in China to a completely new level, which gave it a higher status of the missionary institution of the Russian Orthodox Church in China.

Текст научной работы на тему «Архимандрит Иннокентий (Фигуровский) и духовная миссия в Китае: восстание ихэтуаней и пути преодоления кризиса»

УДК 2-475.5

иерей Андрей Курлыкин, магистр богословия, заведующий заочным отделением Воронежской Духовной Семинарии Россия, г. Воронеж kurlikin-a@ya.ru

Архимандрит Иннокентий (Фигуровский) и Духовная Миссия в Китае: восстание ихэтуаней и пути преодоления кризиса

Аннотация: В данной статье мы рассматриваем деятельность восемнадцатой Духовной Миссии в Китае, которую возглавил архимандрит Иннокентий (Фигуровский). Особое внимание в статье обращается на те трудности, с которыми пришлось столкнуться членам Миссии, после восстания ихэтуаней. К основным вывода можно отнести следующие: данный период оказался весьма неоднозначным: с одной стороны в связи с восстанием на долю Миссии выпали значительные материальные и человеческие потери, которые на несколько лет притормозили ее деятельность. Но, с другой стороны, именно эти проблемы позволили вывести Российскую Духовную Миссию в Китае на абсолютно новый уровень, который придал ей более высокий статус миссионерского учреждения Русской Православной Церкви в Китае.

Ключевые слова: архимандрит Иннокентий Фигуровский; начальник духовной миссии; восемнадцатая духовная миссия; восстание ихэтуаней; деятельность миссии; китайские мученики.

priest Andrey Kurlykin, master of theology, head of correspondence Department The Voronezh Theological Seminary Russia, Voronezh kurlikin-a@ya.ru

Archimandrite Innokenty (Figurovsky) and the ^urch Mission in

China: the boxer uprising and ways of overcoming of a crisis

Abstract: In the article activities of the eighteenth Church Mission in China is examined, headed by Archimandrite Innokenty (Figurovsky). Particular attention is paid to difficulties faced by members of the Mission after the uprising of the Yihetuan. The main conclusion is as follows: this period was very ambiguous: on the one hand in connection with the uprising the Mission suffered significant material and human losses, which slowed down its activities for several years. But,

on the other hand, these problems allowed to bring the Russian Church Mission in China to a completely new level, which gave it a higher status of the missionary institution of the Russian Orthodox Church in China.

Key words: Archimandrite Innokenti Figurovsky; head of the Church mission; the eighteenth spiritual mission; the boxer uprising; a mission; Chinese martyrs.

Начальником восемнадцатой Духовной миссии был назначен архимандрит Иннокентий (Фигуровский). Он получил образование в Томской духовной семинарии. На 5 курсе уволился по собственному желанию, и некоторое время был псаломщиком в Балахтинской Введенской церкви. В 1884 г. рукоположен в сан священника. В мае 1886 г. принят воспитанником на 4 курс Санкт-Петербургской духовной семинарии и после ее окончания проходил обучение в Санкт-Петербургской Духовной академии. После академии нес послушание смотрителя Александро-Невского духовного училища, а далее и ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии в сане архимандрита.

Был настоятелем Покровского монастыря, а в 1896 г. назначен на должность начальника Православной миссии в Китае. К этому времени разрешился вопрос, поднятый архимандритом Амфилохием, начальником семнадцатой Духовной миссии, о прибавке к ежегодному содержанию Миссии 2600 р. на миссионерские дела. В октябре архимандрит Иннокентий получает эти деньги, и, по указанию обер-прокурора К.П. Победоносцева, отправляется западным путем через Европу, для ознакомления с теорией и практикой миссионерского служения на Западе. Он побывал в Лондоне, Париже, Риме и на Афоне [6, с.68].

Его поездка по странам Европы оставила неизгладимые впечатления в его душе и позволила ему более четко сформулировать для себя те цели и задачи, которые он в дальнейшем поставил перед Миссией. Если в Лондоне, Париже, Риме архимандрит Иннокентий выступал как наблюдатель, то на Афон он приехал с целью привлечения людей, способных вступить на путь миссионерского служения. Но, по его словам: «таковых там не оказалось» [8, c.24]. Те люди, которые действительно несли подвиг монашеской жизни, были нужны монастырю, а людей «с человеческими слабостями», сами настоятели не рекомендовали брать за границу.

В 1897 г. в г. Тяньцзине архимандрита Иннокентия встретил прежний начальник Духовной Миссии, архимандрит Амфилохий (Лутовинов), и вся русская колония. Весь март новый начальник вел знакомство с делами Миссии, православными китайцами и их занятиями.

После отъезда архимандрита Амфилохия в Россию, архимандрит Иннокентий принялся за обновление Миссии. Были сделаны следующие преобразования: установлено ежедневное богослужение в Успенской Церкви, повышено содержание служащих Миссии посредствам замены русских

серебряных рублей местными долларами, которые можно было обменять в Русско-Китайском Банке. Была построена и открыта типография на деньги, которые пожертвовал тяньцзинский купец Старцев. Стали издаваться книги, был перепечатан русско-китайский словарь иеромонаха Исаии [4, а24].

Однако такая деятельность была ненадолго прервана в результате болезни архимандрита Иннокентия, в связи с разраставшейся по всей стране малярии. Он вынужден был отъехать в Японию, где пролежал в госпитале. Тем не менее, это неприятное обстоятельство послужило поводом к постройке близ Бэйтайхэ санатория, для отдыха членов Миссии в летние месяцы.

После своего выздоровления архимандрит Иннокентий подал прошение в Святейший Синод о посвящении двух кандидатов из китайцев в священные степени, Павла Ван и Иннокентия Фань. Это рукоположение было вызвано желанием открыть богослужение на китайском языке, которое было на время приостановлено, потому что бывший член миссии священник Митрофан Цзи вследствие психической болезни служить не мог, а другие члены миссии не были сильны в китайском языке и не разделяли новых преобразований архимандрита Иннокентия. Вследствие чего, с течением времени члены миссии начали выбывать из ее состава. Сначала выбыл Амфилохий (младший), далее иеромонах Алексей (Виноградов), иеромонах Николай (Дробязгин). На освободившиеся должности членов Духовной Миссии были приняты двое студентов, которые окончили миссионерские курсы в Казани по монгольскому отделению, иеромонах Авраамий (Часовников) и диакон Василий Скрижалин.

Осенью 1898 г. в русском поселке Ньючжуане началась чума. Население поселка взволновалось и было близко к бунту. В данный поселок выехал иеромонах Авраамий и устроил там общественное богослужение во временном помещении, затем проехал по линии на север до Ляояна и на юг до Вафангоу, устраивая молебны и службы. Все это придало людям духовную бодрость и сплоченность.

Миссионерское путешествие заняло около месяца. На обратном пути иеромонах Авраамий побывал в Чифу, где совершил крещение и причастил детей. Таким образом, Китайская миссия приобщала к Православию не только население из крупных городов, но и людей живущих на окраине Китая

[5, ^48].

О состоянии Миссии на тот период берем сведения из отчетов за 1897 и 1898 гг., в которых говорится, что в 1898 г. в состав Миссии входили: начальник, два иеромонаха, священник и диакон. В это время Духовная Миссия имела несколько церквей и молитвенный дом на кладбище. Также было начато строительство дома в Цзиньшаньцзуй. Православных русских в Пекине, Тяньцзине, Калгане было 120 человек. Православных китайцев в Пекине, Дундинани - 458, из язычников было крещено 14 человек, а исповедано - 135. В школах, построенных для миссии, введено преподавание русского и церковно-славянского языков, что стало возможным благодаря

прибытию новых членов, которые усердно занимались с учениками, а в свободное время изучали китайский язык.

Кроме того, у каждого члена Миссии были специальные обязанности. Так, иеромонах Николай (Дробязгин) преподавал арифметику и заведовал типографией, иеромонах Авраамий занимался написанием икон, диакон Василий Скрижалин заведовал канцелярией. Как сообщалось в отчете, богослужение совершались и в других церквях, проходили крестные ходы, погребальные процессии усопших. Была устроена богадельня, для престарелых христиан.

Отчет содержал не только сведения о проделанных работах, но и о дальнейших мерах по обновлению миссионерской жизни: начальнику Миссии, для сотрудничества с внешним миром, необходимо вместе с китайским языком изучать английский. Ужесточились требования и к кандидатам в члены Миссии, теперь избирались люди не моложе 30 лет, с полным богословским образованием. Братство в Миссии должно содержать общежительный строй и совершенное послушание. Богослужение в храме Миссии должно совершаться ежедневно и исключительно на китайском языке. Язык проповедей должен быть понятен каждому. Для перевода на китайский язык было предложено создать переводческую комиссию, которая действовала бы на постоянной основе. Для более успешного распространения христианства среди китайцев отчет указывает на необходимость постройки школы вдали от Пекина на новых основаниях, штат учеников, которой должен состоять не из городского сословия, а из деревенских мальчиков, которые трудоспособнее городских. Начальник миссии предложил открыть такую школу в Цзиньшаньцзуе.

Так как Св. Синод соглашался со всеми предложениями, то начальник Миссии постепенно осуществлял поставленные задачи. Архимандрит Иннокентий ездил в г. Калган, посетил колонию русских, пожил там, но не нашел среди них согласия; дети росли без образования, священник приезжал редко и среди народа наблюдалось «церковная одичалость». В результате поездки, фирма купца Батуева построила при калганской церкви дом для приезда причта, который обошелся Миссии в 1200 р.

Это были годы расцвета Миссии, однако внешние обстоятельства, а именно восстание ихэтуаней, на несколько лет остановила развитие Китайской Миссии и оставили кровавый след в ее истории.

Причины этого восстания у многих исследователей разные, но среди всего многообразия теорий можно выделить несколько, а именно: захват европейцами китайских территорий: Киачао, Порт-Артура, Вэйхайвэя и др., это и подтолкнуло китайские власти к решительным действиям. Еще одной из причин восстания была засуха, которая спровоцировала народное бедствие. Народ видел причину своих несчастий в немилости богов, которую навлекли христианские миссионеры. Недовольство росло и всему восстанию дали характер религиозного гонения на христиан.

Главный очаг восстания был в Шаньдунской провинции, откуда стихийным бедствием хлынуло на север страны. Из деревни Дундинань, где находился православный храм, пришли вести, что ихэтуани вербуют там себе приверженцев. Начальник миссии показал свою храбрость и самоотверженность, предприняв рискованную поезду в деревню Дундинань, где совершил службу в храме и посетил христиан в их домах. Никаких неприязненных отношений замечено не было, однако через десять дней храм был сожжен.

Все члены Русской Духовной Миссии укрылись за стенами посольства. Архимандрит Авраамий говорил: «как-то не верится, что мы покидаем Миссию надолго, что не увидим уже ее более... Китайцы служащие провожали своих отцов миссионеров, у ворот собралась группа певчих: Витт, Капитон, Александр, Алексей и др. Все с бледными лицами и смущенным взором провожали глазами удаляющиеся четыре тележки. За все время своего существования Миссия наша не подвергалась разгрому, это вселяло надежду, что катастрофа минует и на этот раз, но оказалось иначе» [3, ^116].

27 мая миссионеры оставили подворье, а 11 июня оно было разграблено и сожжено [2, а75].

Восстание было подавлено, когда соединенные армии европейских государств вошли в Пекин, а Императорский Дом сбежал в Си-ань-фу.

На следующий день начальник Русской Духовной Миссии с диаконом Василием Скрижалиным и двумя китайцами отправился на северное подворье. Но на его месте нашли лишь груду щебня.

Далее архимандрит Иннокентий отправился в ламайскую кумирню Юнхэгун и занял находившийся при ней дворец, который служил центром в объединении разрозненных христиан. Здесь же была устроена временная церковь, стали совершать ежедневную краткую службу. Была открыта школа для детей. Для размещения семейных христиан, лишенных жилья, начальником Миссии было куплено несколько полуразрушенных фанз (китайское жилище, каменное или саманное, на каркасе из деревянных столбов).

Политические события продолжали развиваться, Миссия была вызвана в Тяньцзинь, так как Китай стал державой, воюющей со всеми государствами мира, и посольства выехали из Пекина.

«Миссия, оставшись без крова, распоряжением властей пересылалась из одного места в другое - из Пекина в Тун-Жоу, из Тун-Жоу в Тяньцзинь, а из Тяньцзине уже сама переехала в Шанхай» [1, а17]. Обер-прокурор К.П. Победоносцев предложил перенести Миссию: «если она не приносит пользы в Китае, в Сибирь или Порт-Артур» [1, а17]. Но начальник Миссии отправился в Шанхай и без труда приобрел там участок земли с домом. Построил помещение для школы, устроил домовую церковь.

А после китайского нового года, иеромонах Авраамий был вызван в Пекин для служения в церкви при посольстве, таким образом, и паства 75 человек возвратилась в Пекин. Была заново построена и открыта школа,

освящена церковь, и произведен ремонт домов, купленных для христианских семей.

В результате восстания было убито православных китайцев около 222 человек, разрушено множество храмов. Миссия фактически прекратила свое существование с 1900 г. по 1902 г.

Архимандрит Иннокентий в 1901 г. представил в Св. Синод список погибших китайцев с просьбой в память об этих событиях построить храм в честь Всех Святых Мучеников Православной Церкви. В скором времени вышел Указ Его Императорского Величества и Св. Правительственного Синода, в котором была дано разрешение на устройство храма в «честь Всех Святых Мучеников Православной церкви со склепом для погребения в нем костей избиенных православных китайцев и установлением для православной общины в Китае ежегодного празднования 10 и 11 июня» [7, с.2].

В скором времени начальника Миссии вызвали в Петербург, где хотели принять решение о закрытии миссии, а архимандрита Иннокентия назначить начальником Урмийской миссии. Но благодаря митрополиту Петербургскому Антонию, миссия продолжала действовать и дальше.

Библиография

1. Епископ Иоанн. Современное состояние Православной Миссии в Китае // Китайский благовестник. - 1910, №8. - С.16-27.

2. Ипатова А.С. Празднование 250-летия Русской Духовной Миссии // Православие на Дальнем Востоке. - СПб.: Андреев и сыновья, 1993. - С.74-82.

3. Кеппинг К. Последние статьи и документы. - СПб.: Омега, 2003. - 360 с.

4. Моложанова И.Н. Российская Духовная миссия в Китае: краткий исторический очерк // Китайский благовестник. - 1946. - С.21-43.

5. Самойлов Н.А. Пекинская Духовная Миссия во второй половине XIX в. // Православие на Дальнем Востоке. - СПб.: Андреев и сыновья, 1993. -С.47-54.

6. Смирнов Е.К., протоиерей. Очерк исторического развития и современного состояния Русской православной миссии. - СПб.: Синодальная тип-я, 1904. - 91 с.

7. Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода №2874 от 22 апреля 1902 г. // Известия Братства Православной Церкви в Китае. - 1904, №6-7. - С.1-2.

8. Христофор, архимандрит. Пекинская духовная миссия в 1902-1913 гг. // Православный благовестник. - 1914, №1. - С.11-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.