• ПУБЛИКАЦИИ PUBLICATION
ИСТОЧНИКОВ OF SOURCES
УДК 271.2
https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-48-302-312 Научная статья / Original article
протоиерей В. В. Лавринов
Храм-памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших Екатеринбург, Российская Федерация
Архиепископ Иероним (Барицкий) и его следственное дело 1936 года
Аннотация. В конце первой четверти ХХ столетия в Церкви произошел раскол, вызванный организацией Временного высшего церковного совета (ВВЦС). В течение почти десяти лет структуры Совета стабильно развивались и укреплялись, пока не изменился курс государственно-церковной политики. В годы массовых репрессий ВВЦС, как руководящее звено одного из церковных течений, был ликвидирован. Одновременно последовали аресты его деятелей: духовенства и активных членов приходских общин. Настоящая публикация представляет документы (протоколы допросов и обвинительное заключение) из архивно-следственного дела 1936 г., единственным обвиняемым по которому был один из ведущих деятелей ВВЦС — Воронежский архиепископ Иероним (Барицкий). Публикуемые данные позволяют охарактеризовать его личность, показать состояние религиозной жизни в Поволжье в середине 1930-х гг. и оценить репрессивную политику атеистического государства. Во введении к публикуемому источнику приводятся краткая история ВВЦС и биографические сведения, касающиеся самого арестованного архиерея.
Ключевые слова: Временный высший церковный совет, григорианский раскол, обновленческий раскол, митрополит Григорий (Яцковский), митрополит Виссарион (Зорнин), архиепископ Иероним (Барицкий), репрессии против духовенства
Для цитирования: Лавринов В. В. Архиепископ Иероним (Барицкий) и его следственное дело 1936 года // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2024. № 48. С. 302-312. https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-48-302-312
Поступила в редакцию 13.04.2024 Принята к публикации 30.10.2024
Archpriest Valery V. Lavrinov
Memorial Church on Blood in Honor of All Saints Resplendent in the Russian Land Ekaterinburg, Russian Federation
Archbishop Ieronim (Baritsky) and His Investigative Case of 1936
Abstract. At the end of the first quarter of the twentieth century, there was a split in the Church caused by the organization of the Provisional Supreme Church Council. For almost ten years, the Councils structures have been steadily developing and strengthening, until the course of state and church policy has changed. In the years of mass repression the Provisional Supreme Church Council, as the leading link of one of the church movements, was liquidated. At the same time, arrests of its leaders — clergy and active members of parish communities followed. This publication presents documents (interrogation protocols and indictment) from the archival investigative case of 1936, the only defendant in which was one of the leading figures of the Provisional Supreme Church Council, Voronezh Archbishop Ieronim (Baritsky). The published data make it possible to characterize his personality, show the state of religious life in the Volga region in the mid-1930s and assess the repressive policy of the atheist state. The introduction to the published source provides a brief history of the Provisional Supreme Church Council and biographical information concerning the arrested bishop.
Keywords: Provisional Supreme Church Council, Gregorian schism, Renovationist schism, Metropolitan Gregory (Yatskovsky), Metropolitan Vissarion (Zornin), Archbishop Ieronim (Baritsky), repression against the clergy
For citation: Lavrinov V. V. Archbishop Ieronim (Baritsky) and His Investigative Case of 1936. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii = Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2024, no. 48, pp. 302-312. https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-48-302-312 (In Russian).
Submitted on 13 April, 2024 Accepted on 30 October, 2024
В декабре 1925 г. в Русской Православной Церкви произошел очередной раскол. Группа архиереев организовала Временный высший церковный совет
(ВВЦС). Одной из причин его образования стала неприемлемость некоторой частью церковного сообщества единоличного управлением Церковью патриаршим местоблюстителем митрополитом Петром (Полянским)1, а затем его заместителем митрополитом Сергием (Страгородским)2. Главной целью создания нового органа его члены декларировали восстановление соборных начал в высшем церковном управлении и созыв Поместного Собора. Вмешательство ОГПУ, нацеленное на ослабление церковного единства, послужило дополнительным мотивом к созданию Совета. Раскол стал называться григорианским, по имени одного из его инициаторов — архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского)3.
Первым исследователем григорианского раскола был митрополит Иоанн (Снычёв), который в своем труде4 дал ему соответствующую оценку. Однако поверхностное изложение событий, построенное на скудной источниковой базе, не позволило автору быть достаточно объективным. Широко раскрывает феномен ВВЦС в своей монографии другой исследователь5, опираясь на обширные документальные материалы.
После образования ВВЦС его деятели занялись организацией легальных епархиальных структур в регионах страны. Одним из факторов, существенно повлиявших на распространение движения Совета, стали состоявшиеся общероссийские съезды его сторонников. Вышедшая в 1927 г. Декларация митрополита Сергия и его Синода тоже в значительной мере послужила укреплению позиций ВВЦС. Кроме того, реальную поддержку Совету оказывали государственные органы, заинтересованные в углублении раскола Церкви.
В связи с отсутствием кадров, необходимых для активизации деятельности на местах, ВВЦС не только принимал в свою юрисдикцию архиереев других церковных течений, но и совершал собственные епископские хиротонии. В разное время в ведении Совета состояли 52 архиерея (30 старого постав-ления и 22 собственного), окормлявшие 32 епархии и 16 викариатств. Максимальное число приходов ВВЦС доходило до 2000, что составляло 6-7 % от общего числа староцерковнических приходов.
1 Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (18621937) / отв. ред. прот. В. Воробьев. М., 2012.
2 Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 515-517.
3 Лавринов В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945). М., 2018. С. 391-392.
4 Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Сортавала, 1993.
5 Лавринов В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945).
Начавшаяся антирелигиозная кампания 1929-1930 гг. привела к ухудшению положения структур ВВЦС. Уменьшилось количество приходов и возросло число арестов духовенства. После кончины председателя Совета митрополита Григория во главе ВВЦС встал подконтрольный ОГПУ митрополит Виссарион (Зорнин)6. Авторитарность его управления привела к тому, что на ключевые епархиальные посты стали назначаться послушные архиереи. В 1934 г. из названия ВВЦС с одобрения властей исчезло слово «Временный». Это свидетельствовало, что Совет становился уже не временным, а постоянным органом управления легальной церковной организации.
В 1935 г. в стране начался новый виток гонений, вновь затронувший представителей духовенства и активных мирян. Кульминацией гонений на Церковь стали массовые репрессии 1937-1938 гг. Следователями НКВД был сфабрикован материал о существовании Всесоюзной антисоветской церковной организации, в которую якобы входили и деятели Совета. После проведенного следствия митрополит Виссарион и еще 13 архиереев юрисдикции ВЦС были приговорены к расстрелу, а 3 архиерея получили различные срока заключения. Одним из них был Воронежский архиепископ Иероним (Барицкий). Информация о его жизнедеятельности почерпнута в следственном деле, находящемся на хранении в Государственном архиве общественно-политической истории Воронежской области.
Будущий архиепископ Иероним (Леонид Ефимович Барицкий) родился 8 августа 1891 г. в Каменец-Подольске в семье священника. В 1918 г. окончил юридический факультет Новороссийского Императорского университета со степенью кандидата права. Одновременно окончил Одесскую консерваторию по классу вокала. Имел прекрасный тенор. С 1918 г. юрисконсульт Подольского епархиального управления. С 1923 г. в обновленческом расколе. С 1925 г. — член и секретарь Всеукраинского обновленческого Синода. В 1926 г. перешел в юрисдикцию ВВЦС. Принял монашество. Рукоположен во иеромонаха. Возведен в сан архимандрита. В июне 1929 г. хиротонисан во епископа Белгородского. С мая 1930 г. — епископ Воронежский. В декабре 1930 г. стал управляющим Воронежской церковной областью, с возведением в сан архиепископа. Одновременно избран членом пленума ВВЦС. С ноября 1932 г. архиепископ Томский и Западно-Сибирский. В декабре 1934 г. избран членом президиума ВЦС. С июля 1935 г. за штатом по болезни. Проживал в Воронеже. С декабря 1935 г. архиепископ Воронежский. 28 октября 1936 г. был арестован.
В анкете, заполненной после ареста, кроме биографических сведений имеются следующие данные. Место жительства: Воронеж, ул. 27 Февраля, д. 23, комн. 3. Состав семьи: отец иждивенец, проживает в с. Лаптево Московской
6 Лавринов В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945). С. 376-377.
области; брат Анатолий — учитель в с. Ракитное; сестра Елена — учительница в с. Лаптево. К делу приложен паспорт Л. Е. Барицкого со следующими отметками: 20 июня 1929 г. в Белгороде выдано удостоверение личности; 21 августа 1929 г. прописан в Белгороде по ул. Советской; 12 декабря 1929 г. зарегистрирован по этому адресу; 16 марта 1930 г. прописан в Воронеже по ул. Полякова; 23 августа 1930 г. зарегистрирован в Воронеже по ул. 27 Февраля.
4 января 1937 г. архиепископ Иероним (Барицкий) постановлением Специальной коллегии Воронежского областного суда по ст. 58. п. 10 ч. 1 УК РСФСР был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в избирательных правах сроком на 5 лет. После вынесения приговора архиерей был этапирован в Севвостлаг НКВД (Магадан). 2 апреля 1942 г., по окончании срока наказания, был освобожден. Дальнейшие следы его теряются. В 1992 г. Л. Е. Барицкий был реабилитирован Прокуратурой Воронежской области за отсутствием состава преступления.
Ниже публикуются материалы следственного дела с сохранением пунктуации и орфографии и других особенностей оригинала.
Материалы дела
Протокол допроса Л. Е. Барицкого от 28 октября 1936 года л. 12
Вопрос: Откуда и когда Вы прибыли в гор. Воронеж?
Ответ: В гор. Воронеж я прибыл из гор. Томска 20 июля 1935 года.
Вопрос: Чем Вы занимались, проживая в гор. Воронеже?
Ответ: В течении 4-х месяцев я не имел определенных занятий, после по настоянию Высшего Церковного Совета я принял на себя обязанности управляющего Воронежской епархией и одновременно служил в Спасской церкви гор. Воронежа. Вопрос: Выезжали ли Вы в районы области? Ответ: Нет.
Вопрос: Кто из служителей культа и лиц, связанных с церковью, посещал Вашу квартиру? Ответ: Мою квартиру посещал только секретарь Епархиального Совета Мясищев Иван Георгиевич7, посетителей я обычно принимал в канцелярии, которая помещается в здании церкви. ||
Вопрос: Кто из граждан гор. Воронежа посещал Вашу квартиру? л. 13
Ответ: Мою квартиру не посещали, у меня знакомых нет. Вопрос: Кого Вы посещали?
Ответ: Я посещал квартиру Малаховой Варвары Ивановны, как семейной знакомой, где я пел под рояль. Кроме я никого не посещал.
Больше показать на заданные вопросы ничего не могу, записано верно и мне прочитано
Леонид Барицкий
Допросил: Оп. уп. 5 отд. СПО УГБ мл. лейтенант гос. безопасн. (Подпись).
Протокол допроса Л. Е. Барицкого от 10 ноября 1936 года л. 14
Вопрос: Вам предъявлено обвинение по ст. 58 по ч. 2 УК РСФСР. Признаете ли себя виновным в этом?
Ответ: Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю. Контрреволюционную агитацию я среди населения не вел.
Вопрос: Вы заявляете следователю ложь. Следствием установлено, что Вы вели контрреволюционную агитацию среди населения. Требую правдивых показаний. Ответ: Совершенно правдиво заявляю следствию, что контрреволюционную агитацию я среди населения не вел и не мог вести по своим убеждениям. Больше по существу заданных вопросов показать ничего не могу, записано верно и мне прочитано, в чем и расписуюсь.
Леонид Барицкий
Допросил: Оп. уп. 5 отд. СПО УГБ мл. лейтенант гос. безопасн. (Подпись).
7 Протоиерей Иоанн Мясищев 1 ноября 1937 г. постановлением Тройки УНКВД СССР по Воронежской области приговорен к расстрелу (см.: Лавринов В., прот. Временный Высший Церковный Совет. С. 450).
л. 16 Протокол допроса Л. Е. Барицкого от 15 ноября 1936 года
Вопрос: Знаете ли Вы служителя религиозного культа Соколова Александра Михайловича?8 Не было ли у Вас с ним личных счетов?
Ответ: Соколова Александра Михайловича знаю, личных счетов у меня с ним не было, т. к. встречался с ним всего раза 2 в канцелярии Епархиального Совета. Вопрос: Свидетель Соколов изобличает Вас в контрреволюционной агитации, направленной против проекта новой Конституции СССР. Показания Вам зачитаны. Признаете ли себя виновным?
Ответ: Виновным себя не признаю. Вопрос о Конституции возникал не только в беседе с Соколовым, но он обсуждался и другими лицами, в частности с членами Епархиального Совета, но мои высказывания по вопросу Конституции не носили такого характера как показывает свидетель Соколов. Поясняю, что этот вопрос обсуждался только с членами Епархиального Совета. Соколову, как мне помнится, я говорил: «Проект Конституции, хотя и дает служителям культа избирательное право, однако отношение государства || л. 16 об. к религии остается неизменным, поскольку религия является тормозом к осуществлению социализма, отношение к носителям ее остается по прежнему отрицательным. Поэтому нам служителям культа все равно нужно оставить свою профессию». Больше по существу заданного вопроса показать ничего не могу. Записано верно и мне прочитано.
Леонид Барицкий
Допросил: Оп. уп. 5 отд. СПО УГБ мл. лейтенант гос. безопасн. (Подпись).
л. 18 Протокол допроса Л. Е. Барицкого от 23 ноября 1936 года
Вопрос: Знаете ли Вы священника Казьмина Василия Капитоновича9 из с. Ендовище Семилукского района Воронежской области, и не было ли у Вас с ним личных счетов? Ответ: Священника Казьмина Василия я знаю. Он был у меня на квартире и, кроме того, приходилось встречаться с ним в канцелярии Епархиального Совета в г. Воронеже. Личных счетов у меня с ним не было.
Вопрос: Свидетель Казьмин уличает Вас в контрреволюционной агитации в связи с проектом новой Конституции. Признаете ли Вы себя виновным? Показания Казьмина Вам зачитаны.
Ответ: Категорически отрицаю показания Казьмина. По вопросу Конституции в канцелярии Епархиального Совета я с Казьминым не говорил.
Вопрос: Вы заявляете ложь. Свидетель Попов Алексей Митрофанович10 также изобличает Вас в контрреволюционных высказываниях по вопросу Конституции. Зачитываю Вам показания Попова. Признаете ли Вы теперь себя виновным?
8 Протоиерей Александр Соколов — клирик Воронежской епархии юрисдикции ВВЦС. Сведения о его репрессировании в 1937-1938 гг. не найдены.
9 Священник Василий Казьмин — клирик Воронежской епархии юрисдикции ВВЦС. Сведения о его репрессировании в 1937-1938 гг. не найдены.
10 Протоиерей Алексий Попов — член Воронежского епархиального совета юрисдикции ВВЦС.
Ответ: С членами Епархиального Совета, в том числе и с Поповым, я разговор по вопросу || Конституции вел, но контрреволюционных клеветнических суждений не вы- л. 18 об. сказывал, поэтому показания Попова в части обвинения меня в контрреволюционных высказываний отрицаю.
Вопрос: Свидетель Казьмин В. К. уличает Вас в антиколхозной агитации провокационного характера. Признаете ли себя виновным в этом?
Ответ: Показания Казьмина и в этой части отрицаю. Таких слов, как показывает Казьмин в части колхозов и совхозов, я не говорил.
Вопрос: Свидетель Казьмин В. К. и свидетель Адамов Александр Матвеевич11 заявили следствию о том, что Вы, используя религиозные предрассудки, пытались возбудить отсталые слои населения в части открытия уже закрытых церквей. Признаете ли Вы это? Ответ: Как я уже показывал при очной ставке со свидетелем Казьминым, что если ко мне обращались верующие по вопросу открытия церквей, то я их направлял в Комиссию по делам культов в Облисполкоме. ||
Вопрос: Свид[етель] Попов А. М. изобличает Вас в распространении клеветнических л. 19 слухов о гонении на служителей культа. Признаете ли Вы себя виновным в этом? Ответ: Факт, изложенный в показании свидетеля Попова о том, что якобы я говорил о гонении на духовенство, я отрицаю и никаких конкретных фактов по этому вопросу я не приводил ему.
Вопрос: Этот же свидетель Попов заявил следствию о Вашей контрреволюционной деятельности, свидетелем чего он был в апреле месяце 1936 года. Зачитываю Вам показание Попова. Признаете ли Вы это?
Ответ: Попов показывает, что якобы я передавал ему содержание передач по радио из-за границы, истолковывая это в контрреволюционном духе, восхищаясь этим. Эти показания я отрицаю, поскольку они искажают содержание моего разговора с ним по вопросу заграничных передач.
Вопрос: Вам предъявлено обвинение по ст. 58 п. 10 ч. 2 УК РСФСР. Вторично спрашиваю Вас. Признаете ли себя виновным в этом? ||
Ответ: Виновным себя, по существу, предъявленного мне обвинения, не признаю. По л. 19 об. вопросу свидетельских показаний я дал свои ответы при допросе меня на следствии. Больше показать ничего не могу. Записано с моих слов верно и мне прочитано.
Леонид Барицкий
Допросил: Оп. уп. 5 отд. СПО УГБ мл. лейтенант гос. безопасн. (Подпись).
Постановление об окончании следствия л. 20
На основании ст. 206 УПК, 1936 года ноября 26 дня, я Опер. уполн. 5 отд. СПО УГБ мл. лейт. гос. без., рассмотрев следственный материал в деле № 7616 по обвинению Барицкого Леонида Ефимовича по ст. 58 ч. 2 УК РСФСР, нашел:
Сведения о его репрессировании в 1937-1938 гг. не найдены (см.: Лавринов В., прот. Временный Высший Церковный Совет. С. 467-468).
11 Священник Александр Адамов — клирик Воронежской епархии юрисдикции ВВЦС. Сведения о его репрессировании в 1937-1938 гг. не найдены.
Предварительное следствие закончено, а полученных материалов вполне достаточно для предания суду обвиняемого Барицкого, объявил ему об этом и спрашивал не желает ли он чем-либо дополнить следствие на что он ответил.
Об окончании следствия мне объявлено, с материалом следствия ознакомлен, мне таковой зачитан, Барицкий заявил, что он желает оставить за собой право изложить в заявлении в письменной форме свое добавление, если таковое пожелает сделать. Ст. 206 УПК мне разъяснена. Кроме дополнить ничего не желаю.
Леонид Барицкий
Допросил: Оп. уп. 5 отд. СПО УГБ мл. лейтенант гос. безопасн.
(Подпись).
л. 40 Обвинительное заключение по делу № 7616
Утверждаю: зам. нач. УНКВД по Воронежской области
Ст. майор милиции (Подпись).
2 декабря 1936 года
Обвиняется: БАРИЦКИЙ ЛЕОНИД Ефимович по ст. 58. п. 10 ч. 2 УК РСФСР.
В СПО УГБ УНКВД по Воронежской области поступили сведения о том, что проживающий в гор. Воронеже архиепископ БАРИЦКИЙ Леонид Ефимович (монашеское имя Иероним) среди населения города проводит активную к-р агитацию и высказывает явно клеветнические измышления в связи с опубликованием проекта новой Конституции СССР, используя при этом религиозные предрассудки верующих.
28-го октября 1936 года УНКВД по Воронежской области БАРИЦКИЙ арестован и привлечен к уголовной ответственности по ст. 58. п. 10 ч. 2 УК РСФСР.
Производным расследованием установлено:
В июле месяце 1936 года в канцелярии Епархиального Управления обвиняемый БАРИЦКИЙ, в присутствии свид[етеля] ПОПОВА А. М., проводя к-р агитацию, высказывал клеветническое измышление о проекте новой Конституции СССР (л. д. 24 об.)
Аналогичную к-р агитацию он проводил и в присутствии свидетелей СОКОЛОВА А. М. (л. д. 22 об.), КАЗЬМИНА В. К. (л. д. 27 об.), АНТОНОВА А. И. (л. д. 30).
В апреле месяце 1936 года БАРИЦКИЙ, в присутствии свид. ПОПОВА, одобрял клеветнические выпады капиталистических стран по адресу СССР (л. д. 22 об., 23)
В середине июля 1936 года, в присутствии свидетеля КАЗЬМИНА, БАРИЦКИЙ распространял провокационные слухи о колхозах и совхозах (л. д. 27 об.) || л. 41 Активную к-р агитацию БАРИЦКОГО подтверждает и свидетель ЕРОПОЛОВ П. П. (л. д. 32 об.)
Допрошенный по существу обвинения БАРИЦКИЙ виновным себя не признал, но достаточно изобличается показаниями свидетелей, допрошенных по делу.
НА ОСНОВАНИИ ИЗЛОЖЕННОГО:
БАРИЦКИЙ Леонид Ефимович, архиепископ (монашеское имя Иероним), 1891 г. рожд., урож. г. К. Подольска, сын священника, украинец, гр[аждани]н СССР, не судим, на военном учете не состоит, образование высшее, одинокий. До ареста проживал
в г. Воронеже. Паспорт № 167927 ЦГ выданный 1 Отд. Томской Гор. Милиции. Справка врача: здоров с ограничением (л. д. 8, 9, 11)
ОБВИНЯЕТСЯ в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 ч. 2. УК РСФСР. Руководствуясь ст. 208 УПК, ПОЛАГАЛ БЫ:
Следственное дело № 7616 по обвинению БАРИЦКОГО Леонида Ефимовича по ст. 58 п. 10 ч. 2 УК для судебного рассмотрения направить в Спецколлегию Воронежского Облсуда, предварительного согласовав с прокурором по Спецделам. О/уполном. 5 отд. СПО УГБ мл. лейтенант гос. безопас. (Подпись).
«Согласен» Нач. СПО УГБ УНКВД капитан гос. безопасн. (Подпись).
СПРАВКА:
1) Обвиняемый БАРИЦКИЙ Л. Е. арестован 28/X-36 года и содержится в Воронежской тюрьме.
2) Вещдоказательств по делу нет. Изъятое при обыске подлежит возврату.
3) Паспорт на имя БАРИЦКОГО приобщен к делу в особом пакете. Обвинительное заключение составлено 5 отд. СПО УГБ УНКВД по Воронежской
области, 28/XI-1936 года.
О/уполном. 5 отд. СПО УГБ мл. лейтенант гос. безопасн. (Подпись).
ГАОПИВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. П-23235.
Сокращения
ВВЦС — Временный высший церковный совет. ВЦС — Высший церковный совет.
ГАОПИВО — Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (г. Воронеж).
НКВД — Народный комиссариат внутренних дел.
ОГПУ — Объединенное государственное политическое управление.
СССР — Союз Советских Социалистических Республик.
УК РСФСР — Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Источники
Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (ГАОПИВО). Ф. 9353. Управление КГБ СССР по Воронежской области. Оп. 2. Д. П-23235.
Литература
Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Сортавала, 1993.
Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862-1937) / отв. ред. прот. В. Воробьев. М., 2012.
Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. Лавринов В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945). М., 2018.
References
Ioann (Snychev). Church Schisms in the Russian Church of the 20s-30s of the Twentieth Century — Gregorian, Yaroslavl, Josephian, Victorian and Other, Their Features and History. Sor-tavala, 1993. (In Russ.)
Lavrinov V. The Renovationist Schism in the Portraits of Its Figures. Moscow, 2016. (In Russ.) Lavrinov V. The Temporary Supreme Church Council and Its Role in the History of the Russian Orthodox Church (1925-1945). Moscow, 2018. (In Russ.)
Vorobiev V. (ed.) Kifa — Patriarchal Locum Tenens Hieromartyr Peter, Metropolitan of Krutit-sy (1862-1937). Moscow, 2012. (In Russ.)
Информация об авторе
Лавринов Валерий Вениаминович, протоиерей,
кандидат исторических наук
Храм-памятник на Крови во имя Всех
святых, в земле Российской просиявших
620075, Российская Федерация,
г. Екатеринбург,
ул. Царская, 10
E-mail: [email protected]
Information about the Author
Lavrinov, Valery Veniaminovich, Archpriest
Cand. Sci. (History)
Memorial Church on Blood in Honor of All Saints Resplendent in the Russian Land 10 Tsarskaya Str., 620075 Ekaterinburg, Russian Federation E-mail: [email protected] https://orcid.org/0009-0006-6506-404X