Научная статья на тему '«Я никогда в жизни не был подлецом, мерзавцем, предателем кого бы то ни было…»: архиепископ Николай (Львов) (По материалам архивно-следственного дела)'

«Я никогда в жизни не был подлецом, мерзавцем, предателем кого бы то ни было…»: архиепископ Николай (Львов) (По материалам архивно-следственного дела) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Временный Высший Церковный Совет / григорианский раскол / митрополит Григорий (Яцковский) / митрополит Виссарион (Зорнин) / митрополит Иннокентий (Бусыгин) / архиепископ Николай (Львов) / репрессии против духовенства / следственное дело 1933 г. / Provisional Supreme Church Council / Gregorian Schism / Metropolitan Grigory (Yatskovsky) / Metropolitan Vissarion (Zornin) / Metropolitan Innokenty (Busygin) / Archbishop Nicholas (Lvov) / repression against the clergy / investigative case of 1933.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лавринов Валерий Вениаминович

В декабре 1925 г. в Российской Православной Церкви произошел очередной раскол, который и поныне именуется григорианским. В среде староцерковников образовался Временный Высший Церковный Совет под председательством архиепископа Григория (Яцковского). Долгие годы большинство исследователей приравнивали его к обновленчеству. Однако выявленные документальные материалы позволяют отнести раскол, порожденный деятелями ВВЦС, к правой оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому), наряду с иосифлянами, «истинно-православными христианами» и «непоминающими». Структуры ВВЦС осуществляли свою деятельность в течение 12 лет и были ликвидированы в период массовых репрессий 1937–1938 гг. Поводом к ликвидации стали тактические соображения сотрудников органов государственной безопасности о полной бесперспективности данного течения для внутрицерковной борьбы. За весь период существования Временного Высшего Церковного Совета его возглавляли лишь два человека: митрополит Григорий (Яцковский) в 1925–1932 гг. и митрополит Виссарион (Зорнин) в 1932–1937 гг. Первый период характеризуется наличием коллегиального руководства, что вполне соответствовало ранее заявленным принципам и уставным документам Совета. Второй период характеризуется авторитарностью управления митрополита Виссариона, что в значительной степени было обусловлено его властолюбием и воздействием на него со стороны силовых органов. Поскольку оба руководителя позиционировали себя по-разному, у каждого из них имелись единомышленники. Одним из ставленников и сподвижников митрополита Григория был архиепископ Николай (Львов), а митрополит Иннокентий (Бусыгин) всецело поддерживал митрополита Виссариона. Приведенные ниже документы дают исчерпывающую информацию о жизнедеятельности архиепископа Николая, показывают несостоятельность предъявленного ему обвинения, характеризуют взаимоотношения членов ВВЦС и обличают деятельность обновленцев. Материалы этого дела 1933 года, хранящегося в Архиве УФСБ России по Ростовской области, до настоящего времени нигде не публиковались.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Лавринов Валерий Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«I have never been a scoundrel, a bastard, a traitor to anyone in my life...»: archbishop Nikolai (Lvov) (Based on the materials of the archival and investigative case)

In December 1925, another schism occurred in the Russian Orthodox Church, which is still called the Gregorian schism. Among the Old churchmen, a Temporary Supreme Church Council was formed under the chairmanship of Archbishop Grigory (Yatskovsky). For many years, most researchers have equated it with renovationism. However, the revealed documentary materials allow us to attribute the split generated by the leaders of the VVCC to the right-wing opposition to Metropolitan Sergius (Stragorodsky), along with the Josephites, "true Orthodox Christians" and "non-remembrancers". The structures of the Air Force carried out their activities for 12 years and were liquidated during the period of mass repression in 1937–1938. The reason for the liquidation was the tactical considerations of employees of state security agencies about the complete futility of this trend for intra-church struggle. During the entire period of the existence of the Provisional Supreme Church Council, it was headed by only two people: Metropolitan Grigory (Yatskovsky) in 1925–1932 and Metropolitan Vissarion (Zornin) in 1932–1937. The first period is characterized by the presence of collegial leadership, which fully corresponded to the previously stated principles and statutory documents of the Council. The second period is characterized by the authoritarianism of Metropolitan Vissarion's administration, which was largely due to his love of power and the influence of law enforcement agencies on him. Since both managers positioned themselves differently, each of them had like-minded people. One of Metropolitan Gregory's proteges and associates was Archbishop Nikolai (Lviv), and Metropolitan Innokenty (Busygin) fully supported Metropolitan Vissarion. The following documents provide comprehensive information about the life of Archbishop Nicholas, show the inconsistency of the charges against him, characterize the relationship of the members of the VVCC and expose the activities of the Renovationists. The materials of this 1933 case, which is stored in the Archive of the Federal Security Service of Russia for the Rostov region, have not been published anywhere to date.

Текст научной работы на тему ««Я никогда в жизни не был подлецом, мерзавцем, предателем кого бы то ни было…»: архиепископ Николай (Львов) (По материалам архивно-следственного дела)»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. №4. С. 54-75

УДК 271.2 Лавринов В. В. (протоиерей Валерий Лавринов)

«Я никогда в жизни не был подлецом, мерзавцем,

предателем кого бы то ни было...»: архиепископ Николай (Львов) (По материалам архивно-следственного дела)

Аннотация. В декабре 1925 г. в Российской Православной Церкви произошел очередной раскол, который и поныне именуется григорианским. В среде староцерковников образовался Временный Высший Церковный Совет под председательством архиепископа Григория (Яцковского). Долгие годы большинство исследователей приравнивали его к обновленчеству. Однако выявленные документальные материалы позволяют отнести раскол, порожденный деятелями ВВЦС, к правой оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому), наряду с иосифлянами, «истинно-православными христианами» и «непоминающими».

Структуры ВВЦС осуществляли свою деятельность в течение 12 лет и были ликвидированы в период массовых репрессий 1937-1938 гг. Поводом к ликвидации стали тактические соображения сотрудников органов государственной безопасности о полной бесперспективности данного течения для внутрицерковной борьбы. За весь период существования Временного Высшего Церковного Совета его возглавляли лишь два человека: митрополит Григорий (Яцковский) в 1925-1932 гг. и митрополит Виссарион (Зорнин) в 19321937 гг. Первый период характеризуется наличием коллегиального руководства, что вполне соответствовало ранее заявленным принципам и уставным документам Совета. Второй период характеризуется авторитарностью управления митрополита Виссариона, что в значительной степени было обусловлено его властолюбием и воздействием на него со стороны силовых органов. Поскольку оба руководителя позиционировали себя по-разному, у каждого из них имелись единомышленники. Одним из ставленников и сподвижников митрополита Григория был архиепископ Николай (Львов), а митрополит Иннокентий (Бусыгин) всецело поддерживал митрополита Виссариона. Приведенные ниже документы дают исчерпывающую информацию о жизнедеятельности архиепископа Николая, показывают несостоятельность предъявленного ему обвинения, характеризуют взаимоотношения членов ВВЦС и обличают деятельность обновленцев. Материалы этого дела 1933 года, хранящегося в Архиве УФСБ России по Ростовской области, до настоящего времени нигде не публиковались.

Ключевые слова: Временный Высший Церковный Совет; григорианский раскол; митрополит Григорий (Яцковский); митрополит Виссарион (Зорнин); митрополит Иннокентий (Бусыгин); архиепископ Николай (Львов); репрессии против духовенства; следственное дело

1933 г.

Будущий архиепископ Николай (Львов) родился в 1864 г. в Варшаве в мещанской семье и при крещении получил имя Михаил. Отец его происходил из крестьян Самарской губернии и служил рядовым лейб-гвардии Литовского полка. Мать была домохозяйка. В 1881 г. Михаил окончил Самарское духовное училище, а через шесть лет - Самарскую духовную семинарию. По окончании обучения служил учителем в Чувашском миссионерском училище. По своему желанию был принят в ведомство военного и морского духовенства. 5 декабря 1890 г. рукоположен во диакона, а 13 октября 1894 г. - во священника. В течение 27 лет, вплоть до Октябрьского переворота, осуществлял пастырскую деятельность в должности военного священника. Был благочинным, участвовал в военных действиях, за что был награжден орденом св. Анны 2-й степени с мечами. Возведен в сан протоиерея. После развала армии стал приходским священником. Овдовев, протоиерей Михаил принял монашество с именем Николай и был возведен в сан архимандрита. К этому времени он придерживался устремлений ВВЦС. В ноябре 1928 г. архимандрит Николай был посвящен в архиерейский сан и назначен епископом Барнаульским. Хиротонию в Свердловске возглавлял митрополит Григорий (Яцковский)1. С 3 октября 1929 г. епископ Красноярский. С марта 1931 г. епископ Благовещенский. 8 декабря 1931 г. возведен в сан архиепископа и избран членом пленума ВВЦС (Малого Собора епископов). В сентябре 1933 г. был назначен архиепископом Каменским и Шахтинским. 2 декабря 1933 г. архиепископ Николай был арестован. Поводом для ареста послужило заявление в советские органы его непосредственного начальника митрополита Иннокентия (Бусыгина)2.

*** (л. 3)

В КАМЕНСКИЙ РАЙИСПОЛКОМ

гражд. В.С. Бусыгина (митрополита Иннокентия)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Девятого ноября с/г., отыскивая в делах Каменского Епархиального архиерея нужные мне бумаги для справок, я совершенно случайно наткнулся на один лист бумаги, на котором была напечатана статейка под заглавием: «Имя антихриста». Заинтересовавшись заглавием, и слышав неоднократно от архиеп. Каменского Николая Львова о том, что он основательно изучил вопрос об антихристе по

1 Митрополит Григорий (Яцковский) (см.: Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет... С. 391392).

2 Митрополит Иннокентий (Бусыгин) в 1933 г. управляющий Азово-Черноморской митрополией юрисдикции ВВЦС (см.: Там же. С. 406-407).

Апокалипсису и другим различным книгам до научных включительно, я невольно взял и прочитал эту статейку. Когда я прочитал ее, то пришел в ужас, и скажу больше даже, пришел прямо чуть ли не в бешенство от сознания, чем занимаются архиереи. || (л. 3 об.)

И мне стало и стыдно и больно от того, что они ради достижения своих гадких и подлых контрреволюционных целей, эксплуатируют религию и ловят при помощи ее простодушных верующих, втягивая и их в свою контрреволюционную среду, а потому и решил через Каменский РИК довести, до кого следует, об этом бесчестном и подлом поступке архиерея Николая, предоставив РИКу в копии и самую заметку его: «Имя антихриста».

10.Х1-33 г. Подпись гражд. Бусыгин

(л. 20)

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА ЛЬВОВА МИХАИЛА АЛЕКСЕЕВИЧА от 3

ДЕКАБРЯ 1933 г.

Допросил уполномоч. СПО Шахтинского Горотдела ОГПУ Казаков

Родился я в семье мещанина г. Варшавы в 1864 году 7 ноября по старому стилю. Отец мой Алексей Илларионович происходит из крестьян Самарской губернии и в 1854 году из его рассказов был взят на действительную военную службу в Литовский гвардейский полк в г. Варшаву, прослужил 5-6 лет, он был в отпуску в Самарской губернии Бугульминского уезда село Солдатское-Писмянка, где женился и возвратившись в Варшаву продолжал военную службу, которая сроком имела 25-летие. Отец служил рядовым солдатом, из его слов я узнал, что он всего срока 25 лет не прослужил, а прослужил всего 14 лет и был отпущен в бессрочный отпуск. В семье моего отца имелось всего 3 человека детей, из них самый старший я. Второй брат Василий Алексеевич умер в 1917 году прибывши из действительной военной службы, кажется, в Вологодском кавалерийском полку. И третья сестра Таисия Алексеевна, в данное время находящаяся в г. Ленинграде вдова. Муж сестры был начальником станции Коканд в Казахстане, она сейчас живет пенсионеркой, у сестры имеются 2 сына и 2 дочери, которые в данное время живут вместе с нею. Из них Сергей Станиславович Гловдецкий инженер-электрик, ему приблизительно лет 35, второй Виктор Станиславович студент, кажется тоже по этой специальности, как и старший сын, ему приблизительно 20-21 год. Дочь ее Ольга Станиславовна Гловдецкая находится замужем, фамилии ее мужа я не знаю, вторая дочь Лидия Станиславовна Гловдецкая также замужем, но фамилии ее мужа я не знаю. Адрес моей сестры Ленинград Нарвский район Турбинная улица дом 2 квартира № 46. Последнее письмо я от сестры получил приблизительно одну неделю тому назад, в котором она пишет просто посемейному, что очень хочет видится со мною, от ее детей я писем не получал. В

возрасте 6 лет меня отец отдал учиться в приходскую-городскую школу города Самары, в которой я проучился 2-3 года и был переведен в уездное училище, в котором проучился 1 год и в Духовное училище г. Самары, где проучился 5 лет. Директором последнего духовного училища был Ушаков, имя отчество не помню (он уже не живой). По окончании духовного училища я поступил в духовную семинарию г. Самары, в которой проучился 6 лет, по окончании семинарии поступил учителем || (л. 21) в Чувашское миссионерское училище. Возвращаясь к моей учебе в семинарии, разъясняю, что в период моей учебы директором, т.е. по духовному ректором нашей гимназии т.е. Семинарии был первым архимандрит Тихон, фамилию не знаю, в последствии перешедший Оренбургским архиереем, где и умер. 2-й был ректор протоиерей Яков Иванович Третьяков, также умерший в 1887 году. В миссионерском училище я прослужил 3 года т.е. с 1887 года по 1890 год включительно. Отец мой был очень религиозен, и в одно время в беседе со мною настоятельно даже требовал, чтобы я стал священником, чего я не хотел, но отец мне говорил, у меня умерло ряд детей, а ты если выжил, то должен исполнять данное мне Богу обещание и стать священником здесь. Я отцу также поставил ультиматум, что я в Епархиальное ведомство священником не пойду, только в военное, чтобы быть солдатским отцом. В 1890 году я написал прошение на имя протопресвитера военно-морского духовенства по фамилии Желобовского3 с просьбой принятия меня в свое ведомство. В конце декабря месяца 1890 года я был назначен дьяконом Николаевского Адмиралтейского собора в г. Николаев, где пробыл в течение 4 лет с разными священниками, в данное время умершими. В 1894 году я был назначен в 156-й пехотный Елисаветпольский полк в должность священника, указанный полк в это время стоял в местечке Саракамыш Карской области, в указанном полку я пробыл 1 год и по болезни был переведен в 151 -й пехотный Пятигорский полк местечке Картуз-Береза Гродненской губернии. По истечении 2 лет был переведен в 162-й Ахалтийский полк, находящийся в г. Могилеве на Днепре, в этом полку я пробыл 3 года, т.е. до конца 1899 года и был переведен в 10-й Новоингерманландский полк стоявший в г. Калуге, в указанном полку я пробыл 3 года, т.е. до конца 1902 года, откуда был переведен бригадным священником во 2-ю Восточно-Сибирскую стрелковую бригаду, местечко НовоКиевское, находящееся на границе с Кореей. В этой бригаде пробыл 14 лет, т.е. до 1916 года, будучи в течении 12 лет благочинным 2-й Сибирской стрелковой дивизии. Революция 1905 года меня застала в вышеназванной дивизии, которая была брошена в Корею с приказом для военных действия напора на правый фланг Японской армии. Особых военных действий у нас с Японией не было, так как этому препятствовали географические условия (гористая местность и бездорожье), за исключением нескольких боев. В октябре месяце 1906 года, наша дивизия возвратилась обратно в местечко Ново-Киевское, где и находилась до 1912 года. Задачами моими как дивизионного благочинного являлось наблюдение над

3 Имеется ввиду протопресвитер Александр Желобовский.

подчиненным духовенством и, руководство таковым. Практическая деятельность среди солдатских масс заключалась в церковной службе преподавания Закона Божьего и учебной команде и в не богослужебное время - беседы с нижними чинами на религиозные темы. В 1912 году наша дивизия на станцию Большой, т.е. просто Раздольная Уссурийской железной дороги, где находился до начала немецко-русской, т.е. империалистической войны. В августе месяце 1914 года наша дивизия выступила на Германский фронт в г. Варшаву, где и встретила первый бой с немцами. Прямо под Варшавой из вагонов в этом бою мы взяли верх и преследовали их до города Ченстохова. Откуда наш первый Сибирский армейский корпус был переброшен на г. Лодзь, окруженный немцами. В итоге нескольких боев мы продвинулись на реку Бзуру, где принимали ожесточенные бои в течении полгода, потом были переброшены в марте месяце 1915 года под г. Прасныш, где находились течении 4 месяцев, также принимая ожесточенные бои. Кажется, в июле 1915 года у нас началось на Западном фронте общее отступление по направлению г. Вильно, дошедши до местечка Поставы Виленской губернии наши части закрепились, где и держали фронт до февраля или марта месяца 1916 года. Задачей в последнем местечке Поставы нашей русской армии, где скопилось до 7 корпусов являлось во что бы то ни стало прорвать немецкий фронт в течении 5-6-7 месяцев. С марта 1916 года у нас с немцами были ожесточенные бои, результатом коих был отход немцев, но в связи со сложившимися естественными условиями - дождь и снег, наша армия успеха не имела, та местность на которой мы принимали бои, была низменной и после дождей, || (л. 22) снега затоплено, что не давало возможности двигаться вперед. В апреле месяце 1916 года в связи с тем, что была Пасха, 5-й корпус Русской армии находящийся между озерами Вишневское и другое не помню, начал справлять Пасху, где офицерство даже имело жен, прозевали и немец прорвался и даже забрал жен офицеров и полковников забрали в плен - нас перебросили в это место, где отбив место занятое немцами, выправив дело обратно возвратились на свою позицию. В июне или половине мая 1918 года нас перебросили в г. Ковель, где несколько приняли ожесточенных боев и в следствии громадных потерь людского состава, наш корпус начал вести отход для отдыха и пополнения. В 1916 году в августе месяце я был переведен в 13-ю стрелковую вновь сформированную дивизию в связи с тем, что там не было священников с одной стороны и с другой, потому что имел долголетнюю практику в военном ведомстве духовенства. В указанной дивизии я пробыл в течении 3-х месяцев, т.е. искал я эту дивизию почти в течении 3-х месяцев, и нашел таковую в Галиции, около города Подгайцы. 13-я дивизия принимала ожесточеннейший бой по рекам Золотой Лине, Гнилой Лине и на Раковке против австрийцев, пробывши в этих местах до начала Февральской революции 1917 года. Февральская революция меня застала в должности священника дивизионного лазарета указанной 13-й дивизии, где находился до 4 января 1918 года. В связи с тем, что армия, и в частности наша дивизия, совершенно с фронта разбежалась, не примкнув ни к армии Красной и Белой, мне

как благочинному и как лазаретному священнику делать было нечего, поэтому я с разрешения управляющего лазаретом, фамилию не помню, выехал в отпуск в г. Хабаровск, где у меня находилась семья. В гор. Хабаровске меня застала ликвидация военно-морского духовенства. Разъясняю, что из 13-й дивизии я выехал 4 января 1918 года по линии Юго-Западной дороги через станции Проскурово, Новозыбков, Брянск, Тулу, Самару, Иркутск, Никольско-Уссурийская и Хабаровск, ехал я в течение месяца с массой солдат, по дороге с которыми абсолютно разговоров ни каких не вел. Прибывши в Хабаровск, я там застал уже соввласть, первое время я обратился к коменданту города, представив ему свой послужной список, здесь же просил о даче мне места, которое мне было обещано и в мае месяце 1918 года я поступил на должность делопроизводителя податного участка в г. Свободный, находящийся в 600 километрах от гор. Хабаровска. Указанное назначение я получил через Амурский коллектив казенной палаты существовавшего в то время в г. Хабаровске, вместо ранее существовавшего управляющего казенной палатой. Прибывши в гор. Свободный в мае мес. 1918 года, я поступил на должность как выше указал делопроизводителя, где и проработал до сентября месяца 1918 года. В сентябре месяце 1918 года из коллектива мы получили сообщение, что город Хабаровск занят атаманом Колмыковым и вместо существовавшей палаты, снова вернулся хозяин казенной палаты, который всех нас уволил со службы. Еще в мое нахождение в Свободном, там шли бои недалеко в местечке Бочкарева между советами и атаманами. Начальник участка Кормилов Василий Иванович мне как делопроизводителю сказал, что наш участок уже ликвидирован, и поэтому, что хотите, то и делайте, в силу чего я выехал в гор. Хабаровск. Это в сентябре месяце. В г. Хабаровске я пробыл в течение полутора года совершенно без места, так как имел средства, но за эти полтора года мне приходилось выезжать в г. Читу на ст. Манчжурия, где также устроиться на работу не мог, в силу чего в августе месяце 1919 года я из Манчжурии прибыл в гор. Хабаровск, где уже власти белых не было. Правительство в это время в г. Хабаровске состояло из 40 человек, из них было 18 эсеров, 18 коммунистов и 4 б/п. Я служил в это время в должности заведующего отдела призрения николаевских беженцев. В названную должность я был приглашен инженером Милеевым Александром Николаевичем или Ивановичем, который был эмиссаром временного правительства в гор. Хабаровске и какой он принадлежал политической партии я не знаю. В данное время, на сколько мне известно, он находится в гор. Владивостоке в должности главного инженера Металлургического завода. О том, что Милеев находится в гор. Владивостоке я слышал в 1932 году. Будучи там под ведением Милеева, я прослужил в течение 3-х месяцев, т.е. до декабря месяца 1919 года. Как я уже выше указал, что в гор. Хаба- || (л. 23) ровске было правительство из 18 эсеров, 18 коммунистов и 4 б/п., то таковое было организованно уже в декабре месяце 1919 года. Перед этим же существовала Городская Управа или Городская Дума, головой которой был б.

учитель Збайков, бывший эсер, и он же вошел в состав нового правительства депутатов городского самоуправления от эсеров.

Указанное правительство просуществовало в городе Хабаровске до декабря месяца 1920 года, т.е. до момента занятия города белыми войсками во главе с генералом Молчановым, все советские учреждения к этому времени эвакуировались, мне же лично эвакуироваться не представилось возможным в силу того, что как я уже указывал, я был заведующим хозяйством и так быстро сдать хозяйство не имел возможности. Как только заняли белые, возвратились в город все старые хозяева и были восстановлены Городская Управа, во главе которой стал бывший в советском правительстве эсер Збайков, меня же с должности завхоза сняли, направили работать заведующим дровозаготовками на станцию Верино, где я пробыл до ухода генерала Молчанова во Владивосток, таким образом, белые на территории гор. Хабаровска пробыли не больше 1,5 месяца, после чего заняли Хабаровск красные войска, и я с приходом последних возвратился в гор. Хабаровск, заняв опять должность завхоза, в каковой находился до конца 1922 года. В связи с советизацией края мне было предложено или снять сан священника, или уйти с должности, так как священник не имел права работать. Снять сан я не пожелал, а поэтому в 1922 году я поступил на службу священником в село Саровку Иманского уезда Приморской области, где прослужил до августа месяца 1923 года. Я совершенно выпустил из виду, что в моей семье до 1919 года имелись следующие дети: 1 ). дочь Антонина Михайловна, сейчас 38 лет, замужем за Добригиным Василием Афанасьевичем, работавший до 1927 года в газете гор. Хабаровска художником, где он находится в данное время я не знаю, но предполагаю, что в городе Хабаровске. 2). дочь Тамара Михайловна, 36 лет, замужем за учителем Николаевым Александром Дмитриевичем, в данное время работает учителем при железнодорожной школе ст. Цицикар Китайско-Восточной железной дороги. Его я никогда не видел и откуда он происходит я не знаю, переписки с ним никакой не имею. 3). сын Анатолий Михайлович, в данное время ему было бы 40 лет, он в 1914 году окончил Николаевское кавалерийское училище, получив чин хорунжего и служил в Уссурийском казачьем полку гор. Хабаровск. В 1914 году с полком вышел на Германский фронт, по окончании гражданской войны он остался в Манчжурии и что он там делал для меня не известно. В октябре месяце 1918 года, когда в гор. Хабаровске, точно сейчас не помню, был ли атаман Калмыков или не было, мой сын Анатолий с Манчжурии приезжал в гор. Хабаровск всего на один день по своим делам и уехал обратно в Манчжурию, после этого до 1920 года когда я проживал в г. Хабаровске, Анатолий присылал письма из г. Харбина, в которых очень кратко писал о том, что он жив-здоров и больше ничего, какую он занимал должность в Харбине я не знаю. В 1918 году в октябре месяце, он приезжал в военной форме, чина офицерского, был одет в кожаную тужурку. С 1920 года ни я, ни жена, известий от него никаких не имели и где он находится в данное время мне не известно. Был ли он женат я не знаю. В 1923 году я переехал в гор. Владивосток, где поступил на службу священником в

кафедральный обновленческий собор, где прослужил около года, епископом в то время был Смелов Василий, который якобы находится в Средней Азии в гор. Коканд или Фергана, священниками были: Архипов4, в данное время должен быть в Свердловске, Дворянский Алексей, где находится в данное время я не знаю. В связи с болезнью жены я в 1924 году переехал в гор. Хабаровск, где поступил в обновленческий кафедральный собор священником, епископом собора был Давыдов Владимир, в данное время находится в гор. Камень на реке Оби. Священником был Каюков, где находится точно не знаю, но слышал, что должен быть в Михайло-Семеновской станице Амурской области. В Хабаровске я пробыл несколько больше года и ушел за штат. В 1925 году в связи с ссорой между священниками и епископом я ушел за штат, поступив работать в гострест «Дальлес» в должность делопроизводителя-архивариуса и библиотекаря, прослужив 4 месяца, откуда был уволен, как не член Союза и в таковой не принимали. В марте мес.1926 года, я снова поступил священником в село Лермонтовку Хабаровского уезда, где прослужил 1,5 года. В 1927 году в августе || (л. 24) месяце я поступил на службу в гор. Благовещенск Амурской области в должность настоятеля кафедрального собора ВВЦС ориентации, где пробыл 1 год, после чего получил назначение на должность епископа в гор. Барнаул, где прослужил 1 год, был переведен в гор. Красноярск также епископом ВВЦС. В Красноярске пробыл полтора года и обратно был переведен в гор. Благовещенск, где и служил до июня 1933 года. В 1931 году в декабре месяце пленумом ВВЦС в Москве я был утвержден, т.е. избран членом Временного Высшего Церковного Совета. Будучи священником Владивостокского кафедрального собора обновленческой ориентации и служа вместе с Успенским Федором, который являлся настоятелем Покровской церкви гор. Владивостока, мы с Успенским как сослуживцы одной ориентации познакомились и частенько один к другому заходили. Зимою 1933 года, я пришел к Успенскому на квартиру за стаканом чая, точно не помню, с чего началась беседа, но разговор у нас шел за секту адвентистов. Он, Успенский мне задал вопрос: «Как Вы понимаете толкование 18 стиха 13-й главы Апокалипсиса?» Я на это ему ответил незнанием, тогда он сказал, что он кроме всяких толкований вышеназванного стиха имеет совершенно новое и здесь же из письменного стола достал напечатанную на машинке коротенькую статью этого толкования, под заголовком «Имя антихриста». Статья эта начиналась так: «Среди многих вопросов о личности антихриста есть особо интересный вопрос. Это вопрос его имени. Как отдельные определения личность антихриста будет иметь собственное имя. Какое это может быть имя? Апостол Иоанн Богослов говорит: «Никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это печатание - или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость, кто имеет ум, тот сочти число зверя ибо это число человека, число 666». Известно, что евреи и греки, а в последствии славяне особых начертаний цифр не

4 Имеется ввиду Константин Архипов, священник Екатеринбургской епархии.

имел, а буквы из азбуки служили вместе с тем и цифрами, например: А - 1, Б - 2, Г - 3, Д - 4, К - 20, П - 50, Р - 100 и т.д. Каждое слово состоит из букв, а если мы в таком каком либо слове вместо букв поставим соответствующие цифры или число и все их сложим вместе, то получится сумма. Вот эта сумма букв имеет имя антихриста и должна равняться 666.

Много было попыток и предложений угадать и указать имя антихриста, но все они глубоко неправильны, так как брались имена случайные и без всякого внутреннего смысла, так например: древние христиане богословы указывали на имени Лотейнос, Шеатан и другие, которые если написать их получим 666. В новое время старообрядцы видели 666 в исковерканных словах Наполеон, император, а теперь в слове вольнодумцы, но все эти ухищрения не имеют никакого смысла и значения, как и всякие ухищрения со спичками. Несомненно, что имя антихриста будет заключать в себе глубокий смысл, выявляющий весь характер и деятельность антихриста. Именно на это указал Иисус Христос словами: «Я пришел во имя Отца Моего, и не приняли Меня, а если иной придет во имя свое, его примите (Ин 5:43)». Мы знаем, что выразителем антихриста явится: во-первых, дух антихриста, т.е. учение старающееся ниспровергнуть истинную веру в Бога и во все христианское учение, и поставить себя выше всего и даже силой навязать себя всем людям. Апостол Иоанн говорит: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире». Во-вторых, общество людей, не признающих никакой веры, не только христианской, но и вообще никакой и враждующая со всеми религиями, вера их есть самый грубый материализм, а конечное стремление оскотоподобит человека. Все же это делается для блага всего человечества во имя свободы, братства и равенства, апостол говорит про них: «Теперь много появилось антихристов». И наконец, в-третьих, отдельный определенный человек, который и воплотит в себе боговраждебность и будет выдавать себя за Бога, апостол Иоанн говорит: «Никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет...» и т.д. Все эти определения имени антихриста существенны, есть ли в настоящее время нечто подобное. Конечно есть, есть и дух антихриста, т.е. безбожное учение, основанное на материализме, есть и слуги антихриста, выдвигающие богоборные доктрины, прикрытие маской учености и желающие счастья всему человечеству и на- 11 (л. 25) конец есть и общество или точнее партия людей, отвергающая всякую веру вообще и христианство в частности, и ставящая себя и свои заблуждения выше всего в мире, выше всего называемого Богом или святынею, ни какого Бога, говорит эта партия — нет, нет ни души, ни ада, ни рая, ни даже отдельной личности, а есть только коммунизм. Коммуна-бог тут есть все этому богу люди должны приносить в жертву все и себя, и семью, и жен, и детей. Это воскрес древний бог - Молох, но уже в новой форме, еще кровожаднее, страшнее, звериноподобнее. Бог по-еврейски «ЭЛ», слово это при присоединении с другими переходит в «ИЛ», например, Михаил, Гавриил, и т.д. И из коммунизма,

отбрасывая «з» и «м» выходит слово «Коммуниил», которое должно быть и будет собственным именем антихриста. Разберем же это слово точнее и определим, подойдет ли оно приличествует ли оно антихристу, и с высшей стороны, и со стороны внутреннего смысла. Начнем с внешней, поставим в «Коммуниил» вместо букв цифры К-20, О-70, М-40, У-400, Н-50, И-8, Л-30, сложил все и получил 666. Итак, с внешней стороны «Коммуниил» соответствует. Определим с внутренней стороны «Коммунизм» есть именно богоборное учение и т.д. Их знак пока временная звезда «Сатурн», которую древние обоготворяли и называли богом Ремфаном. Апостол Иоанн говорит: «Никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто будет иметь начертание» и действительно, все блага Мира, вся торговля, все мировые средства должны принадлежать только коммунистам и ими захватываться, они господствующие, а прочие все рабы. И с этой стороны внутренний коммунизм вполне соответствует антихристу. Не христианская религия есть дурман и опиум, а коммуна-бог, а поэтому имя его будет Коммуниил».

Прочитавши статью, я Успенскому сказал, что они очень ловко подведены, но с большой натяжкой, потому что имя «Коммуниил» сложное из 2 -х языков: латинского и еврейского, а должно быть или одно еврейское или греческое, так как Иоанн Богослов писал Апокалипсис для греческих малаазийских церквей. О распространении этих листовок мы с Успенским не договаривались, хотя я лично их считаю не контрреволюционными. Здесь мне Успенский дал 4 листовки, которые я и хранил у себя. Из них 2, мною еще во Владивостоке были уничтожены, одна была отобрана при обыске в гор. Благовещенске органами ОГПУ, и одна была привезена в связи с моим назначением в должность епископа в гор. Каменск. Последнюю я, приблизительно в октябре месяце 1933 года, хорошо помню, пришел в мою квартиру Чернобаев Дмитрий Михайлович5. Я ему сказал: «Эквилибристику богословского ума» Вы читали?» и здесь же дал ему ее прочитать. Он, прочитавши, засмеялся и сказал, что это чепуха. Больше я ему эту листовку не давал, а также никому не читал и не давал никому читать. И в этот же день, а возможно на другой, сжег таковую в печке. Указанную листовку я совершенно не собирался где-либо распространять и в соборе гор. Каменска беседах я об ней не говорил.

Записано с моих слов, мне зачитано, в чем и расписываюсь ЛЬВОВ

Допросил УПОЛ. ОПО ШДОС ОГПУ (КАЗАКОВ)

5 Протоиерей Димитрий Чернобаев в 1933 г. председатель Каменского Епархиального Совета (см.: Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет... С. 500).

(л. 46)

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА ЛЬВОВА МИХАИЛА АЛЕКСЕЕВИЧА от 19

ДЕКАБРЯ 1933 г.

Допросил уполномоч. СПО Шахтинского Горотдела ОГПУ Казаков

В развитии ранее данных мною показаний сообщаю, что мною перед уходом из дивизионного лазарета 4 января 1918 года было подано на имя главного врача Исидора Сигизмундовича Беттэ рапорт о представлении мне отпуска на 2 месяца и выдачи документов на проезд. Моя просьба была удовлетворена, и я как указывал ранее приехал в г. Хабаровск, так как там у меня находилась семья. Прибыл в Хабаровск я через месяц, то есть 4-го февраля 1918 года. Сына Анатолия при приезде меня в г. Хабаровск я не застал и где он находился в тот период я не знаю. Когда город Хабаровск был занят атаманом Колмыковым, а я в то время из города Свободного приехал в Хабаровск, то хорошо помню, что мой сын Анатолий Михайлович Львов приехал в Хабаровск. Зачем он приехал не знаю, но как я ранее показывал, что Анатолий служил в Уссурийском казачьем полку хорунжим и штаб полка находился в г. Хабаровске, возможно он приезжал по каким-либо || (л. 46 об.) своим делам. В моей квартире пробыл всего одни сутки и уехал в г. Владивосток. После указанной встречи я его больше не видел ни одного раза, а он только присылал до 1920 года письма. С сыном я в течение 13 лет не какой связи не имел и где он находится не знал. Бывшего учителя эсера Збайкова я последний раз видел в 1928 году в г. Хабаровске и имел с ним разговор на церковную тему. Он мне советовал переехать к ним в Алексеевскую церковь г. Хабаровска тихоновской ориентации. Милеев Александр, я ранее показывал, я слышал от кого не помню, что он находится во Владивостоке. Он сейчас в возрасте 60 с лишним лет.

Записано с моих слов, мне зачитано, в чем и расписываюсь ЛЬВОВ Допросил (КАЗАКОВ)

(л. 63)

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА ЛЬВОВА МИХАИЛА АЛЕКСЕЕВИЧА от 24

ЯНВАРЯ 1934 г.

Допросил уполномоч. СПО Шахтинского Горотдела ОГПУ Казаков

Ф.И.О. и другие анкетные данные

|| (л. 63 об.) Показания по существу дела: в 1923 году 9 февраля я был арестован Хабаровским ОГПУ. За то, что я будучи священником в г. Хабаровске написал письмо прихожанам Ново-Покровского о том, что появившийся в их приходе и выдающий себя за священника Федулкин Михаил не является священником, а просто самозванец, а поэтому его не принимать. Просидел я под

арестом 5 недель. Дело было передано прокурору на рассмотрение и последний дело прекратил, после чего я был выпущен из-под ареста. В 1927 году я снова был арестован Хабаровским ОГПУ сам не знаю за что. Я просидел 2 недели и был освобожден обвинения мне предъявили в том, что я якобы на кладбище говорил о том, что правительство притесняет нас в религиозном вопросе. 5 мая 1933 года я был арестован Благовещенским ОГПУ. И мне в ОГПУ предложили сдать имеющееся золото. Так как я золота абсолютно не имею, то через 2 недели я был освобожден. В обнаруженных у меня при обыске заметках указывается о том, что для того, чтобы звонить в колокол || (л. 64) в церкви, совершать службу, церковный староста должен был каждый раз ходить в ВИК, испрашивать разрешения и далее. Сколько крестьяне не испрашивали разрешения отслужить молебен перед выгоном скота на пастбище или выйти с иконами в поле по случаю бездождия тоже не разрешали. Несмотря на то, что это было, но это от советской власти не зависело, так как это делали на местах.

Листовку «Имя антихриста», как я уже указывал в своем первом показании, я давал читать только одному Чернобаеву Дмитрию священнику каменского собора. Когда Чернобаев прочитал эту листовку, то он просто усмехнулся и сказал, что это чепуха. Категорически заявляю, что эту листовку я больше никому не читал. Еще раз подтверждаю, что о сыне Анатолие Львове я уже 14 лет ни каких известий не имею. Хорошо помню, что в 1933 году, когда он приехал в г. Каменск, у меня действительно был с ним, с Чернобаевым, разговор о имеющихся у него и меня детях. Я ему рассказывал какие у меня имеются дети и, в частности, говорил ему о том, что у меня был сын Анатолий офицер, который неизвестно где пропал. Я с ним 14 лет не имею никакой связи. Свои предположения я высказывал о том, что если || (л. 64 об.) он жив, то возможно находится где-либо в Монголии или еще где-либо. Моя дочь Антонина Михайловна, по мужу фамилия Добрыкина Василия Афанасьевича, он работает художником. Дочь работает в г. Красноярске машинисткой. С ними как я уже указывал переписки никакой не имею. Отобранное у меня перепечатанное на машинке письмо, переведенное с греческого языка от Вселенского Патриарха Фотия 11-го на имя Собора епископов, признающих Временный Высший Церковный Совет, мною получена от ВВЦС из Москвы. Это письмо точно не помню, но кажется, что я и другие читали его в г. Красноярске. От дочери Тамары Михайловны Николаевой, служащей при станции Цицикар Китайско-Восточной железной дороги, я в 1933 году получил 5 долларов через Благовещенский торгсин. Больше мною долларов от дочери не получалось.

Записанное в моем заявлении и мои понятия: советская власть и коммунизм у меня таковы: советская власть есть форма управления народом и в таком виде она почтенна и священна. Коммунизм же посягает или вернее теоретически трактует об устройстве жизни и посягает на духовную природу человека. Это есть безбожие. С коммунизмом я просто не согласен.

Записано со слов, мне зачитано, в чем и расписываюсь ЛЬВОВ

Допросил

(КАЗАКОВ)

(л. 69) ЗАЯВЛЕНИЕ

Архиепископа, члена Высшего Церковного Совета, гражданина Михаила Львова

Я был лишен свободы в ночь на 2-е декабря прошлого 33 года. Причиной ареста был донос на меня митрополита Иннокентия Бусыгина, которому я слишком мешаю жить в городе Каменске. Мне ставилось в вину, что я будто бы проповедовал в церкви о наступлении конца света (мира) и о пришествии «антихриста», причем, была предъявлена статья об имени антихриста, доставленная Бусыгиным, в которой было несколько резких и обидных выражений на счет коммунизма и коммунистов. У меня была такая статья, но она мною сожжена, а предъявлена была Бусыгинского изделия, очевидно, это обстоятельство со стороны закона преступлением не считается, то мне 19-го декабря во имя «окончательной ликвидации остатков паразитического класса» предъявлено обвинение в шпионаже, участии в временном правительстве (г. Хабаровск) и в составлении контрреволюционных организаций в городе Каменске, где я служил архиепископом. На это я и намерен теперь дать исчерпывающее объяснение.

1. ШПИОНАЖ. Мне 70-й год, и я никогда в жизни не был подлецом, мерзавцем, предателем кого бы то ни было и кому бы то ни было. Политикой я никогда не занимался и не занимаюсь, т.к. эта область апостольскими правилами нам запрещена. А для меня не представляла и не представляет никакого интереса и у нас своего дела много. Да и жил на Дальнем Востоке, где в этом и нужды нет. Дальний Восток до 24 года был открыт для всех и теперь кишит китайцами и корейцами - мировыми шпионами, предающими за деньги своих детей. Японца от китайца не отличишь, и я совершенно отрицаю то, чтобы японцы за сведениями обращались к русскому населению. Пустое дело. У меня был сын, но он уже 14 лет в неизвестности, вероятно умер. Есть дочь в г. Цицикаре, но она служит учительницей в советской школе второй ступени, член профсоюза и с ней никакой переписки тоже нет, т.к. не пропускают. Я от нее получал по открытке в 31 и в 32 годах, а в 33 году перевод на Русск. Банк: 5 долларов. Мои же письма давно не доходят, и я писать перестал.

2. УЧАСТИЕ В ВРЕМЕННЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВАХ. Никогда и ни в каких не состоял и не домогался, т.к. совершенно лишен тщеславия, да если бы и хотел, то попов в члены правительства нигде не приглашают. Примера такого не было, да и церковные правила этого не позволяют. Я просто находился из-за куска хлеба на службе в Хабаровской управе, при чем, главной моей обязанностью были не управлять, а добывать провиант, топливо и фураж. Надо было кормить больницу,

приют, богадельню, 600 служащих и отапливать водопровод, 21 школу и учреждения города. А || (л. 70) когда пришла 4-я красная дивизия, то помогать всемерно ей. Мне было не до политики. И когда я ушел, то мне был выдан за подписями предс. В.И. Остроумова и Минова, обоих коммунистов прекрасный аттестат за отличную службу. Меня и после опять приглашали на службу в коммунхоз, но я принужден по преклонности лет отказаться, не справлюсь. И предлагали коммунисты через гр. Белкина (коммунист). Трижды я был арестован ГПУ, копались в моей жизни усердно и ничего позорного не находили, а если бы что-либо за ней было, то меня не выпустили бы подобру, поздорову, а я не скрывался. Да мне это было не к чему.

3. СОСТАВЛЕНИЕ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Я в Каменске служил ровно два месяца, ни с кем не был знаком кроме духовенства, ни к кому не ходил и у меня никто не был. В церкви же видел только стариков и старух. И если бы я и действительно был враг советской власти, то абсолютно при таком положении ничего бы сделать не мог, а я и не враг соввласти и не сумасшедший старик, я владею обширным образованием и большим жизненным опытом. Мне 70-й год, и я наполовину только здоров и полуглухой. Я не авантюрист и ни в чем, кроме спокойствия и куска хлеба не нуждаюсь, но я разделяю понятия: советская власть и коммунизм. Соввласть есть форма управления народом и в таком виде она и почтенна и священна, о чем свидетельствует библия (история избрания Саула на царство), а коммунизм трактует об устройстве жизни и посягает на духовную природу человека, я верю в Бога, существование души, в загробную жизнь и воздаяние, а потому с ним я просто не согласен. В этом только моя вина, если это есть вина. Я служил на гражданской службе и делопроизводителем финучастка, завхозом, делопроизводителем треста «Дальлес» и всюду заслуживал одобрение. А приехав в г. Каменск, через два месяца очутился в подвале. За что? Ликвидация? Семидесятилетнего старика?

Архиепископ Николай Львов 11.1.34 г.

Верно: Уполномоченный СПО Меж-горотдела ОГПУ (Казаков)

(л. 79)

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА ЛЬВОВА МИХАИЛА АЛЕКСЕЕВИЧА от 15

ФЕВРАЛЯ 1934 г.

Допросил уполномоч. СПО Шахтинского Горотдела ОГПУ Казаков

Ф.И.О. и другие анкетные данные

Предъявленную вами, моею рукою написанную, речь при наречении моем в епископы, которую я произносил в 1928 году в церкви г. Свердловска на площади. Слова, написанные в этой речи «Кажется все силы ада ополчились на Православную Веру и Православную Церковь. Злые и бешеные волны бушующего

житейского мира употребляют все усилия разбить и потопить церковный корабль и смыть с православных душ святую веру. С одной стороны, полное неверие с другой полное равнодушие к делам веры и с третьей всевозможные ереси отсутствие разделения и мятежи против законов Церкви || (л. 79 об.) поруганной волной разливаются по лицу земли русской затопляют и поглощают православные души, людей не могущих разобраться в истине». Я считаю, что здесь ничего нет контрреволюционного. Предъявленную вами моею рукою написанную открытку на имя моей внучки Добригиной Маргариты со словами: но весной и летом здесь грянет настоящий голод, а за ним тиф. Народ толпами валит из города, везде белеют объявления о распродаже... Писал я это потому, что в тот период времени в г. Благовещенске действительно было такое положение, что не было хлеба на рынке и покупали по 100-110 рублей за каравай.

Записано с моих слов, верно, мне зачитано и объяснено, что следствие по моему делу закончено, в чем и расписываюсь

Подпись

Допросил и объявил об окончании следствия Упол. СПО ШГО ОГПУ (КАЗАКОВ)

(л. 81)

КАМЕНСКОМУ ЕПАРХИАЛЬНОМУ СОВЕТУ

Вх. № 30 18.Х-33 г.

Прочитав внимательно рапорт благочинного протоиерея о. Косьянова6 и

п

приложенное к нему воззвание обновленческого протоиерея Семенова , предлагаю Епарх. Совету объявить вверенной мне епархии следующее.

Все воззвание есть ничто иное как обыкновенное обновленческое языкоблудие, рассчитанное на затуманивание легковерных и мало осведомленных людей. Дело же заключается в том, что обновленчество не имеет твердой опоры ни в св. писании, ни в св. предании, ни в практике Церкви, ни в народном православном духе, в настоящее время совершенно разваливается. Оно давно уже, с 28 года, страстно ищет возможность единения с организацией В.В.Ц.С., твердо стоящей на православном каноне, надеясь через это укрепить свои позиции. Рыба тухнет с головы. Голова же обновленчества, верхушка его, состоит из таких митрополитов (как Введенский8, Смелов9, Блинов10, Трубин11, Минин12 и др.), с

6 Протоиерей Косьянов, в 1933 г. благочинный церквей Каменского округа юрисдикции ВВЦС.

7 Протоиерей Семенов, в 1933 г. благочинный церквей Каменского округа обновленческой ориентации.

8 Имеется ввиду митрополит Александр (Введенский) (см.: Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол. С. 50-52).

9 Имеется ввиду митрополит Василий (Смелов) (см.: Там же. С. 156-157).

10 Имеется ввиду митрополит Петр (Блинов) (см.: Там же. С. 459-460).

которыми ни один из иерархов В.В.Ц.С., которые все монахи, сохраняя свое достоинство и честь, ни в коем случае встать на одну доску не пожелают и по своим убеждениям не могут. Никто сознательно и по своей воле в грязи не валяется, а если кто почему-либо в нее упадет, непременно стараются из нее вылезти. Поэтому обновленчество и ищет возможности начать объединение с низов, которые в околпачивании скоро не разберутся, а не с верхов. Если же низы, клир и народ будут на их стороне, то верхи сами сдадутся. Расчет верен, но не выполним. Всякое дело решается наверху, а не внизу и всякая организация крепка только дисциплиною, без которой она и существовать не может. Чтобы начать дело объединения, дело первостепенной важности, необходимо согласие верха организации, в данном случае В.В.Ц.С., а В.В.Ц.С., т.е. Малый Совет епископов, никакого согласия на объединение с обновленцами дать не может до тех пор, пока обновленцы не откажутся от своих заблуждений и новшеств и не возвратятся на правый путь, указанный св. писанием, св. преданием и правилами апостолов, соборов вселенских, поместных и св. отец. Это вообще, а в частности. Обновленцы говорят, что они признаны вселенскими патриархами, || (л. 81 об.) и что постановления Московского их съезда, 23 года, который они наивно величают собором, утверждены Вселенским Константинопольским патриархом Григорием VII. Такое заявление просто наглая ложь.

Несмотря на все старания, уловки, обманы и подходы обновленцев к восточным патриархам, патриархи неизменно им отвечают, что если же вы строго стоите на св. писании и св. предании, то мы с вами, а нет, так и нет. Вот. Этого то сказать про себя обновленцы не могут, а патриархи тоже иного сказать не могут.

Как могут патриархи-монахи утверждать: женатый епископат, второбрачие и даже многобрачие духовенства, вступление в брак епископов, священников и диаконов, непризнание мощей, чудотворных икон и упразднение монашества? Правила говорят: «Епископ, диакон и пресвитер должен быть одной жены муж» (1 Тим. 3:2) «Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина» (Ап. 17). «Вземший в супружество вдову или отверженную от супружества ... не может быть епископ, пресвитер, диакон, ниже в списке священного чина (Ап. 18).» «Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы» (Ап. 26). Обновленцы слова ап. Павла и 17-го правила толкуют в смысле «одновременно», а разновременно де можно иметь несколько жен. Толкование это - совершенно ложно. У евреев с вавилонского плена было строгое одновременное одноженство. Они тот самый плен считали Божиим наказанием за одновременное многоженство, как за распутство. А у римлян и греков многоженства и двоеженства, в смысле одновременных, никогда и не было. Для кого говорил апостол Павел и было

11 Имеется ввиду митрополит Михаил (Трубин) (см.: Там же. С. 377-379).

12 Имеется ввиду митрополит Николай (Минин) (см.: Там же. С. 404-405).

писано 17-е правило? Несомненно, для тогдашних и теперешних обновленцев, которые «свою праведность ставят выше праведности Божией» (Рим. 10:3). На основании своей праведности или точнее, необузданности они, вопреки 18-му правилу разводятся и женятся на разведенных. Вопреки 26-му правилу у них вступают в брак и епископы, и пресвитеры, и диаконы.

Кто может уничтожить слова ап. Павла и правила апостолов. Никто. Даже и вселенский собор не может. Вот поэтому-то иерархи утверждать обновленческие постановления никак не могут. Младший не может отменить закон, изданный старшим. || (л. 82) Вселенский собор не в праве отменить правила апостольских, а поместный -правил вселенских соборов. Отменить правила может только равный по власти. Московский же съезд обновленцев 23 года никак не может быть назван даже и собором поместным, так как состоял всего только из 15-ти епископов, в то время когда Русская Православная Церковь имела их более 200. Что же касается до 58 обновленческих архиереев бывших на съезде, то это были не православные епископы, а лжеепископы, явившиеся на съезд узаконять свое беззаконие, и разглагольствования их для Церкви не имеют никакого значения.

На обновленчество надобно смотреть как на немецкое лютеранство, пересаженное на русскую почву. Своего рода штундобаптизм. А что это так, видно из того, что обновленцы, как и лютеранские богословы (Гарнак и его школа) выдвигают необходимость изменить учение об Иисусе Христе, считать Его не Богочеловеком, не 2 Лицом Святой Троицы, а просто только человеком, величайшим учителем наравне с Конфуцием, Буддой, Моисеем, Магометом и т.д. Попутно обновленцы намерены пересмотреть и все догматы. Признание мощей и чудотворных икон ими давно уже отвергнуто, как упразднено монашество. По их учению не жизнь должно вести по св. писанию и св. преданию, а св. писание и св. предание необходимо приладить к современной жизни и все современное из него удалить. Взять, значит, Новый Завет, Книгу правил и выдирать из них каждый день по листочку, || (л. 81 об.) пока не останутся одни корки, переплет, т.е. одна видимость, внешность христианства. Вот обновленчество и есть только переплет христианства. Одно название, а внутри пустота, полное неверие.

Это православные христиане должны твердо знать и твердо помнить. Да, мы молимся об единении, искренно желаем слить всех христиан воедино, дабы было едино стадо и един пастырь, но это объединение должно быть на основании св. писания и св. предания, толкуемых по разуму Вселенской Церкви, а не по разуму сбившихся с толку людей. Нам с ними не по дороге.

В заключении могу указать на слова апостола Павла, которые как нельзя более подходят к современным обновленцам: «Много непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных (по настоящему времени из духовных, т.е. епископов и пресвитеров) каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит. 1:10-11) «Они поступают как враги креста Христова. их бог чрево и слава их в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3:18-19). «Лицемеры лжесловесники, сожженные в

совести своей» (1 Тим.4:2). А посему: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8)

1933 г. октября 6 дня Архиепископ Николай

(л. 84)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По следственному делу № 9761/СПО по обвин. ЛЬВОВА Михаила Алексеевича по ст. 58 п. 10 УК ч. II

Настоящее дело возникло на основании поступивших материалов в Шахтинский горотдел ОГПУ, в которых говорилось о том, что 25 августа 1933 года, из г. Благовещенска ДВК, по назначению, прибыл в гор. Каменск епископ епархии ВВЦС ориентации ЛЬВОВ Михаил Алексеевич.

Являясь ярым монархистом и непримиримым врагом существующего советского строя, и особенно идей коммунизма, с первых же дней, после ликвидации белогвардейщины и начала строительства социалистического пролетарского государства, ЛЬВОВ М.А. встал на пусть к-р деятельности, используя свое положение служителя религиозного культа, внедрял в реакционную массу населения идеи борьбы против советского строя.

За указанную к-р деятельность с 1923 по 1933 год на ДВК, ЛЬВОВ М.А. органами ОГПУ арестовывался три раза.

В 1928 году, проживая в г. Свердловске, ЛЬВОВ М.А. принял сан епископа и, в связи с этим, произнес речь в соборе, дав обещание верующим вести непримиримую борьбу с советской властью: «.злые и бешеные волны бушующего житейского мира употребляют все усилия - разбить и потопить церковный корабль и смыть с православных душ святую веру. С одной стороны -полное неверие, с другой - полное равнодушие к делам веры, и с третьей -всевозможные ереси отсутствие разделения и мятежи против законов церкви, поруганной волной разливаются по лицу земли русской... затопляют и поглощают православные души людей не могущих разобраться в истине...». И далее: «... будучи епископом, смогу принести Православной Церкви большую пользу, чем мог это делать доселе. я знаю, что меня ожидает впереди, в мире будут иметь скорбь, если меня гнали, будут гнать и вас (см. речь л.д. № 75).

По прибытии в г. Каменск, и учтя, что последний в период разгула белогвардейщины на Дону, являлся очагом организации белогвардейских карательных отрядов, в целях использования оставшегося реакционно настроенного против советского строя населения, ЛЬВОВ Михаил Алексеевич еще больше усилил свою к-р деятельность, для этого разработал листовку явно к-р содержания, под заголовком «ИМЯ АНТИХРИСТА», отдельные выдержки которой приводим ниже:

«. мы знаем, что выразителем антихриста во-первых - явится дух антихриста, т.е. учение старающееся ниспровергнуть истинную веру в Бога и во все христианское учение и поставить себя || (л. 85) выше всего и даже силой навязать себя всем людям...»

«. общество людей, не признающих никакой веры, не только христианской, но и вообще никакой и враждующая со всеми религиями, вера их есть самый грубый материализм, а конечное стремление - оскотоподобить человека.

«. есть ли в настоящее время нечто подобное? Конечно есть, есть и дух антихриста, т.е. безбожное учение основанное на материализме, есть и слуги антихриста, выдвигающие богоборные доктрины, прикрытие маской учености и желающие счастья всему человечеству . и наконец есть и общество или точнее партия людей, отвергающая всякую веру вообще и христианство в частности, и ставящая себя и свои заблуждения выше всего в мире, выше всего называемого Богом или святыней . никакого Бога - говорит эта партия - нет, а есть только коммунизм.

«... коммуна бог, тут есть все, этому богу люди должны приносить в жертву все - себя, и семью, и жен, и детей. Это воскрес древний бог Молох, но уже в новой форме, еще кровожаднее, страшнее, звериноподобнее... »

«... апостол Иоанн говорит: «Никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто будет иметь начертание» и действительно, все блага Мира, вся торговля? все мировые средства должны принадлежать только коммунистам и ими захватываться. они господствующие, а прочие все рабы».

«. не христианская религия есть дурман и опиум, а коммуна-Бог, а поэтому имя его будет Коммуниил...» (л.д. 3, 4, 5, 6).

В момент совершения богослужения в соборе гор. Каменска, на проповедях ЛЬВОВ использовал отдельные выдержки указанной им листовки, прививая верующим к-р взгляды и противопоставляя их советскому строю. Вся к-р а-с деятельность ЛЬВОВА подтверждается полностью свидетельскими показаниями ЧЕРНОБАЕВА, ПОКРОВСКОГО 13 , БУСЫГИНА, а также самосознанием обвиняемого (см. л.д. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 54, 55, 56, 57, 63, 64, 79).

Привлеченный по данному делу и допрошенный в качестве обвиняемого ЛЬВОВ Михаил Алексеевич, в предъявленном ему обвинении к-р а-с деятельности, виновным себя признал, в том, что:

а) Лично разработал листовку явно к-р содержания, под заголовком «Имя антихриста».

б) На основании этой листовки реакционно настроенные массы - казачество гор. Каменска в проповедях с амвона прививал к-р а-с взгляды, направленные против советской власти. || (л. 86)

13 Имеется ввиду протоиерей Иоанн Покровский, в 1933 г. секретарь Каменского Епархиального Совета юрисдикции ВВЦС.

в) Вступая епископом в 1928 году, дал клятву - беспощадно вести борьбу с советской властью, как властью безбожников (л.д. 63, 64, 79).

На основании вышеизложенного ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: ЛЬВОВ Михаил Алексеевич 1864 года рождения (70 лет) урожен. г. Варшавы, перед арестом проживал в г. Каменске, образование высшее, священником служил 38 лет, с 1928 года епископ, лишен избирательных прав по ст.15 п. «м» инструкции ВЦИК. С ноября 1933 года служил епископом в г. Каменске, ВВЦС ориентации, вдов, за к-р деятельность органами ОГПУ арестовывался три раза.

В ТОМ, ЧТО:

а) Лично разработал листовку явно к-р содержания под заголовком «Имя антихриста».

б) На основании этой листовки призывал реакционно-направленную массу казачества гор. Каменска, в проповедях с амвона, прививая а-с и к-р взгляды против советской власти.

в) Вступая епископом, еще в 1928 году дал клятву беспощадно вести борьбу с соввластью, как властью безбожников, что и осуществлял. (см. л.д. 3, 5, 4, 6, 75). Т.е. в преступлении предусмотрен. ст. 58 п. 10 УК ч II. А посему, руководствуясь постановлением ВЦИК от 9.04.27 года и приказом ОГПУ за № 172

ПОСТАНОВИЛ: Настоящее дело направить на рассмотрение в КПТ при ПП ОГПУ АЧК, предварительно согласовав с ПРОКУРОРОМ.

Арестованный ЛЬВОВ Михаил Алексеевич, содержится под стражей при ШГО ОГПУ с 1.12.33 года и с сего числа перечисляется содержанием за КПТ при ПП ОГПУ АЧК.

Вещдоказат. по делу: листовка к-р содержания (л.д.75, 76). Воззвание епископа Николая о борьбе с обновленчеством (л.д. 81, 82). Изъятые облигации на сумму 100 р. по квитанц. № 95 и 435 р. денег по кв. № 85, панагия серебряная одна, панагия серебряная с цепочкой - 1, крест серебряный большой - 1 по квит. № 104 сданы на хранение в бухгалтерию ШГО ОГПУ.

Составлено 22.02.34 г. Гор. Шахты. АЧК

УПОЛНОМОЧЕННЫМ СПО ШГО «СОГЛАСЕН» НАЧАЛЬНИК СПО ШГО «ПОДТВЕРЖДАЮ» НАЧАЛЬНИК ШГО ОГПУ

(Казаков) (Курочкин) (Баланюк)

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ СПО ШГО

(Казаков)

23 марта 1934 г. постановлением Тройки при ПП ОГПУ по Азово-Черноморскому краю архиепископ Николай (Львов) был приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. С декабря 1936 г., по окончании ссылки, проживал без определенных занятий у дочери в Красноярске. 4 октября 1937 г. был арестован. 30 ноября 1937 г. постановлением Тройки УНКВД СССР по Красноярскому краю приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в тот же день в Красноярске. В 1989 г. ив 1990 г. по обоим делам архиепископ Николай (Львов М.А.) был реабилитирован.

Источники

1. Дело 1933 г. по обвинению Львова М.А. // Архив УФСБ России по Ростовской области. Д. П-23470.

2. Дело 1937 г. по обвинению Львова М.А., Качеровского А.Н., Челнокова В.А. // Архив УФСБ России по Красноярскому краю. Д. П-17713.

Литература

1. Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: Общество любителей церковной истории, 2016. 733 с.

2. Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945). М.: Общество любителей церковной истории, 2018. 604 с.

Lavrinov V. V. (archpriest Valery Lavrinov)

«1 have never been a scoundrel, a bastard, a traitor to anyone in my

life...»: archbishop Nikolai (Lvov) (Based on the materials of the archival and investigative case)

Abstract. In December 1925, another schism occurred in the Russian Orthodox Church, which is still called the Gregorian schism. Among the Old churchmen, a Temporary Supreme Church Council was formed under the chairmanship of Archbishop Grigory (Yatskovsky). For many years, most researchers have equated it with renovationism. However, the revealed documentary materials allow us to attribute the split generated by the leaders of the VVCC to the right-wing opposition to Metropolitan Sergius (Stragorodsky), along with the Josephites, "true Orthodox Christians" and "non-remembrancers".

The structures of the Air Force carried out their activities for 12 years and were liquidated during the period of mass repression in 1937-1938. The reason for the liquidation was the tactical considerations of employees of state security agencies about the complete futility of this trend for intra-church struggle. During the entire period of the existence of the Provisional Supreme Church Council, it was headed by only two people: Metropolitan Grigory (Yatskovsky) in 1925-1932 and Metropolitan Vissarion (Zornin) in 1932-1937. The first period is characterized by the presence of collegial leadership, which fully corresponded to the previously stated principles and statutory documents of the Council. The second period is characterized by the authoritarianism of Metropolitan Vissarion's administration, which was largely due to his love of power and the influence of law enforcement agencies on him. Since both managers positioned themselves differently, each of them had like-minded people. One of Metropolitan Gregory's proteges and associates was Archbishop Nikolai (Lviv), and Metropolitan Innokenty (Busygin) fully supported Metropolitan Vissarion. The following documents provide comprehensive information about the life of Archbishop Nicholas, show the inconsistency of the charges against him, characterize the relationship of the members of the VVCC and expose the activities of the Renovationists. The materials of this 1933 case, which is stored in the Archive of the Federal Security Service of Russia for the Rostov region, have not been published anywhere to date.

Keywords: Provisional Supreme Church Council; Gregorian Schism; Metropolitan Grigory (Yatskovsky); Metropolitan Vissarion (Zornin); Metropolitan Innokenty (Busygin); Archbishop Nicholas (Lvov); repression against the clergy; investigative case of 1933.

References

• Lavrinov V.V., prot. Obnovlencheskij raskol v portretax ego deiatelej [The Renovationist schism in the portraits of its figures]. M., 2016.

• Lavrinov V.V., prot. Vremennyj Vysshij Cerkovnyj Sovet i ego rol' v istorii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi (1925-1945) [The Provisional Supreme Church Council and its role in the History of the Russian Orthodox Church (1925-1945)]. M., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.