Научная статья на тему '«Своей мученической кончиной смыли грехи и заблуждения»: епископы Митрофан и Тихон (Русиновы) (По материалам архивно-следственных дел)'

«Своей мученической кончиной смыли грехи и заблуждения»: епископы Митрофан и Тихон (Русиновы) (По материалам архивно-следственных дел) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Временный Высший Церковный Совет / григорианский раскол / митрополит Григорий (Яцковский) / митрополит Сергий (Страгородский) / епископ Митрофан (Русинов) / епископ Тихон (Русинов) / репрессии против духовенства. / Provisional Supreme Church Council / Gregorian schism / metropolitan Gregory (Yatskovsky) / metropolitan Sergius (Stragorodsky) / bishop Mitrofan (Rusinov) / bishop Tikhon (Rusinov) / repression against the clergy.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лавринов Валерий Вениаминович

В 1925 году в Российской Православной Церкви возник раскол, связанный с неприятием модели единоличного церковного управления патриаршим местоблюстителем и его заместителем. Группой архиереев был образован коллегиальный орган – Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС). Раскол получил наименование григорианского, по имени его председателя митрополита Григория (Яцковского). С момента возникновения ВВЦС курировался органами госбезопасности, заинтересованными в усилении внутрицерковной борьбы, и был ликвидирован в 1937 году по тактическим соображениям тех же органов. Длительное время григорианский раскол приравнивался к обновленчеству. Но, в отличие от последних, сторонники ВВЦС провозглашали не церковные реформы, а стояли на традиционных началах и поддерживали патриаршество. Поэтому григорианский раскол скорее можно причислять к правой оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому). В разные годы в юрисдикции ВВЦС состояли 52 архиерея, из которых 30 были старого поставления. К таким архиереям можно отнести братьев Русиновых – Митрофана и Тихона. Информация об их жизнедеятельности отложилась в следственных делах, хранящиеся в архивах силовых органов России и Украины. Первоначальные сведения были собраны внучатой племянницей упомянутых иерархов и приводятся в работе без изменений. Публикуемые данные позволяют оценить влияние на духовенство органов госбезопасности и показать репрессивную политику государства по отношению к Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Лавринов Валерий Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«By their martyrdom, they washed away sins and misconceptions»: bishops Mitrofan and Tikhon (Rusinov) (Based on the materials of archival and investigative cases)

In 1925, a schism arose in the Russian Orthodox Church related to the rejection of the model of sole church administration by the patriarchal locum tenens and his deputy. A group of bishops formed a collegial body, the Provisional Supreme Church Council (VVCC). The schism was named Gregorian, after its chairman, metropolitan Grigory (Yatskovsky). Since its inception, the VVCC has been supervised by state security agencies interested in strengthening the internal church struggle, and was liquidated in 1937 for tactical reasons by the same bodies. For a long time, the Gregorian schism was equated with Renovationism. But, unlike the latter, the supporters of the VVCC did not proclaim church reforms, but stood on traditional principles and supported the patriarchate. Therefore, the Gregorian schism can rather be attributed to the right-wing opposition to metropolitan Sergius (Stragorodsky). Over the years, the jurisdiction of the VVCC consisted of 52 bishops, of whom 30 were of the old order. Such bishops include the Rusinov brothers Mitrofan and Tikhon. Information about their vital activity was deposited in investigative files stored in the archives of the law enforcement agencies of Russia and Ukraine. The initial information was collected by the grandniece of the mentioned hierarchs and is given in the work without changes. The published data make it possible to assess the influence of state security agencies on the clergy and show the repressive policy of the state towards the Church.

Текст научной работы на тему ««Своей мученической кончиной смыли грехи и заблуждения»: епископы Митрофан и Тихон (Русиновы) (По материалам архивно-следственных дел)»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №1. С. 47-57

УДК 271.2 Лавринов В. В. (протоиерей Валерий Лавринов)

и и и

«Своей мученическом кончинои смыли грехи и заблуждения»: епископы Митрофан и Тихон (Русиновы) (По материалам архивно-следственных дел)

Аннотация. В 1925 году в Российской Православной Церкви возник раскол, связанный с неприятием модели единоличного церковного управления патриаршим местоблюстителем и его заместителем. Группой архиереев был образован коллегиальный орган - Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС). Раскол получил наименование григорианского, по имени его председателя митрополита Григория (Яцковского). С момента возникновения ВВЦС курировался органами госбезопасности, заинтересованными в усилении внутрицерковной борьбы, и был ликвидирован в 1937 году по тактическим соображениям тех же органов. Длительное время григорианский раскол приравнивался к обновленчеству. Но, в отличие от последних, сторонники ВВЦС провозглашали не церковные реформы, а стояли на традиционных началах и поддерживали патриаршество. Поэтому григорианский раскол скорее можно причислять к правой оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому). В разные годы в юрисдикции ВВЦС состояли 52 архиерея, из которых 30 были старого поставления. К таким архиереям можно отнести братьев Русиновых - Митрофана и Тихона. Информация об их жизнедеятельности отложилась в следственных делах, хранящиеся в архивах силовых органов России и Украины. Первоначальные сведения были собраны внучатой племянницей упомянутых иерархов и приводятся в работе без изменений. Публикуемые данные позволяют оценить влияние на духовенство органов госбезопасности и показать репрессивную политику государства по отношению к Церкви.

Ключевые слова: Временный Высший Церковный Совет; григорианский раскол; митрополит Григорий (Яцковский); митрополит Сергий (Страгородский); епископ Митрофан (Русинов); епископ Тихон (Русинов); репрессии против духовенства.

Будущий епископ Митрофан1 (Русинов Евлампий Владимирович) родился в 1881 году в слободе Казинке Павловского уезда Воронежской губернии в семье диакона. В 1904 году окончил Воронежскую духовную семинарию, после которой служил псаломщиком. В 1907 году назначен надзирателем за учениками Задонского духовного училища Воронежской епархии. В 1911 году поступил, а в 1915 году окончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. По окончании академии был чиновником Канцелярии Святейшего Синода. С 1916 года на духовно-учебной службе. В 1921 году поступил в Николаевский Цукурский

1 Архиепископ Митрофан (Русинов) (см.: Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет... С. 446-447).

мужской монастырь Донской епархии. В том же году принял монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1922 году обновленческими иерархами хиротонисан во епископа Лукояновского, викария Нижегородской епархии. В 1924 году принес покаяние патриарху Тихону и был принят в сане епископа, как ставленник архиереев старого поставления. Вскоре назначен епископом Болоховецким, викарием Орловской епархии. Летом 1924 года избран епископом Уразовским, викарием Воронежской епархии. В январе 1925 года арестован и через два месяца освобожден. В декабре 1925 года, в числе других архиереев, организовал Временный Высший Церковный Совет. С 1926 года епископ Валуйский, викарий Воронежской епархии. С 1928 года архиепископ Острогожский. В 1933 году принес покаяние митрополиту Сергию (Страгородскому) и был назначен епископом Старооскольским. С 1937 года епископ Полтавский. 26 февраля 1938 года арестован. 23 апреля 1938 года постановлением Тройки УНКВД Украинской ССР по Полтавской области приговорен к высшей мере наказания. 23 июня 1938 года расстрелян. В 1990 и в 2003 годах Русинов М.В. реабилитирован.

л

Будущий епископ Тихон (Русинов Иван Владимирович) родился в 1886 году в слободе Казинке Павловского уезда Воронежской губернии в семье диакона. В 1908 году окончил Воронежскую духовную семинарию, после которой был надзирателем за учениками Бирюченского духовного училища Воронежской епархии. В 1911 году поступил, а в 1915 году окончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. По окончании академии на духовно-учебной службе. Принял монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1920 года настоятель Цукурского Николаевского мужского монастыря Донской епархии. В 1922 году обновленческими иерархами хиротонисан во епископа Усть-Медведицкого, викария Царицынской епархии. Возведен в сан архиепископа. В феврале 1924 года арестован и через пять месяцев освобожден. В июле 1924 года принес покаяние патриарху Тихону и был принят в сане епископа, как ставленник архиереев старого поставления. Вскоре назначен епископом Усть-Медведицким, викарием Царицынской епархии. В декабре 1925 года, в числе других архиереев, организовал Временный Высший Церковный Совет. С 1926 года епископ Усть-Медведицкий, временно управляющий Сталинградской епархией. В том же году принес покаяние митрополиту Сергию (Страгородскому) и продолжил управление Усть-Медведицким викариатством. В июне 1926 года арестован. Под давлением силовых органов вернулся в юрисдикцию ВВЦС и был освобожден. Вновь епископ Сталинградский. В 1928 году возведен в сан архиепископа. В 1931 году принес покаяние митрополиту Сергию (Страгородскому) и был назначен епископом Ижевским. С 1933 года епископ Витебский. С 1935 года епископ Полтавский. С 1937 года епископ Одесский. 7 марта 1938 года арестован. 20 апреля 1938 года постановлением Тройки УНКВД Украинской ССР по Одесской области приговорен к высшей

2 Архиепископ Тихон (Русинов) (см.: Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет... С. 487488).

мере наказания. 8 мая 1938 года расстрелян. В 1959 году Русинов Т.В. реабилитирован.

Воспоминания Юлии Николаевны Струковой, внучатой племянницы епископов Митрофана и Тихона (Русиновых)

На протяжении ряда лет я занимаюсь выяснением обстоятельств жизненного пути и кончины епископа Полтавского Митрофана и епископа Одесского Тихона (Русиновых). Началом моих поисков послужило смутное семейное воспоминание о том, что у бабушки был брат епископ Тихон, который в 30-х годах передал ей в Рамонь через кого-то просьбу приехать в Воронеж на службу. Бабушка была в храме и только взяла у него благословление. (В делах 1925 и 1938 годов епископ Митрофан нигде не упоминает своих родных; а епископ Тихон в деле 1926 года сообщает о сестре Екатерине Мартыновой). Первое упоминание о братьях-епископах нашла в

"5

1998 году в книге митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна «Стояние в Вере» при описании «григорианского раскола». Была в Санкт-Петербургской духовной академии, где мне сообщили, что чекисты все уничтожили. Благодаря неоценимой помощи воронежского историка Александра Николаевича Акиньшина удалось получить много документальных фактов, которые проливают свет на их жизнь и мученическую кончину. Пишу, что мне известно.

Епископ Митрофан Полтавский, родной брат моей бабушки Русиновой (Мартыновой) Екатерины Владимировны, из семьи потомственного духовенства: отец их Владимир Яковлевич - диакон Вознесенской церкви слободы Казинка Павловского уезда, дед - псаломщик Иаков (Клировые ведомости Павловского уезда за 1911 год // Воронежский государственный архив). У меня есть икона Коневской Божьей Матери с дарственной надписью: «Благословение племяннику моему Владимиру Яковлевичу и племяннице Варваре Алексеевне Русиновым от архимандрита Иосифа, 1881 года, 4 дня». В семье было 6 детей, все братья окончили семинарию. Бабушка, помимо Воронежского епархиального женского училища, в 1917 году окончила Киевские высшие женские курсы. В 1904 году епископ Митрофан окончил Воронежскую духовную семинарию. В августе 1911 года он и брат его Иоанн (будущий епископ Тихон) поступили в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончили в 1915 году со средними баллами: 3,656 и 3,781 (Архивная справка № 310 от 02.07.1999 года // Центральный Государственный Архив Санкт-Петербурга). В 1916-1918 годах Митрофан преподаватель Воронежской семинарии, архимандрит. До 1923 года придерживался обновленческой ориентации. В 1921 году рукоположен в священники архиепископом Модестом (Никитиным)4, а в 1923 году возведен в сан епископа

3 Митрополит Иоанн (Снычев) (см.: Иоанн (Снычев) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/11535.html (дата обращения: 24.02.2024). Загл. с экрана.

4 Митрополит Модест (Никитин) (см.: Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол... С. 381-383).

митрополитом Серафимом (Мещеряковым)5. В марте 1924 года, согласно постановлению Святейшего Патриарха Тихона и Священного при нем Синода от 31 марта 1924 года за № 108, епископу Митрофану поручается управление Болоховецким викариатством. Летом 1924 года духовенством и гражданами слободы Уразовой от 12 приходов избран и приглашен на должность епископа в слободу Уразову.

17 декабря 1924 года епископ Митрофан был арестован ГО ОПТУ по ст. 70 и ст. 108. Дело П-6417 хранится в Государственном архиве общественно-политической истории Воронежской области. Открыто 12 января 1925 года, окончено 6 февраля 1925 года. Привожу секретно-оперативную сводку Богучарского ГО ОГПУ: «На ваш № 589/с СОЧ ГО ОГПУ уведомляет: фигурирующий в присланном вами материале епископ Русинов Митрофан является руководителем чисто тихоновского движения, посему предлагается вам вести разработку, руководствуясь рядом наших циркуляров, касающихся тихоновщины. 20 сентября 1924 года». Выписка из доклада: «Тихоновский епископ Митрофан Русинов в октябре 1924 года был в гор. Богучаре. В Богучаре он насаждал тихоновщину. Вел беседы с городским духовенством и с духовенством слобод, примыкающих к городу. В беседах своих Русинов старался показать, что обновленческое духовенство перешло все на сторону большевиков-коммунистов и вместе с последними стремится проводить и укреплять в народе идеи Советской власти. Нам, говорит Русинов, не по пути с таким духовенством, нам нужно вывести народ на настоящий путь, на путь, указанный нам великими иерархами Русской Церкви. А эти иерархи говорили: «Русский народ силен самодержавием и православием».

Прежде, чем продолжить, сделаю небольшое отступление. Факты, которые довелось мне узнать, не поддаются однозначной оценке. Я долго размышляла над ними, просила Господа умудрить меня, чтобы не совершить «хамов» поступок. И вот вспомнила, как в чьих-то мемуарах прочитала о том, как во время хрущевских гонений на Церковь собрались маститые иерархи, прошедшие тюрьмы и ссылки, и говорили примерно следующее: «Мы обводили вокруг пальца НКВД и самого Сталина, а уж этого...» Думаю, что местоблюститель Сергий6, которого я глубоко почитаю, ставил своей основной задачей сохранение Церкви, идя на любые приемлемые компромиссы. А 6-е отделение СО ОГПУ под руководством Тучкова вело свои сатанинские игры.

о

От уполномоченного Гассельбаума : «При беседе с Русиновым Митрофаном в плоскости его работы, согласно данной им подписки Орловскому Губотделу ОГПУ таковой заявил, что он работать не будет. На мое предложение написать о причинах отказа исполнять наши задания Русинов ответил тоже отказом, заявив: «Насильно заставили подписать бумажку, а

5 Митрополит Серафим (Мещеряков) (см.: Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол. С. 492-493).

6 Митрополит Сергий (Страгородский), будущий патриарх (см.: Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол. С. 515-517).

7 Тучков Евгений Александрович, начальник 6-го «церковного» отделения СО ОГПУ (см.: Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет. С. 561).

8 Гассельбаум Анатолий Васильевич, сотрудник ОГПУ.

теперь тоже насильно хотите применить? Писать объяснение я не буду». Видя его вызывающее поведение, я прекратил с ним беседу и отправил обратно в Комендатуру. Должен добавить, что Русинов, как осведомитель способен на всякие неожиданности. Уже одно то, что умышленно и вполне сознательно скрыл данную им Орловскому ГО ОГПУ подписку, надеясь тем самым уйти от возлагаемой подпиской на него работы, показывает истинную физиономию Русинова. 29 января 1925 года».

Из обвинительного заключения: «гр. Русинов, стараясь уклониться и вообще освободиться от исполнения возлагаемых на него обязанностей Орловским ГО ОГПУ, согласно данных им обязательств, решил, не ставя в известность ГО ОГПУ, выехать в другую губернию, в частности в Воронежскую, чем самым, как он предполагал, и ликвидировать всякое общение с органами ОГПУ. Прибыв в последнюю, гр. Русинов, остановившись вначале в бывшем Павловском, а потом Богучарском уезде Воронежской губернии, стал заниматься агитацией, направленной на путь подрыва Советской власти в среде крестьян. Вышеозначенная его антисоветская деятельность выражалась в следующем: пребывая в слободе Красноженовке Богучарского уезда, он активно стал направлять своих единомышленников на открытые антисоветские выступления и в результате его активный сообщник, священник вышеозначенного села Федотов на собрании граждан заявил: «Все люди и учения, которые отвергают веру Христа, эти люди безумцы, учение их безумное, мы, крестьяне, объединимся и не допустим посмеяния над верой Христовой»... Прибыв из Москвы с положительными для него результатами, гр. Русинов, как пользующийся большим авторитетом в среде кулачества слободы Уразово Валуйского уезда Воронежской губернии, занял епископскую кафедру, где и стал проявлять свою активную деятельность, внедряя раздор в среду крестьянства, используя для этой цели вопрос о церковных течениях. Учитывая возможность политических осложнений среди крестьянства Уразовского района, гр. Русинов был нами вызван в ГО ОГПУ для выяснения личности. Как из беседы вообще, так и его письменных показаний, установлено, что он не только скрыл свою связь с Орловским ГО ОГПУ, но вообще уклонился от информации, которая бы указывала на то, что он находился в Орловской губернии. И несмотря на то, что гр. Русинов был уже сексотом. Но, учитывая, что про это не знает Воронежский Губотдел ОГПУ, он категорически отказывался от работы и только после целого ряда бесед выдал подписку о работе. Также лишь потому, чтобы освободиться из-под ареста и снова повести в дальнейшем антисоветскую линию поведения. И после данной уже второй подписки гр. Русинов категорически отказался выполнять какую бы то ни было возлагаемую на него работу... Дело отправить в 6-е Отделение СО ОГПУ для направления в Коллегию ОГПУ на применение к обвиняемому Русинову Митрофану Владимировичу меры наказания - заключение в Соловецкий концлагерь сроком на два года... Справка: вещественных доказательств по делу

не имеется». Пом. уполн. 1-го СПО Воронежского ГО ОГПУ Тимофеев9. 6 февраля 1925 года. Из заключения сотрудницы 6-го отделения Якимовой10: «...гр-н Русинов на предложение Воронежского ГО ОГПУ работать согласно данной им подписки в Орловском ГО ОГПУ категорически отказался, по причине своей религиозности». На заключении стоит виза Тучкова: «Русинова из-под стражи освободить, дело следствием прекратить и сдать в архив 6 Отделения СО»

Выписка из протокола заседания Коллегии ОГПУ (судебное) от 19 марта

1925 года.

Слушали: Дело № 30876 по обвин. гр-на Русинова Митрофана Владимировича по 117 ст. УК. Арестованный содержится в Воронежском ГПУ.

Постановили: Русинова из-под стражи освободить. Дело следствием прекратить и сдать в архив 6-го Отделения СО ОГПУ.

Как рассказал директор воронежского архива Ю.В. Плисов, это дело сохранилось чудом. Скопировали мне его в Воронежской прокуратуре в 2003 году, когда забирали для реабилитации жертв политических репрессий. Архив не имеет права раскрывать методы работы ЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ. В деле находилась фотография епископа Митрофана, которая остается пока единственной, имеющейся у меня.

Думаю, что об этих подписках знали многие священнослужители того времени. Ведь на исповеди не скроешь этого факта. И давали их многие, просто об этом не принято говорить, да и сохранилось очень мало дел. А имеющиеся подчищены. Могу судить по этому поводу по делу епископа Митрофана, где нумерация листов несколько раз менялась, прежде чем попасть в архив. Также и дело епископа Тихона, которое пересылали для моего ознакомления из Центрального архива ФСБ в отдел ФСБ Норильска, имеет перенумерованные листы. Епископ Тихон был арестован 28 июня 1926 года по обвинению «в антисоветской пропаганде, распространению слухов с амвона». Ордер на арест

подписан Ягодой11 и Тучковым. Арестовывал епископа и вел дело следователь

12

Казанский . В анкете арестованного записаны краткие сведения об образовании и местах служения. До ареста владыка проживал в Москве на Шаболовке, Большаков пер. д. 3 кв. 1. Дело содержит и ошибки. Так, в первом допросе, сказано, что епископ Тихон родился 19 апреля, а в следующем допросе значится уже 17 апреля. Смысл дела сводился к одному: заставить епископа, принесшего покаяние митрополиту Сергию, вернуться в юрисдикцию ВВЦС. Что и было сделано под давлением следствия. 17 сентября

1926 года заседание Коллегии ОГПУ вынесло приговор: «Русинова Т.В. из-под

9 Тимофеев Василий Иванович, сотрудник ОГПУ, впоследствии преемник Тучкова Е.А. на посту руководителя «церковного» отделения, 14 августа 1937 года постановлением Комиссии НКВД, Прокурора СССР и председателя Военной коллегии Верховного суда СССР в особом порядке приговорен к расстрелу (см.: Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет. С. 560-561).

10 Якимова, сотрудник ОГПУ.

11 Ягода Генрих Григорьевич, заместитель председателя ОГПУ.

12 Казанский Александр Васильевич, сотрудник ОГПУ, 14 августа 1938 года постановлением Особого совещания при НКВД СССР приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей (см.: Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет. С. 558).

стражи освободить, дело в отношении него прекратить».

Как известно, в декабре 1925 года появился Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС), куда вошли епископ Митрофан и епископ Тихон. Начался так называемый «григорианский» раскол. Безусловно, это дело рук ОГПУ. И хотя «григориане» не посягали на церковный устав, в отличие от обновленцев, их деятельность усиливала и без того существующую сумятицу в церковной среде. В книге «Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943» подробно прослеживается история всех расколов того времени. Помню, когда впервые читала запись беседы «иосифлян» с местоблюстителем Сергием, поразилась, что всерьез рассматривался вопрос: «А Вы ручаетесь, что это не антихристова власть? Ручаюсь. Антихрист должен быть три с половиной года, а тут уже десять лет прошло». Какое было страшное время, как ломали людей, как нивелировали границу между добром и злом!

Епископ Митрофан, по одним данным в 1929 году, по другим в 1931 году вышел из раскола и был принят по покаянии в общение с Церковью. Был епископом Старооскольским, затем в 1937 году сменил своего брата Тихона на Полтавской кафедре. По благословению Высокопреосвященнейшего владыки

13

митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия в конце октября 2006 года я ездила в Полтаву, где в Управлении Службы Безопасности Украины знакомилась с архивным уголовным делом № 16769.

В ночь на 26 февраля 1938 года в Полтаве была арестована большая группа священнослужителей и мирян. Епископ Митрофан объявлен главой «монархистского фашистского повстанческого заговора церковников». Всего по делу проходят 38 человек. Вторая волна арестов была 14 марта 1938 года. Первый и последний допрос от 18 марта, более, чем на 30-ти листах, без единой помарки. Потом допрос прерван, понятно, какая была подпись, почерк неузнаваем. Епископа Митрофана и его «подельников» обвиняли по статье 5410 ч. 1. «Проводит среди населения контрреволюционную пораженческую агитацию. Враждебно настроен против Советской власти, высказывает мнение о скором падении Советской власти и прихода к власти диктатуры фашизма». Собственноручных показаний в деле нет, только подписи в конце страниц. Из показаний: «В 1933 году познакомился с митрополитом Сергием14, он жаловался на то, что Советская власть притесняет служителей культа. Он сообщил мне, что он создал фашистскую повстанческую организацию по линии духовенства... По заданию Страгородского я поручил участникам центра создать боевые террористические группы для выполнения террористических актов над Сталиным, Ворошиловым, Кагановичем и Молотовым, для этого я рекомендовал использовать бывших уголовников... Митрополит Сергий меня информировал о том, что центральная контрреволюционная фашистская

13 Митрополит Сергий (Фомин) (см.: Сергий (Фомин) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/5878.html (дата обращения: 24.02.2024). Загл. с экрана.

14 Митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), заместитель патриаршего местоблюстителя.

организация сблокировалась с троцкистами, правыми и другими контрреволюционными формированиями... В 1936 году я организовал областной центр в городе Курске контрреволюционной фашистской повстанческой организации, в которую входили игуменья Лариса15, монашка Пульхерия, архиепископ Курский16 и я. Игуменья меня впоследствии информировала, что в Курске проживает до 40 человек монашек, которым она дала задания разъехаться по селам для проведения в колхозах контрреволюционной фашистской пропаганды, насаждения к/р ячеек и через них организовывать вредительства в колхозах и диверсионные акты». Епископу Митрофану неоднократно задавался вопрос, какие он лично совершал диверсионные акты, на что он отвечал, что не успел, так как его перевели в другое место.

В деле записаны показания епископа Митрофана на ряд лиц, вовлеченных им в «к/р организацию». Из акта прокурорской проверки 1959 года следует, что он называл людей уже скончавшихся, ранее репрессированных, за исключением митрополита Сергия и своего брата Тихона, а также курских священнослужителей: протоиерея Павла Ивановича Троицкого17, протоиерея

Лавра Дикарева18, протоиерея Михаила Павлюка19, протоиерея Евгения

20 21 Дьяконова , протоиерея Михаила Праведникова , священника Иоанна

22

Абакумова . В акте проверки сказано, что в делах этих священников епископ Митрофан не упоминается.

Мне было разрешено ознакомиться только с делом епископа Митрофана. Каюсь, я просмотрела все дела. Из 37 обвиняемых (было арестовано 38 человек. Один, очевидно, умер в тюрьме), только три женщины: игуменья Олимпиада

23

(Вербецкая) и две дочери генерала Остроградского (потомки знаменитого математика) Варвара и Наталья не признали себя виновными. Потрясают три протокола очных ставок с епископом Митрофаном. Написаны как под копирку, без единой помарки. Епископ Митрофан говорит, что вовлек их в «к/р

15 Игуменья Лариса (Константинова) 15 апреля 1939 года постановлением Особого совещания при НКВД СССР была приговорена к 3 годам высылки в Казахстан (см.: Лариса (Константинова) // База данных за Христа пострадавшие. [Электронный ресурс]. URL: https://kuz 1.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe (дата обращения: 24.02.2024). Загл. с экрана.

16 Епископ Артемон (Евстратов) 4 декабря 1937 года постановлением Тройки УНКВД СССР по Курской области был приговорен к расстрелу (см.: Артемон (Евстратов) // База данных за Христа пострадавшие. [Электронный ресурс]. URL: https://kuz 1.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe (дата обращения: 24.02.2024).

Загл. с экрана.

17 Протоиерей Павел Троицкий 28 сентября 1937 года постановлением Тройки УНКВД СССР по Курской области был приговорен к расстрелу (см.: Троицкий П.И. // Жертвы политического террора в СССР. [Электронный ресурс]. URL: https://lists.memo.ru (дата обращения: 24.02.2024). Загл. с экрана.

18 Протоиерей Лавр Дикарев. Сведения о репрессировании не найдены.

19 Протоиерей Михаил Павлюк 15 апреля 1939 года постановлением Особого совещания при НКВД СССР был приговорен к 8 годам лагерей (см.: Павлюк М.Д. // База данных за Христа пострадавшие. [Электронный ресурс]. URL: https://kuz 1.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe (дата обращения: 24.02.2024). Загл. с экрана.

20 Протоиерей Евгений Дьяконов. Сведения о репрессировании не найдены.

21 Протоиерей Михаил Праведников 2 декабря 1937 года постановлением Тройки УНКВД СССР по Курской области был приговорен к расстрелу (см.: Праведников М.Ф. // База данных за Христа пострадавшие. [Электронный ресурс]. URL: https://kuz 1.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe (дата обращения: 24.02.2024). Загл. С экрана.

22 Священник Иоанн Абакумов. Сведения о репрессировании не найдены.

23 Игуменья Олимпиада (Вербецкая) проходила по одному делу с епископом Митрофаном и была расстреляна.

организацию». Все трое, по отдельности, отвечают: «Епископ Митрофан говорит неправду». Он говорит: «У меня нет оснований говорить неправду». И еще: в трех протоколах допросов тоже, как под копирку, следует: «Хочу заявить следствию, что я являюсь классовым врагом вашей власти». Во втором томе этого дела приведены протоколы очных ставок. Все мужчины признали себя виновными. Что же с ними делали...

Из обвинительного заключения: «Полтавским Областным Управлением НКВД вскрыта и ликвидирована фашистско-повстанческая организация церковников под руководством епископа Митрофана, являющаяся ответвлением фашистско-повстанческой организации в Москве, возглавляемой митрополитом Московским Сергием. Организация ставила задачей подготовку и осуществление вооруженного восстания с целью свержения Советской власти и восстановление фашистского строя, а также террористических актов в отношении Сталина и других руководителей. Епископ Митрофан, с 1933 года один из активных участников контрреволюционной фашистско-повстанческой организации церковников, заложивший в Воронеже, Курске областные центры, готовил теракты, организовывал диверсионные акты, проводил шпионаж в пользу Германии. Русинов себя виновным признал».

Заседанием Особой Тройки УНКВД по Полтавской области от 23 апреля 1938 года (протокол № 21) епископ Митрофан был привлечен к уголовной ответственности по ст. 54-8, 54-10 ч. 1, 54-11 УК УССР и ему была назначена высшая мера наказания - расстрел с конфискацией принадлежащего ему имущества. Приговор приведен в исполнение 23 июня 1938 года. В 1990 году епископ Митрофан был реабилитирован.

Большинство проходивших по делу были расстреляны 2 июня. В деле имеются запросы родственников некоторых осужденных. Давался стандартный ответ: умер в лагере в 1940, 1942 и т. д. от воспаления легких, инфаркта и еще какой-то болезни. С большой долей вероятности расстрелы велись в местечке Копылы. Когда стали разрабатывать песчаный карьер, наткнулись на массовые захоронения. Прах страдальцев был перенесен на место, где установлен памятник жертвам политических репрессий.

Епископ Тихон проживал в Одессе на Ближних Мельницах ул. Смирновская д. 32 и был арестован 7 марта 1938 года. Вместе с ним была арестована большая группа сергиевского и обновленческого духовенства. Всего по делу проходили 29 человек. Материалы следствия хранятся в Архиве Одесской области и подшиты в 6 томах. Епископу Тихону вменялось руководство контрреволюционной организацией. Кроме него во главе организации якобы стояли от сергиевцев: ранее арестованный митрополит

24 25

Анатолий (Грисюк) , протоиерей Сергий Лабунский , священник Василий Ширяев26 и от обновленцев: митрополит Константин (Спасский)27, протоиерей

24 Митрополит Анатолий (Грисюк) 21 января 1937 года постановлением Особого совещания при НКВД СССР был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей (см.: Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол. С. 102-103).

25 Протоиерей Сергий Лабунский проходил по одному делу с епископом Тихоном и был расстрелян.

26 Священник Василий Ширяев проходил по одному делу с епископом Тихоном и был расстрелян.

55

Никифор Блошенко28. Участники организации занимались антисоветской агитацией с целью свержения действующего строя и установления в стране фашистской диктатуры, дискредитацией мероприятий коммунистической партии, созданием повстанческих ячеек из людей, враждебно настроенных против советской власти, активным шпионажем в пользу Румынии и Польши, подготовкой терактов. Все арестованные, за исключение двоих, признали себя виновными. Следствием было вынесено постановление, в котором говорилось: «...вскрыта и ликвидирована контрреволюционная фашистская церковная организация, ставившая своей целью свержение советской власти насильственным путем в период интервенции и восстановление государства фашистского типа». Постановление было подписано пом. начальника 6-го

лд

отделения 4-го отдела УГБ УНКВД Мошковским .

Заседанием Тройки УНКВД по Одесской области от 20 апреля 1938 года епископ Тихон и другие лица, арестованные с ним по делу, были привлечены к уголовной ответственности по ст. 54-6, 54-10 ч 1, 54-11 УК УССР и приговорены к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 8 мая 1938 года в 24 часа. В 1959 году все расстрелянные по данному делу были реабилитированы «за отсутствием состава преступления».

Для меня несомненно, что епископы Митрофан и Тихон своей мученической кончиной смыли свои грехи и заблуждения. Царствие Небесное и Вечная Память всем, в годину лютую от безбожников пострадавших.

Источники

1. Дело 1925 г. по обвинению Русинова М.В. // Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (ГАОПИВО).

2. Ф. 9353. Управление КГБ СССР по Воронежской области. Оп. 2. Д. П-6417.

3. Дело 1938 г. по обвинению Русинова М.В. // Архив УСБУ в Полтавской области. Д. 16769.

4. Дело 1926 г. по обвинению Русинова Т В. // ЦА ФСБ России. Д. Р-26040.

5. Дело 1938 г. по обвинению Русинова Т.В. // Государственный архив Одесской области (ГАОО). Ф. Р-8065. Управление СБУ в Одесской области. Оп. 1. Д. 3328-3333 в отношении Русинова Т.В. и других.

6. Мемуары Струковой Ю.Н. // Архив Лавринова В.В.

Литература

1. Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: Общество любителей церковной истории, 2016. 733 с.

2. Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945). М.: Общество любителей церковной истории, 2018. 604 с.

3.

27 Митрополит Константин (Спасский) 20 сентября 1937 года постановлением Тройки УНКВД УССР по Одесской области был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (см.: Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол. С. 325-326).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Протоиерей Никифор Блошенко проходил по одному делу с епископом Тихоном и был расстрелян.

29 Мошковский Владимир Антонович, сотрудник НКВД УССР.

Lavrinov V. V. (Archpriest Valery Lavrinov)

«By their martyrdom, they washed away sins and

misconceptions»: bishops Mitrofan and Tikhon (Rusinov) (Based on the materials of archival and investigative cases)

Abstract. In 1925, a schism arose in the Russian Orthodox Church related to the rejection of the model of sole church administration by the patriarchal locum tenens and his deputy. A group of bishops formed a collegial body, the Provisional Supreme Church Council (VVCC). The schism was named Gregorian, after its chairman, metropolitan Grigory (Yatskovsky). Since its inception, the VVCC has been supervised by state security agencies interested in strengthening the internal church struggle, and was liquidated in 1937 for tactical reasons by the same bodies. For a long time, the Gregorian schism was equated with Renovationism. But, unlike the latter, the supporters of the VVCC did not proclaim church reforms, but stood on traditional principles and supported the patriarchate. Therefore, the Gregorian schism can rather be attributed to the right-wing opposition to metropolitan Sergius (Stragorodsky). Over the years, the jurisdiction of the VVCC consisted of 52 bishops, of whom 30 were of the old order. Such bishops include the Rusinov brothers Mitrofan and Tikhon. Information about their vital activity was deposited in investigative files stored in the archives of the law enforcement agencies of Russia and Ukraine. The initial information was collected by the grandniece of the mentioned hierarchs and is given in the work without changes. The published data make it possible to assess the influence of state security agencies on the clergy and show the repressive policy of the state towards the Church.

Keywords: Provisional Supreme Church Council; Gregorian schism; metropolitan Gregory (Yatskovsky); metropolitan Sergius (Stragorodsky); bishop Mitrofan (Rusinov); bishop Tikhon (Rusinov); repression against the clergy.

References

1. Lavrinov V.V., prot. Obnovlencheskij raskol v portretax ego deiatelej [The Renovationist schism in the portraits of its figures]. M., 2016.

2. Lavrinov V.V., prot. Vremennyj Vysshij Cerkovnyj Sovet i ego rol' v istorii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi (1925-1945) [The Provisional Supreme Church Council and its role in the History of the Russian Orthodox Church (1925-1945)]. M., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.