Научная статья на тему 'Епископ Иулиан (Симашкевич) и его следственное дело 1937–1938 годов'

Епископ Иулиан (Симашкевич) и его следственное дело 1937–1938 годов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / григорианский раскол / обновленческий раскол / митрополит Митрофан (Симашкевич) / митрополит Петр (Сергеев) / епископ Иулиан (Симашкевич) / НКВД / массовые репрессии. / Russian Orthodox Church / Gregorian schism / Renovationist schism / Metropolitan Mitrofan (Simashkevich) / Metropolitan Peter (Sergeev) / Bishop Julian (Simashkevich) / NKVD / mass repressions.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лавринов Валерий Вениаминович

В ХХ веке Русскую Православную Церковь постигли невиданные доселе гонения. Принятый наркомом внутренних дел Н.И. Ежовым 30 июля 1937 года оперативный приказ № 00447 положил начало массовым репрессиям «враждебных антисоветских элементов», к которым были причислены священнослужители и активные члены приходских общин. Настоящая публикация представляет документы из следственного дела Ростовского епископа Иулиана (Симашкевича), характеризующие не только его самого и его окружение, но и состояние церковной жизни на Дону в середине 1930-х годов. Несмотря на то, что обвинительные материалы в значительной степени сфальсифицированы сотрудниками НКВД, они представляют определенную научную ценность. Данные материалы, не публиковавшиеся до настоящего времени, позволяют оценить противостояние церковных ориентаций и показать механизм репрессий, направленных против Церкви. Безусловно, эти данные требуют проверки и глубокого осмысления, сравнительного анализа с другими источниками. Во введении к документам следственного дела излагаются биографические сведения в отношении главного фигуранта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bishop Julian (Simashkevich) and his investigative case of 1937-1938

In the twentieth century, the Russian Orthodox Church suffered unprecedented persecution. Operational order No. 00447, adopted by the People's Commissar of Internal Affairs N.I. Yezhov on July 30, 1937, marked the beginning of mass repression of "hostile anti-Soviet elements", which included clergy and active members of parish communities. This publication presents documents from the investigative case of Bishop Julian (Simashkevich) of Rostov, characterizing not only himself and his entourage, but also the state of church life on the Don in the mid-1930s. Despite the fact that the indictment materials were largely falsified by NKVD officers, they represent a certain scientific value. These materials, which have not been published to date, allow us to assess the confrontation of church orientations and show the mechanism of repression directed against the Church. Of course, these data require verification and deep understanding, comparative analysis with other sources. The introduction to the documents of the investigative case sets out the biographical information of the main person.

Текст научной работы на тему «Епископ Иулиан (Симашкевич) и его следственное дело 1937–1938 годов»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №2. С. 296-318

УДК 271.2

Лавринов Валерий Вениаминович (протоиерей Валерий Лавринов), кандидат исторических наук

Епископ Иулиан (Симашкевич) и его следственное дело

1937-1938 годов

Аннотация. В ХХ веке Русскую Православную Церковь постигли невиданные доселе гонения. Принятый наркомом внутренних дел Н.И. Ежовым 30 июля 1937 года оперативный приказ № 00447 положил начало массовым репрессиям «враждебных антисоветских элементов», к которым были причислены священнослужители и активные члены приходских общин. Настоящая публикация представляет документы из следственного дела Ростовского епископа Иулиана (Симашкевича), характеризующие не только его самого и его окружение, но и состояние церковной жизни на Дону в середине 1930-х годов. Несмотря на то, что обвинительные материалы в значительной степени сфальсифицированы сотрудниками НКВД, они представляют определенную научную ценность. Данные материалы, не публиковавшиеся до настоящего времени, позволяют оценить противостояние церковных ориентаций и показать механизм репрессий, направленных против Церкви. Безусловно, эти данные требуют проверки и глубокого осмысления, сравнительного анализа с другими источниками. Во введении к документам следственного дела излагаются биографические сведения в отношении главного фигуранта.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь; григорианский раскол; обновленческий раскол; митрополит Митрофан (Симашкевич); митрополит Петр (Сергеев); епископ Иулиан (Симашкевич); НКВД; массовые репрессии.

Настоящая публикация посвящена епископу Иулиану (Симашкевичу). Информация о его жизнедеятельности почерпнута в следственном деле, находящемся на хранении в архиве УФСБ России по Ростовской области под номером П-41369. Будущий епископ Иулиан родился в 1886 году в Новочеркасске Донской области в семье протоиерея. Отец Митрофан Васильевич был ректором Донской духовной семинарии, магистром богословия и впоследствии митрополитом. Мать Иулитта Ивановна была дочерью священника Каменец-Подольской епархии и рано умерла. Иулиан в 1901 году поступил в Донскую духовную семинарию, а в 1906 году, в связи с новым назначением отца, перевелся в Казанскую духовную семинарию. В 1907 году он окончил семинарию и в следующем году поступил в Казанскую духовную академию. Затем перевелся в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1912 году со степенью кандидата богословия. С 1913 года был последовательно преподавателем Вятской, Нижегородской и Донской духовных семинарий. В 1919 году в целибатном состоянии рукоположен во священника и назначен к Донской церкви Старочеркасского Ефремовского женского монастыря. Возведен в сан протоиерея, с возложением камилавки и наперсного креста. В 1921 году был арестован за религиозную пропаганду и

приговорен к 2 годам исправительных работ условно. В том же году назначен священником Михаило-Архангельской церкви Новочеркасска. В 1924 году вновь арестован и через две недели освобожден. В 1926 году, по примеру отца, примкнул к юрисдикции Временного Высшего Церковного Совета и стал настоятелем Михаило-Архангельской церкви. Одновременно исполнял должность личного секретаря митрополита. Принял монашество и был возведен в сан архимандрита. 17 апреля 1932 года хиротонисан во епископа Донского, викария Северо-Кавказской митрополии. Хиротонию совершали митрополит Митрофан (Симашкевич) и архиепископ Иннокентий (Бусыгин). В 1934 году, после смерти отца, перешел в обновленческий раскол. Чтобы оправдать такой шаг, Иулиан представил письмо своего родителя, в котором последний якобы завещал ему выйти из юрисдикции ВВЦС. Дать однозначную оценку правдивости письма невозможно, хотя и следует учитывать отрицательное отношение митрополита Митрофана к митрополиту Виссариону. Однако документально зафиксировано желание Митрофана уйти в «сергиевщину»1. Обновленческим руководством епископ Иулиан был принят и назначен епископом Новочеркасским, викарием Ростовской епархии. Кафедра располагалась в Михаило-Архангельской церкви Новочеркасска. В августе 1937 года Иулиан был арестован и более года находился под следствием. Он обвинялся в том, что являлся руководителем Новочеркасской контрреволюционной церковно-белогвардейской организации, занимался шпионской деятельностью, готовил террористические акты против руководителей партии и правительства. По делу владыка проходил один. 5 сентября 1938 года постановлением Комиссии НКВД и Прокуратуры СССР епископ Иулиан был приговорен к расстрелу. 5 октября приговор приведен в исполнение. В 1989 году Симашкевич И.М. был реабилитирован за отсутствием состава преступления. Публикуемые материалы впервые вводятся в научный оборот.

Архив УФСБ РФ по Ростовской области. Д. П-41369.

(Л. 6) Протокол допроса Симашкевича Иулиана Митрофановича

15 сентября 1937 г.

ВОПРОС: Вы арестованы по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации. Признаете ли вы себя виновным в этом?

ОТВЕТ: Я признаю, что объективно я делал контрреволюционное дело. После ареста я продумал всю свою жизнь, больше половины которой мною было отдано служению Церкви. Я пришел к заключению, что моя деятельность на этом поприще отнюдь не шла на пользу советского государства.

ВОПРОС: Дело не в том, что вы являлись служителем религиозного культа. Вы до последних дней вели активную борьбу против Советской власти.

1 См.: Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет... С. 101-102).

ОТВЕТ: Это я категорически отрицаю.

ВОПРОС: Напрасно. Вы ВОЛОЧКОВА знаете?

ОТВЕТ: Да, знаю. В свое время он имел некоторое отношение ||

(Л. 7) к церковным делам и на этой почве мне приходилось с ним сталкиваться.

ВОПРОС: ВОЛОЧКОВ показал, что он был с Вами связан, как с участником белогвардейской организации. Вы это подтверждаете?

ОТВЕТ: Да, подтверждаю.

ВОПРОС: Когда вы вступили в белогвардейскую организацию?

ОТВЕТ: Прежде чем отвечать на этот вопрос, разрешите мне сделать небольшой экскурс в историю. В период пребывания белых на Дону, духовенство принимало самое активное участие в борьбе белых против

л

большевиков. Ряд священников работали в ОСВАГЕ, в частности я и

о л

священник КОРОБЕИНИКОВ Павел служили в ДОНАТОСЕ (Новочеркасское Отделение ОСВАГА). Некоторые из священников участвовали в «Обществе помощи фронту», другие в «Братстве Святого креста», организации, проводившей активную монархическую пропаганду среди населения и особенно в частях Белой армии. После разгрома белых часть духовенства эмигрировала из Донской области за границу: ВОСТОКОВ, бывший московский протоиерей, организатор «Братства Святого креста»; ВАСИЛЬЕВ, архимандрит, бывший ректор духовной семинарии; МАКСИМОВ Гермоген4, бывший епископ АКСАИСКИИ и другие. Оставшееся на Дону духовенство возглавил митрополит Митрофан СИМАШКЕВИЧ5, мой отец, но по своим ||

(Л. 8) убеждениям монархист до мозга костей, считавший, что в борьбе против большевиков все средства хороши. Митрополит Митрофан сгруппировал вокруг себя наиболее реакционно настроенных церковников и вместе с ними приступил к созданию контрреволюционной организации. По его предложению в эту организацию вступил и я.

До 1921 года я жил в Старочеркасске и вел контрреволюционную работу в тесном контакте с игуменьей Ангелиною и монашками Старочеркасского женского монастыря. В 1921 году я переехал в Новочеркасск и через митрополита Митрофана установил связь с участниками контрреволюционной организации протоиереем Василием ЧЕРНЯВСКИМ, архимандритом Борисом РУКИНЫМ6, протоиереем Михаилом КРАВЦОВЫМ, протоиереем Владимиром ВОЛАГУРИНЫМ7, протоиереем Саввой ПОЛЯКОВЫМ, протоиереем Иваном ФЕДОСОВЫМ, церковным старостой КАРГИНЫМ Иваном, в прошлом член Донского Войскового Круга и еще рядом других,

2 Осведомительское агентство (ОСВАГ) - пропагандистский орган Добровольческой Белой армии.

3 Донской отдел осведомления (ДОНОТОС) - пропагандистский отдел Войска Донского.

4 Епископ Гермоген (Максимов) (см.: Гермоген (Максимов) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/artides/12476.html (дата обращения: 5.03.2024). Загл. с экрана.

5 Митрополит Митрофан (Симашкевич) (см.: Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет... С. 447-448).

6 Митрополит Борис (Рукин) (см.: Там же. С. 370-371).

7 Протоиерей Владимир Волагурин. Сведения о его репрессировании в 1937-1938 годах не найдены.

фамилии которых сейчас не помню. Совместно с остальными участниками организации я активно вел агитацию против Советской власти, организовывал вокруг себя всякого рода обиженный Советской властью элемент и использовал его для дальнейшего развертывания контрреволюционной работы. Особенно активную помощь в нашей контрреволюционной деятельности оказывали, так называемые «сестрические братства» при церквах. Председательницей этих «братств» являлась Мелания КАРГИНА. 11

(Л. 9) Из активных «сестер» помню: ЭИДЕНАС Екатерину Петровну и ее сестру Агнию Петровну, ЛЕОНОВУ Ирину Павловну, сестер БОНДАРЕВЫХ Ольгу и Клавдию, ЯКОВЛЕВУ Евдокию Афанасьевну, сестер ЗУБОВЫХ. ЭЙДЕНАС Е.П., ЛЕОНОВА, БОНДАРЕВА К.Д., ЗУБОВА проживают в Новочеркасске и до последнего времени принимали деятельное участие в нашей организации. Через этих сестер мы распространяли среди населения различного рода провокационные слухи о пришествии антихриста, о наступающем дне «страшного суда», во время которого все большевики погибнут и т.п. и возбуждали недовольство политикой Советской власти. Кроме того, Митрофан при помощи Иннокентия БУСЫГИНА9 и Василия ЧЕРНЯВСКОГО10 вел работу по созданию ячеек организации в районах Дона. К 1929 году ячейки организации были созданы почти во всех обсуживавшихся им приходах. Особенно сильный размах деятельность организации приняла в период развития коллективизации сельского хозяйства. В целях срыва коллективизации нами были мобилизованы все силы. Крестьянам и казачеству внушалось, что все это «от беса», колхозы объявлялись очагами сатаны, а вступающие в них его слугами. «Если ты пошел в колхоз, продал душу черту» агитировали участники нашей организации. Осенью 1932 года, в связи с развертывание кулацкого саботажа в крае, нами пропагандировались повстанческие лозунги: «уничтожать мечем слуг антихриста», «с оружием защищать святую церковь» и т.д., одновре- ||

(Л. 10) менно, в станицы и села был выброшен ряд «пророчиц», «странников», распространявших провокационные слухи о начавшейся войне Советского Союза с капиталистическими государствами, о том, что для большевиков наступил час расплаты и что кто хочет спастись, тот должен активно помогать в уничтожении «красной заразы». Однако, наши надежды на то, что кулацкий саботаж перерастет в вооруженное восстанию против Советской власти, не оправдались. Ряд активных участников нашей организации были репрессированы органами Советской власти.

8 Эйденас Екатерина Петровна 26 июля 1938 года постановлением Тройки УНКВД СССР по Ростовской области была приговорена к расстрелу // Архив УФСБ РФ по Ростовской области. Д. П-17189. Л. 204.

9 Митрополит Иннокентий (Бусыгин) (см.: Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет... С. 406-407).

10 Протоиерей Василий Чернявский в 1937 году постановлением Тройки УНКВД СССР по Западно-Сибирскому краю был приговорен к расстрелу (см.: Чернявский Василий Антонович // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/13677228.html (дата обращения: 6.03.2024). Загл. с экрана.

ВОПРОС: Контрреволюционная деятельность вашей организации в 1932 году не ограничивалась антисоветской агитацией?

ОТВЕТ: Митрополит Митрофан мне говорил, что участники нашей организации в Кубанских районах не только вели антисоветскую агитацию, но и принимали участие в создании повстанческих групп. В некоторых районах Кубани участники нашей организации имели даже собственные склады оружия. Это оружие, как мне передавал Митрофан, было изъято органами НКВД при ликвидации повстанческих групп.

ВОПРОС: Кто персонально входил в эти повстанческие группы?

ОТВЕТ: Персонального состав повстанческих групп на Кубани в тот период времени, я не знаю. Мне известно, что в создании этих групп помимо духовенства принимали активное участие члены белогвардейской организации, с руко- ||

(Л. 11) водителями которой митрополит Митрофан установил связь еще в 1931 году. Касаясь этой организации, Митрофан мне сообщил, что она проводит активную контрреволюционную работу среди казаков Дона и Кубани. Во главе организации стоят профессора Новочеркасских ВУЗов БЕЛЯВСКИИ Алексей Григорьевич; КОМПАНСКИИ Дмитрий Иванович и ЛАЩЕНКО Евгений Николаевич. По слова Митрофана, он договорился с БЕЛЯВСКИМ об объединении обоих организаций в единую, под общем руководством Митрофана и БЕЛЯВСКОГО. Через некоторое время Митрофан связал меня с КОМПАНСКИМ. Вызвано это было тем, что в 1932 году здоровье Митрофана значительно ухудшилось и, в связи с этим, он постепенно отошел от активной работы в организации.

ВОПРОС: А до этого момента вы разве не были связаны с КОМПАНСКИМ?

ОТВЕТ: КОМПАНСКОГО я знаю очень давно. Он даже в какой-то степени приходится мне сродни. В период пребывания белых на Дону КОМПАНСКИИ был близок к церковным кругам. При Советской власти, в 1925-26 году, КОМПАНСКИИ принял облик честного советского ученого, но своих монархических убеждений не изменил. В 1932 году митрополит Митрофан представил меня КОМПАНСКОМУ, как своего ближайшего помощника по контрреволюционной организации. Это так и было в действительности. В июле месяце 1933 года митрополит Митрофан умер. Перед смертью он завещал мне до последней капли крови бороться против боль- ||

(Л. 12) шевиков. Одновременно Митрофан дал мне несколько практических советов. Он предложил мне держать самую крепкую связь с БЕЛЯВСКИМ и другими профессорами участниками организации. «У нас с ними одна цель, сын мой, говорил мне Митрофан, только действуя дружно мы вернем России ее былое величие». Митрофан рекомендовал мне поддерживать связь с БЕЛЯВСКИМ через КОМПАНСКОГО, т.к. наши родственные отношения с ним помогут скрыть истинный характер этой связи. Надо сказать, Митрофан был вообще очень осторожный человек, во всех случаях жизни и, особенно в делах антисоветской борьбы, он придерживался поговорки: «семь раз отмерь,

один раз отрежь». Исходя из этой своей установки Митрофан предложил мне после его смерти порвать с ВВЦС и перейти в обновленчество, дабы еще сильнее законспирировать свою нелегальную деятельность. Тогда же Митрофан мне сообщил, что обновленческий митрополит в Ростове Петр СЕРГЕЕВ11 также является одним из руководителей организации на Северном Кавказе и связан с руководством церковно-белогвардейской организации в Советском Союзе.

В конце 1933 года, после смерти Митрофана, я установил связь с митрополитом Ростовским Петром. Я ему рассказал о последней нашей беседе с Митрофаном. Петр предложил мне восстановить связи с участниками организации, с которыми был связан Митрофан. Как я уже показывал, ячейки организации были созданы Митрофаном почти во всех обслуживавшихся им приходах. В северных районах Дона контрреволюционной ||

(Л. 13) деятельностью ячеек нашей организации руководил епископ

Иннокентий БУСЫГИН, умерший в 1934 году. Активными его помощниками

12

являлись участники организации протоиереи СЕЛЮТИН Митрофан , МАРТЫНОВ Борис13, ЛИПАТОВ Андрей14, Иоаким ПОПОВ15, АНДРЕЕВ, ЕВСЕЕВ. Впоследствии все они были высланы.

Я восстановил связи с участниками организации по Новочеркасску: священниками КОЗЬМЕНКОВЫМ Василием, ИНЬКОВЫМ Авдеем, РУДНЕВЫМ Петром, ПОПОВЫМ Семеном16, МУХИНЫМ Андреем, МОНЧЕНКО, ПРЕДТЕЧЕНСКИМ17, СЕРДЮКОВЫМ, НАУМОВЫМ. Через этих лиц наша организация распространяла свое влияние на близлежащие к Новочеркасску районы. В следующую встречу с митрополитом Петром, состоявшуюся в 1934 году, я подробно информировал Петра о положении организации на Дону и о результатах проделанной мною работы. Петр сказал мне, что сейчас необходимо всемерно усилить деятельность нашей организации, т.к. международная политическая обстановка в отношении Советского Союза значительно обострилась. По имеющимся у Петра сведениям, Германия и Япония активно готовят войну против СССР. По слова

11 Митрополит Петр (Сергеев) 2 сентября 1938 года постановлением Комиссии НКВД и Прокуратуры СССР был приговорен к расстрелу (см.: Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол... С. 469-470).

12 Протоиерей Митрофан Селютин 14 января 1932 года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ был приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан (см.: Лавринов В., прот. Временный Высший Церковный Совет. С. 475).

13 Протоиерей Борис Мартынов 14 января 1932 года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ был приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан (см.: Там же. С. 441).

14 Протоиерей Андрей Липатов 14 января 1932 года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ был приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан (см.: Там же. С. 433).

15 Протоиерей Иоаким Попов 14 января 1932 года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ был приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан (см.: Там же. С. 469).

16 Протоиерей Симеон Попов 26 июля 1938 года постановлением Тройки УНКВД СССР по Ростовской области был приговорен к расстрелу (см.: Там же. С. 470).

17 Протоиерей Леонид Предтеченский 26 июля 1938 года постановлением Тройки УНКВД СССР по Ростовской области был приговорен к расстрелу // Архив УФСБ РФ по Ростовской области. Д. П-17189. Л. 200.

1 я

Петра, из-за границы от Антония ХРАПОВИЦКОГО получена директива -перейти к более решительной борьбе против большевиков. В этой же директиве Антоний ХРАПОВИЦКИИ сообщил, что все церковники, вне зависимости от их ориентации (тихоновцы, обновленцы и т.д.), должны объединиться для борьбы против Советов. Кроме того, ХРАПОВИЦКИИ ||

(Л. 14) указывал, что мы церковники должны действовать в блоке с белогвардейской организацией, существующей в Советском Союзе. Обсуждая директиву Антония ХРАПОВИЦКОГО, митрополит Петр предложил мне развернуть на Дону, при помощи участников нашей организации, повстанческую деятельность, создавая в станицах повстанческие группы из числа верующих.

В эту же встречу митрополит Петр связал меня с участником организации протоиереем ЦАРЕВСКИМ Митрофаном Петровичем19, проживающим в Ростове: Пролетарский район, 1-я Загородная, дом № 6-а. ЦАРЕВСКИИ является ближайшим человеком митрополита Петра, у которого нет от него никаких секретов. В частности, весь наш разговор с митрополитом Петром по делам организации происходил в присутствии ЦАРЕВСКОГО.

При очередной встрече с КОМПАНСКИМ, я рассказал ему о своем свидании с митрополитом Петром и о полученных мною от Петра указаниях. КОМПАНСКИИ в свою очередь сообщил мне, что БЕЛЯВСКИМ также получены указания из-за границы от представителей «Российского Общевоинского Союза», сводящиеся к тому, что белогвардейская организация в СССР должна перейти к активным антисоветским выступлениям. Эти выступления должны быть направлены по линии подготовки террористических актов над руководителями ВКП(б) и членами Советского правительства, создания диверсионных групп на промышленных предприятиях, железных дорогах, в шахтах. ||

(Л. 15) По словам КОМПАНСКОГО, ими уже создано несколько боевых групп, в частности в Новочеркасске организована группа по изготовлению взрывчатых снарядов и отравляющих веществ. КОМПАНСКИИ говорил, что химическое отделение Индустриального института в Новочеркасске фактически является лабораторией, в которой изготовляется боевая техника для нужд организации. Руководит этим делом профессор БЕЛЯВСКИИ.

Переходя к вопросу об использовании в борьбе против большевиков духовенства, КОМПАНСКИИ мне сообщил, сто он беседовал по этому вопросу с БЕЛЯВСКИМ. Последний считает, что деятельность участников организации церковников должна быть направлена на обработку в антисоветском духе верующих, создания из их среды антисоветских кадров, которые в любой момент можно было бы привлечь в организацию на распространение через этих лиц повстанческих идей в станицах и селах Донских районов. Кроме того, из

18 Митрополит Антоний (Храповицкий) (см.: Антоний (Храповицкий) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/11778.html (дата обращения: 5.03.2024). Загл. с экрана.

19 Протоиерей Митрофан Царевский. Сведения о его репрессировании в 1937-1938 годах не найдены.

числа этих же лиц надо отбирать наиболее враждебно настроенных к Советской власти и создавать из них повстанческие и террористические группы. Я ответил КОМПАНСКОМУ, что по всем этим вопросам я полностью согласен с точкой зрения БЕЛЯВСКОГО и высказал мысль, что было бы очень хорошо, если бы мы могли предварительно обсуждать с БЕЛЯВСКИМ все наиболее важные вопросы нашей практической работы. КОМПАНСКИИ сказал, что об этом они также говорили с БЕЛЯВСКИМ и пришли к заключению, что по кон- ||

(Л. 16) спиративным соображениям будет гораздо лучше, если связь с БЕЛЯВСКИМ я буду поддерживать не непосредственно, а через него КОМПАНСКОГО, т.к. оба мы, т.е. я и БЕЛЯВСКИЙ являемся для Новочеркасска слишком заметными фигурами и наша связь, если кто-либо о ней узнает, сразу же вызовет подозрение. С этим предложением я также согласился. Таким образом, наша организация действовала уже как часть церковно-белогвардейской организации, существовавшей в Советском Союзе и проводившей свою контрреволюционную работу под общим руководством «Российского общевоинского союза» и представителей реакционных церковников за границей: Антония ХРАПОВИЦКОГО до его смерти, Евлогия ВАРШАВСКОГО20, Анастасия епископа КИШИНЕВСКОГО21, Гермогена бывшего «военного епископа» при КРАСНОВЕ и других.

По словам митрополита Петра, связь с этим духовным белоэмигрантским

22

центром осуществляют проживающие в Москве митрополит Сергей22 и епископ Александр ВВЕДЕНСКИЙ . В 1934 году Петр мне говорил, что директива Антония ХРАПОВИЦКОГО о необходимости перехода к более решительной борьбе против большевиков была передана ему ВВЕДЕНСКИМ. При встрече с последним в Москве, выполняя эту директиву, мы приступили к созданию повстанческих групп.

ВОПРОС: Каким путем осуществлялась связь с РОВСом? || (Л. 17) ОТВЕТ: Связь с РОВСом поддерживал БЕЛЯВСКИЙ. По словам КОМПАНСКОГО, эта связь осуществлялась через эмиссаров РОВСа, приезжавших нелегально в СССР, а также путем переписки по условным адресам. Кто персонально приезжал из-за границы и какие именно адреса использовались БЕЛЯВСКИМ для письменной связи с РОВСом КОМПАНСКИЙ мне не говорил.

Впоследствии, по поручению Петра мною были использованы для связи с заграницей следующие адреса: кладбищенский протоиерей ЖЕЖЕЛЕНКО24, через некую старушку Петровну, вел переписку с проживающей в Париже

20 Митрополит Евлогий (Георгиевский) (см.: Евлогий (Георгиевский) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/13092.html (дата обращения: 5.03.2024). Загл. с экрана.

21 Митрополит Анастасий (Грибановский) (см.: Анастасий (Грибановский) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/6794.html (дата обращения: 5.03.2024). Загл. с экрана.

22 Митрополит Сергий (Страгородский) (см.: Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол. С. 515-517).

23 Митрополит Александр (Введенский) (см.: Там же. С. 50-52).

24 Протоиерей Алексий Жежеленко. Сведения о его репрессировании в 1937-1938 годах не найдены.

ПОПОВОИ Еленой Ивановной. ПОПОВА в прошлом владелица большого состояния, была связана в Новочеркасске с местными реакционными кругами и после разгрома белых эмигрировала во Францию.

Участник нашей организации ГРИНЕВ Модест Петрович, бывший офицер, поддерживал связь с своим сыном белоэмигрантом ГРИНЕВЫМ Геннадием Модестовичем.

ПЕТРОВА Лидия Алексеевна, принимавшая активное участие в контрреволюционной деятельности нашей организации, вела переписку с своим братом епископом Сергием ПЕТРОВЫМ, проживающим в Болгарии. Через этих лиц мы направляли за границу клеветнические информации о положении в СССР, сообщения о деятельности нашей организации и получали из заграницы сведения о деятельности белоэмигрантских организаций и некоторые указания по контрреволюционной работе. Все эти сообщения вуалировались так, как будто бы речь идет о сугубо церковных дела. Так, через 11

(Л. 18) ПЕТРОВУ в 1935 году мною было получено сообщение от епископа

9 ^

Сергия ПЕТРОВА25 о смерти Антония ХРАПОВИЦКОГО и призыв, несмотря на смерть «активнейшего поборника за Церковь Христову», продолжать борьбу против большевиков. Епископ Сергий писал об этом иносказательно: «мы должны приложить все силы к тому, чтобы наша истинно Русская Церковь восстановила свое прошлое могущество», но остальное, т.е., что для этого надо, для меня было понятно. Связь с церковно-белогвардейскими кругами за границей была также и у Ростовского митрополита Петра. Я точно не знаю через кого он ее поддерживал, но во всяком случае при в встречах он меня информировал о деятельности этих кругов. В 1936 году Петр мне передавал, что представители русского духовенства за границей продолжают линию Антония ХРАПОВИЦКОГО. Надо сказать, что Антоний ХРАПОВИЦКИИ был убежденный цезарепапист, очень увлекался идеей церковного абсолютизма и вел линию на связь с Римским папою.

Митрополит Петр заявил мне, что, по его мнению, сближение с Ватиканом в настоящее время крайне необходимо, т.к. в этом случае нам обеспечена могущественная поддержка не только со стороны папы Римского, но и со стороны правительства Италии. Продолжая разговор, Петр сообщил мне, что он считает необходимым деловое сотрудничество не только с Ватиканом, но и с фашистским правительством Германии, т.к. без помощи немцев мы вряд ли сможем победить большевиков. ||

(Л. 19) О необходимости связи с фашистами мне говорил также КОМПАНСКИИ. По его словам, БЕЛЯВСКИИ непосредственно связан с фашистскими кругами Германии и получает от немцев указания по работе нашей организации.

25 Епископ Сергий (Петров) (см.: Сергий (Петров) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/13672534.html (дата обращения: 5.03.2024). Загл. с экрана.

ВОПРОС: Вы здесь определенно недоговариваете и стараетесь скрыть от следствия связь церковников с фашистами. Что вам известно о связи Петра с фашистскими кругами за границей?

ОТВЕТ: Был ли митрополит Петр непосредственно связан с фашистами, я не знаю. Он мне говорил только, что представители нашей Церкви за границей действуют в контакте с фашистскими кругами Германии и Польши и что этот блок для нас крайне выгоден.

ВОПРОС: А вы лично разве не были связаны с немцами?

ОТВЕТ: Еще при жизни митрополита Митрофана я познакомился с проживающим в Новочеркасске немецким пастором ФРАШ Иваном Христофоровичем, молодым человеком, окончившим в СССР Высшую богословскую немецкую школу. Мы стали бывать друг у друга на квартире. В беседах со мной ФРАШ откровенно высказывал свое враждебное отношение к СССР, говорил, что рано или поздно большевики будут уничтожены и первая роль в деле уничтожения коммунизма будет принадлежать Германии. После прихода Гитлера к власти, ФРАШ со злобой говорил, что приближается час, когда коммунисты должны будут ответить за все преступления перед ||

(Л. 20) культурным человечеством. Я всегда поддерживал ФРАША в его контрреволюционных разговорах. В одной из бесед ФРАШ сообщил мне, что он связан с фашистскими организациями Германии и по их заданию ведет работу против Советской власти. По словам ФРАША, он создал в Новочеркасске группу лиц, сочувствующих фашизму. В эту группу ФРАШ завербовал ГЛАДКОВУ Лидию Андреевну, проживающую в Новочеркасске по Западенскому переулку в собственном доме, ее сына Бориса ГЛАДКОВА и преподавателей Новочеркасских школ ЦЕЙГЕРА Адальберта Яковлевича и некоего ЭМБЕРГ или ЭМДЕН (фамилии точно не помню). Все эти лица собирались на квартире ГЛАДКОВОЙ, где ФРАШ проводил с ними беседы, в процессе которых воспитывал их в фашистском духе и инструктировал как вести антисоветскую работу. По указаниям ФРАША, все эти лица пропагандировали среди своих знакомых фашистские идеи и вербовали сторонников. В 1933 году или в начале 1934 года ФРАШ меня познакомил с ЦЕЙГЕРОМ, отрекомендовав последнего как своего ближайшего друга и политического единомышленника. С этих пор я не терял связи с ЦЕЙГЕРОМ вплоть до последнего времени. Из личного общения с ЦЕЙГЕРОМ я выяснил, что он также является убежденным фашистом, до глубины души ненавидящим все советское.

ВОПРОС: Что еще вас связывало с ФРАШЕМ и ЦЕЙГЕРОМ?

ОТВЕТ: Кроме общности политических взглядов, ничего. ||

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Л. 21) ВОПРОС: Вы никаких поручений не получили от ФРАША?

ОТВЕТ: От ФРАША я никаких поручений не получал, но ЦЕЙГЕР просил меня информировать его о настроении русского духовенства, сказав, что этим очень интересуются фашистские круги в Германии. Я сообщил ЦЕЙГЕРУ, что церковники в своем большинстве настроены против Советской власти и что

часть из них ведет активную антисоветскую работу. В последующем я передавал ЦЕИГЕРУ отдельные факты из церковной жизни.

ВОПРОС: А вы говорили ЦЕИГЕРУ о том, что являетесь участником белогвардейской организации?

ОТВЕТ: Я вам сказал неправду, когда говорил, что меня с ФРАШЕМ связывала только общность политических взглядов, фактически же дело обстояло так: в одной из бесед я рассказал ФРАШУ о существовании церковно-белогвардейской организации, участником которой я являюсь. Это общение заинтересовало ФРАША. Он меня подробно расспрашивал о структуре организации, ее руководстве, целях и практических задачах. На все эти вопросы я дал ФРАШУ исчерпывающие ответы. Через некоторое время ФРАШ сообщил мне, что лица, с которыми он связан в Германии, обещают нам помощь в деле борьбы против Советской власти. Первое время эта помощь будет заключаться в высылке денежных сумм на нужды нашей организации, а затем в удобный момент немцы окажут нам поддержку и вооруженной силой. От нас же немцы требуют только одного - максимально усилить борьбу против Советской власти. Я на эти условия согласился. ||

(Л. 22) ВОПРОС: Сколько денег вы получили от ФРАША?

ОТВЕТ: Я получил от ФРАША на нужды нашей организации 3 000 рублей советскими знаками и около 100 долларов.

ВОПРОС: Кому вы передали эти деньги?

ОТВЕТ: Я их никому не передавал.

ВОПРОС: Следовательно, эти деньги были получены Вами не на нужды контрреволюционной организации, а в качестве вознаграждения за вашу лично шпионскую деятельность?

ОТВЕТ: К моему стыду, должен признать, что это так. Я был завербован ФРАШЕМ для работы по заданиям немцев и именно на этой основе был связан с ним, а после его высылки с ЦЕИГЕРОМ.

ВОПРОС: Какие конкретно поручения вы получали от ЦЕИГЕРА?

ОТВЕТ: После высылки ФРАША в 1935 году я некоторый промежуток времени старался не встречаться с ЦЕИГЕРОМ, т.к. боялся, что если НКВД узнает о моей связи с ЦЕИГЕРОМ и ФРАШЕМ, мне будет плохо. Спустя два или три месяца после высылки ФРАША, ЦЕИГЕР сам зашел ко мне на квартиру. Он мне сообщил, что ФРАШ ему рассказал о своей связи со мной и спросил, согласен ли я и дальше продолжать работу в контакте с ним, т.е. с ЦЕИГЕРОМ. Я ответил утвердительно. ЦЕИГЕР задал мне вопрос, как идут дела нашей организации. Я ему рассказал, что участники организации КОРОБЕИНИКОВ, НАУМОВ, ||

(Л. 23) МОНЧЕНКО и другие ведут активную работу, что уже создан ряд террористических групп, ведется большая повстанческая работа в станицах Дона, а также сообщил что деятельностью нашей организации в Азово-Черноморском крае среди духовенства руководит митрополит Петр. Впоследствии я сообщал ЦЕИГЕРУ сведения о деятельности церковно-белогвардейской организации на Кубани и Черноморье. От ЦЕИГЕРА я

получал лишь общие указания о необходимости усиления повстанческой и террористической деятельности организации. В остальном ЦЕЙГЕР полагался на мою инициативу.

ВОПРОС: Вы показали, что сообщали ЦЕЙГЕРУ о деятельности церковно-белогвардейской организации на Кубани и Черноморье. Откуда вам было об этом известно?

ОТВЕТ: В 1936 году, при очередной встрече с митрополитом Петром, после моей информации о проделанной мною работе по вербовке в организацию новых людей в Новочеркасске и средне Донских районах, Петр заметил, что он очень доволен результатами моей деятельности. Одновременно, Петр мне рассказал, что неплохо дела идут на Кубани и на Черноморье. По словам Петра, на Кубани активную контрреволюционную деятельность ведет епископ Софроний АРЕФЬЕВ26. В прошлом Софроний учился в академии, затем был ректором какой-то сибирской семинарии. Во время империалистической войны Софроний находился в Китае, сблизился там с японскими военными кругами и до сих пор сохранил с ними связь. При Советской власти Софроний отбывал ссылку, кажется, 11

(Л. 24) где-то на Урале, но это не сломило его и после окончания срока ссылки Софроний приехал на Кубань, развернул активную контрреволюционную деятельность. Софроний перебросил на Кубань группу бывших ссыльных монахов, попов и монашек, которые под его руководством ведут в станицах и селах Кубани организационную работу по созданию повстанческих групп и агитируют против Советской власти. Петр сообщил мне, что он поддерживает связь с Софронием через некоего ШЕХОВЦЕВА Алексея, церковного работника, проживающего у какого-то священника в станице Гниловской. ШЕХОВЦЕВ использовался Петром для связи с участниками организации в Донбассе и Днепропетровщине. Фамилии этих участников я не знаю.

Касаясь Черноморья, Петр мне говорил, что там активную работу ведет

97

епископ Иоанн ТЮРИН27. Петр давал ТЮРИНУ лестную характеристику, как человеку глубоко преданному делу организации. В прошлом ТЮРИН учился на авиационных курсах, затем служил в авиачастях, где также вел контрреволюционную работу и уже после этого принял духовный сан. По словам Петра, ТЮРИН помимо повстанческих групп на Черноморье, создал в Новороссийске группу для диверсионных актов на промышленных предприятиях. В октябре месяце 1936 года Петр меня познакомил с ТЮРИНЫМ в Ростове. ТЮРИН мне сказал, что он слышал о моей успешной работе против большевиков на Дону. Переходя к вопросу о практических задачах нашей организации, ТЮРИН заявил, что он является 11

26 Архиепископ Софроний (Арефьев) 2 декабря 1937 года постановлением Тройки УНКВД СССР по Краснодарскому краю был приговорен к расстрелу (см.: Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол. С. 526527).

27 Епископ Иоанн (Тюрин) 28 декабря 1937 года постановлением Тройки УНКВД СССР по Краснодарскому краю был приговорен к расстрелу (см.: Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол. С. 287).

(Л. 25) сторонником решительных действий в борьбе против большевиков. Он мне подтвердил наличие диверсионной группы в Новороссийске и добавил, что в настоящее время он ведет работу по созданию группы террористов, т.к. считает, что в террористической борьбе против большевиков ничего греховного нет.

В этот же мой приезд я встречался в Ростове еще с рядом участников

организации, с которыми и был связан еще в то время, когда был жив

28

митрополит Митрофан: священником Владимиром ПОПОВЫМ , в свое время уходил с белыми из станицы Верхне-Курмоярской, женат на дочери генерала БАЛАБИНА, ведавшего коннозаводством на Дону.

Благодаря своему официальному положению уполномоченного ВВЦС, Владимир ПОПОВ имеет возможность легально поддерживать связь с большинством участников церковно-белогвардейской организации в крае. Через Владимира ПОПОВА Петр передает на месте участникам организации указания по контрреволюционной деятельности. Владимир ПОПОВ при встрече говорил мне, что участники организации в районах края ведут антисоветскую деятельность довольно успешно. Он особенно отметил активность Павла КОРОБЕИНИКОВА, руководителя ячеек организации в северных районах Дона. До последнего времени КОРОБЕИНИКОВ проживал в Миллеровском поселке. С КОРОБЕИНИКОВЫМ ранее мне приходилось встречаться. Он человек крайне правых убеждений. Непримиримый ||

(Л. 26) враг коммунистов, ПОПОВ мне рассказал, что после того, как генерал ФРАНКО выступил против республиканской Испании, КОРОБЕИНИКОВ стал поминать его «за здравие». «Правда, смеясь говорил мне ПОПОВ, он делает это не вслух, а шепотом, но это не важно». Помимо

лд

ПОПОВА я встречал в Ростове протоиерея АРТЕМЬЕВА Ивана29. С последним я был связан еще в то время, когда он находился в Новочеркасске. АРТЕМЬЕВ мне передал, что в Ростове он сколотил вокруг себя крепкую контрреволюционную группу, участники которой активно ведут среди верующих антисоветскую агитацию. Кроме того, тогда же я встретился с

30

участниками организации священниками: ДАНИЛОВСКИМ Георгием30, ДЕЛАВЕРИДИ Федором Ивановичем31 и СУРИНОВЫМ Георгием32. Все они в беседах со мной говорили, что продолжают активную антисоветскую работу и готовы в любой момент сменить крест на оружие.

ВОПРОС: Вы показали, что митрополит Петр знал о связи Софрония с японцами. А о вашей связи с немцами ему было известно?

28 Протоиерей Владимир Попов 9 мая 1938 года скончался, находясь под арестом (см.: Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет... С. 468).

29 Протоиерей Иоанн Артемьев 28 ноября 1932 года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ был приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан (см.: Там же. С. 363-364).

30 Протоиерей Георгий Даниловский. Сведения о его репрессировании в 1937-1938 годах не найдены.

31 Протоиерей Феодор Делавериди 1 февраля 1938 года постановлением Комиссии НКВД и Прокуратуры СССР был приговорен к расстрелу (см.: Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол. С. 224).

32 Священник Георгий Суринов. Сведения о его репрессировании в 1937-1938 годах не найдены.

ОТВЕТ: Да, я говорил ему об этом. Петр благословил меня поддерживать и дальше связь с немцами, сказав, что мы должны использовать в борьбе против большевиков всяких союзников.

ВОПРОС: По вашим показаниям, в 1934 году вы получили от митрополита Петра директиву усилить контрреволю- ||

(Л. 27) ционную деятельность, возглавлявшихся вами, групп церковно-белогвардейской организации. Что было вами практически сделано для выполнения этой директивы?

ОТВЕТ: По Новочеркасску мною были привлечены к активной работе в организации следующие ее участники: ИНЬКОВ Андрей, священник Успенской церкви; ПЕЛЕНИЧЕНКО Иван, священник Александровской церкви; СЕРДЮКОВ Кузьма, священник Александровской церкви; ПОПОВ Семен, протоиерей Георгиевской церкви; ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ Леонид, протоиерей Георгиевской церкви; НАУМОВ Анатолий, протоиерей Александровской церкви; ЖЕЖЕЛЕНКО Алексей, протоиерей кладбищенской

33

церкви; ФОМИН Иван33, протоиерей Михайловской церкви и священник РЕМЧУКОВ Иван. Все они были завербованы в белогвардейскую организацию митрополитом Митрофаном. С большинством из них я установил связь, как с участниками организации, еще при жизни Митрофана, когда они приходили к нему на квартиру для получения инструкций по контрреволюционной деятельности. Всем этим лицам, за исключением НАУМОВА и МОНЧЕНКО, я дал указания усилить антисоветскую агитацию среди верующих их приходов, приближать к себе лиц недовольных Советской властью и среди последних открыто пропагандировать необходимость вооруженного свержения Советской власти. ||

(Л. 28) НАУМОВУ и МОНЧЕНКО я дал специальные задания. Первый из них имеет широкие связи по Новочеркасску как среди бывших служителей религиозного культа, так и среди бывшей казачьей и прочей белогвардейской знати. Я предложил НАУМОВУ вербовать в организацию наиболее надежных людей из числа его знакомых. Впоследствии НАУМОВ разновременно мне сообщил, что им завербованы в организацию: ДМИТРИЕВ Василий, бывший протоиерей, работает в канцелярии одного из ВУЗов в Новочеркасске; ПУСТОВАЛОВ Виктор, бывший священник Николаевской церкви; СЕСАРЕВ Александр, бывший священник; АЛЕШИН Андрей, бывший священник, работает на ликерно-наливочном заводе; СТАНКОВ, бывший священник; ФАСТУНОВ Иван Алексеевич, бывший дьякон. Каждый из этих лиц имел вокруг себя группу верующих, с которыми он был связан со времени своей службы в церкви и под руководством НАУМОВА вел среди них контрреволюционную пропаганду.

Кроме того, НАУМОВЫМ были завербованы в церковно-белогвардейскую организацию некоторые из служащих советских учреждений в Новочеркасске:

33 Протоиерей Иоанн Фомин 26 июля 1938 года постановлением Тройки УНКВД СССР по Ростовской области был приговорен к расстрелу // Архив УФСБ РФ по Ростовской области. Д. П-17189. Л. 194.

309

АРТАМОНОВ Алексей Александрович, работает в ЖИСОЮЗЕ; ВОРОНИН Евгений Петрович, учитель одной из школ в Новочеркасске; ПРОСВИРОВА, зубной врач; ВЛАСОВ Арсений Георгиевич, бывший чиновник; ДАВЫДОВ Василий Семенович34, бывший торговец; МИШУСТИН Платон Михайлович, бывший офицер, работает на заводе ||

(Л. 29) Никольского в Новочеркасске; ТЮРМАЕВ Георгий Васильевич, агроном; ТРУФАНОВ Григорий Ефимович, служащий одного из учреждений Новочеркасска; ВЛАСОВА Анна Георгиевна, бывшая учительница; НАСТОЯЩЕВА Вера и НАСТОЯЩЕВА Дарья. Два сына НАСТОЯЩЕВОИ Дарьи при отступлении белых эмигрировали заграницу. Эти лица по указанию НАУМОВА распространяли среди своих сослуживцев различного рода провокационные слухи, антисоветские пасквили и вели агитацию против мероприятий Советской власти.

У МОНЧЕНКО были сконцентрированы все связи с монашками. МОНЧЕНКО мне говорил, что он привлек к работе в нашей организации следующих монахинь бывшего Старочеркасскаго монастыря: Панфилу, Флориану, Пантелеймону, Серафиму, Исидору, Владиславу и Иоасафу. Все они живут в Новочеркасске и вхожи почти во все слои населения города. Эти монахини являлись источниками распространения в городе различного рода вздорных антисоветских сплетен, будораживших население, сопровождали эти сплетни религиозными мистическими небылицами о всякого рода «божественных знамениях» и в узком кругу вели неприкрытую фашистскую пропаганду.

Связи с оставшейся в Новочеркасске бывшей белогвардейской знатью поддерживал я лично. В этом деле мне активно помогали бывшие генеральши: ИЛОВАИСКАЯ Екатерина Петровка; ЛЕОНОВА; ЧЕРЕВКОВА Евдокия35; ТАЦИНА; МИТРОФАНОВА; ГРЕКОВА, сестра бывшего генерала ГРЕКОВА и жена профессора БЕЛЯВСКОГО. ||

(Л. 30) Эти «генеральши» и БЕЛЯВСКАЯ принимали активное участие в деятельности церковно-монархически кругов еще в период пребывания на Дону белых. По тем или иным независящим от них причинам, они не смогли своевременно эмигрировать заграницу и остались в Новочеркасске. При жизни Митрофана все они поддерживали связь с ним, вошли по его предложению в церковно-белогвардейскую организацию и до последних дней под моим руководством принимали активное участие в ее антисоветской работе. Их деятельность также заключалась в контрреволюционной агитации среди знакомых им лиц.

Особенно успешно проводила контрреволюционную работу ЕПИФАНОВИЧ Зинаида Леонтьева, дочь бывшего преподавателя духовной

34 Давыдов Василий Семенович 26 июля 1938 года постановлением Тройки УНКВД СССР по Ростовской области был приговорен к расстрелу // Архив УФСБ РФ по Ростовской области. Д. П-17189. Л. 193.

35 Черевкова Евдокия Леонардовна 26 июля 1938 года постановлением Тройки УНКВД СССР по Ростовской области была приговорена к расстрелу // Архив УФСБ РФ по Ростовской области. Д. П-17189. Л. 203.

семинарии ЕПИФАНОВИЧА, в свое время бывшего председателем «Союза русского народа» в Новочеркасске. В 1921 году отец ее был расстрелян органами Советской власти. ЕПИФАНОВИЧ Зинаида по своим политическим убеждениям махровая монархистка. Она ведет активную антисоветскую деятельность в Музыкальном техникуме, где работает учительницей музыки. ЕПИФАНОВИЧ мне говорила, что ей удалось подчинить своему влиянию целый ряд учеников техникума, которые готовы пойти за ней куда угодно. Это обстоятельство было для нас крайне важно, т.к. при одной из встреч в 1935 году с митрополитом Петром, мы решили, что параллельно с террористическими группами, созданными по линии, если можно так называть светской части ||

(Л. 31) нашей организации, и нам церковникам следует приступить к подготовке кадров террористов. Петр предложил мне дать указания участникам нашей организации, чтобы в своей пропаганде они особо подчеркивали, что все зло в нынешних руководителях государства и что, если их не будет, положение сразу же изменится. Эти указания мною были переданы участникам организации, и они активно приступили к пропаганде террора. Вскоре эта пропаганда принесла свои плоды. Лично ко мне обратились бывшие участницы «Сестричного братства» Клавдия Дмитриевна БОНДАРЕВА и ИВАНОВА Галина Владимировна, дочь врача, с заявлением, что они готовы лично участвовать в убийстве кого-либо из руководителей ВКП(б) или членов Советского правительства. ЕПИФАНОВИЧ, в одну из встреч, мне также сообщила, что некоторые из связанных с нею учеников Музыкального техникума готовы пожертвовать своей жизнью, лишь бы освободить русский народ от большевиков.

ВОПРОС: Вы вели контрреволюционную работу не только в Новочеркасске, но и в ряде Донских районов. С какими именно районами вы были связаны?

ОТВЕТ: Лично мною в 1934-35 годах были завербованы в организацию во время их приездов в Новочеркасск: САДЧИКОВ Андрей, протоиерей из станицы Богаевской; КРИТСКИИ Константин, протоиерей в Пролетарском районе; ГРЕКОВ, протоиерей станицы Мелековской; ||

(Л. 32) МАКСИМОВ Иван, протоиерей из станицы Грушевской; ДЬЯКОНОВ Иван, протоиерей из станицы Константиновской; БОЖЕНОВ Алексей Иванович, священник из Сальского района; МИШАРЕВ36, протоиерей в Каменске; ЧЕРНОБАЕВ , протоиерей в Каменске и КИЕВСКИИ Леонид, священник из гор. Шахты. Все они являются убежденные монархистами и без колебаний согласились принять участие в борьбе против Советской власти.

Особенно активно действовали МИШАРЕВ, ЧЕРНОБАЕВ и КИЕВСКИЙ. В конце 1936 года КИЕВСКИИ при личном свидании с ним сообщил мне, что

36 Протоиерей Василий Мишарев 3 декабря 1937 года постановлением тройки УНКВД СССР по Азово-Черноморскому краю был приговорен к расстрелу (см.: Лавринов В., прот. Временный Высший Церковный Совет. С. 449).

37 Протоиерей Димитрий Чернобаев 8 августа 1937 года постановлением тройки УНКВД СССР по Азово-Черноморскому краю был приговорен к расстрелу (см.: Там же. С. 500).

он связан с рядом беглых кулаков, пробравшихся на работу в Шахты, которые по его заданиям ведут вредительскую работу в шахтах и антисоветскую агитацию среди рабочих.

При одной из встреч ЧЕРНОБАЕВ мне передал, что ему совместно с МИШАРЕВЫМ удалось создать в Каменске крепкую контрреволюционную группу. По словам ЧЕРНОБАЕВА, они в любой момент могут дать из числа участников этой группы несколько человек, вполне подходящих по своим индивидуальным качествам для участия в террористической деятельности организации.

БОЖЕНОВ, САДЧИКОВ, КРИТСКИИ, ГРЕКОВ, МАКСИМОВ и ДЬЯКОВ также успешно проводили в своих приходах контрреволюционную работу. При личных встречах с ними в 1936 и в начале 1937 года они мне передавали, что благодаря их деятельности, ряд верующих ||

(Л. 33) открыто ведут среди населения повстанческую агитацию, а некоторые из них прямо говорят о том, что «нечего дальше ждать, а надо браться за оружие и громить большевиков». Помимо личных встреч я поддерживал связь с этими лицами через ЕГОРОВА Павла Ивановича, бывшего царского чиновника, затем владельца свечного завода в Новочеркасске. ЕГОРОВ в свое время использовался Митрофаном для связи с патриархом Тихоном и Петром КРУТИЦКИМ, а после смерти Митрофана перешел «по наследству» ко мне. ЕГОРОВ знал лично большинство участников организации и в деле связи с ними был незаменимым человеком.

ВОПРОС: Кто еще из участников белогвардейской организации вел работу по террору?

ОТВЕТ: Активно пропагандировал террор участник организации ГРИНЕВ Модест Петрович. В свое время ГРИНЕВ учился в духовной семинарии, затем поступил в юнкерское училище и был офицером. Сын его, как я уже показывал, находится за границей. ГРИНЕВ в Новочеркасске связан с группой теософов, в которую входят Михаил Иванович КАРЕЛИН, бывший юрист; его жена КАРЕЛИНА; доктор СОБОЛЕВ и в последнее время ИВАНОВА Галина Владимировна, о которой я также показывал выше. Эта группа регулярно собиралась у ГРИНЕВА, под видом обсуждения различного рода религиозных вопросов. Участники группы вели контрреволюционные беседы, в процессе которых клеветали на Советскую власть, передавали в контрреволюционном духе ||

(Л. 34) последние политические новости и обсуждали информации, получавшиеся ГРИНЕВЫМ от его сына белоэмигранта. На этих сборищах ГРИНЕВ, как он мне передавал, доказывал участникам группы необходимость перехода к террористической борьбе против большевиков. В результате влияния ГРИНЕВА, Галина ИВАНОВА и предложила мне свои услуги для террористической деятельности.

ВОПРОС: С каким еще антисоветскими религиозными группами вы были связаны?

ОТВЕТ: Я был связан с одним из руководителей группы баптистов в Новочеркасске ЛЕВАНДОВСКИМ. Со слов ЛЕВАНДОВСКОГО мне известно, что баптисты в Новочеркасске развернули активную контрреволюционную работу. На своих нелегальных собраниях участники баптистской группы открыто говорят о необходимости вооруженной борьбы против Советской власти. По словам ЛЕВАНДОВСКОГО баптисты пользуются поддержкой немцев, которые им оказывают материальную помощь. Из числа наиболее активных участником группы баптистов в Новочеркасске ЛЕВАНДОВСКИИ

"5 О

называл мне некоего ФАСТУНОВА Симеона Алексеевича38. В одно из свиданий с митрополитом Петром, я ему сообщил о своей связи с баптистами. Петр предложил мне всячески укреплять эту связь, сказав, что руководством нашей организации вопрос о блоке с ||

(Л. 35) другими антисоветскими религиозными группами и организациями решен положительно и что он дал директиву участникам организации устанавливать связи с баптистами и сектантами везде, где только можно.

ВОПРОС: С какими сектантскими группами помимо баптистов вы были связаны?

ОТВЕТ: Помимо ЛЕВАНДОВСКОГО я связи с сектантами не имел. Несколько лет тому назад в Новочеркасске появился бывший священник Тифлисского собора Хорен ХУЦЯН. Мы быстро подружились с ним. ХУЦЯН доверительно сообщил мне, что в Закавказье он был связан с националистическими элементами среди армян и совместно с ними вел решительную борьбу против Советской власти. По словам ХУЦЯНА ему активно помогал его сын Сурен. Через Сурена, Хорен ХУЦЯН поддерживал связь из Новочеркасска с контрреволюционными организациями в Армении. В самом Новочеркасске Хорен ХУЦЯН также установил связи среди армян и вел контрреволюционную деятельность. После отъезда в Армению я поддерживал переписку с Хореном. В письмах он мне сообщал, под видом информации о церковных делах, о том, как проводится им и его единомышленниками контрреволюционная работа среди армян.

Записано с моих слов правильно, мною лично прочитано

Симашкевич

Допросил: Зам нач. 4-го отдела УГБ НКВД по АЧК, ст. лейтенант госбезопасности (Подпись).

Обвинительное заключение по делу Симашкевича И.М.

(Там же. Л. 75) «Утверждаю» Отнести к I категории Нач. УНКВД Ростобласти Капитан Госбезопасности 14 апреля 1938 года (Подпись).

«Утверждаю»

38 Фастунов Семен Алексеевич 26 июля 1938 года постановлением Тройки УНКВД СССР по Ростовской области был приговорен к расстрелу // Архив УФСБ РФ по Ростовской области. Д. П-17189. Л. 205.

Военный прокурор Бригвоенюрист 14 апреля 1938 года (Подпись).

Я, Оперуполномоченный 4 отдела УГБ УНКВД Ростобалсти Сержант Госбезопасности ЖЕРИХОВ, рассмотрев следственное дело № 18957 по обвинению СИМАШКЕВИЧА Иулиана Митрофановича, рождения 1886 года, уроженца г. Новочеркасска гр-н СССР, до ареста епископ г. Новочеркасска, в период белых состоял агентом ОСВАГа.

УСТАНОВИЛ СЛЕДУЮЩЕЕ:

1. Являлся одним из руководителей к-р церковно-белогвардейской организации.

2. В 1933 году был завербован агентом германской разведки немецким пастором ФРАШ в г. Новочеркасске, для шпионской работы в пользу Германии.

3. Информировал ФРАША о деятельности церковно-белогвардейской организации на Дону, получал от него деньги для усиления работы организации.

4. По заданию ФРАША создал террористическую группу, в которую завербовал БОНДАРЕВУ и ИВАНОВУ (арестованы), изъявивших желание участвовать в террористическом акте над членами Советского правительства. Виновным себя признал. Изобличается показаниями ЦЕИГЕР, СЕРГЕЕВА, ЦАРЕВСКОГО, КОРОЛЬКОВА.

ПОСТАНОВИЛ: Руководствуясь приказом НКВД СССР № 00593 настоящее дело по обвинению СИМАШКЕВИЧА Иулиана Митрофановича направить на рассмотрение Нач. УНКВД Ростовской области.

Оперуполномоч. 4 отдела Сержант Госбезопасности (Подпись). (Жерихов).

СОГЛАСНЫ: Нач. 7 отд-ния 4 отдела Ст. Лейтенант Госбезопасности (Подпись). (Парфимович).

Нач. 4 отдела УГБ УНКВД РО Ст. Лейтенант Госбезопасности (Подпись). (Григорьев). ||

(Л. 75 об.) СПРАВКА: арестованный СИМАШКЕВИЧ И.М. содержится под стражей в Ростовской тюрьме.

Оперуполномоченный 4 отдела Сержант Госбезопасности (Подпись). (Жерихов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Донесение сотруднику НКВД от осведомителя «Семенов»

(Там же. Вложение в пакет. Л. 1)

Связь церковной контрреволюционной белогвардейской Новочеркасской организации, возглавляемой и управляемой Симашкевичем, с краевым центром, возглавляемым Петром Сергеевым, началась в 1934 году, когда Иулиана Симашкевича хотели обезличить заправилы Ростовской и Каменской

епархий, первой - митрополит Смарагд39, а второй - Иннокентий40. В 1933 году умер отец Иулиана Митрофан, властитель и духовный диктатор, глава всей Донской церковной контрреволюционной белогвардейской организации. В то время Иулиан Симашкевич был без портфеля, был рядовым и молодым епископом, главой и настоятелем одной только Михайловской церкви. Вероломные, тщеславные, честолюбивые, гордые и самолюбивые контрреволюционеры - старые Смарагд и Иннокентий, воспользовались одиночеством и ложной популярностью Иулиана, постановили и решили его совершенно вывести из Новочеркасска и пере- ||

(Л. 2) вести его в Аксай как рядового попа в одну из аксайских церквей. Нужно заметить и сказать, что отец Иулиана Митрофан, будучи уже преклонных лет, дряхлый, чувствуя близкую кончину, заделал сына своего Юльчика епископом, чтобы он был главарем всех Новочеркасских церквей и его главным помощником и заместителем, предполагая, что он после его смерти останется навсегда в Новочеркасске главой и заправилой всех церквей; популярностью и уважением, как отец его Иулиан не пользовался, как неумеющий влиять на психику новочеркасских прихожан церквей и вообще жителей. Тогда он, видя свое безвыходное положение и боясь быть выведенным из Новочеркасска, как человек польской нации, гордый, честолюбивый и властолюбивый, бьет челом и льет крокодиловые слезы пред старостой Мишус- ||

(Л. 3) тиной Анной Михайловной и всем церковным советом, просит и взывает о помощи, так как остальные церкви с попами и церковными советами города Новочеркасска стали относиться к нему холодно и без должного уважения и повиновения. Он смекнул в чем суть дела, проделал такой маневр: сфабриковал якобы его отцом рукою написанное письмо предсмертное, в котором Митрофан завещает сыну своему Юльчику непременно, обязательно и безотлагательно выйти из ориентации ВВЦС (Временного Высшего Церковного Совета), возглавляемого на Дону его папой Митрофаном и все силы напряг и усилия, приложить перейти и потянуть все новочеркасские церкви и попов в обновленческую ориентацию, возглавляемую в краевом центре в Ростове митрополитом Петром Сергеевым, а в Москве митрополитом Виталием41, с которым тогда Иулиан не был знаком. В этом деле ||

(Л. 4) помог ему служащий в то время в Никольской церкви в

42

Новочеркасске Димитрий Капустянский и Иван Фомин. В то время единственная церковь в Новочеркасске обновленческой ориентации Никольская, под руководством Мишустиной и при ее помощи заводит дружбу с

39 Митрополит Смарагд (Яблонев) 9 сентября 1937 года постановлением Специальной коллегии Воронежского областного суда был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей (см.: Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет. С. 482-483).

40 Митрополит Иннокентий (Бусыгин) (см.: Там же. С. 406-407).

41 Митрополит Виталий (Введенский) (см.: Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол. С. 172-173).

42 Протоиерей Димитрий Капустянский. Сведения о его репрессировании в 1937-1938 годах не найдены.

Капустянским и знакомится с Фоминым, хотя с последним он давно был знаком, но только официально по службе, и просит помочь ему - познакомить с митрополитом Петром Сергеевым. Иван Фомин и Капустянский были удивлены такому афронту дел. Год-два назад при жизни отца своего Митрофана, с церковной кафедры проклинавшего обновленческую ориентацию и ее вожаков за то, что они лояльны и преданы Советской власти как большевики, а теперь со слезами и чуть не на коленях умоляет их спасти его и церковь от засилья и произвола Смарагда и Иннокентия, решивших его совершенно обезличить. ||

(Л. 5) Ребята попы Иван Фомин и Д. Капустянский, возрадовавшись сему событию, что еще одна церковь присоединится к обновленцам, решили и поехали с ним сначала к Царевскому Митрофану, благовестнику (главному любимцу Петра Сергеева) и другому Георгию Даниловскому, ростовскому благочинному - главарям обновленческого управления и главным членам его. Познакомившись с ними и Петром Сергеевым, было показано и завещательное письмо, сфабрикованное Иулианом. Петр Сергеев не сразу согласился принять Иулиана под свое покровительство и защиту, а около месяца и более уверялся в искренности его перехода в обновленчество. В средине 1934 года в июле месяце Петром Сергеевым был информирован митрополит Виталий Московский о переходе Иулиана, епископа Новочеркасского и его церкви в обновленчество и об окончательном его утверждении. До перехода в обновленчество, еще при отце, Иулиан находился в дружбе с другими попами новочеркасских церквей и вел с ними ||

(Л. 6) контрреволюционную пропаганду и их склонял, чтобы и они продолжили вести таковую же для своих прихожан и граждан города. Иулиан Симашкевич как во храмах с церковной кафедры, так в частных разговорах и беседах и во время совершения торжественных богослужений в престольные Николаевской и Михайловской церквей, убеждал молящихся продолжать молится Богу, не бросать и не забывать его никогда. Он поможет всем верующим в Бога претерпеть все мучения и гонения на людей со стороны Советской власти. В своих месячных отчетах и других докладах, при личном свидании с Петром Сергеевым, Царевским и Даниловским и всем Ростовским Епархиальным Краевым Управлением, излагал контрреволюционную твердость, убеждения и настроения против Советской власти, а Краевое Управление, возглавляемое Петром Сергеевым, уже содержательно и том же духе информировало Московского Виталия, главу всей Российской обновленческой ориентации.

По вопросу о вовлечении мною лиц в контрреволюционную организацию я добавляю, что многие соглашались с этим мнением, а многие вздыхали и не соглашались. Солидарными в таких разговорах и настроениях были сподвижники Мишустиной и ее приятели Попов Федор, Любовь, Алентьев43,

43 Протодиакон Евгений Алентьев 26 июля 1938 года постановлением Тройки УНКВД СССР по Ростовской области был приговорен к расстрелу // Архив УФСБ РФ по Ростовской области. Д. П-17189. Л. 195.

Руденко Ирина Семеновна, ее сожитель Митрофан Троицкий, старушка Сидорова, Борцов Илья и другие, которые и восседали возле Мишустиной, ожидая начала службы.

Семенов

Литература и источники

Источники

1. Архив УФСБ РФ по Ростовской области. Д. П-41369 в отношении Симашкевича И.М.

2. Анастасий (Грибановский) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/6794.html (дата обращения: 5.03.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.

3. Антоний (Храповицкий) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/11778.html (дата обращения: 5.03.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.

4. Гермоген (Максимов) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/12476.html (дата обращения: 5.03.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.

5. Евлогий (Георгиевский) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/13092.html (дата обращения: 5.03.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.

6. Сергий (Петров) // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru/articles/13672534.html (дата обращения: 5.03.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.

7. Чернявский Василий Антонович // Древо: Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://drevo-info.ru /articles/13677228.html (дата обращения: 5.03.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.

Литература

1. Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М.: Общество любителей церковной истории, 2016. 733 с.

2. Лавринов В.В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925-1945). М.: Общество любителей церковной истории, 2018. 604 с.

HaBpHHOB B.B. EnHCKon HynuaH (CuMamKeBrn) h ero cnegcTBeHHoe geno

Lavrinov Valery Veniaminovich (Archpriest Valery Lavrinov), Candidate of History

Bishop Julian (Simashkevich) and his investigative case

of 1937-1938

Abstract. In the twentieth century, the Russian Orthodox Church suffered unprecedented persecution. Operational order No. 00447, adopted by the People's Commissar of Internal Affairs N.I. Yezhov on July 30, 1937, marked the beginning of mass repression of "hostile anti-Soviet elements", which included clergy and active members of parish communities. This publication presents documents from the investigative case of Bishop Julian (Simashkevich) of Rostov, characterizing not only himself and his entourage, but also the state of church life on the Don in the mid-1930s. Despite the fact that the indictment materials were largely falsified by NKVD officers, they represent a certain scientific value. These materials, which have not been published to date, allow us to assess the confrontation of church orientations and show the mechanism of repression directed against the Church. Of course, these data require verification and deep understanding, comparative analysis with other sources. The introduction to the documents of the investigative case sets out the biographical information of the main person.

Keywords: Russian Orthodox Church; Gregorian schism; Renovationist schism; Metropolitan Mitrofan (Simashkevich); Metropolitan Peter (Sergeev); Bishop Julian (Simashkevich); NKVD; mass repressions.

References

1. Lavrinov V.V., prot. Obnovlencheskij raskol v portretax ego deiatelej [The Renovationist schism in the portraits of its figures]. M., 2016.

2. Lavrinov V.V., prot. Vremennyj Vysshij Cerkovnyj Sovet i ego rol' v istorii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi (1925-1945) [The Provisional Supreme Church Council and its role in the History of the Russian Orthodox Church (1925-1945)]. M., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.