Научная статья на тему 'Архетипический образ поединка в древнерусской литературе: на примере "сказания о Мамаевом побоище"'

Архетипический образ поединка в древнерусской литературе: на примере "сказания о Мамаевом побоище" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
271
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / ОБРАЗ / IMAGE / ПОЕДИНОК / СИМВОЛИЗМ / SYMBOLISM / ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / OLD RUS'' LITERATURE / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ARCHETYPAL IMAGE / SINGLE COMBAT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жиляков Сергей Викторович

В данной статье рассматривается проблема архетипического образа поединка в древнерусской литературе на примере «Сказания о Мамаевом побоище». Обосновывается идея о том, что на создание образа поединка значительное влияние оказывали не только интертекстуальные связи с древнерусскими произведениями, фольклорной и христианской традицией, но также и мифопоэтические приемы преображения художественного текста, включающие символическое отражение действительности. На основе сравнения ветхозаветных образов-прототипов, их структурно-семиотического анализа делается вывод, что соответствующий эпический фон, героическая тематика и мифопоэтика художественных образов «Сказания» создавали соответствующее восприятие исторической действительности, обусловленное мифическим ожиданием перехода в обновленное государственное устройство. На этом фоне образный параллелизм, смысловой полифонизм, идейный монументализм, символизация и аллегоризация имени, заключенные в мифологической архетипизации, ритуальных конституциях и аллюзиях, способствовали и настраивали реципиентов на симметричную жанровую апперцепцию, подготовленную автором и традицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archetype of the single combat image of in Old Rus'' literature: the example of "The Tale of the Battle of Kulikovo"

The article deals with the problem of archetypal image of a single combat in Old Rus' literature on the example of "The Tale of the Battle of Kulikovo". We confirmed the idea that it is not only intertextual ties which influenced the creation of the image of a single combat with ancient Rus' literary works, folklore and Christian traditions, but also mythopoetic methods of transforming an artistic text, including a symbolic reflection of reality. On the basis of comparison of Old Testament prototypes images, their structural-semiotic analysis of the "Tale...", it is concluded that the corresponding epic background, heroic themes and mythopoetics of artistic images of the work created an appropriate perception of historical reality, conditioned by the mythical expectation of transition to an updated state structure. Against this backdrop, figurative parallelism, semantic polyphonism, ideological monumentalism, symbolisation and allegorisation of the name, concluded in mythological archetypalisation, ritual constitutions and allusions, contributed and set up recipients for the symmetrical genre apperception prepared by the author and tradition.

Текст научной работы на тему «Архетипический образ поединка в древнерусской литературе: на примере "сказания о Мамаевом побоище"»

УДК 821.161.1'0.09

Жиляков Сергей Викторович

кандидат филологических наук Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Старооскольский филиал), г. Старый Оскол

[email protected]

АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПОЕДИНКА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: НА ПРИМЕРЕ «СКАЗАНИЯ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ»

В данной статье рассматривается проблема архетипического образа поединка в древнерусской литературе на примере «Сказания о Мамаевом побоище». Обосновывается идея о том, что на создание образа поединка значительное влияние оказывали не только интертекстуальные связи с древнерусскими произведениями, фольклорной и христианской традицией, но также и мифопоэтические приемы преображения художественного текста, включающие символическое отражение действительности. На основе сравнения ветхозаветных образов-прототипов, их структурно-семиотического анализа делается вывод, что соответствующий эпический фон, героическая тематика и мифопоэтика художественных образов «Сказания» создавали соответствующее восприятие исторической действительности, обусловленное мифическим ожиданием перехода в обновленное государственное устройство. На этом фоне образный параллелизм, смысловой полифонизм, идейный монументализм, символизация и аллегори-зация имени, заключенные в мифологической архетипизации, ритуальных конституциях и аллюзиях, способствовали и настраивали реципиентов на симметричную жанровую апперцепцию, подготовленную автором и традицией.

Ключевые слова: архетип, образ, поединок, символизм, древнерусская литература, восприятие.

В плане изучения поэтики древнерусской литературы особый интерес представляет выявление архетипических образов, мотивов, несущих общекультурную преемственность кодов и смыслов, особенно в их взаимоотношениях с ранними мифологическими, фольклорными и литературными памятниками, как зарубежными, так и собственного русскими.

Ристалища, турниры, поединки - все это наслаждало и будоражило воображение и чувства людей прошлого. Борьба, поединки составляют до сих пор важнейший феномен общечеловеческой культуры.

Структурная семантика военного поединка в культуре очень широка. Образ поединка, представая в качестве архетипического, занимает «общие места» в сюжетосложении и поэтике текстов мифологического, фольклорного, эпического и иного воинского содержания. В античной военной практике «единоборство может служить оракулом, предвещающим ход сражения» [16, с. 132], судом, который «всегда сопутствует всякому состязанию, всякому поединку...» [15, с. 90-91].

Распространенным явлением борьба в рамках поединка выступала в космогонических мифах [7, с. 202-212]. В общем виде семантика борьбы/состязания, как показала О.М. Фрейденберг, ознаменовывалась в сознании человека древних времен метафорами еды, воскрешения/рождения, акта творения, брака и проч. [15, с. 66-67, 71, 73]. Так, победитель в борьбе уподоблялся солнцу, небу, царю - потестарным силам и образам, в которых явственно прослеживалась вегетативная тематика.

В качестве формулы «общего места» образ поединка выделяется в качестве маркера, например, жанров воинского повествования [9, с. 228-240] в поэтике древнерусской литературы.

Состязательность игрового элемента поединка сохранилась в празднично-обрядовых играх Древ-

ней Греции, гладиаторских боях Рима, турнирах средневековой Европы. Это нашло отражение также в произведениях художественной литературы, отражающих идею национального государственного подъема. К таковым, несомненно, относятся повести и сказания Куликовского цикла.

В целом проблеме изучения произведений Ку -ликовского цикла посвящено множество исследований [5; 10; 13, с. 119-135]. Так, А.Н. Робинсон, кропотливо исследуя интерполяции, компиляции, перифразы цикла, указывает на взаимосвязь образной системы в целом как внутри произведений Куликовского цикла, так и со стороны «внешних» литературных и фольклорных источников зарубежной и отечественной традиции. Сам фрагмент борьбы, как справедливо отмечал А.Н. Робинсон, представляет «изображение героизма двух типов - традиционно эпического ("тленного") и традиционно христианского ("нетленного"), - и это не казалось древнерусским читателям (живущим в повседневном дуализме. - С. Ж.) чем-либо противоречивым» [10, с. 34]. В.В. Кусков считал, «что в сознании авторов произведений, посвященных Куликовской битве, созданных в конце Х1У - ХУ столетии, прочно укореняется мысль об исторической преемственности борьбы русского народа со степными кочевниками - печенегами, половцами, татарами» [5, с. 48]. Поэтому, следуя суждению ученого, в цикле многочисленны заимствования из текстов, описывающих предшествующие исторические баталии.

Известно, что цикл о Куликовской битве представлен «Сказанием о Мамаевом побоище» в различных редакциях, «Задонщиной» и летописными повествованиями о Куликовской битве. Каждое из произведений освещает под своим углом зрения знаменитое сражение. Однако центральный эпизод битвы, значащийся как поединок двух витязей (Александра Пересвета и Челубея), важнейший для

90

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

© Жиляков С.В., 2018

архитектоники и мифопоэтики всего цикла, присутствует только в «Сказании о Мамаевом побоище», в связи с чем вызывает первостепенный интерес.

H.К. Гудзий считал, что в качестве источника для образа русского богатыря Александра Пересвета послужила былинная поэзия героического (воинского) типа сюжета (по классификации, предложенной В.П. Аникиным [1]), так как именно былинный тип, сформировавшийся, по мнению ученого, в Х1-ХШ веках, был предпочтительнее иных в качестве образца. К тому же фольклорное влияние подтверждается многочисленными песенными вставками в одном из списков, «к числу которых принадлежит описание выезжающего против Пересвета татарского богатыря, восходящее к былинному описанию встречи Ильи Муромца с Идолищем поганым» [3, с. 242].

Впрочем, не только отечественный фольклор участвует в создании образов богатырей и всего поединка. Активное воздействие на их становление оказывает ветхозаветная традиция (на что указывает авторское сравнение Челубея с Голиафом), через которую они испытывают трансляцию мифологического мировоззрения.

I. Сюжетные параллели. Итак, сопоставление Челубея с Голиафом не может не вызывать в свою очередь у читателя параллельное сравнение Пересвета с Давидом. Однообразность двух поединков обусловлена сходной исторической ситуацией, в которую помещена пара противников. Историческая битва израильского народа во под руководством царя Давида с филистимлянами имела решающее значение для обретения земли обетованной под единым началом Израильского царства. В свою очередь нельзя переоценить также огромную роль Куликовской битвы, положившей начало процессу освобождения Руси от ига и образования в дальнейшем Московского княжества. Отсюда Давид и Пересвет воспринимаются как святые избранники, от победы которых в поединке зависит судьба целого народа. Бог на царство избирает пастуха Давида вопреки Саулу, законному правителю: «И сказал Господь: встань и помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» [1 Цар 16: 12-13]. Провожая на битву с Голиафом, Саул сказал: «...иди, и да будет Господь с тобою» [1 Цар 17: 37, 45]. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Ивановича и дает ему в помощники двух монахов-воинов, один из которых, Пересвет, и будет сражаться с Челубеем: «И передал их в руки великого князя и сказал: «Вот тебе мои воины, а твои избранники». И сказал им: «Мир вам, братья мои, твердо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за все православное христианство с погаными половцами!» [11, с. 155]. Отчетливей типичность героев поединка проявляется в разного рода оппозициях.

2. Оппозиция «светлый» - «темный». Противопоставление по линии яркости - темноты, так же как чистоты - нечистоты, исходит из номинации героев. Имя-фамилия Пересвет означает "очень светлый", "святой". Как пишет В.Н. Топоров, корнем буй «обозначался, говоря в общем, высший нравственный тип поведения (святость), соответствующая жизненная позиция и субъект подобного поведения, воплощающий такую позицию (святой)» [12, с. 439]. Сакральность героя подкрепляется благословением его на бой. Имя собственное Александр в значении "защитник" усиливает в данном контексте положительную коннотацию святости. Давид (с древнеевр. "возлюбленный") выделяется на фоне остальных своей лучезарностью. В Ветхом Завете он описан в ярких тонах, подчеркивающих чистоту и непорочность героя: «Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом» [1 Цар 16: 12].

Портрет Челубея конкретизирован отталкивающими чертами инфернального существа: «. И тогда выехал злой печенег из татарского войска. И был он для всех так ужасен, что никто не смел против него выйти.» [11, с. 167, 189]. Описание портрета категоризирует его носителя как абсолютно отрицательного персонажа. По этим чертам узнается прототип - библейский Голиаф, своим грозным видом и непривычно гигантскими размерами вызывающий у израильтян страх и трепет.

3. Оппозиция «свой» - «чужой», «свой» - «изгнанник». Мотив этот тоже сопутствует борьбе противоположностей. Давид и Александр Пересвет - герои, избранные богом, имеющие народное происхождение, от этого они становятся «своими», «близкими». В образе же Голиафа отражена идея чуждости, изгойничества. Имя его (ИаИаф означает с древнееврейского «изгнанник». К тому же безобразность физиологических черт воздействует отторгающе: «.Человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаима» [2 Цар 21: 20]. Челубей и Голиаф кичатся своим могуществом, поскольку в отличие от первой пары героев имеют благородное происхождение.

Все это наводит на мысль, что в основе поединка в «Сказании» лежит древний мифоритуальный мотив победы солярного бога над хтоническим, сил света над силами тьмы. Символически и аллегорически запечатлен извечный культурный дуализм, реализуемый в качестве архетипа психологического воздействия. А паритетный (ничейный) исход поединка наталкивает на мысль, что окончательный результат борьбы на тот исторический момент был неизвестен: еще пройдет немало времени, прежде чем татаро-монгольское иго полностью исчезнет с территории Руси и окончательная победа будет на стороне русского народа.

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

91

4. Образы двойников. Борьба диаметрально противоположных богатырей увязывается в древнем сознании с образами двойников, рассыпанными в поэтике «Сказания». Знаковым является то, что Флор и Лавр, святые братья-мученики, в день памяти которых Сергий благословляет войско с братьями-богатырями Пересветом и Ослябей, покровительствовали лошадям. Образ двойников-заступников восходит к мифологической древности и составляет аллюзию на их зооморфные ипостаси в лице известных индуистских близнецов Ашви-нов, покровителей воинства, знаменитых всадников - Кастора и Поллукса, способствующих народным победам в Древней Индии и Древнем Риме, нередко представленных в образе лошадей или их метонимии - всадников. Кроме этого, в известном эпизоде князь Дмитрий Иванович обращается за помощью к первым русским князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, представленным в древнерусской традиции двойниками, а значит, отчасти и близнецами. Сам поединок одного из братьев, хотя и не полностью, соответствует борьбе двойников (близнецов), поскольку в нем участвует только один из них. В модифицированном же виде он отражает мифологическую тематику, на что как раз указывают текстологические факты присутствия многочисленных образов-дублеров.

Обращаясь за историческими примерами, нужно признать, что именно соперничество двойников (близнецов) либо их участие в военных кампаниях феноменально подготавливает новый исторический период развития. В иудейской традиции, хрестоматийно известно, что первое братоубийство, во-первых, послужило толчком к появлению цивилизации (Каин основывает первый город Енох); во-вторых, оно аллегорично ознаменовало переход к новой социально-культурной формации общественных отношений, что отражено в победе земледельца (жертва Каина растительного происхождения) над скотоводством (жертва Авеля животного происхождения) [2, с. 157]. В другом мифологическом эпизоде убийство Рема Ромулом, сопровождающееся закладкой города Рима, может интерпретироваться как переход от «доцивилиза-ции» к цивилизации, в котором роль конструктивной (строительной) жертвы играет смерть старшего из братьев.

В этой семиотической плоскости обнаруживаются следующие симметрические отношения: соответствие сражения земледельцев с кочевниками-скотоводами в рамках поединка Пересвета и Челубея с сюжетом состязания в процессе жертвоприношения Каина и Авеля при всей несимметричности ветхозаветной распри.

Однако последнее компенсируется мотивом жертвенности. Именно жертвенной борьбе близнецов (вариант: двойники) присущ аспект конструирования цивилизаций, ознаменованный сменой

исторических периодов. Это связано с другим семантическим маркером - космогонизмом как перифразой возведения нового мироустройства.

5. Архетип поединка как генерация новой ступени развития государства. В поединке нередко персонифицируется (символизируется) становление космоса (порядка), наступающего на смену разрушенному, побежденному хаосу.

В фокусе древнего сознания «хаос большей частью конкретизируется как мрак или ночь. а также в виде отдельных демонических (хтони-ческих) существ, таких как змеи-драконы, древние великаны» [7, с. 206]. В отличие от него силы света феноменологизируют космос - антипод хаоса. В мифологическом ракурсе средоточие борьбы хаоса и порядка определяется установлением нового мироустройства. На это указывает, в частности, феномен жертвы, приносимой в процессе этого поединка [17, с. 41-43]. В переносном смысле это означало не что иное, как наступление нового периода в развитии общества. Ход и участники нашего поединка приобретают в тексте символическую аналогию борьбы космоса и хаоса, в котором ярким выражением хаоса является Голиаф, изображенный страшным великаном, тогда как космос, напротив, представлен смиренным Давидом. В «Сказании» же аналог порядка символически воплощен Пересветом, а Челубей или Темир-мурза есть образное воплощение беспорядка. С космическим размахом борьбы согласована степень колоритности и гиперболизации самого боя в духе лучших мифо-фоль-клорных образцов: «и ударились они крепко, так громко и сильно, что земля содрогнулась, а оба они упали на землю и тут приняли конец; также и кони их погибли» [11, с. 189].

Всеобщий страх перед гибелью, как и желание ее уничтожить, обусловливает интеграцию древнерусских людей и приводит рать к окончательной победе, ибо «это избавляет от смерти поодиночке, которой люди боятся больше всего на свете» [4, с. 97]. Вот почему битва Пересвета, являющегося олицетворением мощи и отваги русской рати, представляет традиционный литературно-фольклорный архетипический образ, приобретает поистине фундаментальный мифологический характер, символизм которого заключен в противостоянии светлых сил темным.

Вдобавок очень важно, что сама битва происходила 8 сентября, в начале года по допетровскому летоисчислению [8, с. 24; 14, с. 80], что само по себе приурочивалось в сознании древнего человека к ритуальному обновлению мира.

Таким образом, по ходу исследования мы пришли к следующим выводам. Анализ текста «Сказания» по пяти ключевым модусам позволяет утверждать, что архетипический образ поединка относится к так называемым мифопоэтическим символам, отражающим мифологическое видение

действительности; его ритуализированная структура, выражающаяся в форме схемы противостояния и сопутствующих ей модусах, определяет генеалогическую линию от мифа через фольклор и ритуал к литературе и сохраняет генетическую память в виде общих сходных культурологических структур, моделей и элементов, а также изоморфизма отношений между ними. В-третьих, отрефлексирован атональный (игровой) момент и мифологическая борьба светлых сил с темными, света с хаосом, означающих не что иное, как воспроизведение мифологической модели обновления мира в рамках начала новой исторической парадигмы развития Московского княжества, а впоследствии - и царства в целом. От игрового элемента предзнаменования и судьбы в исследуемом мотиве поединка остается только рудимент, ограничивающийся отсутствием победного исхода борьбы. Побуждение использования его автором обусловлено стремлением следования литературному этикету и традиции написания эпических произведений, в которых «воинские эпизоды он подчиняет воинским представлениям» [6, с. 355], - не более того. При всем этом в архетипическом образе борьбы богатырей сохраняется более древняя семантика мифологического противоборства, объясняющая знаковый (больше - символический) и исторический характер взаимоотношений Руси и орды. В-четвертых, жертвенность Пересвета вписывается в традицию жертвенности близнецов национальных эпических произведений («Илиада», «Энеида» и др.), она типична эпическому сознанию и тенденциозна геройству.

Наконец, произведенное исследование говорит о том, что глубокий смысл произведения древнерусской литературы может быть вскрыт лишь при более широком вовлечении интертекстуальных связей синхронического и диахронического порядка, учитывающих специфику социокультурного контекста эпохи, в котором оно создавалось.

Библиографический список

1. Аникин В.П. Пять видов былинных сюжетов в их историко-типологической характерности (классификация, генетические предположения и характер анализа) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики: тезисы докладов участников VI Международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси». - 2011. - № 3 (45). -С. 9-10.

2. Генон Р. Избранные сочинения: Царство количества и знамения времени. Очерки об индуизме. Эзотеризм Данте: пер. с франц. - М.: Беловодье, 2003. - 480 с.

3. Гудзий Н.К. История древней русской литературы: учебник. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 589 с.

4. Канетти Э. Масса и власть / пер. с нем. Л.Г. Ионина. - М.: АСТ, 2015. - 576 с.

5. Кусков В.В. Ретроспективная историческая аналогия в произведениях Куликовского цикла // Куликовская битва в литературе и искусстве. - М.: Наука, 1980. - С. 39-51.

6. Лихачев Д.С. Избранные труды: в 3 т. Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Худож. лит. 1987. - Т. 2. - С. 261-654.

7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 408 с.

8. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). - СПб.: Терра-Азбука, 1995. - 176 с.

9. Прохазка Е.А. О роли «общих мест» в определении жанра древнерусских воинских повестей // Труды Отдела древнерусской литературы. - Л.: Наука, 1989. - Т. 42. - С. 228-240.

10. Робинсон А.Н. Эволюция героических образов в повестях о Куликовской битве // Куликовская битва в литературе и искусстве. - М.: Наука, 1980. - С. 10-38.

11. Сказания и повести о Куликовской битве / изд. подгот. Л. А. Дмитриев, О.П. Лихачева. - Л.: Наука, 1982. - 424 с.

12. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: в 2 т. Т. 1. Первый век христианства на Руси. - М.: Гнозис, 1995. - 875 с.

13. Трофимова Н.В. Древнерусская литература. Воинская повесть XI-XVII вв.: курс лекций; Развитие исторических жанров: материалы к спецсеминару. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 208 с.

14. Успенский Б.А. Избранные труды: в 3 т. Семиотика истории. Семиотика культуры. - М.: Языки русской культуры, 1996. - Т. 1. - 608 с.

15. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / общ. ред. Н.В. Брагинской. - М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.

16. Хёйзинга Й. Homo ludens = Человек играющий / пер. с нидерланд. Д. Сильвестрова. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 384 с.

17. Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

References

1. Anikin VP. Pyat' vidov bylinnyh syuzhetov v ih istoriko-tipologicheskoj harakternosti (klassifikaciya, geneticheskie predpolozheniya i harakter analiza) // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki: tezisy dokladov uchastnikov VI Mezhdunarodnoj konferencii «Kompleksnyj podhod v izuchenii Drevnej Rusi». -2011. - № 3 (45). - S. 9-10.

2. Genon R. Izbrannye sochineniya: Carstvo kolichestva i znameniya vremeni. Ocherki ob induizme. EHzoterizm Dante: per. s franc. - M.: Belovod'e, 2003. - 480 s.

3. Gudzij N.K. Istoriya drevnej russkoj literatury: uchebnik. - M.: Aspekt Press, 2002. - 589 s.

4. Kanetti EH. Massa i vlast' / per. s nem. L.G. Ionina. - M.: AST, 2015. - 576 s.

Вестник КГУ № 2. 2018

93

5. Kuskov V.V. Retrospektivnaya istoricheskaya analogiya v proizvedeniyah Kulikovskogo cikla // Kulikovskaya bitva v literature i iskusstve. - M.: Nauka, 1980. - S. 39-51.

6. Lihachev D.S. Izbrannye trudy: v 3 t. Poehtika drevnerusskoj literatuiy. - L.: Hudozh. lit. 1987. -T. 2. - S. 261-654.

7. Meletinskij E.M. Poehtika mifa. - M.: Nauka, 1976. - 408 s.

8. Propp V.YA. Russkie agrarnye prazdniki: (Opyt istoriko-ehtnograficheskogo issledovaniya). - SPb.: Terra-Azbuka, 1995. - 176 s.

9. Prohazka E.A. O roli «obshchih mest» v opredelenii zhanra drevnerusskih voinskih povestej // Trudy Otdela drevnerusskoj literatury. - L.: Nauka, 1989. - T. 42. - S. 228-240.

10. Robinson A.N. EHvolyuciya geroicheskih obrazov v povestyah o Kulikovskoj bitve // Kulikovskaya bitva v literature i iskusstve. - M.: Nauka, 1980. - S. 10-38.

11. Skazaniya i povesti o Kulikovskoj bitve / izd.

podgot. L.A. Dmitriev, O.P. Lihacheva. - L.: Nauka, 1982. - 424 c.

12. Toporov VN. Svyatost' i svyatye v russkoj duhovnoj kul'ture: v 2 t. T. 1. Pervyj vek hristianstva na Rusi. - M.: Gnozis, 1995. - 875 s.

13. Trofimova N.V. Drevnerusskaya literatura. Voinskaya povest' XI-XVII vv.: kurs lekcij; Razvitie istoricheskih zhanrov: materialy k specseminaru. -M.: Flinta: Nauka, 2000. - 208 s.

14. Uspenskij B.A. Izbrannye trudy: v 3 t. Semiotika istorii. Semiotika kul'tury. - M.: YAzyki russkoj kul'tury, 1996. - T. 1. - 608 s.

15. Frejdenberg O.M. Poehtika syuzheta i zhanra / obshch. red. N.V. Braginskoj. - M.: Labirint, 1997. -448 s.

16. Hyojzinga J. Homo ludens = CHelovek igrayushchij / per. s niderland. D. Sil'vestrova. - SPb.: Azbuka-klassika, 2007. - 384 s.

17. EHliade M. Svyashchennoe i mirskoe / per. s fr., predisl. i komment. N.K. Garbovskogo. - M.: Izd-vo MGU, 1994. - 144 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.