Научная статья на тему 'АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК КАК «ОТКРЫТЫЙ» ПРОЕКТ'

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК КАК «ОТКРЫТЫЙ» ПРОЕКТ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / НАСЛЕДИЕ / АРХЕОЛОГИЯ / АРХИТЕКТУРА / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ / СОХРАНЕНИЕ И МУЗЕЕФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хомяков А.И.

Темой статьи является осмысление практики создания археологических достопримечательностей, в частности, работа над проектом Концепции историко-архитектурного музея под открытым небом в Старице Тверской области. Рассматриваются проблемы состояния сохранения и музеефикации памятников отечественной культуры, приводится история возникновения музеев под открытым небом и видов, выделяются их отличия от археологических парков. Кратко даётся анализ негативных и позитивных примеров создания археологических музеев России. Предлагается оценка и рассмотрение методов музеефикации археологических памятников. Особое внимание в тексте уделяется поиску решений архитектурного, художественного и конструктивного воплощения проекта музея-заповедника Старицкого кремля. Материалы проектирования включают в себя пространственные, архитектурные и дизайнерские идеи, содержат предложения по подключению будущего музейного комплекса к городским схемам пешеходного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHAEOLOGICAL PARK AS AN "OPEN" PROJECT

The topic of the article was the understanding of the practice of creating archaeological sites, in particular, work on the draft Concept of the historical and architectural museum in the open air in Staritsa. The problems of the state of preservation and museification of monuments of national culture are considered, the history of the emergence and types of open-air museums are given, their differences from archaeological parks are highlighted. The analysis of negative and positive examples of the creation of archaeological museums in Russia is briefly given. The evaluation and consideration of methods of museification of archaeological monuments is proposed. Particular attention is paid in the text to the search for solutions to the architectural, artistic and constructive embodiment of the museum-reserve of the Staritsky Kremlin. The design materials include spatial, architectural and design ideas, contain proposals for connecting the future museum complex to urban transport, and most importantly, to pedestrian traffic patterns.

Текст научной работы на тему «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК КАК «ОТКРЫТЫЙ» ПРОЕКТ»

7. Mahmoud R., El-Masry H. Designing and Evaluating Sustainable Housing Developments in Hot Humid Regions: Case Study of Egypt // Buildings. - 2020. - Vol. 10(8). - P. 138.

8. Elshafei M., Elghazouly A., Badr Y. The impact of smart technologies on sustainable residential buildings in hot arid regions // Sustainable Cities and Society. - 2021. - Vol. 68. - P. 102782.

9. Al-Tameemi N.A., Al-Bassam A.M. Sustainable design strategies for residential buildings in hot arid regions // Procedia Environmental Sciences. - 2016. - Vol. 34. - P. 1-10.

10. Al-Zahrani M.A., Al-Harbi R., Impact of orientation and window size on energy performance of residential buildings in hot arid climates // Energy and Buildings. - 2021. - Vol. 236. - P. 110851.

11. Al-Mohammad H.A., Mandeel M.S., Design guidelines for sustainable residential buildings in hot arid regions: A review // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2014. - Vol. 32. -P. 726-748.

12. Arjunan T.V., Ahmed S. Design and construction of high-rise residential buildings in hot and humid climate // Kandy, Sri Lanka, 16-18 December 2016. - P. 101-108.

13. Al-Homoud M.S. Energy efficient building design in hot arid regions // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2006. -Vol. 10(5). - P. 363-375.

14. Saaed S.A. Design and construction challenges of high-rise residential buildings in hot and arid climates // Journal of Building Engineering. - 2020. - Vol. 31. - P. 101

15. Shaikh S., Al-Qahtani A., Al-Amoudi O. Design strategies for energy-efficient residential buildings in hot and humid climates // Energy and Buildings. - 2017. - Vol. 149. - P. 52-61.

Modern principles of multifunctional residential complexes designing in hot

climate countries Lekombat M.E., Chaiko D.S.

Peoples' Friendship University of Russia

JEL classification: L61, L74, R53_

The article presents a study of modern principles of multifunctional residential complexes architecture forming in hot climate countries. The aim of the study is to provide a more complete assessment of the potential, capacity of multifunctional residential complexes in hot climate, as well as to improve their design and functionality. The article describes problems faced by architects working on the ground and proposes new technologies to improve energy efficiency of the mentioned complexes, waste management and safety. The authors also analyze the impact of multifunctional residential complexes on social relations and society as a whole, considering these complexes as places for social integration and interaction between residents. The study conducted an analysis of technological innovations and made an attempt to determine their potential for being applied to the job. The analysis also explored social interaction between residents of these multifunctional residential complexes and its impact on society, as well as ways to improve social integration in these complexes.

The study showed that new technologies can be used during multifunctional residential complexes constructing process in hot climate countries so to improve efficiency of such complexes, as well as to make them places for social integration and interaction between residents. However, to achieve maximum results, it is necessary to consider the specific characteristics of hot climate and the needs of the local population for design and functionality of multifunctional residential complexes. Keywords: multifunctional residential complexes, hot climate, technological

innovations, social integration, energy efficiency. References

1. Yashchenko S.A. Principles of energy-efficient design of residential buildings in the

cities of southern Russia // Problems of urban planning and architecture. - 2017.

- № 3(67). - Pp. 80-86.

2. Mishakov V.G. Features of designing residential complexes in a hot climate //

Architecture and construction of Russia. - 2014. - № 1(35). - Pp. 14-19.

3. Shakhov M.P., Konovalov D.Yu., Kozlov A.S. Architectural and planning solutions

of residential complexes in a hot climate // Scientific and Technical Bulletin of information technologies, mechanics and optics. - 2015. - № 2(95). - Pp. 126131.

4. Legchilova T.E. Designing residential complexes taking into account climatic

conditions in the south of Russia // Architecture and construction of Russia. -2018. - № 4(60). - Pp. 9-14.

5. Kuznetsov V.S., Ryzhakova E.S. Designing residential buildings in a hot climate //

Architecture and construction of Russia. - 2016. - № 3(47). - Pp. 20-25.

6. Shadieva L.A., Shadiev R.A. Multifunctional residential complexes in a hot climate:

problems and prospects // (SARATOV-2020). - 2020. - Vol. 1. - pp. 422-428.

7. Mahmoud R., El-Masri H. Design and evaluation of sustainable housing

construction in hot, humid regions: on the example of Egypt // Buildings. - 2020.

- Volume 10(8). - P. 138.

8. Elshafey M., Elgazuly A., Badr Yu. The impact of intelligent technologies on

sustainable residential buildings in hot arid regions // Sustainable cities and society. - 2021. - Volume 68. - p. 102782.

9. Al-Tamimi N.A., Al-Bassam A.M. Strategies for sustainable design of residential

buildings in hot arid regions // Procedia Environmental Sciences. - 2016. - Volume 34. - pp. 1-10.

10. Al-Zahrani M.A., Al-Harbi R. Influence of orientation and size of windows on energy

indicators of residential buildings in a hot arid climate // Energy and buildings. -2021. - Vol. 236. - p. 110851.

11. Al-Mohammad H.A., Mandel M.S., Recommendations for the design of sustainable

residential buildings in hot arid regions: a review // Reviews of renewable energy sources and sustainable energy. - 2014. - Volume 32. - pp. 726-748.

12. Arjunan T.V., Ahmed S. Design and construction of high-rise residential buildings

in a hot and humid climate // Kandy, Sri Lanka, December 16-18, 2016 - pp. 101108.

13. Al-Khomud M.S. Energy-efficient design of buildings in hot arid regions // Reviews

of renewable and sustainable energy. - 2006. - Volume 10(5). - pp. 363-375.

14. Saayed S.A. Problems of design and construction of high-rise residential buildings

in a hot and arid climate // Journal of Construction Engineering. - 2020. - Volume 31. - p. 101

15. Sheikh S., Al-Qahtani A., Al-Amoudi O. Strategies for designing energy-efficient

residential buildings in hot and humid climates // Energy and buildings. - 2017. -Vol. 149. - pp. 52-61.

X X

O

00 >

c.

X

00 m

o

ho o ho CJ

Археологический парк как «открытый» проект

со см о см

о ш т

X

<

т О X X

Хомяков Александр Иванович

чл.-корр. Российской академии архитектуры и строительных наук, кандидат архитектуры, профессор кафедры «Архитектура общественных зданий» Московского архитектурного института (государственная академия) МАРХИ, a.khomyakov@mail.ru

Темой статьи является осмысление практики создания археологических достопримечательностей, в частности, работа над проектом Концепции историко-архитектурного музея под открытым небом в Старице Тверской области. Рассматриваются проблемы состояния сохранения и музеефикации памятников отечественной культуры, приводится история возникновения музеев под открытым небом и видов, выделяются их отличия от археологических парков. Кратко даётся анализ негативных и позитивных примеров создания археологических музеев России. Предлагается оценка и рассмотрение методов музеефи-кации археологических памятников. Особое внимание в тексте уделяется поиску решений архитектурного, художественного и конструктивного воплощения проекта музея-заповедника Старицкого кремля. Материалы проектирования включают в себя пространственные, архитектурные и дизайнерские идеи, содержат предложения по подключению будущего музейного комплекса к городским схемам пешеходного движения.

Ключевые слова: культура, наследие, археология, архитектура, памятники истории, сохранение и музеефикация.

Введение

Проектирование объектов культуры стоит начинать с погружения в контекст рассматриваемой проблемы. В данном случае, проектирование музея требует предварительной ориентации в общих культурных тенденциях, сложившихся в настоящее время.

Важным фактором развития любого государства является поступательный прогресс его культурной формации. Во многих современных исследованиях подчеркивается, что игнорирование культурной идентичности общества не способствует функционированию позитивной модели общественной жизни. Наличие и достойное содержание памятников истории и культуры страны, почитаемых большинством населения в качестве нравственных и духовных ориентиров - важный стимул к созданию устойчивой социальной ситуации в переломные времена истории, залог сохранения стабильности и эволюции общества.

Общеизвестно, что основа идентичности нации - культурное наследие. Принято считать, что его составляют не только традиционные духовные основы, но и материальные рукотворные объекты, созданные предыдущими поколениями как в обыденных производственных и строительных практиках, так и в память о ратных героических подвигах. Все они важны, нуждаются в особой охране и профессиональной эксплуатации.

Важным стимулом для расширения палитры исторических достопримечательностей стала программа Правительства РФ "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)". Отчасти благодаря этой программе, отчасти следуя общей мировой тенденции интереса к туризму, важной задачей для администрации российских городов и регионов становится воссоздание утраченных, создание новых посещаемых туристами и жителями достопримечательностей, площадок культурного притяжения и знаковых визуальных «магнитов», иллюстрирующих местную специфику. Открытие музеев различных профилей, концертных залов, восстановление старинных усадеб и мемориальных квартир известных писателей и художников, организация визуальных раскрытий на природные ландшафты (набережных и парков) в последние десятилетия - главная тема в отечественных ме-диаресурсах. Всё это подтверждает гипотезу, что к началу XXI века мировая культура обрела черты особо почитаемого культа [1]. Этот вектор, если не произойдёт непредвиденного, получит дальнейшее направление и продлится надолго.

В этих условиях представляется важным обратить внимание на проблемы культурного наследия, связанные с состоянием, сохранением и главное, возрождением его памятников. Несмотря на то, что в России памятники истории и культуры находятся под охраной государства, их состояние не отвечает ни техническим, ни эстетическим нормам и требованиям: «По оценкам экспертов, около 70% от общего числа памятников нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления разных негативных явлений и процессов» [2]. Известно, что подобное состояние во многом считается результатом административного фактора: халатности и безразличия местных властей, коррупции, военных действий, разрушений при огра-

ниченном финансировании, а также неконтролируемого туризма, вандализма местных жителей, экологических воздействий. В рамках этой статьи будут рассматриваться исключительно вопросы архитектурно-строительного характера, аспекты сохранения и пространственного оформления сохранившихся культурных артефактов знакового и символического содержания.

Типология

Перечень объектов культурного наследия под влиянием развития средств информационных технологий неумолимо расширяется. Увлечение на фоне процессов глобализма региональной историей способствует всё большему погружению, как профессиональных исследователей, так и сообществ историков-энтузиастов и краеведов, в изучение отечественных памятных пространств и почитаемых мест, способствуя тем самым выявлению новых в этом отношении интересных и важных локаций. Широко известна практика определения инстанциями охраны наследия т.н. вновь выявленных памятников архитектуры, истории и культуры. Под ними подразумеваются памятники, историко-культурная значимость которых обоснована исследованиями, заключениями специалистов Министерства культуры. Эти памятники охраняются до тех пор, пока правительство России или субъекта РФ не подтвердит статус объекта культурного наследия и не отнесет памятник к объектам охраны регионального или федерального значения.

Среди этих выявленных объектов встречаются самые неожиданные локусы: забытые места и адреса важных исторических событий, жизнедеятельности известных или ныне забытых, но вновь интересующих общество политических и религиозных деятелей, легендарных личностей искусства и науки. Посещение этих мест вписаны в обязательные просветительские и туристические маршруты, составляют каркас системы культурной жизни того или иного города или поселения.

Примечательно, что объективное расширение формата типологии исторических достопримечательностей неизбежно увеличивает интерес общества к более нестандартным их проявлениям. Торжественные пространства мемориальных ансамблей и скупые интерьеры музеев все чаще чередуются в туристических экскурсиях с археологическими парками, открытыми участками следов древних поселений, старыми фундаментами исторических комплексов, иногда, просто с не распознанными по происхождению и времени появления руини-рованными фрагментами.

Цель проекта

Все эти обстоятельства и мотивы побудили Администрацию Тверской области задуматься о создании проектной концепции музея под открытым небом на месте сохранившихся фундаментов Старицкого кремля. Этот проект был разработан группой московских архитекторов при поддержке рАаСН и МАРХИ. На Городищенском холме, напротив Свято-Успенского монастыря в ходе археологических раскопок, последние из которых проводились в 2012-2014 годах под руководством доктора искусствоведения, член-корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук А.М. Салимова, были раскрыты основания древнейших памятников русского храмового зодчества - Михаило-Архангельского собора конца XIV века, Никольской церкви начала XV века и Борисоглебского собора XVI века.

Общеизвестно, что Тверская область обладает богатейшим историко-архитектурным наследием, которое зачастую удачно взаимосвязано с ландшафтом. Всё это позволяет в потенциале рассматривать Тверской край в качестве одного из наиболее интересных туристических и паломнических регионов России. Появляется возможность пространственными и

конструктивными средствами продемонстрировать гармоничную взаимосвязь природы Верхневолжья и его историко-культурного и духовного достояния.

Обзор аналогов

Музей под открытым небом в широком значении - выставочная экспозиция в пространстве вне помещений. Известна история их возникновения - в 1891 году одним из первых таких музеев был создан в Стокгольме на о. Юргорден на территории бывшего имения Скансен. Это первый этнографический музей, в котором были размещены муляжи построек и комплексов различных исторических времён со всей Швеции. С того времени диапазон подобных музеев познавательно-развлекательного характера, именуемых в туриндустрии «скан-сен», значительно расширился. Сегодня музеи под открытым небом могут принимать различные воплощения: от экспонирования военной техники, транспорта, морских судов до макетов исторических крепостных ансамблей (уменьшенных и в натуральную величину) и миниатюр памятников архитектурны.

Распространены этнографические музеи, воспроизводящие народные ремёсла и практики, присущие той или иной географической топографии. В наиболее продвинутом сценарии такие музеи демонстрируют посетителю комплексную экспозицию, позволяющую получить представление об исторической атмосфере знаменательного события или повествовать о прошлом определённого почитаемого места. Из недавних отечественных примеров создания подобных комплексов показателен «Парк живой истории (Федюхины высоты)» - масштабный туристический объект между Севастополем и Балаклавой, включающий в себя три музейных комплекса под открытым небом и другие многочисленные объекты инфраструктуры. В настоящее время здесь проводится ежегодный Крымский военно-исторический фестиваль, посвящённый различным эпохам истории. На фестиваль традиционно съезжаются реконструкторы и многочисленные любители батальной истории, просто туристы. Участники фестиваля представляют традиции античности, боевого искусства Византии, Древней Руси и Западной Европы. [3].

Но если музеи под открытым небом имеют познавательно-развлекательный характер, рассчитаны на семейный досуг и посещения в выходные дни, то археологические парки предлагают наряду с познавательными и рекреационными возможностями пространство для научной работы и полевых археологических исследований. Главным объектом их экспонирования являются достоверные исторические фрагменты несохра-нившихся древних памятников культуры: храмов, святилищ, крепостных укреплений, поселений, захоронений, фортификационных, производственных и инженерных сооружений и изваяний. В научных и популярных источниках эти комплексы могут носить разнообразные наименования: археологический музей-заповедник, археологический парк, археодром, геопарк и др.

В них соприкосновение с историей и культурой страны программируется на более высоком интеллектуальном уровне, основано на заведомом уважении к демонстрируемым артефактам и предполагает обязательное, почти сакральное отношение к экспонируемому объекту. В последние десятилетия особенно возрос спрос в туриндустрии на посещение именно таких музейных пространств вне помещений. Подобным статусом, по замыслу инициаторов должен обладать Историко-ар-хитектурный музей под открытым небом в Старице. В связи с этим полезно обратиться к краткому обзору подобных по содержанию и духу отечественных комплексов.

Российский сервис бронирования отелей и квартир Tvil.ru провел опрос в соцсети VK: в какой именно археологический парк интересно было бы отправиться своим клиентам? Результаты мониторинга выявили следующую иерархию [4].

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

м см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Звенигородский музей-заповедник в Подмосковье получил по голосам пятое место. Он предлагает обзор территории археологических раскопок старого звенигородского городища, построенного Юрием Долгоруким (XII век). Оно было обнесено кольцевым земляным валом, за котором стояли деревянные срубы-городни. На территории Саввино-Сторожевского монастыря, можно посетить палаты цариц и музей, задуматься о вечном, о древнем, о красоте природы.

Археологический парк "Аркаим" в Челябинской области оказался у проголосовавших на четвёртом месте. Комплекс состоящий из городища, могильника и селищ рубежа 16 века Аркаима привлекают не только умы исследователей и любопытство многочисленных туристов. Сюда, как на "место обретения силы", каждый год отправляются паломники в поисках неведомого.

Поклонники историко-археологического парка "Танаис" в Ростовской области оказались на третьем месте. Этот самый первый из археологических памятников на территории России был создан в 1961 году. Он экспонирует участки древнего города, игравшего значительную роль в политической и экономической жизни территорий Северного Причерноморья. Здесь можно узнать о жизни людей, начиная с эпохи палеолита и до 19 века. На территории Танаиса под открытым небом находятся раскопки и реконструкции строений: обширная экспозиция самого городища, реконструкции «Римский мост», «Хижина меота», «Башня поэтов» и огромные пифосы, древняя керамическая тара [5].

Второе место у подписчиков занял природный архитектурно-археологический музей-заповедник "Дивногорье". Горы меловых отложений в виде столбов-останцов в древности называли - "дивами". Здесь, в придонских пещерах сохранился храмовый комплекс с чудотворной иконой Дивногорской Богоматери, пещерные меловые церкви 19 века, остатки хазарской крепости 9-10 веков и другие достопримечательности.

Большинство участников опроса проголосовало за Херсо-нес Таврический (79%). Государственный историко-археологи-ческий музей-заповедник экспонирует археологические фрагменты крупнейшего в России античного полиса, многочисленных фундаментов херсонесских домов, руин древних башен и базилик, построенных 1,5 — 2,5 тысячи лет назад [6].

Большое внимание и соответствующие бюджеты на совершенствование экспозиционного пространства оказывает заповеднику государственные инстанции. В последние пять лет этот музей-заповедник продемонстрировал заметную активность в оптимизации своего достояния. В свете рассматриваемого проекта создания археологического парка на месте Ста-рицкого кремля важно учесть, и в первую очередь, не повторить негативный опыт херсонесской практики преобразований, вызвавший многочисленные большие вопросы и нарекания горожан и учёных. Кратко их можно свести к недопустимому превращению античного городища в площадку для различных зрелищных мероприятий, некорректному оформлению важных транзитных зон заповедника яркими колористическими включениями инфо графики и навигации, неуместным дизайном уличной мебели и малых архитектурных форм, агрессивной прокладкой по античным улицам конструкций пешеходных настилов явно чужеродного оформления и оборудованием для культурных мероприятий.

Полезно также выделить более востребованные примеры отечественной практики в создании археопарков с музеефика-цикацией сохранившихся фрагментов памятников истории и архитектуры.

Отмеченный выше Херсонесский заповедник явился одним из первых объектов открытого экспонирования археологических экспонатов. Ещё в 1957-1961 гг. была применена прак-

тика консервации, предполагающая восстановление разрушившихся участков стен методом реставрации, заключающимся в установке на своё изначальное место подлинных блоков и деталей памятника, перемещённых в результате разрушений или перестроек. При этом ставится задача не искусственно дополнить недостающие части сооружения новоделами, но представить в исконном виде все найденные подлинные детали и укладку по верху плитами из камня или пластобетона. Как правило, подлинные элементы при этом оставались не выше уровня отметки грунта и покрытия укладывались на имитационную каменную или кирпичную кладку. Подобная методика в то же время (1961 г.) применялась при музеефика-ции Довмонтова города в Пскове.

Там также была использована технология консервации каменной кладки, представляющая собой сочетание метода надстройки руин «консервационной» кладкой с последующим ее перекрытием сплошными монолитными плитами. Создание таких «раскрытых экспозиций» в естественном природном окружении под открытым небом широко применялась повсеместно и была практически единственным действенным методом музеефикации археологических объектов. Главное её достоинство - возможность формирования пространства, иллюстрирующего, частично воспроизводящего утраченную историческую геометрию и планировку объекта музеефикации. Минусом здесь, вероятно, является отсутствие достоверного строительного материала, который и должен репродуцировать атмосферу истории. Усилить «дыхание истории» в таких случаях пытаются размещением в контексте открытого музея подлинных артефактов, таких как каменные мельничные жернова и ядра, чугунные стволы пушек и якоря и др.

Другой, не менее распространённой формой музеефика-ции археологических памятников называется метод «колпака» и выражается на практике в их павильонном обрамлении. Он достаточно эффективен, т.к. возведение павильона позволяет защитить памятник от негативных воздействий окружающей среды, проводить научные исследования и одновременно проводить осмотр объекта посетителями музея. Однако, наличие сводов и стен павильона также не способствует погружению в историческую атмосферу и, тем более, не относится к жанру «музея под открытым небом».

С недавнего времени в странах Европы стала распроста-няться новая формация археологических музеев, открывающих свои древние артефакты посетителю через стеклянные окна. Наиболее часто применяема эта форма показа случаев памплисеста, т.е. наложения культурных слоев друг на друга и необходимости их совместного экспонирования, например наложение римских архитектурных и художественных произведений на греческие и др.

В России такие приемы мезеефикации стали применяться сравнительно недавно, после завершения реконструкции территории московского Кремля на участке в вблизи Спасской башни в....году. В ходе этих работ был демонтирован административный корпус на месте утраченных в 30-е годы Воскресенского и Чудова монастырей, а также Малого Николаевского дворца. При этом были вскрыты древние фундаменты, которые было решено сохранить и открыть для показа, впоследствии приобщив к подземному археологическому музею Кремля. В качестве их оптимального экспозиционного оформления были сооружены гранитные бордюры, сверху покрытие остекленными рамами. С художественной точки зрения получились выразительные по образу порталы в прошлое. Главное преимущество такого подхода к экспонированию - создание постоянной нормативной температуры и влажности внутри "витрины", защите от климатических перепадов московской погоды.

Другой недавно созданный и не менее амбициозный археологический памятник получил стеклянное оформление в Дербенте (Дагестан). Каменные остатки средневекового культового комплекса (плиты и стелы с текстами на арабском языке) с конструкциями системы водоснабжения Х века (желоба для воды, керамические водопроводы и резервуары), были обнаружены в 2014 году у северной крепостной стены [7]. Авторам проекта не только удалось создать качественный стеклянный витраж над археологическим памятником, но и дополнить его выразительным образом - над стеклянной гладью экспозиционного покрытия был возведён элегантный стеклянный мост в минималистическом стиле, позволяющий посетителям сверху рассматривать комплекс.

Эти немногочисленные примеры отечественной практики, вероятно, помогут понять замысел рассматриваемого стариц-кого проекта.

Участок проектирования

Достоинствами места, соединяющего глубокие традиции православной культуры, богатое архитектурное и историческое наследие и захватывающий одухотворенный пейзаж, в полной мере наделена Старица. На сегодня это, пожалуй, самый перспективный из городов - туристических и паломнических объектов области.

Сегодня, доминирующее над текущей внизу Волгой пустынное Старое городище только посвящённым в его историю напоминает о былом величии в ХШ^ вв. второго по значению города Тверского княжества, а во второй половине XVI в. одного из любимых городов Ивана Грозного. Однако Городищен-ский холм может быть рассмотрен не только в качестве градообразующей данности города или как смотровая площадка, с которой открывается вид на расположенный напротив великолепный Успенский монастырь с уникальными постройками XVI-XVII вв.

Раскрыв для обозрения на территории бывшего кремля остатки (фундаменты и нижние части стен) многочисленных каменных храмов и палат XIV-XVI вв. утраченных ещё в XVII столетии, здесь возможно организовать грандиозный музей под открытым небом. По типу того, что существует сегодня на территории Псковского кремля (так называемый «Довмонтов город»), в севастопольском Херсонесе, экспозиции остатков построек Чудова и Вознесенского монастырей в Московском кремле. В качестве аналогов можно привести также упомянутые выше практику музеефицированных руин античных и средневековых памятников Европы.

Старое городище, помимо частично уже изученных оснований Михаило-Архангельского собора конца XIV века, Никольской церкви начала XV века и Борисоглебского собора XVI века, несомненно, хранит еще много археологических находок, которые позволят в будущем, по мере изучения, расширять экспозицию и превратить всю его территорию в археологический парк.

Маршрут, ведущий на Городище, свяжет его в единый комплекс с такими памятниками левого берега Волги, как Борисоглебский собор начала XIX века с колокольней (церковь Спаса Нерукотворного Образа под колокольней), церковью Рождества Пресвятой Богородицы, Александровской часовней. Полная реставрация этих замечательных храмов сделает их, несомненно, привлекательными не только для своих прихожан, но и для многочисленных паломников по святым местам России. Помимо этих памятников храмовой архитектуры здесь же должны быть отреставрированы и включены в объекты туристической и паломнической инфраструктуры белокаменные кузницы XVIII века у подножия Городищенского холма и сохранившиеся корпуса торговой купеческой застройки XIX века. После реставрации и приспособления здесь могут размещаться

объекты питания, торговли, музейная экспозиция, ремесленные мастерские, ориентированные на туристическое и паломническое посещение.

Тропа движения посетителей может быть не просто замощена, а где-то приподнята над землей для снижения вреда от массового посещения и удобства осмотра экспозиции. Сохранившиеся основания древних сооружений предполагается защитить стеклянными перекрытиями, не препятствующими обзору. На протяжении маршрута предполагается освещение, обустройство навесами для защиты от непогоды, информационными и экспозиционными объектами, местами отдыха. На главной площадке музея возможна установка памятных сооружений: часовни, посвященной Святым покровителям Старицы, памятного креста. Площадка, окружающая основания Борисоглебского собора XVI века, расположена прямо напротив Свято-Успенского монастыря и становится идеальным местом для панорамного обзора Старицы. Исключительно интересным и эффектным приемом могла бы стать условная объемно-силуэтная реконструкция этого уникального величественного храма, возвышающегося над городом и прекрасно видного с противоположного берега от Свято-Успенского монастыря. Далее, посетители могут спуститься по лестнице, устроенной на склоне холма, к прибрежной зоне Волги с возможными спусками к самой воде и расположенными здесь музейными и выставочными помещениями, кафе и автостоянке. Благодаря этому организуется закольцованный маршрут, охватывающий и оживляющий всю левобережную зону напротив Свято-Успенского монастыря.

Заключение

Осуществление этой масштабной программы возвращает жизнь городским храмам, расположенным на левом берегу Волги и не отреставрированных до настоящего времени, раскрывает следы богатой древней истории Старицы, превращает комплекс архитектурных и археологических памятников левобережья совокупно со Свято-Успенским монастырем в единый мощный духовный и исторический центр на Тверской земле, который будет привлекать и православных паломников, и многочисленных туристов, интересующихся Российской историей и культурой.

Музеефикация и открытие для обозрения археологических памятников Старицкого кремля могли бы сыграть большую роль в деле исторического просвещения, привлечения общественного внимания к истории православного зодчества Тверского края. Этот объект, несомненно, должен быть включён в туристические и паломнические маршруты исторических городов России.

Литература

1. Сурикова К. Музей. Архитектурная история. - М.: Высшая школа экономики, 2021.

2. Полякова М.А. «Анализ современного состояния историко-культурного наследия России» // Электронный ресурс: сайт Знак качества. Образовательный портал // Режим доступа: http://znakka4estva.ru/dokumenty/kultura-i-ikusstvo/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-istoriko-kultumogo-naslediya-rossii/Проект Старица-кремль.

3. Федюхины высоты. https://of-crimea.ru/dostoprimechatelnosti/fedyuxiny-vysoty.html (10.04.2023)

4. Популярные археологические парки в России: куда поехать за древностью? https://tvil.ru/blog/popularnye-napravlenia/populyamye-arkheologicheskie-parki-v-rossii-kuda-poekhat-za-drevnostyu?ysclid=lgdbdsyqmd950625853 (12.04.2023)

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

м «

5. Донские ученые раскрыли тайны античного мегаполиса Танаис. «Российская газета» (23 апреля 2021). Дата обращения: 19 мая 2021. Архивировано 19 мая 2021 года.

6. Херсонес Таврический: главные достопримечательности и музей-заповедник.https://dostop.ru/krym/hersones-tavricheskij.html https://dostop.ru/krym/hersones-tavricheskij.html

7. Стеклянный мост. Город Дербент. https://irecommend.ru/content/steklyannyi-most-neobychnaya-dostoprimechatelnost-derbenta

Archaeological Park as an "open" project Khomyakov A.I.

Moscow Architectural Institute (State Academy) JEL classification: L61, L74, R53

The topic of the article was the understanding of the practice of creating archaeological sites, in particular, work on the draft Concept of the historical and architectural museum in the open air in Staritsa. The problems of the state of preservation and museification of monuments of national culture are considered, the history of the emergence and types of open-air museums are given, their differences from archaeological parks are highlighted. The analysis of negative and positive examples of the creation of archaeological museums in Russia is briefly given. The evaluation and consideration of methods of museification of archaeological monuments is proposed. Particular attention is paid in the text to the search for solutions to the architectural, artistic and constructive embodiment of the museum-reserve of the Staritsky Kremlin. The design materials include spatial, architectural and design ideas, contain proposals for connecting the future museum complex to urban transport, and most importantly, to pedestrian traffic patterns.

Keywords: culture, heritage, archeology, architecture, historical monuments, preservation and museumification.

References

1. Surikova K. Museum. Architectural History. - M.: Higher School of Economics,

2021.

2. Polyakova M.A. "Analysis of the current state of the historical and cultural heritage

of Russia"" // Electronic resource: the Quality Mark website. Educational portal // Access mode: http://znakka4estva.ru/dokumenty/kultura-i-ikusstvo/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-istoriko-kulturnogo-naslediya-rossii/The Staritsa-Kremlin project.

3. Fedyukhin heights. https://of-crimea.ru/dostoprimechatelnosti/fedyuxiny-vysoty.html (10.04.2023)

4. Popular archaeological parks in Russia: where to go for antiquity? https://tvil.ru/blog/popularnye-napravlenia/populyarnye-arkheologicheskie-parki-v-rossii-kuda-poekhat-za-drevnostyu?ysclid=lgdbdsyqmd950625853 (12.04.2023)

5. Don scientists have revealed the secrets of the ancient metropolis of Tanais.

Rossiyskaya Gazeta (April 23, 2021). Accessed: May 19, 2021. Archived on May 19, 2021.

6. Tauric Chersonesos: the main attractions and the museum-reserve.https://dostop.ru/krym/hersones-tavricheskij.html https://dostop.ru/krym/hersones-tavricheskij.html

7. Glass bridge. The city of Derbent. https://irecommend.ru/content/steklyannyi-most-

neobychnaya-dostoprimechatelnost-derbenta

fO CN О СЧ

О Ш

m

X

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.