Научная статья на тему 'Этнографический музей под открытым небом'

Этнографический музей под открытым небом Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
799
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / НАСЛЕДИЕ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ / ПАМЯТНИКИ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермолин Н. И.

Ставятся вопросы о раскрытии понятия «Этнографический музей под открытым небом», отличие музеев такого типа от других видов. А также возможность и перспективы создания этнографических музеев под открытым небом на территории Астраханской области. За последнее столетие в мире появилось огромное количество музеев под открытым небом, что говорит о растущем интересе к истории и культуре разных народов, об актуальности такого формата изучения исторического наследия. Идея создания такого рода музеев может заинтересовать все возрастные группы населения. Известно, что в отечественном и зарубежном музееведении признается тот факт, что музеи под открытым небом обладают наибольшим потенциалом в области сохранения нематериального наследия, поэтому изучение мирового опыта по созданию таких музеев, их типизация и классификация позволит обозначить наиболее эффективные пути освоения объектов нематериального наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN-AIR ETHNOGRAPHIC MUSEUM

The article raises questions about the disclosure of the concept of "Ethnographic open-air Museum", the difference between museums of this type from other types. As well as the possibility and prospects of creating ethnographic museums in the open air on the territory of the Astrakhan region. Over the past century, a huge number of open-air museums have appeared in the world, which indicates a growing interest in the history and culture of different peoples, as well as the relevance of this format for studying historical heritage. The idea of creating such museums may be of interest to all age groups of the population. It is known that Russian and foreign Museum studies recognize the fact that open-air museums have the greatest potential in the field of preserving the intangible heritage, so the study of world experience in creating such museums, their typification and classification will allow you to identify the most effective ways to develop the objects of intangible heritage.

Текст научной работы на тему «Этнографический музей под открытым небом»

УДК 725,917

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Н. И. Ермолин

Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, г. Астрахань, Россия

Ставятся вопросы о раскрытии понятия «Этнографический музей под открытым небом», отличие музеев такого типа от других видов. А также возможность и перспективы создания этнографических музеев под открытым небом на территории Астраханской области. За последнее столетие в мире появилось огромное количество музеев под открытым небом, что говорит о растущем интересе к истории и культуре разных народов, об актуальности такого формата изучения исторического наследия. Идея создания такого рода музеев может заинтересовать все возрастные группы населения. Известно, что в отечественном и зарубежном музееведении признается тот факт, что музеи под открытым небом обладают наибольшим потенциалом в области сохранения нематериального наследия, поэтому изучение мирового опыта по созданию таких музеев, их типизация и классификация позволит обозначить наиболее эффективные пути освоения объектов нематериального наследия. Ключевые слова: музей, наследие, этнографические, памятники, туризм.

OPEN-AIR ETHNOGRAPHIC MUSEUM

N. I. Yermolin

Astrakhan state University of architecture and construction, Astrakhan, Russia

The article raises questions about the disclosure of the concept of "Ethnographic open-air Museum", the difference between museums of this type from other types. As well as the possibility and prospects of creating ethnographic museums in the open air on the territory of the Astrakhan region. Over the past century, a huge number of open-air museums have appeared in the world, which indicates a growing interest in the history and culture of different peoples, as well as the relevance of this format for studying historical heritage. The idea of creating such museums may be of interest to all age groups of the population. It is known that Russian and foreign Museum studies recognize the fact that open-air museums have the greatest potential in the field of preserving the intangible heritage, so the study of world experience in creating such museums, their typification and classification will allow you to identify the most effective ways to develop the objects of intangible heritage. Keywords: museum, heritage, ethnographic, monuments, tourism.

Проблема сохранения культурного наследия становится сегодня все более актуальной. Без прошлого нет будущего, но, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев практически невозможно сохранить объекты культурного наследия в индустриальном или постиндустриальном обществе.

Музеи возникли в то время, когда люди и общество в целом уже могли оглянуться назад, осознать себя и узнать друг друга. Музеи всегда были верными помощниками в деле сохранения культурного наследия. Это место, где хранится история человечества на протяжении многих лет.

Общество стало интересоваться прошлым, и вскоре было найдено совершенно новое решение этой проблемы. Так появился особый тип музея, музей под открытым небом - «живой» музей, который помог ощутить принадлежность к культуре своего народа и, что самое главное, передать исторический опыт последующим поколениям.

Родоначальником музеев под открытым небом и их классическим первоисточником считается парк-музей «Скансен», основанный шведским этнографом и коллекционером Артуром Хазелиусом (рис. 1).

Этот музей открылся для посетителей в октябре 1891 г. в центре шведской столицы Стокгольм на острове Юргорден (0)и^агс1епЗ на холме Скансен (Бкагкеп). К началу своего открытия в 1891 г. Музей под открытым небом представлял собой полноценный музейный комплекс, в котором восковые манекены были заменены живыми людьми, выходцами из всех

шведских провинций, и где эти провинции были полностью представлены. Именно поэтому Артур Хазелиус по праву считается первооснователем нового типа музеев, музеев под открытым небом. Удачный опыт А. Хазелиуса положил начало целому ряду музеев под открытым небом. И название «Скансен» стало привычным в отношении этого типа музея, раздел музееведения, посвященный музеям под открытым небом, называется скансенологией [1-2].

Рис, 1. Скансен. Стокгольм, Швеция

Музеи под открытым небом можно разделить на несколько групп (рис. 2).

Рис. 2. Классификация музеев под открытым небом

Первая - это памятники старины деревянного зодчества. Такого рода музеи можно встретить в европейской части нашей страны, это, например? музей-заповедник «Кижи» (рис. 3], архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Василёво» (рис. 4], музей-усадьба Коломенское. В этих архитектурных музеях сохраняют и попу-

ляризируют памятники деревянного зодчества России, которые в свою очередь отражают культуру и быт народа, населяющего эти территории.

Рис. 3. Музей-заповедник «Кижи»

под открытым небом «Василёво»

Вторая группа музеев - это этнографические музеи. Там, где сохраняются особенности уклада жизни коренных народов, а также их культура и быт. Например, Марийский музей в городе Козь-модемьянск, музей в Шушенском Красноярского края (рис. 5], Костромская слобода возле Костромы.

Рис, 5. Шушенский музей-заповедник

Третья группа - современные музеи, рассказывающие о относительно недавних событиях прошлого, а также о технических достижениях. Один из них находится в Ростове-на-Дону - музей истории Северо-Кавказской железной дороги (рис. 6) [2-4].

Рис. 6. Музей истории Северо-Кавказской железной дороги

Раскрывая смысл понятия «Этнографический музей под открытым небом», необходимо определить основные отличия таких музеев от музеев традиционного типа. Следует отметить, что они различаются кардинально. Экспозиции «классических» музеев основаны на богатейших коллекциях, но лишь небольшая часть предметов из этих коллекций нашли свое место в постоянных экспозициях. В традиционных этнографических музеях преобладает выста-

вочный принцип, который нарушается лишь в тех случаях, когда демонстрируется интерьер жилища. Но и в этом случае демонстрируемый материал и интерьеры народного жилища окружены оболочкой «классического» этнографического музея. По-другому складывается ситуация с экспозицией музея под открытым небом (скансена]. В таком музее основой экспозиции является ландшафт. При этом в микроландшафте музея скансена должны найти отражение наиболее характерные черты ландшафта, в котором происходит жизнь этноса (этноландшафт]. В микроландшафте музея-скансена происходит создание архитектурно-этнографической экспозиции, моделирующей поселения, усадьбы, жилища. Главной задачей создания экспозиции музея-скансена является создание эффекта присутствия у посетителя. И на этот эффект присутствия и на восприятие экспозиции в целом непосредственно влияет множество факторов, таких как: погода, звуки живого этноландшафта, возможность встретить диких и домашних птиц и животных либо их следы, что невообразимо для экспозиции «классического» этнографического музея. Даже такой, казалось бы, незначительный фактор как запах, так же является важнейшей составляющей экспозиции музея под открытым небом. Запахи влияют на восприятие среды обитания при моделировании этносферы. Даже аутентично обустроенное пространство, например крестьянская изба, будет восприниматься как что-то искусственное, ненастоящее, если посетитель не почувствует в нем запах протопленной печи и свежевыпеченного хлеба. Так же важен запах ладана в православном храме, показывающий, что церковь жива, что в ней идут богослужения. Таким образом, если экспозиция «классического» этнографического музея даже при помощи современных методов показа создает в основном умозрительное представление об этносфере, то экспозиция музея-скансена представляет собой попытку моделировать ее, создать «эффект присутствия» посетителя. Суть музея под открытым небом - ожившая история, живая традиция. Живой музей в этноландшафте делает возможным передачу народных ценностей через поколения и служит важнейшим фактором формирования этнической идентичности [3-6].

Музеи под открытым небом в основном носят фольклорный характер. Здесь собраны постройки той или иной эпохи, а иногда сразу нескольких периодов. Они максимально аутентичны: внешний вид и внутренняя обстановка зданий позволяют подробно ознакомиться с условиями жизни их обитателей, бытом и занятиями людей того времени.

В этих музеях можно на время перевоплотиться и попробовать себя в роли кузнеца или пекаря, оказаться на самой настоящей мельнице, научиться стрелять из лука или примерить на себя кольчугу и латы. Или изучить, как в Средневековье было обустроено жилище, от чего зависела высота окон и расположение печи, что означали элементы декоративного убранства дома и украшения этнической одежды. А ещё во время фольклорных фестивалей можно поводить хороводы и продегустировать этническую кухню [7-9].

Сохраняя и продвигая этнографическое наследие, нельзя недооценивать роль «живых» музеев в развитие индустрии туризма. Музеи под открытым небом способствуют сохранению ценных архитектурных памятников, помогают возродить этнические ремесла и показывают в качестве абстрактной сложной модели среду, в которой жили конкретные социальные, профессиональные или этнические группы.

Мы живем в такое время, когда мир радикально изменился, и характер этих изменений таков, что из всех научных учреждений именно этнографические музеи находятся в наиболее уязвимом положении. Нет больше далеких народов, поскольку мир оказался маленьким, и мы можем оказаться, где угодно. Отдаленные народы иммигрировали и оказались нашими соседями или даже просто нами. Поэтому традиционная роль этнографических музеев исчезла.

Но на самом деле этнографические музеи не потеряли свою актуальность. Возможно, молодые люди самостоятельно не пойдут в музеи после того, как родители и учителя перестанут водить их на выставки. Музеям сложно заинтересовать тех, кто вырос среди индустрии развлечений и информационных технологий и способен собирать нужную им информацию и опыт из всемирной сети, в которой они постоянно находятся. В сфере впечатлений музеи уступают индустрии развлечений, но их сила иная - они реальны. Учитывая, что в ближайшем будущем объем изображений виртуальной реальности превысит объем моделей реальности, можно ожидать, что музеи станут одними из немногих, которые будут и впредь сохранять подлинность мира культуры, материальные частицы прошлого, чего осталось не так много и со временем оно становится все менее распространенным.

Следует помнить, что музеи создаются не коллекционерами, кураторами и дизайнерами, а публикой. Посетители являются основными создателями музейных экспонатов, без них любой музейный проект обречен на провал.

Разные люди приходят в музей для разных целей. Большинство посетителей этнографического музея - это туристы, которые в первую

очередь хотят увидеть в музее то, что отличает их от местных жителей. Они хотят видеть этнографические материалы, которые характеризуют «культуру прошлого» или рассматривают «различные виды трансформации традиционных культур в современном мире».

Успех музеев измеряется не количеством посетителей, а постоянным использованием. Цель музея - предоставить этим посетителям -пользователям необходимые инструменты, чтобы понять мир, в котором мы живем, - понять и освоить реальность.

Важно только, чтобы экспонаты, независимо от темы, которой они посвящены, содержали интересные аутентичные факты, были сделаны на современном техническом и художественном уровне, чтобы о них рассказывали опытные гиды [8-11].

Что касается России, то до 1961 г. здесь был образован единственный музей под открытым небом - «Коломенское» (1927). Музейный комплекс «Кижи» открыли только в 1961 г. Именно в начале 1960-х гг. началось активное строительство музеев под открытым небом во многих городах нашей страны: в Санкт-Петербурге (Ленинграде]. Пскове, Великом Новгороде (Ви-тославлицы], Вологде, Костроме, Нижнем Новгороде (Горьком] и других.

Очень важно учитывать особенности географического размещения скансенов в России, это позволит определить основные характеристики и факторы влияющие на их распределение по территории страны. Очень важной задачей является создание музеев под открытым небом во всех административных центрах субъектов Российской Федерации, при краеведческих музеях, как продолжение их экспозиций. Это позволит расширить возможности развития внутреннего туризма в России на этнической основе, что определено одним из приоритетных направлений [11].

Вопросы создания этнографических музеев под открытым небом нашли свою актуальность и на территории Астраханской области. И это не случайность. Астраханская область расположена на юго-востоке европейской части России, на территории Прикаспийской низменности, в нижнем течении реки Волги. Общая площадь региона составляет 49,0 тыс. км2, население - более одного миллиона человек (рис. 7]. Астраханская область один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. На сегодняшний день здесь проживают около 140 национальностей, сохранивших свои культурные особенности.

Заселение территории современной Астраханской области началось в глубокой древности в эпоху мезолита, среднего каменного века, между XII и X тыс. до н.э., о чем свидетельствуют стоянки людей, занимавшихся здесь охотой

и рыболовством. За многие века на этих землях нашли свой дом многие народы и этносы. Этническая история Астраханского края состоит из множества этапов, основные из которых: «савроматы» и «сарматы» (с VII в. до н.э. по IV в. н.э.), пришедшие из глубин Азии орды гуннов (IV в. н.э.}, эпоха Хазарского каганата (VI 1-Х вв.], «Золотая Орда» (XIII-XV вв.), Астраханское ханство (1459-1556 гг.], Русская Астрахань (середина XVI-XVII вв.] [12,15].

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Рис, 7. Схема Астраханской области

На сегодняшний день на территории Астраханской области уже функционирует ряд музеев под открытым небом различной направленности, и некоторые из них известны далеко за пределами нашего региона.

Наверное, самый главный в Астраханской области музейный комплекс под открытым небом это Астраханский Кремль - образец русского военно-инженерного искусства и культовой архитектуры ХУ1-ХУШ веков. На территории Астраханского кремля располагается 22 объекта культурного, оборонного и культового зодчества. Астраханский кремль - излюбленное место отдыха гостей и жителей города. В настоящее время Астраханский кремль является одним из филиалов Астраханского музея-заповедника (рис. 8].

Рис. 8. Музейный комплекс «Астраханский кремль»

Еще один значимый объект расположен на берегу реки Ахтуба в Харабалинском районе. Это

уникальный филиал Астраханского музея-заповедника, археологический комплекс под открытым небом «Селитренное городище» (рис. 9], который был образован в 2003 году, когда на месте археологических раскопок был обнаружен древний город Сарай Бату - столица Золотой Орды, основанный ханом Батыем в XIII веке. Он представляет собой комплексный музей (стационарный музей и музей под открытым небом], объединяющий историческое и естественнонаучное направления. По основному общественному значению это научно-исследовательский и просветительский музей [13-15].

В 2010 году неподалеку от раскопок «Селитренное городище» были построены декорации города Сарай Бату для съемок художественного фильма, которые впоследствии стали частью музейного комплекса и сегодня используются в качестве туристического объекта (рис. 10].

Селитренное городище - памятник археологии федерального значения. Он считается одним из крупнейших археологических объектов в России.

Рис. 9. Археологические раскопки «Селитренное городище»

Щ. , (М

Рис. 10. Декорации города Сарай Бату

Богатая история и разнообразный этнический состав Астраханской области способствуют появлению новых концепций музеев - скансе-нов различной направленности. Так наряду с историко-археологическими музеями появляются этнографические музеи под открытым небом, связанные с бытом и ремеслами народов, населяющих территорию в низовьях Волги. Один из таких музеев - этнокультурный проект развития территории «Рыбацкое подворье». Образованный в 2019г. в с. Сергиевка Икрянинско-го района Астраханской области (рис. 11] [15].

шаг*

Рис. 11. Этнокультурный проект развития территории «Рыбацкое подворье»

Несколько лет подряд тема создания музеев под открытым небом поднимается в студенческих дипломных работах архитектурного факультета Астраханского Государственного архитектурно-строительного университета.

В 2018 году был выполнен дипломный проект «Музей деревянного зодчества под открытым небом в г. Астрахань» (рис. 12).

Город Астрахань по праву называют музеем под открытым небом. На территории города сохранилось большое количество объектов культурного наследия, значимая часть которых это объекты деревянного зодчества, самый уязвимый ко времени пласт культуры. Создание музея деревянного зодчества под открытым небом это возможность сохранить и донести до будущих поколений невосполнимый багаж истории родного края.

*1 ^ -Щ % ^ ^

! —

¡'I- ' <

Я '! ¡glp^i.

вавшим в дельте Волги торговым городом Сак-син (Саджсин). Верхние слои предположительно соотносятся с городом Суммеркентом, упоминаемым Гильомом де Рубруком, который проезжал через дельту Волги в 1254 году (рис. 13.).

Необходимость реализации идеи музеефика-ции Самосдельского городища назрела уже давно. И такой формат, как «Археологический музей -парк под открытым небом», на сегодняшний день, самая реальная, малозатратная и более свободная форма музеефикации городища.

Рис. 12. Дипломн ый проект «Музей деревянного зодчества под открытым небом в г, Астрахани»

В 2019 году студенткой АГАСУ разработан дипломный проект «Археологический парк в с. Самосделка Астраханской области». На месте археологических раскопок «Самосдельского городища».

Самосдельское городище - это остатки средневекового поселения. Расположено оно в дельте р. Волга, в 43 км ниже Астрахани, на правом берегу р. Старая Волга, недалеко от села Самосделка Камызякского района Астраханской области.

Самосдельское городище известно тем, что это предположительное место расположения последней столицы Хазарского каганата - города Итиль (Атиль, Атель). Средние слои (датирующиеся XI—XII веками) соотносятся с существо-

Рис. 13. Археологические раскопки «Самосдельского городища»

Концепция проекта, прежде всего, будет проявляться в сохранении истории и культуры одного из древнейших городов Поволжья. Данный объект - весьма интересный и перспективный объект историко-культурного наследия в Нижнем Поволжье (рис. 14).

В отечественном музееведении признается тот факт, что музеи под открытым небом обладают наибольшим потенциалом в области сохранения материального и нематериального наследия. На территории Астраханской области множество объектов архитектуры, ландшафта и целых поселений со своим неповторимым этническим и культурным колоритом, которые необходимо сохранить и донести до будущих поколений. Создание музеев-скансенов реальная возможность вдохнуть в эти объекты новую жизнь, дать им возможность для дальнейшего территориального развития и сделать их центрами притяжения для жителей Астраханской области и туристов из других регионов России и зарубежья.

Археологический парк а селе Самосделка Астраханской области

Рис. 14, Дипломный проект «Археологический парк в с. Самосделка Астраханской области»

Чем разнообразнее, смелее и неожиданнее выбранные пути развития этнографических

музеев, тем богаче станет наш общий опыт в понимании культур прошлого и настоящего и тем более ценным он будет для каждого отдельного музея. Наша культура - это великое

богатство в наших руках, и мы должны сохранить и передать его потомкам.

Список литературы

1. Гачев Г,Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. М.: Академический проект, 2007. 511 с.

2. Гнедовский Б.В. Методические рекомендации для подготовки предпроектной документации и проектирования музеев под открытым небом: История создания и общая методика. М,: Ликбез, 1981.18 с.

3. Зеленков А.И., Анохина В.В., Ждановский А.П. Философия. Минск: Электронная книга БГУ, 2003. 334 с.

4.. Сапожникова Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран. М.: Академия, 2005. 240 с.

5. Тихонов В.В. Практика создания зарубежных и российских этнографических музеев под открытым небом // Вестник ЗабГУ. 2012. № 9 (88). С. 3-8.

6. Пермиловская А.Б. Особенности формирования экспозиции русских и европейских Скансенов // Грамота. 2014. № 5. С. 22-28.

7. Субботина Е.В. Организация питания туристов. М.: МИИР, 2008. 211 с.

8. Липинская В.А. Адаптивно-адаптационные вопросы в народной культуре питания русских // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М,: Наука, 2001. С. 134-138.

9.. Музей и современные технологии: материалы Всерос. науч. конф. - Томск, 20 - 23 мая 2003 г., Изд-во Томск, ун-та, 2006. -300 с.

10. Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство и экспозиция. Новые сценарии и концепции: сб. науч. тр. / отв. ред.- сост. М.Т. Майстровская. - М., 1997. - 365 е.,

11. Никонова А. А., Бирюковой М. В Сборник статей по материалам международной конференции. Спб.: Спбгу, 2013-63с.

12. Частное собирательство в России в XVII - XVIII вв. / С. А. Овсянникова // Очерки истории музейного дела в России. Вып. 3. - М.: Совет. Россия, 1961. - С. 48 - 63. 26. Поляков, Т. П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции) / Т. П. Поляков. - М.; [Б.и.], 1997. - 454 с.

13. Гастрономические туры России // Гастрономия и путешествия. [Электронный ресурс]/Доступ URL: http:// www.simpletravel.ru/programmy/rossiy, свободный

14. Скансен // Скансен. Русская версия. [Электронный ресурс] Доступ URL: www.skansen.se/de/kategori/russian

15. Туристический путеводитель по Астрахани/ Город Астрахань и Астраханская область/ Туризм в Астрахани и Астраханской области / http://www.capone-^eKTpoHHbm ресурс] Доступ URL: online.ru/volga_guide_astrakhan.html

© Н. И. Ермолин

Ссылка для цитирования:

Н. И. Ермолин. Этнографический музей под открытым небом // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГА-СУ», 2020. № 2 (32). С. 58-63.

УДК 628.3

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫБОРУ ОПТИМАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ РАБОЧЕГО ДАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕМБРАННЫХ БИОРЕАКТОРОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ДОЗАХ ИЛА Н. А, Макиша, М. С. Кирюшина

Московский государственный строительный университет, г. Москва, Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена исследованию работы мембранных биореакторов (МБР), применяемых для очистки сточных вод. Данная технология очистки получила достаточно широкое распространение, однако имеющиеся научные данные зачастую противоречивы. В настоящей работе на основании экспериментов в лабораторных условиях с фильтрованием сточной воды с различными дозами ила (от 1000 до 8000 мг/л) при различных давлениях проведены исследования по определению оптимальных режимов эксплуатации мембран, соответствующих минимальным значениям эксплуатационных затрат (на электроэнергию и замену мембран). Отмечается, что при реконструкции систем биологической очистки в ряде случаев применение систем обратного осмоса с предочисткой методом ультрафильтрации даёт возможность эффективно очищать воду с высоким значением ХПК и взвешенных веществ, оказывается эффективнее мембранных биореакторов и аэротенков с глубоким удвоением биогенных веществ. Ключевые слова: очистки сточных вод, мембранный биореактор, доза ила, рабочее давление, энергопотребление.

RESEARCH OF OPTIMAL WORKING PRESSURE FOR MEMBRANE BIOREACTORS IN CONDITION OF VARIOUS VALUES OF MIXED LIQUOR SUSPENDED SOLIDS CONCENTRATIONS N. A. Makisha, M. S. Kiryushina

Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia

The article touches upon the study of the operation of membrane bioreactors (MBR) used for wastewater treatment. This technology is widely used, but the available research data is often contradictory. In this paper, based on lab-scale experiments of wastewater filtration with different mixed liquor suspended solids (MLSS) values (from 1000 to 8000 mg/L) and at different pressures, research was conducted to determine the optimal membranes operating modes that correspond to the minimum operating costs (for electricity and membrane replacement). It is noted that in the reconstruction of biological treatment systems, in some cases, the use of reverse osmosis systems with pre-treatment by ultrafiltration allows more efficient water purifying with a high value of COD and suspended solids, comparing with membrane bioreactors and conventional activated sludge treatment with nutrients removal. Keywords: wastewater treatment, membrane bioreactor, mixed liquor suspended solids, operating pressure, energy consumption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.