https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-38-63 1©_®_
УДК 008+391
ББК 71.1+79.1(2)
Обзорная статья / Review Article
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2021 г. М. Ю. Гайдук
г. Тюмень, Россия
© 2021 г. А. И. Клименко
г. Тюмень, Россия
© 2021 г. А. Б. Храмцов
г. Тюмень, Россия
МУЗЕИ НАРОДНОГО ЗОДЧЕСТВА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ: ОБЗОР СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Аннотация: В статье представлен обзор отечественного опыта создания этнографических музеев под открытым небом. Исследованы этапы и хронологическая периодизация основания подобных музеев в мире. Рассмотрены исторические условия создания музеев под открытым небом в России. Первый опыт создания такого музея был продемонстрирован на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 г. В парке-музее подмосковного села Коломенское были размещены памятники деревянного зодчества XVII-XVIII вв. Впервые предлагается комплексная классификация музеев под открытом небом по различным основаниям: статус музейного комплекса (федеральный, региональный, локальный), специфика экспозиции, архитектурно-градостроительный принцип организации; принцип организации экспозиции и др. Установлено, что большая часть музеев под открытым небом сконцентрирована в центральной части России. Выявлен потенциал для открытия музея под открытым небом на территории Тюменской области. Опыт и примеры функционирования музеев дают «почву» для развития этнографических музеев во всех регионах страны. Создание данного комплекса интересно не только с точки зрения реализации просветительской функции населения, но и развития экономики региона — создания максимально разнообразного турпродукта (ландшафт — архитектура — этнография).
Ключевые слова: музей народного зодчества, музей под открытым небом, этнографический музей, музей-заповедник, деревянное зодчество, ландшафт. Информация об авторах:
Мария Юрьевна Гайдук — ассистент, Тюменский индустриальный университет, ул. Луначарского, д. 2, 625001 г. Тюмень, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1350-2504. E-mail: [email protected]
Александр Иванович Клименко — доцент, Тюменский индустриальный университет, ул. Луначарского, д. 2, 625001 г. Тюмень, Россия. ORCID ID: https://orcid. org/0000-0001-7670-9057. E-mail: [email protected]
Александр Борисович Храмцов — кандидат исторических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, ул. Луначарского, д. 2, 625001 г. Тюмень, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2758-4192. E-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 19.08.2020 Дата публикации: 28.09.2021
Для цитирования: Гайдук М. Ю., Клименко А. И., Храмцов А. Б. Музеи народного зодчества под открытым небом: обзор создания и развития в России // Вестник славянских культур. 2021. Т. 61. С. 38-63. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-38-63
История возникновения музеев «под открытым небом» началась в 1891 г. — шведский исследователь и этнограф Артур Хазелиус открыл доступ публики к объектам на острове Юргорден, который сегодня оказался практически в самом центре Стокгольма. Жилые дома и хозяйственные постройки были привезены на остров в 1885 г. из селения Мора, так появился музей-деревня («Скансен»), первый в мире музей под открытым небом [4].
Условно период развития музеев под открытым небом подразделяется на несколько основных этапов:
1) «зарождение» — с открытия стокгольмского музея до 1918 г. (до завершения Первой мировой войны, «перекроившей» карту мира);
2) «переходный» этап с 1919-1958 гг. (отдельные музеи, до открытия старейшего музея в Коммерне, Западная Германия);
3) этап «повсеместного распространения», с 1958 г. по сей день — активное открытие музеев под открытым небом во многих странах мира [1, с. 11]. Рассмотрим отечественный опыт открытия музеев под открытым небом. Первый российский опыт создания таких музея был продемонстрирован на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 г. В рамках генерального плана выставки была создана небольшая улица из нескольких крестьянских усадеб, перевезенных из разных местностей страны. В 1927-1934 гг. в парке музее подмосковного села Коломенское были размещены памятники деревянного зодчества XVII-XVIII вв. Новая волна интереса в России к Скансенам возникает после большого перерыва: активное строительство музеев деревянного зодчества или этнографических музеев под открытым небом началось только в 60-70 гг. XX в. [2, с. 55] (рисунок 1).
Рисунок 1 - Карта старейших музеев народного зодчества и быта в России Figure 1 - Map of the oldest museums of folk architecture and everyday life in Russia
Кенозерский национальный парк, Архангельск. Музей образован в 1991 г. в юго-западной части Архангельской области на стыке Плесецкого и Каргопольского административных районов, его западная граница проходит по границе с Республикой Карелия, общая площадь — 140 218 га. Кенозерский парк — особо охраняемая территория, как эталонная система исторической среды обитания человека, сохранившая многовековые культурные традиции русского Севера [3]. Парк является поразительным примером гармоничного сосуществования человека и природы, взаимовлияния и взаимопроникновения природы и культуры с чертами русского мироустройства XVII-XIX вв. Сегодня в границах культурных ландшафтов продолжают жить люди — носители традиционной культуры, потомки тех, кто когда-то создавал этот природно-культурный объект. Кенозерский парк сохранил культурное и природное наследие, многовековую историю своего развития, избежав глобального разрушения, сохранив свои корни, цельность и самобытность. В 2004 г. парк вошел в список Всемирной сети биосферных резерватов ЮНЕСКО (рисунок 2).
Рисунок 2 - Кенозерский национальный парк Figure 2 - Kenozersky National Park
Музей деревянного зодчества «Малые Корелы». Музей открылся 1964 г. в пригороде Архангельска, где собраны памятники деревянного зодчества и народного искусства северных районов страны (рисунок 3). Территорию музея разделили на четыре сектора: Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский, в каждом из них находятся избы, амбары, колодцы и изгороди. В «Малых Корелах» можно увидеть ветряную мельницу-шатровку — такие мельницы в 1697 г. привез из Голландии император Петр I. В музее представлены большие дома-дворы зажиточных карго-польских крестьян и поморов; помимо этого, можно посетить холмогорскую кузницу, жилище рыбака, избу промысловика-охотника и дом двинского крестьянина, в котором работал трактир. Музей «Малые Корелы» — это неповторимый синтез ландшафта, памятников и народного искусства; на территории музея представлены фольклорно-этнографический театр «Новиця», мастера народных промыслов и ремесел (ткачество, резьбу и роспись по дереву, плетение из бересты и лозы).
Рисунок 3 - Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» Figure 3 - Museum of Wooden Architecture "Malye Korely"
Культурно-образовательный центр «Этномир», Боровск, Калужская область. Это один из самых больших музеев-парков в России, красочный интерактивный объект действительности. На общей площади 140 га размещены архитектурные объекты, национальная кухня и ремесла, характеризующие традиции и быт почти всех стран мира. Каждой стране отведен своеобразный «культурный заповедник» — «этнод-воры». Отличительная черта комплекса — интерактивность, активно работают ремесленные мастерские, сувенирные лавки, музеи. Этномир — это не только этнографический музей, но и огромный парк развлечений, где периодически меняется программа. Туристская инфраструктура комплекса представлена в виде 11 уникальных этнических отелей — избы, мазанки, юрты, чумы, гималайский и непальский дома и даже индийский дворец. В этнопарке проводятся различные тематические фестивали, а на Масленицу и в Новый год устраиваются грандиозные народные гуляния (рисунок 4).
Рисунок 4 - Культурно-образовательный центр «Этномир» Figure 4 - Cultural and educational center "Ethnoworld"
Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня им. О. Леонова», Братск, Иркутская область. В 1954 г. при строительстве плотины Братской ГЭС приангарские поселения, в которых оставались старинные здания, начало затапливать. Больше 20 образцов русского деревянного зодчества рубежа XIX-XX вв. удалось спасти — их разобрали и перевезли на окраину Братска. Через 25 лет здесь появился настоящий музей, в котором соседствуют крестьянские избы, эвенкийские чумы, православный храм и шатер шамана. Всего в «Ангарской деревне» воссоздали 32 деревянных здания. Среди них — купеческий амбар, кузница, водяная мельница и деревенские усадьбы. Здесь находится Михайло-Архангельская церковь, построенная в 1875 г. и действующая до сих пор. В музее можно подняться на сторожевую башню острога, которую возвели еще в начале XVII в. Посетители музея увидят традиционные жилища таежных кочевников — чумы из жердей и оленьих шкур. Рядом со стоянкой коренного народа Сибири, эвенков, можно познакомиться с археологической находкой, которой около восьми тысяч лет, — валуном с наскальным изображением оленя. В каменном веке часто рисовали животных, рыб и птиц — это сулило удачу в охоте. Артефакт обнаружили в середине 1930-х гг. на острове Большой Ушканий (рисунок 5).
Рисунок 5 - Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» Figure 5 - Architectural and ethnographic museum "Angara village"
Этнографический парк-музей, с. Варьеган, Нижневартовский район. Парк-музей расположен в живописном уголке, национальном селе Варьеган и основан в 1987 г. (рисунок 6). Основная деятельность музея — это целенаправленная работа по возрождению, сохранению самобытной культуры коренных жителей Югры. Музейное собрание — яркий рассказ о коренных жителях Югры и их судьбах, о земле, на которой они живут. В выставочных проектах музея представлены предметы этнографии, коллекции детских игрушек, коллекция мужской, женской и детской одежды и обуви Аганских ханты и лесных ненцев, предметы орудия труда и др. Экскурсия на территории парка посвящена теме жилых и хозяйственно-бытовых построек Аганских ханты и лесных ненцев. Экскурсанты познакомятся с архитектурными особенностями зданий, техникой изготовления и способом производства. Внутренне убранство жилища позволит участникам экскурсии прикоснуться к быту и жизненному укладу Аганских ханты и лесных ненцев. На базе музея работает сувенирная лавка, у гостей есть возможность не только посмотреть жизнь аборигенов со стороны, но и принять участие в мастер-классах.
'-Ч
Рисунок 6 - Этнографический парк-музей Figure 6 - Ethnographic Park Museum
Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы», Великий Новгород. Музей находится на месте бывшей усадьбы XIX в., которая принадлежала графине Анне Орловой-Чесменской (рисунок 7). Его название связано с селом Витославлицы — оно существовало на территории Новгородской области в XII-XVIII вв. В 1964 г. из приильменской деревни Курицко сюда привезли первый экспонат — церковь Успения Богородицы 1595 г. Ее нижняя часть состоит из бревенчатого сруба, к которому пристроены приделы — части храма, где размещали дополнительный алтарь с престолом для богослужений. Позднее здесь появился самый старый храм «Витославлиц» — Рождества Богородицы, построенный в 1531 г. в деревне Передки. В музее находится также церковь Святого Николая 1767 г. Как говорили о ней в старину, «храм был рублен кораблем» — все главные строения церкви находились на одной линии, из-за чего здание напоминало судно. Всего в музее под открытым небом находятся 34 памятника деревянного зодчества — крестьянские дома, мельница и амбар XVII-XIX вв., а также хозяйственные постройки — кузница, гумно, конюшня. Этнографические коллекции рассказывают о быте, обрядах, традициях, религиозных и семейных праздниках крестьян.
Рисунок 7 - Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» Figure 7 - Museum of Folk Wooden Architecture "Vitoslavlitsy"
Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Семенково», Вологда. Музей основан в 1979 г. на берегу реки Вологды (рисунок 8). Через шесть лет со всей области сюда начали перевозить старинные деревянные храмы и хозяйственные постройки середины XIX - начала ХХ вв. Здесь представлены амбары, бани и мельницы, а также ледники — их использовали вместо холодильников. В музей привезли и дома-дворы, в которых жилое помещение и хозяйственный двор расположены под одной двускатной крышей. Старинные здания разместили рядом друг с другом, чтобы достоверно воссоздать облик деревни Русского Севера. На территории «Семенково» находится Георгиевская церковь конца XVII в. и небольшая часовня Ильи Пророка начала XIX в. Экспозиция внутри зданий знакомит с крестьянским бытом и исконными промыслами Вологодчины: кружевоплетением, резьбой и росписью по дереву. Гостям музея рассказывают о традиционной народной культуре края, устраивают представления по мотивам русских народных сказок, игры-путешествия и мастер-классы (выпекание и роспись пряников, куклы, вырезание по дереву, приготовление вологодского масла, минеральных красок).
Рисунок 8 - Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Семенково» Figure 8 - Architectural and ethnographic museum of wooden architecture "Semenkovo"
Ибресинский этнографический музей под открытым небом, Ибреси, Чувашия. Первый этнопарк в Чувашской Республике, который открылся в 1980 г. Музей расположен в сельской местности в 114 км от города Чебоксары (рисунок 9). В музейный комплекс входят крестьянские усадьбы конца XIX в. и первой половины ХХ в.: деревянный дом, курная изба, двухэтажный амбар, клеть, лась — пивоварня, колодец «журавль». Гармонично входят в единый ансамбль искусственный водоем и художественная галерея (работы местных художников). Общая площадь музея — 1,5 га. Сегодня ибресинский музей включает более 4 тыс. экспонатов. Надворные постройки ХХ в. характеризуют архитектурно-строительную культуру натурального хозяйства чувашского народа. Здесь представлен интерьер чувашской избы середины ХХ в., а также бортничество XVШ-ХХ вв. Из действующего колодца «журавль» можно набрать ключевую воду и организовать отдых у искусственного водоема. В экспозиции имеются предметы чувашского национального костюма, быта, утвари и орудий труда, а также произведения декоративно-прикладного искусства. В музее проводятся фольклорные праздники, тематические вечера, выставки-продажи, встречи со знаменитыми людьми района.
Рисунок 9 - Ибресинский этнографический музей под открытым небом Figure 9 - Ibresinsk Open-air Ethnographic Museum
Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай», Ижевск, Удмуртия. Музей-заповедник расположен недалеко от Ижевска, в небольшой деревне конца XIX в. (рисунок 10). Музей традиционной русской и удмуртской архитектуры здесь открыли летом 1986 г. Из разных районов республики привезли образцы деревянного зодчества: хлев, амбар, ветряную мельницу, баню и куалу — семейное святилище. Их разместили на территории бывшего поселения, где сохранилась уличная планировка и некоторые крестьянские дома. В русском секторе музея находятся дом волостного правления, традиционная деревянная усадьба с дворовыми постройками и изба-читальня, где проводят занятия для детей. В удмуртских усадьбах посетителям рассказывают о быте и традициях южных удмуртов и бесермян — народа, который проживал на северо-западе республики. Здесь можно увидеть повозки, старинную посуду, предметы одежды, тканые ковры и половики. На территории музея проводятся мастер-классы, тематические и обзорные экскурсии. В музее можно научиться работать на гончарном круге, плести кружева и готовить перепечи — ватрушки с разными начинками.
Рисунок 10 - Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» Figure 10 - Architectural and ethnographic museum-reserve "Ludorvai"
Иске-Казанский государственный и природный музей-заповедник, с. Кама-ево, Республика Татарстан, Высокогорский район. Музей-заповедник площадью 6 га создан в 1992 г., территория составляет 137,2 га. (рисунок 11). В охранной зоне представлен единый комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов: Камаевское (Иске-Казанское) городище XIII-XVI вв., остатки Кремля, политического центра Иске Казани, площадью 7,2 га; Русско-Урматское селище XII-XVI вв. — остатки основной торгово-ремесленной части Иске Казани, площадью 124 га; Иске-Казанское кладбище XIII-XVI вв., с каменными надгробиями; Русско-Урматское кладбище XII-XVI вв., с каменными надгробиями; природный ландшафт — склоны подпойменной террасы р. Казанка, луговина поймы, русло самой реки; Святые места: могила Гайши-бике, Иске-Казанское кладбище, родник «Святого Муллы-Хаджи», «Ханский» родник, родник «Самовар».
Рисунок 11 - Иске-Казанский государственный и природный музей-заповедник Figure 11 - Iske-Kazan State and Nature Museum-Reserve
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Кижи, Карелия. Один из крупнейших в России музеев под открытым небом — уникальный, особо ценный объект культурного наследия народов страны. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста включен в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (рисунок 12).
Рисунок 12 - Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» Figure 12 - State Historical, Architectural and Ethnographic Museum-Reserve "Kizhi"
Марийский этнографический музей им. В. И. Романова, Козьмодемьянск, Марий-Эл. Этнографический музей под открытым небом был открыт летом 1983 г. Он стал основным хранилищем памятников зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев и кустарей горномарийской стороны. Ожившие экспонаты помогают глубже познать историю, внушают гордость за славные дела предков. Создатели музея стремились воссоздать оригинальные детали архитектуры и быта горномарийского населения. Площадь музея составляет более 5 га. На его территории построено более 60 различных строений и объектов, собрано свыше 7000 экспонатов старины, предметов труда и быта горных мари (рисунок 13).
Рисунок 13 - Марийский этнографический музей им. В. И. Романова Figure 13 - V.I. Romanov Mari Ethnographic Museum
Архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромкая слобода», Кострома. Основная территория музея-заповедника располагается за южной стеной Ипатьевского монастыря, при впадении реки Костромы в Волгу (рисунок 14). Другая экспозиционная зона находится со стороны северной стены Ипатьевского монастыря (при подъезде к главному монастырскому входу): здесь расположен древнейший памятник церковной деревянной архитектуры всей Центральной России церковь Собора Пресвятой Богородицы (1552). Помимо памятников культового назначения, перевозились и ставились у стен Ипатьевского монастыря крестьянские дома и хозяйственные постройки (бани, амбары, мельницы) XIX - начала XX вв.
Рисунок 14 - Архитектурно-этнографический
и ландшафтный музей-заповедник «Костромкая слобода» Figure 14 - Architectural-ethnographic and landscape museum reserve "Kostromskaya Sloboda"
Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Коломенское, Москва. Музей-заповедник создан в 2005 г. на базе государственного музея-заповедника «Коломенское» (год основания — 1923). Территория входит в состав музея-заповедника (рисунок 15). В последние годы в Коломенском активно формируется этнографический комплекс: появились конюшня и кузница, усадьбы коломенского крестьянина и пасечника с пасекой, водяная мельница. Запланирована реконструкция части исторической застройки села, которая была утрачена в конце 70-х гг. XX в., воссоздание усадьбы с этнографическими выставками и экспозициями, в том числе интерактивными.
Рисунок 15 - Московский государственный объединенный художественный историко-архитектур-ный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское» Figure 15 - Moscow State United Art Historical, Architectural and Natural Landscape MuseumReserve "Kolomenskoye"
Историко-этнографический музей (под открытым небом) и «Музей крестьянского зодчества», Мышкин, Ярославская область. Историко-этнографиче-ский музей занимает большую территорию (рисунок 16). На ней можно увидеть рядом старинную часовню и настоящую деревенскую баню — сруб из сосны. Можно зайти в настоящую кузницу, и мастер-кузнец за минимальную плату у вас на глазах создаст шедевр из раскаленного железа. Над Студеным ручьем раскинулся под открытым небом настоящий музей деревянной архитектуры — ее можно назвать крестьянско-провинци-альной архитектурой. В музее под открытым небом собраны деревянные постройки, привезенные из разных мест Мышкинского и сопредельных районов. Деревянное зодчество представлено богатой коллекцией построек хозяйственного назначения: амбарами, срубами, банями, а также постройками специального назначения: павильон для парка купеческой усадьбы, дом бакенщика и др. Обширна коллекция ветрянных мельниц различных конструкций. Отдельно представлены часовня из села Юрьевское на реке Сить и четверик превратной церкви из села Рудина Слободка.
Рисунок 16 - Историко-этнографический музей (под открытым небом), и «Музей крестьянского зодчества» Figure 16 - Historical and ethnographic museum (in the open air), and "Museum of peasant architecture"
Архитектурно-этнографический комплекс «Урдук Иирэ», с. Намцы, Якутск. Главной достопримечательностью здесь является Ленский острог, который был построен в 1632 г. (рисунок 17). Острог начал работу с 2006 г., комплекс состоит из объектов, собранных из разных уголков республики. На этом месте нередко проводились съемки исторических кинокартин. В туристическом комплексе «Урдук Иирэ», помимо исторического объекта, гости могут посетить ледовый парк. Он состоит из катка, ледовых горок различной высоты, горки-чаши, аттракциона по стрельбе из лука и других зимних развлечений, а также здесь организовано катание на снегоходах и лошадях.
Невьянский государственный историко-архитектурный музей, Невьянск.
Первый научно-показательный музей в Невьянске был открыт в 1913 г., включающий в себя: музей истории Невьянского края XVII - начала XX вв., наклонную башню Демидовых, выставочный зал Невьянского музея (рисунок 18). Приоритетными направлениями развития музея являются научные исследования памятников, построение новых музейных экспозиций, комплектование фондов, развитие системы культурного познавательного туризма с присущей ему инфраструктурой и объектами индустрии досуга, расширение музейной аудитории. Главным центром притяжения посетителей является Наклонная башня Демидовых — один из самых загадочных памятников архитектуры XVIII в.
muai
Рисунок 18 - Невьянский государственный историко-архитектурный музей Figure 18 - Nevyansk State Historical and Architectural Museum
Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья «Щелоков-ский хутор», Нижний Новгород. Музей-заповедник включает уникальные образцы русского деревянного зодчества конца XVII - начала ХХ вв. (рисунок 19). Сегодня площадь музея — 35,9 га, это участок леса 1 категории (памятник природы регионального значения), разделенный двумя глубокими оврагами на три неравных части. В музее собрано 14 памятников деревянного зодчества XVП-XIX вв., перевезенных из Городецкого, Семеновского, Ковернинского, Кстовского районов Нижегородской области. Музей-заповедник ведет активную исследовательскую, экспозиционную, просветительскую работу, ищет новые формы работы с молодежью, привлекает к сотрудничеству образовательные учреждения, способствует сохранению и трансляции традиционной народной культуры. В современных условиях музей во все большей степени является едва ли не единственным источником знания новых поколений о народном зодчестве и строительной культуре прошлого.
Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова, Нижняя Синячиха, Свердловская область.
Музей расположен неподалеку от г. Алапаевск на живописном берегу реки. Музейный комплекс демонстрирует простоту и практичность, за которой скрывается подлинная красота и мудрость наших предков. Над деревянными постройками прошлых веков горделиво возвышается Спасо-Преображенская церковь, построенная талантливыми зодчими в конце XVIII в. (рисунок 20). Сейчас в церкви разместился уникальный музей уральской народной росписи. По соседству со Спасо-Преображенской церковью расположены часовни, мельница, амбары, сторожевая башня, пожарная станция, кузница, колодцы, верстовые столбы — «приметы старины глубокой». Четкие силуэты маленьких часовен перекликаются с главами большого собора. Интерьер усадеб, представленных в музее (три усадьбы XVII, XVIII, XIX вв.), полностью восстановлен.
Рисунок 19 - Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья «Щелоковский хутор» Figure 19 - Museum of Architecture and everyday Life of the Peoples of the Nizhny Novgorod Volga Region "Shchelokovsky Farm"
Рисунок 20 - Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства им. И. Д. Самойлова Figure 20 - I. D. Samoilov Nizhnesinyachikhinsk Museum-Reserve of Wooden Architecture and Folk Art
Историко-архитектурный музей под открытым небом, Новосибирск, академгородок. Площадь территории музея составляет 46,5 га. На ней расположено несколько рекреационных зон, археологические, этнографические, архитектурные памятники, экспериментальная площадка, административный корпус, в котором размещена одна из экспозиций. На территории музея частично экспонируется Юильский (Казымский) острог из Нижнего Приобья — памятник эпохи освоения Сибири русским населением. Третий архитектурный объект — крестьянское подворье русских Восточной Сибири (рисунок 21).
Рисунок 21 - Историко-архитектурный музей под открытым небом Figure 21 - Open-air Historical and Architectural Museum
Историко-культурный центр «Русский парк», Переславль-Залесский.
Парк — целый законсервированный мир традиций, обычаев и культуры русского народа XIX-XX вв. (рисунок 22). Здесь воссозданы шедевры зодчества русского народа — деревянные дома с интерьерной росписью, посетить уникальный музей «Что изобрели русские первыми в мире», присоединиться к дегустации чая, отведать настоящей гурьевской каши и блюда царского меню императора Александра I, посетить модный салон XIX в. и погулять по казачьему двору. В выходные дни здесь проводят интересные театрализованные представления, которые с восторгом посещают и взрослые, и дети.
Рисунок 22 - Историко-культурный центр «Русский парк» Figure 22 - Historical and Cultural Center "Russian Park"
Комплекс «Усадьба Богословка» (Невский лесопарк), Санкт-Петербург.
Комплекс площадью порядка 600 га в Богословке был образован в 1932 г. (рисунок 23). Центром этнопарка «Усадьба Богословка» называют церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 25 куполов, венчающих верхнюю часть здания, четырехъярусный иконостас, изображения алтаря и другие характеристики в точности повторяют храм в Вытегор-ском погосте постройки 1708 г.
Рисунок 23 - Комплекс «Усадьба Богословка» (Невский лесопарк) Figure 23 - Complex "Bogoslovka Estate" (Nevsky Forest Park)
Музей деревянного зодчества Суздаля, Суздаль, Владимирская область.
Музей входит в объединенный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Экспонаты для этого музея под открытым небом собирались по всей Владимирской области (рисунок 24). 18 памятников деревянного зодчества XVШ-XIX вв., построенные русскими мастерами-плотниками практически только топором, занимают площадь 3,5 га на высоком живописном берегу р. Каменки. Постройки были перемещены в Суздаль в целях сохранения и показа туристам в 1960-1970-е гг. В музее воссоздана планировка небольшого села Владимирской губернии: на высоком месте два храма и часовня, от которых идет сельская улица с жилыми крестьянскими домами, хозяйственными постройками. В одном из храмов и в домах представлены сельские интерьеры и тематические выставки. Тут можно увидеть интересные старинные предметы обыденной жизни русских крестьян.
Рисунок 24 - Музей деревянного зодчества Суздаля Figure 24 - Museum of wooden architecture of Suzdal
Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», Тальцы, Иркутская область. Музей — уникальный памятник истории, архитектуры и этнографии XVII-XX вв. (рисунок 25), расположенный на правом берегу Ангары на 47-м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу. Комплекс под открытым небом привлекает посетителей возможностью непосредственного знакомства с материальной и духовной культурой коренных народов Прибайкалья. Об их быте, особенностях жизни и верованиях рассказывают эвенкийские и тофаларские стойбища, комплекс эвенкийских захоронений и бурятский улус-летник. Под мастерские приспособлено несколько крестьянских домов, в которых умельцы делятся секретами мастерства и демонстрируют свои изделия. Музей — это не только памятник деревянного народного зодчества, но и популярный туристский центр. Традиционны здесь такие народные праздники, как Рождество, Масленица, Пасха, Троица. «Тальцы» объединяют мастеров ткачества, плетения из лозы, изготовления берестяных и глиняных изделий.
Рисунок 25 - Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» Figure 25 - Taltsy Architectural and Ethnographic Museum
Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества в усадьбе Василево, Торжок, Тверская область. Музей был открыт 13 декабря 1976 г. на территории бывшей дворянкой усадьбы Львовых (рисунок 26). Усадебно-парковый комплекс принадлежит к одному из лучших творений гениального русского архитектора Н. А. Львова (1751-1803). После создания музея из разных районов Тверской области сюда были перевезены уникальные памятники деревянного зодчества: церкви, часовни, жилые и хозяйственные постройки XVIII-XIX вв. Экспонаты музея разделены на секторы: среднерусский сектор, северно-русский карельский сектор. В среднерусском секторе можно увидеть типичную крестьянскую деревню, в которой здания расположены в определенном порядке. В стороне от деревни располагаются хозяйственные постройки. В северно-русском секторе представлены типичные постройки северного типа — карельский дом и амбары. Всего музейный комплекс включает 16 памятников (19 объектов). Ежегодно на территории музея проводится фестиваль народного творчества национальностей, проживающих на территории Тверского региона «Троицкие гуляния»: выступление национальных коллективов, презентация национальных кухонь, народных игр и состязаний.
Рисунок 26 - Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества в усадьбе Василево
Figure 26 - Architectural and ethnographic museum of wooden architecture in Vasilevo estate
Музей «Чумэл чвэч», Томская область, Оськино озеро, Парабельский район.
В августе 2016 г. на верхней поляне озера Оськино был открыт этнографический музей селькупской культуры и быта под открытым небом «Чумэл чвэч (Земля селькупская)» (рисунок 27). Согласно научному проекту музей будет состоять из девяти комплексов: «Нарымско-парабельские селькупы в дорусский период», «Селькупы и русские в XVII-XVIII вв.», «Селькупы в XIX - начале XX вв.», «Стоянка на месте рыболовного промысла», «Стоянка в лесу», «Жилище на месте охотничьего промысла», «Лес», «Северные селькупы», «Культовое место». Музейные комплексы показывают, как изменялся быт и основные занятие селькупов с течением времени. В настоящее время построены только свайный амбар, хозяйственный лабаз, переносной чум, засыпное жилище селькупов — чульмат и срубная изба. Первые постройки музея позволяют проследить, как менялся быт селькупов с приходом русского населения: от полуземлянки до срубной избы. Музей под открытым небом уникален не только исторической достоверностью, но и тем, что селькупские строения удачно вписались в экологический природный ландшафт поймы Оби.
Рисунок 27 - Музей «Чумэл чвэч» Figure 27 - Museum "Chumel Chwach"
Этнографический музей народов Забайкалья, Улан-Удэ, Республика Бурятия. Единственный в Республике Бурятия музей под открытым небом паркового типа — относится к так называемым музеям — скансенам (рисунок 28). История музея ведет начало с 1968 г. На сегодняшний день в музее функционируют 6 экспозиционных комплексов, где представлена традиционная культура и быт народов, издавна населяющих Забайкалье (эвенков, сойотов, забайкальских и предбайкальских бурят, русских старожилов, казаков, старообрядцев), а также археологический комплекс, где экспонируются уникальные археологические памятники (жилище хунну, шатровые и плиточные могилы, курганные захоронения — херексуры и др.), и городской комплекс «Старый Верхнеудинск», в котором сосредоточены недвижимые памятники г. Улан-Удэ XIX - начала XX вв. с восстановленным внутри типичным интерьером. Единый ансамбль под открытым небом вкупе с природным ландшафтом создают подлинную
и многообразную картину жизни и быта эвенков, сойотов, бурят и русских XIX - начала XX вв. Экспонаты показаны в подлинной среде их бытования и типичном окружении, хотя и перевезены сюда из разных мест. Создание новых экспозиций, выставок, организация фольклорных праздников, массовых мероприятий, анимационных программ и, наконец, всеми любимый «Уголок живой природы», открытый в 1976 г., — все это привлекает посетителей разных возрастных и социальных групп.
Рисунок 28 - Этнографический музей народов Забайкалья Figure 28 - Ethnographic Museum of the Peoples of Transbaikal
Культурно-туристический комплекс «Самаровский останец. Археопарк», Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра. Комплекс расположен в юго-западной части г. Ханты-Мансийска, у подножия Самаровского ледникового останца, площадь 3,5 га. «Археопарк» включает в себя геологический памятник (обнажение останца), памятник археологии «Самаров городок» (XI, XIV, XVIII вв.) и парк скульптур, изображающих животных плейстоценового времени и палеолитических людей (рисунок 29). Примыкает с юга к объездной дороге, опоясывающей город, с выходом в северо-восточной части на автомобильную трассу Ханты-Мансийск — Нефтеюганск — Сургут — Нижневартовск; Ханты-Мансийск — Тюмень.
Рисунок 29 - Культурно-туристический комплекс «Самаровский останец. Археопарк» Figure 29 - Cultural tourist complex "Samarovsky ostanets. Arkheopark"
Этностойбище Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа», Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра. Комплекс расположен в лесном массиве, включает в себя действующие чум, хантыйскую печь, очаг (кострище), поленницу, транслирующие быт обских угров (рисунок 30). С 2016 г. экспозиция Этностойбища дополнена музейным объектом Сухоруковский амбар. Двухэтажный бревенчатый амбар конца XIX - начала XX вв. стал ярким примером интеграции национальных культур в прошлом и толерантности межнациональных отношений в настоящем. Внутреннее пространство амбара и сформированная выставочная экспозиция, комплексно отражает единую для всего населения среду обитания, хозяйствования и межкультурного взаимодействия русского старожильческого и аборигенного населения Югры двадцатого века. Этностойбище — площадка для проведения интерактивных проектов, акций, семинаров, мастер-классов.
Рисунок 30 - Этностойбище Этнографического музея под открытым небом
«Торум Маа»
Figure 30 - Ethno-site of Ethnographic Open-Air Museum "Torum Maa"
Архитектурно-этнографический музей «Хохловка», с. Хохловка, Пермский край. Музей — первый комплекс деревянного зодчества под открытым небом на Урале, который начал создаваться в 1969 г. и был открыт в сентябре 1980 г. (рисунок 31). Уникальный музейный ансамбль расположен на живописном берегу Камы в 43 км от Перми у с. Хохловка (Пермский район). Сейчас АЭМ «Хохловка» объединяет 23 памятника деревянного зодчества конца XVII - второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья. Во многих памятниках размещены интерьеры и выставочные комплексы. Площадь музейного комплекса составляет 35,2 га, он делится на секторы, в соответствии с основными культурно-этнографическими зонами края, и тематические комплексы. На территории комплекса ежегодно проводятся такие массовые акции, как праздники народного календаря «Масленица», «Троицкие гуляния», «Яблочный Спас», фестиваль военной реконструкции «Большие маневры на Хохловских холмах».
Рисунок 31 - Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» Figure 31 - Architectural and ethnographic museum "Khokhlovka"
Музей-заповедник «Шушенское», п. Шушенское, Красноярский край.
Музей-заповедник был торжественного открыт 12 апреля 1970 г. (рисунок 32). Принципиально новый этап в развитии музея начался в 1993 г. с принятием новой Концепции развития и переименованием в «Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское"». В 2011 г. на сопредельной с музеем территории была введена в строй «Новая деревня» (6 крестьянских усадеб конца XIX - начала XX вв., 34 постройки), с условиями для проживания, что позволило реализовать программы погружения в жизнь и быт крестьянской семьи, внедрить новую модель музейной коммуникации, создать дополнительные условия для развития туризма. С 2012 г. на территории новой деревни (5,3 га) продолжается формирование ландшафтного парка семейного отдыха с малыми архитектурными формами, что делает музей более привлекательным для местного населения и посетителей музея. Специализация музея-заповедника — история, этнография, краеведение, крестьянская архитектура, художественное искусство и народное творчество, организация досуга посетителей и туристов.
Рисунок 32 - Музей-заповедник «Шушенское» Figure 32 - Museum-Reserve "Shushenskoye"
Общие и особенные принципы и характеристики рассмотренных музеев под открытым небом представляют интерес не только для изучения истории культуры, но и для использования и осмысления традиционного зодчества, его черт, конструкций современными архитекторами, строителями, плотниками с целью сохранения идентичности сооружений и поселений страны.
Анализ собранного материала позволяет предположить несколько позиций, по которым можно классифицировать «музеи под открытым небом»:
По статусу музейного комплекса. Музеи могут иметь федеральный, региональный, зональный (или субрегиональный), локальный, а также национальный характер с учетом представления культур национальных республик или автономных образований. К региональным музеям относится наибольшее число существующих в Архангельской, Вологодской, Пермской, Иркутской и других областях.
По архитектурно-градостроительному принципу организации. В зависимости от принципа формирования комплекса объектами «музеи под открытым небом» разделяются на несколько групп:
музеи, создающиеся на новых территориях, типа «скансена» («Малые Корелы», «Витославлицы», Пермский музей и пр.);
— музеи, существующие на местах сохранения памятников (села Веркола и Кимжа Архангельской области);
музеи, организованные вокруг сохраняемых и стоящих на своих местах памятников, к которым переносятся другие объекты (Кижи, Козьмодемьянск и др.). По принципу организации экспозиции:
«традиционный» принцип («объекты-экспонаты») — демонстрация памятников, этнографических коллекций, различных традиционных образцов культуры;
— принцип временного (сезонного) характера — в таких музеях помимо традиционной музейной функции показа экспонатов, территория комплекса используется как площадка для проведения различных народных праздников, ярмарок, мастер-классов, народных представлений;
— принцип постоянного использования — «живая деревня» — функционирующая деревня. Помимо жилой функции, здесь крайне важна организация и функционирование различных производств, ремесленных мастерских и школ, с элементами туристкой инфраструктуры.
По специфике экспозиции. Под «музейной экспозицией» понимают целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. В зависимости от характера экспонируемого материала представляется важным выделить типологические группы для музеев под открытым небом:
— архитектурно-этнографические — в состав экспозиционного материала входят архитектура (аутентичные объекты), культурное наследие этноса (костюмы, утварь);
— этнографические — основное внимание уделяется коллекции наследия этноса, в то время как архитектурные объекты чаще всего являются «новоделами» — приспособленные новые здания по типу исторических;
— национальные парки;
музей деревянного зодчества — основное внимание концентрируется на зодчестве — как произведении народного искусства, могут быть организованы во взаимодействии с ландшафтным типом;
— историко-архитектурные — смежно понятию «музей-заповедник», чаще всего представлены градостроительными комплексами (кремли, монастыри);
— историко-культурные — данная спецификация несет характер краеведческой экспозиции, чаще всего встречается в поселениях и малых городах;
— ландшафтные, природно-ландшафтные;
— музей ремесла, музей народной архитектуры и быта, музей народной культуры, культурно-образовательный центр.
По исследованию реализованных проектов музеев под открытым небом можно сделать вывод о том, что большая их часть сконцентрирована в центральной части России (рисунок 1). Тюменская область лишь в начале пути. Данная тематика раскрыта больше в специфике этноса (г. Ханты-Мансийск), как таковых архитектурных объектов (музеи деревянного зодчества, архитектурно-этнографические музеи) в области не представлено.
В 2008 г. был издан труд Е. М. Козловой-Афанасьевой — первый научный каталог, своего рода сводная картина историко-культурного наследия юга Тюменской области, где деревянное архитектурное наследие региона представлено в большинстве своем объектами, состоящими на государственной охране, что отражает лишь незначительную часть всего многообразия народного искусства нашего края [5]. Исследования подтверждают наличие богатейшего потенциала для полноценной реализации идеи формирования музея под открытым небом, в состав которого могут быть включены как сакральные объекты, так и жилые усадьбы (жилые дома), хозяйственные сооружения и постройки, входящие в состав усадебных комплексов.
Опыт и примеры функционирования музеев народного зодчества под открытым небом дают основания к пониманию того, что такая ситуация решаема и является частью современных рыночных отношений в культуре. Создание данного комплекса интересно не только с точки зрения реализации культурно-культурно-просветительской функции, но и развития экономики региона — создания различных туристических маршрутов и продуктов (ландшафт — архитектура — этнография).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Гнедовский Б. В., Добровольская Э. Д. Музеи под открытым небом в СССР: развитие принципов формирования и структуры // Музейное дело и охрана памятников. М.: Наука, 1987. Вып. 2. 21 с.
2 Гнедовский Б. В. Памятники деревянного зодчества России в музеях под открытым небом. 12 старейших музеев народного зодчества и быта. М.: Пробел-2000, 2002. 68 с.
3 Ивановская Н. И. Музей под открытым небом // Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс, 2001. С. 394-395.
4 Морозов М. Н. Скансен — этнографический" музей Швеции под открытым небом // Советская этнография. 1960. № 5. С. 102-109.
5 Козлова-Афанасьева Е. М. Архитектурное наследие Тюменской области: иллюстрированный научно-практический каталог. Тюмень: Искусство, 2008. 488 с.
***
© 2021. M. Yu. Gaiduk
Tyumen, Russia
© 2021. A. I. Klimenko
Tyumen, Russia
© 2021. A. B. Khramtsov
Tyumen, Russia
OPEN-AIR MUSEUMS OF FOLK ARCHITECTURE: OVERVIEW OF CREATION AND DEVELOPMENT IN RUSSIA
Abstract: The paper provides an overview of the domestic experience of creating ethnographic museums in the open air. It traces stages and chronological periodization of the foundation of such museums in the world and studies historical conditions for the creation of open-air museums in Russia. The first experience of creating such a museum was demonstrated at the All-Russian Agricultural and Artisanal-Industrial Exhibition in Moscow in 1923. In the park-museum of Kolomenskoye village near Moscow, monuments of wooden architecture of the 17th-18th centuries were placed. For the first time, this paper comes up with a comprehensive classification of the open-air museums according to various grounds: the status of the museum complex (federal, regional, local), the specificity of the exposition, the architectural and urban planning principle of the organization; the principle of organizing the exposition and others. The study determined that most of the open-air museums are concentrated in the central part of Russia. The authors also explored potential for developing an open-air museum in the Tyumen region. The experience and examples of the functioning of museums allow for developing give "ground" for the development of ethnographic museums in all regions of the country. The creation of this complex is interesting not only from the point of view of implementing educational function for the population, but also in terms of developing the region's economy — the creation of the most diverse tourist product (landscape — architecture — ethnography).
Keywords: museum of folk architecture, open-air museum, ethnographic museum, museum-reserve, wooden architecture, landscape. Information about the authors:
Maria Y. Gaiduk — assistant, Industrial University of Tyumen, Lunacharsky St., 2, 625001 Tyumen, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1350-2504. E-mail: [email protected]
Alexander I. Klimenko — associate professor, Industrial University of Tyumen, Lunacharsky St., 2, 625001 Tyumen, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7670-9057. E-mail: [email protected]
Alexander B. Khramtsov — PhD in History, associate professor, Industrial University
of Tyumen, Lunacharsky St. 2, 625001 Tyumen, Russia. ORCID ID: https://orcid.
org/0000-0003-2758-4192. E-mail: [email protected]
Received: August 19, 2020
Date of publication: September 28, 2021
For citation: Gaiduk M. Yu., Klimenko A.I., Khramtsov A. B. Open-air museums of folk architecture: overview of creation and development in Russia. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2021, vol. 61, pp. 38-63. (In Russian) https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-38-63
REFERENCES
1 Gnedovskii B. V., Dobrovol'skaia E. D. Muzei pod otkrytym nebom v SSSR: razvitie printsipov formirovaniia i struktury [Open-air museums in the USSR: development of the principles of development and structure]. In: Muzeinoe delo i okhranapamiatnikov [Museum business and monument protection]. Moscow, Nauka Publ., 1987. Vol. 2. 21 p. (In Russian)
2 Gnedovskii B. V. Pamiatniki dereviannogo zodchestva Rossii v muzeiakhpod otkrytym nebom. 12 stareishikh muzeev narodnogo zodchestva i byta [Monuments of wooden architecture of Russia in open-air museums. 12 oldest museums of folk architecture and everyday life]. Moscow, Probel-2000 Publ., 2002. 68 p. (In Russian)
3 Ivanovskaia N. I. Muzei pod otkrytym nebom [Open Air Museum]. In: Rossiiskaia muzeinaia entsiklopediia [Russian Museum Encyclopedia]. Moscow, Progress Publ., 2001, pp. 394-395. (In Russian)
4 Morozov M. N. Skansen — etnograficheskii muzei Shvetsii pod otkrytym nebom [Skansen — ethnographic museum of Sweden in the open air]. Sovetskaia etnografiia, 1960, no 5, pp. 102-109. (In Russian)
5 Kozlova-Afanas'eva E. M. Arkhitekturnoe nasledie Tiumenskoi oblasti: illiustrirovannyi nauchno-prakticheskii katalog [Architectural heritage of the Tyumen region: an illustrated scientific and practical catalog]. Tiumen', Iskusstvo Publ., 2008. 488 p. (In Russian)