Научная статья на тему 'РОЛЬ В.М. КИМЕЕВА В ПРОЕКТИРОВАНИИ И СОЗДАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В КУЗБАССЕ'

РОЛЬ В.М. КИМЕЕВА В ПРОЕКТИРОВАНИИ И СОЗДАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В КУЗБАССЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музеи под открытым небом / музеи-заповедники / экомузеи / музеефикация / традиционная культура / этнокультурное наследие / open-air museums / museums-reserve / ecomuseums / museumification / traditional culture / ethnic and cultural heritage

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абрамова Полина Валерьевна, Кимеева Татьяна Ивановна

В статье рассматривается история музеефикации объектов этнокультурного наследия на территории Кемеровской области. Характеризуются проекты музеев под открытым небом, разрабатываемые по инициативе и при участии крупнейшего кузбасского этнографа В.М. Кимеева с 1980-х по 2020 гг. Описывается создание этнографического комплекса со свезёнными постройками на территории музея-заповедника «Томская Писаница», появление в Горной Шории экомузея «Тазгол» как воплощение в жизнь идеи французских теоретиков, организация на основе археологического памятника музея с реконструированными объектами «Тюльберский городок». Проанализированы нереализованные проекты экомузеев в с. Красное Ленинск-Кузнецкого муниципального района, с. Беково Беловского муниципального района, п. Юрты-Константиновы Яшкинского муниципального района, а также проекты этнографических комплексов в п. Усть-Кабырза и Чувашка Таштагольского муниципального района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF V. M. KIMEEV IN THE DEVELOPMENT AND ESTABLISHMENT OF ETHNOGRAPHIC OPEN-AIR MUSEUMS IN KUZBASS

The article is focused on the history of the museumification of ethnic and cultural heritage objects in Kemerovo Region. The paper describes the projects of open-air museums that were developed by the largest Kuzbass ethnographer V. M. Kimeev from the 1980s to 2020. The authors consider the history of the creation of an ethnographic complex with transferred buildings on the territory of the museum-reserve “Tomskaya Pisanitsa”, the history of the implementation of French theorists’ idea and the creation of the ecomuseum “Tazgol” in Gornaya Shoria, the organization of the museum “Tulbersky Gorodok” with reconstructed objects on the basis of an archaeological site. In addition, the article analyzes the unimplemented projects of ecomuseums in the village of Krasnoe, Leninsk-Kuznetsky municipal district, the village of Bekovo, Belovo municipal district, the village of Yurty-Konstantinovi, Yashkino municipal district, as well as projects of ethnographic complexes in Ust-Kabyrza and Chuvashka, Tashtagol municipal district.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ В.М. КИМЕЕВА В ПРОЕКТИРОВАНИИ И СОЗДАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В КУЗБАССЕ»

УДК 069.02:574.24 DOI 10.24412/2411-7838-2021-13-41-49

РОЛЬ В. М. КИМЕЕВА В ПРОЕКТИРОВАНИИ И СОЗДАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В КУЗБАССЕ

П. В. Абрамова, Т. И. Кимеева

Кемеровский государственный институт культуры

В статье рассматривается история музеефикации объектов этнокультурного наследия на территории Кемеровской области. Характеризуются проекты музеев под открытым небом, разрабатываемые по инициативе и при участии крупнейшего кузбасского этнографа В. М. Кимеева с 1980-х по 2020 гг. Описывается создание этнографического комплекса со свезёнными постройками на территории музея-заповедника «Томская Писаница», появление в Горной Шории эко-музея «Тазгол» как воплощения в жизнь идеи французских теоретиков, организация на основе археологического памятника музея с реконструированными объектами «Тюльберский городок». Проанализированы нереализованные проекты экомузеев в с. Красное Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, с. Беково Беловского муниципального района, п. Юрты-Константиновы Яшкинского муниципального округа, а также проекты этнографических комплексов в п. Усть-Кабырза и Чувашка Таштагольского муниципального района.

Ключевые слова: Валерий Макарович Кимеев, музеи под открытым небом, музеи-заповедники, экомузеи, музеефикация, традиционная культура, этнокультурное наследие

THE ROLE OF V. M. KIMEEV IN THE DEVELOPMENT AND ESTABLISHMENT OF ETHNOGRAPHIC OPEN-AIR MUSEUMS IN KUZBASS

P. V. Abramova, T. I. Kimeeva

Kemerovo State University of Culture

The article is focused on the history of the museumification of ethnic and cultural heritage objects in Kemerovo Region. The paper describes the projects of open-air museums that were developed by the largest Kuzbass ethnographer V. M. Kimeev from the 1980s to 2020. The authors consider the history of the creation of an ethnographic complex with transferred buildings on the territory of the museumreserve "Tomskaya Pisanitsa", the history of the implementation of French theorists' idea and the creation of the ecomuseum "Tazgol" in Gornaya Shoria, the organization of the museum "Tulbersky Gorodok" with reconstructed objects on the basis of an archaeological site. In addition, the article analyzes the unimplemented projects of ecomuseums in the village of Krasnoe, Leninsk-Kuznetsky municipal district, the village of Bekovo, Belovo municipal district, the village of Yurty-Konstantinovi, Yashkino municipal district, as well as projects of ethnographic complexes in Ust-Kabyrza and Chuvashka, Tashtagol municipal district.

Keywords: Valery Makarovich Kimeev, open-air museums, museums-reserve, ecomuseums, museumifi-cation, traditional culture, ethnic and cultural heritage

Начало создания на территории Кузбасса музеев под открытым небом, в состав которых включены недвижимые объекты этнокультурного наследия, отражающие культуру коренных народов и русских При-томья, связано с именем профессионального кемеровского этнографа В. М. Кимеева. В 1980-х гг. у В. М. Кимеева появляется

намерение организовать на территории музея-заповедника «Томская Писаница»

этнографический комплекс типа «скансен».

Идея создания данного комплекса возникает в 1986 г., когда в отечественной практике уже прочно закрепилась тенденция организации музеев под открытым небом на основе свезённых объектов с целью

предотвращения их утраты и возможности презентации. К этому времени в Сибири уже успешно функционировали музеи «Тальцы», «Ангарская деревня», «Этнографический музей народов Забайкалья» и др., созданные по типу шведского «Скан-сена». В. М. Кимеевым ежегодно совершались экспедиции в места компактного проживания коренного тюркоязычного народа Кузбасса - шорцев. Шорские улусы были крайне труднодоступны, а традиционные постройки утрачивались. Поэтому было решено, что объекты деревянной архитектуры могли стать частью этнографической экспозиции музея под открытым небом. В посёлке Кезек были выявлены жилые и хозяйственные постройки, отражающие разные периоды развития традиционной культуры шорцев: дом русского типа, принадлежавший шорке Марфе Кис-коровой, юрта «сенек», используемая шорцами с начала ХХ в. в качестве хозяйственной постройки и амбар русского типа. Дом Марфы Кискоровой представлял собой типичную избу, получившую распространение у шорцев в начале ХХ в. и отражавшую влияние русского деревянного зодчества. Дом срублен в «обло», представляет собой однокамерное жилище с неотапливаемой бревенчатой пристройкой. Крыша покрыта колотыми полубрёвнами - желобами, укреплёнными на «потоках» и «курицах» [Кимеева, Родионов, 2015, с. 12]. Изба отапливалась глинобитной печью также русского типа. Перед входом в жилище устроено высокое крыльцо - «макыш» с навесом «чабылгак». Пол настлан из сосновых или кедровых толстых колотых плах [Ки-меев, 2008, с. 117, 118]. Юрта «сенек» и амбар также отражают срубную технику русских. «Сенек» рублен «в обло», имеет двускатную самцовую крышу и открытый очаг в глиняной яме «кулеймазе». Двухэтажный небольшой амбар срублен в той же технике, что и изба, имеет галерею и лестницу на второй этаж. Установка сруба амбара на столбах-стойках позволяла защитить припасы от грызунов.

Остальные постройки не подлежали транслокации ввиду их неудовлетворительного состояния, поэтому планирова-

лось дополнить свезённые объекты натуральными реконструкциями. Чтобы презентовать традиционную хозяйственную деятельность шорцев, в экспозиции предполагалось воссоздать орехо-промысло-вый стан вместе с характерными для него постройками: летней юртой «одаг», станком для рушения кедровых шишек под навесом, настилом из брёвен для погрузки ореха на верховых лошадей, лабазом на высоких столбах для хранения припасов и орехов.

К реализации проекта были привлечены опытные этнографы и архитекторы, в том числе О. В. Бычков, принимавший непосредственное участие в строительстве архитектурно-этнографического музея «Тальцы». В 1987 г. В. М. Кимеев и О. В. Бычков произвели осмотр территории «Томской Писаницы» и выбрали площадку рядом с логом, напоминающую ландшафт улуса Кезек. После чего было начато проектирование экспозиционной зоны «Шорский улус Кезек» в структуре музея-заповедника.

На основе подготовленных обмерных чертежей и результатов фотофиксации объектов был составлен эскизный проект, утверждённый к концу 1987 г. В 1988 г. организацией «Кузбасстисиз» была проведена топографическая съёмка выявленных деревянных строений, при участии новокузнецкого архитектора В. Н. Усольцева были повторно выполнены обмеры всех уже выкупленных построек. Сотрудниками объединения «Реставрация, институт по реставрации памятников истории и культуры "Спецпроектреставрация"» Сибирского филиала АРМ-5 была подготовлена научно-проектная документация.

В личном архиве В. М. Кимеева сохранилась рабочая записка о характере работ, произведённых в июле-августе 1987 г. на территории создаваемого музея-заповедника «Томская Писаница»:

«В июле 1987 г. с территории Ташта-гольского и Междуреченского районов были вывезены коллекции, характеризующие материальную культуру шорцев. Кроме этого были обследованы и выбраны для создаваемой экспозиции архитектурно-этнографи-

ческого отдела музея следующие хозяйственные постройки шорцев: «кичиг ан-мар» - амбар для муки, «кушуязы» - избушка для домашней птицы. Разборка, маркировка, транспортировка и предварительная сборка вышеперечисленных построек на территории предполагаемой экспозиционной зоны «Кузнецкие татары» проводилась согласно существующим методическим рекомендациям Министерства культуры РФ. Исходя из материалов полевых обследований жилых и хозяйственных построек Горной Шории, а также учитывая ландшафтные характеристики предполагаемой экспозиционной зоны, была составлена схема Проекта деятельности планировки «Усадьба зажиточной семьи кузнецких татар (кон. XIX - пер. четверть ХХ вв.). Остальные постройки, необходимые для доукомплектования данной экспозиционной зоны (6 объектов), планируется вывезти в августе с. г. 5 августа 1987 г. Кимеев».

Особо стоит отметить, что своз памятников был основан фактически исключительно на энтузиазме группы сотрудников и студентов Кемеровского государственного университета. Особая роль принадлежала В. М. Кимееву и В. В. Ерошову. Весной 1989 г. В. В. Ерошов, на тот момент ещё студент исторического факультета Кемеровского госуниверситета, и сотрудники музея-заповедника «Томская Писаница» занимались перевозкой построек. Вывоз объектов из труднодоступного посёлка оказался необычайно сложным: пришлось сделать просеку в тайге, начиная от берега р. Мрассу в районе устья р. Малая Суета до улуса Ке-зек, протяжённостью четыре километра, по которой вывозились брёвна разобранных построек. Машины для перевозки были предоставлены начальником Кузбасского управления лесных исправительно-трудовых учреждений, генерал-майором внутренней службы Н. П. Качаевым на договорных началах. До конца марта 1989 г. объекты были окончательно перевезены на территорию музея-заповедника.

Метод транслокации подразумевал соблюдение следующих научных требований: разборке всех построек на месте их бытования предшествовала маркировка брё-

вен; проводилась поэтапная фотофиксация разборки зданий. На территории «Томской Писаницы» в конце весны 1989 г., благодаря усилиям сотрудников музея, была произведена контрольная сборка объектов. Именно контрольная сборка способствует максимальной сохранности объектов, так как окончательная сборка зачастую осуществляется только через несколько лет. В данном случае свезённые постройки были окончательно собраны лишь осенью 1993 г. Позднее подлинные объекты были дополнены новоделами, что позволило создать экспозиционный комплекс, отражающий материальную и духовную культуру шорцев. В свезённых объектах были созданы тематические экспозиции. Комплекс на сегодняшний день успешно функционирует на территории музея-заповедника «Томская Писаница».

В конце XX в. в музееведении получает распространение средовой подход, и В. М. Кимеев, увлёкшись теорией экомузеев, решает реализовать идею создания музеев под открытым небом непосредственно в среде бытования коренных народов.

Теория экомузеев зародилась во Франции в 1970-х гг. Основоположниками эко-музеологии считаются французские теоретики Ж.А.Ривьер и Ю.деВарин. Они разработали концепцию музея, где объекты не изымаются из среды бытования, сохраняют свою первоначальную функцию, одновременно являясь объектами показа. Это позволяет сохранять не только материальные свидетельства прошлого, но и «живую» традицию. На основе разработанной ими модели создавались музеи во Франции, Канаде и ряде других стран. В Кузбассе под влиянием идей «новой му-зеологии» по инициативе В. М. Кимеева в конце XX столетия были разработаны проекты шести музеев нового типа: «Таз-гол» в п. Усть-Анзас Таштагольского района на территории компактного проживания шорцев; «Чолкой» в п. Беково Белов-ского района на территории расселения бачатских телеутов; «Калмаки» в п. Юрты-Константиновы Яшкинского района в месте проживания одной из групп сибирских татар; «Ишим» на территории Яйского

района и «Русское село Брюханово» в Ленинск-Кузнецком районе, призванные презентовать культуру русских Притомья; «Тюльберский городок» в Кемеровском районе на месте ритуального городища средневекового тюркоязычного народа, предположительно тюльберов.

Планировалось, что создание вышеобо-значенных музеев под открытым небом позволит сохранить исчезающие пласты культурного наследия и ревитализировать утраченные традиции.

Одним из наиболее успешных в плане реализации оказался проект экомузея «Тазгол», ориентированный на сохранение и презентацию культуры малочисленного коренного тюркоязычного народа Сибири - шорцев. Создание музея началось в 1991 г. в естественной историко-культурной среде - в посёлке Усть-Анзас на территории компактного проживания шорцев. Проект «Тазгола» был ориентирован на основные принципы экомузея: не предполагалось изъятие материальных объектов наследия из среды бытования, музей не должен был иметь чётких границ, а его территория обуславливалась общностью этнокультурной традиции этноса. То есть шорцы вели бы свою обычную жизнь, занимались традиционными занятиями, что в свою очередь, являлось бы объектом музейного показа. Однако «Тазгол» должен был иметь и собственно музейные экспозиционные зоны.

Данный посёлок был выбран не случайно: на момент проектирования музея в Усть-Анзасе сохранились архитектурные объекты, датируемые концом XIX - началом ХХ вв., историческая трассировка улиц, а также нематериальные объекты наследия - традиционные хозяйственные занятия шорцев. Кроме того, улус имел богатую историю. Он располагался на древнем караванном пути, поэтому ранее являлся центром сбора ясака и торговли в Горной Шории. В середине XIX в. Усть-Анзас был выбран местом основания Мрас-ского отделения православной духовной миссии. В начале XX в. здесь были основаны золотые прииски, что обеспечило приток русского населения. Русские оказали

существенное влияние на традиционную культуру шорцев, в том числе последние переняли их строительные техники [Ки-меев, 2008, с. 168].

При создании экомузея В. М. Кимеев получил поддержку первого секретаря Таш-тагольского горкома КПСС А. И. Копытова, председателя горисполкома Н. И. Шатилова и главы Усть-Анзасского сельсовета Д. Н. Торчакова, которым импонировала идея организации подобного музея в Горной Шории. Московскими архитекторами был разработан проект национального экомузея «Тазгол» при содействии начальника Департамента культуры администрации Кемеровской области В. И. Бедина. Предполагалось, что музей будет состоять из нескольких экспозиционных комплексов, презентующих различные периоды истории развития посёлка и традиционной культуры шорцев.

Первым начал создаваться экспозиционный комплекс «Миссионерский стан», что было обусловлено историческим значением Алтайской духовной миссии. На берегу Мрассу сохранился уникальный памятник деревянной архитектуры, отражающий историю принятия шорцами православия - дом мрасского миссионера. Предполагалась его реставрация с использованием синтетического метода и последующая «мягкая» музеефикация: планировалось проживание в доме священника [Глушкова (Абрамова), Кимеева, Родионов, 2015, с. 47, 48].

Ключевой для миссионерского стана объект - Троицкая церковь - был утрачен: разрушен в 1930-е гг. Было принято решение о перевозке на территорию «Тазгола» из с. Жерново Новокузнецкого района Кемеровской области Никольской церкви, которой угрожало исчезновение из-за выработок Талдинского разреза. Однако перевезённую в Усть-Анзас церковь спасти не удалось, так как из-за полной утраты большей части элементов здания объект не подлежал восстановлению. Кроме того, были обнаружены архивные фото в Кунсткамере, которые позволяли осуществить реконструкцию утраченной Троицкой церкви, входящей в состав миссионерского стана.

В 1992 г. по проектам архитекторов А. Г. Афанасьева и В. Н. Усольцева начались работы по воссозданию Троицкой церкви, проводимые местными жителями и студентами-этнографами Кемеровского университета под руководством В. М. Кимеева. Место церкви было отмечено закладным камнем, в августе 1992 г. территория будущей церкви была освящена настоятелем Свято-Георгиевской церкви г. Таштагола священником С. Балахниным по благословению епископа Красноярского и Енисейского Антония. В соседнем улусе Кезек была обнаружена миссионерская печать Мрасского отделения и икона Троицкой церкви. По материалам архива было установлено место захоронения последнего мрасского миссионера Павла Кадымаева, там был восстановлен надмогильный холм и сооружена ограда, а также проведена панихида священником С. Балахниным.

После начались работы по реконструкции церкви. Предполагалась «мягкая» му-зеефикация данного объекта: в церкви велись бы службы и в то же время она являлась бы объектом показа. Группой строителей из Москвы был залит фундамент будущего храма, однако дальнейшие работы по реконструкции Троицкой церкви так и не получили продолжения.

Для того чтобы воссоздать первоначальный облик миссионерского стана, в 1995 г. на территорию был перевезён дом из п. Ке-зек, который получил экспозиционную интерпретацию как дом псаломщика. В этом же году были проведены реставрационно-ремонтные работы. На территорию музея из центральной части посёлка была транс-лоцирована постройка, владельцем которой был торговец Пай-Степан. Данный объект был интерпретирован в экспозиции как дом паштыка, в 1996 г. были проведены его ремонтно-реставрационные работы, создана интерьерная экспозиция. В том же 1996 г. из центральной части посёлка был перевезен амбар начала XX в.

Дополнили воссозданный историко-культурный ландшафт реконструированные хозяйственные постройки: амбары и помещения для скота, а также огороды. Все постройки сооружались с учётом воз-

можности отражения этнокультурных процессов соответствующей эпохи - взаимовлияния русской культуры и культуры коренного населения.

Работы следующего этапа ориентировались на создание комплекса «Усадьба русского плотника Иванова», характеризующего культуру местных русских ремесленников и рабочих прииска в Усть-Анзасе. Основным методом моделирования комплекса была транслокация сохранившихся в Усть-Анзасе подлинных объектов: сруб-ного жилого дома под четырёхскатной тё-совой крышей и амбаров с галереей. Дополнила комплекс реконструированная сруб-ная баня. Данные объекты также предполагалось сохранять на основе «мягкой» му-зеефикации и использовать комплекс как гостевую усадьбу.

Отразить хозяйственную деятельность шорцев призван был экспозиционный комплекс «Орехо-промысловый стан». Он хоть и должен был стать новоделом, но его выполнение предполагалось носителем традиции. Жителем посёлка Усть-Анзас шорцем В. Карпушкиным с соблюдением традиционных технологий был воссоздан его собственный орехо-промысловый стан, находящийся на традиционной промысловой территории его рода, в тайге (следовательно, недоступный для посетителей музея). Подобный подход к созданию экспозиций отвечает основной задаче подобного экомузея: сохранять не столько предметы, сколько умения, знания, технологии и пр.

В музее также была осуществлена презентация археологического наследия: рядом с орехо-промысловым станом воссоздано поселение литейщиков и кузнецов на основе материалов раскопок в 1990 г. средневекового поселения Чулдугол, обнаруженного археологами в пяти километрах выше Усть-Анзаса по р. Мрассу. На основе метода реконструкции были сооружены летнее каркасное жилище «одаг» с плавильной печью, разные типы плавильных печей, яма для обжига древесного угля, срубная кузница.

Центральная историческая улица посёлка должна была сохраняться на основе

метода «мягкой» музеефикации в неизменном виде. Близлежащий к Усть-Анзасу посёлок Кезек также должен был составить часть экомузея. Посёлок уникален, так как быт местного населения практически полностью построен на традиционных формах ведения хозяйства. Под руководством В. М. Кимеева были осуществлены исследования и составлена опись предметов быта, после чего они были возвращены в естественную среду и сегодня используются по первоначальному назначению. Издан документ, согласно которому владельцы данных предметов не имеют права продавать и передавать их сторонним лицам. Такая концепция как нельзя лучше соответствует средовому подходу, позволяет не только сохранять наследие в среде бытования, но и развиваться традиции естественным путём, не давая ей исчезнуть. Кроме жилых домов, в п. Усть-Анзас сохранились отвалы и сооружения золотоприиска, они также должны были быть включены в структуру музея.

Таким образом, музеефикация различных объектов в экомузее «Тазгол» позволила смоделировать исторический облик шорского улуса с объектами традиционной культуры и объектами, появившимися под влиянием культуры русских, функционирующими по принципам музеев нового типа. При создании экомузея делался акцент на активную позицию местных жителей, что отвечает принципам функционирования экомузея. Но надежды на ведущую роль населения не оправдались. Развитие экомузея наблюдалось лишь пока специалисты поддерживали и направляли действия носителей традиции, привлекали их к сохранению собственной культуры. Сегодня носители традиции предоставлены сами себе, что в совокупности с их пассивной позицией не позволяет развиваться и эффективно функционировать экомузею «Тазгол». С 2012 г. экомузей стал филиалом музея-заповедника «Трёхречье», что не повлекло за собой положительных изменений. Музеефицированные объекты срочно нуждаются в реставрационных мероприятиях, шорские хозяйства никак не включаются в деятельность музея, нема-

териальные объекты наследия постепенно утрачиваются.

В. М. Кимеевым неоднократно высказывалось сожаление по поводу того, что на сегодняшний день потенциал экомузея не используется в развитии туризма [Киме-ев, 2017, с. 15, 16]. Вместо этого создаются искусственные дополнительные объекты показа, которые включаются в туристические маршруты. Актуализация же подлинных объектов историко-культурного наследия позволит не только увеличить туристическую привлекательность региона, но и, самое главное, сохранить их.

Помимо проектов, направленных на презентацию традиционной культуры шорцев, разрабатывались проекты по сохранению наследия другого коренного народа Кузбасса - телеутов, а также тюр-коязычных татар-калмаков. В 1990-е гг. Советом по делам культуры и искусства Кемеровского облисполкома принято решение о разработке проекта экомузея «Чолкой». Музей должен был располагаться в сёлах Беково и Шанда, на исторической территории которых образовались первые стационарные поселения бачат-ских телеутов, вошедшие в XVII в. в состав Кузнецкого уезда. Несмотря на значительную утрату традиционных недвижимых объектов в советский период, когда посёлок застраивался типовыми зданиями того времени, в с. Беково частично сохранились объекты историко-культурного наследия: памятник каменной архитектуры нач. ХХ в. -Пантелеймоновская церковь; дом народного просветителя Г. М. Токмашова; жилая историческая застройка. Данные объекты планировалось музеефицировать, а также реконструировать традиционные типы жилищ и хозяйственных построек. Экспертиза проекта была осуществлена на Всероссийской научной конференции в п. Беково в августе 1992 г., но реализации в первоначальном виде не произошло [Кимеев, 2014, с. 35].

На сегодняшний день в с. Беково функционирует историко-этнографический музей «Чолкой», тяготеющий к музею под открытым небом: на открытом воздухе создана экспозиция из новоделов, пред-

ставляющих традиционные типы жилищ и хозпостроек телеутов, выполненных по воспоминаниям носителей традиции. Активное участие местных жителей в деятельности музея способствует реконструкции традиционных ремёсел бачатских телеутов, возрождению элементов культовой обрядности, фольклорных форм. Однако экспозиция расположена у Дома Культуры, в помещении которого создан музей, историческая же застройка села не музее-фицируется.

В 1991 г. архитекторами И. И. Маковецким и Е. Ю. Герасимовой при участии В. М. Ки-меева создаётся проект экомузея «Кал-маки», предусматривающий музеефика-цию исторической части с. Юрты-Константиновы Яшкинского района Кемеровской области. В музейное состояние на основе метода «мягкой» музеефикации планировалось перевести мечеть, школу-медресе, двухэтажную жилую застройку начала ХХ в. Проектом предусматривалась музеефика-ция археологического объекта, находящегося на территории села - Сосновского острога. Для воссоздания исторического ландшафта предполагалось дополнить сохранившиеся объекты транслоцирован-ными из близлежащих сёл. В рамках сре-дового подхода к музеефикации был взят ориентир на сохранение элементов культурного ландшафта: родника, поляны для проведения традиционных праздников, томской курьи, актуализацию традиций рыболовства. На основе метода реконструкции предполагалось восстановление бань, располагавшихся в прибрежной зоне. Проект так и остался нереализованным, а выявленные объекты наследия - не музее-фицированными.

На сохранение традиционной культуры русских были направлены проекты эко-музеев «Русское село Ишим» и «Русское село Брюханово». В 1992 г. разрабатывается проект зон охраны памятников истории и культуры Сибирского тракта в границах Кемеровской области. В. М. Кимее-вым была обследована территория предполагаемой музеефикации. В рамках проекта планировалась презентация архитектурного наследия сибирского села с за-

стройкой начала XX в., предусматривалась реставрация разрушающейся каменной трёхпрестольной Спасской церкви, сохранившегося комплекса общественных сооружений (волостная управа, трактир) и жилых построек различного типа вдоль бывшего Московского тракта. Проект также не получил реализации по социальным и экономическим причинам [Кимеев, 2014, с. 41].

В 1995 г. на основе обследования территории с. Красное Ленинск-Кузнецкого района архитекторами А.Г.Афанасьевым и О. Н. Артамоновой была разработана научно-проектная документация экомузея «Русское село Брюханово». Брюханово (в советский период переименовано в Красное) было крупным трактовым селом, на момент создания проекта здесь имелось достаточное количество архитектурных объектов, как жилых, так и общественных, частично сохранилась историческая планировка. Предполагалась музеефикация исторической части села, представленной одноэтажной и двухэтажной застройкой конца XIX - начала XX вв.: Свято-Троицкой каменной церковью, двухэтажным жилым деревянным домом и каменным амбаром купца С.Н. Пьянкова, шестью жилыми домами, среди которых - одноэтажный с цокольным жилым этажом дом лесничего и жилой дом, первый этаж которого арендовался под почтово-телеграфную контору. К сожалению, был музеефицирован единственный объект культурного наследия в с. Красное - дом купца Пьянкова. Был применён способ музеефикации «под музей», при котором созданная в доме купца Пьянкова экспозиция не отражает историю памятника архитектуры. В доме Пьянкова презентуется крестьянский быт разных периодов: в одной из комнат воссоздан интерьер 1950-х гг., в других на основе тематического метода презентуются одежда, бытовая утварь, орудия производства русских крестьян конца XIX - начала XX вв. Другие выявленные во время разработки проекта объекты наследия частично утрачены (в том числе здание волостной управы), частично нуждаются в реставрации [Глушкова, Юдин, 2017, с. 72].

В 1998 г. было решено создать музей, основой которого стал бы палеоэтногра-фический объект. В 1997 г. В. М. Кимеевым и археологом Ю. В. Шириным было проведено обследование места предполагаемого расположения культового ритуального средневекового городища. После археологических исследований при поддержке главы Кемеровского муниципального района А. К. Глебова было решено музеефициро-вать выявленный объект и создать экому-зей-заповедник «Тюльберский городок». Принципы проектирования и развития «Тюльберского городка» отличались от принципов создания экомузея. Предполагалось создать «живой музей» на основе метода моделирования: воссоздать теле-утско-тюльберский улус, а также собирательный образ сибирского казачьего острога за счёт реконструированных памятников по сохранившимся в архивах чертежам; на основе археологических данных реконструировать ритуальное тюль-берское городище. Экспозиция должна была отражать процессы этнокультурного взаимодействия русских и коренного населения Кузбасса. Объекты предполагалось использовать «как музеи», а также разместить в них гостиницы и ремесленные мастерские. Деятельность музея должна была ориентироваться на трансляцию нематериального наследия: предполагалось не только реконструировать традиционную обрядность, промыслы и ремёсла, но и хозяйственные занятия. В усадьбах должен был воссоздаваться традиционный бытовой уклад, разводиться скотина, по реке можно было бы плавать на традиционных судах и т. д.

В 1999 г. началась реконструкция ритуального городища. Работы проводились под руководством В. М. Кимеева студентами исторического факультета Кемеровского государственного университета. В 2002 г. было положено начало строительству казачьего острога. По проекту острог должен был иметь шесть сторожевых башен (каждая из которых - точная копия башен притомских острогов), внутри острога располагался бы комплекс жилых, хозяйственных, общественных и культовых построек [Кимеев, Голубев, Невзоров, 2017,

с. 52, 53]. Удалось завершить строительство только четырёх башен, также была сооружена казачья караульная изба. На этом финансирование строительства было прекращено. Сегодня музей функционирует, в построенных объектах созданы экспозиции, отражающие культуру русских и аборигенов Притомья. Однако ввиду его затруднённой транспортной доступности и небогатой экспозиции музей слабо посещаем. Идею же «живого музея» воплотить так и не удалось.

В 2011 г. у В.М.Кимеева вновь возникает идея создания музея, основой которого стал бы археологический объект: разрабатывается проект комплексного музея-заповедника Горной Шории «Трёхречье» в п. Усть-Кабырза Таштагольского района. Однако создание музея реализовалось по иной схеме. Вместо предлагаемой музеефи-кации некрополя, раскопанного в 2009 г., многослойного поселения и грунтового могильника, в п. Усть-Кабырза в 2010 г. построены объекты-новоделы «ГУЛАГа» рядом с закрытой в середине 1990-х гг. колонией-поселением осуждённых [Киме-ев, 2014, с. 32].

В первом двадцатилетии XXI в. вернулись к вопросу музеефикации недвижимых объектов этнокультурного наследия в музее-заповеднике «Томская Писаница». В. М. Кимеев участвовал в разработке научной концепции по созданию архитектурного историко-этнографического музейного комплекса «Русские Притомья», отражающего историю заселения, хозяйственно-бытовой уклад и культурные традиции русского населения края в период с XVII по начало ХХ века. В составе нового музейного комплекса предполагалось создание следующих экспозиционных зон:

1) «Верхотомский острог» (историческая реконструкция);

2) «Ясачное зимовье» (историческая реконструкция);

3) «Сибирская деревня начала ХХ в.» (экспозиция на основе подлинных памятников народной архитектуры и исторических реконструкций).

В 2019 г. на основании проведённых научно-исследовательских работ по архитектурно-этнографическому обследованию

объектов историко-культурного наследия исторических поселений Мысковско-го и Междуреченского городских округов, В. М. Кимеевым была разработана тематическая структура и эскизный проект детальной планировки экспозиций музея под открытым небом в пос. Чувашка - «Эне-Таг». Проект предусматривал воссоздание традиционной прибрежной застройки из жилищ и хозпостроек, охотничьего и рыболовного станов, поляны для шаманских обрядов с ритуальным жертвенником «Тайелга», реконструкцией древней железоплавильной печи и мастерской по производству глиняной посуды.

В. М. Кимеевым параллельно предполагалась разработка на территории Междуреченского округа ещё одного проекта -экомузея «Сарыг-Кёль» в районе п. Косой Порог, востребованность которого будет обеспечена близостью привлекательных для туристов объектов - мегалитов и мест бывших золотых приисков в верховьях Балыксы, Поднебесных Зубьев, горнолыжного комплекса у старинного шорского улуса Чульжан на горе Югус.

Таким образом, В. М. Кимееву удалось воплотить теорию экомузеев на практике, а также спроектировать этнографические музеи под открытым небом, ориентированные на выявление, сохранение и презентацию регионального культурного наследия. По его инициативе был основан первый этнографический комплекс под открытым небом типа «скансен» в Кузбассе, первый в России музей, созданный по модели французских теоретиков-экомузеологов. Его проекты позволяли актуализировать традиционную культуру как русского старожильческого населения, так и коренных народов Кузбасса, сохранять утрачивающиеся недвижимые и нематериальные объекты этнокультурного наследия. К сожалению, многие из этих проектов так и остались нереализованными, какие-то в ввиду различных обстоятельств не развивались по намеченному пути. Но массив накопленного материала и разработки учёного в перспективе могли бы быть положены в основу дальнейшего сохранения регионального этнического наследия.

Литература

Глушкова (Абрамова) П.В., Кимеева Т.И., Родионов С.Г. Музеефикация и актуализация объектов историко-культурного наследия в экомузее «Тазгол» //Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3 (63). Т. 1. С. 46-51.

Глушкова (Абрамова) П. В., Юдин М. О. Архитектурное наследие села Красное Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области: подходы к музеефикации //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 38. С. 67-75.

Кимеев В. М. Метаморфозы в теории и практике создания экомузеев Притомья // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2017. № 3 (13). С. 14-18. Кимеев В. М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции. Кемерово; Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. 452 с.

Кимеев В.М. Экомузеи Притомья на рубеже XX-XXI веков //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 28. С. 31-43.

Кимеев В. М. Голубев М. Е. Невзоров Б. П. Экомузей-заповедник «Тюльберский городок» как учебно-научный центр этноэкологических исследований Притомья // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 4. С. 51-55.

Кимеева Т.И., Родионов С.Г. К вопросу о музеефикации историко-культурного наследия шорцев: на примере улуса «Кезек» в музее-заповеднике «Томская Писаница» // Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2015. Вып. 2. С. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.