Liudmila I. Donskova, Ph. D. In Economy, Associate Professor Altai State University (Barnaul, Russia) donskoval@yandex.ru
Larisa G. Zorina, Chairman
Altai Regional Organization of the Russian Professional Union of Workers of Culture (Barnaul, Russia)
akpskultura@mail.ru
Olga I. Chubarova, Ph. D. In Economy, Associate Professor Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia)
o.chubarova@gmail.com
Marina V. Voitenko, Ph. D. in Pedagogy Altai State University (Barnaul, Russia) exkurs09@mail.ru
APPROACH TO STUDYING A LEVEL OF HEALTH-IMPROVING SERVICES RECEIVERS' COMPLACENCY AND MEDICAL AND HEALTH SERVICES CONSUMERS' LOYALTY (A CASE OF A HEALTH RESORT ORGANIZATION)
Abstract. The paper outlines some results of the author's research of a level of consumers' complacency of health-improving services provided by health resort "Barnaulski" (Barnaul, Altai Krai, Russia), and observing data for consumers' loyalty. The authors name a set of the key factors that define a choice of a resort by a consumer; they compare a character of a services receiver's expectations and one's therapeutic services quality assessment. The paper considers the authors' guess concerning a set of problems in system of interrelations between workers of a resort units and its clients; a program of measures for localizing these problems is offered.
Keywords: system approach, health-improving services receivers' complacence, medical and health services consumers' loyalty, factors influencing a consumer's choice of health-improving services, health-improving services quality monitoring, a survey of consumers of health-improving services, Health Resort "Barnaulskii" (Altai Krai, Russia).
УДК 069:39(571.1)
В. М. Кимеев, доктор исторических наук, профессор Кемеровский государственный университет (Кемерово, Россия)
kimeev@mail.ru
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ ЭКОМУЗЕЕВ ПРИТОМЬЯ
Исследование выполнено при финансовой поддержке проекта РФФИ в рамках научного проекта № 17-11-42003/17-ОГОН
«Этнокультурное наследие коренных малочисленных народов и русских старожилов Притомья: трансформация в современной социокультурной среде и подходы к актуализации»
Аннотация. Первые экомузеи Притомья проектировались и создавались в 1990-х гг., главным образом, как национально-культурные центры коренных малочисленных народов и русских старожилов-чалдонов. Туристская составляющая в такого рода проектах, как правило, играла второстепенную роль, даже вопреки наличию на территориях музеев под открытым небом уникальных в этнографическом отношении историко-культурных и природных памятников. Главной причиной такого положения вещей было отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, а также нехватка финансовых средств, необходимых для проведения серии мероприятий, нацеленных на комплексную реставрацию и сохранение этих объектов.
Ключевые слова: экомузей, историко-культурное наследие, туристская инфраструктура, шорцы, телеуты, татары-калмаки, чалдоны.
Для повышения туристической привлекательности и популяризации памятников историко-культурного наследия ещё в 2012 г. кузбасские власти разработали без указания авторства историко-культурный познавательный проект «Золотое кольцо Кузбасса». В единый туристический маршрут были включены памятники природы, культовой и народной архитектуры, монументального искусства, краеведческие музеи и музеи-заповедники. Это известный на всю Россию «Историко-культурный и природный музей-заповедник Томская Писаница» в Яшкин-ском районе, историко-архитектурные музеи-заповедники «Красная горка» в областном центре, «Мариинск исторический» в г. Мариинск и его окрестностях, «Кузнецкая крепость» в исторической части г. Новокузнецка, «Трехречье» с его филиалом - экомузеем «Тазгол» в Таш-тагольском районе [1, с. 38].
Основой этого «Золотого кольца» частично стали многолетние предшествующие разработки творческой группой архитекторов, этнографов, археологов и музееведов и создание проектов зон охраны и генеральных планов нескольких экомузеев Притомья в местах компактного сосредоточения в сельской местности памятников историко-культурного наследия аборигенов - шорцев, телеутов, татар-калмаков, тюльберов и русских старожилов-чалдонов. Вначале экомузеи проектировались как филиалы Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» согласно Решения Кемеровского облисполкама № 85 от 16.03.1990 г., но три из них стали муниципальными бюджетными учреждениями культуры: экомузей-заповедник «Тюльберский городок» Кемеровского района, Историко-этнографический музей «Чолкой» Беловского района, Музей истории крестьянского типа в с. Красное (Брюханово) Ленинск-Кузнецкого района [2].
Первый из созданных в 1990 г. экомузеев Кузбасса - «Тазгол» в 2009 г. преобразован в филиал музея-заповедника «Трехречье» с целью включения в его состав подлинных недвижимых памятников [3]. Второй причиной создания музея-заповедника «Трехречье» стало стремление областных и муниципальных властей развивать туризм на основе многослойного археологического памятника «Усть-Пызас-2», обследованного в 2009 г. новокузнецким археологом Ю. В. Шири-ным, но так и не музефицированным [4], а также памятников природы територии Шорского национального парка, включая широко известную Азасскую пещеру с якобы обитающим там мифическим «снежным человеком» [5, 6]. Вместо реконструкции археологического памятника «Усть-Пызас-2» в виде некрополя на его месте были вкопаны два деревянных идола, видимо, символизирующие по замыслу властей т.н. «Кабырзинскую принцессу» и её «Витязя», которые уже стали местом поклонения для туристов. В самом поселке Усть-Кабырза без архитектурного проекта и отвода земли в 2010 г. построен целый комплекс из бревенчатых построек с забором и вышками - объектами некоего «Гулага» вблизи существовавшей до середине 1990-х годов колонии-поселения уголовно осужденных. Единственным преимуществом п. Усть-Кабырза можно считать достаточно развитую инфраструктуру туризма - несколько частных турбаз и кемпингов, наличие оборудованной зоны отдыха с пляжем, а также организованный инструкторами Шорского национального парка лодочный сплав по реке Мрассу до Сагинского водопада и экомузея «Тазгол» в п. Усть-Анзас по специальным путевкам.
Непосредственно на территории экомузея «Тазгол» сохранился единственный деревянный памятник народной архитектуры, связанный с деятельностью Алтайской духовной миссии, - Дом мрасского миссионера конца XIX в., который находится в аварийном состоянии и требует скорейшей реставрации по архитектурному проекту. Два других подлинных реставрированных деревянных дома начала XX в. - Дом Паштыка (сельского старосты) и Дом плотника Иванова с хозпостройками используются для экстерьерного осмотра и проживания туристов. В двухъярусном амбаре усадьбы Иванова располагается выставка предметов шорского быта. Третья подлинная постройка - Дом псаломщика - могла бы вполне использоваться в качестве временного храма до реконструкции по проекту прежней Троицкой церкви конца XIX века. Кроме того, на полянах горы Кайчак выше усадьбы Иванова реконструирован после раскопок археологический памятник - Могила кыргызского воина и гранитное изваяние предка в каменной оградке. На другой поляне реконструировано поселение древних литейщиков и кузнецов с плавильной печью, кузницей и летним жилищем, а между ними в лесу местным жителем сделана реконструкция своего орехо-промыслового стана, которые также являются объектами музейного показа для туристов.
На противоположном берегу Мрассу на территории Шорского национального парка обустраивается летний палаточный лагерь и имеются две небольшие частные турбазы. Существенным недостатком в организации рекреационного обслуживания можно считать отсутствие организованного сбора и вывоза мусора, а также оборудование свалки мусора в яме у беседки для туристов на священной для шорцев горе Айган на вершине первого перевала по автодороге на Шерегеш. Давно назрела идея создания в комплексе горнолыжного курорта туристических троп на священной горе Мустаг и выставочного павильона-музея, который мог бы обслуживаться сотрудниками Таштагольского музея этнографии и природы Горной Шории [7].
Экспозиции телеутского экомузея «Чолкой» по проекту 1992 г. должны были создаваться в поросшей ивняком пойме р. Бачат между дд. Челухоево и Заречное, входящими в единый поселок Беково. Вначале в 1998 г. директором историко-этнографического музея «Чолкой» В. И. Челухое-вым в помещениях второго этажа местного Дома культуры был создан комплекс экспозиционных залов в виде витрин и диорам по этноэкологии, древностям «телеутской землицы», традиционному быту, искусству, обрядам и обычаям, выставка декоративно-прикладного искусства и современной истории телеутов. Начиная с 2004 г. на площадке у Дома культуры без проекта и отвода земли началось сооружение новоделов - сторожевой башни из бруса, алтайского конусообразной юрты аланчик из жердей и бересты, многоугольной юрты из полубрёвен, телеутской плетеной полуземлянки тер уй, срубного дома-пятистенка с баней и стайкой. Причем все постройки выставлены в один ряд у ограждения с соседней школой, фактически на магистральном подземном поселковом водопроводе. На площадке перед Домом культуры и этими постройками сотрудниками музея для многочисленных туристов проводятся различные обрядовые ритуалы, катания верхом на лошадях, а зимой в санях. Сохранившиеся в селе Беково и реставрированные без надлежащего проекта кирпичная Пантелеймоновская церковь конца XIX в. и кирпичная церков-но-приходская школа используются только священнослужителями и прихожанами. Историческая застройка из деревянных домов начала XX в. по улице Набережной для экскурсий не используется и разрушается [8, с. 210-214].
Еще в начале 1990-х годов в центре села Красное (бывшее Брюханово) Ленинск-Кузнецкого района в памятнике народной архитектуры начала XX в., - двухэтажном доме-крестовике сельского торговца Пьянкова без научной проработки и проекта был обустроен муниципальный «Музей истории крестьянского быта» с витринами и диорамами с этнографическими экспонатами крестьянского быта. По просьбе районных властей в 1994 г. был разработан проект зон охраны экомузея «Русское село Брюханово» и обследованы почти все сохранившиеся памятники народной, общественной и культовой архитектуры, некоторые из которых к началу XXI в. уже не сохранились [8, с. 37-241]. Сотрудники КемГУ модернизировали экспозиции «Музея истории крестьянского быта» и обработали археологические и этнографические предметы фондов. По результатам была опубликована монография, которая, впрочем, не подвигла районные власти к реализации проекта и реставрации памятников [9]. Отреставрированная стараниями клириков Кемеровской епархии каменная Троицкая церковь используется только клириками прихода и местными прихожанами. Организованные экскурсии Кемеровским областным краеведческим музее и управлением образования Ленинск-Кузнецкого района проводятся изредка, хотя притрактовое село Красное (Брюханово) всегда славилось торговыми ярмарками и ремесленными мастерскими и сейчас обладает развитой торгово-туристической инфраструктурой и отличными дорогами.
Этнографическая экспозиция в экомузее-заповеднике «Тюльберский городок» представлена в интерьере реконструированных по проектам «Казачьей караульной избы», «Георгиевской и Александровской угловых башен», а также в выставочном павильоне подлинными предметами быта русских старожилов, шорцев и телеутов. Не меньшим интересом пользуется единственное сохранившееся в Притомье раскопанное и музеефицированное подлинное средневековое ритуальное городище «Городок» начала II тыс. н.э. По проекту реконструированы оборонительный комплекс в виде забора из полубревен с земляным валом и воротами, плавильные печи под навесом и внутри одной реконструированной каркасной постройки, культовый жертвенник «Таелга» в виде лабаза на столбах и приставленной к столбу жерди со навешанной шкурой барана, реконструкции шаманского чума.
Несмотря на популярность и известность за счет оригинальных экспозиций под открытым небом, ежемесячно проводимых народных календарных праздников экомузей-заповедник все годы существования с 2003 г. переживает трудные времена. Частая смена муниципальных районных властей всех уровней и отсутствие финансирования фактически приостановили дальнейшую реализацию проекта - реконструкцию усадьбы казачьего атамана Ивана Теплинского из нескольких объектов и тюльберского улуса с культовыми сооружениями за пределами городища. Осталась не обустроенной экологическая тропа по территории экомузея. Имеющие объекты - 4 башни с забором-частоколом между ними и городище уже требуют реставрации после более 10-ти летней эксплуатации. Отсутствие хотя бы грунтовой дороги до экомузея протяженностью 10 км из соседнего села Старочервово не позволяет даже в летнее время организовать массовый туризм и получение собственных средств музеем-заповедником. Выходом из тупика может стать присоединение экомузея-заповедника «Тюльберский городок» в качестве филиала к крупным кузбасским музеям-заповедникам как «Томская Писаница» или «Красная Горка», но это проблематично.
Основой полностью не состоявшегося татарского экомузея «Калмаки» площадью 10 га по проекту должна была стать историческая часть п. Юрты-Константиновы Яшкинского района, представленная комплексом памятников народной архитектуры с деревянной мечетью. Несмотря на то, что проект разрабатывался в 1991 г. при непосредственном участии местных жителей, прошел экспертизу и согласование с местными органами власти, но из-за разора 1990-х годов реализован не был. Руководителю местного фольклорного ансамбля «Дуслык» (Дружба) удалось создать из собранных экспонатов небольшую выставочную экспозицию в одной из комнат местного клуба. Продолжают разрушаться памятники архитектуры: деревянное здание бывшей мечети; деревянная двухэтажная изба-связь - бывшая мусульманская школа-медрессе (ныне жилой дом); несколько других жилых домов XIX - начала XX в., сохранившихся в центре поселка. Вряд ли можно надеяться на поддержку властей или татарского национально-культурного центра «Дуслык» в условиях экономического спада в Кузбассе.
Вряд ли будут реализованными проекты экомузеев: «Ишим» на Московском тракте и «Брю-ханово» на Томско-Кузнецком тракте, связанных с историей русской колонизации края. Сохранившиеся здесь каменные и деревянные постройки культовой и народной архитектуры быстро разрушаются и никем практически не охраняются. Еще на стадии проектирования в 1992-93 гг. местные жители высказывали сомнения о возможности создания музеев, называя большинство односельчан и местные власти «странниками», которым безразлична судьба памятников, к которым ни они, ни их предки-переселенцы не имеют никакого отношения. Полное банкротство местных сельскохозяйственных производств в 1990-е годы окончательно похоронило и проекты, и саму идею музеефикации.
Список литературы
1. Кимеев, В. М. Современные проблемы музеефикации и использования объектов историко-культурного наследия Кузбасса в сфере культурного туризма // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края : сб. науч. ст. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2016. - Вып. XXII. - С. 38-42.
2. Кимеев, В. М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника и функции : моногр. - Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2008. - 452 с.
3. Кимеев, В. М. Тайны Кабырзинской принцессы / В. М. Кимеев, Ю. В. Ширин. - Кемерово : Примула, 2001. - 272 с.
4. Ширин, Ю. В. Горная Шория в свете проблемы культурных трансформаций в переходное время от эпохи бронзы к эпохе железа // Вопросы археологии и истории юга Западной Сибири : матер. всерос. науч.-практ. конф., посвя. 90-летию со дня рождения засл. деятеля науки РФ, проф. А. П. Уманского. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. пед. академии, 2013. - С. 150-160.
5. Кимеев, В. М. Проблемы охраны и музеефикации историко-культурного наследия территории Шорского национального парка // Человек и природа - взаимодействие на особо охраняемых природных территориях : матер. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. Году особо охраняемых территорий и Году экологии [в России] (Новокузнецк, 27-30 сент. 2017 г.). - Новокузнецк : Изд-во Кемеровского гос. ун-та , 2017. -С. 55-60.
6. Кимеев, В. М. Влияние мифа о снежном человеке на мировоззрение сибиряков и развитие туризма / В.М. Кимеев, А. Н. Мирошниченко // Материалы по изучению древних и традиционных культур Горного Алтая : сб. науч. тр. посвящён памяти канд. филос. наук, доц. каф археологии, этнологии и источниковедения ГАГУ Муйтуевой В. А. - Горно-Алтайск : РИО Горно-Алт. гос. ун-та, 2010. - С. 43-48.
7. Шихалёва, Н. А. Роль Таштагольского музея в деле сохранения традиционной культуры шорцев // Деятельность Андрея Ильича Чудоякова и духовное возрождение шорского народа. - Новокузнецк : Изд-во Новокуз. пед. ун-та, 1998. - С. 58-61.
8. Кимеев, В. М. Касьминские чалдоны. Быт и культура русских старожилов Касьминской волости. -Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997. - 250 с.
Valerii M. Kimeev, Doctor of Historical Sciences, Professor Kemerovo State University (Kemerovo, Russia)
kimeev@mail.ru
CULTURAL AND HISTORICAL RESOURCES IN ECOLOGICAL MUSEUMS LOCATED IN TOM' RIVER AREA
The reported study was funded by Russian Fund of Basic Research
according to the research project No. 17-11-42003/17-Departament of Humanities and Social Sciences, "Ethnic and Cultural Heritage of Indigenous Peoples and Russian Old Inhabitants located in Tom' River Area: transformation in Today's Social and Cultural Environment and Approaches to Mainstreaming"
Abstract. Ecological museums that located in Tom' river area have been opened in 1990 mostly as centers for ethnical and cultural indigenous peoples and Russian old inhabitants called 'chaldony' (in Russ.). Touristic aspects in such projects were played not the leading role in spite of having ethno-graphically unique historical and natural monuments within the territories of ecological museums. The main reason for it is the lack of transport infrastructure as well as the lack of financial resources that are need for series measures aimed at conservation and complex restoration of these objects.
Ключевые слова: an ecological museum, historical and cultural heritage, touristic infrastructure, Shors, Teleuts, Tartars-Kalmaks, 'Chaldony'.
УДК 338.482.22:339.138
Е. В. Кольмайер, преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ck_tourism@mail.ru
О. В. Доронина, старший преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ck_tourism@mail.ru
ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Выявлена специфика разработки программ лояльности клиентов туристической фирмы, охарактеризованы методы оценки её эффективности, предложены виды маркетинговых мероприятий, нацеленных на формирование программ лояльности клиентов к оператору туристических услуг.
Ключевые слова: туризм, туристский рынок, лояльность, программы лояльности, туристские услуги, эффективная деятельность.
В современных условиях рыночной экономики туристический рынок является одной из важных составляющих, туристские организации активно стали использовать в своей деятельности различные методы управления предпочтения потребителей. На современном этапе развития туризма в условиях возрастающей конкуренции туристические организации вынуждены разрабатывать гибкие рыночные стратегии, использовать различные методы управления предпочтениями потребителей. Для большинства турпредприятий важной задачей является исследование степени удовлетворённости потребителей, постоянное внедрение новых методов обслуживания,