Научная статья на тему 'Проблема сохранения этнокультурного наследия в экомузеях российского и западно-монгольского Алтае-Саянского экорегиона'

Проблема сохранения этнокультурного наследия в экомузеях российского и западно-монгольского Алтае-Саянского экорегиона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОМУЗЕЙ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / АЛТАЙ / ПРИТОМЬЕ / ECOMUSEUM / ETHNIC AND CULTURAL HERITAGE / ALTAI / THE AREA OF RIVER TOM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кимеев Валерий Макарович

Рассматриваются основные проблемы сохранения этнокультурного наследия в экомузеях, спроектированных и создающихся за последние два десятилетия в Алтае-Саянском экорегионе. Своеобразную форму идея создания экомузеев как центров сохранения наследия приняла в Притомье, где она находится в сильной зависимости от этнополитической конъюнктуры местных национальных общин и региональных властей. Непоследовательность и равнодушие последних могут привести к безвозвратной утрате уникальных памятников наследия археологии, этнографии и народной архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of preserving of ethnic and cultural heritage in ecomuseum Russian and western Mongolian Altai-Sayan Ecoregion

Ecomuseums as a variety of open-air museums are created for the local residents in order to preserve their ethnic and cultural and natural heritage in their places of compact residence.The first real ecomuseum were created for special project and general plan of protection zones in the Kuznetsk Basin in the 1990's as a national cultural and recreational centers The most significant museums are "Tazgol" and "Trehrechie" in moutain Shoriya, "Shokhoi" in Belovo distict, "Kalmaki" in Yashkin district, "The Tulberian village" in Kemerovo region. That is not a secret that in every field, especially in rural areas, is the place to be the mass destruction od undiscovered archeological sites.For example in the Kuzbass region because of inertia local government haven't begun to implement projects of national Tatar ecomuseum "Kalmaki" in Yurts-konstantinovy settlement in Yashkinskogo district, developed in 1991. They were limited only the creation of a small historical and ethnographical exhibitions on the history of the village and loca Tatar Kalmaks. Over the past 20 year was destroyed several buildingsmonuments of folk architecture and will soon disappear wooden mosque. Abandoned areas of historical sites are becoming more and more each year.A little bit more were lucky heritage sites ecomuseum Tomsko-Kuznetsk tract-"volost village Bryukhanova" Leninsk-Kuznetsk district of Kemerovo region. Three main objects of ecomuseum: a wooden two-story building belonged to merchant Pyankova, as a stone barn and a warehouse-brick Trinity Church, forming the central square of the village architectural ensemble. The fate of the first Shorskiy ecomuseum of Kuzbass becomes more sad. It is Tazgol in the village of Ust-Anzass in Tashtagol. The main reason is the passive position of the local government. «The house of Missioners» is destroying. The foundation of the Troisk church is crumbling. If the manager of the museum does not care about it, the expositions of the ecomuseum will go to seed. In the middle of 2000 the foundation of the Tulberskiy town has stopped. The Boris-Gleb town is in need of reconstructions. The main reasons of stopping reconstructions are absence of forest and change of the local government. Only «The Kazak House» was finished, but the interior should be better. In Mariinsk the complex of museums has begun building. There are some bus ways for tourists. The most successful museum is the Tom-skay Pisanica, where many expositions has been reconstructed. Even the zoo has become better then oter years. New museum was established in the village of Ust-Kazass. It is called Trehrechie by V. Poletaev. The expositions will completed with objects from different museums of Kuzbass. There are some monuments of archeology and caves which were unknown. But some of them will be lost because of the local government. In 2012 the stana Behtimor was found by Sherpaev. Professors Kimeev and Ogurcov made some projects for the reconstructions of this object. But it is impossible as manager of sanatorium does not understand the main problem. Moreover the road work which is in an area of museum can destroy it. In 2011 KemSU and the museum UVS in Mongolia signed the contract. Due to it the researcher's work of the local culture has been started. This work helps to save museum and helps to use it for tourists and nature heritage.

Текст научной работы на тему «Проблема сохранения этнокультурного наследия в экомузеях российского и западно-монгольского Алтае-Саянского экорегиона»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №2 (22)

УДК 069:01

В.М. Кимеев

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ЭКОМУЗЕЯХ РОССИЙСКОГО И ЗАПАДНО-МОНГОЛЬСКОГО АЛТАЕ-САЯНСКОГО ЭКОРЕГИОНА

Рассматриваются основные проблемы сохранения этнокультурного наследия в экомузеях, спроектированных и создающихся за последние два десятилетия в Алтае-Саянском экорегионе. Своеобразную форму идея создания экомузеев как центров сохранения наследия приняла в Притомье, где она находится в сильной зависимости от этнополитической конъюнктуры местных национальных общин и региональных властей. Непоследовательность и равнодушие последних могут привести к безвозвратной утрате уникальных памятников наследия - археологии, этнографии и народной архитектуры.

Ключевые слова: экомузей, этнокультурное наследие, Алтай, Притомье.

Экомузеи как разновидность музеев под открытым небом создавались в первую очередь для местных жителей в целях сохранения их этнокультурного и природного наследия в местах их компактного проживания. Сама французская идея экомузея была заимствована российскими этнографами (А.Н. Давыдов, И.Н. Гемуев) и представителями национально-политической элиты коренных сибирских этносов (Ю. Вэлла). Однако первые реальные экомузеи стали создаваться по специальным проектам зон охраны и генпланам в Кузбассе в 1990-х как национально-культурные и природно-рекреационные центры [1. С. 56]. Это экомузеи «Тазгол» и «Трехречье» в Горной Шо-рии, «Чолкой» в Беловском районе, «Калмаки» в Яшкинском районе, «Тюльберский городок» в Кемеровском районе. Главной проблемой при создании экомузеев оказалось убедить руководство муниципальных органов власти в необходимости сохранения памятников наследия в местах их нахождения без перевозки в скансены. Не секрет, что в каждой области и особенно на территории сельских районов идет массовое уничтожение неисследованных археологических памятников при земельных переделах, прокладке дорог, трубопроводов и строительстве разрезов. И представители власти конечно заинтересованы в этих стройках, а не в сохранении непонятного для них наследия. Даже в экомузеях, на которые имеются добротные проекты, в последние 10 лет «развитого» российского капитализма все застопорилось.

В Кузбассе, например, из-за инертности местных властей так и не приступили к реализации проектов национального татарского экомузея «Калмаки» в п. Юрты-Константиновы Яшкинско-го района, разработанного в 1991 г., а ограничились созданием небольшой историко-этно-

графической выставки по истории поселка и мест-

ных татар-калмаков. За последние 20 лет разрушилось несколько домов - памятников народной архитектуры и скоро исчезнет деревянная мечеть. Зарастают травой брошенные приусадебные участки местного населения. А какие были радужные планы по превращению этого уникального поселка, расположенного на пути из Кемерово в Томск, в туристический центр!

Проектом этого экомузея предусматривалась реконструкция Сосновского казачьего острога 1657 г., расположенного в 14 км от п. Юрты-Константиновы. В середине 1990-х гг. археологом Ю.В. Шириным со студентами КемГУ были проведены раскопки ограждения и угловой башни острога. В 2008 г. казаки Кемеровской станицы установили православный поклонный Крест в центре площадки бывшего острога, а в 2010 г. «черные» копатели поставили свой крест на дальнейших исследованиях. При полном безразличии местных властей и жителей металлоискателем были найдены и потом просто отрыты все предметы на месте церкви и погоста. По проекту другого экомузея «Ишим» в одноименном селе Яйского района Кемеровской области должен быть реставрирован целый комплекс памятников народной архитектуры начала XX в. и каменная трехпрестольная Спасская церковь середины XIX в., что являлось большой редкостью для сибирского волостного села. За последние два десятилетия сгорели или разрушились несколько зданий, в полуразрушенном состоянии остается здание каменного храма. Кемеровская митрополия пока только планирует его реставрацию по проекту архитектора В.Н. Усольцева, а священнослужители установили деревянный крест на месте прежнего алтаря центрального престола.

Немного больше повезло объектам наследия экомузея Томско-Кузнецкого тракта в бывшем

волостном с. Брюханово (ныне Красное Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области). Три главных объекта экомузея: деревянное двухэтажное здание и каменный склад-амбар купца Пьян-кова, а также каменная Троицкая церковь - образуют на центральной площади села архитектурный ансамбль. Из-за халатности местных властей сгорело стоявшее неподалеку здание волостной управы, в которой располагалась до середины 1990-х гг. сельская администрация. Разрушаются без реставрации несколько других зданий (дом лесничего, почта, жилые дома зажиточных крестьян начала XX в.).

Удивительно сложилась судьба памятников наследия телеутского экомузея «Чолкой», расположенного в с. Беково Беловского района Кемеровской области. Проект экомузея разработан профессиональными московскими архитекторами еще в 1992 г. по заказу Ассоциации телеутского народа. Однако из-за конфликта руководства Ассоциации и местной администрации реставрация домов начала XX в. и реконструкция телеутского улуса так и не начались. Местной церковной общине на общественные средства удалось, причем без проекта реставрации, отремонтировать со значительными отклонениями от оригинала каменное здание Пантелеймоновской церкви начала XX в. и бывшей миссионерской школы, в котором сейчас живет семья настоятеля. В начале 2000-х гг. директор музея без проекта построил у сельского Дома культуры несколько новоделов: срубную башню неясного происхождения, алтайский конический чум, сруб-ную из полубревен многоугольную юрту, телеут-скую полуземлянку с плетеными стенами и плоской крышей, срубную баню и дом-пятистенок, которые по идее должны характеризовать все типы прежних жилых и оборонительных построек телеутов. Внутри Дома культуры еще до этого были смонтированы несколько диорам и витрин с подлинными экспонатами, манекенами и муляжами, отражающими традиционно-бытовую культуру телеутов и историю села. На площади перед Домом культуры проводятся театрализованные реконструкции телеутских праздников и встречи гостей. В этой ситуации вряд ли когда-либо удастся продолжить реализацию первоначального проекта.

Все печальней становится судьба первого шорского экомузея Кузбасса - «Тазгол» в п. Усть-Анзас Таштагольского района. Казалось бы в условиях активного и стабильного туристского потока в летний период у экомузея появился шанс достроить экспозиции под открытым небом согласно проекту 1990 г., разработанному московскими архитекторами. Но опять все остановилось

из-за пассивности местных властей. Продолжает разрушаться памятник народной архитектуры конца XIX в. - «Дом миссионера», хотя на него еще в 1991 г. был разработан проект реставрации и есть возможность заготовить и доставить строевой круглый лес. Залитый фундамент для реконструкции Троицкой церкви начинает разваливаться, а заготовленный лес для сруба сгнил еще в середине 1990-х гг. Требуется реконструкция поселения древних литейщиков на террасе «Кайчак» и жертвенника «Тайелга». Участок на нижней террасе экомузея между миссионерской школой и домом псаломщика потихоньку захватывается местными жителями для хозпостроек и магазинов, так как не до конца документально был произведен отвод земельного участка и отсутствует кадастровый номер. Если бы не заботы местного заведующего экомузеем с рабочими, регулярно подновляющими ограждение и перекрытия домов, уже созданные экспозиции пришли бы в упадок.

В то же время в экомузее «Трехречье», в состав которого включен с 2011 г. экомузей «Таз-гол» потрачены десятки миллионов рублей для строительства новодела, символизирующего лагерь ГУЛАГа, хотя на самом деле лагеря политзаключенных в п. Усть-Кабырза никогда не было. А вот подлинный памятник археологии - раскопанный Ю.В. Шириным грунтовой могильник с остатками костяков так и не был реконструирован, хотя еще в 2010 г. архитектором В.Н. Усольцевым был предложен эскизный проект, опубликованный в книге «Тайны Кабырзинской принцессы». Ударными темпами шло создание этого нового музея-заповедника «Трехречье» на окраине п. Усть-Кабарза, недалеко от места бывшей колонии-поселения осужденных за уголовные преступления. Без генплана из-за отсутствия топосъёмки поселка сооружен комплекс построек «Шорского Гулага» стараниями бывшего начальника местной колонии-поселения В. Полетаева и при финансовой поддержке местных и областных властей. Экспозиции были оснащены добротными сборами из разных краеведческих музеев Кузбасса, так как местного материала по п. Усть-Кабырза просто нет.

Остались без внимания проектные предложения по реконструкции «поселения древних рыболовов и металлургов», «охотничье-промыслового стана шорцев». Не обследованными остаются другие найденные памятники археологии окрестностей п. Усть-Кабырза, а также многочисленные пещеры. При строительстве дороги в Хакасию из п. Усть-Кабырза памятники археологии будут безвозвратно утеряны. Все это можно объяснить непоследовательностью местных властей и слабым

финансовым обеспечением проектов зон охраны и генпланов как в целом территории, так и отдельных объектов [2. С. 209].

Со сменой власти в Кемеровском муниципальном районе в середине 2000-х гг. остановилось создание экспозиций в экомузее-заповеднике «Тюльберский городок». За 10 лет существования стал разрушаться музеефицированный памятник «Ритуальное городище Городок» - главный объект экомузея. Полностью сгнил штакетный забор по периметру оборонительного комплекса реконструкции «Сибирского казачьего острога», а заменить его на забор-частокол у властей нет средств. Требуется реставрация взвоза главной проездной Борисо-Глебовской башни острога. Реконструкция комплекса «Усадьба атамана Теплинского» по причине отсутствия леса вряд ли начнется, несмотря на заверения лидеров кузбасского казачества. С большим трудом за последние пять лет удалось только реконструировать и музеефицировать «казачью караульную избу», да и то требуется доукомплектование интерьера предметами быта, на приобретение которых также не выделяется уже несколько лет ни рубля. Нельзя сказать, что за последние годы в Кузбассе не создаются новые музеи и экспозиции. В старинном городе Мариинске стараниями энтузиастов и при непосредственной поддержке местных и областных властей создан целый комплекс музеев, что позволило превратить центр города в большой музей-заповедник. Разработаны и действуют несколько маршрутов по окрестным памятникам археологии и природы. Есть у объединенного музея-заповедника архитектурный опорный план, разработанный томским институтом «Сиб-спецпроектреставрация».

Процветает музей-заповедник «Томская писаница», где реконструированы несколько экспозиций: русское капище, археодром, музей наскального искусства, шорский улус «Кезек» и др. Реконструирован прекрасный храм, величественно возвышающийся на высоком берегу Томи. Даже зоопарк органически вписывается в тематику экспозиций историко-культурного и природного музея-заповедника. Генплан музея-заповедника был разработан еще в 1987 г. группой профессиональных московских архитекторов и постоянно дорабатывается томским институтом «Сибспецпроект-реставрация». В перспективе будет реализация старых планов - реконструкция комплекса «Сибирское волостное село».

В 2012 г. сотрудником санатория «Рассветы над Бией» А.Н. Шерпаевым было обнаружено место расположения стана «Бехтемир», сооруженного в XVIII в. на Бийской линии. Совместно с этно-

графом В.М. Кимеевым и историком А.Ю. Огурцовым были сделаны проектные предложения по реконструкции и музеефикации объекта, реализация которых проблематична из-за недопонимания руководства санатория и пассивности местных властей [3. С. 166]. Более того, дорожные работы, проводимые в непосредственный близости к памятнику, могут безвозвратно его уничтожить. Подобные случаи привели к уничтожению места нахождения деревянного Кузнецкого острога при строительстве ограждения Преображенского собора и археологического памятника «Маяково городище» при строительстве объездной автодороги в г. Новокузнецке.

В 2011 г. согласно договору между КемГУ и Музеем УВС аймака Монголии начались работы по комплексному обследованию памятников археологии, быта и культуры дербетов в районе горного озера Уурэг нуур. Совместно с археологом Ю.В. Ши-риным и директором музея Батсуурь Лхагвасурэном были также представлены предварительные проектные предложения, которые были поддержаны местными властями. Руководство Ховдского университета также планирует начать в 2013 г. предварительные научно-изыскательские работы для создания в Западной Монголии второго экомузея на оз. Хар Ус нуур, что позволит более эффективно сохранять, музеефицировать и использовать для туристических целей памятники этнокультурного и природного наследия Монголии [4. С. 310].

В заключение следует заметить, что основные проблемы сохранения этнокультурного наследия в российских экомузеях создаются региональными властями, хотя именно они призваны сохранять и ретранслировать памятники наследия для всего населения округи, а также использовать их для туристическо-рекреационных целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кимеев В.М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. 450 с.

2. Кимеев В.М. Тайны кабырзинской принцессы / В.М. Кимеев, Ю.В. Ширин. Кемерово: Примула, 2011. 272 с.

3. Кимеев В.М. Экомузей-заповедник «Стан-Бехтемир» (история создания, архитектоника и функции) / В.М. Кимеев, А.Н. Шерпаев // Музей и наука: к 35-летию музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета: матер. междунар. науч. конф. 1012 ноября 2011 г., Кемерово. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. С. 164-167.

4. Кимеев, В.М. Экомузеи Горной Шории и Западной Монголии как форма сохранения и ретрансляции этнокультурного наследия (сравнительный аспект) // Этнография Алтая и сопредельных территорий: матер. 8-й Междунар. науч. конф., посвящ. 20-летию ист.-этнограф. исслед. сектора устной истории и этнографии ЛИК АлтГПА. Вып. 8 / под ред. Т.К. Щегловой. Барнаул: АлтГПА, 2011. С. 308-310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.