Научная статья на тему 'Археограф русской духовной музыки'

Археограф русской духовной музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
537
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / РЕГЕНТ / ПСАЛОМ / ПЕНИЕ ДЕМЕСТВЕННОЕ / ПЕНИЕ ПАРТЕСНОЕ / ИНОК / ПЕВЧИЙ / БОГОСЛУЖЕНИЕ / КЛИРОС / SACRED MUSIC / REGENT / PSALM / DOMESTICUS AND PART SINGING / MONK / SINGER / WORSHIP

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мохонько Анатолий Павлович

Работа посвящена исследователю и собирателю основополагающих сочинений выдающихся русских композиторов в области духовной музыки Валентину Николаевичу Турдакову. Рассматривается процедура поиска, восстановления, редактирования, систематизации по жанрам произведений многоголосной музыки древних монастырских напевов, православной духовной музыки органо-партесного стиля, классических духовных концертов, духовных произведений иных жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHEOGRAPHER OF RUSSIAN SACRED MUSIC

This work is devoted to the basic researcher and collector of works by famous Russian composers of sacred music, Valentin Nikolaevich Turdakov. The article is about the procedure, of search, restoration, editing, systematization by genre of the polyphonic music of the ancient monastic chants, Orthodox spiritual music of organic polyphonic style, classic spiritual concerts, spiritual art of other genres.

Текст научной работы на тему «Археограф русской духовной музыки»

УДК 78(57i.i7)

АРХЕОГРАФ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

© Анатолий Павлович МОХОНЬКО

Кемеровский государственный университет культуры и искусств, г. Кемерово. Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры эстрадного оркестра и ансамбля. заслуженный работник культуры РФ, e-mail: [email protected]

Работа посвящена исследователю и собирателю основополагающих сочинений выдающихся русских композиторов в области духовной музыки Валентину Николаевичу Турдакову. Рассматривается процедура поиска, восстановления, редактирования, систематизации по жанрам произведений многоголосной музыки древних монастырских напевов, православной духовной музыки органо-партесного стиля, классических духовных концертов, духовных произведений иных жанров.

Ключевые слова: духовная музыка; регент; псалом; пение демественное; пение партесное; инок; певчий; богослужение; клирос.

ВВЕДЕНИЕ

Самым, пожалуй, ценным достоянием культуры является социально-культурная память людей. Память об исторически значимых событиях настоящего и прошлого Руси способствует формированию сознания родства волн сменяющихся поколений и братства современников, питает безграничную преданность родной земле, продолжению дела великих пращуров, поднимает народ на подвиги, обязывает по достоинству оценивать значимость достижений отечественной культуры, гордиться именами героев и выдающихся деятелей искусств, приумножавших силу и славу нашего Отечества.

Смена тысячелетий, которую мы недавно отметили, ознаменована в культурной и общественной жизни России не только событиями в духовной сфере, связанными с празднованием двухтысячелетия Христианского учения, 1000-летия Крещения Руси, выходом российского православия из полу-притесняемого государственным атеизмом состояния, но и стремлением достойно ответить на вызовы, порожденные перекосами запальчиво-непродуманных реформ последних десятилетий в экономике, в социальной и культурной жизни страны. Резко актуализировались проблемы духовно-нравственного обновления, поиски путей выхода из тупика, в который загнали и продолжают загонять многострадальную Родину новые глобальные события, в эпицентре которых может в недалеком будущем оказаться Россия, как это было и в XX столетии.

Для изучения культурного богатства с целью дальнейшего вовлечения его в живую практику важна не только деятельность остепененных исследователей, признанных ученых, деятелей искусства, но и тех рядовых тружеников, умом, руками, терпением и талантами которых, собственно, и реализуются эти великие замыслы. К такого рода социальному типу относится и Валентин Николаевич Турдаков. Типичным является и вид возрожденной на наших глазах деятельности, которой он посвятил свою жизнь -поиск, восстановление и редактирование произведений церковного пения.

В последние десятилетия в стране стремительно происходили весьма значительные преобразования, захватившие и духовную музыку, и наше к ней отношение. Божественная сила музыки оказывала неизгладимое воздействие на людей, что отмечалось еще древнегреческими философами Сократом, Платоном, Аристотелем. Подчеркивается сила «божественного дара» музыки и нашими современниками, видными деятелями искусства, художественными деятелями современности [1, с. 1]. С другой стороны, весьма значительны и те глубинные явления в культурной жизни, которые заставляют по-новому взглянуть и на роль хорового искусства и исполнительства.

В.Н. Турдаков, окончивший Московский государственный институт культуры (МГИК), дипломированный хормейстер, профессионал в данной отрасли музыкального искусства. В вузе он изучал путь развития русской духовной музыки, интерес к которой привил

пытливому студенту профессор МГИКа Б.В. Баранов [2]. Это и определило основное направление интересов студента. Однако в силу отсутствия практического опыта В. Турдаков остро ощущал недостаточность своих познаний в духовной музыке. Придя в церковный хор Кемеровского Знаменского собора, у него появилось желание приобщиться к Божественной службе в качестве певчего -к деятельности, которая была и его мирской специальностью.

Интерес к духовной музыке у В. Турда-кова особенно усилился в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси. В 1990-х гг. музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения за богослужением, стала широко повсеместно исполняться профессиональными и любительскими коллективами страны, зазвучала по радио и с телеэкранов.

Свое внимание В. Турдаков обратил на творчество первых русских авторов - Василия Титова, Николая Калашникова, Николая Бавыкина, Федора Редрикова, сочинения которых были основаны на новом, партесном стиле хорового многоголосия, распространяемом в Москве с середины XVII в. поначалу певцами украинского, белорусского и польского происхождения и основанном на элементарных приемах западноевропейского гармонического и полифонического письма. При исполнении в храме духовной музыки В. Турдаков знакомился с сочинениями различных авторов и замечал, что одни из них действительно выдающиеся, другие - чисто служебные, особенно это касалось литургии. И на это были свои причины.

В конце XVIII - начале XIX в. стиль партесного пения сходит на нет, и развивается жанр классицистского духовного концерта (по образцу западного мотета). Наиболее ярким представителем этого жанра был управляющий Придворной капеллы Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825).

Анализируя и коллекционируя духовные сочинения, В. Турдаков отмечал тот факт, что к эпохе Бортнянского относятся уже и первые попытки вернуться к настоящему «древнему пению», и сам талантливый русский композитор пытался его возродить в обработках старинных распевов. За ним последовал еще один сотрудник Придворной капеллы - протоиерей П.И. Турчанинов. Соз-

данная ими модель «гармонического пения», т. е. многоголосного переложения традиционных мелодий по законам классической гармонии, использовалась в творчестве композиторов петербургской школы, таких как

A.Ф. Львов, Г.А. Ломакин, а также Н.И. Бах-метев, Г.Ф. Львовский, А. А. Архангельский. Последний известен тем, что ввел в церковное пение женские голоса вместо голосов мальчиков. И эти нововведения уже имели место в произведениях, звучавших в репертуаре хора Кемеровского Знаменского собора.

Для исследователя был важным период немецкого влияния на русскую духовную музыку, представленный деятельностью управляющего Придворной певческой капеллой А.Ф. Львова (автора гимна «Боже, царя храни») и его помощников (Г.А. Ломакина, П.М. Воротникова и др.), гармонизовавших в стиле протестантского хорала весь православный певческий обиход.

В. Турдаков интересовался сочинениями композиторов «нового направления» («московская школа» или школа Синодального училища церковного пения), которое сложилось к началу XX в. в русской духовной музыке. Крупнейшими деятелями в историкотеоретической и организационно-практической областях движения были С.В. Смоленский (ученый-медиевист, композитор, директор Синодального училища и его реформатор) с сотрудниками, регенты московского Синодального хора (хора Большого Успенского собора Московского Кремля)

B.С. Орлов и Н.М. Данилин. Среди исторически значимых композиторов, чьи духовные сочинения относились к «новому направлению», - С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов,

А.Д. Кастальский, П.Г. и А.Г. Чесноковы, Викт.С. Калинников, А.В. Никольский, Н.Н. Черепнин, С.В. Панченко, а также М.М. Ипполитов-Иванов, а также В.И. Реби-ков, КН. Шведов, Н.Н. и П.Н. Толстяковы,

Н.С. Голованов, о. Д.В. Аллеманов, Д.М. Яич-ков, Н.И. Компанейский, протоиерей М.А. Лисицын и др.

В. Турдаков находил произведения названных авторов и отмечал характерные черты «нового направления»: приложение к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы, обращение к церковному уставу и предписы-

ваемым им певческим традициям, раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и поиск средств, соответствующих формам национального церковного пения. Таким образом, интересы исследователя русской духовной музыки простирались довольно широко и глубоко.

Будучи певчим хора Кемеровского Знаменского собора, исполняя различные духовные произведения, Валентин Николаевич решил описать и систематизировать имеющиеся у него духовные сочинения.

Он не склонен был приписывать эту свою деятельность к той отрасли духовномузыкальной науки, которая именуется «археография» [3, с. 18], вспомогательная историческая дисциплина, родственная палеографии и текстологии, целью которых является изучение старописьменных памятников с целью отбора канонических редакций для их дальнейшего размножения или издания и использования в практической деятельности.

Именно такого рода деятельности он и посвятил свою жизнь в роли скромного уче-ного-археографа. Такая работа в сфере церковного пения особенно нынешнего периода весьма востребована, поскольку регенты используют рукописные источники неясного происхождения, даже иногда без указания на автора.

Но, как оказалось, багаж его собрания был не так уж и велик по количеству произведений и разнообразию авторов. Он стал более пристально изучать наследие Д. Борт-нянского, творчество которого в советское время оставалось доступным лишь узкому кругу специалистов.

Но нельзя было ограничиться лишь исследованием наследия композитора супервеличины. Были и другие композиторы -

С. Львов, Ф. Львов, Н. Бахметев, создавшие немало талантливой музыки. Тем более, что в конце IX - начале ХХ в., начиная с 1890 г. и до революции, с развитием московского направления (московской школы) пошло бурное развитие духовной музыки и ее активное исполнение. В это время было написано огромное количество церковной музыки. И тогда исследователь решил не останавливать -ся в своих усилиях выйти на новые имена, новые сочинения, новые открытия.

К большому сожалению, события 1917 г. насильственно прервали развитие русского

церковного пения как современного искусства. Однако традиции поддерживались некоторыми музыкантами в России и в русском зарубежье. За рубежом продолжали сочинять церковные композиции П. Г. Чесноков,

А.Т. Гречанинов и Н.Н. Черепнин, которые также оказались в поле интересов В. Турда-кова. Очень помогали обобщающие исследования Ивана Алексеевича фон Гарднера [4, с. 495] и Альберта Свана, изданные первоначально за рубежом православными эмигрантами.

С конца 1980-х гг. происходило возрождение церковно-певческого искусства в России. Многие композиторы обращались к духовным жанрам. Среди авторов, сочинения которых соответствовали требованиям православного богослужения, исследователь выделил диакона С.З. Трубачева, протоиерея

A.И. Ведерникова, а также В.И. Мартынова. Подавляющее же большинство современных композиций в основном предназначалось для духовных концертов, которые проводились в светских залах, но иногда и в храмах.

В результате большой исследовательской деятельности, которая отнимала массу времени и сил, В. Турдаков получил не только новые сведения и факты, но и новый толчок к изучению «белых пятен» в творчестве русских и советских композиторов. Вооружаясь и приобретая новые знания, он собирал духовную литературу из различных источников, открывая при этом для себя неизвестное, а порой что-то забытое, в котором присутствовал целый кладезь красоты и откровений. В его исканиях никакого меркантильного интереса не было.

В его коллекции появился старый сборник духовной музыки. На его желтых листах едва был различим нотный текст. Пришлось все восстанавливать, редактировать. В поисках подобной литературы ему помогали коллеги, живущие в разных городах страны.

B. Турдаков посещал библиотеки, находил нужное, ксерокопировал. Ему много помогали регенты из разных храмов. По очень редким экземплярам хоровых писаных партий духовных сочинений из Певческой капеллы Санкт-Петербурга он составлял партитуры. Некоторые сочинения брал из изданий журнала «Живоносный источник». Это издательство выпускает много прикладной музыки, но порой выходят и отдельные книгосборни-

ки. Например, был издан уникальный сборник сочинений С. Дегтярева «Новые концерты», состоящий из 12-13 многочастных композиций.

Прикладная музыка (т. н. «Обиход нотного церковного пения») В. Турдакова интересовала в меньшей степени - песнопения с подписанным богослужебным текстом - тропари, догматики, ирмосы, стихиры, задос-тойники, созданные по большей части не оставивших своих имен иноками (певчими, головщиками, роспевщиками, писцами).

Другое дело духовные концерты, которые предназначались для исполнения в церкви, в перерывах между богослужениями, когда после причастного стиха шло причащение священнослужителей, а верующие в это время были предоставлены самим себе. Такой музыки писалось достаточно много, особенно в «золотой век» в эпоху просвещения - во вторую половину XVIII - начало XIX в. до 1825 г. В это время творили М. Березовский, Д. Бортнянский, С. Давыдов, А. Ведель,

С. Дегтярев и другие выдающиеся композиторы. Могли себе позволить при помощи своего композиторского мастерства, дарования написать великолепные произведения -запричастные концерты. И такие сочинения или подобные им решил коллекционировать исследователь.

Очень помог в поиске и исследовании произведений знаменного распева и теории музыки Древней Руси доктор искусствоведения, профессор Д.С. Шабалин [5, с. 408; 6]. По стилю, характеру найденных сочинений

В. Турдаков отмечал, что композиторское, авторское церковное творчество часто носило светский характер и даже перекрещивалось впрямую с оперным и песенно-романсовым искусством [7-9].

Очень помогло исследователю по истории церковного пения большое количество книг, в т. ч. таких значительных, как исследования И. А. Гарднера и В.И. Мартынова. В продолжительных беседах с В. Турдаковым выяснилось, какое огромное значение он придает знанию истории создания ценных духовных сочинений, которые относились не к богослужебному пению русской церкви, а к паралитургическому пению, текст для которых брался из богослужебных книг, особенно из Псалтыри, почти всегда лишь отдельные стихи из разных псалмов, даже никак не

связанные какой-либо общей мыслью. Иногда реже, отмечал исследователь, встречались найденные тексты песнопений (например, известный рождественский концерт Д. Бортнянского «Слава во вышних Богу» -стихира по Евангелии на утрени Рождества, или Концерт С. Дегтярева «Преславная днесь» - стихира на стихотворение в Неделю Пятидесятницы вечера и т. п.). Новые горизонты открывались, когда такие концерты стали исполняться как запричастное пение. Именно на эти концерты известных композиторов обратил свое внимание исследователь.

Характерной чертой духовно-музыкальных сочинений того времени, которые входили в сферу интересов В. Турдакова, являлся строго-симметричный ритм. Эта симметричность ритма, отметил исследователь, особенно выразительная при некоторых размерах, при точном выполнении длительности нот, придавала музыке танцевальный характер, совершенно неприличный и для храма, и для богослужения.

Для себя В. Турдаков поставил цель -найти как можно больше основополагающих сочинений выдающихся русских композиторов того времени. Но оказалось, что все восстановить невозможно. Что-то сгорело в огне, что-то безвозвратно утрачено. Со временем, при переписке некоторых хоровых партий регентами что-то изменялось, исправлялось, добавлялось и таким образом оригинальное сочинение утрачивало свою оригинальность. И наоборот, порой издавались ноты без авторства, с обозначением трех точек. Но при знакомстве с музыкой сочинений

В. Турдакову становилось ясно по стилю, что это тот или иной русский композитор.

Так было с концертом, посвященным зимнему Николе чудотворцу. Как только

B. Турдаков познакомился с музыкой, он почувствовал руку и стиль Дегтярева. А дальше в Интернете на сайте доктора искусствоведения, профессора М.Е. Тараканова в списке литературы было найдено название этого произведения с идентичной тональностью. Многолетний опыт собирателя духовной литературы подсказал - это произведение

C. Дегтярева.

Работа подвижника длилась двадцать лет. Выверялся текст произведений (старые ноты порой находились в крайне ветхом состоянии), произведения ксерокопировались

или вновь набирались на компьютере. Важно, что все составлялось в определенном и строгом порядке, и любое произведение было легко найти - сначала шли духовные концерты, далее циклы Литургических произведений, потом Всенощных сочинений и т. д.

Результаты огромного подвижнического труда не лежали мертвым грузом. Педагог-энтузиаст давал произведения в программу своим студентам, коллегам по кафедре, предоставлял ноты для исполнения в кемеровском Знаменском храме, в губернаторском Камерном хоре Кузбасса, где В. Турдаков - и артист хора, и его директор.

Из сочинений С. Дегтярева удалось найти только одну Литургию. Но подобных произведений у композитора - двадцать пять. Несколько духовных произведений были не так давно изданы. Много духовной музыки -около двадцати пяти произведений были созданы В. Калинниковым. Эти произведения написаны уже современным языком с использованием различных диссонансов.

Несколько лет назад Камерный хор Кузбасса дал концерт из произведений В. Калинникова, которые взяты из копилки исследователя. Концерт прошел с небывалым успехом. В дальнейшем В. Турдаков нашел еще ряд сочинений В. Калиникова. Однако два сочинения отыскать не удалось: первоначальный псалом «Благослови душе моя, Господа», с которого начинается Всенощное бдение и честнейшее херувимо «Величит душа моя, Господа».

Концерты «Золотого века» хоровой культуры эпохи просвещения XVIII - начала XIX в., т. е. классицистские концерты были найдены В. Турдаковым почти все. Имеется и партесный концерт второй эпохи (периода) разных авторов, но сочинений не так много. Эти произведения авторов С. Беляева, В. Титова, Белецкого сложны для исполнения.

Валентин Николаевич обратил внимание и на сочинения С. Давыдова, которые почти не исполняются, находятся в забвении. Забыто творчество А. Львова, Г. Ломакина, Г. Львовского, т. е. авторов XIX в., после Д. Бортнянского. Сочинения А. Архангельского имеются, печатаются в старинных сборниках, но они также почти не исполняются. Из авторов ХХ в. В. Турдакова интере-

суют духовные сочинения П. Чеснокова. Все найденные произведения исследователь проигрывал, восстанавливал, редактировал, систематизировал по жанрам и собирал в сборники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поисковая, исследовательская, подвижническая деятельность В.Н. Турдакова очень важна для восстановления утраченной традиции, т. к. церковная музыка - органичная часть нашей культуры - хранит высокий стиль русского народного музыкального гения, одухотворенности верой, любовью, творчеством по канонам ангелогласного пения. В ней заложены серьезные раздумья о смысле жизни. Поэтому дети, молодежь -наследники, продолжатели и хранители нашего национального достояния, смогут познакомиться с огромным пластом духовной музыки. А музыка, веками сопровождавшая наш жизненный путь от смертного к бессмертному, будет звучать в каждой душе россиянина, указывая дорогу к храму, где она обретает свое изначальное естество.

1. Захарченко В.Г. Новохристианская поэзия. Литературная газета. М., 2013. № 12.

2. Баранов Б.В. Курс хороведения. М., 1991.

3. Лихачев Д. С. Текстология. На материале русской литературы X-XVII веков. Л., 1983.

4. Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность, система и история. М., 2004. Т. 1.

5. Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси. Краснодар, 2000.

6. Творогов О.В. Археография и текстология древнерусской литературы. Москва; Санкт-Петербург, 2009.

7. Козлов В.П. Теоретические основы археографии. Новосибирск, 2003.

8. Чирков С.В. Археография в творчестве русских ученых конца XIX - начала XX века / отв. ред. С.О. Шмидт. М., 2005.

9. Мельков А.С. Русская археография в XIX веке. 8аагЪтскеп 2011.

Поступила в редакцию 14.01.2013 г.

UDC 78(571.17)

ARCHEOGRAPHER OF RUSSIAN SACRED MUSIC

Anatoliy Pavlovich MOKHONKO, Kemerovo State University of Culture and Arts, Kemerovo, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Professor of Variety Orchestra and Ensemble Department, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, e-mail: [email protected]

This work is devoted to the basic researcher and collector of works by famous Russian composers of sacred music, Valentin Nikolaevich Turdakov. The article is about the procedure, of search, restoration, editing, systematization by genre of the polyphonic music of the ancient monastic chants, Orthodox spiritual music of organic polyphonic style, classic spiritual concerts, spiritual art of other genres.

Key words: Sacred Music; regent; Psalm; domesticus and part singing; monk; singer; worship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.