Научная статья на тему 'Архаическая размерность социального: теоретические установки к пониманию концепции'

Архаическая размерность социального: теоретические установки к пониманию концепции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАИЧЕСКАЯ РАЗМЕРНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО / ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЭСТЕТИКА / ПОЛИТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ARCHAIC SOCIAL DIMENSION / POST-MODERN PHILOSOPHY / ESTHETICS / POLICY OF INTERACTION / HISTORICAL CONTINUITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глатко М. С.

Архаическая размерность социального совокупность независимых параметров, сформировавшихся в древности и определяющих генезис современного социума. Период архаики характеризуется рядом черт: наличие у человека актуального опыта проживания Беспредельного, Хаоса, непосредственность и теснота социальных связей, доверие, наличие общности идей и целей между индивидами, сознательная ответственность, включенность в Мир

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archaic social dimension: the theoretical setting to understand the concept

Archaic dimension of the social is a set of the independent parameters created in the ancient time and defining genesis of modern society. The archaic period is characterized by a number of lines: person’s actual experience of running through Boundless, Chaos, a spontaneity and closeness of social relations, trust, community of ideas and purposes between individuals, conscious responsibility, inclusiveness in the World

Текст научной работы на тему «Архаическая размерность социального: теоретические установки к пониманию концепции»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 26-27.

УДК 130.2 М. С. Глатко

АРХАИЧЕСКАЯ РАЗМЕРНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ К ПОНИМАНИЮ КОНЦЕПЦИИ*

Архаическая размерность социального - совокупность независимых параметров, сформировавшихся в древности и определяющих генезис современного социума. Период архаики характеризуется рядом черт: наличие у человека актуального опыта проживания Беспредельного, Хаоса, непосредственность и теснота социальных связей, доверие, наличие общности идей и целей между индивидами, сознательная ответственность, включенность в Мир.

Ключевые слова: архаическая размерность социального, постмодернистская философия, эстетика, политика взаимодействия, историческая преемственность.

Процесс рационализации окружающего мира приводит современный цивилизованный мир к осознанию утраты смыслообразующих основ, к чувствованию пустоты бытия. В современном мире, насыщенном товарами потребления, есть все для комфортного физиологического существования, но теряются навыки, необходимые для включенной и осознанной жизни в природе и обществе. Фокус внимания современного социума

- рациональность, ей отдается приоритет в построении бытия. Подобная концентрированность на ratio прослеживается с эпохи модерна, когда человек наивно полагал, что маркируемое интуитивным, суеверным, иррациональным чуждо человеческой природе и является, по сути, варварским и животным. Однако в том старом, сновидческом, поэтикомифологическом миропонимании остались особые принципы, способствующие восстановлению связи человека с Миром, что выражается в проживании человеком опыта сопричастности и непосредственности природы, а вместе с тем и общества.

Современный способ общения человека с жизненным пространством, с окружающими индивида людьми обнаруживает себя как абстрактный и анонимный. Имя - это всегда опознанность, а значит, адресованность, четкость. Иметь имя - ответственно. Однако в нынешних условиях (в условиях современной нам российской действительности), определяемых медиатехнологиями, рекламным трафаретом мысли и виртуализацией смыслового пространства, имя престает иметь значение, так же как и ответственность, для которой вовсе не остается места. В сложившейся ситуации социальные связи и отношения приобретают характер безликой опосредствованности, при этом медиаструктуры замещают живое индивидуальное начало, конкретного человека, социального индивида. Так, жизненная среда становится машиной, генерирующей безликий анонимный стандарт мысли (и межличностных отношений).

Полагаем, что современная социокультурная ситуация в целом имеет два пути возможного развития: первый - усиление технократии и утилитаризма, вымещение человека и человечности из области творения и культуры; второй - «перезагрузка человечности», рекультивация архаических принципов построения социума и способов взаимодействия с окружающим миром.

Исследование выполнено в рамках гранта Министерства образования и науки РФ, программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». Соглашение № 14.132.21.1038 от 10.09.2012.

© М.С. Глатко, 2014

Архаическая размерность социального: теоретические установки к пониманию концепции 27

В рамках данной статьи категория «архаическое» имеет два смысловых плана: во-первых, хронологический, при этом указанная категория понимается как древняя, старая, а во-вторых, генезисный - данная категория понимается как основополагающая, началополагающая.

Интерес к архаике вызван тем фактом, что именно этому качественному и хронологическому периоду соответствует первый опыт построения социального [1]. Данный период характеризуется рядом черт: наличие у человека актуального опыта проживания Беспредельного, Хаоса, включенность в Мир. Без сомнения, только обращение к архаике способствует переосмыслению таких ныне утрачиваемых понятий, как «родина», «родное», «дом», «быт», «благо», и выбору стратегии дальнейшего развития социума [2].

Что касается организации социального бытия, то следует отметить следующее: столпы так называемого «здорового общества» -это непосредственность и теснота социальных связей, доверие, наличие общности идей и целей между индивидами, а также сознательная ответственность. Полагаем, процесс «оздоровления», «очеловечивания» возможен при восстановлении вышеперечисленных основ, что сегодня достижимо через переосмысление концептов, предложенных такой управленческой стратегией, как анархизм. Особую ценность представляют принципы общественного устройства, предлагаемые данной идеологией.

Анархия может быть квалифицирована по следующим принципам: безгосударст-

венность (или тип государственности, воспринятый не извне и не сверху, а изнутри социального тела); договор как основа взаимодействия между людьми; свобода труда и союзов, община как основная форма объединения людей; общность идей и целей; имущественное равноправие. Некоторые из принципов требуют детализации, дополнительных комментариев.

Безгосударственность понимается как отсутствие централизации, поскольку централизация во многом определяет формирование абстрактных отношений в социуме, формализует живые линии социальных жизненных связей. Предлагаемый концепт децентрализации предусматривает непосредственное взаимодействие между человеком и человеком, а также между человеком и окружающим миром (отношение к природе как к родному). Свобода труда предусматривает возникновение его (труда) по воле индивидов и для решения непосредственных задач, таких, которые не навязаны кем-то извне, но вызваны актуальной необходимостью. Однако для преобразова-

ния современного социума недостаточно будет использовать только данные основополагающие начала, необходимы и какие-то дополнительные методики достижения «очеловечивания»; такие методики, нацеленные на ревизию способов мысли и очищение их от содержательного балласта, имеют место как в отечественной так и зарубежной философии.

Поскольку общество с «человеческим лицом» имеет иную, в сравнении с сегодняшней, ментальность, постольку для ее культивирования и оплотнения необходимо полное разрушение привычного способа мыслить и выход за его грань. Вместе с ним в стороне остается и привычный способ жизнеобустройства. Актуальной становится формула: «делаю так, потому что понимаю, что иначе невозможно».

Архаическая размерность социального есть имманентный современному социуму план бытия, содержащий в себе такие основания, как интуитивные, подсознательные, иррациональные. Попытки модерна отказаться от данной размерности бытия современного социума приводят к вымещению человечности из области творения и культуры, усилению технократии и утилитаризма. При этом стоит отметить, что указанные основания делают бытие современного человека полным, а процесс проживания -интенсивным. Синтез рациональности, обусловленной формальной логикой, и иррациональности - живое человеческое.

Для входа в архаическую размерность и для проведения исследовательской работы необходим особый методологический комплекс. Предложим лишь некоторые полагающие начало исследованию методы:

- метод адогматического мышления, предложенный Л. Шестовым и нацеленный на планомерное и последовательное сомнение, на отказ от готовых смыслов, завершенных форм;

- методы деструкции М. Хайдеггера, деконструкции Ж. Деррида, заключающиеся в постоянном разрушении бытия с целью ухода от мертвого, бессмысленного, пустого.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кребель И. А. Язык «живой архаики» в философии Серебряного века // Философия и социальная динамика ХХ! века : матер. II Между-нар. науч. конф. : в 3 ч. Омск : СИБИТ, 2007. Ч. 3. С. 68-79.

[2] Кребель И. А. Топологическая рефлексия -стратегия реанимации непредвзятого мышления (опыт понимания мысли Серебряного века) // Философия и социальная динамика ХХ1 века : матер. III Междунар. науч. конф. Омск : СИБИТ, 2008. С. 156-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.